Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Общение в дошкольном возрасте

Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. А.Г. Рузская и Н.И. Ганощенко провели ряд исследований для выявления динамики развития содержания потребности в общении со сверстниками и выяснили следующие изменения: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Приведенные данные показывают, что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо "накладывать" свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.

Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы - это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии М.И. Лисина выделяет три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года - деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять - деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет - деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет - деловые и личностные.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника. Которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распрежделение игровых ролей и функций. А значит. И учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6-7 лет) Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.

На наш взгляд, важно понять оценочные отношения к сверстнику. Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. Именно в этом возрасте происходит интенсивное формирование и осознание понятий добра и зла.

При этом взрослый, по-прежнему, ключевая фигура для дошкольника, поскольку он основной источник знаний. Если ранее ребенку была важна оценка взрослого за проявленные им умения, то теперь ребенка волнует оценка себя как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпали с его собственными. Отсюда высокая чувствительность ребенка к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.

Такое общение способствует, во-первых, выработке моральных и нравственных ценностей, правил поведения и следованию им, и во-вторых, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательной регуляции собственного поведения.

К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями.

К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц -- сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых -- подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении . Однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предположения. Усиление интереса к этой проблеме произошло в зарубежной психологии в конце 60-х -- начале 70-х гг., когда были экспериментально установлены устойчивые связи между особенностями опыта общения со сверстниками в детстве и некоторыми важными личностными и когнитивными характеристиками во взрослом и подростковом возрасте.

В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Многие ученые, развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником.

Мы согласны с мнением А.К. Шелера-Михайловского, что общение - один из важнейших факторов возникновения, формирования развития и укрепления позновательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками. «Любознательность, - писал А.К. Шелер-Михайловский, - пробуждается в детях только детьми. Без товарищей ребенка ничто и никто не подталкивает на вопросы, он холодно смотрит на окружающее его и составляет обо всем свои собственные понятия». Этот факт еще раз доказывает необходимость развития коммуникативных умений у старших дошкольников и создания условий для их межличностного общения.

Тема 1.4. Основы психологии группы.

Вопрос 2. Особенности общения и группового поведения в дошкольном и школьном возрасте.

Базовые понятия: общение, группа, статус.

Вопросы для изучения:

1. Особенности малой группы детского сада.

2. Особенности общения в дошкольном возрасте.

3. Развитие общения в школьном возрасте.

Особенности малой группы детского сада.

Рассмотрим специфику малой группы детского сада. Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.

Применительно к детской группе Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

1. поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

2. эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения.

3. когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки.

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.



В основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности. Анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста – дружескими отношениями.

Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.

Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации.

А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:

1. ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.

2. ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.

3. ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.

4. ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

a. наличие взаимных симпатий;

b. наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;

c. наличие сопереживания;

d. наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;

e. наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Особенности общения в дошкольном возрасте.

Рассмотрим, как изменяется общение детей друг с другом в дошкольном возрасте. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения. К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживанием имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений).

Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

В сфере общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.

В общении детей со сверстниками выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):

1. Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и само выражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-

мимические.

2. Ситуативно-деловая форма возникает примерно в 4 года. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.

3. Внеситуативно-деловая форма наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они "играют рядом, а не вместе". О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения.

1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

2. Ситуативно-деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

3. Внеситуативно-познавательное общение. С появлением первых вопросов ребенка: "почему?", "зачем?", "откуда?", "как?" - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее" как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Подготовительным этапом к общению со взрослыми считается период новорожденности, когда ребёнок учится выделять взрослого. Основной коммуникативной потребностью являются органические нужды ребёнка, а также потребность в новых впечатлениях. Но решающее значение имеет поведение и позиция взрослого по отношению к ребёнку. Он должен с самого начала относиться к малышу как к субъекту, полноправному партнёру по общению

Первоначально возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Она считается сложившейся, если ребёнок смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребёнок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив - личный. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимических средств.

Функцию общения выполняет «комплекс оживления» (с 4-6 недель). В этом возрасте общение является ведущей деятельностью и протекает вне какой-либо другой деятельности.

Данная форма общения стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес. - 2 года) разворачивается в процессе совместных со взрослыми манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребёнка - в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребёнок выражает своё стремление к сотрудничеству позами, жестами.

Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого, оно включено в предметную деятельность. Просьба о помощи, приглашение взрослого к совместным действиям, обращение за разрешением помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.

Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т.е. приурочены к данному месту и времени.

Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет). Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Признаком появления этой формы могут служить возникновение у ребёнка вопросов о предметах, их разнообразных связях. Ведущим становится познавательный мотив. Взрослый теперь выступает в новом качестве - как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный - теоретический «характер», т.к. обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией.


У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьёзные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая позволяет получить максимально содержательную информацию, обсудить возможные причины разнообразных явлений окружающего мира. Сюда относится и сообщение новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.

Данная форма общения помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде».

Ведущим мотивом являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - вот то основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты. При данной форме предметом обсуждения является сам человек: жизнь, работа взрослых, их взаимоотношения. В основе лежит потребность ребёнка не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании, в эмоциональной поддержке и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

Эта форма общения вводит ребёнка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребёнок постигает смысл человеческих взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Основные средства общения ребенка и их развитие

На протяжении всего дошкольного детства растет словарный запас ребенка: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в три раза. Если к 3 годам нормально развитый ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500, то 6-летний ребенок знает от 3000 до 7000 слов и активно использует около 2000. но в то же время особенно видны индивидуальные различия, обусловленные условиями обучения и воспитания ребенка.

Словарь ребенка включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать. Дошкольник овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы (для обозначения пола, детенышей, в качестве уменьшительных и т.д.). Дети любят игры со словами, процесс словообразования, словоизменения (удеру - придеру, ногти - рукти, вазелин - мазелин и др.), ритмизацию и рифмовку слов.

Влияние наглядно-образного мышления заметно и здесь: за каждым словообразованием ребенок видит реальный объект: так, если взрослая особь - большое животное, то его детеныши - маленькие, и ребенок пользуется суффиксом для уменьшения; но если взрослое животное - маленькое, то для него нужда в суффиксе отпадает: «лось» - «лосик», «слон» - «слонишка», «муха» - «тоже муха» и т.д.

Дошкольный возраст чрезвычайно восприимчив к языку и речи («чуткость языка»). Ребенок испытывает интерес не только к значениям, но и звуковой форме слов: рифмует, распевает слова, часто забывая об их смысле. На 5-м году отчетливо заметны попытки осмысления значения слов и объяснения их этимологии: «город» - «горы», «деревья» - «деревня», «Хомяково» - «потому что там хомяков много водится» и т.д.

В дошкольном возрасте продолжает развиваться фонематический слух : дети хорошо различают слова, отличающиеся хотя бы одним звуком, но производить звуковой анализ слова ребенок еще не может без специального обучения.

Практически дети речью овладевают успешно, но осознание самой речевой действительности и словесного состава речи значительно отстает. Поэтому дошкольники в процессе общения ориентируются не столько на словесный состав речи, сколько на предметную ситуацию, которая и определяет понимание.

В дошкольном возрасте дети осваивают и общение как функцию речи. Они много говорят, спрашивают, сопровождают речью свои действия. Речь младшего дошкольника во многом ситуативна - возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены и взрослый, и ребенок. Она не отражает полностью содержание в речевых формах. Поэтому такая речь свернута (выпадают подлежащие, они заменяются местоимениями; наречия и словесные шаблоны не уточняют содержания; много указаний типа «там» и т.д.), хотя и понятна при учете ситуации с опорой на невербальные средства участникам общения. Ситуативная речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

Под влиянием взрослых ребенок осваивает контекстную речь, требующую построения речевого контекста, независимого от конкретной наглядной ситуации. Ее отличает связность и единицей речи становится уже не слово, а предложение. Но, даже умея ею пользоваться, дошкольник продолжает употреблять ситуативную речь. Контекстная речь полностью заменит ситуативную только при обучении, но и у взрослых ситуативная речь присутствует в конкретных наглядных ситуациях.

В дошкольном возрасте появляется и так называемая объяснительная речь, возникающая в совместной деятельности, когда нужно передать содержание и правила игры, разъяснить, как устроена игрушка и т.д. объяснительная речь еще более развернутая, чем контекстная, требует определенной последовательности изложения, выделения главного, указания причинно-следственных связей и отношений в ситуации, которые собеседник должен понять. Но у дошкольников этот тип речи только начинает развиваться, поэтому они и самим толком ничего объяснить не могут, и объяснения взрослого с трудом дослушивают до конца.

И еще одна особенность речевого развития подмечена в исследованиях Ж.Пиаже: при решении задач в игре появляется много слов, которые будто бы никому не адресованы. Частично это эмоциональные восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично - слова, обозначающие действия и их результаты. Эта речь обращена к себе самому и называется эгоцентрической - она предваряет и направляет деятельность ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста эта речь идет на убыль, подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Таким образом, эгоцентрическая речь является промежуточной ступенью, переходной формой между внешней и внутренней речью ребенка.

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.

Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи).

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу. Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы.

Общение дошкольника отличается внеситуативным характером. М. И. Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится речь.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В отечественной психологии исследования Т. А. Марковой, Т. А. Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская. Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей общения у дошкольников.
1.1 Основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста 5-9
1.2 Особенности развития общения детей дошкольного возраста 10-11
1.2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми 12-15
1.2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками 16-18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения у дошкольников.
2.1 Описание методического аппарата 19-20
2.2 Описание результатов исследований 20-38

Заключение 39
Литература 40-41
Приложения

Введение

Дошкольный возраст - период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

По Д.Б.Эльконину период дошкольного возраста определяют границы - 3 года (после кризиса 3х лет) и 7 лет (когда начинается кризис семи лет). В этот период, ребенок продвигается в развитии речевого общения и осваивает принятые позитивные формы общения, уместные во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Данная курсовая работа посвящена теоретическому изучению психологических особенностей общения детей дошкольного возраста

Актуальность работы заключается в необходимости изучения взаимосвязи различных психических процессов. Мы сосредоточим свое внимание на сфере общения детей дошкольного возраста и психическом развитии ребенка.

Актуальность исследования психологических особенностей общения детей дошкольного возраста обусловили цель нашего исследования - выявление влияния общения на психическое развитие ребенка, в период дошкольного детства.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности общения детей дошкольного возраста.

Гипотеза: общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является условием психического развития ребенка.

В соответствии с целью и предметом нашего исследования нами были поставлены следующие Задачи:

  1. Выявить основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста.
  2. Провести анализ различных теоретических подходов к изучению особенностей и значения общения в дошкольном возрасте.
  3. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста.
  4. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста, в процессе взаимодействия со взрослыми.
  5. Выявить особенности влияния общения на психическое развитие детей дошкольного возраста, в процессе взаимодействия со сверстниками.
  6. Определить диагностический инстументарий.
  7. Провести эмпирическое исследование.
  8. Выявить особенности общения в зависимости от уровня психического развития у дошкольников.

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей общения у дошкольников.

1.1 Основные особенности психологического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) характеризуется значительными изменениями во всех сферах психического развития ребенка. Особое внимание нужно обратить на то, что именно в дошкольном возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывая это с появлением высших психических функций (ВПФ) и с развитием знаковой функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением в дошкольном возрасте привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной (схематической) формы мышления, которая является промежуточной между образным и логическим мышлением. В его работах было показано, что существуют определенные виды деятельности, к которым сензитивно восприятие и мышление; в дошкольном возрасте ими являются рисование и конструирование, которые способствуют переходу от образного мышления к более высокому уровню - схематическому мышлению. Схематическое мышление предполагает умение детей выделить главные параметры ситуации, качества предметов, на основании которых проводится их классификация и обобщение, при условии, что предметы находятся во внешнем плане.

Моделирование, также является неотъемлемой частью сюжетно-ролевой игры, ведущей для деятельности детей дошкольного возраста. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.

Своеобразие социальной ситуации развития дошкольного возраста, характеризуется выходом ребенка за пределы своего семейного мира. Дошкольное детство, по мнению А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок открывает многообразные общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми, что пробуждает у него желание активно участвовать в этой жизни.

В период дошкольного детства происходит усвоение эталонов - достижений человеческой культуры, благодаря чему процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, в отечественной психологии понимается как развитие.

В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в процессе общения со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план - сознания. Интериоризация знаков является механизмом формирования психики у детей.

В.С. Мухина писала о сходстве в развитии внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. С появлением новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых, благодаря чему начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, которые приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста, в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание. Переход от примитивных форм памяти к высшим ее формам, является результатом длительного и сложного процесса культурно-исторического развития.

Исследуя процесс формирования памяти и мышления, П.П.Блонский описал их взаимосвязь, влияние друг на друга. Мышление ребенка - дошкольника во многом определяется памятью: мыслить - значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт и видоизменять его.

Ж. Пиаже установил основные закономерности развития мышления дошкольника: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артификализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Главное в развитии мышления, как показал Пиаже, - это появление хоть какого-то признака, на основании которого производится обобщение, что свидетельствует о преодолении синкретизма. Также, для развития мыслительных операций, не менее важным является преодоление эгоцентризма и появление обратимости, как факта неизменности элементарных количественных отношений, при изменении расположения предметов в пространстве.

Исследования Пиаже привели его к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Обратимость и преодоление эгоцентризма появляется у детей к концу дошкольного возраста.

Л.С.Выготский, изучая этапы формирования мышления, показал, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях.

А.Н. Леонтьев, подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта; писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций.

Одно из основных положений советских психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно-исторических выработанных операций и знаний. Мышление определяется как обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельности людей.

Мышление неразрывно связано с речью. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. С точки зрения Выготского, речь соединяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые употребляет взрослый. Слово является для мышления тем знаком, который и превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию. Именно в значении слова, говорил Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), но и средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека, а также, речь является основным средством коммуникации. Особенно велика роль общения в детстве. В дошкольном возрасте речь ребенка отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Для маленького ребенка его общение с другими людьми является главным условием формирования его личности, его человеческого развития.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Через общение с близким взрослым, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок овладевает социальным пространством человеческих отношений.

Общение понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В сложившемся понимании общения, как психологической категории, следует интерпретировать его как деятельность.

Предметом общения всегда является другой человек, который выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Конкретным предметом коммуникативной деятельности служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о выявившихся во взаимодействии, своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей, на основе чего, у ребенка формируется стремление к оценке и самооценке. Потребность в общении, по терминологоии А. Н.

Леонтьева, «опредмечивается» в мотивах общения, среди которых ведущее положение занимает личностный мотив.

Общение протекает в форме действий, cоставляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. В состав действия входят операции - так называемые средства общения, с помощью которых осуществляются действия общения.

Из предложенного понимания предмета коммуникативной деятельности, ее мотива и продуктов следует, что общение выполняет важную функцию - познание людьми друг друга. Б. Ф. Ломов также выделяет и другие функции общения: организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие, с целью налаживания отношений).

Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления, в которых обнаруживается «работа» общения, а с другой - позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека и объяснить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей системы психологических наук.

Человеку, как социальному существу, «свойственно общение». В последнее время все глубже раскрывается тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом. Общение, безусловно, имеет решающее значение для развития ребенка.

1.2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

Общение со взрослыми оказывает исключительное влияние на развитие детей, особенно в первые семь лет жизни. Значение коммуникации приобретает все более сложный и глубокий характер, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяется его взаимосвязь с миром и появляются новые его способности.

Основой позитивного влияния общения является способность ускорять ход развития детей. Обогащение коммуникативного опыта детей позволяет преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни, и ликвидировать его последствия. Влияние общения также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Положительное воздействие общения прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка и является главным фактором становления его личности и самосознания.

Влияние общения на психическое развитие детей, главным образом заключается в том, что ребенок, контактируя с взрослым, наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Общение с взрослым становится для ребенка источником ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, которые удовлетворяют его потребность во впечатлениях. В процессе общения взрослый обогащает опыт ребенка, он знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них окружающий мир. В общении взрослый ставит задачу, перед ребенком и дает ему энергию для ее решения, подкрепляя усилия ребенка.

Развитие общения ребенка со взрослым М.И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм, которые свидетельствуют о характере происходящего психического развития ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает активной речью, благодаря чему, его коммуникативная деятельность выходит за пределы наглядной ситуации. Таким образом, общение ребенка со взрослым приобретает внеситуативную форму, тем самым, существенно раздвигая горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение предъявляет новые требования и к поведению взрослого; ему теперь недостаточно проявлять внимание к ребенку и играть с ним в игрушки, а необходимо расширять представления о мире, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает.

Существуют две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная. Таким образом, в дошкольном детстве выделяют внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения.

Внеситуативно-познавательное общение развивается в младшем дошкольном возрасте, с трех до пяти лет. Ребенок стремиться сотрудничать с взрослым, задавая ему бесконечное количество вопросов, так как только взрослый является для дошкольника главным источником знаний.

Познавательная активность ребенка направлена на события, явления и их взаимосвязи в предметном мире, на закономерности живой и неживой природы, на тайную суть вещей.

Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Поверхностные ответы вполне устраивают дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира. С другой стороны, детские представления о мире надолго остаются в памяти ребенка, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей.

В дошкольном возрасте изменяется содержание потребности ребенка в общении, перерастая из потребности во внимании и сотрудничестве - в потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку необходимо серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям, поэтому важно, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. Потребность в уважении взрослого отражается в поведении и деятельности ребенка. Этот возрастной феномен проявляется в упрямстве, плаксивости и обидчивости детей. Если взрослый часто делает замечание, подчеркивает неумение или неспособность ребенка к какому-либо занятию, то ребенок будет отказываться от этого занятия, у него пропадет всякий интерес к этому делу. Таким образом, поощрение взрослого не только внушает дошкольнику уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей. Дошкольники обыгрывают деятельность взрослых, активно используя разные предметы - заместители, например, профессиональные атрибуты.

Это позволяет ребенку лучше осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры, расширить познание об окружающем мире. Как писал Ж. Пиаже, «конструирование реальности», способствует построению ребенком субъективного образа мира.

В старшем дошкольном возрасте, к шести-семи годам, интерес ребенка переключается на сферу социальных отношений. Внимание дошкольников привлекают события, происходящие среди окружающих людей, правила поведения, человеческие отношения, качества и поступки взрослых. Дети начинают отдавать предпочтение разговору со взрослыми на личностные темы, касающиеся жизни людей. Таким образом, возникает высшая в дошкольном возрасте - внеситуативно-личностная форма общения.

Личностный мотив является ведущим для коммуникативной деятельности старшего дошкольника. Потребность в общении приобретает новое содержание, характеризующееся стремлением ребенка к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым.

Для детей становится важным совпадение своей позиции с позицией взрослых, так как это служит доказательством ее правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте важно быть хорошим, он не настаивает на похвале, для него гораздо важнее знать как нужно поступать, как все делать правильно, поэтому дошкольник охотно вносит поправки в свою работу.

Новая форма общения тесно связана с развитием сюжетно-ролевой игры дошкольника. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, внимательно наблюдая за всеми оттенками поведения старших.

Таким образом, в процессе игры, предметная сторона уходит для дошкольника на второй план, в то время как внимание ребенка акцентируется на отношениях, которые складываются между людьми.

1.2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и специфику контактов ребенка с другими детьми. Между тем общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. В общении ребенка со сверстником можно наблюдать многообразие коммуникативных действий, повышенную эмоциональность, раскованность и нестандартность, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, кокетство, фантазирование, стремление выразить обиду.

Общение со сверстниками воздействует на общее психическое развитие ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении со сверстниками дошкольник учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. В группе детей впервые складывается общественное мнение, влияющее на формирование личности, возникают явления конформности. Оценка сверстников приобретает содержательность и начинает оказывать влияние на самооценку дошкольников, которая становится все более адекватной.

Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. По мере взросления, для ребенка все важнее становятся общение и контакты со сверстниками, что, безусловно, отражается на ведущей деятельности дошкольника - к 4-5 годам сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Меняется содержание потребности в общении дошкольников, от простого соучастия в игре до «чистого общения», не связанного с конкретной ситуацией. Взаимодействие дошкольника со сверстником все менее обуславливается ролевыми отношениями и, выходя за пределы разыгрываемого сюжета, переходят на уровень реальных отношений: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Наряду с потребностью в сотрудничестве у дошкольника выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. К 5-6 годам ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника, поэтому число конфликтов снижается.

В общении детей довольно быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Таким образом, развивается групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлечь к себе их симпатии.

Между старшими дошкольниками возникает избирательная привязанность, появляются первые ростки дружбы. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. С возникновением устойчивых и глубоких отношений между детьми, приходит понимание того, что у товарища могут быть свои желания, предпочтения, настроение. Ребенок уже не только рассказывает о себе, но и обращается с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку.

Таким образом, общение со взрослыми и ровесниками обеспечивает обогащение содержания детского сознания, оно детерминирует его структуру, реальное развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания.