Как помочь учиться родительское собрание. Родительское собрание

Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться»

цЕЛЬ: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

зАДАЧИ:

    расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

    выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

    выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений .

Форма проведения: круглый стол.

Вступительное слово

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках. И вот одна из таких притч Хаким Санаи (Абу-аль-Маджд Маджуд ибн Адам Санаи, ум. 1150 г.) Это выдающийся поэт, философ и мыслитель, живший в Газне (совр. Афганистан), который посвятил всю свою жизнь развитию знаний и наук :

Слепые и слон.

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое - слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

- Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

- У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

- Слон могуч и крепок, как колонна, - возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей - «трогая ухо слона» - родители делают выводы из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на свои, часто ложные выводы. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение абсолютное, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности остаются непознанными, а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть своего ребенка в подлинном свете.

Для того, чтобы наши дети стали чуточку счастливее, надо всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и размышлять о том, что многие вещи, события, люди не соответствуют нашим представлениям о них, они другие. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще, и те социальные ценности, которые существуют сейчас, изменятся с течением времени, так же, как изменились ценности прошлого. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ребенок с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов «потрогавших только хобот» о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте педагога и наказывали ребенка за то, что он вел себя, так как мог. Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит и полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, но дети не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Ребенок должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

    Как вы думаете, зачем ваш ребенок ходит в школу?

    Напишите самый любимый/трудный (сложный) предмет вашего ребенка в школе.

    Как вы думаете, какая помощь нужна вашему ребенку при выполнении Д/з?

    Как вы помогаете ребенку при выполнении Д/з?

    Ваш ребенок получил «2»/«5», что вы скажите или сделаете?

(Обсуждение результатов тестирования, можно привести процентное соотношение в графиках или таблице, не называя имени респондента)

Советы детям:

    Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

    Составьте план изучения предметов.

    Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

    Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

    Не ругайте, а учите!

(Показ презентации «Как помочь ребенку учиться»)

Комментарии к слайдам:

Думаю, ни для кого не секрет, что успешное обучение ребенка – это главнейшая цель не только его самого, но и родителей и, конечно же, педагогов. Для осуществления данной цели необходимо приложить максимум усилий со всех трёх сторон. Педагог должен грамотно вести ребенка по тропам знаний, ребенок – эти знания воспринимать (ровно на столько, сколько ему позволяют его способности), ну а родитель, как не менее важный фактор в обучении должен поддерживать и контролировать процесс освоения знаний.

Помощь родителей в обучении велика. Родитель должен поддерживать мотивацию ребенка, важность усвоения учебной программы, практическую значимость знаний. Ни какой при этом Америки открывать перед ребенком не нужно. Все гениальное, как говорится – просто. Во-первых родитель, как бы он не относился к школе или педагогу, не должен ни в коем случае подрывать их авторитет. Уважение – это очень важное качество, которое ребенок приобретет и осознает как раз в процессе школьного обучения.

Необходимо организовать режим дня ребенка. Возможны варианты даже составления такого режима на бумаге, которое прикрепляется первое время на видном месте, а затем уже закладывается в сознании школьника. Ребенок должен научиться планировать и распределять свое время, это поможет ему вырасти организованным человеком. Также это поможет и родителям, которые на расстоянии, например, находясь на работе, будут точно знать чем занят их ребенок. Да и кроме того, верно распределяя свое время, у школьника не возникнет вопросов «чем бы заняться?» и увлечься чем-то не совсем правильным для его развития. Но, конечно мало просто распределить время, нужен и контроль, а также воспитание ответственности у ребенка за то или иное задание.

Родитель должен оказывать посильную помощь и контроль в выполнении домашних заданий. Но это вовсе не значит, что папа или мама будут решать задачки за сына или дочь. Нет. Необходимо, чтобы у ребенка сформировалось осознание того, что школа для него все равно что работа у родителей. И только при выполнении этих факторов личность ребенка будет развита, он будет подготовлен к взрослой самостоятельной жизни.

Что же такое режим дня? Это правильно организованное время для умственного и физического труда ребенка. Это значит, что всему следует отводить свое время. Делу – время, потехе – час, как говорится. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Желательно после занятий уделить этому час или полтора. Не стоит забывать и о домашних мелких поручениях: протереть пыль, убрать у себя в комнате, вымыть посуду. Ребенку необходимо осуществлять посильную помощь родителям. Это воспитает в нем и уважение к взрослым и поможет приобрести первые трудовые навыки. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка дополнительным образованием. Кружки и секции – это хорошо, но не более двух часов в учебный день, иначе это грозит снижением учебной мотивации.

И лишь при выполнении всех этих условий ребенок получит возможность стать организованным, усидчивым и внимательным. Такой ребёнок будет хорошо работать на уроке, и сможет раскрыть все свои способности.

Выполнение домашних заданий – один из важнейших факторов успешности ребенка в обучении. Главная задача родителей при этом – контроль их выполнения. Причем контроль должен быть как практическим так и фактическим. Это не должно стать формальностью. В том плане, что «выполнил и ладно». Нужно чтобы ребенок не только заучивал правила, но и понимал их. Поэтому не столь важно механическое заучивание, а понимание учебного материала. Лучше если ребенок сможет объяснить материал своими словами и,конечно, применить его на практике. В силу различных обстоятельств родители не осуществляют данный контроль, а ребенок, в силу еще не сформированной самостоятельности, не в силах его обеспечить. В современном мире родитель нацелен на свою карьеру, на повышение заработка, при этом имеет по две работы, а то и больше. Все это, конечно – хорошо, но при этом упускается связующая нить между ребенком и родителем. В данном случае можно посоветовать возложить контроль за осознанным выполнением домашней работы на ближайших родственников – бабушку, старших братьев или сестер.

В выходные дни ребенка не стоит перегружать дополнительными нагрузками, усложненными заданиями или физической работой. Все должно быть в меру. И потом, существует учебный план и санитарные нормы нагрузки ребенка, поэтому превышение их может повлечь негативное отношение ребенка к учебе в целом. Детство не повторяется, поэтому не стоит забирать у школьника эти счастливые моменты жизни… Ни в коем случае не приучайте ребенка переписывать работу несколько раз. Это может привести к «несобранности», не самостоятельности. Ведь если мы ошиблись вчера, сделали что-то не так, мы же не можем вернуться обратно «во вчера» и заново пережить этот день. Так и в этом случае. Конечно, никто не запрещает пользоваться черновиком, после чего переписать работу в «чистовик», но не более того. Также поможет быть успешным ребенку перед выполнением прогуляться на свежем воздухе, пообщаться с друзьями, отвлечься от учебы.

Для выполнения домашней работы у ребенка обязательно должен быть свой «уголок». На практике же, в силу различного социального положения, свою комнату иметь могут далеко не все дети. Но даже в этом случае есть выход. Достаточно организовать ребенку рабочее место: письменный столик, на котором будут лежать его учебники, тетради, карандаши и т.д. Где при выполнении домашнего задания будет тихо и никто ребенка не потревожит. Это очень важный фактор. Ребенок будет осознавать, что он ответственен, что его права уважают и это поможет ему вырасти организованным и высоко моральным человеком.

На выполнение каждого предмета рекомендуется отводить примерно от 30 до 40 минут (устные предметы возможно больше – до часа). Нельзя затягивать выполнение домашнего задания того или иного предмета, иначе во время урока ребенок не сможет вовремя усвоить тот или иной материал.

Не рекомендуется родителю сидеть рядом при выполнении домашней работы. Он должен привыкать к самостоятельности. Лучше приучить ребенка пользоваться всевозможным вспомогательным материалом, где можно добыть знания. И не подсказывать, а учить его где найти ту или иную информацию.

Приучать ребенка к самостоятельности поможет использование различных правил, алгоритмов, схем, словарей, рубрик, образцов в тетради. Всему этому, конечно, учит и учитель, но родители должны закреплять и поддерживать ребенка на протяжении всего образовательного процесса.

Ну и наконец, не забывайте об эмоциональной составляющей успешного обучения. Не забывайте, что ребенок еще «ребенок», поэтому не стоит «нагружать» его взрослыми проблемами. Старайтесь быть заинтересованными в его жизни, больше с ним разговаривайте, советуйтесь, старайтесь стать хорошим взрослым другом. Научитесь слушать ребенка.

И в заключении хотелось бы рассказать еще одну притчу:

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Важно не самому «сделать» успешного ребенка, а помочь ему стать успешным, пройдя вместе с ним все трудности, и только тогда, поняв все на собственном опыте, он войдет во взрослую жизнь уверенными шагами!

(раздаются памятки родителям «как помочь ребенку учиться»)

Спасибо, уважаемые родители, что пришли, мы всегда рады видеть вас.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Помните! Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним. поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

    Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю (лично, по телефону или запиской через ребенка).

    Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.

    Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием. Главное - поддерживать интерес к учению.

    Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то. чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи». «А можно ли по-другому?».

    Ежедневно проверяйте школьный дневник. Не забывайте в конце каждой недели ставить свою подпись.

    Интересуйтесь внеучебной деятельностью ребенка. Содействуйте тому, чтобы он активно участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе. Поддерживайте уверенность ребенка в своих силах.

    Не оставайтесь в стороне от жизни класса и школы. Обязательно принимайте активное участие в общественном управлении школой и оказывайте посильную помощь.

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Как помочь

Своему ребенку

Учиться?»

УНК Андрейчик Е.Е.

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

· Легко ли быть учеником?

· Чтобы учение было успешным...

· Что обеспечивает успех урока?

· Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

· Что способствует повышению успеваемости дома?

Ход собрания

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Почему ты дома не открываешь учебник?

Ну, ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников.

Исходя из выше сказанного следует:

· Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

· Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

· Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

· Составьте план изучения предметов.

· Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

· Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

· Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

· Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

· Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

· Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

· Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И. Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное, же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Успехи в науке и в промышленности требуют от людей любой профессии все новых и новых разнообразных знаний, широкого умственного кругозора. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. Однако далеко не всем удается этого добиться. Получается так потому, что в разных семьях по-разному решают эти задачи.Успехи в науке и в промышленности требуют от людей любой профессии все новых и новых разнообразных знаний, широкого умственного кругозора. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. Однако далеко не всем удается этого добиться. Получается так потому, что в разных семьях по-разному решают эти задачи.

Собрание Как помочь ребёнку хорошо учиться.doc

Картинками

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» Родительское собрание «Как помочь ребёнку хорошо учиться». Пшукова Римма Сафарбиевна учитель начальных классов 2012 год Родительское собрание 1

«Как помочь ребёнку хорошо учиться» 1. Вступительное слово. Каким образом помогать ребенку в учебе? Как пробудить у него интерес к школьным занятиям? Какими приемами вырабатывать у детей прилежание? На эти вопросы мы и попробуем с вами ответить. Успехи в науке и в промышленности требуют от людей любой профессии все новых и новых разнообразных знаний, широкого умственного кругозора. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. Однако далеко не всем удается этого добиться. Получается так потому, что в разных семьях по-разному решают эти задачи. Одни родители, прежде всего, заботятся о том, чтобы пробудить у своего ребенка интерес к приобретению знаний, вызвать желание учиться, потребность узнавать новое, и не только на уроке, стремление всегда искать ответы на вопросы, возникающие в жизни, во время занятий, при чтении книг. Такие отцы и матери стоят на верном пути. Другие родители, сосредоточивая внимание детей только на получении отличных и хороших отметок, невольно сужают цель их обучения. В таких семьях ребята с младших классов привыкают учиться ради отметки, а взрослые ограничивают свою помощь им в учебной работе проверкой того, насколько твердо выучен по учебнику заданный материал. Один из факторов обеспечивающих успешное обучение ребёнка в школе – это выполнение домашних задании. Детям была предложена анкета, как они относятся к домашнему заданию, я предлагаю эту анкету и вам. Потом попробуем сравнить анкеты ваши и детей. Совпадут ли ваши мнения, хорошо ли вы знаете своего ребёнка. 2. Анкета для родителей. А) Ответы на вопросы анкеты. 1. Нравится ли вашему ребёнку выполнять домашнее задание? 2. В котором часу он начинает делать уроки? 3. По какому предмету он больше всего любит выполнять домашнее задание? Почему? 4. По какому предмету он не любит выполнять домашнее задание? Почему? 5. Хотел ли бы ваш ребёнок, чтобы ему не задавали домашнее задание? 2

6. Как он выполняет домашнее задание?  Самостоятельно;  самостоятельно, но проверяют родители;  самостоятельно, но иногда помогают родители;  вместе с родителями. 7. Есть ли у вашего ребёнка дома специальное место, где он постоянно выполняет домашнее задание? 8. Как долго он выполняет домашнее задание? 9. С какими предметами он легко справляется самостоятельно? 10. Какие предметы он готовит с трудом? 11. Когда ему трудно выполнять домашнее задание, оказываете ли вы ему помощь? 12. Всегда ли вы проверяете у ребёнка письменные задания по русскому и математике?  всегда  иногда  редко  никогда 13. Всегда ли вы проверяете у ребёнка устные задания по чтению и окружающему миру?  Всегда  Иногда  редко  никогда 14. Письменные домашние задания ваш ребёнок сначала делает на черновик или сразу в тетрадь? 15. Домашнее задание он делает сам или вы его заставляете?  Сам  Заставляем  Иногда сам, иногда заставляем 16. Когда вы на работе ребёнок вас ждёт или делает уроки без вас? 17. В котором часу ребёнок ложится спать? Б) Сравнение детских ответов и родителей на вопросы анкеты. 3

3. Работа в группах «Поделись своим опытом» Какие условия вы стараетесь создать в семье, чтобы приохотить ребят к учебе? На ряд вопросов вы постараетесь нам сейчас ответить, работая в группе, старайтесь не просто ответить на вопросы, а и обосновать их. А) Как вы считаете, должно ли у вашего ребёнка быть своё специальное место для выполнения домашних заданий? Почему? Б) Как вы думаете, должны ли родители помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий? Почему? В) Как вы поступаете, когда ваш ребёнок небрежно выполнил домашнее задание? Г) Как вы думаете, с какого предмета должен ребёнок начинать выполнять домашнее задание? Д) Как вы считаете, когда ваш ребёнок должен садиться за приготовление уроков? Е) Как вы поступаете, если ребёнок решил задачу неверно? Ж) Как вы поступаете, если при проверке домашнего задания по русскому языку вы обнаружили ошибки? З) Какие условия вы создаёте в семье во время выполнения ребёнком домашнего задания? И) Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом - в тетради? К) Как вы думаете, нужно ли у ребёнка проверять, как он выполнил домашнее задание? 4. Беседа. Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включится в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой. Проверяя анкеты ребят, сколько времени они тратят на выполнение домашнего задания, я заметила, что есть дети, которые делают домашнее 4

задание по 3 – 4 часа, в то время, когда их же сверстники затрачивают положенные для второклассника полтора часа. Подобные ситуации были у меня и в прошлых выпусках. Когда родители жаловались на то, что их ребёнок долго сидит за выполнением домашнего задания, а желаемых результатов они у него не видят. Тогда я попросила одну родительницу понаблюдать за ребёнком и зафиксировать все действия его при выполнении домашнего задания. Вот что получилось: Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевалась ручка, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике. Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика… На раскачку ушло более 20 минут. В результате два с лишним часа ушло на приготовление уроков. За это время: - дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду; - один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов; - дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых; - поиграл с проходившим мимо котом; - позвонил приятелю, чтобы тот зашёл за ним гулять. После того, когда работа была закончена, ребёнок ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради… Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 30 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса. Такая картина, как понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводят за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»? Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на 5

том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребёнок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро и весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучить ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Не раз, наверное, вам приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом или ложкой, пошёл мыть руки и заигрался с водой или с мылом. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь. Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребёнком как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. равнодушно относятся к тому, во сколько ребёнок ложится спать. Анализируя анкеты детей, я убедилась, что многие родители 6

работе начинается Результаты были такие, что есть дети, которые ложатся и в половине 11 и в 11 и даже в половине 12. Представьте такого ребёнка на уроке, когда он вместо положенных ему 10 часов спит всего 8, а то и того меньше. Поэтому большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Ребёнок не только должен ложиться спать в одно и то же время, но и садиться за уроки. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближался час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но  и на постоянное рабочее место. Ему должен быть предоставлен отдельный письменный стол, где он должен делать уроки и хранить свои учебные вещи. Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное? Дело в том, у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно сесть за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе. Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношение к ним. Хорошо бы установить чёткий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придётся пользоваться (карандаш, 7

резинка, линейка) класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же складывать в портфель или в другое определённое место. Полезно вместе с ребёнком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными. В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных? Лучше всего научить ребёнка самому оценить трудности выполняемой работы и путём сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое. С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика, сначала нужно выучить все правила, только потом приступать к выполнению упражнений. Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очерёдность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъёмом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, то ему следовало бы начать с наиболее лёгких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на 8

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится подъём продуктивной умственной работы. Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность в том, что всё будет сделано хорошо и без собственных усилий. наладить процесс приготовления домашних заданий. А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий. Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1 г усиливает утомление, так же не рекомендуется покупать ребёнку ручки, которые бы отвлекали его от работы. Известный специалист по научной организации труда А. К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И 9

рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. Разница между высотой стола и стула - от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола - 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через полтора - два часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не пере возбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: - до 1,5 часов - во втором; - до 2 часов - в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания. Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений. 10

Как же приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков? Когда ребёнок садится за уроки, не отвечайте ни на один вопрос,  обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Вы допускаете большую ошибку, когда, чтобы сэкономить время,  сами делаете, за него какую-то работу, не давая возможности ему проявить себя. Таблицу умножения повесьте над столом и учите по ней и умножать,  и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу. Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, - и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности. Задачи по математике учите читать и представлять как  происшествии. Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе. При решении задач пусть ребёнок использует рисунки, схемы, краткие запись, всё то, что ему поможет понять условие задачи. Если ученик делит заданный урок на небольшие кусочки и  запоминает их таким способом: выучит один, переходит к следующему, то он тратит очень много времени на усвоение материала, а запоминает его не очень-то твердо. Объяснить это нетрудно. При заучивании частями ускользает смысл текста, который надо уяснить и запомнить. Смысловой же остов материала всегда запоминается в первую очередь и особенно прочно. Прием частичного запоминания предпочитают чаще всего ученики младших классов, имеющие еще небольшой запас слов. Им кажется, что небольшие отрывочки поочередно запоминать легче. Активное запоминание требует, чтобы ученик, перечитав два-три раза весь заучиваемый текст, обязательно его воспроизвел. Тогда он сразу обнаружит трудные для себя месте, заглянет в них еще, перескажет отдельно. После этого неплохо почитать в последний раз весь текст и пересказать его уже целиком. 11

Это наиболее продуктивный, экономный способ осмысленного запоминания. Привыкая к нему, школьники очень скоро сами начинают ощущать его преимущества. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди.  Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. Выполнение домашнего задания по математике и русскому языку  обязательно начинать с работы над ошибками. Если ошибки в печатных тетрадях, значит переделать номера, около которых стоят минусы. Если в письменных, то переделать неправильно решённые примеры и задачи в предыдущей работе, а по русскому языку выписать слова с ошибками и рядом написать проверочное слово, если нет проверочного слова, то несколько примеров на это правило. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения  полностью [ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.  шанс - третий. Делайте все, как во втором. 5. Работа в группах «Как родители относятся к отметкам ребёнка» Следующее важнейшее условие, от которого зависит успешная учеба детей, заключается в вашем отношении к отметкам ребёнка. Разберём это на примере некоторых ситуаций. Ситуация №1. Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица - Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка - что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе? Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение родителей? Если не успели приучить к самостоятельности во втором классе, ваш 12

Теперь уже мама свой гнев обрушивает на учительницу. А Серёжа, 2. К чему это может привести? Ситуация №2. Приходит Серёжа из школы с двойкой в дневнике по русскому языку. - Почему опять не выучил урок?-спрашивает огорченная мать. - Выучил я...- тянет Серёжа, опустив голову. - А почему двойку поставили, если выучил?-кричит мать. - Не знаю... Наталья Ивановна мне всегда плохие отметки ставит... Иванова хуже меня отвечала, а ей тройку поставили... - Так вот в чем дело! -восклицает Серёжина мама.- У сына несправедливая учительница! Вот и соседка Клава вчера говорила, что Наталья Ивановна ее дочери тоже всегда снижает оценки. конечно, доволен. Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение матери? 2. К чему это может привести? Ситуация №3. Одна мама с восторгом рассказывает о своём сыне. - У меня сын получает всегда хорошие отметки, всё у него благополучно. Мне не о чем беспокоится, поэтому я редко проверяю у него домашнее задание, знаю, что он всё сделает правильно и быстро, ведь он у меня такой смышлёный. Да и в дневник я заглядываю только, когда расписываюсь за неделю. Я ведь целыми днями на работе, а он у меня самостоятельный. Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение матери? 2. К чему это может привести? Ситуация №4. Отец раскрыв дневник своей дочери ужаснулся. В нём стояла двойка. Ожесточённо сказал: - Ну я и задам сегодня своей Ирине трёпку, вечером негодница не сможет у меня сесть на стул! Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение отца? 2. К чему это может привести? 13

А сейчас попробуйте ответить на следующие вопросы. Вопросы: 1. Расскажите, а как вы реагируете на то, что ваш ребёнок получил плохую отметку? (Или как бы отреагировали на это?) 2. Как вы считаете, нужно ли наказывать ребёнка за плохую успеваемость? 6. Работа по картине «Опять двойка». - Всем вам известна с детства картина «Опять двойка» Попробуйте в группах придумать финал данной картины, но с позиции нашего времени. (Ответы родителей) - А сейчас я познакомлю с описанием данной картины учащихся класса, они должны были ответить на ряд вопросов: 1. Понравилась ли тебе картина? 2. Как чувствует себя мальчик, изображённый на картине? 3. Как ему живётся в родном доме? 4. Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди? 5. Хотелось бы тебе ему помочь? 6. Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображённую на картине? 7. Как, по твоему мнению, закончится эта история? 7. Итог. - Старайтесь правильно поступить в подобной ситуации, не наказывайте физически ребёнка, но и не оставайтесь равнодушным к плохим отметкам. Постарайтесь убедить его, что самое страшное не в том, что он получил двойку, а в том, что он не усвоил материал - не выполнив домашнее задание, не выучив таблицу или правило, или прослушав объяснение учителя на уроке. Иметь пробелы в знании – это всё равно, что взбираться по лестнице, у которой не хватает ступенек. Подобными беседами взрослым удаётся постепенно убедить ребёнка в главном: он должен учиться не для отметки, а для того чтобы приобрести прочные знания, которые пригодятся ему в жизни. Решение родительского собрания. 14

Родительское собрание на тему

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ»

Цели собрания:

  1. Обсудить причины возникающих у младшего школьника трудностей в учебе и определить, как их можно предупредить и преодолеть.
  2. Научить родителей приемам выработки у детей привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий.

Участники : классный руководитель, родители, школьный психолог.

Форма проведения : информационная беседа.

Организация родительского собрания:

  • подготовка приглашений для родителей;
  • изучение учителем психолого-педагогической литературы по теме собрания;
  • приглашение школьного психолога;
  • организация выставки книг в помощь родителям;
  • подготовка памяток с советами для родителей.

Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

У. Глассер

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители! Обучение в школе - одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изме няется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности - учебе.

В словаре русского языка СИ. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.

Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребенка».

Рассмотрим самые важные из этих потребностей.

  1. Ученик хочет приобретать в школе новые знания. "
  2. Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.
  3. С возрастом дети начинают понимать, что школа готовит их к взрослой жизни. И что они тем лучше смогут решать задачи, которые поставит перед ними общество, чем более основательные знания они приобретут сейчас.

Всегда ли мы учитываем в нашей воспитательной работе эти потребности детей? А ведь мы должны помнить, что «каждое педагогическое воздействие будет успешным только в том случае, если оно учитывает потребности детей».

Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеется, да. Попробуем использовать в работе с ребенком следующее.

II. Выступление школьного психолога.

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.

  1. Самый очевидный - это знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.
  2. Результат менее очевидный - это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
  3. Результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
  4. Результат - след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

Запомните. Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее.

Для ребенка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценка ребенка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребенку так важны ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.

А часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помним ли мы в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребенка? Мы ежедневно спрашиваем у него, что он сегодня получил. Хвалим его и одобряем именно за хорошие отметки и совершенно не интересуемся тем, что ребенок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно. О радости познания никто не вспоминает!

Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть, нужно в чем-то пересмотреть отношение к его учебным занятиям, к организации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?

Напомню вам еще одну особенность младшего школьника: любую работу он должен выполнять «на успехе». Поэтому так важно поддерживать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость.

III. Сообщение классного руководителя.

« Как помочь ребенку хорошо учиться»

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться?» я выношу на родительское собрание.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь
детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех
направлениях:

  • организация режима дня; , .
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

Легче справиться с учебной нагрузкой;

Защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье. Плохое здоровье - причина неуспеваемости.

Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т. д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т. д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее

овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время-.

Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 часа в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 часа. Дома - 1,5-2 часа.

Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)

Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.

Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу, необходимо:

« пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи; подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

« составить план решения задачи;

в проверить решение;

« записать решение в тетрадь.

Выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

* повторить правила;

Очень важным моментом является выработка привычки к

неукоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;
  • какие бы ни шли телепередачи;
  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.

Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом; сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не. выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

У детей бывают два повода для отвлечения.

Первый повод - игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка.

Второй повод - деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник- справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась, к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Учите детей выделять учебную задачу, то есть ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

IV. Подведение итогов

Составление правил, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь обязательно помогите ему. При этом:

  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, а остальное предоставьте делать самому;
  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

3. Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать - главная обязанность родителя!

V, Решение собрания

  1. Использовать полученную информацию в своей работе с ребенком.
  2. Применять различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (для развития памяти, мышления, внимания, наблюдательности, воображения и т. д.).

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Родительское собрание:

«Как помочь ребёнку в учёбе?»

Работу выполнила

Аверина С.В.,

учитель математики

Форма проведения собрания: круглый стол

Цель собрания: интеграция усилий семьи и школы по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи собрания:

1. Определить уровень внимания родителей к своим детям;

2. Выявить причины снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

3. Наметить общие пути подхода к решению возникшей проблемы по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Оборудование и материалы к собранию:

Анкетирование учащихся;

Памятки родителям;

Ноутбук;

Проектор.

Ход собрания:

1. Вступление.

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. К сожалению, для многих ребят учение стало не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным? Как помочь ребёнку в учёбе?

2. Результаты анкетирования учащихся.

1.Я прихожу в школу, чтобы … (расставить ответы по степени важности)

Получить новые знания;

Пообщаться с одноклассниками;

Весело провести время;

Не огорчать родителей.

2.Домашнее задание я выполняю …

Совершенно самостоятельно;

Периодически обращаюсь за помощью к родителям;

Под контролем родителей.

3.Если я обращаюсь к родителям за помощью в выполнении домашнего задания, то … (напишите действия или слова родителей)

4.Для получения хороших оценок нужно …

Иметь интерес к предмету;

Иметь способность к предмету;

Хорошо работать на уроке;

Иметь хорошие отношения с учителем;

Уметь списывать;

Хорошо выполнять домашнее задание.

5.Причина получения плохих оценок - … (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Лень выполнять домашнее задание;

Нехватка времени в подготовке домашнего задания;

Непонимание предмета;

Плохие отношения с учителем;

Не вникание на уроке в изучаемый материал.

6.Причина нехватки времени в подготовке домашнего задания - … (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Занимаюсь в секции, кружке;

Не умею планировать время;

Большой объём домашних заданий;

Медленно делаю уроки;

Много времени уходит на более интересные занятия (прогулка, интернет, телевизор).

7.Если я получаю плохую отметку, то …

Родители меня не наказывают вообще;

Родители проводят со мной только строгую беседу;

Родители проводят со мной строгую беседу и временно лишают меня материальных благ.

3. Уровень внимания родителей к своим детям.

Школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от взаимоотношений родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться.

Активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способны разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем контролировать ребёнка? Взрослый уже, пусть сам думает» или «Сейчас другая программа, я ничего уже в этом не понимаю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если ему всё-таки требуется помощь?

На самом деле, сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не надо самоустраняться в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Если же ваш ребёнок не справляется со школьной программой по какому-то предмету или не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

4. Возможные причины неуспешной учёбы.

Непонимание конкретной темы. Чаще всего это связано с тем, что внимание ребёнка на уроке отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Отношения между учителем и ребёнком: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют педагогу.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители жёстко наказывают ребёнка за неуспехи.

5. Работа в группах.

А часто ли родители задумываются над тем, почему обучение у детей не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помнят ли они в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребенка? Родители спраши­вают у ребёнка оценки, хвалят или ругают за них, и совершенно не интересуются тем, что ребенок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно.

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле­ниями. Но чаще всего обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - след­ствие каких-то проблем.

Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получают двойки? Давайте рассмотрим возможные причины снижения интереса детей к учебной деятельности.

6. Как заинтересовать ребёнка учёбой?

Найдите такую мотивацию, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен.

Никогда не называйте ребенка оскорбительными словами.

Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

Систематически просматривайте без всяких нареканий тетради, дневник, спокойно просите объяснения по тому или иному факту, а затем спрашивайте, чем вы можете помочь.

Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

Не ругайте, а учите!

Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

7. Заключение.

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и отношения родителей и педагогов с ним. Если родители хотят, чтоб у детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. И только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано снижение познавательного интереса или вообще нежелание учиться.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и заправить всё это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нём огонек любви к познанию.

8. Памятка для родителей «Психотерапия снижения успеваемости»

Правило первое: не бей лежачего . «Двойка» на уроке - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Иначе ваш ребенок просто перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ребёнку отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу, а выполнение какой-то работы можно подвергать критике.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого ребёнка, которого не за что было бы похвалить. А родительские слова: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в работе девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.