Вышивка крестиком индийский индус медитирует. Индийская вышивка кантха

Вышивка Кантха (Kantha), ее еще называют Lepkantha или Sujhi Kantha, очень популярна в Западной Бенгалии и Бангладеше. Пожалуй, это самый распространенный вид вышивки среди сельских женщин. Эта вышивка интересна тем, что каждая женщина вышивает так, как посчитает нужным. Своего рода арт-ремесло, сделанное спонтанно вышивальщицей, где нет особых правил. Это направление, которое практиковали женщины разных классов - как жены богатых помещиков вышивали собственные сложные узоры на одеяле в свое свободное время, так и сельские женщины делали бережно вышитые покрывала равные по красоте и мастерству.

Кантха на санскрите означает тряпки. Данный вид вышивки по праву можно назвать искусством переработки.

Она изначально была сделана вручную методом сшивания нескольких слоев старых и использованных сари или тонкого хлопка. Если на одежде присутствует вышивка Кантха (Kantha), то ее можно называть кантха одеждой.

Читайте также про самую дорогую - Зардози.

Чем еще популярна Индия? Своими празднованиями. Узнайте, будет отмечать Индия 17 марта 2014 года.

Любите Историю? Тогда вам будет интересно почитать о том, в Древней Индии.

Данная вышивка используется не только в одежде, но и применяется в различных других текстильных предметах обихода, таких например, как одеяло, подушки, сумки, покрывала, крышечки для шкатулочек, салфетки для покрытия книг, кошельки, бумажники и т. д.

Вышивка представляет собой ткань, покрытую проточными стежками. Так же используется узор в виде красивых мотивов цветов, животных, птиц, геометрических форм, мифологических сюжетов и сцен повседневной деятельности. Такие швы дают эффект волнистости, морщинистости. Нити и слои ткани для вышивки Кантха извлекаются из старых одежд. Традиционные цвета: синий, зеленый, желтый, красный и черный . Из тканей, предпочтительно, используют хлопок и шелк.

Сейчас вышивку Кантха (Kantha) в основном используют для создания простых одеял.


Швы, используемые в вышивке Кантха:

  • шов «вперед иголку»;
  • «штопольный шов»;
  • гладь;
  • стебельчатый шов;
  • петельный шов.

Также используются швы для выделения определенных фрагментов.

Женщины старательно вышивают стилем Кантха еще и сегодня, во время досуга . Эти Кантхи богато украшены. Старые и богато украшенные Кантха теперь стали коллекционироваться. Примечательно еще и то, что вышивка Кантха стала основной отраслью народного искусства Бенгалии и делается на все виды платьев от дизайнера сари Kurtas.

Данный вид искусства не ограничивается популярностью только в Индии. Вышивка Кантха завоевала свое место в международном сообществе среди дизайнеров.

Так например, Тарун Тахилиани, известный модельер Индии имеет несколько магазинов одежды в Лондоне, Париже, Санта-Фе и Вашингтоне.

Есть семь различных типов Kantha:

  • Archilata Kantha - это, как правило, чехлы для зеркал или туалетных принадлежностей. Небольшого размера, прямоугольной формы и с красочными различными мотивами.
  • Baiton Kantha - это, как правило, вышивка в форме квадрата, которая используется для покрытия книг и других подобных ценных вещей. Границы рисунка выглядят с несколькими сложным, красочным дизайном.
  • Durjani / Thalia - это тип Кантхи имеет толстую вышивку, которая образует лотос в середине. Встречается именно в форме прямоугольника и края изделия также сложены в прямоугольник для получения кошелька.
  • Lepa Kantha - эта кантха также в форме прямоугольника и имеет неровные, волнистые конструкции по всей площади, но с простой вышивкой.
  • Oaar Kantha - это, как правило, прямоугольные наволочки, которые имеют декоративные рамки сшитые вокруг углов и имеют простую конструкцию в середине.
  • Sujani Kantha - эта кантха декоративно сшитая и, как правило, используется в качестве одеяла по особым случаям.
  • Rumal Kantha - эта кантха используется в качестве абсорбента салфетки или пластикового покрытия. Она имеет декоративные границы и лотос, находящийся в центре.

Интересно, какие картины появляются в вашем воображении, когда вы слышите слово "Индия"? Слоны, джунгли, священные коровы, сари, сокровища Агры, Тадж-Махал.... И все это вместе составляет удивительный красочный калейдоскоп.

Культура Индии испытала на себе влияние традиций самых разных народов и завоевателей, сменявших друг друга. В мире найдется не так много стран, которые смогли сберечь свою самобытность, традиции и богатейшее культурное наследие. Помните времена, когда индийские фильмы можно было увидеть только в кинотеатрах? Хотелось научиться петь и танцевать, как индийские актеры, а еще мечталось о таких же удивительных костюмах и украшениях. Сегодня нам не нужно ехать за три моря и проводить в путешествии месяцы, а то и годы, чтобы приблизиться к этой удивительной стране и ее культуре. Можно купить туристическую путевку, увидеть собственными глазами эту страну пряностей, а можно и не делать этого, и тем не менее, соприкасаться с индискими чудесами когда душа запросит. Кстати, для этого совсем не обязательно уезжать из дома. Не верите? А зря.

Если освоить несколько стилей индийской вышивки, что вполне вам по силам, Индия может навсегда подружиться с вашим домом и с вами.

Вышивальные индийские традиции удивительно богаты, что позволит вам найти себе дело по душе. Остается только разобраться в стилях и техниках. Начнем?

Кантха – своеобразный секонд-хенд. Всем известно, что самой популярной женской одеждой в Индии является сари. И конечно, климат и условия жизни подразумевают наличие своеобразных коллекций сари на все случаи жизни. Понятно, что рано или поздно наряды эти теряют свою былую свежесть и привлекательность, но поскольку сари - прямоугольник длиной в несколько метров, понятно, что выбросить такое богатство рука не поднимется. Самый лучший вариант утилизации - использовать старые сари для чего-нибудь еще. Кантха - настоящий гимн бережливости и умениям индийских женщин. Старые сари сшиваются друг с другом, образовывая некое подобие стежки. Получаются замечательные покрывала, накидки, чехлы для подушек, коврики и одеяла. Даже нитки для прошивки не покупаются, а выдергиваются также из старых ненужных сари. Индийские модельеры используют эту технику в своих коллекциях и надо сказать, курточки и пиджачки, выполненные в такой технике, способны внести особую изюминку в ваш гардероб.

Еще один вид традиционной индийской вышивки, называется чинкари. Для вышивки используют самые тонкие хлопковые и шелковые ткани - муслин, батист, шифон. Чаще всего вышивка белым на белом фоне со множеством цветочных элементов. Считается, что появилась эта вышивка благодаря жене императора Джахангира. Эта женщина умела вышивать цветы так, что у нее появились последователи. Впрочем, так до конца и не выяснено, из какой страны чинкари перекочевала в Индию. Цветы лотос и жасмина, розы и манго, ветки лиан - вот, основные мотивы этой вышивки.

Еще одна техника, о которой стоит рассказать, называется "шиша". Основная отличительная особенность - использование зеркал или слюдяных пластинок, отражающих солнечный свет. Эти зеркальные элементы обшиваются шелком, золотыми и серебряными нитями. Ткань, расшитая таким образом, выглядит так, как-будто бы ее расшили драгоценными камнями. Есть в этом что-то цыганское, но ведь, красоты не может быть много... В такой технике обычно расшивают одежду, сумки и кошельки, но не менее интересно будут выглядеть панно или ширмы. По-моему, стоит попробовать.

Самой известным стилем в индийской вышивке по праву считают - зардози. Эта вышивка самая богатая как по части материалов, используемых в работе, так и в плане разнообразия узоров. Золотые и серебряные нити, канитель, тонкая проволока, свернутая в пружинки, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, бархат, атлас, шелк - вот, ваш арсенал вышивальщика-зардози.

Зардози используют для украшения одежды, обуви, деталей интерьера, упряжи для слонов. В свое время, мне повезло оказаться в Ташкенте. Город удивительный и колоритный. Понятно, что не обошлось без похода по самым популярным торговым точкам, среди которых особо выделялся магазин "Ганг". У меня тогда глаза разбегались от индийского изобилия, никак не могла остановиться на чем-то одном. Хотелось все и сразу, но все же остановилась на подарке для мамы - вышитом бархатном чехле для очков. Это сегодня я знаю, что вышит он был в технике "зардози", а в те времена, об этом даже не слыхали. Надо ли говорить, что этот очечник до сих пор жив и здоров, и мама не собирается с ним расставаться ни за какие сокровища?

Чтобы вам было легче осваивать индийскую вышивку, предлагаем воспользоваться материалами из нашей подборки:

Желаю вам, творить с удовольствием!

Индийская вышивка

Вышивка в Индии

Из техник, дошедших до наших времен существуют сари из г.Хайдарабад (Индия, Пакистан); «гота» из Раджастхана (штат Индии); «зардози» из Дели; «пулкари» в Пинжабе; вышивка румалей (головных платков, носимых мужчинами-сикхами); «касути» из Карнатаки (штат Индии) и т.д. вот лишь некоторые из значимыхклассификаций индийской вышивки.

Кашмирская вышивка - вышивка гладью - заимствована из Китая через Иран, и отчетливо проявлена в этом стиле. Вышивка Чиканкари из Уттар Прадеш напоминают европейскую теневую вышивку по полотну. Техника вышивки Касути из Карнатаки очень похожа на славянские, австрийские, венгерские и испанские вышивки. Вышивки Синдх, Кутч, Катхьявари подобны вышивальной технике переплета из Испании и Германии, а стиль Моти Каам - вышивка бусинами подобна мексиканской вышивке бисеро м.

Индийская вышивка Шиша

Шиша () - вид индийской вышивки, заслуживающий особого внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен. «Изюминкой» индийской вышивки "шиша" являются небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и сверкающие под солнечными лучами

.

Этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане.

Слово "шиша" на хинди означает небольшое стекло.

Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана. Но ещё в давние времена эта техника использовалась бедняками, которые с помощью слюды добивались того же эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда расшивалась золотыми и серебряными нитями.

Сейчас также вышиваются разные изделия, украшенные индийской вышивкой шиша, особенно часто можно встретить сумки.

Удобно и практично использовать в работе шиша из пластика. Иногда используют старые CD диски, разрезая и подпиливая их (надо чтобы края были гладкие, иначе нити перетираются).

Мусульмане называют эту вышивку Abla.

из коллекции Linda Pastorino

Индийская вышивка Чиканкари

Традиционная индийская вышивка чиканкари подразумевает узоры белыми нитями чаще всего на такой же белой и очень тонкой ткани — например на муслине. Сейчас вышивают и на шелковом или синтетическом шифоне, жоржете и других тонких тканях. Она больше всего подходит для украшения верхней одежды, но в наши дни Чиканкари используется при оформлении занавесок, наволочек, скатертей, постельного белья.

Зародилась индийская вышивка Чиканкари благодаря Нурджехан, супруге императора Джахангира: она мастерски вышивала цветочные мотивы, распространяя это занятие повсюду, хотя, по поводу страны происхождения, все же возникают разногласия. Она была мастером вышивки и черпала вдохновние в турецких вышивках.

Стежки, которые используются в Чиканкари

1. Тепчи (tepchi) длинные стежки вперед иголку, которые выполняются 6 нитями по лицевой стороне, обычно четыре нити с лицевой и одна с изнаночной. Таким образом, формируется линия. Обычно этот тип стежка используется для обводки основы для более сложной вышивки или для выполнения простых фигур.

Техника: Его выполняют движением иглы справа налево (рис.2а) Стежки можно располагать по лицевой и изнаночной стороне ткани в два и более ряда (рис.2б, в).Шов «вперед иголку» иногда выполняют и по кривой линии, например в узорах с произвольным рисунком.

2. Бакхия (bakhiya), выполнятеся с изнаночной стороны швом "восьмерка". На лицевой стороне изделия образуется контур в виде строчки, нити "восьмерки" просвечивают через тонкую ткань, образуя красивую "тень".

Техника: Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На лицевой стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше (рис. 9 в,г).

3. Хул (Hool) это стежок, который выполняется как "глазок" или "дырочка". Этот стежок может выполняться шестью нитями и обычно им оформляют центр цветка.

Техника. Рисунок обметываем по контуру, затем толстой штопальной иглой прокалываем ткань в центре кружочка и раздвигаем нити, постепенно увеличивая дырочку вращательным движением. Край дырочки обметываем гладьевым валиком мулине в одну нитку.

4. Занзира (Zanzeera) небольшие стежки в виде тамбурного шва (шов "цепочка"), которые выполняются одной нитью по лицевой стороне. Его используют для окочательной обводки листьев, лепестков или бутонов, т.к. это шов очень тонкий.

Техника: Иглу вводят в то место, откуда нитка вышла с изнаночной стороны ткани на лицевую. Далее иглу выводят на лицевую сторону так, чтобы она прошла в предыдущую петельку, и таким образом выполняется цепочка из петелек.

5. Рахет (Rahet) это стебельчатый шов, выполнятемый шестью нитями по изнаночной стороне. Этот шов формирует на лицевой стороне сплошную линию, обычно используется в виде двойной линии "дохра бакхия" (dohra bakhiya).

Техника: Его можно выполнять двумя руками или одной правой рукой. При этом левой рукой и придерживают рабочую нить во время выполнения шва. Сделав в ткани первый стежок, иглу выводят у середины стежка с левой стороны. Рабочую нитку прижимают к пяльцам большим пальцем левой руки, недалеко от того места, где она вышла из ткани, и прокалывают ткань выше первого стежка. Выводят иглу у середины второго стежка. Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок, при этом, выходит вперед наполовину предыдущего.

При выполнении стебельчатого шва, рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять положение нитки во время работы нельзя. Существует два способа исполнения этого шва. При первом способе (рис. 4а) шов получается узким слегка выпуклым, при втором — широким в виде шнурочка.

6. Банарси (Banarsi) этот шов не имеет аналогов среди стежков, использующихся в европейской вышивке. Это витой шов, который выполняется 6-ю нитями по лицевой сторооне ткани. Начиная справа делают стежок влево примерно через 5 нитей, затем вертикально делается стежок через 2 нити. Затем игла втыкается в середине первого стежка примерно на 2 нити ниже его и выводится правее и выше на 2 нити горизонтального стежка.

7. Кхатау (khatau) похож по виду на шов "Бакхия", но тоньше и выполняется в форме аппликации. элементы узора вырезаются из хлопковой ткани, затем они накладываются на изнаночную сторону вышивки и пришиваются мелкими гладьевыми стежками. На лицевой стороне это дает эффект "тени".

8. Фанда (Phanda) и Мурри (Murri) - это стежки, которые обычно используются для вышивки центра цветка в чиканкари. Они выполняются как французкие узелки. Мурри имеет вытянутую форму рисинки, а фанда - круглые узелки в виде просяного зернышка.

Техника: Иглу с рабочей ниткой выводят на поверхность ткани, наматывают на иглу нитку 1—2 раза и прокалывают ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Затем осторожно протягивают нитку на изнаночную сторону, подтягивая получившийся узелок к ткани

.

9. Джали (Jali), это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно развигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер.

10. Турпаи (Turpai) и Дарздари (Darzdari) тоже важные виды стежков в технике Чиканкари. Турпаи используется при вышивке тоникми нитями. У Дарздари есть несколько разновидностей, особенно часто используются Кохидарз (Kohidarz), камал дарз (Kamal darz), Шанкарпара дарз (Shankarpara darz) , Мучи (Muchii) и Сингбхада дарз (Singbhada darz).

11. Еще несколько разнообразных стежков, используемых в Чиканкари: Печани (Pechani), Биджли (Bijli), Гхаспатти (Ghaspatti), Макра (Makra), Каури (Kauri), Хахткади (Hathkadi), Банджкали (Banjkali), Сази (Sazi), Каран (Karan), Капкапи (Kapkapi), Мадраси (Madrazi), Буль-буль часм (Bulbul-chasm), Тадж Махал (Taj Mahal), Джанджира (Janjeera), Канган (Kangan), Дхания-патти (Dhaniapatti), Розан (Rozan), Мехарки (Meharki), Чанапатти (Chanapatti), Балда (Baalda), Джора (Jora), Кил канган (Keel kangan), Бульбуль (Bulbul), Сидхаул (Sidhaul), Гхас ки патти (Ghas ki patti) и т.д.

Индийская вышивка Кантха

Вышивка Кантха - пример умений и бережливости древних индианок.

В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее место занимало индийское платье сари - женщины использовали ткань пришедшего в негодность наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными из других сари.

Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью состоит в том, что ткань, скрепленная множеством нитей, становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз потом еще долгое время.

Чаще всего в центре изделия, декорированного индийской вышивкой кантха, красовался царственный цветок - лотос. Поскольку большинство женщин, изготавливающих кантха - мусульманки, их мастерски выполненные вышивки часто служили накидками на гробницы святых, использовались во время обрядов в мечетях.

Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация перерождения. Как второе рождение нитей, которые отслужили свой срок в одном виде, и стали другим

.

В зависимости от числа слоёв и величины менялось и предназначение вышитых работ - от зимних одеял до маленьких молитвенных ковриков. Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха (одеяло) для новорожденного, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце - это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней.

В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома. И сохранилась ещё одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать "багх" - свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

Примерно такой же вышивкой украшали и новые женские сари, и рубашки для мужчин и женщин.

Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи - они были

сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.

Изделия с вышивкой - стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов.

Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине. Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимала нежно - рифленый вид. Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха (одеяло) уходило от нескольких месяцев до нескольких лет кропотливого труда. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение.

Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно.

Мотивы для кантхи разнообразны. Дело в том, что в Бангладеш живут люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносит свою лепту в узоры кантхи. Но основным центральным рисунком чаще всего был цветок - лотос.

А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли», или «огурцы»(именно Индия является родиной этого распространенного узора), знакомого всем нам в на Руси.

По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья, листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщицы.

Большое значение, конечно, имеют цвета вышивки. Синий и голубой - цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными. Красный - означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь. Темно красный и фиолетовый - олицетворение высшей силы любви. Желтый - цвет манго, кукурузы и горчицы - означает плодовитость. Цвет шафрана ассоциируется с самоотречением и мученичеством. И конечно белый - цвет чистоты, цвет великого индийского бога Шивы.

Вышивку дополняют ракушки, пайетки, блестящие пуговицы, маленькие зеркала. Считается, что зеркальце ослепляет дьявола и защищает от сглаза.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани.

http://www.hnh.ru/handycraft/Indian_Kantha_embroidery

Один из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом») , вышивальщик в тринадцатом поколении и автор уникальной техники трехмерной вышивки Шейх Шамсуддин (Sheikh Shams Uddin, Padma Shri Shams, Shams) родился 7 сентября 1917 года в древней столице Великих Моголов городе Агра (Индия).

Наверное, стать знаменитым вышивальщиком Шамсуддину было предначертано самой судьбой. Во-первых, Агра, к моменту его рождения, вот уже около 300 лет была всемирно известным центром вышивки «зардози», а, во-вторых, он родился в семье знаменитого вышивальщика Late habib Buksh, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году) .

Именно в мастерской отца, мальчик шаг за шагом начал осваивать технику древнего искусства «золотого шитья», а став опытным мастером, создал свой собственный современный вариант старинной вышивки «зардози», и, доведя его до совершенства, превратил в настоящее искусство.

О секретах техники трехмерной вышивки , разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly ). «Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц» (ntv.ru ). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).

Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире . Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.

Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых . В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.) , но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.

С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.

Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям) , но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers , который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити) , а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).

«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов.

Устроители экспозиции не просто показывают неповторимые гобелены Шамсуддина, но устраивают целое шоу, которое многократно усиливает впечатление от увиденного.

Вот, например, как описывает это зрелище некоторые посетители: «Пройдя все контроли, мы очутились в кондиционированном холле, стены которого были увешаны трехмерной вышивкой. Рельеф на некоторых из них возвышался до 5 дюймов (12,7 см ).

Хранитель музея г-н Матур объяснил, что эта высота достигается не внутренним заполнением, а техникой, придуманной Падма Шри-Шамс. Объем наращивается за счет многократного прохождения хлопковой нитью, поверх которой вышивается тонкий шелковый слой.

Он также добавил, что все эти картины – работы учеников Шамсуддина, которые выставлены на продажу, а сейчас мы пройдем в отдельное помещение, где хранятся шедевры великого мастера. Их оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги. Комната, в которую мы зашли, выглядела пустой, но г-н Матур нажал кнопку на пульте, и на одной из стен поднялся занавес. На стене в лучах света висел огромный персидский ковер вышитый драгоценными и полудрагоценными камнями (30000 карат).


Все замерли от восторга, но это было только начало шоу. Поднялась следующая штора, и мы увидели квадрат с шахматной доской в обрамлении картин дикой природы.



За следующими шторами скрывался удивительно яркий леопард с павлином в зубах,


сияющий белым мрамором Тадж-Махал


и выразительно рельефный Иисус с отарой овец («Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м) .


Когда первое оцепенение прошло, мы попросили разрешение сфотографировать работы, и нам разрешили это сделать без вспышек» www.craigandstephsvacations.com

«Мы вошли в темную комнату, и вдруг луч света выхватил из темноты великолепный яркий букет в драгоценной вазе. Казалось, он висел в воздухе. Хранитель музея Ghanshyam Mathur рассказал, что это последняя работа мастера, которую он, уже практически слепой (потерял зрение в 1985 году), сделал в подарок к 50-летию своей жены. Букет был вышит гладью в несколько этапов. Каждый цветок вышивался отдельно, а потом все они были собраны в единую композицию. Размеры картины 2,27 м на 1,68 м, работа заняла 4170 дней, а общий вес драгоценных камней и золотой нити составляет 22000 карат.

Затем луч света переместился на другую, не менее прекрасную и масштабную картину, изображавшую схватку двух бойцовых петухов, на которой мастер трудился 1475 дней,

потом на ягура с павлином в зубах («Ягуар», 620 дней, 10000 карат, 2,72 на 1,93 м) .

Потом мы посмотрели все представленные работы. Их было около 20-ти, и все они изображали сцены дикой природы. Например, охотившегося на куропаток гепарда или настигшего африканскую зебру льва, гуляющих павлинов или сидящих на ветках попугаев. Все было сделано с высочайшим талантом, отличалось сочностью красок и точностью изображения. Ghanshyam Mathur объяснил, что благодаря фокусировке луча света только на одной работе, достигается максимальный драматический эффект. И мы не могли с ним не согласиться» (www.taipeitimes.com ).


Работа учеников, стоимость 600$-800$

Индийская вышивка - это национальное достояние, памятник народной культуры. Узоры, которые были придуманы древними мастерами, стали настолько узнаваемы, что вполне могли бы заменить флаг этой страны. Мы продолжаем раскрывать секреты новых техник, искать интересные сюжеты и черпать вдохновение в экзотической вышивке!

У индийской вышивки очень богатая история, которую невозможно охватить полностью. Поэтому мы поговорим не обо всей индийской вышивке в целом, а конкретных школах: «шиша», «чиканкари», «кантха», «зардози» .

Шиша

Это один из тех элементов культуры, который буквально становится визуальным отражением истории страны. Если вы посетите Индию, то изделия, покрытые вышивкой шиша, будут в каждой сувенирной лавке. Что же она из себя представляет?

Шиша с хинди означает «маленькое зеркало», действительно, главным элементом этой вышивки являются круглые зеркала.

Зародилась она довольно давно, точной даты нет, так как отследить возникновение какого-либо вида рукоделия практически невозможно. Однако в 17 веке, во время правления одного из самых известных шахов Индии, который, кстати, построил знаменитый Тадж Махал, началась активная популяризация вышивки шиша. Немало способствовала этому жена правителя, которая увлекалась этой ручной работой.

Вышивка шиша. Фото: liveinternet.ru


Вышивка шиша. Фото: volshebnaya-strana.com.ua

Истоки возникновения техники шиша следует искать в обычном желании подражать богатым, а также в индийских религиозных представлениях. В Индии всегда любили золото, избыток украшений, яркую одежду, но позволить себе это могли далеко не все, поэтому золото, было заменено на слюду или стекло, окрашенное серебрянкой. Это способствовало проникновению вышивки в массы.

Зеркало во многих культура имеет магическое значение, используется в оккультных практиках, является мистическим символом. Конкретно в индийской традиции зеркало отражает злые замыслы. Если вы носите одежду с вышивкой шиша, можете легко справляться с чужой негативной энергией.

Техника

Теперь подробнее о рабочих моментах: если вам захотелось повторить эту экзотичную вышивку, главное, чему нужно научиться - это обработка и прикрепление маленьких декоративных зеркал. Здесь мы опишем этот процесс в нескольких деталях:

Первый этап - это прикрепление зеркальца к ткани. Если вы новичок в рукоделии, лучше всего прикрепить зеркало с помощью двустороннего скотча.

На втором этапе , когда появилась решетка из перпендикулярных стежков, мы начинаем создавать узор, обшивая зеркальце следующим образом: необходимо в любой точке лицевой стороны изделия выполнять обметочный шов, захватывая при этом нити, которые уже есть на зеркальце.

Вышивка шиша. Фото: damskiiclub.ru

Это только один из вариантов вышивки шиша, конечно, существует еще множество способов украсить маленькое зеркальце.

Какие материалы подойдут

Разнообразие материалов и инструментов здесь очень велико, в качестве зеркал можно использовать как специальные заготовки, так и старые компакт диски, фольгу или металлизированный картон, в общем, все то, что блестит или имеет отражающую поверхность. Нити тоже можно выбирать абсолютно любые, но, конечно, индийские мастерицы предпочли бы что-нибудь яркое или золотое.

Применение

Несмотря на то, что вышивка шиша - это традиционный для индийской культуры вид рукоделия, она смотрится актуально и современно и сейчас. Особенно необычно и красиво вышивка смотрится в одежде. Главное - подобрать цветовую палитру, тогда даже экзотическая индийская вышивка станет современной, стильной деталью.

Вышивка шиша. Фото: BarbaraBui

Зардози - золотая роскошь

По своей роскошности и яркости эта вышивка не уступает предыдущей. Зардози с персидского означает «вышивка золотом», поэтому лишний раз говорить о том, что она предназначалась для аристократии и прочей знати, не приходится. Своего расцвета вышивка достигла в 16 веке в период правления Великих Моголов.

В основном вышивка зардози украшает свадебную одежду. Самые дорогие сари расшивают драгоценными камнями и золотом, на такую филигранную работу иногда уходит не один месяц. Чаще всего в этой технике используются растительные мотивы, поскольку богатая индийская природа изобилует сюжетными формами.


Вышивка зардози. Фото: liveinternet.ru

Вышивка зардози. Фото: Saad

Одним из самых знаменитых вышивальщиков в этой технике был Шамсуддин, каждая картина которого создавалась несколько лет, а самая главная его работа «шахматы» и того - 30. Кстати, продать полотно всей своей жизни Шамсудин так и не решился.


Шамсуддин вышивка. Фото: tanjand.livejournal.com

Вышивку зардози наносят с помощью специального крючка. Это очень непростой процесс, требующий специального обучения. Интересно, что занимаются им исключительно мужчины.

Отличается индийская вышивка от европейской своими узорами. Все вы знаете узор пейсли, иногда его именуют «турецкий огурец», он довольно часто используется в современном дизайне, а зародился в восточных странах и до сих пор является одним из главных сюжетов в зардози.


Узор пейсли. Фото: pinterest.ru

Чиканкари

Это совсем нехарактерная вышивка для Индии, нет цветастых узоров, золота и дорогих каменьев - все просто и изящно, белая вышивка на белом. Одежда «Kurtas Chikan» (длинная рубаха с вышивкой чиканкари) - это одна из главных местных достопримечательностей. Любой турист обязательно должен увезти из Индии такой сувенир. Вышивка производится швом «вперед иголка», а также петельным стежком, который в Индии называют «джали».

Эта царственная вышивка, была предназначена для людей высшего ранга. Однако постепенно, с изобретением менее дорогих материалов она стала доступной и для бедняков.



Вышивка чиканкари. Фото: pinterest.ru


Вышивка чиканкари. Фото: pinterest.ru

Расскажем подробнее о технике и основных швах:

Бахия или прокладная восьмерка, один из самых распространенных швов в чиканкари, тень, которую придает этот двойной шов рисунку, очень красиво смотрится на тонких тканях.

Еще одним оригинальным швом является Банарси, который не имеет аналогов в европейском вышивании, это шов, напоминающий шнурок, выполняется он следующим образом:

Шов Банарси. Фото: steghok.ru

Классические швы, используемые в чиканкари:

  • Тамбурный шов
  • Шов глазок или хулл, обычно вышивальщицы выбирали его для создания цветочных середин
  • Петельный шов
  • Шов волна - декоративный шов, который тоже широко использовался в технике чиканкари
  • Гольбейн
  • Косой шов гладью, обычно таким узором вышивались растительные мотивы: стебли, лепестки


Тамбурный шов. Фото: vishivashka.ru

Шов глазок. Фото: Wikiwand

петельный шов. Фото: liveinternet.ru

Шов волна. Фото: liveinternet.ru


Шов гольбейн. Фото: liveinternet.ru


Косая гладь. Фото: Julia.ru

Кантха

Вышивка кантха, в отличие от зардози, была традиционно только женским занятием, девушки вышивали в этой технике в сезон дождей, когда не было никаких сельскохозяйственных работ и можно было посвятить время себе любимой.

Эта разновидность вышивки очень напоминает японскую технику сашико: с помощью нее тоже простегивают слои ткани, для большей прочности и носкости. Это было самым доступным ремеслом: им могли заниматься даже самые бедные, к тому же, эта вышивка требовала меньше мастерства, чем остальные. С другой стороны, отсутствие особых правил в этой технике позволяло вышивальщицам проявлять больше фантазии и создавать уникальные неповторимые узоры. Сюжеты узоров были разнообразны, в мультикультурной Индии мусульмане, буддисты, индуисты привносили свои детали в эту вышивку, но общим для всех является использование растительных элементов.


Вышивка кантха. Фото: livemaster.ru


Вышивка кантха. Фото: liveinternet.ru

Можно сказать, что в какой-то мере вышивка кантха имеет символическое значение: беременные женщины, начинали вышивать одеяло с такой вышивкой за несколько месяцев до родов, так как считали, что оно может принести удачу малышу.

Шов в технике кантха самый простой - вперед иголка.

Символика цвета

Наверняка, каждый обращал внимание на цвета, в которых обыкновенно выполнены индийские костюмы - это абсолютная свобода красок: красный, желтый, зеленый, розовый… Но в Индии все имеет свое значение, поэтому даже для вышивки они выбирают цвета нитей с определенным смыслом.

Красный в индийской культуре традиционно связывают с чувственностью, чистотой, поэтому в основном он используется в свадебных нарядах

Желтый - это разум, сила мысли, цвет, который активизирует умственные способности.

Синий цвет в основном является цветом мужественности, поэтому большинство богов-мужчин в индийской мифологии носят синие одеяния.

Значение зеленого цвета совпадает с другими представлениями об этом цвете: плодородие, перерождение.

Оранжевый и темно-оранжевый - это цвета пришедшие в индию из буддизма, чаще всего их значение связывают с огнем, чистотой, жертвенностью