Перепады настроения у детей. Постоянно плохое настроение у ребенка

Дети по своей природе непостоянны и эмоциональны. Но все же определенная стабильность в психическом состоянии обязана присутствовать. И уже в раннем и дошкольном возрасте появляется такой показатель состояния ребенка, как настроение. И его чрезмерная переменчивость должна стать для взрослых сигналом о наличии некоторых проблем. Перепады настроения у ребенка встречаются довольно часто и генезис у такого состояния различен. Конечно не стоит паниковать и всякое бывает — жизнь даже у ребенка не состоит сплошь из праздников, но если перепады настроения происходя часто и без видимых сразу причин, то это повод обратить на это пристальное внимание.

Психологические причины перепадов настроения у ребенка

Известной причиной проблем с настроением являются психологические особенности. Они могут быть обусловлены возрастом или же служить признаком глубоких внутренних конфликтов.

Возрастные кризисы детства

– Кризис трех лет. По возрастным рамкам возникает примерно в 2,5-3 года. Этот кризис вызван осознанием своего «Я» и уже в 1,5 года может начинать заявлять о себе. Самосознание рождает у ребенка потребность в свободе и самостоятельности. Поэтому приказания взрослого воспринимаются в штыки. Он желает сам управлять собой и даже окружающими. Отсюда возникают такие симптомы, как негативизм и деспотизм.

– Кризис 7 лет. Принято привязывать к началу школьных будней. Однако сегодня этот кризис может начаться в 5-6 лет, так как требования уже в подготовительной группе значительность ужесточаются. Переход к активной учебной деятельности вызывает у ребенка желание и получить больше самостоятельности, что вполне справедливо. Соотношение прав и обязанностей должно быть сбалансированным.

Педагогические причины нестабильности настроения

Наблюдение за эмоционально нестабильными родственниками вполне может приводить к переменчивости настроения. Детям крайне свойственна подражательность. Реагировать ребенок может и на любые изменения в семье. Ссоры, разногласия и даже холодность близких замечаются малышами интуитивно. И, конечно, это приводит к определенным чувствам, которые они выражают в своей манере. Кроме того, когда чадо не получает должного внимания, оно может использовать негативное поведение как способ заставить взрослых взаимодействовать с ним.

Физиологические причины изменчивости настроения

Иногда психическая нестабильность говорит о нарушении процессов регуляции нервной деятельности. Искажение баланса между торможением и возбуждением порождает частую смену настроения в соответствующую сторону. Также хронические боли или физический дискомфорт может вызывать вспышки гнева, негативизм и даже агрессию. Не понимая своих ощущений и не зная средств борьбы с ними, ребенок может в момент болевого приступа начать истерику или проявлять негативные эмоции вместо того, чтобы попросить помощи.

Как стабилизировать настроение ребенка?

Способы решения проблемы зависят от выявленной причины. Как уже было сказано выше, существует ряд возможных причин изменчивости настроения. Важно грамотно провести диагностику. Поэтому в первую очередь следует получить консультацию педиатра, оценить общее здоровье и жалобы. Возможно, необходимо медикаментозное лечение для стабилизации работы нервной системы или избавления от болезней.

Подростковые гормональные бури доставляют родителям немало беспокойств. Тут и резкая смена веселья на слезы, немотивированная агрессия по отношению к чужим и близким, странные увлечения . Это один из самых серьезных периодов в жизни человека, период, когда все вложенное в ребенка может пропасть.

Искать виновных в такой ситуации бессмысленно. Компания, сам ребенок, родители, виноваты все и не виноват никто. Чем сильнее опека, чем строже контроль над ребенком, тем больнее падают стены песочного замка, в то же время недостаток опеки вызывает те же явления, что и ее превалирование. Очень много зависит от характера и стойкости самого подростка. Многие дети, попадая в почти одинаковые ситуации, поступают по-разному, это зависит от уровня развития, от количества полученных знаний, от умения применять навыки.

Конечно же, лучше было бы заниматься воспитанием до кризиса, об этом написаны горы книг, но чаще всего проблема возникает, как бы из ниоткуда и с ней приходится бороться. Бороться ради самого ребенка, который может настолько далеко уйти от вас, что больше вы не сможете быть рядом. Совсем миновать кризис сложно, просто нужно быть готовым к нему, не дать уйти ребенку в глубокую депрессию или в преступную группировку.

Первое что необходимо сделать - начать говорить с ребенком. И помнить, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. Просто еще недостаточно взрослый. И не думайте, что всё будет так просто, вы сядете, и всё-всё узнаете. Это зависит от того, насколько уже подросток успел закрыться. Никто не помешает ему соврать вам, и когда ложь раскроется, вы поймете, что в чем-то прокололись, потеряли доверие. Придется найти его вновь, помните, что до 5 лет родители - царь и бог для ребенка?

При разговоре с подростком не стоит использовать категоричных форм, так же как и не стоит показывать ребенку его интеллектуальную незрелость с излишней навязчивостью. Старайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не мог односложно ответить "да" или "нет", пусть использует мышление и дает развернутый ответ. Так же в вопросе не должно содержаться намека на ответ. Смотрите сами: "Вася, ты что, принимаешь наркотики? (встречаешься с Петей, пьешь пиво, взял у папы из кармана две гривни и т.п.)". Сами бы вы, что ответили на такой вопрос? Вот и ребенок скажет то, что вы сами хотели услышать - святую ложь, чаще всего так и происходит. Старайтесь вопросом натолкнуть подростка на произнесение вслух причины действия, пусть он вслух проводит параллели между причиной и следствием.

Необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознание себя как личности. То, что еще вчера казалось незначительным, может приобрести новые черты. В этот же период происходят радикальные перемены во внешности, тело меняется, меняются желания. Невозможно оставаться самим собой, ребенком, когда даже собственное лицо становится иным. В это время некоторую лабильность (перепады настроения) можно считать нормой. Если грани перепада настроений не велики и не слишком часты, можно помочь подростку сбалансировать настроение. Например, с помощью травяных чаев, ванн с солью и хвоей, прогулок на природе. Если перепады повторяются все чаще, без видимых причин, стоит поговорить с врачом.

Самая тяжелая часть - подростковые депрессии , которые иногда приводят к суициду. В подростковый период уже вполне созрел страх смерти, но вот ценность жизни еще не осознана. Депрессия может проявиться даже у ребенка, у которого, на первый взгляд все в порядке. Ведь вся семья уже знает, с какими оценками он окончит школу, в какой ВУЗ поступит, кем станет. И вот гормональная перестройка и переосмысление жизни ломает эти графики и планы, человек осознает, что может быть и по-другому. Особенно тяжело переносится подростком утрата одного из близких людей - родственника, близкого друга. Если вы наблюдаете признаки депрессии более, чем одну неделю необходимо срочно обратиться к врачу, такую проблему человек не всегда в состоянии пережить сам, ему нужна помощь специалиста.

Старайтесь сделать рацион подростка разнообразным и сбалансированным, перенасыщение рациона животными жирами и искусственными ингредиентами так же способствует развитию нервных проблем. Алкоголь , излишки кофеина, недостаток движения - всего этого следует избегать, не только для хорошей фигуры. Здоровое тело содержит в себе здоровый дух, это было сказано очень давно.

Общайтесь, искренне старайтесь интересоваться жизнью ребенка, его миром. Знакомьтесь с его друзьями. Будьте и наставником и другом, это прописные истины, но если бы все их придерживались, детских проблем стало бы меньше. И помните, как бы много вы не читали, как бы много симптомов не совпадало с тем или иным нарушением, точно определить может только специалист. Не делайте поспешных выводов, но и не закрывайте глаза на проблемы.

Настроение ребенка этого возраста часто сродни катанию на качелях: он то поднимается на высоту неописуемой радости, то опускается до жгучей тоски или ярости.

Причины перепадов настроения

Причина резких перепадов настроения у ребенка заключается в том, что ваше дитя находится между двумя жизненными этапами: беспомощного младенчества и относительной самостоятельности следующего периода детства. У него развиваются навыки общения, двигательные навыки, растет ощущение своей индивидуальности отдельно от родителей и расширяется понимание окружающего мира. Но способности малыша еще очень ограничены, и именно этими ограничениями вызваны перепады настроения у ребенка.

Например, по той причине, что чувство времени у вашего ребенка все еще ограничено настоящим, когда вы говорите ему, что он не может получить что-то именно сейчас, вы как будто утверждаете, что он не получит этого никогда. Это может очень сильно расстроить его. (Представьте такую ситуацию: кто-то сказал вам, что вы больше никогда в жизни не получите ни одного кусочка шоколада... или никогда больше не увидите никакого фильма... или никогда больше не встретитесь с лучшим другом. Вы бы тоже крайне огорчились!)

У 2-летнего малыша еще не полностью сформировалось и понимание последовательности, поэтому, когда вы пристегиваете его ремнем безопасности в машине, собираясь отвезти его в парк, он может разозлиться на такое ограничение его движений, забывая, что это всего лишь очередной необходимый шаг на пути к приятному времяпрепровождению.

С чем связаны перепады настроения у ребенка?

В результате исследования, проведенного с участием 140 детей в возрасте от года до трех, были изучены огорчения у детей, связанные с подобного рода ограничениями. Детишкам, находившимся в игровой комнате с мамами, женщина показывала шоколадный батончик или подарок. Затем она говорила, что выйдет на несколько минут и даст это обещанное, когда вернется. Убирала этот предмет подальше, вне досягаемости детей, и выходила из комнаты на 6 минут.

Как и ожидалось, большинство малышей огорчалось, но проходило это огорчение у всех по-разному, в зависимости от возраста. Самые младшие быстро забывали о желаемом предмете. Самые старшие были способны использовать свои умственные и речевые способности, чтобы скрасить свое ожидание; некоторые из них говорили: «Ладно, когда она вернется, я получу этот подарок и разверну его».

Что же касается 2-летних ребятишек, память которых уже достаточно развита, чтобы не забыть о подарке или конфете, однако уровень развития рассудительности и речевых навыков еще недостаточен, чтобы понять, что в конце концов они получат свое угощение, то они долго не могли успокоиться.

Случалось ли вам замечать резкие перепады настроения у малыша: то он заливисто смеется, а уже через минуту обиженно поджимает губки? Что это, «издержки» характера или особенности поведения, свойственные его возрасту? Нужно ли беспокоиться и обращаться за помощью к специалистам, или можно просто игнорировать такие капризы?

К основным причинам резких перепадов настроения у ребенка можно отнести следующие:

  • Недостаток внимания. Он ощущается особо остро, когда в семье малыш не один. Естественно, уделить достаточное количество времени своим чадам не всегда могут даже самые заботливые родители. Например, с появлением в доме новорожденного все внимание так или иначе концентрируется на нем. Какие чувства переживает в данном случае старший ребенок? Обиду, злость, ревность… Свое состояние он может передавать окружающим разными способами: от замкнутости в себе и нежелании принимать участие в общественной жизни до проявлений агрессии и постоянных истерик. В любом случае этот маленький человечек будет стараться всеми возможными способами привлечь к себе внимание;
  • Нарушение личностного пространства, которое часто сопровождается проявлением агрессии и озлобленности, особенно в возрасте до 3-х лет. Например, свое нежелание принимать еще одного участника в игру малыш выражает с помощью слез и крика. Такая же реакция может последовать во время «дележа» игрушек, попытки изменить продуманный крохой сценарий действий и так далее;
  • Обида. Чаще всего данное состояние крохи выражают с помощью слез, криков, истерик. Основными причинами обиды являются категоричные запреты взрослых, нежелание подчиняться общепринятым правилам и пренебрежение его интересами.

Как бороться с перепадами настроения у ребенка?

  • Ликвидируйте раздражающие и вызывающие агрессию факторы из зоны личного пространства малыша. Постарайтесь, чтобы кроха как можно меньше своего свободного времени посвящал просмотру боевиков, ужасов и других травмирующих психику фильмов и телепередач. Лучше это время посвятить чтению старых добрых сказок, спокойным играм со сверстниками во дворе или доверительному разговору по душам. Лимитируйте его доступ к компьютерным играм и неоднозначным телешоу.
  • Помните, что ребенок всегда старается копировать поведение своих родителей. Поэтому сведите к минимуму (хотя бы при детях) разговоры на повышенных тонах, ссоры и скандалы. Именно неблагоприятная обстановка в семье является одной из основных причин нестабильного поведения ребенка. Старайтесь быть примером для своего наследника во всех сферах жизни.
  • Хвалите и поощряйте малыша. Каждому из нас допустимо ошибаться, а тем более крохе. Не спешите его ругать за малейший промах и неудачу. Если вы видите, что несколько попыток завершить поставленную задачу оказались тщетными, не ждите, пока малыш даст волю эмоциям. Поговорите с ним, расскажите, как именно вы бы поступили в данной ситуации и по возможности постарайтесь помочь.

Как правило, резкие перепады настроения проходят с возрастом. Если же вы наблюдаете депрессивное состояние крохи довольно продолжительный промежуток времени, возможно, есть резон обратиться за помощью к врачу.

Английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признакиКаждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.