Воспитание характера ребенка. Как воспитать в себе характер - особенности, рекомендации и отзывы

Первый шаг к становлению железной воли должен начаться с родителей. Избегайте гиперопеки. Классическая мама или папа любят отодвинуть ребенка и все сделать за него, приговаривая, что за ним потом придется все переделывать. Это ошибка, потому что ребенок начинает чувствовать неуверенность в своих силах. Разрешите вашему ребенку преодолевать трудности, так он быстрее набьет шишек и разовьет волю. Если же возникает трудность, с которой ребенок ну никак не может справиться, тогда помогите ему – попытайтесь понять вместе, в чем дело. Иногда бывает, что дело не в психологической устойчивости ребенка, а в плохой концентрации внимания или плохой моторике. Вероятно, ему нужен полноценный сон и физическая активность. Поставьте в детскую комнату комфортную кровать – например, из тех, что предлагает интернет магазин Reparo.com.ua . Если после здорового сна ребенок остается дезориентированным в пространстве, то лучше показать его нейропсихологу, который назначит коррекционные упражнения.

Читайте также: Человеческие проблемы ложны

Также приобщайте малыша к творческих упражнениям, различным играм, где надо соблюдать правила. Обычно сверхвозбудимые дети плохо справляются с ситуациями, когда требуется действовать по правилам, и это, несомненно, станет для них отличным тренингом. Родители должны внушить, что преодолевать трудности – это похоже на игру, это не только сложно, но и интересно. Нацеливайте ребенка не на результат, который он может достичь, а на сам процесс преодоления. Чем сложнее задачу вы ставите перед малышом, тем больше похвалы должно звучать в его адрес при успехах. Приучайте ребенка терпеть в процессе выполнения какой-либо задачи, но не упорствуйте слишком сильно. Ребенку надо давать посильные задачи, с которыми в его возрасте точно можно справиться.

Для каждого родителя их ребенок является самым лучшим, добрым, умным, красивым и талантливым, от рождения и на протяжении всей жизни. Но это субъективное мнение любящих людей. А вот чтобы о нем были такого же хорошего мнения и другие, причем не только в детстве и отрочестве, но и во взрослые, социально активные годы, родителям приходится прилагать немало усилий на поприще воспитания и становления характера своего ребенка.

Если ребенок долгожданный с первых дней его появления на свет невозможно сдерживать положительные эмоции и старания во всем угодить малышу. Как же не разбаловать ребенка с первых минут его еще бессознательной жизни, чтобы стал он гордостью родителей и достойным членом общества?

Для начала следует установить в семье единодушие в вопросе воспитания, когда во время выговора ребенку за плохой поступок от одного родителя, другой не будет тут же защищать малыша. Для этого все домочадцы должны с первых месяцев жизни ребенка совместно принять единую линию его воспитания, определить круг запретных действий для малыша и обсудить адекватные меры наказания за те или иные проступки. Этой модели следует придерживаться всегда, слегка корректируя ее по мере подрастания ребенка, но существенно не меняя.

Не нужно пугать маленького нарушителя, кричать и сердиться, вполне достаточно спокойно и корректно показать, что родители недовольны и как он может исправить положение. Но никогда дети не должны усомниться в том, что родители их любят, что у них есть уютный дом, любящая семья и крепкий тыл. Все свои детские беды и проблемы ребенок должен нести в дом, обсуждать с членами семьи и выбирать правильное решение совместно с ними, не боясь, что его не поймут или не выслушают.

Наказание за непослушание и нарушение установленных правил поведения должно быть соответственным тяжести проступка. В этом случае в ребенке формируется приоритетность ценностей, при котором обидеть человека или животное - более тяжкое преступление, чем разбитая чашка или неубранные игрушки.

Отношение ребенка к хамству или лжи формируется только личным примером его семьи. Если врать или ругаться - плохо, то все члены семьи должны вести себя соответственно, а не наказывать ребенка за сквернословие, употребляя при этом ненормативную или полунормативную лексику.

Чтобы у детей выработалось уважение к себе и уверенность в правильности поведения, не следует оскорблять и унижать его, кричать или бить. Необходимо всячески демонстрировать уважительное отношение и к нему, и к его взглядам и убеждениям, если они, конечно, не вредят окружающим.

Терпимое отношение к другим людям, их деяниям и поступкам прививается тоже в детстве. Маленький человек должен знать, что не он центр Вселенной, что другие - дети или взрослые тоже имеют свои желания и права. Научить его быть внимательным, удовлетворять свои желания, не нарушая при этом ничьих прав - первейшая задача родителей.

Каждый ребенок от рождения наделен определенными способностями, которые любящие родители должны постараться в нем разглядеть, всячески помогая им развиваться, поощряя и увлекая будущего биолога или компьютерного гения, футболиста или певца, столяра или пекаря теми занятиями, к которым у него есть тяга, и которые, став впоследствии его профессией, будут приносить немало радости в жизни от занятия любимым делом.

Воспитывая коммуникабельность, с детьми необходимо играть в интересные для них игры, даже если у родителей мало времени, надо хоть немного выделить его для своей крошечки. Ведь детям так нравится быть в центре внимания, хочется поиграть именно с родителями, а время, когда дитя еще не отдалилось от них, проходит очень быстро, можно не успеть испытать этот шквал позитивных эмоций от счастливого и радостного смеха ребенка.

Играя с малышами или уже более взрослыми детьми, нужно выбирать игры, развивающие их память и любознательность, в игровой форме: учиться писать и считать, заучивать стихи и прозу, играя в школу; научить, как вести себя в социуме - играя в дочки-матери; не бояться докторов и уколов - играя в больницу, привить любовь к пению и развить музыкальный слух - играя в концерты и так далее. Это и безумно увлекательно и очень полезно для формирования личности. Когда человек не стесняется петь и танцевать, имеет хорошую память, светские манеры, высокие достижения в профессиональной сфере, то он спокоен и уверен, что у него все получается, психика у него в норме, а сам он всегда в хорошем расположении духа.

И обязательно нужно воспитать в будущем члене общества ответственность за свои решения и поступки, демонстрируя это своим личным примером и купив ему домашнего питомца, ухаживание за которым будет его сферой ответственности. Следует объяснить ребенку, что будет, если его не покормить или не вывести на прогулку, и ни в коем случае не делать это за него.

Приложив такие титанические усилия, в результате родители получат почтительных и внимательных детей, а общество - ответственных и серьезных граждан, без психологических отклонений и всякого рода комплексов.


Зачем ребенку характер? Может, пускай подольше продлится безоблачное, беззаботное детство, когда взрослые за все в ответе, все решают и обо всем заботятся? Некоторым взрослым кажется, что воспитывать у сына или дочери характер — значит заранее ограничивать его непосредственность, непредсказуемость реакций, искренность, бесхитростность привязанностей. Так ли это? Попробуем разобраться.

Бесхарактерный человек целиком зависит от обстоятельств, в которые попадает. С веселыми людьми он смеется, со сплетниками — сплетничает, с унылыми — тоскует. Это флюгер, ничего самостоятельно не определяющий, который живет, как в вечной ссылке, в плену случайных событий и обстоятельств, перепадов собственного настроения, самочувствия, работоспособности. Кто может пожелать своему ребенку такое будущее?

Итак, характер нужен человеку, чтобы быть хозяином собственной, судьбы, полноправным автором своей жизни. И заботиться о его формировании следует с самого начала жизненного пути, ведь дебют, как известно, во многом определяет весь ход поединка человека с обстоятельствами и самим собой. Нам постоянно что-нибудь мешает в удовлетворении желаний, достижении целей. Характер является и условием, и продуктом преодоления всех и всяческих препятствий, возникающих на пути развертывания индивидуальности.

Если о темпераменте мы говорили, что он не может быть хорошим или плохим, что все зависит от успешности выработки индивидуального стиля жизнедеятельности, то о характере сплошь и рядом можно услышать: «отвратительный», «невозможный», «тяжелый», «вредный». Почему? Потому что в характере проявляется причастность человека к судьбам других людей, от него зависят поступки. Флегматичный ребенок может вырасти и деятельным, старательным, настойчивым, и пассивным, безынициативным, ленивым. Ребенок с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, растущий в благоприятной атмосфере, радует учителей энергичностью и работоспособностью, но этот же первоклассник может вследствие родительского попустительства оказаться неугомонным болтуном, паясничающим и не реагирующим, на замечания.

Нет и не может быть врожденной жестокости, грубости, лживости, как не бывает и врожденной доброжелательности, чуткости, отзывчивости, честности. Эти и многие другие характерологические свойства целиком определены условиями социализации ребенка, индивидуальными особенностями его родителей, их психологической совместимостью, ценностями, которые семья считает первостепенными.

Темперамент — не более чем фундамент, на котором строится характерологическое здание. Правда, этот фундамент может быть основательным, надежным, а может оказаться и недостаточно устойчивым, хрупким. Иногда он универсален, пригоден для разных зданий, а бывает — ограничивает выбор узкими рамками.

Не считаться с индивидуально-типологическими особенностями сына или дочери, пытаться перекраивать характер на свой лад — не только бесполезно, но и опасно, поскольку грозит невротическими и другими отклонениями в развитии индивидуальности.

В чем проявляется характер ребенка? Давайте представим детей, которые приезжают к бабушке в гости только летом, ненадолго. Несмотря на эпизодичность, фрагментарность контактов, многое в их характерах все-таки угадывается: «Маша всегда рвется мне помогать и на кухне, и на огороде. Когда я ей предложила нарисовать маме что-нибудь ко дню рождения, чтобы отправить в письме, она два дня старалась, переделывала свой рисунок, раскрашивала, фантазировала, представляла, как мама удивится, что скажет о ней. Добрая растет девочка, трудолюбивая, будет прилежной ученицей. А Костя, как из другой семьи, хотя всего на год моложе! Помочь — не допросишься, даже клубнику для себя и сестры собрать с грядки и то не хочет. Еле заставила матери поздравление к празднику сделать. Так он сидел с лицом мученика, обижался на меня. Правда, потом увлекся и неплохо нарисовал открытку. Но как-то не от души подарок готовил, а просто, чтобы отвязались. Я всегда говорила дочери, что она его балует, и она считает его маленьким, заставляет Машу ему во всем уступать. К примеру, когда внучка катается на детских качелях , Костя сразу просит её встать, и она ему уступает. Детские подвесные качели в Москве , то есть дома, также могут стать причиной разногласий» - рассказывает бабушка Кости и Маши.

Характер проявляется в том, как ведет себя человек, каков он в деятельности, какие цели перед собой ставит, какими путями стремится к их достижению. На каждом возрастном этапе те индивидуально неповторимые способы действий, в которых выражается характер, фиксируются, закрепляются, прежде всего, в рамках ведущей деятельности. Игра дошкольника, учение младшего школьника, общение подростка со сверстниками — главные, основные виды деятельности, в которых раньше, отчетливее, ярче можно наблюдать тенденции развития характера ребенка.

К аждый раз, когда я пишу о воспитании детей, люди отправляют мне электронные письма с просьбой писать ещё. Я понимаю их.

Воспитание - тяжелый труд.

Большинство людей, внимательно следящих за моим служением, знают, что это та сфера моей жизни, к которой я отношусь очень серьезно. У нас с Черил было одно особое желание, когда мы воспитывали наших мальчиков, - поощрять их любить Христа и проявлять Его характер.

Это здорово учить наших детей, как играть в спортивные игры или как хорошо учиться в школе, и я думаю, что мы должны это делать, но наша самая главная цель должна состоять в том, чтобы помочь им стать людьми, стремящимися иметь хороший характер — а конкретнее, характер Христа.

Признавая Библию величайшим руководством в этом вопросе, однажды я разработал модель по воспитанию детей, которая называется Масличное Воспитание .

Эта модель основана на паре стихов из Писания.

  • Пс. 127:3: “Сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей.”
  • Пс. 143:12 “Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости.”

Вот несколько фактов, которые я прочитал об оливковых деревьях:

  • Они были символом мира и счастья для евреев.
  • Для того, чтобы некоторые сорта начали приносить плоды, нужно 8-10 лет.
  • От 20 до 50 лет уходит на то, чтобы оливковое дерево стало зрелым и по-настоящему плодоносным.
  • Никто точно не знает, как долго они растут; но по приблизительной оценке от 300 до 600 лет, по некоторым оценкам до 2000 лет.
  • Когда ствол оливкового дерева умирает, появляются новые побеги, которые сохраняют дерево живым.
  • Оливковые деревья - вечнозелёные.

Видите ли в этом какую-либо параллель с воспитанием детей, или с вашими желаниями для их жизни?

Я твердо верю в то, что мы, с большей долей вероятности, получаем от жизни то, к чему действительно стремимся, поэтому нашей целью стало воспитать детей так, чтобы, став взрослыми, они приносили плоды праведности из поколения в поколение. Мы начали думать стратегически, как развить библейские черты характера, приносящего плоды, в наших двух мальчиках.

Библия также дает нам некоторые четкие указания о том, как выглядит плод праведности.

Послание к Галатам говорит:

“Плод же Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, кротость, умение владеть собой.” (Гал. 5:22-23, Новый рус. пер.)

Вот некоторые советы для стимуляции роста каждого из этих плодов:

Любовь

Любовь - это первый из упоминаемых плодов и, возможно, самый важный. Иисус сказал, что “любить” - наибольшая заповедь для нас. Я не думаю, что мы можем научить наших детей любить. Мы должны стать для них в этом примером.

Вот некоторые действия, которые вы, тем не менее, можете предпринять, чтобы привить этот плод в их сердце:

  • Задавайте детям вопросы об их жизни. Познавайте своего ребенка и то, о чем он думает.
  • Делайте все с любовью - даже приучая к дисциплине. (Они почувствуют, когда вы действуете не по любви. Как и вы сами.)
  • Дисциплинируйте. Не пренебрегайте дисциплиной “во имя любви”. По сути, дисциплина должна быть показателем того, что вы любите их достаточно сильно, чтобы приучать поступать правильно.
  • Наблюдайте за тем, как вы относитесь к другим группам людей, в том числе, к другим расам и этническим группам.
  • Наблюдайте за тем, какое мышление у вашего ребенка - придавайте больше значения его отношению, нежели действиям (1 Цар. 16:24) и реагируйте соответствующим образом.
  • Любите друзей ваших детей.
  • Будьте добры по отношению к вашим соседям, друзьям и семье. Они наблюдают за вами.
  • Принимайте участие в делах церкви и общины не по принуждению, но из-за того, что вы любите людей.

Радость

Научить ваших детей радоваться не обязательно значит сделать их счастливыми, даже несмотря на то, что большинство родителей справедливо желают этого своим детям. Но Библия делает различие между радостью и счастьем (Пс. 67:4).

Вот некоторые действия, которые вы можете предпринять, чтобы привить плод радости в сердце ваших детей:

  • Не празднуйте всё подряд. Жизнь не должна быть одним большим праздником. Она не должна вращаться вокруг очередного большого события.
  • Имейте чувство юмора. В процессе воспитания детей, веселитесь. Позвольте им увидеть, что вы получаете радость от жизни.
  • Будьте позитивными. Дети не способны перенести давление и стресс от жизни, с которыми приходится справляться взрослым.
  • Позвольте своим детям радоваться жизни соответственно тому возрасту, в котором они находятся - не пытаясь сделать из них тех, кем они не являются.
  • Жизнь трудна и в ней будут испытания, но позвольте вашим детям увидеть, что вы используете испытания как нечто, из чего вы извлекаете уроки, и то, во время чего вы не теряете веру; будучи уверенными в том, что Бог обратит все во благо.
  • Напоминайте себе, что Писание говорит: “всегда радуйтесь” . Покажите это детям на своем примере.

Мир

Мир (спокойствие) является основанием для других сильных черт характера, которые вы желаете для своих детей. Библия говорит, что мы можем иметь мир внутри нас, независимо от жизненных бурь. Я знаю многих взрослых людей, которые сами хотели бы иметь такой мир. Без сомнения, вы хотели бы, чтобы у ваших детей он был.

Вот некоторые действия, которые вы можете предпринять, чтобы показать такой мир вашим детям на собственном примере:

  • Каждый день молитесь за своих детей в их присутствии. Это показывает важность молитвы и доверия Богу для ежедневного укрепления.
  • Учите их молиться. Иисус учил Своих учеников молиться. Помогите вашим детям понять, что они могут разговаривать с Богом в любое время. Они будут усваивать это очень быстро. Вера приходит намного легче, когда она закладывается в детстве.
  • Позвольте им видеть, что вы регулярно читаете Библию. Истина может быть нашей опорой, когда мы боимся или переживаем стресс.
  • Рассказывайте о своей вере. Состояние покоя можно обрести через взаимоотношения, и им нужно увидеть это на примере.
  • Оставайтесь невозмутимыми в стрессовых ситуациях - настолько, насколько это возможно. Нет ничего страшного в том, что они увидят ваши эмоции, но они должны незамедлительно увидеть, что внутри вас - мир, превосходящий понимание.

Терпение

Это сложно для меня, потому что это одно из моих слабых мест, но это является частью плода Духа, которую Бог поощряет в нас. И наши дети очень нуждаются в нём.

Вот некоторые действия, с помощью которых вы можете помочь вашим детям обрести это качество характера:

  • Позвольте им видеть, как вы сами терпеливо ожидаете. (Если мои мальчики или моя жена прочитают это, они удивятся, увидев это во мне самом. Тем не менее, мне много раз в своей жизни приходилось ждать, чтобы увидеть полную картину. Я старался делать это очень терпеливо.)
  • Время от времени заставляйте ваших детей ждать. Да, я не оговорился. Дети не должны получать всё сразу же, и, конечно же, не должны иметь возможности требовать этого с помощью истерик или слёз. Статистика, которую я читал, говорит о том, что сегодня дети получают 90% всего того, что они хотят, но будучи взрослыми, они получат менее 25%. Мы готовим их к неудачам, когда даём им всё, чего они хотят.
  • Не жалуйтесь. Делайте всё без жалоб и споров (Флп. 2:14).
  • Не позволяйте своим детям думать, что они являются центром вселенной. Они им не являются, в действительности им является Бог. Поощряйте их, но не надевайте на них царскую корону.

Великодушие (благость)

Великодушие можно определить, как “подлинное дружелюбие, отзывчивость и щедрость”.

Вот несколько способов, чтобы привить вашим детям великодушие:

  • Будьте дающим человеком, а не принимающим. Позвольте вашим детям видеть, как вы регулярно жертвуете для других людей.
  • Никогда не позволяйте вашим детям видеть ваше недоброжелательное отношение к кассиру или официантке.
  • Познакомьтесь с вашими соседями и по-настоящему проявляйте заинтересованность их жизнью.
  • Никогда не позволяйте себе делать унизительные замечания в адрес других членов семьи.
  • Заботьтесь о нуждающихся людях.
  • Постоянно жертвуйте/служите в церкви и в обществе.

Доброта (милосердие)

Иисус говорил: “хорошо, добрый и верный раб” и “дерево доброе приносит и плоды добрые.” Доброе это противоположность плохого. (Логично, не так ли?)

Вот некоторые советы, как привить вашим детям доброту и милосердие:

  • Поощряйте хорошие поступки ваших детей, совершенные для других людей.
  • Особенно хвалите ваших детей за то, что они делают хорошие дела. (Это можно делать на словах, и не обязательно каждый раз им что-нибудь покупать).
  • Никогда не позволяйте вашим детям видеть, как родители спорят или ругаются.
  • Всегда требуйте от них уважительного отношения. Они не обязаны всегда соглашаться, но они должны всегда иметь уважение.
  • Всегда провозглашайте истину. Никогда не позволяйте им видеть, что вы лжете, даже если это “мелкая безобидная ложь.”
  • Учите их немедленному послушанию. Не позволяйте им “раздумывать” о том, слушаться ли вас. Это особенно актуально по отношению к вашим маленьким детям.

Верность (вера)

Дети будут настолько верными, насколько верны вы сами, поэтому, для того, чтобы увидеть, как они растут преданными личностями, вам придется показать им это на своем примере.

Вот некоторые практические шаги, которые помогут вам в этом процессе:

  • На раннем этапе их жизни будьте верными в том, в чем вы ждете посвящения от них на более позднем этап. Если вы хотите, чтобы они ходили в церковь, будучи взрослыми, тогда постоянно берите их с собой, пока они еще дети.
  • Если вы взяли на себя обязательство что-то делать, сделайте это. Пусть ваше Да будет да и Нет - нет . Будьте той опорой в их жизни, на которую они всегда смогут опереться.
  • Будьте верными во всех взаимоотношениях. Они наблюдают за вами.
  • Будьте последовательными. Если сегодня что-то неправильно с нравственной точки зрения, то оно будет неправильным и завтра.
  • Пусть они знают, что могут полагаться на вас в том, что вы сделаете то, что пообещали сделать для них или вместе с ними.
  • Позвольте им постоянно видеть вас в те моменты, когда вы пребываете в молитве и общении с Богом.

Кротость

Это слово означает “не грубость.” Это не значит быть “серой мышкой”, и это также не означает избегать дисциплины. Это значит быть кротким, даже когда вы гневаетесь. Во 2 главе Евангелия от Иоанна, когда Иисус пришел в Храм, чтобы выгнать менял, Он сначала сделал кнут. Это был категоричная и решительная реакция, но она была запланирована “в кротости.”

Вот некоторые шаги, которые вы можете предпринять, чтобы привить вашим детям это качество характера:

  • С легкостью прощайте их. Не таите обиду на тех, кто причинил вам зло.
  • Не позволяйте вашим детям бояться подойти к вам по какому-то вопросу только из-за вашей возможной реакции.
  • Опуститесь до уровня глаз детей, когда вы пытаетесь объяснить им что-то или когда вы отвечаете на их вопросы.
  • Всегда будьте готовы разговаривать с вашими детьми.
  • Нежно разговаривайте со своим супругом / своей супругой.
  • Когда возникает какое-то разногласие в общественном месте, например, в ресторане, это нормально — защищать свои интересы, но это следует делать кротко, проявляя уважение к другому человеку. Не может быть оправдания тому, чтобы быть грубым и неприятным.

Умение владеть собой (воздержание)

Противоположностью этому является неорганизованность. Это важное качество характера, потому что оно оказывает влияние на все остальные.

Вот некоторые практические шаги, которые помогут вам воспитать самоконтроль в ваших детях:

  • Не позволяйте им устраивать истерики. “Самовыражение” не является оправданием для разнузданности.
  • Учитесь личной дисциплине и показывайте им пример в таких вещах, как ежедневное чтение Библии, зарядка и отделение десятины.
  • Помните сами, что грех имеет последствия, и научите своих детей этому принципу. (К сожалению, вы можете показать им и в этом пример.)
  • Используйте соответствующие дисциплинарные меры для каждого ребенка. Все дети разные.
  • Определите мотив, который стоит за поступком, до того, как вы накажете своего ребенка.
  • Устраивайте подходящие испытания для них по мере того, как они взрослеют, чтобы узнать, могут ли они справиться с какой-либо ситуацией. Когда они становятся старше, всё больше и больше доверяйте им.

А сейчас последний шаг в модели Масличного Воспитания . Вы должны научить своих детей пребывающему постоянству!

В Евангелие от Иоанна 15:5 Иисус говорит:

“Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.”

Если наши дети смогут овладеть этим навыком, все эти остальные приложатся и станут их неотъемлемой частью. Они научатся этому лучше всего, когда будут видеть, как это делаете вы.

Подписывайтесь:

Я молюсь за ваше воспитание детей.

Я должен напомнить вам о том, что это - “модель” и я не был совершенным, когда применял её сам. Что-то у меня получилось лучше, чем остальное. На самом деле, действительность такова, что мы редко достигаем того, что мы не делаем своей целью, - поэтому поставьте себе такую цель, и вы обнаружите, что вам легче будет достичь её, чем, если вы не будете иметь никаких планов вообще.

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет-ского фонда Татьяна Шишова :

Избегайте гиперопеки. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», внушает ребенку неуверенность в своих силах. Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, нерадостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («Что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «не дожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и идя по пути преодоления трудностей.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

Больше рассказывайте детям о волевых людях, прео-долевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Чаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время - потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.