Родительские собрания в логопедической группе доу. Планирование родительских собраний в логопедической группе детского сада

  • Занимательные материалы
  • Дефектология
  • Дошкольное образование
  • 23.02.2018

Конспект родительского собрания Тема: «Логопедическая работа с ребёнком в домашних условиях» (выпускная группа) Выполнила: учитель-логопед Кириллова Мария Владимировна г. Чебоксары, 2017 Сценарий родительского собрания: Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка. Задачи: 1. Организовать работу с родителями по коррекции и профилактике нарушений речи у детей. 2. Довести до родителей информацию о том, насколько важна систематическая и целенаправленная работа по развитию речи у ребёнка. 3. Предложить различные формы организации домашних логопедических занятий. 4. Повысить родительскую компетентность в коррекционно – развивающей работе для детей с нарушениями речи. Форма проведения: семинар – практикум. Место проведения: актовый зал. Подготовка: 1. Подготовила пригласительные по группам (за неделю) (Приложение 1). 2. Индивидуальная беседа с родителями. 3. Обновила стендовый материал (уголок логопеда, для групп) (Приложение 2). 4. Подготовила альбомы по коррекционной работе. Оборудование: листочки, ручки, карандаши, карточки с заданиями для родителей, выставочный материал. План проведения: 1. Вводная часть: объяснение значения выполнения домашних заданий логопеда. 2. Основная часть: проведение практикума по выполнению домашних заданий родителями (1 задание «Блиц», 2 задание «Расшифруете слова», 3 задание игра «Составь слово из первых звуков», 4 задание «Определите сколько звуков в данных словах»). 3. Заключительная часть: рекомендации для родителей по выполнению заданий дома. Ход родительского собрания: 1. Вводная часть: Логопед обращается к родителям: «Добрый вечер, Уважаемые родители! Речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо проводить в тесном сотрудничестве с их родителями. Любая работа педагога не исключает выполнения домашних заданий. Хочется отметить, что детский сад – это не школа, и строгой системы домашних заданий тут быть не может. Но выполняя задания, которые вам задал логопед, для самостоятельной работы дома, вы получаете лишь одни плюсы: - закрепляете у ребёнка пройденный им до этого материал, - не нужно ничего искать, всё сделано уже за вас, - вам есть чем занять ребёнка, кроме телевизора или компьютера, - больше общаетесь с ребёнком и на практике видите, что может ваш малыш, а в чём ему нужно подтянуться и т.д. Конечно, это обрадует не всех родителей, а только для неравнодушных, т.е. тех, кому не безразлично знать, что изучает ребёнок в детском саду, чего он достиг. Задания могут быть различными: как для одного конкретного ребёнка (индивидуальное по формированию навыков звукопроизношения), так и для всей группы (задания по закреплению лексико – грамматических категорий, звукового анализа и синтеза, чтения). Все выполняемые домашние задания нужно делать тщательно. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над пройденным материалом, поставленными звуками будет очень трудно добиться положительного результата. Так же это помогает дисциплинировать детей, организует и подготавливает к восприятию школьной программы. Нельзя забывать, что ребёнку нужна ваша помощь, а не полное выполнение заданий за него. 2. Основная часть: А теперь я вам хочу предложить выполнить некоторые задания, которые мы проводим на занятиях с детьми, но в начале повторим правила поведения на нашем занятии: - Не перебивайте друг друга, если вы хотите ответить, поднимите руку. - Если кто – то не может дать ответ – на помощь могут придти другие. 1 задание: «Блиц». Задание: за одну минуту участники должны ответить на максимальное количество вопросов. Мы видим буквы или звуки? (буквы) Из чего состоит сказанное слово? (звуков) Кто «папа» ягнёнка? (баран) Назовите слово, противоположное по значению слову «говорить» (молчать). Как называется время суток после вечера? (ночь) Какой месяц находится между сентябрем и ноябрем? (октябрь) Вчера была среда, что будет завтра? (четверг) Мы слышим звуки или буквы? (звуки) Из чего состоит написанное слово? (букв) Назовите букву, которую невозможно произнести (Ъ и Ь знаки). Назовите слово «крот» без звука «Р» (кот). Назовите одним словом «непромокаемое пальто» (плащ). Кто «мама» жеребёнка? (лошадь) Назовите слово, противоположное по значению слову «спрашивать» (отвечать). Продолжите: ботинок – шнурок, пальто - … Кто это? Клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост. Какой месяц следует за февралём? Как называется время суток между ночью и днём? Завтра будет понедельник, что было вчера? Логопед: Молодцы, справились. 2 задание: Далее задания будут не менее сложные, предлагаю новое задание «Расшифруете слова»: 3 задание: Предлагаю вам поиграть в игру «Составь слово из первых звуков»: Посмотрите на картинки. Назовите первый звук в словах и составьте из них новое слово. Логопед: Молодцы, справились и в этот раз. 4 задание: Следующее задание – определите сколько звуков в данных словах: 3. Заключительная часть: Как рекомендации хотелось бы выделить, что нужно: 1. Правильно выбирать время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед выполнением домашних заданий, ребёнок не должен быть уставшим. 2. Недопустимо отрывать его от любимого дела. 3. Желательно выполнять домашние задания заблаговременно до сна и в выходные дни. 4. Продолжительность занятия может составлять от 10 – 15 до 20 – 25 минут. 5. Не забывайте хвалить своё чадо. 6. Старайтесь начинать выполнение заданий с более простых постепенно переходя к более сложным, не торопя ребёнка, дайте ему подумать если ему это нужно. Проект решения родительского собрания: Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать достижению положительных результатов. Ведь на 80 % роль в речевом развитии детей зависит от работы родителей с ними в домашних условиях. Литература: 1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – Спб., 2013. 2. Алексеева О. А. В гостях у сказок. Логопедический проект «Занимаемся вместе с мамами». // Журнал «Логопед» № 9, 2015 стр. 65. 3. Антонова О.А. Логопедическая работа с ребенком в домашних условиях. Родительское собрание. // Журнал «Логопед» № 7, 2015, стр. 56. 4. Битюкова И. В. Книга – лучший друг. Нетрадиционное родительское собрание с участием старших дошкольников. // Журнал «Логопед» № 6, 2014 стр. 66. 5. Кананухина Ж. Г. Коррекционно – развивающие игры. Семинар – практикум с участием детей и родителей. // Журнал «Логопед» № 7, 2014, стр. 67. 6. Каравайцева Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. // Журнал «Логопед» № 9, 2014 стр. 68. 7. Морозова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопункте.// Журнал «Логопед» № 7, 2015, стр. 65. 8. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. СПб., 2007. 9. Пестрикова Е. Д. Роль семьи в развитии личности ребенка. // Журнал «Логопед» № 3, 2015 стр. 82. 10. Сверчкова Е. А. Речевые игры в логопедической работе. Семинар – практикумдля родителей. // Журнал «Логопед» № 4, 2016, стр. 80. 11. Федюшина И. С. Взаимосвязь развития речи ребенка и его социального окружения. // Журнал «Логопед» № 10, 2014 стр. 81.

Текст выступления на родительском собрании в старшей логопедической группе 2013 уч.год, ноябрь месяц.

    Приветствие родителей.

    Знакомство.

    Немного о себе: стаж логопед. деятельности 14 лет.

    Количество детей: Елена Николаевна – 15 детей;

    Отличие лог. группы от логопункта.

    Тенденцияроста количества детей в лог. гр. илогопунктах увеличивается в стремительной прогрессии: ещё 5-7 лет назад наши группы посещало 8-12 детей. Сейчаслогопедической помощью охвачены практически все дети старших групп и большинство детей подготовительных.С чем это связано?

    Прежде всего это: заболевания мамы во время беременности. Даже пресловутое ОРЗ может принести вред будущему ребёнку, если оно возникло в первый триместр – в это время закладываются все системы плода.

    Это и гипоксия плода- кислородное голодание.

    Перенесённые переливания крови,

    токсикозыв период беременности,

    несовместимость по резус- фактору мамы и плода,

    родовые травмы, курение, алкоголь, энергетические напитки;

    психические травмы, физические нагрузки и плохая экология.

    Тяжело идёт и автоматизация поставленных детям звуков – это связано прежде всего с тем, что ребёнок привыкает к неправильному произнесению звуков, а новая артикуляция для него сложна и утомительна. И потом, не все родители слышат, какие звуки у ребёнка нарушены, а значит и не пытаются настроить ребёнка на правильное произнесение, и не ведут контроль, за правильностью произнесения звуков.

    Чем занимается логопед в детском саду с детьми?

    Отработкой правильного звукопроизношения,

    Развитием артикуляционных движений органов речи-КАКИХ? Губ, языка, зубов, голосовых связок.

    Дети, которые ходят ко мне на занятия могут уверенно рассказать о профиле отрабатываемого звука: где находится язык, на что он похож, на что похожи зубки, губы в улыбке или трубочкой вытянуты вперед, голосок спит или звенит.

    Для чего это нужно? Для предупреждения нарушений в звукопроизношении, для умения различать схожие по звучанию звуки и для развития фонематического восприятия. Что такое фонематический слух – это умение распознаватьфонемы- звуки родного языка

    Чтотакоефонематическое восприятие – это умение производить звуковой анализ и синтез слов родного языка. Эти два понятия взаимозаменяемы. Если у ребёнка нарушен фонематический слух или плохо развит, то проблемы по русскому языку и литературе этому ребёнку в школе обеспечены.

    Помимо этого занимаемся совершенствованием грамматического строя речи, обогащением и активизацией словаря на уровне тематических недель – по домашним тетрадям СКАЗАТЬ пару слов.

    Развиваем мелкую моторику путём использования пальчиковых игр и упражнений, шнуровок, конструкторов,

    Развиваем связную речь по средствам использования предметных, сюжетных картин, серий картин для составленияпредложений, рассказов.

    Совершенствуем выразительность, плавность, ритм речи, дикцию, ударение в словах.

    После посещения с вашего согласия ПМПК детям были оформлены речевые заключения- это не диагноз. Это планречевой коррекции, необходимый именно вашему малышу. И так, какие же речевые заключения у наших детей: это ФФНр, ОНР (1,2.3, уровень). Чем они отличаются?

    Как вы уже поняли, у нас своя специфика работа, отличающаяся от работы воспитатели. Прежде всего это взаимосвязь в работе логопеда- педагога и родителей. Без вашей помощи уважаемые родители! Нам будет трудно решить вопросы не только воспитания, но и коррекции речи! Дело в том, что поставить звук ребёнку – это полдела, вторая половина этого дела ложится на ваши плечи, чтобы уже в домашних условиях- терпеливо, ежедневно, ежечасно следить, исправлять, помогать ребёнку освоитьи закрепить в речи правильный звук. Мы, логопеды, видимваших детей 15-20 минут, 2-3 раза в неделю! Такова количественная сетка логопедических индивидуальных занятий. Всё остальное время они находятся с воспитателями и родителями.Поэтому, большая просьба- на этапе автоматизации поставленного звука следить за речью ребёнка! Бывает так, что заходишь в группу, ребёнок начинает говорить правильно- следит за собой. Исчез логопед из поля видимости- всё! Контроль над речью потерялся!

    Как мы проводим автоматизацию поставленных звуков?- рассказать – слогах, слова ит.д.

    Задания в домашних тетрадях выполнять систематически! Там, где нужно писать ответы- пишите со слов ребёнка, но при этом объясняя правильный вариант ответа, если он ошибся. Дайте детям возможность работать в тетради самостоятельно, но под вашим контролем! Пусть рисует, раскрашивает, обводит сам! Вы лишь контролируете и приучаете ребёнка работать аккуратно, бережно относиться к тетради. Это его первый документ. От того, как он научиться работать в тетради, будет во многом определять его отношение к школьным принадлежностям, к школьным урокам – к их систематическому выполнению!Уделите 30 минут воскресного времени на, выполнение домашних заданий и у ребёнка к школе сформируется навык обязательного аккуратного выполнения заданий.

Родительское собрание в логопедической

группе № 5

Тема: « Будем знакомы.»

Родительское собрание в логопедической группе № 5 «Будем знакомы»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, родители, учите ль-логопед.

План проведения

    Вступительная часть.

2Поздравление родителей с началом учебного года.

3 Знакомство с воспитателем, учителем-логопед ом.

40собенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.

5Ознакомление родителей с целями и задачами МДОУ на новый учебный год.

6 Выступление учителя-логопеда ««Специфические особенности старшей группы для детей с ОНР»

    Возрастные особенности детей 5-7 лет

    Презентация «Я люблю лето «

    Анкетирование родителей.

10 Выборы состава родительского комитета.

Ход мероприятия

    Подготовительный этап

    Изготовление стенгазеты «Моя семья» с рисунками детей.

    Приглашение учителя-логопеда.

    Подготовка анкет для родителей и памяток.

    Разработка проекта решения родительского собрания.

    Организационный этап

Родители заходят, рассаживаются произвольно.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На мольберте - стенгазета.

    Вступительная часть

Звучит торжественная музыка.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим ребятам исполнилось пять лет, они перешли в старшую логопедическую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.

Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Ирина - инициативная и т.д.)

Игра « Знакомство».

Учитель-логопед: все мы здесь собрались не просто так и мне бы хотелось, что бы каждый из Вас ответил на вопрос « Что каждый из нас ожидает от сегодняшней

встречи?» В руках у учителя-логопеда мягкая игрушка, он отвечает на вопрос и передает игрушку. ( Ответы, например: понимания, сотрудничества, взаимность, информация и т. д.)

Воспитатель знакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей. Далее слово предоставляется учителю- логопеду, который рассказывает о своей деятельности в группе (доклад прилагается).

Воспитатель. Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.

Игра « Хвастовство». Каждый из участников должен похвастаться каким - либо качеством или умение своего ребенка. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о своем ребенке. (Например: мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т.д.)

Учитель-логопед: Вот мы узнали ваших детей немного ближе. А для того, что бы детям было комфортно в детском саду, им необходимы игрушки. Сейчас мы с вами разделимся на две подгруппы, в каждой будет свой воспитатель, все остальные родительский комитет.

    Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.

    Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической

группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи.

План проведения:

    Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?

    Особенности логопедической работы:

    содержание логопедической работы;

    формы логопедической работы.

    Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей.

    Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

    Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группа

Содержание.

1. С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. И большинство детей с такими нарушениями по заключению ПМПК оказываются в логопедической группе.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством

специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

    Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    формирование правильного звукопроизношения;

    развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

    совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

    совершенствование грамматического строя речи;

    обогащение, активизация словарного запаса речи;

    развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

    развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

    совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в

индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

    Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода - обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

Что же выявило обследование детей?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

У многих детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Некоторые дети неправильно держат карандаш.

    Какова роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    не ругать ребенка за неправильную речь;

    ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

    тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

    задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

    весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

    задания должны быть прочитаны ребенку;

    все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.

Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:- коррекция звукопроизношения;

    формирование грамотной, выразительной речи;

    обучение чтению и письму в подготовительной группе;

    развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

    усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

    индивидуальный подход к ребенку;

    совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

    Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.

V. Ознакомление родителей с целями и задачами МОУ на новый учебный год.

Выступление учителя-логопеда Масловой В М «Специфические особенности старшей группы для детей с ОНР»

Игра « Чемоданчик». (Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов).

Учитель-логопед: Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому нам в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут качества, например: доброта, внимание и т.д.

VII. Выборы нового состава родительского комитета

    Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».

    Следует коротко напомнить родителям о его функциях.

Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.

Родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

    Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи

    Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами ДОУ?

    Испытываете ли Вы трудности в общения воспитателями?

    Каковы причины этих трудностей:

    недостаток знаний

    неумение вступать в диалог

    излишняя застенчивость, робость

    непонимание воспитателя

    другие -

    Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с

воспитателями?

    Готовы ли вы участвовать в мероприятиях которые предлагает коллектив

ДОУ?

    Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней встречи?

Воспитатель. В обмен на анкеты мы предлагаем Вам памятки (зачитываются в слух) Памятка

    Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

    Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие-основа вашего здоровья.

    Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

    Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

    Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

    Не создавайте конфликтных ситуаций.

    Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

    Любить ребенка таким, каков он есть.

    Уважать в каждом ребенке личность.

10.Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не скупитесь на похвалу.

    Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

    Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

VIII. Заключительная часть

Учитель-логопед: наше собрание заканчивается, а в руках у меня остался волшебный клубочек (клубок ниток)

Игра « Волшебный клубочек» Предлагаю

каждому из Вас намотать на палец нить и ответить на вопрос: Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку? (Каждый наматывает нить и называет качества,) Учитель-

логопед: Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться до выпуска в школу. Я уверена, что все Ваши пожелания исполнятся, ведь слово имеет свойство материализоваться.

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

Выступление воспитателя: Возрастные особенности детей 5-7лет Вашему ребенку исполнилось 5 -7лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались. Пусть в вашем доме будет место и для компьютерных игр и для сказок, выдуманных вашими детьми. Удачи вам!

Двигательные навыки

С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

Эмоциональное развитие

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.

Социальное развитие

С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек - женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнью. У малыша закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины, через общение с мамой. В этом возрасте уже следует рассказать в доступной для малыша форме о том, как он родился. Ребенок дорос до понимания такой тайны. Правильнее будет, если вы раскроите ему ее дома, иначе это сделают дети во дворе. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими. Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по

различным признакам, находить между ними сходства и различия. После пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых

помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти. Особенности поведения

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер).

К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

Творческое развитие

Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет.

В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда"

Материал подготовила: Курегешева Л.П., логопед

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. Свое выступление хочу начать с вопросов: Что же такое логопедия? Кто такой логопед? Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Логопед: Сегодня я познакомлю вас со следующими вопросами:

1. Структура логопедической работы.

2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей.

Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:

4 дня в неделю логопедические занятия со всеми детьми;

Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся ежедневно.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода:

Первый период с сентября по ноябрь месяц.

Второй период с декабря по март месяц.

Третий период – апрель, май.

Во втором периоде проводятся фронтальные (логопедические) занятия.
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа по усвоению лексико-грамматических категорий. например, Лексическая тема «Осень золотая».

1.Обогащение словаря через дидактическую игру: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины.

2. Повторение названий осенних месяцев.

Целью фронтальных логопедических занятий является:

Расширение и активизация словаря детей;
- отработка правильного употребления грамматических категорий, Таких, как:

(-изменение существительных по роду, числу, падежу;

Употребление глаголов в разных временах;

Согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже)

Обучение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Отработка грамматических категорий проводится через игры: «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК», «НАЗОВИ ЛАСКОВО», «ОДИН-МНОГО», «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТ» и другие.

Занятия по развитию связной речи включают:

Обучение детей пересказу;

Рассказыванию по картинке или серии картинок,

По плану-схеме;

Заучивание стихотворений;

Отгадывание и заучивание загадок.

Игра с родителями «Назови ласково». Раздать карточки с предметами на лексическую тему « Одежда и обувь».

По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке».

Логопед: Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по художественному творчеству и в продуктивной деятельности.

Игра с родителями. Я предлагаю вашему вниманию одну из пальчиковых игр: ладони прижаты друг к другу, затем делаем движения по тексту:

ž Надуваем быстро шарик.

ž Он становиться большой!

ž Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

ž Стал он тонкий и худой!

Логопед: Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Представляю вашему вниманию динамическую паузу по теме «Дикие животные наших лесов»:

Мы как зайчики поскачем,
Как лисята побежим,
И как рысь на мягких лапах,
И как лось большой рогатый.

Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
Индивидуальная работа.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

Проверка, отработка домашних заданий;
- закрепление материалов фронтальных занятий;
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
- артикуляционные упражнения;
- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.

Работа в домашних тетрадях .

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Задача логопеда – поставить звук. Автоматизировать его в слогах, словах.

Игра с родителями по автоматизации звуков со скороговорками.

Научить различать звуки в речи.

Но если домашних занятий не будет, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели и специалисты работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и дошкольного учреждения осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

На основании мониторингов, сделанные в начале сентября (это первичный мониторинг) и промежуточный (в начале января), я, как логопед, вижу результат в речевом развитии детей.

Вопросы:

Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

Вопросы родителей к логопеду.

Логопед: Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание

Родительское собрание "Как научить говорить ребенка правильно?"

Автор: Склюева Марина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ №17 детский сад «Ручеек» г. Березовский Кемеровской обл.

Родительское собрание в старшей группе.
Тема: «Как научить ребенка говорить правильно?»
Данное собрание проводится логопедом в сентябре, при зачислении детей на логопедический пункт. На собрании логопед в общих чертах знакомит родителей с основными направлениями работы по исправлению недостатков речевого развития. На дальнейших собраниях логопед более подробно останавливается на нарушениях каждого из компонентов речи и приемах работы по развитию артикуляции, словаря, грамматического строя речи и др. компонентов речи в домашних условиях. На первом собрании важно показать целостную картину структуры речи, взаимосвязь ее компонентов, дать понять родителям, что работа по исправлению речевых нарушений – это не одномоментное явление, а достаточно длительный, кропотливый, но интересный путь совместных занятий со своим ребенком. Собрание необходимо провести на позитивном уровне, внушая родителям чувство уверенности в преодолении проблем речевого развития. Собрание проходит с опорой на презентацию, подготовленную специально для данного мероприятия. Форма проведения данного собрания заинтересует не только логопедов дошкольных учреждений, но и всех педагогов, ищущих новые формы работы с родителями.

Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
Задачи:
Познакомить родителей с основными компонентами речи;
Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска магнитная (мольберт), лепестки ромашки из белой бумаги, изображения чайника. лошади, машины. мяч, варежка из наждачной бумаги, индивидуальные зеркала, картинные планы для описания предметов.

Ход собрания:

1. – Уважаемые родители! Сегодня я приглашаю вас разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях. Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка? Я представляю речь ребенка в виде волшебного сундучка. (Появляется слайд 1 с изображением сундучка). Давайте в него заглянем!

Слайд 1
- Важнейшим компонентом речи является словарь. А что представляет из себя словарь ребенка в 5 лет?
Посмотрите на следующий слад и попробуйте догадаться, какие утверждения о состоянии словаря пятилетнего ребенка правильны (слайд 2).

Слайд 2
Родители зачитывают утверждения на слайде и пытаются дать верный ответ. В итоге появляется слайд с верными ответами (Слайд 3).

Слайд 3

Слайд 4
Логопед предлагает сыграть в несколько игр на развитие словаря 5-летних детей. (Слайд 4). Родители встают в круг. Игра «Вот птица. Что за птица?» У ведущего мяч. Он говорит: Вот птица. Что за птица? - и передает мяч соседу, который должен назвать птицу, и так дальше по кругу. Затем ведущий говорит, например,: «Вот посуда. Что за посуда?» - и все по кругу называют предметы посуды. Далее логопед предлагает сыграть в игру «Разбери предмет». Приглашаются 2-3родителя. Логопед раздает им изображения предметов: машины, чайника, лошади. Каждый из них как можно быстрее называет части изображённых предметов. Как правило, сначала родители не очень охотно участвуют в совместных играх, но уже после первой игры атмосфера разряжается, взрослые чувствуют себя отчасти детьми, и более охотно принимают участие в заданиях. Логопед после каждой игры отмечает, что в эти игры очень легко играть дома с ребёнком. Правила остальных игр логопед кратко рассказывает по желанию родителей.
2. - Давайте вновь заглянем в сундучок. Следующий важный компонент речи: артикуляция.

Слайд 5
- Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции (Слайд 5). Сейчас вы испытаете, что чувствует ребенок с затруднениями в работе органов артикуляции.
Логопед надевает на руку родителям варежку из наждачной бумаги. Родители пытаются подвигать пальцами, согнуть ладонь «Чашечкой», сжать и разжать пальцы.
- Примерено так ощущает свои органы артикуляции ребенок, испытывающий затруднения в подвижности органов артикуляции. Что можно сделать, чтобы язык, губы стали более подвижными, чувствительными? (Ответы родителей).
- Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику. Сейчас мы выполним несколько артикуляционных упражнений, которые пойдут на пользу любому ребенку (Слайд 6).

Слайд 6
С помощью интерактивной игры «Веселый урожай» родители выполняют четыре артикуляционных упражнения. («Лягушка», «Лопатка», «Чашечка», «Дятел»)
- Выполнению артикуляционной гимнастики будет посвящен отдельное родительское собрание и индивидуальные консультации.
3. – Заглянем в наш волшебный сундучок. Следующий компонент речи – грамматический строй речи (Слайд 7). Грамматический строй речи – важнейшее умение в структуре речи, он позволяет дифференцировать уровень развития речи.

Слайд 7
На следующем слайде дети скажут нам, каким грамматическими
конструкциями ни уже овладели к 5 годам (Сдайд 8):

Слайд 8
- А с какими трудностями еще пока сталкиваются дети в речи? Ответ мы увидим на следующем слайде (Слайд 9):

Слайд 9
- С помощью интерактивной игры «Чего не стало» вы можете закрепить в речи ребенка употребление родительного падежа множественного числа имен прилагательных и существительных. Обратите внимание на четкое проговаривание окончаний прилагательных и существительных (Слайд 10).

Слайд 10
4. – В нашем сундучке остался последний секретик, и это – связная речь (Слайд 11). Связная речь – это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативности, достижения норм возрастного развития.

Слайд 11
- Как же развивать родителям связную речь ребенка? Постараться сделать ее максимально связной. Для этого необходимо целенаправленно учить описывать предметы. Попросите своего ребенка описать какой-либо предмет, например, вот такой домик на рисунке. И услышите в ответ примерно такое (Слайд 12):

Слайд 12
- Я предлагаю активно использовать картинные планы описания предметов. Например, вот такие (Слайд 13):

Слайд 13
Логопед раздает 1-2 родителям картинные планы и предлагает описать какой-либо предмет, отмечая связность и полноту описания по плану даже самого простого предмета.
- И, конечно, рассказы из личного опыта детей и пересказы – это самые лучшие друзья в развитии связной речи. Один из видов рассказывания – рассказ по серии картинок. С помощью интерактивной игры попробуем восстановить последовательность истории (Слайды 14,15):


Слайды 14,15
5. В заключение собрания логопед подводит итог (Слайд 16):

Слайд 16
- Уважаемые родители! Вы убедились, что появление развитой, четкой, полной речи у ребенка с проблемами в развитии требует усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка необходимо? Если ваши ответы на мои вопросы положительные, то прошу прикрепить магнитами лепестки к ромашке на доске. Есть ли у вас вопросы?
Далее логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации и следующие родительские собрания, раздает визитки, буклеты.