Как научиться терпению православие. Как научиться терпению и смирению

Анна, Караганда

Как научиться терпению и побороть крайнее отчаяние?

Добрый день! Я пишу сюда, потому что не знаю, куда писать и что делать. Я чувствую полное опустошение, уныние и покинутость. Почему Господь меня всегда покидает? Чувствую свою ненужность никому в этом мире. Хотя я не прошу много, всего лишь чуть, чтобы хватило на учёбу. У меня нет друзей, кто мог бы мне оказать помощь, а те, кто меня не знают, не верят моим проблемам. Очень жду, когда Господь пришлёт ко мне смерть. Как мне, Батюшка, найти силы пережить это? Как побороть уныние? Иногда даже есть соблазн подумать плохо о Боге. В принципе я понимаю, для чего мне всё это, но сил всё меньше и меньше. Ничего не могу поделать с этим. Тем более что вокруг люди считают, что если чего-то нет, то ты какой-то дурачок. Хоть я не особо ведусь на это и перестала общаться с такими людьми, но жить это всё равно мешает. Как мне научиться терпению? Спасибо за ответ.

Добрый день! Вне зависимости от причины уныния, важнейшим средством является молитва. Христос в своем Евангелии призывает к себе «труждающихся и обремененных », обещая им покой. Причем радость Он не взял с Собой, а оставил нам в своих Евангелии и Церкви. Богослужения и особенно исповедь и причастие помогают исцелить уныние, потому что в церкви для него места быть не должно. А церковные таинства напрямую действуют против бесовских искушений, в особенности таинство исповеди и причащения, устраняя их причину. Во время исповеди человек слагает с себя бремя грехов, и душа, очистившись от тяжестей греха, становится легче и бодрей.

Вы должны знать, что бесы действительно являются причиной уныния, так как сами, как падшие ангелы, постоянно пребывают в данном состоянии и не имеют утешения в общении с Богом, так как отпали от Него. И их единственная радость — распространение грехов, и, в частности, данных грехов печали и уныния. У каждого человека есть свободная воля и соответственно возможность покаяться и изменить себя, прийти к Богу.

Также может помочь и занятие простым физическим трудом. Понятно, что сил мало, и падающий духом человек не всегда способен к труду, но надо заставлять себя и работать даже тогда, когда кажется, что это не приносит никакого результата. Дело в том, что труд потихоньку приводит в порядок и тело, а потом и дух. И начать стоит с самого простого — с уборки. С наведения физической и гигиенической чистоты вокруг Вас. И удовлетворение от чистоты вокруг понудит Вас привести в порядок и душу, очистив ее покаянием и молитвой.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Из всех восьми представителей злобы дух уныния есть тягчащий ». И если на каждую страсть греховную есть побеждающая ее добродетель, то против уныния такого оружия нет. И если чревоугодие можно победить воздержанием, гордость — смирением, а сребролюбие — нестяжанием, то против уныния бороться тяжело и сложно. По словам Святых Отцов, уныние поселяется в душе того, кто, будучи сильно привязан к земному и погружен в чувственные наслаждения, совсем забыл о своей вечной душе. И значит, дабы победить уныние, надо усилить молитву и труды, и в первую очередь навести порядок в своих целях и желаниях. Подумайте тщательно, если у Вас что-либо не получается, может Вам это и не надо?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Для чего Господь попускает человеку различного рода искушения? Как научиться терпеливо переносить страдания от искушений? Как обрести способность не принимать близко к сердцу всякого рода искушения? Что главное в победе над искушениями?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Если искушения приходят к человеку, значит их попускает Господь. Для какой цели? Господь говорит: «Терпением спасайте души ваши» (Лк.21:19) , «претерпевший до конца спасется» (Мф.10:22). И вот когда искушения приходят, и человек мужественно все переносит, то Господь за это дает награду, а самое главное – у человека внутри начинается возрождение души.

А для того, чтобы легче было переносить страдания во время искушений, надо видеть в различных искушениях не нападки людей, а нападения злых духов. Через ближних действует диавол, и надо помнить об этом, и не обвинять людей. Если тот, на кого направлено это искушение, не принял его в свою душу – бес посрамлен.

Но для того, чтобы не принимать близко к сердцу всякого рода искушения, надо пройти долгий путь тренировок отражения бесовских нападок. Как в спорте, например, в боксе, чтобы победить в бою, надо потрудиться в поте лица, тренироваться не один год.

Бывает, что тебе уже кажется, что ты ловкий, сильный, все можешь, а начнутся соревнования, встретишься с противником, он тебя и побил, победил. И оказывается, что ты не такой уж и ловкий, не такой уж и сильный. Поэтому надо работать и работать над собой, пока не придет навык защиты.

Точно такой же навык должен быть и у нашей души. Человек должен уметь защищаться от нападений врага. Поначалу будет трудно, но, если мы будем постоянно контролировать окружающую нас действительность и свое поведение, мы научимся не принимать искушений.

А потом, если удары посыплются со всех сторон, то у нас выработается иммунитет, нас будет хранить благодать Божия, и человек свободно будет проходить все виды искушений. Но повторяем: этому надо учиться.

Все мы учимся чему-то, какому-то делу, для того, чтобы пропитать, сохранить тело; также надо учиться и тому, чтобы сберечь мир в душе. А мир в душе – это главное. Тело может увядать, а душа закаляется и становится все сильней, все мужественней. Апостол Павел говорит: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор.12:9).

Тот человек, который работает над собой, достигает таких высот, что, если его постигают скорби или болезни, он начинает им радоваться. Господь говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (0ткр.3,19). Значит, в это время Господь обратил внимание на нас и попустил нам искушения для спасения нашей души.

Если человек все мужественно переносит, он свою душу в скорбях очищает. Есть такие люди, у которых скорбей, болезней, напастей очень много, и они никого в этом не обвиняют, на Бога не ропщут, на ближнего не обижаются, а радуются всем выпавшим на их долю испытаниям.

А вот если мы здоровы, как быки, никаких у нас скорбей нет, нет и болезней, то мы неуправляемы, нас обуздать нельзя; вот тогда надо рыдать и плакать, вот это настоящая беда!

Если мы на козни беса не попались, выстояли, надо все равно быть начеку, он новое начнет замышлять, начинает сети ставить в другом месте.

Например, человек не обиделся, когда его оскорбили. Ближний его ругает, а ему все равно, тот клевещет, сплетничает, а он и не берет во внимание. Бес начинает с другой стороны подкрадываться; подойдет к человеку и начнет ему нашептывать: «Ну, вот, ты все перетерпел. Какой ты молодец, ты уже достиг совершенства». И начинает расти гордыня. А как только человек возгордится, начинается падение.

Потому смирение – это главное. Когда человек не превозносится, считает, что он прах, у него есть защита от Бога, Господь покрывает его Своею благодатию. «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного», — говорит Он, — «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Обсуждение: 6 комментариев

    Батюшка, благословите! У нас с родственницей произошло искушение. Вот сейчас, в Успенский Пост. Стали мы кормить голубей, любим их кормить. И вдруг к нам подходит женщина и начинает отчитывать, грозить, что мол вы тут творите? Будто бы мы должны просить разрешение на это. В ответ мы с родственницей не сдержались и твёрдо сказали, что мы обо всём думаем. Женщина ушла вся в раздражении. И вот вопрос, батюшка, где та грань, где мы должны терпеливо сносить поношения, вообще никак не реагировать, а где всё-таки уместно ответить человеку? Мы не почувствовали с родственницей укола, потому что мы всегда кормим голубей и будем это доброе дело делать, не для какой-то своей выгоды, а потому что как могут птахи безвинные кому-то помешать? Но может нам «прилетело это искушение» в наказание за что-то иное, что было раньше соделано и нам надо было промолчать и быть истуканами? Батюшка, скажите, в чём грех на нас в данной ситуации? Спаси Господи! За женщину эту про себя мы помолились.

    Ответить

    1. Здравствуйте, Елена!
      Да, в посту бывают искушения. Надо быть готовым к ним, даже в самых, на первый взгляд, спорных ситуациях проявить смирение. Не обязательно промолчать, а спокойно расспросить, почему нельзя кормить.
      В городах у храма или в монастырях запрещается кормить птиц, я замечал очень часто. Надо с пониманием отнестись, нам хочется просто покормить и потом уйдём, а работникам приходится каждый день прибираться на территории. Я жил небольшое время в монастыре и с этим сталкивался, когда от перекорма птицы даже не могли взлетать и умирали на территории.
      Часто в жизни так бывает, что мы «рубим с плеча», до конца не разобравшись или не вникнув в ситуацию глубже.
      С Богом!

      Ответить

      1. Батюшка, спаси Господи! Мы кормили птиц около магазина. И делаем это на протяжении года так точно. И птицы настолько голодны, что потом, когда мы проходим мимо обратно, то видим, что всё съедено ими, весь хлеб… Женщина ссылалась на то, что крысы бегают, но крысы-то уж наверное не от хлеба и его остатков, а от магазинов и их продукции:(Птахи тут совершенно не при чем.. Не знаю, батюшка, я, конечно, не спорю, что всё должно быть мирно и добродушно, но если кто-то голоден, мы рады накормить, пусть даже это кому-то не нравится или доставляет дискомфорт. Думаю, это правильно, а не какие-то условности с мусором и прочим… ведь как еда может быть мусором, если вокруг тебя столько голодных, даже вот птиц?… я уж не говорю о людях:(Спаси Господи, батюшка!!

        Ответить

        1. Здравствуйте, Елена!
          Несправедливость легко можно увидеть и найти в нашем мире. Особенно, когда начинаешь с ней бороться. Надо правильно расставить приоритеты. Если Вы накормили всех голодных людей, которые рядом с Вами, то можно позаботиться и о голубях.
          Хотите накормить голодающих, кормите сначала людей, потом голубей, и старайтесь все это делать мирно. Какая польза вам, если вы накормили голубей, а с человеком поругались.
          Божьей помощи, Вам!

          Ответить

С чего начинается прощение? Если кто-то неправ, обличать или молчать? Можно ли причащаться, если не всех простил? Протоиерей Виталий Весёлый, настоятель Серафимовского храма Горловки поговорил с нами о том, как научиться принимать и терпеть тех, кого принимать и терпеть совсем не хочется.

Обычно люди учатся у кого-то. Православному человеку, на мой взгляд, естественно учиться у Самого Господа. Тому, как Он прощал и прощает - в том числе. Но прежде всего нужно научиться искать прощения у Бога. А для этого Он дал нам разные средства: таинства исповеди и причастия Святых Христовых Таин, регулярное участие в богослужениях и частную молитву (то есть домашнюю, или келейную).

Весь смысл богослужений сводится к словам «Господи, помилуй!» Мы постоянно ищем милости у Бога и Его прощения. И только таким образом, стремясь к Его прощению и употребляя для этого все средства, мы сможем приблизиться к Нему. А в общении с Господом будем учиться терпеть недостатки ближних и строить отношения с ними.

Естественно, в нашем окружении есть разные люди: и воцерковлённые, и невоцековлённые, и православные, и иноверцы. И все - с разными характерами. Они могут обидеть, оскорбить, оклеветать, доставить большие неудобства. Порой очень тяжело всё это выдерживать, особенно - терпеливо. Но, тем не менее, Господь терпел и терпит всех, поэтому мы тоже должны стараться уподобляться Ему в этом по возможности. И если трудно, всё-таки понуждать себя к прощению.

Господь говорит: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). К добру нужно себя понуждать, и к прощению тоже. Через «не хочу». Тогда Господь простит и множество наших грехов. Мы ведь не знаем, насколько тяжело Господу терпеть наши грехи, но Он прощает нас, значит, и мы должны стараться.

Бывают ситуации, когда простить никак не получается. В таких случаях бывает полезно сделать паузу в общении. Предательство, измена - это особые обстоятельства, когда действительно сложно найти силы для приятия или прощения. Особенно тяжело бывает, когда человек даже не осознаёт, что причинил боль, и не пытается исправить то, что сделал. Он считает, что всё нормально, а может, даже видит нашу неправоту в ситуации. Конечно, молиться за такого всё-таки нужно, чтобы Господь изменил его сердце по отношению к нам, вразумил, дал увидеть ошибку. Но пока не получается, не нужно насильно себя понуждать к прощению. Надо сделать паузу в общении, реже встречаться.

Спрашивают, как быть в такой ситуации: человек трудится над тем, чтобы простить, хочет часто исповедоваться и причащаться, чтобы с помощью этих таинств преодолеть обиду, неприязнь. Священник перед разрешительной молитвой спрашивает: «Всем всё прощаете?» Что отвечать, если ещё не простил? Можно ли причащаться?

Я думаю, что в причастии человек получает необходимые ему силы для борьбы со своими немощами. И мне кажется, что нет лицемерия в ответе «да, прощаю», потому что мы хотим простить, мы в процессе борьбы с собой. Этот процесс может продолжаться всю жизнь - что же тогда, вообще не причащаться? Наоборот: причащаться нужно, потому что своими силами невозможно простить, только с Богом.

Как быть, если проблема неприязни к недостаткам ближнего возникла в семье? Как вести себя? Говорить о своих обидах или неприятии каких-то черт близкого? Думаю, можно указывать людям на их недостатки, но нужно делать это с максимальной деликатностью, чтобы не обидеть, не оскорбить.

Очень важно помнить о недостатках собственных. Возможно, если подумать о них перед разговором, то это придаст нам бережности и такта. И как бы ни было трудно, надо стараться обращаться к ближним со смирением. Порой хочется обличать, делать это пафосно, с торжеством, но прежде лучше постараться стяжать смирение, побороться со своей гордыней, и тогда обличать не захочется. Вы станете бережно исправлять и врачевать недостатки ближних, с Божьей помощью.

Недостатки всегда легко увидеть. А вы попробуйте разглядеть добродетели. Отыщите их! Грешить всегда легко, а вот понудить себя на действительно доброе дело - тяжело. А ведь это доброе дело - если мы будем стараться увидеть добрые качества в человеке неприятном. Не надо лениться в этом. Нужно стараться побуждать себя к такому труду.

И, конечно, не оставлять духовной работы над собой, потому что без благодати Божьей, своими силами невозможно справиться ни со своими недостатками, ни с недостатками ближних. А благодать Божья вразумляет человека, как правильно поступать в той или иной ситуации, как прощать. Помогает в этом, даёт силы. Поэтому всегда нужно молиться. Даже если вы уже вошли в конфликт, главное - встрепенуться, остановиться и постараться бурю свести на нет - по возможности, конечно. А если противоположная сторона не хочет примирения, то остаётся только молитва и духовная борьба.

Записала Екатерина Щербакова

Количество записей: 26

Здравствуйте, батюшка! У меня есть привычка, закоренелая и дурная - иронизировать над собой, насмехаться, что ли. Например, нагрубили мне в магазине, я оттуда выйду, вся озлобленная, и мысль в голове появляется: "Ой, ну надо же, разобиделась! Великая персона! И пальцем-то ее не тронь. А маме-то утром как грубила?", и в таком духе. Мне кажется, это неправильное что-то, ведь совершенный грех должен привести меня к покаянию, к тому, чтобы я у Бога попросила прощения и сил исправляться, а этими мыслями с иронией я скорее только ненависть к себе навожу, и потом мучаюсь от этого.

Елена

Пожалуй, соглашусь с Вами, Елена: такое иронизирование мало общего имеет со смирением и самоукорением, лучше уж в содеянных грехах каяться и просить прощения. Кстати, почитайте об этом у о.Иоанна Кронштадского: в его дневниках есть замечательные моменты, когда ему приходилось согрешать и он молил Бога о прощении. Вот замечательный образец для подражания!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Из наставлений святых отцов я поняла, что когда обижают тебя саму, надо молча стерпеть обиду, а за других заступиться. А как быть, если человек тебя обидел, ты промолчал, а он в другой раз обижает сильнее? Как быть, когда в ответ на очередное молчание, тебе ещё больше хамят, повышают голос? Некоторые принимают это за слабость и считают своим долгом "напасть", чтобы им потом было "хорошо". Как быть, если зло попускать нельзя, но в то же время, если я иногда собираюсь с силами и отвечаю, сама впадаю в гнев и в раздражение. Правда на моей стороне, а мне ещё и достаётся. Знаю, что многие обижают, только потому, что я одна и заступиться некому. Батюшка, подскажите, как правильно себя вести в таких ситуациях? Простите, если написала немного сумбурно, таких ситуаций было много, не хочу беспокоить Вас подробностями. Спаси Господи!

Валентина

Валентина, отвечать обидчику надо, но по-христиански, в спокойном состоянии души, так как "что начинается в гневе, то кончается в стыде". Нужно понимать, что мы, как правило, не являемся уж такими ненавистными для обидчика. Обычно бывает, что у этого обидчика много проблем, и мы попадаем "под горячую руку". Постарайтесь понять и простить.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, уважаемые батюшки. Хотелось бы обратиться к отцу Максиму. У Вас я нашла очень много полезных, вразумительных советов, написанных живым языком. Посоветуйте и мне, как поступать в таких, казалось бы, обыденных ситуациях, как детские истерики. Я работаю няней в одной семье, в США. Здесь детей воспитывают не так, как у нас. ЗДЕСЬ ПОЗВОЛЕНО ВСЕ! Дети не знают слова " нет". Я верующая, православная, и знаю, что всегда нужно хранить мир душевный, не гневаться, но в последнее время я от постоянных истерик не просто устаю, а чувствую какую-то опустошенность, даже уныние. А сегодня я не выдержала, меня прорвало, я даже повысила голос на ребенка, гневалась. Плачу, каюсь, но понимаю, что надо потерпеть, через полгода, если Богу будет угодно, хочу уехать домой. Поэтому о перемене работы здесь говорить не имеет смысла. Посоветуйте, пожалуйста, как православному христианину проявлять выдержку в моменты детских истерик? Где и что можно почитать на эту тему? Сознаюсь, мне стыдно потом было перед 3-х летним ребенком, за то что гневалась, стыдно и перед Богом. Я 2,5 года назад воцерковилась, регулярно участвую в таинствах, казалось что духовная жизнь моя мирная и тихая, и вдруг - гнев, раздражение... а ведь я очень хочу угождать Богу, быть кроткой, смиренной. Но вот при детских жутких истериках - не выдерживаю. А что такое истерики американских детей - это надо видеть. Помогите советом, батюшка. Спаси Вас Господь.

Валентина

Да, Валентина, видел я истерики американских детей (жил месяц в США у друзей), прихожане у меня в этой стране работали на таких же вакансиях, как и Вы. Думаю, Вы знаете, что в Штатах небезопасно показывать раздражение в адрес потомства, тем более чужого. Обвинить могут в чем угодно. Раз Вы решили вернуться, то надо просто терпеть и молиться. Молиться и за ребенка. Душевный мир, думаю, тут сохранить очень тяжело – все не наше, все так или иначе будет выводить из равновесия. Остается только терпеть. Почитайте авву Дорофея о терпении. Есть такая история: невзгоды гнали монаха из кельи, из обители, но каждый день он начинал с того, что еще потерпит и «уйдет завтра». Это «завтра» так и не наступило. Хорошо, если получится к определенному времени закончить дела в США. А если нет, то живите по этому принципу.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно научить ребенка постоять за себя? Я решила, пока она маленькая, я сама буду защищать ее. Когда подрастет, объясню, что первый раз объясняем обидчику, второй раз предупреждаем, что будем сдачи давать, а в третий раз даем сдачи. По-христиански будет так делать? Муж настаивает, что надо сразу к третьему пункту переходить. Посоветуйте, пожалуйста. Спасибо.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Христианин обязан подставить другую щеку. Но это может быть только плодом смирения. А смирение - это такое сокровище, которое иной и до смерти не может приобрести. Заставлять ребенка подражать смирению при том, что мы сами его не имеем, безумно, а учить словами -тнеразумно, да и неэффективно. Так что Ваш муж не далек от истины. Только хвалить ребенка за такое не надо. Да, ты защитил себя, но и согрешил. Ведь нам дана заповедь – не делай никому того, чего не желаешь себе. Надо теперь извиниться не раболепствуя и не гордясь, и покаяться без самооправдания. Вот это будет педагогика.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Как понять Волю Божью? Полностью отказаться от своих желаний в сердце? Означает ли смирение и примирение с Волей Бога, что не нужно предпринимать никаких самостоятельных шагов? Я очень запуталась в себе! Можно ли просить Бога о том, чего хочется? Как понять, что Богу угодно, а что нет? Буду очень благодарна за ответ!

Лидия

Воля Божия состоит в том, чтобы все спаслись. Отказываться от сердечных желаний надо, но не от всех, а только от плохих. Что касается смирения, то смирение – это мир с Богом, со своей совестью. Смирение как раз очень активная жизненная позиция человека, непрестанно борющегося со злом, как внутри себя, так и во вне.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте!Подскажите, как быть, я верующий человек, хожу в церковь,с тараюсь не пропускать Богослужения, читаю молитвы, причащаюсь. Христианские верующие люди говорят: гордость - зло, настоящий христианин не должен держать зла в сердце на другого человека, нужно всех прощать! Но как жить, когда о гордости забываешь, прощаешь - и люди начинаются этим пользоваться? С одной стороны, это бывает крайне необходимо, иначе в нашем жестоком мире могут просто затоптать... Простите, спаси Вас Господи!

Наталия

Наталия, прощать надо, но и попускать нечестивым людям пользоваться своей добротой не следует. Знаете, это как с кусачей собакой: она тебя тяпнула за ногу, ты позлился-позлился, и в конце концов успокоился, мол, собака живет своей жизнью, по-другому не умеет, да и Бог с нею! Но второй-то раз Вы ей свою ногу не сунете. Вот так и с некоторыми людьми: простить надо, однако, пока человек не исправится и не переменится внутренне, общение с ним можно, так сказать, «поставить на паузу».

игумен Никон (Головко)

Простите меня ради Христа! Мне очень нужна духовная помощь. Я ВИЧ-инфицирована. Угасает иммунитет, стала болеть опоясывающим и простым герпесом. В церковь идти - проблемы разные: или болезни, или ощущение неготовности к исповеди, или стыдно, а потому малодушие не пускает... Мне нужно подготовиться к смерти. Я обязана это сделать, ибо душа моя принадлежит Богу. Я осквернила ее грехами. Теперь нахожусь в растерянности, т. к. осознаю, что времени осталось мало, а грехов много. Я бросила курить 17 дней назад, когда отнеслась к курению не как к вредной привычке, а как к греху. Но трудность моя в том, что бросить курить легко по сравнению с избавлением от гордыни. Не могу избавиться от осуждения, неприязни, гнева, раздражительности, стремления быть хорошей для людей. Не могу представить себя ниже и хуже всех тварей на земле (хотя хочу добиться смирения и сердечного покаяния для спасения души). Появились трудности в молитве, оцепенение душевное от осознания собственной ничтожности по некоторым внутренним соображениям. Подтолкните меня к действию каким-нибудь советом. Или посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь книгу. Силы тают, нужно торопиться и готовиться к переходу в вечную жизнь.

Нина Петрова

Дорогая Нина, думаю, что хотя мысли об исходе из земной жизни и покаянии всегда считались даром Божьим - человеку, увы, привычнее паника, утрата мужества и депрессия, но я все-таки советую (опять-таки, держа эти мысли в голове) не спешить выносить себе смертный приговор. Нужно сопротивляться своей болезни, потому что это время, которое Вы выиграете у своего недуга, даст Вам возможность стать полноценной христианкой. Поэтому - обязательно лечиться и следить за собой! Первый совет - идите в храм, где будет Ваша исповедь и причастие. Начните подготовку с простых вещей: с чтения Евангелия (если это трудно, тогда учебник «Закон Божий» прот. Слободского или любой другой. На нашем сайте есть видеокурс, основанный на этом учебнике: ). Очень хороша для начинающих книга о.Александра Меня «Сын Человеческий». Она есть в Сети. Вы можете, кажется, найти ее на сайте Предание.ру. Там много интересного для Вас. Я, к сожалению, не знаю Ваше образование, чтобы советовать что-то еще. Попробуйте сами из аудиолекций и книг найти на этом сайте себе что-то по душе. Но храм и таинства - это в первую очередь!

протоиерей Максим Хижий

Святые люди считали себя самыми грешными, и не просто считали, они были уверены в этом, видели себя самыми грешными - но здесь скрыто противоречие, они не могли быть самыми грешными, не могли быть хуже последних злодеев, потому что они были святыми. Они считали себя хуже всех, но они не были хуже всех - неужели они обманывали сами себя? Как они могли видеть себя самыми грешными, если они были самыми праведными?

Игорь

Святые подвижники посвятили свою жизнь тому, что пристально вглядывались в свою душу. Очищая себя от грехов, они видели, что работы еще непочатый край. Именно это обстоятельство приводило к тому, что они искренне считали себя грешниками. Это чувство поглощало их настолько, что они не могли предположить, что и у других людей такие же проблемы, ведь в души других они не вглядывались столь же пристально, хотя Господь и открывал святым о других людях, когда это было нужно. Святые осуждали себя за свои грехи и не смели осуждать других. Я думаю, в этом причина такого парадокса.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. В Библии сказано: "если тебя ударили по одной щеке, подставь и другую". Как правильно понимать? Одни говорят, что это означает, что на зло нужно отвечать добром, а другие, что нужно подчиняться тому, кто бьет. Кто прав?

Марина

Марина, если оскорбляют Вас, Вы можете потерпеть это, получите от терпения духовную пользу. Но если оскорбляют Ваших ближних или саму веру в Бога, то надо стоять насмерть. Так и все святые, подвижники Христовы поступали.

игумен Никон (Головко)

Уважаемые батюшки! Помогите советом! Мне 26 лет. Работаю в фирме. Начальница - деспотичная женщина 47 лет. Может накричать на человека, невзирая на чины и звания, оскорбить, нахамить, не сдерживает собственной злобы. В этом плане я не обделен ее вниманием. Как реагировать? С детства привык молчать и не отвечать. Но потом это ее поведение выбивает из колеи все равно, и некоторое время ходишь подавленный. Вообще, обидчивость - это признак наличия в душе страстей? Ежели так, то как правильно переносить подобное поведение в свой адрес, и как извлекать из этого духовную пользу? Вообще, нужно ли отвечать на хамство и проч., если это касается только меня (если кого-то, то я обычно встреваю за человека)? Я, с одной стороны – не отвечаю, а с другой, затаиваю злобу на человека. А люди дальше больше распоясываются… Может, лучше поставить на место? В целом я чувствую, что не так живу. И мое отношение к людям не соответствует тому, что написано в Евангелии. Ведь Христос прощал всех. И сказано: "Любите врагов ваших". Стало быть, у меня даже на сердце не должно быть тени обиды на любого человека, что бы он мне ни сделал. Я причащаюсь. Чувствую колоссальную помощь Божию, подаваемую в Таинствах, но, вместе с тем, чувствую, что и живу, и мыслю не сообразно тому, как хочет Бог. И нужно кардинально менять свое устроение. Потому что вижу колоссальную пропасть между мной и Богом. Простите за сумбур. Спасибо за ответ.

Андрей

Андрей, Вы должны понимать следующее: молчание в ответ на оскорбление считается добродетелью смирения в том случае, если Вы молчите исключительно из религиозных соображений, а не «страха ради иудейска» - молчите, например, потому что боитесь потерять работу. Я не думаю, что хамство надо терпеть всегда. Можно раз простить, другой раз сдержаться, но позволять начальникам превращаться в мелкопоместных барчуков (барынь) нельзя. Свое достоинство тоже надо беречь: «не становитесь рабами человеков».

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где грань между "положиться на Промысел Божий" и спихиванием с себя ответственности и бездействием? А также решением смириться и опустить руки? Спаси Господи за ответ!

Татьяна

Татьяна, Господь только и ждет от нас одного - действия! Промысел Божий совершается при активном участии, содействии человека. Мы должны себя проявлять как личность, должны намечать для себя святые цели и прилагать усилия, чтобы идти к ним, и тогда нам помогает Промысел Божий: Господь либо устраивает так, как мы хотим, либо корректирует наши действия и направляет на полезное. По второму вопросу: смирение - это состояние мира с Богом. В этом состоянии человек становится богоподобен по своим душевным качествам и стремится к тому, чтобы исполнять волю Божию на земле, а это, в свою очередь, очень активная жизненная позиция, путь борьбы со злом и всякой несправедливостью, одним словом, с состоянием "опущенных рук" ничего общего смирение не имеет - просто прямая противоположность.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как отличить в себе скромность, смущение от той же скромности, как проявления формы гордыни? Иногда бывает, что смущаюсь на людях, замыкаюсь, отмалчиваюсь там, где могла бы сказать к месту или сделать что–то доброе. Иногда чувствую, что мешает стыд или то, что обо мне не так подумают, что не так выгляжу. Как не потерять истинную скромность, но побороть ложную? Благодарю заранее за ответ.

Наталья

Наталья, все познается по плодам: если Вы из скромности не сделали чего-то, и тем самым допустили поругание истины, то это скромность ложная. Есть на этот счет хорошая поговорка: "Лучше брань, чем мир, разлучающий с Богом". Вот по плодам и познавайте свои поступки. И еще одно: не всегда сразу можно увидеть плоды своих дел, в некоторых случаях должно пройти время, поэтому прежде чем что-то совершить, надо сразу очень глубоко подумать о последствиях и проанализировать их. И если в них нет ничего плохого - смело действуйте, Господь поможет.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, здравствуйте! Хотела бы задать следующий вопрос. Где в жизни христианина находится та грань, которая отделяет его праведное смирение с жизненными обстоятельствами от человеческого желания "двигаться вперед". Ведь именно какие то здоровые амбиции (приобрести дом, устроиться на дополнительную работу для повышения дохода семьи и т.п.), стремление человека к цели/познанию, преодоление для этого текущих трудностей определяют прогресс общества в целом. Существует ли это грань для мирянина?

Елена

Елена, все это определяется отношением человека к этим целям - присутствует ли в этом отношении страстность или наоборот, доверие Богу и Его промыслу. Если мы хотим приобрести дом, чтобы жить нам и детям, это нормально, но если этот дом становится для нас самоцелью, идолом, то это уже грех. Так и во всем: питаться, употреблять пищу, для человека - норма, а делать из пищи самоцель и объедаться - грех. Все зависит от внутреннего состояния: распоряжаемся ли мы вещами свободно и по мере необходимости, или порабощаемся ими и они начинают нами обладать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Я воцерковлен, жена нет, хотя и считает себя православной и иногда заходит в храм. После 25 лет совместной жизни начались трения по различным семейным и бытовым вопросам. Помню, что смирение одно из главных качеств верующего, но помню, что "да убоится жена мужа своего". Что же важнее выбрать в моменты семейных неурядиц - смиряться или добиваться,чтобы "убоялась"?

Игорь

Здравствуйте, Игорь. Ни в коем случае. "Страх", о котором пишет Апостол, уподоблен им "Страху Божию". Ведь и брак он соотносит с "союзом Христа и Церкви", в котором "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее". Страх этот не от устрашения, а от любви. Страх оскорбить любовь, даже тогда, когда нет сомнений в том, что наказания не будет. Просите у Бога мудрости. Питайте разум и душу святоотеческими поучениями. О смирении хорошо написано у преподобного Аввы Дорофея, а о семейных отношениях у святителя Иоанна Златоуста. Из наших отечественных святых и духовных писателей: праведный Иоанн Кронштадтский, игумен Никон (Воробьев), схиигумен Иоанн (Алексеев). Бог да поможет Вам.

иерей Александр Белослюдов

Всем добрый день. Батюшки, помогите советом: меня мучает столь наболевший вопрос отношений между мужем и моей мамой. Дело в том, что во всем, до самых мелочей, у него виновата теща, грязью нас поливает перед своими родственниками, поносит нас последними словами. А бывают и крайности, когда напивается и посылает нас открытым текстом. Я устала от таких отношений, когда мне каждый день капают, какие мы плохие, а какой он хороший. Спорит, ну во всем иногда, кажется, назло все делает. Наверное, нужно смирение, но не очень в последнее время получается молчать. Обида переполняет меня.

Ксения

Ксения, все наши беды и проблемы бывают от того, что мы неправильно живем, у нас неправильное отношение к жизни. Мы всегда делаем то, чего нельзя делать - грешим. Человек грешит каждый день и не кается, и чем дольше он не кается, тем больше его сердце каменеет, появляется раздражительность, непонимание. Все это начинается с мелочей. Надо следить за собой каждый день и бороться со своими внутренними страстями и Вам, и мужу, и теще - всем. Но этого не происходит, и поэтому каждый обвиняет другого в своих неудачах и т. д. Семейная жизнь требует много терпения и смирения, а этого можно достигнуть только с помощью Божией. Друг другу нужно уступать. А еще нужно в церковь ходить вместе, исповедоваться, причащаться. Как говорит прп. Серафим Саровский, "спасись сам, и вокруг тебя тысячи спасутся". Самим нужно жить правильно, с себя начинать духовную жизнь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Знаю, и от этого еще хуже, что грех на мне великий. Раздражает собственная мама, иногда до зубовного скрежета. Живем вместе чуть больше года. Мне 45, маме 71. Живем втроем - я, мама, и мой муж. Венчанный брак, 27 лет женаты. Семья приличная, дочь замужем, внучка. Маму люблю, это правда. Но вот это старческое ее, советы, когда не просят... В старости, если доживу, мне, наверное, это все вернется за грех этот. Хотя дочка, впрочем, как и я, очень порядочная, ласковая и т. д. Говорю маме: сейчас все по-другому, и я другая, не как ты, я сама уже пятый десяток разменяла, не дура, вроде. Ну, спрошу - подскажи. Ну сколько можно меня жизни учить? В общем, от постоянного невысказанного раздражения как результат -давление, язва желудка. Научите, как справляться с собой, чувствую, что неправа в корне я, а не она. Или это характер у меня такой поганый? Мама человек очень хороший, всю жизнь проработала с людьми, ее все любили. Я, если честно, вспыльчивая, все люблю делать быстро, не мешкая, не раздумывая, и решения всю жизнь принимаю сама. Так сложилось. А последний год как будто вернулась в детство. Это ужасно. В большинстве случаев я молчу, терплю, чтобы не усугублять, огрызаюсь про себя. Но иногда меня прорывает, и тогда - скандал. А это хуже всего, когда в доме такая обстановка. Начинаю просить прощения, тем самым признаю свою вину. Скажите, пожалуйста, научите, как научится терпению и смирению? Не получается у меня... Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Смирение - это не какая-то особая техника поведения, которой можно научиться. Смирение есть свойство души, часть ее природы. Переменить свою природу мы не в силах, это может сделать только Бог. Но мы должны и можем создать условия для того, чтобы Он мог это сделать. Мы должны понуждать себя к делам добродетели и удерживать от греха. Должны делать то, что нам по силам. Как сказал Господь своим ученикам: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом". (Лк.16.10) Преподобный Авва Дорофей советует для приобретения начального смирения понуждать себя на всякое укорение отвечать просто: "Прости". И не оправдываться. Кстати, очень полезно прочитать эту книгу в Великом Посту. Никогда не торопитесь дать ответ на замечание или укор тотчас. Сначала помолитесь: "Господи, достойное по делам моим получаю, помилуй меня". А потом, если не сможете совсем промолчать, ответьте по существу. Если же слово осуждения, самооправдания уже слетело с языка, то заставьте себя уйти и покаяться: "Господи, прости меня, опять злословлю, опять осуждаю, опять выпячиваю свою гордыню. Избавь меня от постыдной страсти моей". Кайтесь пока не почувствуете мир и спокойствие в душе и сердце, это признак принятия Богом Вашего покаяния. И, конечно же, как можно чаще прибегайте к исповеди и причащению. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов игумен Никон (Головко)

Батюшка, читая, что для смирения должно помнить старые грехи и каяться в них, я начал вспоминать особо тяжкие грехи, которые совершил еще в школе, как задирался к одному пареньку, который был забитый всеми. От этого было сильное кровяное разгорячение и слезы, при этом, чем больше я вспоминал ситуацию, тем больше было возбуждение и слезы. На исповеди батюшка сказал, что это католическое покаяние. В чем была ошибка, или я неправильно изложил, и батюшка дал оценку, не поняв до конца? Правильно ли каялся, если при этом мира в душе не было? Должен ли сохраняться мир в душе при покаянии, или мир приходит после покаяния, а само покаяние, напротив, приводит душу в некоторое движение? Если должен, то как его сохранить, а если нет, то была ли ошибка в моем покаянии?

Андрей

Андрей, действительно, не надо доводить себя до каких-то разгоряченных состояний воспоминанием грехов. В грехах надо каяться, а когда они уже исповеданы, просто их помнить, как факт, как свершившийся поступок, как наш жизненный выбор в тот момент. И чтобы их таким образом держать в памяти, можно завести себе такой блокнотик, очень личный, конечно, где будут записаны те грехи, которые наиболее жгут совесть. В минуты гордыни и пустых восторгов – будет что почитать.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, посоветуйте духовную литературу о стяжании смирения (борьбе с гордостью) и духа мирна (борьбы с раздражением) и любви. Читаю святых отцов, но у многих (особенно древних), все говорится очень просто, т. е. для людей простых и с чистыми и простыми мыслями. У меня же ум осквернен аналитическим мышлением (к которому приучал себя всю сознательную жизнь, не понимая, что строю ловушку себе), потерей простоты и самокопанием, поэтому простые советы святых отцов часто не укладываются в голове и возникает целая куча разных вопросов: "а как", и находя ответ на этот вопрос, рождается следующее "а как". Недавно нашел очень подходящую моему духовному состоянию статью, вот такого плана литературу я прошу вас посоветовать. Если же есть что-то подобное из творения святых отцов, буду в двойне благодарен, но приму и рекомендацию современных авторов.

Андрей

Андрей, я бы Вам не книги посоветовал, а напротив – практическую жизнь. Займитесь самоанализом, разберите природу своих грехов, поймите, как их много и от чего они появляются. И увидите, что ни гордиться Вам нечем, ни раздражаться на других не из-за чего, так как они, подобно Вам, также находятся в горниле испытаний, побед и поражений. Вот это будет дело, а убеждать себя от логики, через голову, не очень эффективно. Все-таки вера – в душе, в сердце, а ум – это лишь инструмент, который подчиняется импульсам сердца, а не наоборот!

игумен Никон (Головко)

Батюшка, меня стал терзать вопрос об удовольствиях мира сего. Часто бывает смущение, когда ем вкусную пищу или стою под теплым душем, или слушаю музыку (чему времени уделяю мало). Читал Вениамина Федченкова, у него тоже вставал такой вопрос. И ему был дан ответ, что начинать надо не с полного отказа от удовольствий, а с молитвы и смирения. Но вопрос, какой должен быть образ мыслей при смирении, если в принципе я могу и от воды горячей отказаться, и от пищи вкусной, и музыку не слушать, а со временем носить только плохую одежду, а на вопрос, что мешает все это осуществить сейчас, ответ один - самолюбие. Так как же мыслить смиреномудро, чтобы при этом не лицемерить, ведь говорить в сердце "Господи прости, я слишком немощен и люблю себя" как-то язык не поворачивается. Помогите разобраться с этим вопросом, т. к. последнее время все больше волнует.

Андрей

Андрей, вся наша вера зиждется прежде всего на одном аспекте: вере в загробный духовный мир, в жизнь после смерти. И если разобраться в причинах наших грехов и проступков пред Богом, что мы увидим, что первопричина всего этого – неполная вера или временное оскудение веры в жизнь после смерти. Ведь, если веришь, что будешь жить в вечности, то и дела творишь соответствующие, а если нет – то нет. Вот и старайтесь почаще напоминать себе о вечности, а для этого все средства хороши. Некоторые небезразличные люди даже украшают свое жилище изречениями и картинами на эту тему – и это по-настоящему помогает душе. Вот так постепенно и научимся и смиренномудрию, и памяти смертной, и неосуждению ближнего.

игумен Никон (Головко)

1