Обучение цветам детей. Тест готовности и план изучения цветов

«Моему сыну уже два года, но он так и не научился различать цвета», «Моей дочке кажется, что все вокруг зеленое», «Учим цвета с ребенком уже два года, а он все еще продолжает их путать» - в жизни молодых мамочек есть распространенные проблемы, на которые они жалуются друг другу и просят совета. Действительно ли все так плохо или неопытные родители просто паникуют раньше времени?

Мамочки стараются как можно быстрее научить ребенка различать цвета

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета?

Давайте постараемся вместе понять, до какого возраста трудности с определением цвета не должны вызывать опасения у родителей, а когда уже считаются патологией. Итак, если ребенку всего лишь 2 годика, то нет никакого повода расстраиваться из-за того, что он еще не научился различать цвета. Сначала ему необходимо освоить речь, а только после этого можно переходить к изучению и познанию нового материала.

Одни дети уже в 3 года могут узнавать и называть оттенки, отделять их друг от друга (как правило, это происходит в том случае, если вы занимаетесь с малышом со младенчества), а другие и в 5 лет продолжают их путать. Как первый, так и второй вариант является нормой. В том случае, если у родителей ребенка нет трудностей с цветоощущением, то вероятность, что эта проблема будет у их малыша, сводится практически к нулю. Однако, если вы носитель гена дальтонизма, то существует риск, что ваши сыновья родятся дальтониками. Он составляет 50 процентов. У девочек проблем с цветовосприятием быть не может, так как дальтонизм - чисто мужское отклонение.

Поставить ребенку диагноз «дальтонизм» врач в состоянии не раньше, чем малыш достигнет семилетнего возраста. Это связано с тем, что дошкольник может в принципе не понимать, что означает термин «цвет». Именно по этой причине он может все еще путать оттенки.

Подтвердить или опровергнуть предположение о наличии дальтонизма у ребенка можно с помощью проведения диагностики распознавания цветов по полихроматическим таблицам. Она проводится также не раньше семи. По каким еще причинам ребенок может не определять цвета:

  • вы начали поздно знакомить его с расцветками (только с вашей помощью малыш может научиться различать и запомнить их названия);
  • чадо забавляет ваша реакция на его ошибки, поэтому он нарочно начинает говорить неправильно;
  • связано с его темпом познания мира.

В любом случае необходимо заниматься с малышом с ранних лет. Тогда не будет проблем ни с распознаванием цветов, ни с речью, ни с воспитанием.



Тесты на дальтонизм проводятся только после 7 лет, когда ребенок уже точно понимает цветовые различия

Как научить ребенка цветам?

Если вы хотите научить малыша как можно быстрее определять цвета, то начните его водить на развивающие занятия в детский центр или клуб. В группе, коллективе, с ровесниками необходимая информация запоминается намного лучше.

Никогда не задавайте ребенку вопрос: что это за цвет? Иначе вы рискуете развить у него чувство неуверенности в себе, связанной с боязнью ошибиться. Тогда сколько бы вы не занимались с ним, результата не будет. Лучше называйте оттенки как бы между прочим – например, во время рисования или игры: «у тебя получился очень красивый красный цветочек» или «бросай мне этот зеленый мяч». Не заставляйте малыша насильно что-либо заучивать. По крайней мере на первых этапах развития чрезмерная настойчивость может обернуться против вас же.

Перед тем как начать изучение, обратите внимание на формирующийся характер ребенка и его возраст. Не все дети запоминают новую информацию легко и быстро. Кому-то надо несколько раз повторить, чтобы он смог запомнить, а кому-то и одного раза будет достаточно. Так с чего же начать? Вот несколько советов:

  1. В первую очередь объясните, что существуют разные цвета. Назовите их.
  2. Покажите примеры этих расцветок на различных предметах, уже известных малышу.
  3. Не забывайте, что изучать новую информацию следует в игровой форме. Так ребенок лучше усвоит и запомнит ассоциативный ряд.
  4. Сначала займитесь изучением основных оттенков и только после того, как ребенок полностью их освоит, вы можете переходить на остальные.
  5. Учить рекомендуется в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий.
  6. Не знакомьте с новым цветом, если еще не выучен предыдущий.
  7. Используйте разные речевые конструкции: это желтый мяч, синее платье.

Если все цвета выучены и «отскакивают от зубов» точно так же как таблица умножения, можно переходить к упражнениям посложнее. Объясните малышу разницу между теплыми и холодными оттенками.

Возрастное обучение

Важно вовремя начать обучение: не раньше положенного срока и не позже. Только в таком случае малыш будет развиваться правильно и отстанет от своих ровесников по знаниям. Давайте разберемся, как научить ребенка цветам в возрастном промежутке от 12 до 36 месяцев.

Так, кроха обращает свое внимание на различие в оттенках уже с момента своего рождения. Желтый он распознает первым, поэтому изначально отдает свое предпочтение именно желтым погремушкам. Вы можете уже с младенчества давать первые представления, показывать и объяснять, как цвет выглядит на примере игрушек. Однако не ждите, что он тут же сможет все запомнить. Грудной – это такой период в жизни малыша, в котором всю информацию он воспринимает пассивно. Он еще мало понимает то, о чем ему говорят окружающие, но это не значит, что можно говорить всякую ерунду. Пройдет немного времени, информация начнет постепенно укладываться в голове и в итоге будет переработана в речь. Именно поэтому будет нелишним уже сейчас рассказывать малышу о цветовых понятиях, говорить, как выглядит его любимая игрушка, столик или лопатка.

Один-два года

Это новый период в жизни ребенка. Теперь можно научить его раскладывать предметы по цветам – зеленые кубики ставить с зелеными, красные с красными и т.д. Все это может оказать помощь в изучении цветовой гаммы.

Не надо заставлять малыша заучивать названия цветов. Умение их сортировать является первым шагом к пониманию различий (рекомендуем прочитать: ). Наклеивайте на листы разноцветные наклейки, лепите фигурки из пластилина, рисуйте цветными карандашами, красками, мелками или фломастерами.



Игры на сортировку по цветам помогут ребенку на подсознательном уровне запомнить различия между ними

Три года и старше

Начиная с 3-4 лет, ребенок познает мир с помощью различных физических действий. Ему необходимо бросать, сыпать, перебирать, трогать предметы, двигаться. Только так он сможет быстрее разобраться в окружающем его мире и в цветах.

Во время рисования как можно чаще проговаривайте юному художнику, что и каким цветом он рисует. Например, «солнышко мы рисуем желтым карандашом, небо – голубым, травку – зеленым» и т. п. Когда он станет чуть старше, смешайте с ним краски и обратите внимание на то, что за оттенок в итоге получится. Подобные эксперименты обязательно развлекут и увлекут ребенка. Он захочет создать свой авторский цвет и не успокоится, пока мама при очередном смешивании красок не скажет: «это получился фиолетовый… а это коричневый… ой, а такой цвет я не знаю, давай придумаем ему свое уникальное название?».

Также вы можете помочь разобраться в цветах с помощью книжки, рассматривая вместе иллюстрации к сказкам. Этот метод применим не только по отношению к картинкам, но и ко всему окружающему миру. Привязывайте оттенки к любым предметам, тогда ребенок сможет научиться их определять очень быстро. Не забывайте, что обучать надо в легкой и игровой форме.

Учим цвета с помощью игры

Ни для кого не секрет, что запоминание информации лучше всего происходит во время игры. Это применимо и к изучению цветов. Представленные ниже игры помогут вам объяснить различие в оттенках:

  • Путаница. Для игры нам нужны разноцветные ручки. Снимите колпачки, а потом предложите попробовать подобрать к ним ручки, которые будут одинаковыми по цвету. Во время игры вы можете надеть колпачок одного цвета на ручку с другим цветом. Ваш малыш обязательно укажет на вашу ошибку и исправит ее.


Цветные ручки или фломастеры тоже могут стать игровым учебным материалом
  • Найди лишний. Для этой игры потребуются разноцветные шарики. Дайте ребенку несколько желтых шариков и один красный. Он должен выбрать среди шариков лишний, т. е тот, который будет отличаться от остальных. Цвета можно изменять в зависимости от того, что вы хотите выучить.
  • Подбери пару. Эта игра станет отличным помощником при изучении цветов. Малышу надо подобрать подходящую крышу к домику, кабину к машинке. Этих пар может быть бессчетное множество. Есть и другой вариант этой игры: надо разложить перед непоседой неправильно подобранные пары. Он же будет находить и исправлять ваши ошибки.

Цветное лото

Интерес к этой игре возникает у детей приблизительно в 1,5 года. Правила игры в детское лото существенно отличаются от правил взрослого варианта. Смысл игры заключается в следующем: надо на предложенном игровом поле разложить подходящие к нему карточки; одно игровое поле содержит в себе картинки, имеющие только один цвет, поэтому ребенку нужно сначала из всего набора карточек выбрать те, на которых имеются изображения того же цвета, что и у картинок, расположившихся на игровом поле. Только после того, как он сделает это, можно переходить к следующему этапу игры: подбору соответствующих картинок.

«Цветные» дни»

Эта игра приобрела большое распространение в наше время. Ее смысл в том, что ребенок на протяжении одного дня, а иногда и недели, должен постоянно сталкиваться с предметами одного и того же цвета. Благодаря такому ненавязчивому способу он сможет очень быстро запомнить оттенки. К примеру, в «красный» день, нужно играть только с красными игрушками, одевать только красные вещи. При этом не забывайте периодически называть цвет, когда встречаете на своем пути. Что еще можно делать в такие дни:

  1. во время прогулки ищите машины с соответствующей окраской;
  2. лепите из пластилина, рисуйте картинки, делайте подделки с изучаемым цветом;
  3. играйте с цветовой сенсорной коробкой;
  4. играйте в цветное лото, используя карточки;
  5. ищите в доме однотонные игрушки;
  6. включите в рацион цветные продукты.


Изучая один из цветов, нужно целый день акцентировать внимание именно на нем

Сортировка по цветам

В играх такого типа малышу нужно разбивать игрушки на несколько групп по правилу: одна группа игрушек – один цвет. Вы при этом постоянно проговаривайте все его действия. Что же можно сортировать? Давайте рассмотрим несколько вариантов игры, это нужно знать всем мамам:

  • Можно раскладывать бусины по мискам. Предложите малышу немного пофантазировать: пусть представит, что перед ним лежат не бусины, а конфеты. В скором времени к нему собираются прийти игрушечные друзья. Он очень хочет их угостить конфетами, но, к сожалению, товарищи малыша привередливы в выборе лакомств. Так, мишка ест только красные конфеты и ему совсем не нравятся зеленые, а заяц любит желтые, но никогда не станет кушать синие. Чтобы не обидеть своих друзей, ребенку нужно перед их приходом обязательно разложить конфеты по цветам: желтые к желтым, красные к красным и т. д.
  • Для второго варианта игры понадобится цветовой сортер. Сделать его очень легко: приготовьте любую ненужную коробку, например, из-под чая, и цветную бумагу. Обклеиваем эту коробку цветной бумагой и делаем в ней прорези. Все, наш сортер готов. Предложите крохе проталкивать в прорези различные игрушки. Это могут быть любые мелкие детали: пуговицы, бусины, мозаика.
  • Вместо сортера можно использовать простой лист бумаги с цветовыми секторами. Предложите разложить игрушки на листе бумаги в зависимости от окраски сектора.

Разновидностей «сортировочных игр» множество. Их нетрудно придумать и самим, нужно только уметь пользоваться своим воображением.



Сортировочные игры можно сделать из подручных материалов или купить в магазине

Найди цвет

Попросите ребенка найти предметы с выбранным вами цветом. Покажите ему, как это делается или поиграйте вместе (идеально, если получится собрать компанию из 2-3 детей). В первую очередь следует искать предметы с одинаковым цветом. Это могут быть детали мозаики или конструктора, кубики. Потом можно усложнить задачу и предложить поискать предметы одновременно с несколькими оттенками. Эта игра идеально подойдет малышам, которые только начинают знакомиться с цветовой гаммой.

Карточки Домана

Если вы хотите, чтобы непоседа научился различать и называть цвета, непременно попробуйте с ним позаниматься по карточкам Домана - это самый легкий и действенный способ. Молодым родителям не придется тратить много времени и сил для этого. Вы можете быть уверены, что желаемый результат не заставит себя долго ждать. Необходимо только время от времени закреплять полученные навыки. Это можно делать с помощью других игр (найди лишний, «цветовые» дни). Если же вы этого делать не будете, то через некоторое время кроха может забыть названия цветов и тогда вам придется начинать учить их заново.

Не тратьте свои силы на запоминание названий цветов, которые вы сами в повседневной жизни не употребляете. Зачем, к примеру, малышу запоминать пурпурный оттенок, если вы сами, встретив его, назовете фиолетовым. Когда ребенок проявляет признаки усталости и теряет интерес к игре, необходимо прекратить занятие. Комментируйте свои действия, хвалите малыша за любые его достижения, тогда процесс обучения будет доставлять удовольствие вам обоим, а это значит, что запоминание названий цветов произойдет очень быстро и увлекательно.

В развитии младшего дошкольника нет неважных моментов, вот почему родителям следует вовремя научить ребенка различать цвета. Это подготовит к школе и поможет в дальнейшем привить художественный вкус. Есть множество интересных для малышей игровых методик, которые помогут усвоить сложный материал в простой и доступной форме.

Специфика детского восприятия цвета

Зрение у человека начинает развиваться еще в материнской утробе. Так, к 7 месяцам у эмбрионов уже полностью сформированы органы зрения и открываются веки. Однако новорожденный видит плохо, поскольку его глазные мышцы развиты пока весьма слабо, он не способен различать цвета.

Исследователи выделили следующие этапы цветовосприятия младенцев.

  1. Начиная со второго месяца они способны различать черный и белый.
  2. В 3-4 месяца воспринимают желтый, красный, оранжевый, а немного позднее – синий и зеленый, даже фиолетовый, но при условии, что краски будут насыщенными, яркими. Оттенки пока дети не дифференцируют.
  3. В 9-12 месяцев ребенок способен различать уже многие цвета.

Учитывая эти возрастные особенности восприятия, родителям рекомендуется приобретать для крох яркие погремушки, поскольку пастельные тона они еще не воспринимают. Это поможет детям научиться быстрее понимать палитру, а в дальнейшем – более успешно изучать цвета.

Лучший возраст для обучения

Дети рано начинают понимать различие цветов, но для того чтобы они запомнили названия, родителям придется постараться. Специалисты рекомендуют приступать к целенаправленным тренировкам с того момента, как ребенок научился ходить, то есть примерно в годик. Именно в этот период малыши становятся очень любознательными, что и следует использовать. Рассказывая что-либо крохе, показывая предметы, можно не просто называть их, но и описывать, говорить, какого они цвета. Постепенно информация отложится, и в дальнейшем такому ребенку будет значительно проще получать важный материал.

А занятия по дифференциации цветов проводятся уже в 2 или в 3 года. Для этого активно используется игровая форма, ребенку должно быть весело и интересно, только в этом случае речь может идти о продуктивном обучении.

Поэтапная работа

Начинать надо с основных вариантов, например желтого и красного, они проще для ребенка. В следующей таблице представлены стадии процесса обучения по возрастам.

Возраст малыша, годы Доступные формы Рекомендуемая продолжительность, мин
1-1,5 Мама может называть не только сам предмет, но и его цвет. Можно повесить над кроваткой разноцветную яркую погремушку и каждый день повторять окрас ее элементов, трогая их один за другим. При кажущейся бесполезности это занятие помогает ребенку постепенно запоминать мамины слова, чтобы потом начать их использовать. 2-5
1,5-2 Продолжается повторение цветов, при этом важно использовать активное слушание. Так, мама может попросить кроху принести ей именно красный мячик.

Полезным будет рисование пальчиковыми красками или мелками, взрослый при этом называет, какой оттенок использует малыш для творчества.

До 10
2-3 Обучение спектру переходит в активную стадию. Можно использовать блоки Дьенеша, предложить крохе классифицировать предметы по цветам, находить лишнее. 10-20
3-4 Продолжается знакомство с цветами и их оттенками в игровой форме. 20-30

Каждое занятие должно превратиться для малыша в маленький праздник, поэтому можно смело использовать игры, включать его любимую музыку. Главное – ребенка нельзя переутомлять, допустимо заниматься всего по две минуты, но несколько раз в день – это будет гораздо продуктивнее, чем скучное заучивание и неоднократное повторение.

Упражнения для малышей

Первое знакомство с цветом лучше всего провести, используя кубики. Сначала ребенку показывают красный кубик, мама говорит: «Посмотри, вот красный кубик», выделяя голосом название цвета. «Он яркий и красивый, красного цвета помидоры, яблоки, перец». Потом мама должна отдать кубик крохе, чтобы он как следует изучил цвет.

Следующий шаг – закрепление: мама с малышом проходят по квартире и находят все предметы красного цвета (можно заранее подготовиться и разложить их). На следующий день можно рассмотреть карточки, на которых изображены соответствующие предметы, все еще раз проговаривается. Подобные занятия повторяются несколько дней (их точное количество зависит исключительно от способностей ребенка).

Наконец, следует проверить, насколько хорошо усвоен материал. Мама берет два разноцветных кубика и просит: «Покажи мне красный кубик, где он?». Если ответ верный, следует приступать к изучению следующего цвета (синего) по аналогичной методике. Затем – желтого и зеленого. Но если малыш пока затрудняется, не стоит его торопить.

Когда цвета выучены, нужно закрепить материал. В 1,5-2 года можно предложить ребенку забавные игры, которые помогут ему правильно различать цвета. Например, мама заранее рисует домики разных цветов (основных) и «жителей» — таких же оттенков зверей или человечков. Ребенок должен расселить их. Во время работы следует комментировать: «Правильно, желтую мышку мы заселяем в желтый дом» или «А почему же красного человечка мы помещаем в синий дом? Как надо правильно?».

Также для возраста подойдут следующие упражнения.

  • Распределение. Мама дает крохе формочки и пуговицы разных цветов, ребенок должен разложить пуговицы по емкостям.
  • Постройка башен из кубиков. Используются только два цвета, взрослый просит малыша выстроить из них две башни таким образом, чтобы каждая из них была своего цвета.

Главное правило успеха – ежедневные, но неутомительные тренировки, только в этом случае названия прочно отложатся в мозгу малыша. Работа пока ведется с четырьмя основными цветами – красным, желтым, синим и зеленым. Пока они не усвоены как следует, нельзя двигаться дальше. Но если малыш уже хорошо их запомнил, можно знакомить его с новыми тонами.

Занятия с ребенком постарше

В 2-3 года можно предложить крохе решение самых простых задачек, в ходе которого он будет учить цвета вместе с мамой. Возможны следующие варианты.

  • Родитель рисует несколько автомобилей, причем качество рисунка не имеет особого значения, главное – закрасить их разными цветами. После этого дает малышу набор карточек или пуговиц, окрас которых совпадает с цветом каждого автомобиля. Задача малыша – построить «дорожки» для машин, чтобы они соответствовали тону. Упражнение также хорошо тренирует мелкую моторику и, соответственно, полезно для развития речи.
  • Строим поезд. Родитель ставит один кубик любого тона, который уже знаком крохе, например синий. Задача малыша – продолжить паровозик, найдя все кубики именно синего цвета.
  • Собери цветок. Мама рисует цветными фломастерами простые цветки (серединка и несколько крупных лепестков), потом разрезает их пополам и перемешивает. Далее просит малыша, собрав цветы, составить букет, назвать все используемые тона.

Такого типа задания помогают крохам верно сортировать предметы, определяя, являются ли они красными, желтыми, зелеными. В процессе игры маме следует обязательно проговаривать названия цветов, просить ребенка повторить – это способствует запоминанию. Если ребенок допустил ошибку, важно ее отработать: возможно, он просто не понял задание или подумал, что «так будет красивее». Еще раз поясните, что необходимо использовать кубики (пуговицы, карточки) именно одного названного вами цвета.

Продолжаем обучение

Дети очень любят разгадывать загадки, это и нужно использовать, чтобы научить их различать цвета. Кроме того, такая форма работы развивает мышление и память, способствует увеличению активного словарного запаса.

Можно предложить малышу такую загадку: «Вот огурец-молодец, прибыл к нам из огорода, там таких много. А какого цвета он?», «А это мышка, милая мышка. Она бывает белой, но чаще… Какая же?». Сопровождать чтение текста следует визуализацией, то есть показать малышу огурец, игрушечную мышь.

  • «Лишний цвет». Перед ребенком выкладывается несколько (5-6 будет достаточно) предметов одного цвета и один «лишний» – другого цвета. Задача малыша – найти ошибку и рассказать, почему он так думает. Об успехе можно говорить, если кроха произнесет: «Все красное, а шарик – зеленый». В подобной игре можно использовать и блоки Дьенеша.
  • «Подбор пары». Используются цветные фигурки, которые родитель перемешивает, ребенок же должен разобраться во всем многообразии и сложить их парами, исходя из окраса.
  • «Светофор». Подходит для развлечения с теми детьми, которые уже немного знают названия цветов. Мама произносит наименование, малыш должен найти его в своей одежде, если он есть – сделать шаг вперед, если отсутствует – остаться на месте. Можно внести в забаву и элемент активной игры – если названного тона в наряде не оказалось, ребенок попробует перебежать, а мама будет его ловить.

Заниматься надо каждую свободную минуту, например во время прогулки повторять ребенку, что проехала красная машина, трава – зеленая, цветы – желтые. Потом спрашивать его: какого цвета трава? А что еще ты видишь зеленого цвета? Это поможет быстрому запоминанию. Важно помнить, что детская память очень пластична, малыш способен вобрать в себя много информации, поэтому если какой-либо из заинтересовавших его предметов сиреневый, можно изучить и этот оттенок, не нужно «упрощать задачу» и называть его фиолетовым.

Правила проведения занятий

Чтобы обучение малыша палитре не превратилось в скучное, рутинное, а потому нелюбимое занятие, следует придерживаться некоторых несложных правил.

  • Не стоит ждать сиюминутного результата. Малыш может забыть, что красный – это красный, поэтому нужно терпеливо ему объяснить, повторить несколько раз. Лишь с течением времени информация запомнится, и использование в речи соответствующей лексики будет автоматическим.
  • На «уроках» должна царить атмосфера веселья, ребенка не следует утомлять, это уничтожит его желание изучать что-либо.
  • Кроху нужно хвалить за каждый, пусть и незначительный, успех или хотя бы за старание, но ругать нельзя.
  • Название каждого цвета должно звучать правильно и четко, недопустимо использование уменьшительно-ласкательные формулировки.
  • Количество цветов зависит от способностей ребенка. Кому-то может первое время показаться сложным называть основные тона палитры, а иные быстро запоминают и цвета, и оттенки.

Для обучения цветам помогут пластилин и краски, раскраски. Занимаясь творчеством, ребенок учится сочетать тона, а также запоминает, какой предмет какого цвета. О рисунке или поделке нужно немного побеседовать: спросить малыша, что на картинке (в фигурке) желтое, а что – синее. Некоторые дети могут нарисовать, например, зеленое солнце, прекрасно понимая, что на самом деле светило это ярко-желтое. В этом случае следует осторожно поинтересоваться, почему он так сделал, у детей порой бывает своя непостижимая логика.

Заниматься с детьми изучением цвета следует с самого раннего возраста, но использовать для этого необходимо только игровые методы. Тогда процесс обучения пройдет весело, а результат порадует и малыша, и родителей. Через совместные игры с мамой или папой кроха знакомится с миром, поэтому очень важно уделить должное внимание данному процессу, регулярно тренироваться с малышом, не пускать все на самотек. Ребенок будет развиваться гармонично и лучше подготовиться к школе.

Светлана Малева
Памятка «Как научить ребенка различать цвета» для педагогов и родителей

Памятка «Как научить ребенка различать цвета » .

Несколько советов для родителей :

Начиная учить цвета , сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;

Не коверкайте слова, не стоит говорить, что шарф «синенький» , - он синий;

После того, как ребенок запомнит основные цвета , новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету , пока малыш не воспримет и его;

Одновременно не стоит добавлять похожие оттенки;

Проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, - чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;

Не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет , лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета , тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет ;

Не давайте на первых порах малышу черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге , нелегко будет переключиться на более тусклые цвета ;

Не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб

Появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;

Постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете »

Что же может помочь выучить цвета ?

Воздушные шарики

Пирамидки

Мозаики

Карандаши

цветная бумага

Специальные цветовые наборы предметы быта

Употребляйте названия цветов во время процесса рисования постоянно :

Давай рисовать зеленым цветом .

Давай поищем – где же желтый карандаш?

Каким цветом разукрасим листья ? Зеленым?

«Играя – обучайте» .

Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета , например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова , вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом ;

Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции.Не зря ведь говориться : человек запомнит не то, что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта ;

Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет , значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать ребенка применять на практике новые знания, тем лучше они запомнятся;

Побуждайте ребёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили геометрическую фигуру или цвет , пусть ребенок позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой - пусть ребенок подаст ему жёлтое полотенце;

Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте , чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово : это красный шарик, шарик красного цвета , это шарик, он красный и т. п. ;

Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький) ;

Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;

Не начинайте изучать новый цвет , пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим) .

Игра «Мышки» .

Цель : Формировать представление о цвете предмета .

Материал : Игровое полотно (норки, разделенное на 4 разных по цвету сектора (красный, желтый, зеленый, синий) . По 2 мышки каждого цвета .

Ход игры:

Ребенку предлагается игровое поле и дается задание каждой мышке найти свой домик.

Игра «Цветы » .

Цель : Закреплять знания о цвете предмета . Продолжать учить находить два одинаковых по цвету цветка .

Материал : 10 фигурок цветов

Ход игры:

Ребенку предлагается найти на полянке два одинаковых по цвету цветочка .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть с игрушкой?». Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она вы ступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» (первая младшая группа) 2–3 года С какого возраста ребенок может различать и называть цвет Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту ребенок должен уметь.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле.

Консультация для родителей младшей группы «Как научить ребенка рисовать?» Уважаемые коллеги! Перед тем, как представить вашему вниманию данную консультацию, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Два года.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными, но все они сводятся к одному: что и как делать, чтобы передать малышу необходимые для него знания и научить его тому или иному навыку. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются другими родителями уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.

Оптимальный возраст для обучения ребенка различать цвета это от 2 до 5 лет.

Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка

Прежде чем приступить к изучению практических советов и методик, родителям нужно ознакомиться с некоторыми особенностями развития зрительных функций у детей. Это поможет пользоваться полученными знаниями правильным образом.

Итак, способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обычно первое, что малыш научится различать - грудь матери. Связанно это с тем, что в этом возрасте цветовосприятие детского глаза настроено таким образом, чтобы ребёнок мог чётко видеть мамин сосок. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

Теперь, когда мы знаем основные принципы формирования детского восприятия цветовой палитры, можем приступить к изучению рекомендаций и советов от более опытных родителей.

  • Обучайте с ранних лет . Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова, вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом;
  • Привязывайте новые знания к эмоциям . Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции. Не зря ведь говориться: человек запомнит не то что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта;
  • Практическое применение . Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится;
  • Побуждайте ребятёнка делиться тем, что он узнал с окружающими . После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой – пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце;
  • Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.;
  • Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький);
  • Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим).

Несмотря на то что речь в этой статье идёт о том, как научить ребёнка различать цвета, принципы, изложенные выше, применимы не только для этого. Используя их, можно учить и буквы, и цифры. Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.

Пять методик

Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный), и более . Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. О них мы поговорим ниже.


  1. Неформальное обучение . Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати, количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две - молодец!
  2. Творческий подход . На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином. Читаем также:
  3. Использование игрушек . В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов: пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.
  4. Интерактивные книги . Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру. Например, в книге Анны Гончаровой малышу предлагают учить цвета в стихотворной форме, а в пособии Олеси Жуковой карапуз может рисовать прямо в книге своими пальчиками.
  5. Сюжетные игры . Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два разноцветных шарика и сделайте для них домики таких же цветов. Домиками могут служить раскрашенные коробки или песочные ведёрки. Положите шарики в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг откуда-то появляется волк и хочет съесть шарики. Их срочно нужно спасать! Скажите ребёнку, что каждый шарик нужно быстро вернуть в свой домик, а то их съест волк. Суть такой игры – вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета.

Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален. Все малыши развиваются по-разному, и сравнивать их между собой ни в коем случае нельзя. Если вам кажется, что ваш кроха обучается не так быстро, как другие детки, не надо паниковать и расстраиваться.

Учимся в игре

Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

  • Найди цвет. На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора;
  • Разложи по цветам. Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной;
  • Путаница. Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит;
  • Колпак. Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» - при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову;
  • Найди лишний. Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других;
  • Веселые бусы. Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу;
  • Разложи шары правильно. Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки.

Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета

“Ура. Радуга”. Эта игра для детей 2-3 лет. Малышу нужно правильно, подбирая их по цвету, разложить картинки по радуге.

Игра “Половинки цветка” также предназначена для детей 2-3 лет. Она развивает целостное восприятие цвета. Ребенку нужно по цвету подобрать половинки цветов. Можете скачать картинки на цветном принтере и разрезать их.

В видео представлены рекомендации по обучению детей с ЗПР различать цвета. Заниматься с ребенком в домашних условиях можно довольно успешно и получать удивительные результаты. Систематические творческие занятия благотворно влияют на развитие внимания, воображения, памяти ребенка, мелкой моторики, мышления, речи, помогают быстрее развиваться, догоняя, а иногда и опережая сверстников, с которыми такие занятия не проводились.

В каком возрасте ребёнок должен знать цвета?

В полтора-два года ребенок уже хорошо различает цвета визуально. В промежутке от двух до трёх лет, когда ребёнок начинает говорить, имеет смысл начать разучивать названия цветов.

Как научить ребенка различать цвета?

Простой и эффективный способ — делать акцент на цветах в повседневной жизни. Во время прогулки, игры, чтения — обращайте внимание на цвета. Начинайте с самых основных, избегая оттенков. Во время игры с ребёнком отметьте, что машинка синяя, кубик жёлтый, мячик красного цвета. Попросите его подать вам тот или иной предмет, определенного цвета. В игровой форме можно начать искать в комнате все предметы зелёного цвета.

А что поможет выучить цвета?

Разноцветные кубики, воздушные шары, мелки, цветная бумага или картон, карандаши, развивающие книжки. С детьми постарше (около 4-х лет и старше) можно разрисовывать раскраски фломастерами.

Еще что-нибудь?

Занимайтесь с ребёнком регулярно. Ласково поправляйте его ошибки, похвалой отмечайте успехи. Будьте терпеливы и успех не заставит себя долго ждать.

Цвета радуги для детей

Радуга — невероятно красивое природное явление. Она выглядит как разноцветная дуга, составленная из цветов (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре. Ниже представлены наглядные картинки для обучения ребенка основным цветам.

Порядок расположения цветов легко запомнить с помощью мнемонической фразы: «К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан». Есть и другие варианты: «К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (К ак О днажды Ж ан З вонарь Г оловою С нес Ф онарь)» и «К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки.» В этих предложениях каждая первая буква в слове обозначает начальную букву цвета.

Карточки цветов радуги

Стишок про цвета

Я у бабушки в саду
Много красного найду:
Это красная малина,
Рядом — красная калина,
И созрели у забора
Два красавца помидора.

Оранжевый абрикос
На дереве рос.
Вырос, созрел,
И я его съел.

Это жёлтые цыплята.
Посмотри, бегут куда-то.
Видно, мама во дворе
Червячка нашла в траве.

Вот зелёные лягушки
И зелёная трава.
На болотце у опушки
Слышно дружное «ква-ква!».

Летом небо над тобою
Голубое-голубое!
Колокольчики под ним
Нарисуем голубым.

Синий шарик над дорожкой
Улетает в облака.
Помаши ему ладошкой:
— До свидания! Пока!

Баклажан лежит на грядке —
Фиолетовый бочок.
А внутри у сливы сладкой
Поселился червячок.