Эгоизм ребёнка и методы его преодоления. Что стоит и чего не стоит делать при воспитании эгоиста

Маленькое, беззащитное и такое любимое чадо - ну как же можно его не баловать, запрещать делать то и это, не купить ему понравившуюся игрушку? А ведь такое отношение к детям - первый шаг к тому, что в семье вырастет эгоист. Практически всегда в семьях, где дети избалованны, родители страдают от их эгоизма, постоянного «хочу», «не буду», «купи», «я и только я!». А ведь пока малыш еще мал, нам эти мелкие шалости кажутся такими забавными, мы все эти эгоистические замашки списываем на маленький возраст, на неокрепшее сознание, на чрезмерную любознательность. И только когда эгоистичность начинает проявляться вовсю, ребенок говорит: «не помою посуду, пока не купишь футболку», «мне некогда сходить к больной бабуле, потому что я договорился с друзьями», «купи мне это сию же минуту», «я всегда прав и знаю все лучше других» - вот тогда родители хватаются за голову и не могут понять, что же они пропустили в воспитании своего горячо любимого сына или дочки.

Причины формирования эгоизма ребенка

  • Чрезмерная любовь - пагубное действие

Как только ребенок появился на свет, он стал центром внимания. Мама и папа не спят ночами, дни напролет они стараются сделать жизнь своего чада безопасной, уютной, теплой и комфортной. И по-другому быть не может, ведь человеческий младенец создан Всевышним так, что пока он не начнет хотя бы самостоятельно передвигаться по Земле, ему просто жизненно необходима помощь родных. А вот когда ему уже исполнится годик, он начинает познавать мир и потихоньку понимать, что сейчас он является главным в жизни мамы, и все, чего бы он ни попросил, сию же минуту будет сделано. Любая игрушка, конфета, любые аттракционы в парке - всё это немедленно преподносится ребенку «на подносе с голубой каёмочкой» по первому его зову. После такой вседозволенности и «всепокупаемости» у ребенка стирается граница дозволенного, ему становится неважно, что папа потерял работу, что вы не можете купить ему очередную навороченную игрушку - раз ребенок её хочет, значит, она тут же должна быть у него, ведь раньше всё так и было. Если ребенок этого не получает, он может биться в истерике, кататься по полу и громко кричать, плакать. И если вы поведетесь на эту утку, то считайте, что этот «бой» вы проиграли, и эгоизм ребенка начал проявляться в полную силу.

  • «Нет» самостоятельности - «да» эгоизму

Есть еще один распространенный вид гиперопеки - когда родители всё делают за своего ребенка, лишь бы он рос здоровым и хорошо учился. С самого детства ребенок даже не знает, что нужно застилать постель, убирать за собой тарелки, мыть их, складывать игрушки и вещи сразу после их использования - за него всё это делает мама и бабушка. Во-первых, такой ребенок вырастает абсолютно неприспособленным к нормальной взрослой жизни, он может всю жизнь прожить рядом с мамой просто потому, что не в состоянии обойтись без её помощи. А во-вторых, когда ребенок просто не умеет всего этого делать сейчас, он будет отказываться учиться в будущем. Вы будете говорить «ты уже большой, пора застилать постель за собой», на что в ответ получите либо просто игнорирующую тишину, либо озлобленность ребенка, и в этом виноваты будете только вы, потому что никогда не позволяли делать ему что-то самостоятельно.

Особенно ярко недостаток самостоятельности будет проявляться во время принятия каких-то решений. Если вы с самого начала все и всегда решали за ребенка, то в любой последующей ситуации он будет прибегать к вам и трясти из вас ответ сию же минуту, и вы просто обязаны будете решить его проблемы тут же, отложив все свои дела.

Если ребенку не о ком заботиться - нет ни сестры, ни брата, за бабушкой тоже ухаживают мама с папой, то он никогда и не научится жертвовать собой ради другого человека. Не раз доказывался факт: если ребенок в семье один, то в большинстве случаев он вырастает эгоистом (эта черта у некоторых выражена ярче, у некоторых окружающие её почти не замечают, но она всё равно есть). В итоге получается, что все, что делает ребенок, он делает только ради себя, ему не нужно делиться с сестренкой, ему не нужно думать о том, что курточку родители должны купить не ему одному, а еще и брату. Всё, что покупают, дарят, говорят и делают родители - это всё для него. А если всё вокруг с самого детства крутится вокруг одного ребенка, он начинает чувствовать себя центром вселенной, и в будущем его трудно будет переубедить в обратном.

  • Материальное поощрение

У ребенка должен быть моральный стимул и уважение к своим родителям, а не материальный расчет. Например, один раз вы попросили ребенка помыть посуду и сами же сказали, что он получит за это конфетку или какую-то денежку. В первый раз ребенок обрадуется и с удовольствием выполнит вашу просьбу. Однако когда в следующий раз он это сделает в надежде получить вознаграждения и не получит его - вот тут-то и начнутся проблемы. Больше он мыть посуду просто так не будет, и если вы что-то попросите, то сразу услышите «а что мне за это будет?». То есть у ребенка уважение к вам и к вашему труду стоит на ступеньке намного ниже, нежели возможность вознаграждения. Он в первую очередь задумывается о себе, а не о том, что вы устали - а это первый тревожный звоночек.

  • Недостаток внимания

Эгоистами вырастают дети и в диаметрально противоположной ситуации - если им не хватает внимания, любви, они не чувствуют безопасности в жизни, не общаются с близкими, у них нет устойчивого домашнего мира. Живя в таких условиях, ребенок учится выживать, а не жить, и у него в голове складываются мысли о том, что если он не сделает сам, то больше никто и не поможет, а значит, нужно думать только за себя, ведь никто в этом мире о нем не думает. Такой эгоизм у детей появляется, как защитная реакция неокрепшей психики на невеселое страшное детство.

Даже если дети растут в нормальной семье, но их родители сами по себе эгоисты, то ребенок будет брать с них пример. Когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь своим удобством, а не потребностями малыша, то и ребенок в дальнейшем примет эту же позицию, ведь он будет видеть, как мама и папа эгоистически потакают своим прихотям, так зачем же ребенку тогда делать по-другому? Если родители не считают нужным быть близкими с ребенком, то он будет считать это нормальным.


Как не вырастить эгоиста?

  1. Поймите, что все мы существуем ради продолжения рода, то есть ради детей, но мы не должны свою жизнь положить к их ногам и пожертвовать всем ради них;
  2. В первую очередь, скорректируйте своё поведение: осознайте, что ваша опека для него чрезмерна или ему, наоборот, не хватает вашего внимания;
  3. Не забывайте просить и даже требовать у ребенка помощи в домашних делах, в уходе за близкими, в работе на огороде, да и просто приобщайте его к всеобщей помощи;
  4. Сызмальства приучайте детишек заботиться о других людях, о животных, уступать место старшим, подавать бабушке палочку или наливать дедушке тарелку супа. Обязательно делайте скворечники, подкармливайте птичек зимой, летом рассыпайте с ребенком крошки для голубей, ходите кормить соседскую собаку - в общем, показывайте ребенку пример того, как нужно заботиться об окружающих. Так в ребенке будет развиваться доброта, сочувствие, забота о ближнем, он будет думать не только о своих прихотях, но и об окружающих людях, не будет заострять внимание только на своих желаниях, соответственно, и эгоистом вряд ли станет. Однако малыш не должен делать это сам - вы должны помогать ему, а не просто один раз показать и ждать, что в следующий раз малыш сам побежит кормить птицу. Все добрые дела делайте вместе с ребенком и обязательно хвалите его за это, чтобы он чувствовал себя счастливым от того, что сделал что-то приятное маме;
  5. Важно не только заботиться об окружающих, но и всегда быть внимательным к ним - поздравлять со всеми праздниками, с днями рождения, звонить и спрашивать «как дела» у родных. Ребенок должен понять, какое это удовольствие доставлять радость другим людям;
  6. Решитесь родить еще одного малыша, но сразу же настраивайте себя на то, что любить детей нужно одинаково: и время уделять, и поощрять, и воспитывать их также нужно одинаково. Старшие дети обязаны помогать маме по уходу за младшими. Однако своего самого маленького ребенка учите также заботиться и о старшем брате. Если же ребенок в семье один, приучайте его заботиться о других членах семьи, не возводите его на пьедестал;
  7. Уделяйте ребенку внимание, заботьтесь о нем и показывайте свою любовь, но не балуйте его, иначе он будет принимать это как должное;
  8. Старайтесь не ссориться при ребенке, особенно не затевайте крупных шумных разбирательств, потому что любая ссора родителей потихоньку разрушает тот защитный купол ребенка, в котором он чувствует себя в безопасности. И если у ребенка разрушится ощущение надежности, то он просто зациклится на себе и в итоге вырастет эгоистом;
  9. Отведите ребенку несколько посильных домашних обязанностей, например, полная уборка его комнаты и вытирание пыли во всей квартире. Ребенок должен чувствовать на себе ответственность хотя бы за мелкие домашние дела, которые ему поручили;
  10. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка - за то, чтобы он не проспал, не опоздал, сделал уроки и пр. Не сразу, но постепенно подводите ребенка к тому, что за все свои личные дела он должен отвечать сам, а вы лишь в самых крайних случаях его подстрахуете. Как говорится «на своих ошибках учатся», поэтому, пока ребенок не пройдет свою школу жизни, он не научится по-настоящему жить;
  11. Предлагайте ребенку выбор, не решайте всё за него, ведь он так и вырастет без своего мнения, без своей цели, он будет жить вашими мыслями, чувствовать себя незащищенным и требовать от вас опеки до самой старости;
  12. Расширяйте круг общения ребенка, не держите его дома «под крылышком», обязательно водите его в садик, чтобы зарождающийся эгоизм ребенка разбивался о социум, о прихоти, желания и потребности других детей, воспитателей, чтобы ребенок знал и понимал, что не ему одному на этом свете что-то нужно.

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

С каким отношением сталкиваются дети-эгоисты? Их дразнят на детской площадке, издеваются, оскорбляют, унижают сверстники в саду или школе. Не секрет, что дети могут ударить словом сильнее, чем кулаком, а в иных случаях даже выжить из коллектива (школы, секции, кружка).

А что ждет эгоиста во взрослой жизни? То же самое: удары по самолюбию, непонимание, отвержение друзьями, коллективом, партнером, изоляция от окружающих и в итоге уединенный образ жизни.

Как распознать эгоиста

― Его интересуют только собственные чувства, ощущения и переживания. Например, то, как он спал, какое у него настроение, планы на день. Всю жизнь мир крутится вокруг него. Любимое слово - Я.

― Его не беспокоят чувства других, ему чуждо сопереживание.

― Эгоист одного типа берет все, ничего не отдавая взамен, поэтому его не любят окружающие, другой ― все отдает, ничего не оставляя себе (справедливости ради, подобный тип эгоиста времен СССР в современном обществе считается вымершим; он опасен для родственников и семьи, хотя весьма полезен для окружающих).

― При удобном случае он, не задумываясь, предпочтет более выгодные условия.

― Такой человек не способен испытать чувства других людей, считаться с чьим-то мнением и любить кого-то, кроме себя. Эгоист не вырастает даже выйдя на пенсию, оставаясь ребенком, который видит только себя в своем маленьком мире.

Как вырастить эгоиста

Для того чтобы вырастить эгоиста, требуются специальные условия. Лучше, если ребенок будет в семье один, а родители будут любить его до беспамятства, отдавая воспитанию все силы и средства, причем днем и ночью. Пока эгоист неуверенно стоит на ногах, а его самолюбие развито слабо, желательно оградить его от пагубного влияния родственников и коллектива, вечно вмешивающихся в процесс воспитания со своими советами («Не слишком ли тепло вы его одеваете», «Не перекармливайте», «Вам пора закалять его и отдавать в спорт»). Ребенка нужно хранить как зеницу ока, как бы чего не вышло.

Вырастить эгоиста можно тремя способами.

Первый, самый распространенный - гиперопека. Как, например, в стихотворении С. Михалкова «Про мимозу»:

И живет он в новом доме,

Не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом,

Быть отважным моряком,

Чтоб лежать за пулеметом,

Управлять грузовиком.

Он растет, боясь мороза,

У папы с мамой на виду,

Как растение мимоза

В ботаническом саду.

Таких детей растят при повышенном внимании, под постоянным наблюдением, даже если опасности нет в помине. Находясь под неусыпным контролем, ребенок зависит от настроения и желания родителей, совершает поступки, угодные родителям.

С ранних лет ребенок при малейшей трудности бежит за помощью к родителям, а самую несущественную проблему воспринимает как сложную и неразрешимую задачу. Подобный подход к воспитанию допустим только на первом году жизни. При этом у ребенка не развиваются такие черты, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, сила воли, настойчивость, неординарность. Родители исполняют все его желания, предлагают готовые ответы, предугадывают каждый шаг, но при этом регулярно подчеркивают исключительность малыша.

Осознание ребенком своей значимости ежедневно подкрепляется родителями: «Владичек уже проголодался? Сейчас мама принесет…», «Давай я укутаю моему зайчику ножки, а то ты ночью раскрываешься». Став взрослым, такой человек по-прежнему слышит от родителей: «Они тебя совершенно не понимают, не ценят. Как ты только с ними работаешь?!» Эго эгоиста раздувается до невероятных размеров. Для окружающих это, безусловно, нелицеприятное зрелище, зато для семьи родное дитя, кровинушка, не любить которую невозможно.

Второй способ ― авторитарный стиль воспитания. В таких семьях дети безоговорочно подчиняются родителям. Для них устанавливают жесткий распорядок дня, за отклонение или нарушение которого дети сурово наказываются. При том что требования отвечать за свои поступки, доводить дело до конца, в совершенстве овладевать навыками, проявлять себя с лучшей стороны содержат положительные установки, методы, с помощью которых родители добиваются их выполнения: насилие, жестокость, категоричность, подавление воли, запугивание, угрозы, рукоприкладство и т. д. - губят все на корню.

В родительском лексиконе обычно присутствуют жесткие фразы: «Я сказала, значит, так и будет», «Через 15 минут должен быть порядок. Не уберешь, будешь…», «Лучше сделай, а не то…»

Однажды оказавшись без надзора, на каникулах у бабушки или в летнем лагере, ребенок превращается в маленького монстра. Ранее подавляемое эго вырывается наружу, и владелец уже не в состоянии с ним справиться. По возвращении домой все возвращается на круги своя, как будто ничего не было.

Третий способ ― это попустительский способ воспитания. Детям предоставляют полную свободу, не ограничивая их правилами, распорядком дня, заданиями. Родители никак не контролируют их, позволяя делать, что они хотят. Общение в таких семьях поверхностное, близкие отношения не выстроены. Родители, по сути, не выполняют своих родительских обязанностей, объясняя это следующим образом: «Ты взрослый, почему я должен решать твои проблемы?» В результате такого воспитания ребенок игнорирует мнение родителей, склонен к непослушанию и агрессии, на людях ведет себя неадекватно и импульсивно. Стиль общения в таких семьях панибратский: «Да ладно, проехали, чего надулся», «Давай, старик, как-нибудь потом, сейчас времени маловато».

Как бороться с эгоизмом

Если родители решили, что не хотят вырастить эгоиста, вот несколько советов, как вести себя, если в доме живет маленький эгоцентрик.

1. Проявлять неподдельный интерес к жизни ребенка-эгоиста.

Эгоисты не считаются с мнением, желаниями и потребностями других людей. Можно сказать, что они просто не замечают, не хотят видеть, что на свете существует чье-то мнение, отличное от их собственного. Удовлетворив потребность ребенка-эгоиста во внимании, родителям удастся пробудить в нем интерес к ним самим. Так, шаг за шагом ребенок будет учиться видеть и ощущать эмоции окружающих.

Во время совместного чтения книг у ребенка формируется такое важное качество, как эмпатия. Обсуждение того, какие эмоции вызвало у ребенка произведение, поможет ему понять чувства других людей и научиться выражать свои. Можно попробовать самим сочинить сказку и поразмышлять, какие чувства и эмоции пробуждают в героях те или иные действия.

2. Расширить круг общения.

В коллективе ребенок столкнется с другим миром, к которому ему придется приспособиться. Он научится общаться, уступать, подстраиваться под интересы других. Немаловажно и то, что он сможет вырваться из замкнутого круга семьи, которая способствует бурному росту его эгоизма.

3. Отдать ребенка в коллектив: садик, школу, кружок или на секцию.

Виды спорта и творческой деятельности лучше выбирать командные, чтобы ребенок сумел вжиться в коллектив, занять свое место под солнцем. Это поможет сгладить эгоистические замашки.

4. Иногда не замечать маленького эгоиста, общаться только при необходимости: позвать ужинать, пойти прогуляться, уложить спать.

Если ребенок протестует, отказывается, не настаивать. Пусть сидит дома или побудет голодным. Захочет спать - уляжется.

5. Отвечать эгоисту тем же:

Папа, ты мне булочку принес?

А ты мне двери открыл?

Мама, это мое?

Нет, а ты мне помог?

6. Главное правило: своего эгоист не отдаст никогда. В качестве противоядия можно воспользоваться его же оружием:

Мама, я возьму тетрадку!

Максим, тетрадь моя, а своего я никому не даю.

Профилактика эгоизма

Начиная с полугодовалого возраста на пару часов в день оставлять ребенка на попечение родственников.

Умерить свой пыл, оказывать ребенку умеренное внимание.

С ранних лет прививать ребенку самостоятельность, воспитывать в нем активную жизненную позицию и научить не бояться ее проявлять.

Взять за правило регулярно откровенно, по душам разговаривать с ребенком, даже с самым маленьким.

Научить ребенка давать выход своим эмоциям, особенно агрессии, страху, раздражению, ненависти и беспричинным слезам.

Если у кого-то получилось взрастить маленького, а может, и большого эгоиста, на подпитку которого уходят все силы, значит, у них получится пройти и обратный путь. Лучше начать как можно раньше или вовсе предупредить зачатки. Поэтому смелее в бой.

P. S. Эгоизм лучше лечится простыми методами, нежели с помощью хитрых психологических приемов, иначе из заурядного эгоцетрика может вырасти утонченный циничный эгоист. Меньше страха, больше дела!

Первое время после рождения малыша мама и папа наслаждаются появлением долгожданного члена семьи. Рассматривая нежные и милые черты, они не задумываются о методах и целях воспитания. Как только трудный период адаптации пройден, начинается просмотр страниц интернета для выбора уникального способа формирования маленькой . Итак, как не вырастить эгоиста? Можно с полной уверенностью утверждать об отсутствии абсолютных принципов к подходу воспитания, но основа складывается из морали поведения взрослых и заложенных в доме правил.

Типичные ошибки

Ошибки, допускаемые взрослыми:

  • Замалчивание или преувеличение достоинств ребенка;
  • Лишение инициативы;
  • Присутствие товарно-денежных отношений;
  • Выполнение просьб под давлением;
  • Несоблюдение требуемых правил самими родителями.

Оценка деятельности

Старайтесь хвалить за качественно выполненную работу, чтобы малыш привыкал к результату. Здесь необходимо подобрать золотую серединку, потому что незамеченные попытки могут охладить пыл и внести неуверенность, а слишком возвышенные слова не раскроют правдивый уровень деятельности и не покажут настоящие возможности.
Ребенок должен понимать предъявляемые требования и стараться приближаться к целям, как можно ближе и точнее. Воспринимаемый мир и оценка совершенного дела тогда будет правдивой. В обществе не всегда потребуется присутствие родителей, а окружение принимает конкретные поступки без учета внешнего образа.

Самостоятельность

Подогревайте интерес к самостоятельности. Выполняя несложную задачу, у ребенка накапливается опыт, закрепляются полученные навыки, которые обязательно пригодятся для жизни в социуме. Инициатива стимулирует появлению новых направлений, развивает мышление и утверждает личностные качества.
Чрезмерная опека со стороны родителей лишает возможности проявить себя. Для ребенка любое новое задание будет казаться непосильным. Не попробовав приложить усилия, он привыкнет к постоянному вниманию и не захочет тратить время на преодоление препятствий. Это приведет к инфантильности и равнодушию.

Ты мне – я тебе

Никогда не оплачивайте проделанную работу. Ребенок, получая вознаграждение в денежных единицах, не сможет оценить свои возможности. Деятельность малыша, основанная на постоянном стимуле в виде подарков, приучит его выполнять простые обязанности за обязательную плату.

Часто обычная улыбка или слова благодарности дороже любых шелестящих купюр. Нежные объятия и материнское тепло действуют намного сильнее. Выводы и мысли о том, как в будущем не вырастить отъявленного эгоиста забудутся от ненадобности и отойдут на второй план, а творческий потенциал любимого ребенка раскроется, и с каждым днем будет увеличиваться.

Просьбы о дарении без давления

Не заставляйте малыша делиться игрушками и вещами под давлением. Выполняя, таким образом, просьбу, он проявит недовольство, агрессию или замкнется в себе. Каждый следующий такой «дарственный» поступок сформирует негативное предположение о нелюбви к нему. Разговаривая с ним на тему дарения, постарайтесь учитывать его пожелания.
В семье, где происходит обмен подарков и знаков внимания, такой проблемы не существует. Малыш, чтобы получить одобрительный взгляд с удовольствием поделится конфетой или карандашом. Для него ласка близких людей дороже, чем сладости и игрушки. Происходит взаимообмен, основанный на искренности.

Дурной пример заразителен

Для ребенка поведение и слова родителей являются самым весомым аргументом. Общаясь с ними ежедневно, он наблюдает их реакцию на ситуацию, слышит слова в ответ на вопрос и даже замечает жесты и мимику. Поэтому начните воспитания с себя и старайтесь соответствовать предложенным требованиям.
Не пропускайте без внимания любой изъян. Придерживаясь определенных правил, вы формируете будущую личность посредством собственного примера и модели семьи, которая будет основой жизни и мировоззрения. Конечно, в процессе преодоления препятствий изменения неизбежны, но чистота и искренность останутся в сознании надежным и проверенным фундаментом.

Предпосылки возникновения ошибок

Очень часто малыш появляется после длительных попыток обрести полноценную семью. Долгожданный наследник оберегается и одаривается безмерно. Боязнь потерять заставляет взрослых уступать любым прихотям и желаниям маленького человечка. Привычка получать все необходимое фиксируется и находит свое продолжение в жизни.

Вседозволенность объясняется занятостью взрослых. Заглаживая вину из-за недостатка внимания, они потакают капризам и отдают ведущие позиции в руки неосознанной личности. Привыкая к положению на первом месте, малыш, впоследствии, требует продолжения лидерства.

Из-за нехватки времени или терпения родители прибегают к более легким способам увлечь «почемучку», предлагая вместо ответов на вопросы полюбившийся мультфильм или забавную игрушку. Предоставленный самим себе он отдаляется от опеки и привыкает быть одиноким. В дальнейшем, переставая спрашивать мнения от окружения, ему захочется ориентироваться только своими предположениями.

Выполняя работу за ребенка, взрослые лишают его самостоятельности. Подрастая, малыш продолжает пользоваться услугами и начинает осознанно манипулировать. Лексикон дополняется фразами «я не могу» и перерастает в требование «я не хочу».

Искреннее желание том, как любовью и преданностью не навредить и не вырастить из несмышленого и милого ребенка упрямого эгоиста возникает у каждого родителя. Чтоб не возникали сомнения в правильности шагов и подходов к воспитанию, послушайте советы и попробуйте реализовать на практике для сравнения.
И так:

  1. Перестаньте опекать тогда, когда нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  2. Позвольте совершать малышу ошибки, которые необходимы для приобретения навыков и опыта.
  3. Постепенно нагружайте обязанностями по дому, воспитывая уважение к близким людям.
  4. Учите радоваться успехам друзей и родных.
  5. Поощряйте благородные поступки словами, взглядом, лаской.
  6. Развивайте бескорыстное отношение к другим.

Золотая серединка

Любые советы применимы в доброй и спокойной обстановке. Приучите себя к терпению, осмысливанию того, что вы предлагаете своему малышу. Выбирайте индивидуально и логично возрасту, желанию и способностям. Завышенные или недостаточные требования пагубны своими последствиями. У ребенка сформируется неприятие ко всему, что от него добиваются.

Предоставляйте право выбора и возможности найти свой путь, не ссылаясь на амбиции взрослых. Помогайте приобрести собственное мнение, сформировать мировоззрение и понятие анализа совершенных поступков. Обсуждая выполненную работу, подчеркивайте положительные стороны и осторожно находите отрицательные.

Разговаривайте, как с равноправным членом семьи, обсуждая в допустимой форме сложившиеся обстоятельства. Расскажите об усталости, называя причину, о желаниях, скромных и возвышенных и впускайте в его жизнь небольшие события, не отражающие на психике и здоровье. Не раскрывайте подробностей болезней, ситуаций. Он может испугаться и по непониманию нафантазировать несуществующие факты.

Не добивайтесь беспрекословного подчинения или, наоборот, чрезмерной вседозволенности. Найдите золотую серединку и предлагаемые советы применяйте осознанно к характеру ребенка. Главное, воспитать целеустремленную благородную личность, способную вникать в интересы окружения, не забывая при этом о собственных желаниях.

Обращение к специалисту

В силу занятости родители часто обращают внимание на поведения ребенка слишком поздно. Просмотрев информацию из интернета и попробовав применить рекомендации, они обнаруживают свое бессилие перед маленьким и упрямым ребенком. Видимо, время упущено, и авторитет взрослых значительно подорван.
Не спешите отчаиваться. Терпение и большое желание смогут победить, но потребуется помощь специалиста. Перестав доверь своим близким, малыш откроется человеку, способному не только выслушать, но и понять причины, породившие эгоистическое поведение. Непослушание показывает внутреннюю драму, тревогу или страх.
Для психолога важны начальные признаки, спровоцировавшие последующие изменения. Проследив цепочку действий родителей и ребенка, он полностью восстановит картину поведения и подчеркнет, где была допущена оплошность. Не бойтесь воспользоваться его рекомендациями. Со стороны, глазами взрослого и специалиста, его мнение может оказаться полезным и поучительным. И тогда действия близких, мучающие мысли о постоянном страхе и о том, как не упустить драгоценное время детства и не вырастить в будущем эгоиста, конкретные советы врача психолога сойдутся в единое целое и помогут добиться положительных результатов.
Удачу, счастье для ребенка желают все родители. Но, не выдерживая половину обращений, они легко отказываются от их внимания. Поэтому старайтесь наслаждаться лаской, теплом пока дети маленькие, неопытные и любопытные.

Возраст «Я»
Уже годовалый малыш начинает постепенно «отделяться» от матери, и к трем годам эта потребность самостоятельности достигает кульминации. Местоимение «я» звучит в его речи по поводу и без: «я сам», «я хороший», «я хочу» - сначала такие проявления самостоятельности и сознательности несказанно радуют мам.
Ребенок заявляет о собственных желаниях и возможностях, учится выражать свои чувства.
Трехлетнего малыша уже может очень обидеть отношение к нему взрослых как к несмышленышу. Иногда похоже, что ребенок бунтует, стремясь сделать все наперекор родительской воле, и нередко критикует действия взрослых. Именно в этом возрасте закладывается рациональная основа для оследующего развития личности. И именно это наиболее подходящий возраст для того, чтобы - если это еще не сделано - научить его большей самостоятельности. Упущенный момент обернется годами жизни с избалованным, капризным и эгоистичным деспотом, которому кажется, что весь мир должен крутиться вокруг него.

Это не обсуждается?

Типичная история. Мама готовит рыбный суп. Трехлетний малыш в недоумении: «Мам, зачем? Я же рыбу не люблю!» О том, что обедать собираются еще мама, папа, бабушка и старшая сестра, ребенок не задумывается ни на мгновение. Откуда берутся маленькие эгоисты? Часто - от чрезмерной любви и опеки. Мы потакаем каждому капризу малыша и спешим исполнить любую его прихоть. Игрушка, на которую кроха покажет пальцем, самые лакомые кусочки, выполнение любых просьб «подай-принеси». Разумеется, малыш входит во вкус и «садится нам на шею».

Причин такого поведения взрослых несколько.

  • Желание баловать долгожданного наследника («ребенок "дался" мне нелегко»; «пускай у него будет все, чего я была лишена в своем детстве»).
  • Чувство вины перед ребенком, ведь мы много работаем и не уделяем должного внимания - «а у ребенка должно быть счастливое детство». Пытаясь компенсировать вседозволенностью нехватку ласки, мы позволяем маленькому члену семьи занять лидерские позиции в общении.
  • Проще все сразу разрешить, чем каждый раз объяснять, почему что-то нельзя: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. «Пусть смотрит мультики хоть три часа подряд - за это время я столько успею сделать по дому!» Иногда проще сделать все за малыша самим, потому что нам некогда или, признаемся честно, лень прикладывать усилия и требовать выполнения от ребенка простых правил: «раскидал все игрушки? Я все соберу быстренько сама, у сына уйдет на это час, а мы спешим на прогулку».

С возрастом забавные капризы могут превратиться в неприятные черты характера. К тому же, научившись манипулировать взрослыми, ребенок будет совершенствовать и дальше свое умение добиваться желаемого любой ценой.

Похвала дорогого стоит

Опасаясь развить в ребенке комплексы, мы иногда чрезмерно «захваливаем» свое дитя, наедине и прилюдно. Разумеется, для каждой мамы ее ребенок - самый талантливый, самый умный, красивый, смелый, музыкальный… Но очень легко переступить невидимую границу и вместо уверенного в себе и в своих силах самолюбивого человека вырастить зазнайку и себялюбца. Хвалить тоже нужно уметь. Важно хвалить не только самого ребенка («ты у меня самый лучший»), но и результат его труда («мне очень нравится картинка, которую ты нарисовал»). В таком случае ребенок вырастет самодостаточным человеком: у него не будет комплексов, что его «любят за результат», при этом стимулов стремиться к этому результату будет достаточно.

Цель оправдывает средства?

Еще одна ошибка родителей - попытка реализовать собственные амбиции и желания в ребенке. Так, поставив перед собой цель вырастить маленького гения, мы готовы освободить любимое чадо от всего остального, «отвлекающего» от заданного направления, например, помощи по хозяйству. Лишь бы чадо училось отлично, стремилось к олимпийским рекордам в спортивной секции, стало вторым Моцартом. Но в ответ ребенок забрасывает занятия, тренировки, гаммы, предпочитая проводить время перед телевизором или с друзьями. Ему самому куда интереснее другие виды творчества, но мы не догадываемся спросить его, какие, - а только упрекаем в эгоизме и невнимании.

Предоплата неуместна

Столкнувшись с эгоистичным нежеланием ребенка делать что-то или следовать определенным правилам, некоторые родители пытаются заинтересовать ребенка материально: «выучи стишок - получишь шоколадку», «почистишь зубки - посмотришь мультик». Неважно, платят ли родители за сделанную работу или помощь по дому вещами или удовольствиями. В любом случае это опасный путь. Уже скоро ребенок без «предоплаты» и шагу не ступит, при этом изменения к лучшему в его характере так и не произойдут. Ведь с радостью и удовольствием человек занимается лишь тем, что ему действительно интересно, что его увлекает. Работа только «ради чего-то» не приносит творческого удовлетворения и всегда выполняется «из-под палки». Важно заинтересовать малыша, вселить в него энтузиазм другими, нематериальными способами. Например, превратить нудную и рутинную уборку в игру.

Прививка от эгоизма

  • Позвольте ребенку заботиться о других. Как бы ни было страшно, не ограждайте его от общения с грудным братиком или сестренкой или обсудите с ним возможность завести домашнее животное, ухаживать за которым будет он сам. Рассчитывайте, чтобы нагрузка в этом случае была посильная: вряд ли ребенок, с утра до ночи занятый в саду и кружках, сможет полноценно заботиться о собаке, с которой надо гулять и играть.
  • Обсуждайте с малышом не только его личные дела, но и дела его друзей. Это заставит его обращать внимание на других людей.
  • Позвольте ребенку принимать простые решения и делать выбор. Если дитя привыкает, что за него всегда думают и решают родители, он вырастает в инфантильное существо с кучей психологических проблем, зависимое от мамы и папы до старости.
  • Научите ребенка проигрывать. Не предостерегайте кроху от неверного решения (конечно, если оно не угрожает его жизни) - пусть он учится на собственных ошибках. Только пережив неудачу, он научится выбирать те пути, которые приведут его к успеху.
  • Помогайте ребенку, но не делайте работу за него. Если он умеет одеваться самостоятельно, но делает это очень долго, особенно по утрам, когда вы опаздываете в детский сад, - измените распорядок дня и вставайте раньше. Или научите пользоваться часами, чтобы малыш сам рассчитывал, сколько времени отвести себе на одевание.
Мама тоже человек

Разговаривайте с малышом о своих собственных чувствах и переживаниях. Расскажите о том, что на работе вы устали (обязательно объясните почему: написала много страниц доклада, приняла много людей с жалобами и т. п.) и поэтому не можете исполнить ту или иную просьбу ребенка. Малышу не нужны подробности, но ему нужно понимание ситуации: мама имеет право на собственные переживания, обиды, болезни, слабости и т. д. У нее может быть печальное настроение или болеть животик и т. д. Попросите малыша принести вам плед или поставить вашу чашку из-под чая на стол.