Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Что такое зима. «Зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе

на тему «Зимушка-зима»

Выполнила: Мухина А.С.

Непосредственно образовательная деятельность

в средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима»

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

Предварительная работа

Методы

Словесные:

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»; стихотворение «Зимняя прогулка»

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

Практические:

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» -

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»

Физкультминутка «Снежки»

Ход НОД:

Музыкальный фрагмент из мультфильма «Трое из Простаквашина»

Они к этому занятию неделю готовились

Ничего себе, вашу Анжелику Сергеевну и детей

Там и тут показывают

До чего техника дошла!

Приветствие

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется,

Доброе утро!

Аудиозапись волшебное превращение. Сундучок на столе

Здесь какой-то сундучок!? А на нем письмо? Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!

«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется и вы найдете в нем мои подарки.

Загадка

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? Из-за чего на реках лед?

Ребята, как вы думаете, зима - это красивое время года? А что в ней красивого?

Давайте опишем разными словами, какая бывает зима? До кого зимушка-зима дотронется, тот и отвечает. (Снежная, холодная, морозная, ветреная, волшебная, серебристая, веселая…)

Аудиозапись волшебное превращение.

Сундучок открывается

Что за волшебство?

И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!

Ребята, но вы сначала отгадайте, какой подарок будет первым?

Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …….. (снежинки)

Картинка снежинка

Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая…. Здорово!

Давайте, с вами превратимся в снежинок! Полетели, полетели….

Аудиозапись - летят снежинки

А сейчас с вами поиграем! Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете её мне с ласковым словом, изображая его.

Зима-зимушка

Снежинка-снежиночка

Снеговик-снеговичок

Горка-горочка

Елка-елочка

Санки-саночки

Подарок-подарочек

Снег-снежок

Умницы! Вижу, что вы любите зиму!

А теперь снежинки тихо-тихо присели на стульчики.

Скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление природы? (снегопад)

Ребята, скажите, снег какой? (белый, холодный, рыхлый, мягкий…..)

Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Что это за явление?

(метель, вьюга)

Артикуляционная гимнастика

Покажите, как завывает вьюга!

Игровое упражнение: «Вьюга»

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

Как у вас здорово получилось показать вьюгу!

Ребята, давайте посмотрим, какой подарок для нас приготовила зимушка-зима!

«Холодный, кругленький комок

Как зовут его? (снежок)

Посмотрите, какой снежок? (холодный, белый, ледяной…)

Сравнение снежка на руке и варежках.

Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

А если надеть варежки, снежок растает? Ответы детей.

Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло.

Умники и умницы!

Давайте, с вами немного отдохнем.

Физминутка «Снежки»

Раз, два, три, четыре дети шагают вместе

Мы с тобой снежок слепили руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий грозят пальчиком

Раз - подбросим прыжки вверх

Два - подбросим приседают

Три - уроним наклон

И сломаем …. Топаем

Присаживайтесь на стульчики.

Давайте, еще заглянем в сундучок.

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз - два уголька:

Палки - руки вставим ловко

Лепим мы ….. снеговика

Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание.

Я вам буду зачитывать предложение, а вы должны их продолжить. Готовы?

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Утром все белым-бело, потому что снег идет.

Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что холодно зимой.

Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что он белый.

Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что темно на улице.

Умницы и умники!

Вам понравилась играть? Давайте еще поиграем со снеговиком!? Вставайте в круг.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово о зиме, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Будьте внимательны! Готовы?! Тогда вперед!

Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, варежки, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, а давайте для зимушки-зимы сделаем сюрприз. Вспомним и расскажем стихотворение. А помогут нам в этом картинки.

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Какие вы молодцы!

Ребята, а какие подарки получили от зимы? А какие вам подарки понравились?

вы сегодня молодцы, хорошо работали на занятии. Василиса и Миша отвечали полными предложениями, Костя вспомнил много красивых слов о зиме, Саша выразительно рассказал стихотворение.

Давайте скажем Зимушке-зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки.

Зимушка - зима до свидания, до новых встреч!

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

воспитателя Мухиной А.С.

Вашему вниманию было представлено непосредственно образовательная деятельность в средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима», которое было разработано в соответствии ФГОС.

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
  2. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

На занятии старалось поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся у знания детей.

Была проведена предварительная работа с воспитанниками:

Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».

Для достижения поставленных цели и задачи были применены следующие методы:

Словесные:

художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало - я белым одеялом…», о снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»;

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»;

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

использование подарков от зимы - снежинка, снежок, снеговик

Игровой момент - сундучок - подарок с письмом от Зимушки- зимы

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» - упражняет детей в образовании уменьшительно -ласкательной форме существительных.

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы» - способствует развитию речевое дыхание, силы голоса.

Физкультминутка «Снежки»

Дидактическая игра «Закончи предложение» - способствует развитию грамматической стороны речи.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Стихотворение «Зимняя прогулка» - способствует развитию связной монологической речи по средствам мнемотехники.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность - освоение детьми выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов, были отобраны следующие: образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям. Старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов.

Принципы:

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Рефлексия

Средства: подарки, подведение итогов.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).

2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).

3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).

4. Тема: «Дикие животные» (формирование грамматического строя речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия занятий по развитию речи детей

в средней группе детского сада

1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).

2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).

3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).

4. Тема: «Дикие животные» (формирование грамматического строя речи).

Тема: «Описание зимней одежды».

Программное содержание.

Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Расширять словарный запас за счет образования относительных прилагательных,

Умения согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе, названий частей знакомых предметов.

Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.

Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Развивающая среда: предметные картинки с изображением зимней одежды, силуэтные картинки, предметы зимней одежды, куклы Таня и Ваня, снежки, снежинки.

Ход занятия.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Снег на крыши лег.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это зима?

(потому что все покрыто снегом и на речке лед).

А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (надевают теплую одежду)

Массаж рук и ног (согласование речи с движениями).

Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)

Варежки (от пальцев к запястью)

И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).

Шубку теплую наденем (имитация движений)

И пойдем гулять скорее.

Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.

Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки.

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

Наши куклы Таня и Ваня собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замерзли? (Рейтузы, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, валенки)

Из набора одежды для кукол дети выбирают необходимые вещи и кладут перед куклами. Воспитатель спрашивает: « Что это? (куртка, пуховик) Какого цвета? Куртка какая? (теплая, зимняя, меховая) Что есть у куртки и пуховика? (капюшон, рукава, карманы, кнопки) Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы ветер не задувал под одежду) Про что скажем пушистый, меховой, мягкий? и т.д.

Физкультминутка.

«Игра в снежки»

На полу рассыпаны «снежки» из поролона или ваты.

Много снега намело Дети врассыпную ходят по группе.

Белою зимою,

Будем мы в снежки играть

Во дворе с тобою.

Лепим, лепим мы снежки, Поднимают «снежок» и «лепят» его,

В ручках их катаем, перекладывая из руки в руку.

А потом прицелимся - Поднимают снежок вверх.

Метко их бросаем. На последнем слове бросают.

Дети поднимают снежки с пола и

Бросают друг в друга.

Упражнение «Летят снежинки» (выработка длительного, плавного выдоха)

Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на снежинки.

Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?

Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.

Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.

Воспитатель. У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое-какие детали. Дорисуйте их.

Тема: «Зимние забавы».

Программное содержание . Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Учить детей отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке, выполнять творческое задание педагога.

Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда: картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети лепят снеговика, дети играют в снежки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы:

Какое время года на картине?

По какому признак вы догадались, что это зима? (Снег).

Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

Назовите снег ласково. (Снежок).

Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Сугроб).

А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).

Какой праздник бывает зимой? (Новый год).

А вам нравится этот праздник? Чем? (Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т.д.)

За что вы еще любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и веселое из всех времен года.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки:

Мальчик катается на лыжах;

Девочка катается на коньках;

Дети лепят снеговика;

Дети играют в снежки.

Примерные вопросы:

Кого видим на картине?

Что делает этот персонаж?

Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)?

В чем одеты дети? Почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?

Затем воспитатель предлагает детям составить короткие рассказы по каждой из картинок.

Образец рассказа

На картине изображен мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего

это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в легкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться.

Физкультминутка.

«Зимние забавы».

Лыжи надеваем мы Дети идут друг за другом ,

И идем кататься. Подражая движениям лыжников .

Посмотри-ка, как на них

Можно быстро мчаться.

Санки с горки ледяной Разбиваются на пары. Один ребенок

Быстро мчатся сами. Встает впереди, другой сзади. Дети

Впереди большой сугроб - берутся за руки и бегут друг за другом .

Бах! – застряли сани. Останавливаются и приседают .

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Старик-шутник на улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Дед Мороз)

Одеяло белое не руками сделано.-

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенку поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло –

Скользко, весело, светло. (Лед)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

Но для ребят всех лучше я! (Ёлка новогодняя)

Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими … (Коньками)

Вышли дети погулять.

Стали дети снег катать.

Угольки, морковка, ком –

Стало всё … (Снеговиком)

Дети отгадывают загадки, воспитатель вместе с ними анализирует их ответы: почему они считают так, а не иначе.

Воспитатель дает детям творческие задания при отгадывании загадок: с чем сравнивается варежка, лед, снег, лыжи и т.д.

Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (согласование речи с движениями)

Мы лепили снежный ком Имитация движений

Ушки сделали потом показ Показать ушки

И как раз вместо глаз Указательными пальцами касаться

Угольки нашлись у нас . уголки глаз

Зайчик вышел, как живой! Поджать руки к груди, кисти опущены

Он с хвостом и головой! Показать хвост, потом обе руки

Положить на голову

За усы не тяни – Погрозить пальцем

Из соломинки они!

Длинные, блестящие Развести руки от носа в стороны

Точно настоящие! Покачать головой

Воспитатель. Послушайте слова: ссснег, ссснежинка, ссснежок, ссснеговик. Какой звук слышится в этих словах? Какие еще есть слова со звуком с? (Снегурочка, сосулька, санки, снегирь, синичка.) Звук с есть в слове лес. Лес, лес…ной, лес…ок, лес…ник, старичок-лес…овичок.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

И ознакомлению с художественной литературой

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание. Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

Учить детей выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.

Учить детей конструировать фразы по речевому образцу. Учить обосновывать свое желание. Воспитывать в ребенке чувство ответственности за свои поступки.

Развивающая среда: картина с изображением зимнего пейзажа, Дед Мороз – игрушка.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям картину с изображением зимнего пейзажа и предлагает им отправиться в зимний лес на воображаемую прогулку.

Как тихо вокруг… Постаралась волшебница-зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников .

Заснул лес. Не слышно пения птиц, только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достает свои зимние запасы да лакомится ими, да зайчишка выскочит из-за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лисы да от голодного волка.

Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие. А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.

А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки-полевки и разрыла ее. Наверное, ей удалось пообедать.

А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. Но никто не решается его потревожить…

Вопросы воспитателя:

Кого вы встретили в зимнем лесу? (ответы детей).

Какие следы у зайца?

Почему задние лапы у него длиннее?

Как заяц запутывает следы?

Зачем лисица разрыла снег?

Как выглядит снаружи медвежья берлога?

Почему над ней поднимается пар?

Лексико-грамматическое упражнения «Побери признаки», «Подбери действия».

Снег – идет, падает, кружится, летит, скрипит…

Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…

Снег – белый, пушистый, мягкий, чистый…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…

Воспитатель предлагает детям пофантазировать, загадать желание или высказать свое пожелание: «Что бы тебе хотелось получить в подарок от Деда Мороза?» ответы детей по образцу воспитателя.

Речевой образец: «Мне бы очень хотелось получить в подарок от Деда Мороза…». Учить обосновывать свое желание: хватит ли у Дедушки денег на очень дорогой подарок, заслужил ли ребенок этот подарок, как он себя вел, чем помогал маме и т.д.

Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку»

Мы повесили игрушки Хлопают в ладоши.

От подставки Опускают руки вниз ,

До макушки: поднимают их вверх .

Шарики цветные, Соединяют пальцы рук, показывая шарик.

Рыбки золотые , Прижимают ладошки друг к другу

И покачивают ими.

Золотые петушки , Приставляют прижатые друг к другу

Ладони к голове («гребень петуха»).

Разноцветные флажки Поднимают руки и размахивают ладошками

Громко хлопнула хлопушка - Разводят руки в стороны.

Бах! Хлопают в ладоши.

Зазвенели все игрушки - Встряхивают кистями рук.

Ах-ах! Прижимают ладони к щекам и

Покачивают головой.

Тема: «Дикие животные».

Программное содержание : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.

Упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под . Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда : ребенок в костюме Буратино, запись песни «Буратино», опорные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей, игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата, игра «Что делает мишка?», картинки жилья животных, магнитная доска.

Ход занятия:

Приветствие гостей «Улыбка»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

Буратино. Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

1 задание: «Отгадай загадку»

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

Какие у зайца уши? (Длинные уши)

Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

У зайца мягкая теплая шкурка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Какие у белки уши? (Короткие уши)

Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

Шкурка у белки теплая, мягкая.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

Какой хвост? (Короткий хвост)

Я, сознаюсь виновата:

Я хитра и плутовата

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лиса)

Какие уши у лисы? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Какие уши у волка? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный хвост)

Вос-ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

2 задание: «Кто где спрятался?»

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна; кто где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

Физминутка: «Буратино»

Вос-ль: Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

3 задание «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

Игра «Зайка» (с движениями )

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

5 задание «Что делает мишка?»

Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. (Дети называют действия: медведь – идет, сидит и т.д.)

Вос-ль: Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему выполнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)

А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.

Буратино . Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.

Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть в игру «Похвалялись звери ».

Просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.

Я – медведь, - говорит воспитатель.

А я – волк, - отвечает ребенок.

У меня шуба коричневая.

А у меня серая.

У меня уши круглые.

А у меня острые.


Программное содержание:

  • закрепить представления об основных признаках зимы;
  • упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
  • формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
  • упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
  • закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать согласование координации движения с речью;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;
  • развивать мышление, внимание и память.

Оборудование:опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.

Речевой материал:

  • Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
  • Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
  • Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
  • Кого можно увидеть в зимнем лесу? - ... (зайца, волка, белку, снегиря и др.)

Снегопад, вьюга, сугроб.

Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

Здравствуйте!

Введение в тему:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам... (Зима)”

Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?”

Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)

Какое время года на экране? (зима)

Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1), холодная (рис2), вьюжная (рис3), метельная (рис4))

4. Пальчиковая гимнастика:

Медвежонок спрашивает: А что такое снег?

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём

(чередуем шишки и пёрышки).

Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)

Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).

5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Падают бумажные снежинки на разнос

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад ) Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга ) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: “3-з-з-з-э-з”.

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.

(руки плавно опускать вниз)

6. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.

Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.

Физкультминутка “Поиграем в снежки”

Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков

Давайте и мы поиграем в снежки.

Диск с пальчиковой гимнастикой “Поиграем в снежки”

7 . Давайте поиграем в игру “Скажи какой ”:

Цель : упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.

Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:

- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- (Настя), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- (Марина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- (Никита), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- (Вика), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

8. Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

9. Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть )

Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!

(снежные комочки превращаются в сладкие)

Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.

И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Использованные материалы

  1. Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение “МАСКИ”
  2. Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы, животные, деревня. Audio CD.
  3. Пальчиковая гимнастика. Audio CD.

Ирина Валерьевна Еремина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!»

Задачи :

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением .

Обогащать активный словарь детей.

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

Развивать мышление , слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года.

Интеграция : Познание. Коммуникация. Социализация. Музыка. Художественная литература. Безопасность. Изобразительная деятельность.

Ход занятия:

Ребята кто мне подскажет, какое время пришло на смену осени? А что изменилось в природе? (Ответы детей) . Зима. Какие зимние месяцы к нам приходят? Говорят, что зимой природа засыпает. День становится короче, ночь- длиннее. Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается;

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.

(Р. А. Кудашева)

Что значит «зима стучится к нам во двор с свежей елочкой» ? Почему зиму часто называют серебристой? Кто рисует узор на наших окнах?

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи).

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

«Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице.» (мороз)

«С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный. «(снег)

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» (зимой)

«Зимой и летом одним цветом?» (ёлка)

«С неба – звездой, в ладошку –водой» (снежинка)

«Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой» (лыжи)

«Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел. (сосульки) »

«Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает.» (снеговик)

«Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим.» (лед)

«Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос, Красноносый, краснощекий, Наш любимый.» (Дед Мороз)

Динамическая пауза «Мороз»

"Вот так холод вот мороз, больно щиплет нос. " - хлопают в ладоши, трут их друг о друга.

"Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней. " - трут нос кончиками пальцев.

"Будем ножки согревать, прыгать и скакать. " - подпрыгивают на месте.

"Очень холодно стоять, ножки стали замерзать … " - хлопают по ножкам, трут их.

Действия соответствуют тексту песни.

«Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком …»

«Чтобы ручки согревать будем ими мы махать…»

«И в ладошки будем бить, локтями шевелить…»

«Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим…»

«Чтоб согреется поскорей надо нам бежать быстрей»

«Чтоб согреется побыстрей, побежим скорей.»

Будем руки согревать будем бить махать, махать

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме. Дети стоят полукругом, лицом к преподавателю.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, становится очень холодно люди одевают теплую одежду : шубы, панамки, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта : хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма : «Зима – чудесное время года!» . Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму .

Ребята, посмотрите к нам в гости пришел снеговичок Морковкин, он приехал к нам из далека, из деревни «Дедморозовка»

Деревни этой сказочной

На картах мира нет.

Живёт в ней самый праздничный

И самый лучший дед

Снегирь зарёю розовой

Летает у окна…

Деревня Дедморозовка-

Родная сторона!

Ребята, я приехал к вам по поручению Деда Мороза, чтобы рассказать о правилах безопасности в зимнее время года. Дед мороз написал специально для детей правила поведения зимой, чтобы вы не замерзали и всегда были здоровы :

Надевать рукавички, шапку, застегивать все пуговицы нужно еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;

Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;

Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нем могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться;

Нельзя прикладывать язычок к металлу;

Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;

Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;

Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место;

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!

Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму »

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники? Какие зимние виды спорта вы знаете?

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья. Новый год - праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года :

Мы открываем календарь.

В нём первый, белый, лист- Январь.

Второй- Февраль. Бушует вьюга.

Ещё во всю метёт метель.

И вдруг, как будто птицы с юга,

Спешит к нам Март, за ним –Апрель.

Порхает бабочкою Май.

Весна прошла. Пойди –поймай!

Июнь. Июль и Август –это

Листы волшебной книги лета.

А следом –словно листопад –

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь летят.

Осыпалась с дождями осень.

И в тёмном небе Декабря

Снежинок лёгкий вальс уносит

Последний лист календаря.

Кружит весёлый хоровод.

Вот и ещё промчался год.

(А. Усачёв)

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки. Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж» - счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Рисование «Забавные снеговики»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика? Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму . Музыканты изображают зиму с помощью звуков . Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки» .

Молодцы! Давайте покажем снеговику Морковкину каких сказочных снеговиков вы нарисовали (просмотр рисунков) .

Цель: развитие всех компонентов устной речи, воспитание интереса и любви к стихотворным произведениям.

  • обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
  • воспитывать чуткость к художественному слову;
  • учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Оборудование: обезьянка, стихи о зиме (Сурикова И, Пушкина А.С, Садовского Н, Трутневой Е), картины о зиме: Чайковский П.И. «Времена года»,снежинки (для украшения группы).

Ход занятия.

1.Загадки: запорошила дорожки,

разукрасила окошки,

радость детям подарила

и на санках прокатила. (зима).

Обезьянка Чичи прислала письмо: Ждем в Африке. Не знаю, что такое зима.

  1. Какая бывает зима: белая, снежная, белоснежная, злая, тихая, ворчливая, метельная, холодная, морозная, вьюжная, шаловливая, изменчивая, капризная.
  2. Я буду зиму ругать, а вы хвалить, начинать надо со слова «зато».

— зимой идет снег, зато можно лепить снеговика;

— зимой холодно, зато можно кататься с горки;

— зимой дует холодный ветер, зато можно играть в снежки;

— зима заморозила речки, зато можно кататься на коньках;

— зима длинная и долгая, зато всегда за ней приходит весна;

— зима насыпала большие сугробы, зато можно в них кувыркаться.

  1. -А что есть у зимы, чего нет у другого времени года. (снег)

— А что такое снег? (замершие кристаллы воды).

— Что умеет делать снег? (падает, вьюжит, метет, сыплется, тает, кружится, танцует, хрустит, скрипит, идет).

— Какой бывает снег? (белый, пушистый, сверкающий, переливающийся, блестящий).

— Когда падает снег, как называется это явление? (снегопад).

— Большая гора снега, что это? (сугроб).

— Если дует ветер и летит снег? (метель).

— Если дует ветер и снег несется по воздуху и сильно-сильно кружится. (вьюга).

— Сильно ветер дует, идет частый снег, его несет ветер и ничего не видно. (пурга).

— Дует ветер и метет снег по земле (поземка).

  1. Послушайте стихотворение: Сурикова И. «Зима»

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….

  • Какие картинки зимней природы вы мысленно себе нарисовали? (снег кружится, белое поле, лес в снегу).
  • Какие разные слова поэт подобрал, чтобы сказать о снеге. (белый, пушистый, падает, ложится, кружится).
  • С чем сравнивает поэт снег? (точно пеленою).
  • Для чего поэт использует разные слова. (чтобы описать красоту зимнего пейзажа, русской природы).
  • В стихотворение есть такие строчки (последнее стихотворение)

Как вы понимаете эти слова?

  • О какой шапке говорит поэт?
  • Как вы думаете, любит ли поэт русскую природу?
  • Как вы догадались, что любит? (у него в стихотворении такие красивые слова о природе).
  1. Повторное чтение с установкой на запоминание.
  2. Чтение детьми стихотворения «Зима» наизусть.
  3. Физкультминутка.

К нам пришла сейчас зима идут по кругу

Отдыхать теперь нельзя

В руки саночки возьмем приседание

И кататься мы пойдем

С горки вниз и далеко наклоны

Прокатились мы легко

Зима — зимушка пришла

Нам веселье принесла поворот вокруг себя.

9.Игра «Зимние слова». (если звук «с» — хлопнуть в ладоши перед собой, «з» — хлопнуть в ладоши над головой).

Санки, ледянка, лыжи, зимовать, снеговик, снежинка, поземка, снегопад, зима, зимовье, замерший, Дед Мороз, Снегурочка, Снежная баба, сугроб, метель, горка.

10.Пальчиковая гимнастика.

Художник – невидимка по городу идет круговые движения

Всем щеки нарумянит всех за нос ущипнет (взад – вперед катаем)

А ночью он, пока я спал сжимать поочередно каждым

Пришел с волшебной кистью пальчиком