Наступил месяц Сафар. Правда ли, что это месяц бедствий и несчастий? Месяц сафар и связанные с ним предрассудки Когда наступает месяц маулид в году

Сегодня с заходом солнца мы входим в новый месяц исламского календаря – месяц Сафар. Месяц Сафар является вторым по счету месяцем года (по мусульманскому календарю) и следует после месяца Мухаррам.

О происхождение названия данного месяца существуют разные гипотезы, наиболее популярная из которых следующая. Слова «сафар» с арабского переводится как путешествие, считается, что в эти месяцы жители Мекки и других городов оставляли свои дома и совершали передвижения либо по причине сильной жары, либо из-за войн и сражений.

До времен ислама существовало поверье, что месяц Сафар – несчастливый и несет неудачу. Люди по своей невежественности полагали, что месяц Сафар приносит болезни, полон проклятий, неудач, и поэтому избегали каких-либо событий и старались всячески обезопасить себя от бед. Все это – суеверия и не более того, не имеющее ничего общего с исламом. Поскольку Аллах – милостив и милосерден, любой период времени, ниспосланный Им является благим, а наступление несчастья не зависит от дня, часа или наступления какого-то определенного месяца. Стало быть верить в то, что Сафар приносит несчастья не имеет за собой никакой основы и является не более чем предрассудком и суеверием. Месяц Сафар – самый обычный месяц, как и любой другой. Время само по себе не может быть чем-то плохим, так как даруется Всевышним.

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

«Не постигает (человека) несчастье, кроме как с дозволения Аллаха…» (Сура Тагабун, аят 11)

Также в хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно этого вопроса, сказано: «Вера в дурные предзнаменования – ширк. Нет ничего плохого в месяце Сафар» (Бухари, том 1, стр. 857).

«В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).

Что касается вопроса о каком-либо особом поклонении, которое нужно совершать в месяце Сафар, то его нет. Мусульманину также как и прежде следует стремится к довольству Всевышнего путем обязательных и дополнительных поклонений, отдаления от греховного и постоянства в благих делах.

Дуа месяца Сафар

В месяц Сафар также можно совершать следующую дуа:

اَللّهُمَّ فَرِّجْنَا بِدُخوُلِ الصَّفَرِ وََاخْتِمْ لَنَا بِالْخَيْرِ وَ الظَّفَرِ

«Аллахумма фаррижна би-духули-с-сафари ва-хтим лана би-л-хайри ва-з-зафар».

Смысл: «О Аллах мой! Дай нам радость вступления в месяц Сафар. Удостой нас завершить его добром и победой».

На протяжении всего месяца также можно делать следующую дуа: «Ал-хамду-лиллахи лака-л-хамду шакуран ва-лака-л ман-ну фадлан ва-ʼана ʻабдука ʻурфан ва-ʼана лизалика ʼахлан. ʼАставдиука нафси ва-дини ва-дунйаʼи ва-ахырати ва-хаватими ʻумури ва-ʻамали ва-ʼаставдиʻука жамиʻа ʼуммати Мухаммадин салла-ллаху ʻалайхи ва-саллама би-шиддати хавлика ва-батшика ва-кувватика фа-ʼинна муставдаʻака мусанун ва-хукмака нафизун ва-кадаʼака галибун ва-йа ʼахкама-л-хакимина ва-йа ʼасраʻа-л-хасибин. Йа ʼакрама маʻмулин ва-ʼажвада масʼулин йа хаййу йа каййуму йа кадиму йа фарду йа витру йа ʼахаду йа самаду йа ман лам йалид ва-лам йулад ва-лам йакул-лаху куфуван ʼахад. Йа ʻазизу йа ваххабу ва-салла-ллаху ʻала хайри халкыхи Мухаммадив-ва-алихи ва-сахбихи ʼажмаʻин» .

Смысл: «Хвала Аллаху, Воздаю хвалу Тебе, будучи благодарным Тебе, признавая Твою Милость во всем, будучи рабом Твоим, и будучи достоин этого в глазах Твоих. Препоручаю под Твою защиту от всесокрушительной мощи силы Твоей, гнева Твоего, мощи воли Твоей себя, веру свою, жизнь свою в этом и ином мире, все итоги деяний своих и итог жизни своей ради всех людей, которые следуют за Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего). Твое заступничество защищено, на все простирается воля Твоя, предопределение Твое непобедимо. О Владыка Владык! О Скорый в расчете! О Милостивый к рабам Своим, Отвечающий на просьбы вопрошающих! О Тот, Кто Вечно Живой, Непоколебимый, Предвечный, Единый, Независимый ни от кого, Кто не родил и не был рожден, Кто не имеет Себе подобия. О Всесильный, о Воздающий, ниспошли салават лучшему из созданий Своих Мухаммаду, и всем его сподвижникам».

Благословенного месяца Сафар!

Наступил месяц сафар – второй месяц мусульманского лунного календаря. И, как обычно, мы хотим рассказать нашим читателям, что произошло в мусульманском мире в этот месяц.

Насчет названия месяца сафар существует множество гипотез. К примеру, есть мнение, что оно происходит от арабского слова «сыфр» - ноль, пустота, поскольку в это время дома арабов пустели, и они отправлялись на поиски пропитания. Другой вариант гласит, что это слово происходит от однокоренного арабского слова, обозначающего свист ветра, поскольку этот месяц был ветреным.

Отметим также, что у арабов доисламской Аравии месяц сафар считался несчастливым, так что они избегали в это время заключать торговые сделки или вступать в брак. Все подобные предрассудки были отменены с приходом Ислама. Пророк Всевышнего (мир ему) говорил о подобных предрассудках:

«Нет никаких суеверий - (таких как) крики совы и других птиц, звезд, предвещающих дождь, других плохих примет месяца cафар» (Бухари).

Счастливым или несчастным человека делают его собственные поступки. Если он ведет праведную жизнь, он будет угоден Богу и любим окружающими людьми. Если он же будет грешником и дурным человеком, то пусть не винит в своих несчастьях никого, кроме себя.

Какого-то особого поклонения, которым следует отмечать этот месяц, не существует. В этом месяце, как в остальное время года, верующим следует стремиться к довольству Аллаха, совершая то, что Он повелел нам, и отдаляясь от того, что Он запретил.

Какие же события имели место в этот месяц?

27 число месяца сафар – это ночь хиджры или переселения в Медину нашего Пророка Мухаммада (мир ему).

Все мы знаем, какие события предшествовали этому событию. Мусульманская община в Мекке подвергалась преследованиям со стороны язычников-курайшитов в течение долгого времени. С каждым годом притеснения становились все более невыносимыми, и Пророк (мир ему) начал искать безопасное место, где он и его сподвижники могли бы без помех следовать своей религии.

Во время одной из ежегодных ярмарок, проводимых в Мекке, он встретился с представителями арабских племен города Ясриб – так тогда называлась Медина. В их городе в течение долгого времени не утихала вражда между жившими там арабскими племенами, и они надеялись, что приход туда нового Пророка сможет примирить враждующие стороны.

Посланник Всевышнего (мир ему) отдал распоряжение своим последователям начинать тайное переселение в Ясриб. Чтобы не привлекать внимания своих врагов, они должны были отправляться туда тайно, небольшими группами, почти с пустыми руками. Через четыре месяца, когда мусульманская община в Медине выросла, переселение должен был совершить сам Пророк (мир ему).

В это время его враги решились на дерзкий поступок – они задумали убить его. Чтобы избежать кровной мести, ночью к нему в дом должны были отправиться семь молодых людей – по одному от каждого знатного рода, и одновременно нанести ему семь ударов мечами. Однако Посланнику Господа (мир ему) было открыто о готовящемся покушении, и в ту же ночь он с верным другом Абу Бакром (да будет доволен им Всевышний) спешно вышел в дорогу и отправился в Медину.

Когда заговорщики ворвались к нему в дом, на его кровати под покрывалом они обнаружили его воспитанника Али (да будет доволен им Всевышний). Раздосадованные неудачей, убийцы покинули дом Пророка (мир ему) ни с чем и тут же спешно организовали погоню. Но, как мы знаем, Мухаммад (мир ему) и Абу Бакр сумели избежать их козней и невредимыми достичь Медины, где их радостно приветствовали единоверцы.

Также 11 числа месяца сафар скончался Ибн Дакик аль-Ид , выдающийся исламский правовед, богослов шафиитской школы.

Его полное имя было Тукиуддин Абуль-Фатх Мухаммад ибн Али аль-Куси (1228 – 1302 гг. н.э.). Он происходил из семьи благочестивых родителей – его отец Мадждуддин Абуль-Хасан Али был известным маликитским правоведом, а его мать происходила из семьи богослова аль-Муктараха. Сам Ибн Дакик родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Мекку для совершения хаджа. Рассказывают, что, когда его родители обходили Каабу, его отец брал сына на руки и обращался с мольбой ко Всевышнему, чтобы его сын стал ученым и праведным человеком.

Как передается, еще юношей Ибн Дакик был, поистине, ненасытен в стремлении к знаниям, проводя дни и ночи за книгами. Передается, что ему очень хотелось найти книгу имама Рафии по шафиитскому праву, и когда он, наконец, нашел ее, то не пожалел за нее тысячи дирхамов.

После того, как юноша получил все возможные знания у ученых родного города, он отправился в Каир, который был тогда одним из центров исламского научного мира. В Каире он обучался у таких великих ученых как Иззуддин ибн Абдуссалям и Хафиз аль-Мунзири. Далее он отправился в Аравию, а оттуда в Александрию.

Еще в совсем молодом возрасте Ибн Дакик так преуспел в исламских науках, что его имя стало известным в мусульманском мире. Он был преподавателем религиозных дисциплин в научных центрах Египта, а также занимал должность кади (шариатского судьи) в Египте.

Его современники, а затем и ученые следующих веков признавали за ним уровень муджтахида – а такого уровня удостаивались лишь единицы. Ибн Аль-Имад в книге «Шазаратуль-захаб» передает слова его учителя, Ибн Абдуссаляма, который говорил, что Ибн Дакик был человеком, которым гордился весь Египет.

Другой ученый, имам Захаби, автор знаменитого труда «Сияр алям ан-нубаля», где он собрал биографии многих известных ученых, написал про него следующие слова: «Ибн Дакик аль-Ид - верховный судья Египта, выдающийся учёный, шейх и имам, образец для подражания, праведный человек, который был выдающимся знатоком фикха двух мазхабов, специалистом в науке хадиса».

Этот великий ученый скончался в 1302 году, в возрасте 74 лет.

Анна Кобулова

Наступил месяц Сафар аль-хайр - второй месяц по мусульманскому календарю. Все мы знаем, что у мусульман все поклонения, важные даты и события связаны именно с лунным календарем. А с месяцем Сафар связаны некоторые стереотипы, которым в шариате нет никаких оснований.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в хадисе, переданном от Абу Хурайра сказал: «Нет адва, нет аммат, нет сафара ». (Муслим и Бухари).

То есть, «адва » – зараза, болезнь, которая передаётся от одного человека к другому , «аммат » – это переселение душ (арабы верили, что после смерти душа и тело превращаются в птицу) , и «Сафар » - то, что люди связывают с месяцем Сафар (беды, несчастья) . Поистине, без воли Аллаха заразная болезнь не передаётся. Также по воле Всевышнего может погибнуть целый город, а один его житель остаться в живых или наоборот.

Некоторые из этих ложных убеждений насчет месяца Сафар передались с джахилийских времен, а некоторые были внесены и после. Вера в неблагоприятность месяца Сафар, а также неблагоприятность заключения брака, предложения о браке, отправления в путь и др. в течение этого месяца, как мы отметили выше, противоречит учению Ислама.

В доисламские времена арабы считали этот месяц зловещим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отверг такие убеждения и идеи насчет месяца Сафар и по этому поводу сказал: «Нет ничего плохого в месяце Сафар » (Бухари ).

Следовательно, для мусульман, которые считают себя последователями Посланника Аллаха (мир ему и благословение), будет неправильным подражать немусульманам, веря в то, что однозначно опровергал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Не существует некоего особого времени, которое само по себе могло бы считаться плохим, зато наши деяния могут быть как хорошими, так и плохими. Время, в течение которого совершались хорошие деяния, будет хорошим, а время, проведенное в греховных делах и в неподчинении Всевышнему Аллаху, будет плохим и зловещим.

Следовательно, сам по себе месяц Сафар не является зловещим. Зловещими являются плохие дела и неправильные убеждения, от которых нужно отказаться и в которых следует раскаяться. Не нужно откладывать заключение брака, брачное предложение, поездку и другие дела из-за таких суеверий.

Да не лишит Всевышний Аллах всех мусульман благоразумия принять все прекрасные учения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), следовать им и отказаться от всего, что противоречит учению Ислама.

Абдула Абдулхамидов

Скоро наступит второй месяц лунного календаря, месяц сафар. Слово «сафар» (с буквой «сад») может означать «желтеть», «становиться желтым» (другое значение «опустошаться», «пустеть»). Это был осенний месяц, когда листья становились желтыми, а арабы покидали свои жилища.

Этот месяц также получил название «сафар аль-музаффар» , «сафар аль-хайр» , что означает «успех», «преуспеяние», «удача». Такие названия он получил в эпоху Ислама, чтобы избавиться от предрассудков невежества, когда месяц сафар считался месяцем неудач и дурных предзнаменований, так что во время него старались не заключать крупные сделки, не вступать в брак и не совершать тому подобные важные дела.

С приходом Пророка (мир ему и благословение) были упразднены все дурные приметы и предзнаменования. День, неделя, месяц - любой из них может быть дурным и хорошим в зависимости от воли Аллаха. Если человек совершает в это время добрые дела, это время будет для него успешным, если грешит - будет наказан Аллахом. Также известно, что есть особо благословенные месяцы и дни, во время которых награда за добрые дела увеличивается, но и наказание за грехи в это время усиливается. Наш разум и понимание ограничены, поэтому нам следует искать божественного руководства в Священном Коране и хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Большие ученые Ислама разъяснили для нас многие вещи в соответствии с шариатом, и мы должны принимать и придерживаться их, если мы хотим успеха в обоих мирах.

До сих пор среди некоторых мусульманских народов сохранились предрассудки относительно этого месяца. Истинные и искренние мусульмане должны воздерживаться от них и заниматься богоугодными делами. Все обычаи и приметы, связанные с месяцем сафар, являются необоснованными.

Аллах, Субханаху ва Тааля, говорит в Коране:

«Не постигает (человека) несчастье, кроме как с дозволения Аллаха…» (Сура Тагабун, аят 11)

Эти ошибочные убеждения также были осуждены в контексте следующих хадисов:

«Нет никаких суеверий — (таких как) (крики) совы, (других) птиц, звезд, предвещающих дождь, (других) плохих примет месяца cафар» (Сахих Бухари, Хадис 5707).

«Не существует плохих примет месяца cафар» (Сахих Муслим, Хадис 2222).

Вышеприведенные хадисы явно опровергают все неправильные верования и суеверия, касающиеся месяц cафар. Эти неправильные убеждения были свойственны людям в доисламском периоде невежества (джахилийи).

Месяц cафар во времена невежества:

Мухаддисы (ученые по хадису) передали многие суеверия, присущие арабам во времена невежества. Некоторые из них упомянуты ниже:

  1. Доисламские арабы верили, что сафар — это змея, которая живет в желудке человека и когда хочет есть, кусает человека. Это дискомфорт, который испытывает человек, когда чувствует муки голода.
  2. Некоторые говорили, что сафар - это черви, которые заводятся в печени и ребрах, из-за чего цвет лица становится желтым (речь идет о болезни, которую мы знаем сегодня как желтуху).
  3. По некоторым представлениям, месяц сафар полон бед и несчастий.

С приходом Ислама все вредные и неправильные убеждения, распространенные в доисламские времена, были отменены. К сожалению, наши дни тоже есть некоторые мусульмане, которые придерживаются неверных убеждений относительно месяца сафар:

  1. Никах (брак), заключенный в этом месяце, не будет счастливым.
  2. Этот месяц полон несчастий и бедствия.
  3. Не стоит начинать в этом месяце какое-то важное предприятие, бизнес и т.д., поскольку оно окончится неудачей.
  4. С первого по тринадцатое числа месяца сафар считаются особенно неудачными.
  5. Человек, который раздаст еду или деньги (как милостыню) 13 числа месяца сафар, будет спасен от неудач этого месяца.
  6. Последняя среда месяца сафар отмечается особенным образом (некоторые даже совершают особый намаз в это время).

Мусульманам следует ибегать всех видов ошибочных убеждений относительно благословенного месяца сафар. Нам следует понимать, что самый несчастный человек — это тот, кто ослушивается заповедей Аллаха, например, не выполняет пятикратный намаз.

Сегодня, 30-го сентября 2019 года, наступил второй месяц мусульманского лунного календаря – Сафар.

Сафар имеет не меньше достоинств и преимуществ, чем другие месяцы года, и Аллахом так же благосклонно принимаются совершаемые в этом месяце намазы, дуа (мольбы) и другие благочестивые деяния, как и в другие месяцы.

Что значит Сафар?

Есть две версии происхождения данного слова. По одной из них месяц был назван так из-за опустения (исфаар) Мекки, то есть все жители покидали ее, когда путешествовали в течение этого месяца.

По другой – название месяца Сафар связано с желтым цветом, так как наступает в самый разгар осеннего сезона, когда в природе господствовует пора желтых листьев.

Предрассудки о месяце Сафар

Среди арабов в доисламский период имели место ряд предрассудков, связанных с месяцем Сафар. Они считали его зловещим, особенно его первые 13 дней. В эти дни они старались не вступать в брак и всячески ограждали себя и свои семьи от возможного приближения зла и бед.

С приходом пророка Мухаммеда все дурные приметы и предзнаменования, как противоречащие учению Ислама, были упразднены. Хотя, многие люди до сих пор ошибочно связывают все бедствия - болезни, проклятия, неудачи в бизнесе и другие несчастия с наступлением месяца Сафар.

Пророк сказал:

"Все месяцы - это месяцы Аллаха, все дни - это дни Аллаха".

Исходя из этого, любой день, неделя, месяц, в зависимости от воли Аллаха, может быть дурным и хорошим - если человек грешит в это время он будет наказан Аллахом, а если совершает добрые дела, то время будет для него успешным.