Ребенок постоянно ломает игрушки. Почему ребенок ломает игрушки и как от этого отучить? В попытке заменить внимание

- это еще не повод вешать на него ярлык агрессивного и склонного к разрушению ребенка. И далеко не всегда такое поведение объясняется тем, что кроха хочет досадить родителям.

Как говорят детские психологи, если ребенок ломает игрушки, то он это делает не потому, что слишком избалован и не умеет ценить вещи. Как правило, малыш чувствует себя исследователем, который пытается понять, как устроен тот или иной предмет. Но это не единственная причина, почему ребенок ломает игрушки. Давайте выясним, что на самом деле может скрываться за «плохим» поведением малыша.

Почему ребенок ломает игрушки

Любопытство. Как уже было сказало, малыш постоянно находится в процессе познания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у ребенка появляется желание изучить, как работает механизм вертолета на радиоуправлении или говорящей куклы. Он пытается разбить или разобрать их, чтобы понять, как устроен «внутренний мир» игрушек.

Недостаток родительского внимания. Современные мамы и папы часто пропадают на работе, зарабатывая средства, но при этом экономя на времени, которое они могли бы уделить своему чаду. Чувствуя за собой вину, многие родители «откупаются» от ребенка дорогими подарками. Однако даже самые красивые и «навороченные» игрушки не заменят для крохи родительского внимания. А пытаясь уничтожить игрушку, ребенок своим плохим поведением хоть как-то завоевывает внимание членов семьи.

Сам процесс игры. Малыш, который играет в сюжетные игры, может отождествлять себя с героями. В процессе игры он хочет «убить» злого волшебника, дракона или волка, а сделать это можно только уничтожив игрушку. Ребенок ломает игрушки, следуя примерам из фильмов и компьютерных игр, в которых одни персонажи убивают других.

Потребность выплеснуть агрессию. Ребята, как и взрослые люди, могут чувствовать злость и переживать обиду, и часто дети ломают игрушки, чтобы дать волю накопившимся негативным эмоциям. Нередко родители не справляются со своими чувствами, поэтому начинают повышать голос на малыша. Точно так же, перенимая привычки взрослых, малыши разбивают игрушки, отрывают их детали и даже кричит на них.

Что делать, если ребенок ломает игрушки

  1. Как видите, часто ребенок ломает игрушки не умышленно, он так же, как и родители, приходит в расстройство от того, что произошло. Малыша не нужно ругать в таком случае. Рекомендуется приобретать игрушки с учетом темперамента малыша - лучше купить качественную игрушку, чем много хрупких и ненадежных.
  2. Родителям довольно сложно научить шестилетнего ребенка бережно относиться к вещам, однако мама и папа могут попытаться свести к минимуму случаи уничтожения игрушек. К примеру, можно купить игрушку , о которой крохе будет приятно заботиться, причем не одну. Ведь уже с четырех лет малышу знакомы чувства любви и заботы.
  3. Чтобы ничего не препятствовало изучению окружающего мира, желательно обеспечить малышу достаточное поле для экспериментов, при этом убрав подальше все хрупкие и ценные предметы.
  4. Маленьким исследователем можно предложить разобрать ненужные часы или старый фотоаппарат под вашим присмотром. Кроме того, направьте любознательность и тягу ребенка к разного рода механизмам на сборку и разборку конструктора. Даже для совсем маленьких, 2-3 летних малышей в магазине найдутся яркие и безопасные детские игрушки с большими деталями.

Не стоит паниковать, если ваш ребенок бьет игрушки и ломает их - через этот период проходит большинство малышей. Вам нужно запастись терпением, и не ругать его, иначе вы, наоборот, настроите ребенка против себя. Лучше направить силы и внимание крохи в другое русло.

Родители покупают своему малышу все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлеченно играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю? Такая ситуация не так уж редко встречается. Однако, этот факт вряд ли утешит родителей, ведь им, в первую очередь, хочется знать, почему так происходит.

Конечно, ваш ребенок может иногда случайно что-то испортить. Но как быть, если он начинает специально уничтожать хорошие вещи, с которыми, в принципе, он должен отдыхать и забавляться? Что делать, как остановить любимое чадо? Следует ли его наказывать? В этой статье мы разберёмся, по каким причинам ребёнок может начать портить вещи, выясним, как себя вести взрослым в таких ситуациях. И всё будет в порядке!

Причины по котором дети могут ломать свои игрушки

*Малыш ломает игрушки, неподходящие ему по возрасту

Зачастую ребёнок ломает игрушки из-за того, что ему просто пока рано пользоваться ими. Родители хотят порадовать любимого малыша и приобретают ему именно то, о чём он просит. В итоге оказывается, что игрушка малышу элементарно не подходит. Он слишком мал, чтобы понимать: с данной вещью необходимо обращаться бережно.

Приведём простой пример: малышу всего четыре года. Но он настойчиво просит купить красивую машинку с открывающимися дверцами, поднимающимся кузовом, поворачивающимися колёсами. Вскоре родители соглашаются. Они приобретают достаточно дорогую вещь. Но уже в тот же день машинка оказывается в разобранном виде.

Вероятная реакция: наказание. Малышу начнут объяснять, что он сломал дорогую вещь, плохо ведёт себя. Подход неправильный!

Как надо поступить

Разумеется, лучшее решение - вообще воздержаться от подобных покупок. Производители указывают возрастные ограничения как раз с учётом уровня развития ребёнка. Если вы будете дарить ребёнку в 4 года кубики, резиновые игрушки, пластиковые пирамидки и простые конструкторы из крупных деталей, он ничего не испортит.

Стоит ли ругать, если игрушка уже сломана? Безусловно, обвинять вашего маленького члена семьи не нужно. Вообще старайтесь не наказывать и не ругать малыша лишний раз. Если у него есть склонность к агрессии, вы таким образом разовьёте её в нём. Когда малыш ранимый, послушный, на него подобные наказания могут произвести настолько тяжёлое впечатление, что он вообще потеряет радость от игры. При этом мягко объяснить, что с вещами надо обращаться бережнее, действительно нужно.

У кого-то возникнет вопрос: а можно ли приобрести игрушку, неподходящую по возрасту, если малыш очень просит? Тут есть два варианта:

  1. Игрушки, которые могут представлять опасность для здоровья, давать ребёнку точно нельзя. Это касается изделий с мелкими деталями. Чтобы ребёнок ими случайно не подавился, они вообще не должны находиться в зоне его доступа.
  2. Когда игрушка безопасна, но велика вероятность, что малыш её разломает, решайте сами. Если хотите порадовать любимого ребёнка - покупайте. Только будьте готовы к скорой поломке.

*Вещь не оправдала ожидания

Дети иногда ломают игрушки нарочно. Они расстраиваются, поскольку получают не тот подарок. Часто реакцию можно предугадать заранее. Малыш просит в магазине одну игрушку, а ему покупают другую. Если вы так поступили, будьте готовы: дома ваше чадо проявит отношение к «подарку», сломав вещь. Таким образом дети просто пытаются настоять на своём. Тем более, им кажется: теперь им купят новую вещь, ведь они снова остались без подарка.

Исправляем ситуацию

Подобное поведение хорошим не назовёшь. Что же делать?

  • Постарайтесь объяснить, что вы дарили игрушку от чистого сердца, искренне расстроены реакцией ребёнка;
  • Не покупайте новую вещь после того, как была сломана предыдущая! Ребёнка баловать не стоит. В данной ситуации ему лучше некоторое время обойтись без новых игрушек;
  • Хороший способ воздействовать на малыша - оставить сломанную вещь на виду. Пусть он сам убедится, что это плохо, некрасиво;
  • Ругать не нужно. Объясняйте всё спокойно, не повышая голоса);
  • В дальнейшем, когда придёт время снова пойти в магазин с малышом, вы можете поступать так: если вы не в силах выполнить желание ребёнка и приобрести именно то, что он хочет, не покупайте очередную игрушку вообще. Напомните малышу, как он поступил с непонравившейся вещью до этого.

*Особенности темперамента

Сейчас, к сожалению, агрессия характерна для многих детей. Тогда игрушки ломаются регулярно, а все причины «буйного» поведения таятся в особенностях темперамента. Кроха холерик — он непоседлив, быстро отвлекается, легко раздражается, очень активен. У таких малышей игрушки ломаются сами. Крепко сжал, уронил, случайно наступил, зацепил и т. д

Как быть?

Однозначно, что закрывать глаза на такую проблему нельзя. Если проявления пока на начальной стадии, можно попробовать справиться своими силами.

  • Ругать ребёнка не надо. Наказания вызовут повышение агрессивности или замкнутость. Обе реакции - очень плохой результат;
  • Объясните максимально доступно, по-доброму, что так вести себя нехорошо;
  • Создайте условия для вымещения накопившихся эмоций. Отличное решение - снабдить ребёнка игрушками, с которыми можно развлекаться активно. Подойдут резиновые вещи, мечи (не мЯчи, а детские мЕчи). Мальчику можно повесить грушу;
  • Сделайте так, чтобы дети могли активно отдыхать, расходовать энергию. Отдайте их в спортивную секцию, танцевальный кружок.

Всё это вам точно поможет. В крайнем случае, придётся обратиться к детскому психологу или невропатологу.

*Познавательная деятельность. Любопытство

Многие дети готовы абсолютно на всё, когда у них возникает непреодолимое желание изучить новую вещь. Они разбирают, раскручивают, ломают игрушки. Эти дети просто хотят выяснить, как устроены предметы, что у них внутри. К сожалению, дорогие вещи обостряют любопытство ещё больше. Поэтому им грозит опасность в первую очередь. Чаще всего малыши потом предпринимают попытки собрать игрушки, но это уже невозможно.

Как быть?

Есть отличный выход: приобретайте для вашего чада больше конструкторов, игрушек, которые можно спокойно собирать и разбирать. Давайте ребёнку смотреть познавательные мультфильмы, документальные передачи. Детям старшего возраста будет полезно почитать энциклопедии. Таким образом ваш малыш удовлетворит свою любознательность.

*Малыш хочет привлечь внимание родителей

Такая ситуация тоже широко распространена. Малыш начинает регулярно шалить, ломает игрушки, плохо ведёт себя за столом , постоянно капризничает… И всё направлено исключительно на одну цель. Просто подумайте: может быть вашему любимому чаду не хватает родительского внимания? Некоторые дети страдают от чрезмерной опеки, а вот кому-то, наоборот, не хватает заботы, совместных игр с родителями.

Наше решение

В первую очередь с ребёнком надо поговорить. Спросите его, не хочет ли он погулять, почитать или порисовать с вами. Предложите интересную игру. Например, можно устроить импровизированный кукольный театр с пальчиковыми зверятами и куколками. Многие дети будут рады отправиться с родителями на улицу, вместе побегать, покататься с горок, покидаться снежками. Всё это позволит укрепить связь с ребёнком, позитивно отразится на отношениях в семье в целом. Будьте одной командой, веселитесь и отдыхайте вместе!

*Просто хочется всё ломать…

Ещё одна распространённая причина такого поведения - обычная раздражительность. Малыши, как и взрослые, чувствуют злость и обиду. Очень часто они ломают игрушки, выплеснув накопившиеся негативные эмоции. Бывает так, что дети берут пример со взрослых, когда те не могут справиться со своей злостью и повышают голос, стучат по столу кулаком, бросаются вещами. Так вот малыши, перенимая привычки взрослых, могут так же неадекватно себя вести, разбивая и ломая игрушки в процессе агрессии.

Что сделать?

Устройте для ребёнка особую игровую зону, где он сумеет что-то сломать, разобрать. Например, кто-то просто покупает ребёнку постарше маленькие воздушные шарики с дротиками. Тренируя координацию, меткость, мальчики и девочки с удовольствием поражают мишени. И становятся потом заметно спокойнее, уравновешеннее.

*Малыш играет в супергероя

Детская снова напоминает поле битвы? Все вещи разбросаны, часть игрушек сломана, а ваш малыш ходит довольный, будто именинник? Вполне вероятно, что ваше чадо просто воображает себя смелым воином, хочет подражать любимым героям. В таких играх нужно уничтожить страшного дракона, злого волшебника, волка, плохого человека. А для этого их нужно «убить». Малыш ломает игрушки, увлекаясь игрой и следуя примерам персонажам фильмов и мультфильмов.

Решение есть!

Вам нужно хорошо поговорить с любимым ребёнком, объяснить ему, что бороться с хорошими вещами не нужно. В этом нет того смысла, который имеется в сражениях его любимых героев. Кроме того, вам нужно организовать зону для «битв» в детской. Там должны быть безопасные мечи, различное детское оружие и специально подобранные игрушки, которые не пострадают от таких сражений. Например, большие мягкие, резиновые звери.

Ещё несколько распространённых причин

  1. Малыш расстроен, что его чрезмерно опекают. Иногда родители слишком старательно учат детей, как обращаться с игрушками. А малышей это раздражает. Постарайтесь быть мягкими, спокойными, давать некоторую свободу вашему чаду.
  2. Ребенок болеет, сильно устал. Недомогание, как правило, истощает психику крохи, он становится нетерпеливым, раздражительным, неловким. Внезапная вспышка гнева, неосторожное движение - и игрушка разлетается на части.
  3. Ребенок выражает гнев. К примеру, ребенок играет с машинкой, и у него не выходит посадить в нее маленькую игрушку - он тут же связывает неудачу не со своими личными способностями, а с игрушкой, которая у него в руках. В порыве гнева ребенок бросает игрушку, она с размаху ударяется о пол и ломается. Кроха еще не понимает, что вещи способны ломаться, поэтому он просто не может думать о каких-либо последствиях своих действий.
  4. Ребёнок хочет добиться покупки другой игрушки. Некоторые малыши немного хитрят. Они сначала портят вещи, а потом разными способами демонстрируют свои переживания. И просят очередную игрушку. Заметили, что всё происходит по этому сценарию? Тогда не покупайте очередную вещь. Оставьте в детской сломанную игрушку. Пусть ребёнок осознает, что он сломал хорошую вещь, остался без неё.
  5. Ребенок ломает игрушки назло. Очень часто разрушительное поведение и агрессия со стороны малыша по отношению к игрушкам на самом деле скрывает протест против действий взрослых. Мама не разрешила взять со стола конфету или потребовала убрать игрушки, а малышу этого делать не хочется. Он злится и решает как-то навредить родителям, но не находит способа лучше, чем разорвать купленные ему книжки или распотрошить мягкую игрушку. Таким образом, малыш, который еще не научился управлять своими эмоциями, выражает свою обиду и злость.
  6. Игрушку купили кому-то другому. И ребёнок испортил её нарочно. Выход тут один. Старайтесь не показывать вашему малышу вещи, предназначенные для подарка другим детям. Это вызывает обиду, ревность. Избегайте подобных ситуаций.

Как отучить ребенка ломать игрушки

На первых порах главная задача родителей - не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.

Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.

На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.

Самое главное для родителей - набраться терпения и ждать, а чтобы расстройство из-за новой волны разрушения было не таким сильным, стоит заранее убрать из зоны досягаемости ребенка ценные и хрупкие вещи. Постепенно учите малыша понимать разницу между игрушками и предметами интерьера, которые нельзя трогать, а также вашими любимыми вещами, которые тоже ни в коем случае нельзя портить. Как утверждают психологи, маленький разрушитель в любом случае превратится в созидателя, как только период повышенного любопытства останется позади.

Взято: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/373782/

У многих родителей вызывает тревогу манера обращения ребёнка с игрушками. Часто бывает, что малыш ломает только что купленную куклу или машинку. Но такое не созидательное отношение к вещам вполне объяснимо с точки зрения детской психологии.

Для начала следует сказать, что малыш в возрасте двух-трёх лет должен швырять и ломать игрушки. Так формируется его нервная система, которой необходимы выплески негативных эмоций ничуть не меньше, чем взрослым. Кроме того, игрушки – это первые материальные вещи, которые принадлежат ребёнку, и ему необходимо научится взаимодействовать с ними, вырабатывая систему ценностей.

Причины подобного поведения

Родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки

Это интересно. Когда писателя Фредерика Бегбедера спросили о ярких воспоминаниях из детства, он ответил: «Мне надоело, что меня считали испорченным ребенком и упрекали за то, что я ломал игрушки. Я их ломал, чтобы сделать новые».

Если маленькие дети уже научились ходить, пользоваться ложкой, горшком, то это не означает, что они чётко понимают, какие вещи делать можно, а какие – нельзя. Поэтому родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки. Психологи и педагоги выделили ряд причин такого поведения маленьких разрушителей:

  • Проявление любознательности. В 2-3 года малыш активно развивается и растёт, он познаёт окружающие предметы и хочет получить о них максимум информации. Этот мотив и толкает заглянуть внутрь плюшевого медведя или оторвать кукле голову.
  • Таким образом ребёнок выражает своё недовольство. Дело в том, что маленькие дети, которые только начали постигать причинно-следственные связи, мыслят очень конкретно: если кукла не вмещается в машинку, то либо машинка, либо кукла летит прочь. Малыш не связывает эту трудность с тем, что это он сделал неправильный выбор, и предметы не соответствуют друг другу по размерам.
  • Ребёнок пытается сделать родителям назло. Если в ответ на просьбу малыша, он слышит, что вначале нужно убрать игрушки, то это вызывает у него возмущение и желание как-то насолить родителям. Самый простой способ – сделать что-то наоборот. Просто по-другому ребёнок ещё не может справиться со своими эмоциями.
  • Малыш только начинает усваивать иерархию отношений. Он полностью зависит от родителей, а игрушки – от него. Вот ребёнку и хочется проявить свою власть над ними так, как родители над ним. В этом случае чем ласковее обращаются с малышом родители, тем более бережлив ребёнок по отношению к куклам;
  • У детей, которые непоседливы по природе, происходит частая смена деятельности, они излишне активны, легко подвержены раздражению. И получается, что игрушки ломаются случайно: слишком крепко схватил, наступил или уронил;
  • Если малыш болеет, то его психика истощается недомоганием и порождает внезапные вспышки гнева. В этом случае одно неосторожное движение – и что-то упало, сломалось или погнулось.

Как отучить

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение.

Главная задача родителей, не вмешиваться в то, как ребёнок познаёт мир. Данный процесс можно лишь осторожно корректировать. Для этого следует воспользоваться советами детских психологов:

  • Объясняйте всё постепенно. Если малыш нервничает, что коробочка не закрывается, подскажите ему, что если оттуда убрать пару машинок, крышечка легко закроется. Если ребёнок пытается оторвать голову кукле, объясните, что куколке будет больно, а вот резиновый конструктор можно собирать и разбирать без всякого вреда.
  • Для тех ребят, которые ко всем игрушкам применяют силу, отлично подойдут прорезиненные блоки, кегли, мячи. Все эти предметы можно швырять, тянуть, а башню из конструктора ломать и собирать заново.
  • Позволяйте ребёнку проявлять свою силу, например, в песочнице. Пусть малыш построит песочный замок и сам его разрушит. Этим, кстати, воспитывается уважение к своему труду. Осенью пусть ребёнок соберёт пожелтевшую листву и разворошит её. Такой выход отрицательной энергии необходим каждому человеку.
  • Проследите за своим поведением. Если родители небережно относятся к своим вещам, то ребёнок будет так же относиться к своим.
  • Не старайтесь сразу же покупать новую игрушку взамен сломанной. Лучше попробовать совместно с виновником поломки починить старую. Это повысит её ценность в глазах ребёнка;
  • Учитесь переключать внимание малыша. Дети быстро включаются в разные виды активности, поэтому отвлечь от разрушительных действий труда не составит.
  • Обязательно спрячьте от малыша предметы, которые не безопасны для его здоровья. А также хрупкие и дорогие вещи.

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение. Не ждите мгновенных результатов. Лучше максимально окружить малыша заботой и вниманием. Тогда он будет уравновешенным и эмоционально спокойным. А способность к созиданию к маленькому разрушителю обязательно придёт с возрастом.

Очень многие взрослые воспринимают сломанную игрушку как личную обиду: «Не думает о родителях, не бережёт вещи, назло всё портит». Но прежде чем выносить вердикт «Игрушки забрать, новых не покупать» и оплакивать свою педагогическую несостоятельность, стоит разобраться, почему дети ломают игрушки.

«Что там внутри?» Редкий ребёнок вырастает, ни разу не задав этот вопрос. Так что игрушки и другие вещи разламываются и разбираются, чтобы открыть секрет своего устройства владельцу. И не напрасно. Это тот вид разрушения, который в будущем обязательно приведёт к созиданию, конструированию собственных механизмов и необходимой базе знаний у юного изобретателя. А пока прислушивайтесь к вопросам ребёнка, старайтесь отвечать на них. И при необходимости аккуратно демонстрируйте содержимое игрушки: распорите кусочек шва, чтобы показать, чем набит плюшевый зверек или, вооружившись отверткой, достаньте мотор из самолета.

Творческое преобразование . Девочек, подстригающих кукле волосы, и мальчиков, отрывающих колёса у машины, объединяет общее стремление получить нужные игрушки из тех, что есть под рукой. Если замысел удастся, в кукольной семье появится папа, пластилиновый автобус сможет ездить, как настоящий, а у вас будет повод гордиться креативным мышлением своих чад.

Всё по-настоящему. Игра - это серьёзно. И не удивительно, что победа над злым драконом заканчивается разбиванием врага на куски. Ведь если постоянно думать о сохранности игрушечных злодеев - настоящей игры не выйдет. Но сейчас нетрудно найти конструктор, из которого ребёнок сделает подходящего монстра и будет собирать и разбирать так часто, как нужно.

Просто не нравится. Бывает, сама игрушка несимпатична ребёнку. А чаще - неприятен олицетворяемый ею персонаж. И значит, очень скоро человек-паук или глупая свинья-копилка окажутся в мусорном ведре. А вы как поступаете с подаренными уродливыми безделушками?

Выход гнева. К сожалению, взрослые иногда срываются на ребёнке из-за собственных проблем. А малышу только и остаётся, что крушить игрушки. Научите ребёнка конструктивно бороться с гневом. Способов много, но самый важный из них - личный пример.

Удовольствие от разрушения. Возьмите в руки молоток и попробуйте разбить в мелкую крошку какую-нибудь пластмассовую китайскую машинку. Если вам удастся почувствовать радость, снижение психического напряжения и увлечение процессом, вы скорее поймёте ребёнка.

Навязчивые движения. Некоторые взрослые имеют вредную привычку теребить в задумчивости пуговицу или грызть карандаш. Ребёнок точно так же может машинально вертеть кукле голову или отколупывать краску на машинке.

Не по инструкции. Знакомство с игрушкой должно начинаться с совместных игр малыша и взрослого. Так ребёнок скорее научится правильно использовать игровой материал. Кроме этого, для безопасности не только игрушки, но прежде всего ребёнка, следует учитывать возрастные ограничения.

Неизвестные законы мироустройства. Не все дети знают, что пластмасса может ломаться, а бумага размокает в воде. И долго сохраняется детская убеждённость, что всё можно исправить и починить. Часто, узнав о необратимости поломок, малыши расстраиваются больше взрослых.

«Не дам!» В семье, где несколько детей, игрушки нередко становятся причиной раздоров.

Желание поделить всё поровну или стремление никого не подпускать к своей собственности плохо сказывается на целостности детских вещей. Но в этой ситуации примирить детей намного важнее, чем заботиться о сохранности игрушек.

Привлечение внимания. Если ребёнку не хватает родительского внимания, он может попытаться его получить с помощью несносного поведения и нарушения запретов. Чаще всего ребёнок делает это неосознанно, просто потому, что по опыту знает - так его скорее заметят. В этой борьбе за родительскую любовь могут пострадать и игрушки, особенно если вы бурно переживаете каждую их поломку. Но разве об игрушках тут нужно беспокоиться?

Беспорядок в детской. На разбросанные игрушки обязательно кто-нибудь сядет или наступит. Не каждая машинка или кукла после этого уцелеет. Поэтому вместе с ребёнком придумайте, как расположить детские вещи, чтобы их было удобно хранить, убирать и доставать для игр. Научите складывать по местам хотя бы самые ценные и хрупкие игрушки.

Некачественные игрушки. К сожалению, сейчас очень многие игрушки производятся без учёта того, кто и как их будет использовать. Причём ни известная марка, ни высокая стоимость детских товаров не даёт гарантии, что у неё не начнут отваливаться детали.

Вот далеко не полный список причин, почему дети ломают игрушки. И хотя в некоторых случаях они осознают, что делают, нет демонстративного «назло родителям». Дошкольник не способен разработать план мести. Поэтому не наказывайте малыша, а сосредоточьтесь на воспитании бережливости. Не стоит сразу выбрасывать поломанные игрушки и уж точно не нужно немедленно бежать в магазин за новыми. Научите ребёнка чинить испорченные вещи. Вы увидите - старая сабля, к которой малыш сам приделает ручку, будет ему особенно дорога. Дарите ребёнку самодельные игрушки и вместе мастерите недостающие для игры предметы.

И самое главное - уважайте право собственности ребёнка на игрушки, доверяйте ему - только так малыш научится заботиться о своих вещах.

Ребенок сломал подаренную вами игрушку, как только взял ее в руки? Не надо его стыдить или ругать, не разобравшись, в чем дело. Скорее всего, маленький человечек просто не поймет, что именно вызвало ваше недовольство. А раз не поймет - значит, для него это будет психологической травмой. Он может замкнуться, обозлиться, взбунтоваться или просто возненавидеть вас. И все - из-за каких-то игрушек? Да, и тогда ребенок будет ломать игрушки с еще большим упорством. Не удивляйтесь - объяснений такому поведению и впрямь может быть немало.

Детские психологи предоставляют несколько наиболее распространенных причин подобного. На первом месте стоит, конечно, родителей. Как правило, в таких случаях у ребенка нет другой возможности выразить свое огорчение или протест. Но также ощутимы и другие, более «мирные» причины.

Увлечение игрой

Дети отождествляют себя с игровыми персонажами, что вызывает желание сделать что-либо «по-настоящему». Например, «убить» плохого монстра - физически его уничтожив. Не путайте такое погружение в игровой процесс с проявлением жестокости. Любознательность

В отличие от взрослого, ребенок еще только начинает познавать мир, что вызывает у него интерес к внутреннему устройству окружающих его вещей. Так что он вполне может разобрать игрушку на части, чтобы увидеть, что там внутри. Особенно часто это случается с технически сложными игрушками: машинками на радиоуправлении, двигающимися фигурками и другими.

Проявление агрессии

Дети подсознательно переносят в игровой процесс то, что они видят и слышат в семье. Если взрослые от злости или других негативных эмоций повышают голос на ребенка, то вполне ожидаемо, что ребенок будет проявлять свою агрессию, крича на игрушки и ломая их.

Привлечение внимания

В своем стремлении обеспечить ребенка всем необходимым в материальном плане родители зачастую забывают о том, что их чаду необходимо общение с мамой и папой. Никакие игрушки, даже самые дорогие, не могут заменить ребенку родителей, если те сутками пропадают на работе.

Однажды сломав игрушку, ребенок быстро понимает, что это действие сразу привлечет внимание родителей. Несмотря на то, что это внимание проявится хотя бы в том, что его будут ругать или накажут, ребенок все равно будет стремиться даже к такому общению с взрослыми, если его так не хватает в жизни.

В раннем возрасте детей практически невозможно научить бережному отношению к своим игрушкам, но повлиять на его поведение - можно. Во-первых, нужно уделять малышу достаточно внимания, чтобы он не ощущал себя покинутым, и не страдал от нехватки общения с родителями.

Во-вторых, уже примерно с четырехлетнего возраста дети способны осознавать заботу и понимать любовь. Поэтому нужно дарить ему такие игрушки, в отношении которых он сможет проявлять эти чувства.

Каждый родитель хочет, чтобы у его малыша были полезные, многофункциональные и интересные игрушки. Однако стремления родителей не всегда оцениваются детьми, и от необыкновенных, а в ряде случаев ещё и дорогих игрушек остаются лишь детали. Почему ребенок ломает игрушки? Причины кроются в его возрастных особенностях, типе темперамента и окружающих людях.

В попытке заменить внимание

На первое место в списке причин психологи ставят недостаток родительского внимания. В силу своей занятости родители стараются с помощью игрушек компенсировать ребенку свое внимание. Помните, что дорогие подарки и самые инновационные развлечения неспособны заменить родительского общения и внимания. Ломая игрушки, малыш хочет привлечь ваше внимание, даже если его поступок вам будет не по душе.

Статистика такова, что реже с проблемой целенаправленной порчи игрушек сталкиваются в семьях, где родители играют вместе со своими чадами и в случае поломки проводят ремонт совместно. Такой подход к воспитанию позволяет привить ребенку бережливость на собственном опыте. Даже если поломка безнадежно испортила вещь, не торопитесь от нее избавляться, покрутите её немного в попытке придумать способ ремонта. Когда ребенок воочию увидит результат своих действий, он расстроится и поймет, что не все можно починить и исправить.

Возрастные ограничения

Неслучайно на игрушках производители указывают рекомендованный возраст и ограничения. Выбирайте игрушки так, чтобы они соответствовали интересам и развитию малыша. Если вы ребенку до года подарили конструктивно сложный автомобиль, не удивляйтесь отломанным дверцам и колесам. В этом возрасте детям интереснее кубики, мячики и различного рода коробочки с простым открывающимся механизмом. Их можно бросать, грызть и разбирать.

О полноценных игрушках стоит задумываться тогда, когда ребенок начинает примерять на себя социальные роли: неумело убаюкивать куклу или перевозить кубики в кузове игрушечного грузовичка. Чуть позже малыш будет представлять себя мамой, доктором, водителем или папой-милиционером.

Познавательный интерес и любопытство


Как устроено все! Эта мысль движет ребенком, когда он отламывает детали игрушки. Предложите юному исследователю разобрать вместе с вами старые часы или иной механизм, поверьте, детскому счастью не будет предела. Таким испытателям, непременно, придутся по душе разборные, трансформирующиеся роботы, конструкторы и другие игрушки, которые способны не только создать интересную игру, но и удовлетворить любопытство.

Маленькие холерики

Агрессивное поведение и желание сломать игрушки, которые попадают под «горячую руку», присуще маленьким холерикам. У активных и легко раздражаемых детей всё быстро ломается и бьется, они «выпускают пар» удобным для них способом и во многом копируют поведение взрослых. Если у них не получается играть по правилам с предметом (собрать пирамидку, сложить дом из конструктора), в сердцах они способны разметать его по всей комнате, для них такое поведение становится способом выражения эмоций, которые они в большинстве случаев таят в себе.

Три простые правила

  1. Позвольте ребенку наблюдать результат своих действий, не меняйте сразу сломанную игрушку на новую.
  2. Обеспечьте ребенка игрушками, которые бы он мог разбирать без плачевных последствий и потерь.
  3. Контролируйте свои эмоции и способы их выражения, вы - пример для малыша, как в хорошем, так и в плохом.
Видео