История появления новогодней открытки. Из истории рождественских и новогодних открыток

Предварительный просмотр:

Название проекта : «История новогодней игрушки»

Вид проекта : Среднесрочный, познавательный.

Участники проекта : Дети, воспитатели, родители подготовительной группы «Пчёлка»

Реализация проекта : Декабрь 2012г.

Актуальность проекта: Участие в проекте позволит сформировать представления о истории происхождения новогодней открытки. Повышение интереса к истории семьи и страны.

Цель:

Задачи:

Ознакомление с историей появления новогодней открытки.

Воспитывать интерес к истории семьи и страны.

Создание праздничной атмосферы, укрепление традиций

Развивать творчество, фантазию, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Воспитывать интерес к работе с бумагой, доброжелательное отношение к родителям.

Развивать речь и кругозор детей.

Воспитывать любознательность.

Предполагаемый результат:

Сформированные знания о истории праздника Новый год.

Сформированные представления о истории происхождения новогодней открытки.

Повышение интереса к истории семьи и страны.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору литературы и иллюстраций.

Создание папки-передвижки с информацией по теме для родителей.

Загадывание загадок на новогоднюю тематику.

Рассматривание иллюстраций, новогодних открыток.

Чтение книг, заучивание стихотворений и песен о новогоднем празднике.

Работа с родителями:

Консультация с родителями о домашней беседе родителей с детьми о традициях проведения семейного праздника Новый год.

Создание папки-передвижки «История новогодней открытки».

Организация выставки новогодних открыток разных годов выпуска.

Организация выставки рисунков и поделок «Новогодняя открытка».

Этапы проекта:

  1. Организационный:

Подбор и изучение литературы – начало декабря.

Постановка цели и задач.

Группировка материала и составление плана – начало декабря.

  1. Практический:

Чтение сказок «Новогодние приключения Деда Мороза», «Щелкунчик и мышиный король», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Серебряное копытце», «Морозко» - декабрь.

Подготовка рисунков и писем Деду Морозу, рассматривание фабричных новогодних открыток, книжных иллюстраций – декабрь.

Беседы с детьми об открытках. Их назначении и различных способах их изготовления.

Заучивание стихотворений и песен о новогоднем празднике – декабрь.

Загадывание загадок о новогоднем празднике – декабрь.

Интегрированное занятие «История новогодней открытки» -декабрь.

НОД по познавательной деятельности «Новогодняя открытка» - декабрь.

Организация выставки новогодних открыток разных годов выпуска –декабрь.

Организация выставки рисунков и поделок «Новогодняя открытка» - декабрь.

Консультация с родителями о домашней беседе родителей с детьми о традициях проведения семейного праздника Новый год – декабрь.

  1. Заключительный:

Продукт проекта:

Выставка рисунков и поделок «Новогодняя открытка» - декабрь.

Выставка новогодних открыток разных годов выпуска – декабрь.

Стихотворения и песни о новогоднем празднике – декабрь.

Список использованной литературы:

Детская энциклопедия;

Интернет;

Сказки «Новогодние приключения Деда Мороза», «Щелкунчик и мышиный король», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Серебряное копытце», «Морозко».

Приложение: - Образовательные области

Реализация проекта.

Образовательные области:

Коммуникация: Беседы, свободное общение.

Познание: - рассказ воспитателя и родителей

Рассматривание иллюстраций, новогодних открыток

ОД по познавательному развитию.

Заучивание стихотворений и песен.

Загадывание загадок.

Наблюдение

Чтение художественной литературы:

Чтение русских народных сказок, загадок по теме.

Чтение стихотворений по теме.

Социализация: - Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры.

Художественное творчество: - Рисование

Аппликация

Музыка: По плану музыкального руководителя.

Физическое развитие: - физкультминутки

Подвижные игры.

Безопасность:

Беседа «Я иду на почту за открыткой»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАНННОГО ЗАНЯТИЯ

«ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ОТКРЫТКИ».

ЦЕЛЬ: Ознакомление с историей происхождения новогодней открытки.

Программные задачи:

  1. Познакомить с историей развития праздника Новый год, происхождением новогодней открытки.
  2. Учить изготавливать новогоднюю открытку путем украшения готовой основы образами, вырезанными по контуру из бумаги, сложенной гармошкой.
  3. Развивать творчество, фантазию, аккуратность, умение доводить дело до конца.
  4. Воспитывать интерес к работе с бумагой, доброжелательное отношение к родителям.

Предварительная работа : подготовка рисунков и писем Деду Морозу, рассматривание фабричных новогодних открыток, книжных иллюстраций.

Материалы, инструменты, оборудование :

Альбомный лист, простой карандаш, фломастеры, фабричные новогодние открытки, готовые образцы открыток.

Дети, сегодня утром я собиралась к вам на занятие и как всегда с утра зашла проверить свою электронную почту. И я увидела там необычное письмо для подготовительной группы «Пчёлка».

Воспитатель: - Это же вы?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Кто-нибудь из вас писал письма Деду Морозу. Видимо на них пришел ответ. Давайте вместе его прочитаем.

(читаю письмо на компьютере)

Воспитатель: - А почему Дед Мороз прислал вам письмо именно сейчас?

Дети: - Потому что скоро новый год!

Воспитатель: - А вы знаете ребята, что это вообще за праздник Новый год?

Дети: - Да, это когда…..

Воспитатель: - Хотите я вам расскажу историю нового года?

Дети: - Да.

(показ слайдов)

Воспитатель: - Давайте и мы сегодня уже начнем готовиться к новому году и сделаем замечательные поздравительные открытки своим близким. Посмотрите, какие новогодние открытки изготавливают на фабрике. Что на них обычно изображают?

Дети: - (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете как произошла первая новогодняя открытка?

Поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день. А новогодняя открытка способна передать каждому, кто получил ее, чудесное ощущение сказки, чуда и детства.

А знаете ли вы, что первая открытка, то есть открытое послание было изобретено как раз для новогодних праздников? Произошло это в Китае более тысячи лет назад. На ней писали только свое имя и оставляли у дверей. Увидит адресант открытку – и сразу понимает: поздравляют! Но потом о них забыли…

Второй раз открытку изобрели чуть более ста лет назад. И сделал это немецкий почтмейстер (начальник почты). Этот господин придумал посылать письма открытыми, без конвертов. Но дальше этого дело не пошло.

Первые рисунки на открытках сделали солдаты во время франко-прусской войны (1870-1871 г.) Посылая открытку родным, они стали сопровождать ее рисунком. В 19 веке англичанин Джон Хорсли первым создал художественную открытку. В центре открытки он поместил свою семью, сидящую за праздничным столом. А изображение дополнил надписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!».

До России первые поздравительные открытки добрались из Англии. Купцы привозили их без надписи, с одним только рисунком. Затем на них допечатывали по-русски: «С Рождеством Христовым!». С 1898 года было налажено собственное производство рождественских поздравительных открыток. В России к ним стали относиться как к произведению искусства, и рисунки делали именитые художники: И. Репин, И. Белибин, А. Бенуа и другие. В сюжетах в основном присутствовал русский стиль: святочные гадания, мохноногие лошадки с дровенками, заснеженные ельники, летящие с горы сани, и конечно, Дед Мороз.

Ну а в наши дни к новогодним праздникам для поздравления своих близких мы можем приобрести самые невероятные открытки: обсыпанные блестками, фигурные, объемные, музыкальные и даже послать открытку в электронном виде – ММС.

Воспитатель: - И мы сегодня с вами в нашей мастерской будем делать необычные поздравительные открытки в подарок родителям на новый год. Вы согласны?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Посмотрите, какие образцы открыток я вам приготовила! Красивые? Нравятся? Давайте мы попробуем сделать с вами такие красивые открытки!

Дети: - Да…

Воспитатель: - Но прежде чем приступить к их изготовлению давайте подвигаемся. (физкультминутка)

Зимняя зарядка

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой - бросок!

Прямо в цель летит снежок.

Дети рисуют новогодние открытки.

Воспитатель: - Предлагаю вам сделать выставку новогодних открыток.

Посмотрите, какие красивые и разные получились у вас открытки. Вы проявили много творчества и фантазии при их украшении. Вы Молодцы! С большим удовольствием подарите их своим родителям.

Конспект занятия по познавательной деятельности

«Новогодняя открытка»

Задачи:

Обучающие задачи:

Выявить знание детей об окружающем мире, умение обобщить и систематизировать признаки зимы;

Выявить умение детей работать с бумагой и ножницами, складывать квадрат (по словесной инструкции) по диагонали четко обозначая сгибы; выполнять общую композицию в конструировании и аппликации.

Развивающие задачи:

Определить уровень развития мелкой моторики; зрительного и тактильного восприятия; памяти, логического мышления.

воспитывающие задачи:

Выявить интерес детей к коллективному творчеству, внимательное и доброжелательные отношения ребят друг к другу;

Поощрять детское творчество, инициативу.

Словарная работа: Белый, пушистый, рыхлый, сыпучий, холодный, сырой, мокрый, скрипучий.

Оборудование:

1. бумага с силуэтом Деда Мороза;

2. цветной картон;

3. квадраты из зеленой бумаги разной величины.

4. квадратики цветной бумаги;

5. ножницы, клей, кисточки, салфетки;

6. картинки зимних деревьев.

Технические средства обучения:

1. магнитофон;

2. кассета с новогодними песенками.

Предварительная работа.

Работы по темам "Животные", "Птицы", "Деревья", "Зима";

Чтение стихов, пение песен;

Чтение сказки «Новогоднее приключения Деда мороза»;

Рассматривание новогодних открыток.

Ход занятия.

Ребята к нам в гости пришел бельчонок. Он просит, чтобы вы помогли ему отгадать загадку.

Огни зажгутся яркие

И песни зазвучат.

И Дед мороз с подарками к нам в двери постучит. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает.

(зима)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

Белая холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег.

Какой снег? (Белый, пушистый, рыхлый, сыпучий, холодный,.)

А где живет белочка? (В лесу)

А какие животные еще живут в лесу? Ответы детей.

А каких животных нельзя встретить в лесу зимой и почему? (Медведя и ежика, потому что они спят)

А каких птиц можно встретить в лесу? (Ответы детей)

Посмотрите сколько в лесу много деревьев, Можно ли узнать по коре и веткам, что это за деревья? Дети рассматривают картины зимних деревьев, называют их.

Ребята, а какой веселый праздник скоро будет? (Новый год)

Какое дерево, приходит к людям на праздник? (Елка)

Белочка мне сказала, что она ни когда не видела такого праздника и очень хочет на него попасть. Мы с вами готовимся к празднику: учим стихи, танцы, песни. Давайте пригласим белку на наш праздник. А чтобы белка не забыла про праздник, мы сделаем для неё приглашение.

Приглашение должно быть новогоднее, значит, что на нем должно быть обязательно? (Ответы детей)

Конечно, на новогоднем приглашении обязательно должна быть елка. Показывает ребятам образец елки, выполненной в технике оригами. Хотите сделать такую елку?

Но для начала давайте поиграем пальчиками.

В лесу родилась елочка, Опускают руки вверх, ладошками к полу.

В лесу она росла, Подымают руки вверх.

Зимой и летом стройная, Опускают руки вниз и немного в стороны,

Зеленая была. слегка поворачивая туловище в стороны.

Метель ей пела песенку: Круговые движения руками над головой.

«Спи елочка, бай - бай! » Ладошки вместе и кладут голову на них.

Мороз снежком укутывал: Руки опускают ладонями вниз и

«Смотри, не замерзай! » подымают их перед грудью.

Ну а теперь будем делать нашу елочку. Для изготовления открытки нам понадобится цветная двухсторонняя бумага.

Складываем лист бумаги пополам и основа открытки уже готова.

А вот сюрприз… обязательно зелёного цвета…. Потому что сюрпризом является новогодняя красавица - её величество ЁЛОЧКА!

Итак, для ёлочки берём 6 квадратов одинакового размера. 1 квадрат оставляем целым, а последующие отрезаем на 2-3 см короче предыдущих. Обрезаем только с одной стороны. Затем нам необходимо каждую деталь сложить гармошкой. Теперь каждую «гармошку» складываем пополам. Открываем открытку и начинаем приклеивать наши гармошки на расстоянии 5мм друг от друга. Затем можем украсить нашу открытку.

Замечательная получилась открытка. Давайте представим, какая елка придет к нам на праздник и поработаем глазками.

Наша елка высока, Глаза вниз, вверх - выполняют 4 раза

Достает до потолка.

От подножья до макушки

Вся в игрушках и хлопушках.

Посмотри скорей туда, Дети смотрят на указательный палец

Нос морковка, вот так да. вытянутой руки, который движется

Снеговик идет сюда к носу и обратно.

Не боится, вот так да.

Все сверкает, красота Хлопают глазами.

Закрывай скорей глаза. Закрывают глаза.

Жалко, что у нашей елочки нет ног.

Были бы у ёлочки ножки Показывают на ноги

Побежала бы она по дорожке, Бегут друг за другом

Заплясала бы она вместе с нами, Кружатся

Застучала бы она каблучками. Топают ногами

Но нет у елочки ножек, Показывают на ноги

Не бежит она по дорожке, Бегут друг за другом

Не танцует она вместе с нами, Кружатся

Не стучит она каблучками. Топают ногами

А стоит она в лесу хвойном Стоят, слегка качаются

Дарит радость она людям. Разводят руки в стороны

Ребята, а кто хочет нашей белочке рассказать стихи о елке и новом годе. Дети читают стихи по желанию.

Белочке очень понравилось у нас. Она спрашивает вас какие еще зимой есть развлечения кроме праздника, чем вы занимаетесь и во что играете. (Лепим снеговика, строим горку, катаемся на санках)

Анализ: Скажите, чем мы сегодня занимались? Кому мы пригласим на праздник? (Ответы детей) Белочка благодарит вас за приглашение, за то, что вы такие добрые и отзывчивые, за то, что вы у меня такие умные и умелые.


Известно, что аналоги современных поздравительных открыток китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего последнего на месте.

Очевидно, сначала возникли надписи, сопровождающие новогодние подарки, а потом — и собственно поздравления. Интересны пожелания, которые сопутствовали этим подаркам. Чаще всего желали (как и в наше время) счастья, здоровья, долголетия и благополучия. А вот на острове Гельголанд в Балтийском море люди издревле желали друг другу «спокойного сердца».

Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки.

В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки. К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. Среди них объявлялись конкурсы, устраивались выставки, выпускались каталоги. Известно, что к созданию отечественных открыток были причастны такие известные художники, как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский, Н. Рерих.

С годами в разных странах сложились и свои национальные традиции. В Японии, например, существует традиция дарить перед Новым годом открытки с изображением животного, которое соответствует этому году по восточному гороскопу. Такие новогодние открытки жители Страны восходящего солнца посылают друг другу сотнями. В них принято благодарить своих родственников и знакомых за все хорошее, что случилось в уходящем году, и выражать надежду на продолжение доброжелательных отношений в дальнейшем.

В Австрии очень распространен обычай рассылать новогодние открытки с национальными символами счастья. На таких почтовых карточках обычно изображается трубочист, четырехлистный клевер и свинья.

А владельцем самой большой коллекции новогодних открыток Книга рекордов Гиннесса называет канадца Бута, собравшего 205 120 экземпляров.

Сегодня новогодние распродажи и базары пестрят красивыми и оригинальными открытками, выполненными в самых разных техниках: металло-, шелко-, голографии. Привычными стали рельефные, объемные, музыкальные открытки. Появились специальные услуги дизайнеров-оформителей по изготовлению эксклюзивных новогодних открыток.

Новогодние открытки своими руками

Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно.

Сегодня уже трудно представить праздники без красочных поздравлений в форме открытки. Это небольшой, но очень важный атрибут торжества. Открытка помогает создать особую атмосферу и способна даже через годы напомнить о ярком событии. Об истории новогодней и рождественской открытки я сегодня расскажу.

Еще в Древнем Китае люди задумывались о знаках внимания для гостей и близких людей. 2000 лет назад у них в период новогодних праздников у входа в дом висели небольшие мешочки, на которых были написаны извинения за то, что хозяин не мог принять гостей лично. Гости засовывали руку в мешочек и доставали оттуда карточки красного цвета, на которых были пожелания.

Однако ученые склонны считать прототипом современных открыток гравюры и литографии Средневековья. Они получили широкое распространение в странах Европы. Сюжет посланий был о рождении Иисуса Христа. Вслед за этим европейцы стали отправлять друг другу послания и письма к Рождеству и Новому году, в которых они желали всего хорошего родным.

Вначале изображения носили исключительно библейский характер. Так, например, в Германии в XV веке дарили родным карточки, на которых был изображен Иисус Христос. Также имелась надпись с пожеланием благословенного и доброго года.

В Голландии в XVI веке дарили и пересылали открытки, на которых был изображен Святой Николай. Своеобразной формой открытки были послания, которые дети писали родителям. На специальных листах, края которых имели гравировку, ученики рисовали рисунки и сообщения, в которых рассказывалось об их повседневной жизни и школьных успехах.

В 1840 году немец Генри Коул поздравил близких карточками с рисунком. Через 20 лет после этого дня по его инициативе было создано серийное производство открыток. В 1862 году выпустили первый тираж, количество экземпляров было маленьким, их очень быстро раскупили. Из года в год тираж увеличивался, а количество заинтересованных в покупке росло.
Как самостоятельное почтовое отправление открытки стали использовать в 1870 году в Германии и Франции. В 1871 году мода распространилась на Швейцарию и Англию. Интерес к карточкам был огромен, в этом время появились первые филокартисты. Через 30 лет, в начале XX века, сложно было представить себе человека, который бы не проявлял интерес к открыткам.

Прообраз русской открытки – это лубочные картинки, на которых на лубке располагалось все семейство. Возле них находился подарок – тугой мех денег.

В Россию мода на открытки пришла из Англии в конце 19 века. Первые экземпляры были привезены купцами. Торговцы выбирали те карточки, на которых было изображение без надписи и позже, самостоятельно, наносили ее. Стоили такие открытки очень дорого: не меньше рубля.

Через время в странах Европы специально для русских потребителей начали печатать карточки с надписью, выполненной на русском языке. Первые открытки отечественного производства появились в 1898 году. Это была серия из 10 разных рисунков, выполненных акварелью. Первые открытки ценились наравне с профессиональными картинами. Их использовали для украшения интерьера, коллекционировали.

Каждый эскиз был тщательно продуман, нередким было украшение из шелка, покрытие эмалью с добавлением золота или снегом, выполненным борной кислотой. Карточки могли быть гравюрными, плюшевыми, глянцевыми. Нередким было украшение из засушенных цветов. Некоторые экземпляры даже имели аромат.

С 1929 года все атрибуты празднования Рождества и Нового года были запрещены, как и сами праздники. Производство открыток прекратилось. Из-за этого многие граждане использовали старые карточки для поздравления близких людей.

Татьяна Бритвина
Презентация «История новогодней открытки»

Презентация на тему "История новогодней открытки ". Новый год - волшебный праздник и в Новый год интересно узнавать что-то новое , поэтому я решила создать такую презентацию на тему "История Новогодней открытки " В презентации рассказывается об истории возникновения новогодней открытки , о том, для чего были созданы открытки , какого вида они были, что на них изображали. Презентация будет полезной в использовании для детей дошкольного возраста, а также для воспитателей и педагогов и родителей. Красочная презентация порадует детей . Для работы с презентацией нужен компьютер . Надеюсь, эта презентация будет полезна всем учителям при подготовке к классному часу на эту тему. В презентации использованы картинки новогодних открыток , рассказано об истории их создания и использования. В работе с детьми можно использовать часть презентации .

Публикации по теме:

Здравствуйте дорогие друзья, коллеги. У порога НОВЫЙ ГОД! Сказочный праздник, всегда в предвкушении чего-то волшебного, нового мы готовимся.

Цель: расширять представления детей о нетрадиционных элементах пластилинографии, закреплять приемы лепки, умение дополнять работу дополнительными.

Презентация «История новогодней елки» Слайд1 На мохнатых колких лапах Елка в дом приносит запах: Запах хвои разогретой, Запах свежести и ветра, И заснеженного леса, И чуть слышный.

Цель проекта:Создать новогоднюю игрушку Задачи проекта: -Выбрать, какой должна быть игрушка -Научиться способам изготовления игрушки из.

Идея изготовления вот такой новогодней объемной открытки пришла в голову нам с ребятами. Для работы нам понадобилось: красивые тематические.

Я к вам сегодня с новогодней открыткой, которую мы сделали в этом году. Предлагаю изготовления её к вашему вниманию! Для изготовления.

Сейчас началось самое прекрасное и волшебное время года - Зима, а именно новогодние праздники, когда мы все спешим поздравить своих родных.