История происхождения новогодней елки. Многовековая история Новогодней елочки (11 фото)

Во многих домах сейчас стоит украшенная под Новый Год красавица-ёлка. Мне всегда было интересно, откуда пошёл этот красивый обычай и почему именно ёлке выпала такая честь. Давайте же углубимся в историю и ответим на все вопросы. Поскольку традиция наряжать ёлку изначально была связана с Рождеством, а не с Новым Годом, поэтому и пост про праздничное дерево я пишу только сейчас.

В дополнение к посту я покажу вам парочку ёлочных украшений 1960-х годов прошлого века. Они до сих пор используются по прямому назначению жителями одной из деревень Подмосковья, куда я специально отправился полюбоваться атрибутикой, встретившей не один десяток новых годов.

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево - как один из древнейших символов жизни. Зелёные пальмовые ветви считались символом победы жизни над смертью в Древнем Египте. Дубовые ветки с золотыми яблоками использовались у друидов во время празднества зимнего солнцестояния. Вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, ей свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

У Рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.
Сейчас традиция Рождественских пирамид вовсе не умерла. Часто пирамиды в европейских городах можно встретить наряду с ёлками

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к XVI столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы.

Чем украшали рождественскую елку& В 16-м веке в Германии елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Вообще, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Он же стал героем наиболее популярной легенды об украшении рождественского дерева: однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам. Огоньки на ней были похожи на звезды на небе.

Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

Так как первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Сейчас новогодних и рождественских игрушек в магазинах предлагается огромное количество на любой вкус.
Мне же хочется показать вам несколько украшений 60-х - 70-х годов прошлого века, с какими встречали Новый Год и Рождество наши родители, найденных в одном из посёлков Истринского района Московской области.

Седой бумажный Дед Мороз

У меня никогда не было шаров "с вырезами", но они остаются одним из воспоминаний детства. Такие игрушки украшали ёлку в моём в детском саду

Если шишки-сосульки еще можно встретить в продаже, то бусы я не видел нигде

Весёлого Рождества!

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря.

Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, - собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста

Украшаем, наряжаем, водим хороводы, а знаем ли мы, откуда взялась рождественская красавица и какова история новогодней елки? Едва на улицах, в общественных местах и домах появляются елочки, лица людей светлеют. Словно каждый тут же вспоминает, что в жизни случаются чудеса.

Душа раскрывается навстречу сказке, красоте, переменам. Среди зимы, когда световой день короток, всем очень нужны эти светлые чувства. И пробуждают их в нас запахи хвои и мандаринов, разноцветные ёлочные украшения и игрушки, .

Все ждут этот праздник с верой, что именно в этом Новом году всё будет хорошо. А сколько радости приносит детям и взрослым появление и украшение новогодней ёлки!

Древние обряды и христианское Рождество

В Новогоднюю Ночь множество незнакомых друг с другом людей собираются вместе вокруг наряженных елочек. Берутся за руки и кружатся в хороводе, распевая песни и зажигая разноцветные огни и свечи. Никому и в голову не приходит, что они совершают обряд, пришедший из очень-очень давних времен.

Можно попытаться проследить его корни, и окажется, что даже украшение ёлки – это некий священный ритуал задабривания духов.

У нас на Руси, украшали:

  • березку, если просили женского счастья, материнства, любви, красоты и здоровья.
  • осинку, если хотели избавится от болезней и напастей.
  • дуб, если требовалась мужская сила и житейская мудрость.

Каждое дерево, могло что-то дать людям. И в каждом наши предки видели источник жизненной силы.

В древности деревья символизировали связь между земным и потусторонним миром у многих народов. Корни идут из Земли-Матушки, а ствол и ветки тянутся к Отцу-Солнцу. Трудно придумать что-то более символичное для выражения таинства жизни.

Человек, крепко стоит на земле, но тянется к светлому и чистому, верит в высшие силы и ищет поддержки в небесных высях.

Например, кельты чтили ель. Для них это священное древо, дерево вечной жизни. Ведь она всегда зелена и не сбрасывает листву.

У древних славян ели были неотделимы от мира мёртвых, который неразрывно связан с миром живых. Они считались деревом, забирающим плохую энергетику и возвращающим ослабленному, болящему человеку силу и здоровье.

Культа почитания елей у славян не было. В отличие от березки, которая считалась древом, дарящим жизнь и радость.

Еловые леса были местом таинственным и мрачным, где в изобилии водятся лесные и болотные духи. Зато ведуны и мудрые старцы часто выходили к людям именно из-под еловых лап. Словно появлялись из таинственного потустороннего мира.

В средневековой Европе, как замена пальмовым ветвям, которыми приветствовали Вход Господень в Иерусалим первые христиане, появились священные ветви ели.

У германцев тогда же возникла легенда, будто Святой Бинифатий срубил дерево бога Одина. И предсказал, что на пеньке вырастет ель, как символ победы над смертью.

Причем не говорится, что это было за дерево и не воткнули ли в пенек еловое семечко. Ну, а чем было еще заменить пальму? В каждой стране свои деревья.

Появление Рождественской Елки в России

Вернемся к истории рождественской елки в России. Современный обычай приносить в дом и украшать елочку пришёл в Россию в 17 веке. Тогда Петр Первый издал указ об украшении домов и улиц наряженными елками по примеру европейских городов.

В богатых домах, в дворянских собраниях, дворцах стали ставить рождественские елки. Благо недостатка в них в наших лесных краях не было. Возле украшенных пряниками, сладостями и игрушками елок водили хороводы, видимо позабыв, что это наследие славянских верований. Церковь этому не препятствовала.

Так, две традиции раличных регилий гармонично соединились воедино на радость людям.

Украшением лесной красавицы служили фрукты, сладости, фигурки зверей и сказочных персонажей. Таким образом, изображалось райское дерево из христианства и обычай задабривать духов из язычества .

Еще одно доказательства живучести древних верований. В том или ином виде они попадают в новые религии и срастаются с обрядами самым естественным образом.


Современный вариант фруктов – разноцветные шары. Вместо нынешних игрушек на елке развешивали фигурки божеств, чтобы просить их о милости. Обязательно присутствовали фигурки – сурового славянского бога, повелевающего Зимой. Правда, выглядел он не таким симпатичным и добрым, как сейчас. Это было грозное божество, которое следовало умасливать и бояться.

  1. По поверьям появление духа предка сопровождалось мерцающими огоньками . Именно поэтому, ещё одним символом Нового года стали гирлянды мерцающих огней. Считалось, что Новый Год – время обновления и возрождения и только в это время души умерших могут общаться со своими потомками.
  2. Ни одна ёлочка не обходится без блестящей мишуры , словно текущей с ветвей. Это символ ткущей воды и бренности жизни. Таким образом, на прадеды просили дождя и богатогоурожая.
  3. Звезда на вершине – это вершина оси мира, где живет путеводная Полярная Звезда. Именно по ней находили дорогу древние мореплаватели и путешественники.
  4. Когда ребятня в образе заек, мишек, лисичек, снежинок , кружится вокруг ёлки, мы не задумываемся, что это отголоски древнего ритуального хоровода. Древние славяне одевали шкуры животных и плясали вкруг костра в зимнее равноденствие. У каждого народа свои обряды, и они во многом похожи.

Обычай наряжать елку (или другое дерево), заложено у в подсознании. И досталось нам от наших далеких предков, которые ежегодно проводили священный обряд Сотворение Мира .

Уважительное отношение к деревьям проявлялось в их украшении различными предметами. Их использовали для священных костров, для зажигания очагов. Одни народы наделяли силой к кипарисы, другие — сосны, ясени, третьи — эвкалипты, четвертые — березки.

С древности люди не сомневались, что растущие в лесу деревья проживают ту же жизнь, что и человек: любят, дружат или враждуют. Считалось, что в них скрыта целительная и животворящая мощь.

Непостижим образом, легенда о появлении на свет Бога Солнца (когда начинает уменьшаться ночь и прибывает день) и решение о праздновании Рождества Христова соединились воедино, почти в одни и теже дни зимнего солнцестояния.

Интересный факт

Таким образом, мы отмечаем Рождество и зарождение, дарящего жизнь всему сущему, божества, одновременно.

В России — чуть позже, так как рождество в Росии перенесено на 7 января вместо 25 декабря, как в Европе.

Про Йольскую Елку


Йоль — праздник древних германцев, когда зарождается Солнечный Король, дарующий тепло Земле и людям.

Раньше других подобное перевоплощение случилось в средневековой Германии, где древний праздник солнцестояния назывался Йоль, а рождественская елка до сих пор называется йольской.

В эту ночь происходило рождение Короля Дуба (Солнечного Короля), а на замерзшую землю приходило желанное тепло. Они радовались, жгли костры, просили о благодествии и богатом урожае.

Дети ходили по домам,вручали соседям и друзьям дары. Корзинки из еловых веточек и пшеничных колосьев, наполненных яблоками в муке.

  • Пшеничные колосья ассоциировалась с будущим урожаем.
  • Яблоки — с Солнцем.
  • Мука — с достатком.
  • Вечнозеленые ветки — с бессмертием.

Все это сопровождалось песнями, танцами, сожжением йольского полена, а также одеванием праздничного наряда на йольское дерево.

Йольским древом, служила конечно же, сохраняющая зеленый цвет в течение всего года елочка, ель, елка. Во время обряда она украшалась прямо в лесу. Потом ее срубали и приносили в дом. Ставили на стол, увешивая сластями, яблоками и свечами.

Когда же население Германии приняло христианство, то в рождественских празднованиях нашлось место для лесной красавицы, йольского дерева.

Где появилась первая Рождественская елка


До сих пор ученые не располагают точными сведениями о том, где произошла первая официальная установка рождественского дерева. Документально подтверждённым фактом является церемония, проводившаяся в Риге в 1510 году, но подробностей об этом событии нет.

Есть и другие претенденты, желающие получить статус первого города Рождественской Елки. В 2010 году за этот статус активно боролись несколько городов, включая и Вильнюс. Официальное признание обеспечило бы приток в казну денег от туризма, поэтому война разгорелась нешуточная.

И хотя споры о ёлочном приоритете по-прежнему продолжаются, в 20 веке на Ратушной площади Риги была установлена памятная плита, с надписью, что именно в этом месте стояла первая Рождественская Елка.


В 2011 году эстонцы приводили доказательства, что это Таллинн был местом, где впервые установили такую ёлку. Правда, случилось это, якобы, в 1154 году, когда еще и упоминания о самом городе не было.

Все это стало основанием для развязывания «ёлочной войны», не получившей дальнейшего развития в прибалтийский странах. В Ригу по-прежнему прибывают туристы, считая ее городом Первой Рождественской Ёлки. Ну, а Таллину приходится только завидовать, как соседи собирают туристические денежки в городскую кубышку.

Российская новогодняя елка — особенности

В нашей стране Елку ставят накануне Нового Года, а не на Рождество. И она стоит в домах до самого Старого Нового года. Такие уж у нас особенные традиции. Мы удивляем европейцев, что у нас есть не только Новый Год, но и Старый Новый Год. Все эта череда праздников, возникла сама собой, в связи с изменениями календарей в 20 веке.

Даты перенесли, мы стали жить в едином временном интервале с Европой. И праздников у нас стало больше. сложились:

  • из 1 января (Наступления Нового года),
  • 7 Января (православное Рождество),
  • 14 января (Новый Год по старому стилю) и
  • прихватили еще и Крещенье (19 января).

У нас в России нет привязки к Рождеству. Исторически сложилось, что елку мы наряжаем и украшаем, чтобы встретить Новый Год и проводить Старый. Благодарим прошедший и надеемся на исполнение желаний в наступающем.

В самом деле, почему бы не устраивать праздничные гулянья, если гостья всех январских праздников украшает наши улицы и дома целый месяц.

Примечание

А сейчас и дольше, поскольку используются искусственные неосыпающиеся елки и ели. С городских улиц и площадей праздничную иллюминацию уберут только в феврале.

Пусть сбудутся Мечты и Надежды в Новом 2019 году у каждого, кто верит в чудеса и обязательно у тех, кто не верит в них вовсе. Обойдитесь без излишеств, отдохните с детьми, устройте выезды в зимний лес, чтобы длительные праздники подарили вам энергию и силы. А уж елочка позаботиться о том, чтобы даровать удачу, не зря же вы ее украшали и наряжали, задабривая древних духов.

Новый год, пожалуй, один из самых ярких и ожидаемых праздников в году, как для детей, так и для взрослых. Воспоминаниями о нём мы не перестаём делиться на протяжении всего года. Предновогодняя суета в предвкушении боя курантов и загадывания желаний в кругу самых близких людей, бесконечная беготня по магазинам, то за забытым горошком, то ещё за какой-нибудь мелочью, ставшей очень важной именно в этот день. Дети лепят снеговиков, не догадываясь, о том, что их родители в это время носятся по магазинам в поиске долгожданного подарка, написанного в письме Деду Морозу. Ближе к вечеру женская половина семейства суетится на кухне, пытаясь всё успеть к бою курантов, а мужская наряжает елку разноцветными игрушками, мишурой и гирляндами.

Елка - неизменный атрибут Рождества и Нового года. К её выбору люди традиционно относятся с особой тщательностью, она должна быть в меру пушистой, иметь однородный цвет и источать приятный запах хвои. Но как это дерево приобрело такое культовое значение? Какова история ?

Ещё с древних времён люди поклонялись деревьям, считалось что в них находят свой приют души усопших. Особое внимание уделялось вечнозелёным деревьям, так как было поверье, что солнце благоволит им. Их украшали прямо в лесу, для того чтобы задобрить бога солнца.

Непосредственно же сама история появления Рождественской елки ведёт свой отсчёт из конца Средневековья и пришла к нам из традиций немецкого народа тех времён. По мнению историков у германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где украшали заранее выбранную ель цветными тряпочками, свечами и сладостями. Со временем деревья начали срубать и приносить домой, чтобы наполнять жилище приятным запахом хвои, наслаждаться их красотой в тепле и в кругу самых близких родственников. Ель ставили на стол и украшали её горящими свечами, фруктами и сладостями. После крещения германского народа все эти традиции празднования новогодних праздников с елкойначали приобретать христианский характер.

Непосредственной датой, от которой берёт своё начало история рождественской елки, стал 1512 год. По приданию, тогда вождь немецких протестантов Мартин Лютер, гуляя по лесу, был поражён красотой припорошенной снегом елки, и ему захотелось показать своим детям это чудо природы. Люди и раньше приносили елки из леса, но ставили их во дворе, чтобы колючие ветки отпугивали от дома чертей. Лютер же не захотел делать из елки пугало. Он внес ее в дом, украсил сладостями, яблоками и ватными пушинками на радость детворе. Пастор подвесил деревце под потолком, чтобы дети могли наслаждаться видом развешанных украшений и подарков. Во время праздника дети радостно срывали с подвешенного деревца сладости, а елку в тот же вечер выбрасывали. В последующие годы уже начали ставить елку на пол, появились специальные игрушки для её украшения.

Но, не смотря на несколько веков существования этой традиции, повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно - в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, хвойные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. А простой народ елку стал ставить лишь во второй половине 19 века.

Легенды и факты о рождественской Ели весьма разнообразны. Существует легенда о том, откуда пришла традиция украшать елки блестящей мишурой. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. В ночь перед Рождеством она нарядила елку, но ей не хватило игрушек. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, закутали её плотной паутиной. В награду за доброту многодетной матери, младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сияющее серебро.

Также существует легенда, что первые елочные шары появились из-за неурожая яблок. Запасы фруктов к зиме быстро истощились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули разноцветные шары. А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

Нашему Деду Морозу повезло больше чем его коллегам. Ни у кого из них нет такой симпатичной и молодой помощницы, как Снегурочка. Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза. Но, оказывается, Снегурка Деду Морозу приходится бабушкой. В самых старых сказках ее, оказывается, зовут Кострома, её сжигают на костре, как и Масленицу. А обе они, не что иное, как старинная крестьянская богиня славян. Сам Дед Мороз гораздо младше своей «внучки».


В большинстве стран есть свои какие-то уникальные традиции празднования нового года и Рождества. К примеру, в Эстонии уже много лет существует порядок, после праздников елки не выбрасывают, а приносят и сдают в определённые пункты. Затем из них сооружают различные скульптуры и в назначенный час, вместо того чтобы быть оставленными среди мусорных контейнеров, ещё несколько часов служат центром огненного шоу - «Сжигание праздничных елок». Власти заранее готовят эти мероприятия и всячески поощряют их. Кроме самого шоу, зрителей, особенно детей, часто ждут разнообразные сюрпризы, подарки и сладости. Во время мероприятия большое внимание уделяется проблемам экологии и чистоты.

В Турции же украшение елки преимущественно светский обычай, так как 95% турков - мусульмане и не празднуют Рождество. Обычай появился примерно в конце 1920 годов, с переходом Турции на Григорианский календарь.

В Аргентине по старинной традиции работники различных учреждений в последний рабочий день уходящего года выбрасывают из окон ненужные ведомости, старые календари, бланки и прочую документацию. Уже к полудню улицы покрываются сплошным слоем бумаги. Никто не помнит, как и когда возник этот обычай. Периодически возникаю различные казусы, однажды, увлёкшиеся сотрудники одной из газет выкинули в окно весь архив.

В Великобритании украшают дома ветками белой омелы и остролистника. По традиции, раз в году, в канун Рождества, мужчины могут поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этих растений. Одной из древнейших традиций англичан является рождественское полено. Считается, что этот обряд ввели ещё древние викинги. На Рождество они спиливали большое дерево, и весь год сушили его. А на следующее Рождество приносили в дом и сжигали в очаге.

В Греции существует обычай, по которому, ровно в полночь глава семейства выходит на улицу и разбивает об стену дома плод граната. Если зерна разлетятся по двору, в новом году семья будет жить счастливо. Отправляясь в гости, греки приносят с собой в подарок замшелый камень, и оставляют его в комнате хозяев. Говорят: "Пусть деньги хозяев будут так же тяжелы, как этот камень"

В Китае Новый Год празднуется во время новолуния в конце января - начале февраля. Во время праздничной процессии люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. И отпугивают злых духов с помощью хлопушек и фейерверков.

В России традицию украшения новогодней елки ввёл Петр I. Он, еще в молодые годы гостивший у своих немецких друзей, был приятно удивлен странным деревом, на котором вместо шишек висели яблоки и конфеты. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. В нем предписывалось украшать большие проезжие улицы, дома и ворота сосновыми и можжевеловыми ветвями. После смерти Петра традиция была забыта, а популярным новогодним атрибутом елка стала гораздо позже. В 1819 году великий князь Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского вокзала была наряжена публичная рождественская елка. Образ рождественской елки прочно укоренился в христианской религии. На вершину дерева всегда помещали игрушку, символизировавшую Вифлеемскую звезду, взошедшую при рождении Иисуса и указавшую дорогу волхвам. Так елка стала символом Рождества.

Российская история рождественской елки не всегда была такой безоблачной, например, с 1926 года, в связи с антирелигиозной работой среди населения, украшение елки было принято считать антисоветским преступлением, но уже 1935 году был организован первый новогодний утренник с украшенной елкой. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов была установлена огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек, с тех пор её традиционно называют главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, коей является и по сей день.

Вот такой непростой и тернистый путь преодолела эта лесная красавица. Прежде чем украсить наш с вами рождественский праздник.

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер.

Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну неувядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы. В России ель сделала первый шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева по европейскому образцу после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года». В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...»

В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов. Царев указ, безусловно, подтолкнул становление на Руси европейского обычая ставить елку, но после смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

Европейскую традицию ставить елки в канун Рождества первыми поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать. Постепенно популярность рождественского дерева охватила и другие слои общества. Массовая мода на рождественскую ель вспыхнула в 40-е годы XIX века. Этот факт отмечала в 1841 году газета «Северная пчела»: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова... украшением заветной елки сластями и игрушками».

Нарастающей популярности новогодней елки способствовала коммерция, организованная вокруг нее предприимчивыми петербургскими кондитерами, которые не только устраивали продажу елок за большие деньги, но и придумали сопутствующий кондитерский антураж — укрепленные на них сладости и свечи.

У Гостиного двора, а позднее на рынках организовывались елочные базары, «лесной товар» на которые поставлялся узревшими свою выгоду русскими мужиками.

О подобной рождественской распродаже красочно рассказал в своей известной книге «Лето Господне» И. Шмелев: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться... До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней...»

Впервые наряженная зеленая красавица публично засветилась праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерингофского (ныне Московского) вокзала. А к концу XIX века новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах, а позднее и в помещичьих усадьбах.

Вскоре общественность из числа охранителей природы подняла голос в защиту елей в условиях ее разрастающейся вырубки. Уже с начала XX века появляется мода на искусственные ели, которые тогда были капризом и признаком особого шика людей состоятельных. Такой факт отразил в своем многотомном труде «Быт русского народа» А.В. Терещенко, упомянув о петербургском богаче, заказавшем искусственную елку высотой в 3,5 аршина (примерно 2,5 метра). Ее верхняя часть была обвита лентами и дорогой материей, украшена дорогими игрушками и женскими украшениями, а нижняя — разнообразными плодами и конфетами.

Постепенно елка становится центром всего новогоднего праздника. Ее заранее украшают, на нее вешают подарки, вокруг нее водят хороводы.

После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из общественной жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет. Ее счастливое возвращение можно датировать 1935 годом, когда в газете «Правда» была опубликована заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». С изгнанием и забвением лесной зеленой красавицы было покончено, традиция устанавливать елку как ритуальное новогоднее дерево вновь стала и в советской истории набирать силу.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором.

Новогодний калейдоскоп

Исследования французских социологов выявили, что в шестилетнем возрасте в Деда Мороза верят все дети, к восьми годам — только четвертая часть, а среди десятилетних таковых практически нет. Отсюда следует очень важный вывод: осчастливьте в Новый год малышей, ведь вера в чудо так недолговечна.

В Англии обычай использовать в качестве новогоднего дерева ель для украшения улиц утвердился в середине XIX века, после того как королева Виктория и принц Альберт устроили первую новогоднюю елку в Виндзорском замке в 1840 году. В наши дни главная елка страны устанавливается в самом сердце Лондона— на Трафальгарской площади. Каждый год ее доставляют из столицы Норвегии Осло в знак признательности британцам за помощь во время Второй мировой войны.

Во Франции елка впервые появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе жены сына, бывшей по происхождению немкой.

В 1877 году Йоханнес Эккорд из Германии изобрел музыкальную приставку для елки. Механизм заводился ключом, после чего елка начинала медленно вращаться в ритме вальса.

В США до сих пор рассказывают предание о том, что первый американский президент Джордж Вашингтон встречал Новый год во время войны за независимость с елкой, привезенной из Германии солдатами-добровольцами. Четырнадцатый президент США Франклин Пирс принес традицию установления рождественской елки в Белый дом. А в 1923 году президент Калвин Кулидж положил начало церемонии торжественного зажигания елки, которая происходит теперь ежегодно на лужайке перед Белым домом.

Гордые и независимые испанцы до сих пор называют новогоднюю ель «немецким деревом».

По данным Книги рекордов Гиннесса, самое высокое новогоднее дерево было установлено в декабре 1950 года в Нордгейтском торговом центре Сиэтла (штат Вашингтон). Его высота составила 67,36 метра. Роль елки выполнила пихта.

А самую большую в мире живую елку нарядили жители итальянского города Губбио. Почти 15 километров электрических гирлянд украсили 65-метровую ель, растущую на склоне горы Инджино.

Ель — род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. В благоприятных условиях она может достигать 45-метровой высоты и 100 сантиметров в диаметре ствола. Существует около 45 видов ели. Среди них есть финская и сибирская, черная и красная, японская и индийская, корейская и тянь-шаньская, канадская и сербская.

Ели различаются по характеру роста, виду ветвей, цвету хвойного покрова. Ели бывают плакучие, гирляндные, змеевидные, золотистые и серебряные, пирамидальные и кипарисовые. Ель Глена, растущая на юге Сахалина, южных Курильских островах и в Японии, охраняется государством.

Растет ель главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Она является одной из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, для производства лучших сортов бумаги, музыкальных инструментов. Из ели добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь; делают искусственный шелк, кожу, спирты, пластмассы и пр. Один кубический метр еловой древесины — это примерно 600 костюмов и 4000 пар вискозных носков.