Грудничок в 8 месяцев развитие. Питание и сон

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей - помочь ему в этом

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.
  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков - для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.


Развитие речи - одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия : подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.

К концу 8 месяца малыш вырастает примерно на 3 см и его рост составляет 67-71 см. Мальчики могут расти немного быстрее девочек.

Вес ребенка в 7-8 месяцев

Что касается прибавки веса, то кроха набирает около 500-600 грамм. Может проявиться очевидная разница между малышами разного пола: девчушки могут весить 7,1-9,1 кг, а мальчуганы 7,7- 9,6 кг.

Но иногда в семьях растут довольно крупные барышни, или миниатюрные парни. С возрастом генетика возьмет свое и из пампушек вполне могут вырасти стройные красавицы, а из маленьких ребят крепкие симпатяги.

Прививки в 7-8 месяцев ребенку

На 8 месяце малыша не прививают (согласно принятого ), вакцинация возможна, если ребенок проходит эту процедуру в рамках индивидуального графика, либо когда вы наметили проведение дополнительных прививок.

Как выглядит ребенок на восьмом месяце жизни

Перед вами вполне сознательный смышленый малыш. Несмотря на приятные округлости, кроха очень подвижный и активный. У него гладкая кожа, круглые розоватые щечки, пухленькие пальчики и складочки.

Что умеет ребенок в 7-8 месяцев

  • Переворачивается

В этом возрасте малыши уже полностью освоили переворот со спины и обратно, а также научились вертеться в обе стороны. Лежа на животе, малыш приподнимается на живот, приподнимает и по-пластунски подтягивает собственное тело, чтобы схватить игрушку.

Шалун свободно регулирует положение головки, чтобы к чему-то прислушаться или рассмотреть интересующий предмет. Малыш забавно укладывается на бочок и уютно мостится перед сном - учится владеть своим телом.

  • Прыгает

Если вы будете держать малыша под мышки, он с удовольствием начнет подпрыгивать и пружинить в ваших руках. Ребенку доставляет особое удовольствие присаживаться в самый низ и выталкивать свое тело силой собственных ножек. Дети очень любят подобное развлечение, потому приготовьтесь к тому, что совсем скоро вы сможете гордиться невиданной силой своих рук.

  • Ползает

Скорее всего ребенок уже освоил свой собственный способ ползания, довольно быстрый. Он может попеременно перебирать руками и ногами, а может подтягиваться на двух ручках сразу, подминая ноги под себя.

Некоторые детки проявляют чрезмерный интерес к путешествию по лестнице вверх. Ребенку доставляет особое удовольствие то, что он «убегает» от мамы и взбирается к недостижимым ранее высотам. Подобное приключения захватывает дух и многие детки проявляют невероятный восторг от собственных успехов. Разобраться в том, как можно спуститься вниз малыш пока не понимает, поэтому он может просто спустить ноги вниз по типу, как нужно съезжать с горки. Задача взрослого сводится к тому, чтобы следить за тем, чтобы ребенок не скатился вниз и не ударился. Чаще забирать малыша с самой верхней ступени, и страховать его на пути к вершине придется именно вам.

Если малыш не ползает, бить тревогу рано, вполне возможно, он сразу .

  • Шагает

Сидя на попе, малыш довольно ловко подтягивается на ручках. На одном месте он сидит совсем недолго и как только хочет взять, что-то на возвышении, подтягивается, встает и делает пару шагов, держась за быльца, диван, или мамину руку. Часто в качестве опоры малыши выбирают просто ближайший к ним предмет. Иногда в ход идут неустойчивые или не совсем подходящие для этого вещи, например, низкий табурет, таз с бельем или домашний кот, потому малыш рискует не удержаться и упасть.

В Мамином Магазине можно купить с нескользящей подошвой (безопасность и устойчивость гарантирована).

  • Правильно держит предметы

Ваш малыш досконально освоил ранее сложный «пинцетный захват» двумя пальцами - большим и указательным. Теперь мелкие предметы легко попадают в крошечные ручки и прямиком в рот для изучения. Поэтому если раньше вы еще могли позволить себе немного расслабиться в плане крошек или бусинок, то теперь нужно всегда быть начеку. Имейте ввиду что ребенку очень интересны бытовые предметы, поэтому он с удовольствием выковыряет кнопки из пульта управления или залезет в ваш кошелек, поживиться монетками. Ребенок также с удовольствием рвет бумагу на мелкие кусочки и разбрасывает ее повсюду. Помните, что маленькие кусочки бумаги также могут быть незамедлительно проглочены. Поэтому в первую очередь берегите малыша, а также книги и важные документы.

Ребенок крепко держит предметы в обеих руках, он перекладывает, пересыпает, мнет то, что попало в его цепкие пальчики.

  • Многое узнает и понимает

Ваш малыш очень взрослый, он знает свою семью, привычные процессы (гулять, купаться, спать, кушать), части тела и знакомые предметы. Ребенок веселится, если любимого или пупсика вы неожиданно перевернете верх тормашками. Для него, смешно болтающиеся лапы или голова куклы означают все те же игрушки.

Если вы позовете кроху по имени, он обернется, назовете человека, вошедшего в комнату, ребенок посмотрит его сторону. Когда попросите показать или подать знакомый предмет, малыш станет искать его глазами, а заметив, обрадуется тому, что все, что ему знакомо на месте и никуда не исчезло.

Малыш внимательно следит за движением вашей руки, особенно, когда вы хотите что-то скрыть с его глаз. Он уже может запомнить, куда именно вы положили телефон, который брать , и настойчиво стремится именно к этому месту.

  • Играет в прятки

Сейчас малыш осознает, что игра в прятки - это интересно, он с удовольствием ищет то, что вы просите, в том числе маму или папу. Он может сам забавно прятаться под одеялом, выставляя попу. Ребенок хорошо владеет своим телом, поэтому легко выбирается из-под простыни, либо сбрасывает шляпу, которую вы на него наденете.

Ребенку нравится выглядывать из-за угла, призывая вас к участию в его поисках.

  • Не любит одеваться

Смена одежды пожалуй один из самых нелюбимых процессов всех детей. Малыши вертятся, переворачиваются со спины на живот, стягивают шапку. Можно сказать, что всеми возможными способами маленький хулиган пытается избежать переодевания и стремится удрать.

Часто детвора с хитрым выражением лица, сбрасывает носочки. Последнее можно наблюдать по сто раз в день, это становится тренировкой маленьких ножек и своеобразной игрой, ведь мама почему-то очень быстро находит носки и возвращает их на любимые пяточки.

Вам сильно облегчит жизнь удобная и практичная одежда для крохи. В Мамином Магазине можно выбрать и купить:

  • и с удобными кнопочками;
  • яркие ;
  • Различает текстуры и свойства предметов

Маленький человек постепенно осознает, что пол гладкий и холодный, а ковер - теплый и пушистый. Мамина красивая шуба пушистая, как котик, а смешная папина щетина колючая, как щетка. Чай горячий, а каша вязкая, вода мокрая, а песок - сыпучий. Плюшевая игрушка мягкая, а погремушка - твердая, ей можно стучать, извлекая разные звуки. Стучать можно громко или понемножку - тихо. Из таких простых и понятных вещей постепенно складывается прекрасный мир глазами ребенка.

  • Сам ест и пьет

Пока что «сам» - это весьма условно. Но настойчивое желание держать ложку и попытки отправить кашу именно в рот, а не в нос будет присутствовать и даже нарастать. Ребенок может самостоятельно пить из поильника, держа его обеими ручками.

Может появиться еще один забавный навык, попытка повторять за мамой все ее движения во время кормления. Малыш хватает ложку, набирает порцию еды и отправляет ее в рот маме, угощает.

Это замечательно, у вас растет настоящий помощник.

Будьте внимательны, во время такого кормления, ребенок ненароком может направить пластиковую вилку прямо маме в глаз - из личного опыта.

  • Изучает «отходы производства»

Малыш уже достаточно сообразительный, и если ему неприятно лежать или сидеть в грязном подгузнике, он постарается снять его любой ценой. Это означает, что содержимое может оказаться где угодно, и в том числе в ладошках маленького чистюли. Ребенок совершенно не понимает «масштабов трагедии», и не разделяет негодования взрослых. По мнению малыша это всего лишь интересная субстанция, которую можно мять и размазывать. Тоже самое можно сказать и о лужах, которые малыш еще долго будет оставлять по всей квартире.

Многие люди считают, что в этом возрасте необходимо срочно приучать ребенка к горшку. Мы не разделяем такого мнения, потому что здоровый малыш имеет полное право справлять нужду на горшке после достижения 2 лет. Именно в этом возрасте дети понимают истинное предназначение данного предмета и обучаются процессу быстро и с удовольствием.

Конечно, можно задаться целью и начать обучение уже сейчас, чтобы потом хвастаться перед другими родителями важными достижениями. Но зачем? Даже если малыш исполнит ваши «предписания» и освоит горшок, он будет делать это чисто автоматически, как дрессированный щенок. Но ведь задача мамы дать несколько другие знания. Важно, чтобы малыш понимал причинно-следственные связи, а в первую очередь умел контролировать собственное тело. До двух лет, это в принципе невозможно. Поэтому все дети, которые ходят на горшок раньше двух лет, делают это для мамы, не для себя. Если вам очень хочется осваивать горшок уже сейчас, начните, но имейте ввиду, что наказывать малыша за то, что он проигнорировал данное приспособление и испачкал штанишки, не только бессмысленно, но и вредно.

Пора присмотреться к покупке , чтобы малыш начинал привыкать к этому предмету в доме, знал его место и предназначение.

  • Копирует действия взрослых

В ближайшее время вам предстоит жить в настоящем театре пародий. То как взрослые держат телефон, перебирают экран пальцами, красят губы, стучат молотком, складывают вещи или моют посуду, все подлежит немедленному сканированию. Ребенок «снимает» взрослые жесты и стремится реализовать их, сопровождая характерным интонированием лепета.

Поэтому обращайте внимание в первую очередь нас свое поведение, чтобы потом не удивляться, откуда у ребенка такие познания или словечки в лексиконе.

  • Играет

Можно сказать, что у мамы появилось 10-15 минут тишины и безделья. Именно на такое непродолжительное время малыш может увлечься своим важным делом. Он перебирает предметы, складывает разноцветные емкости одну в другую, пытается нанизать пирамидку или достать содержимое из мешочка. Таким образом, малыш определяет порядок вещей и положение предметов в пространстве.

Не удивляйтесь, все, что малышу удается схватить, тут же направляется в рот для детального изучения. На данном этапе развития это главный способ определения формы, фактуры и других свойств предметов. Главное, чтобы маленький исследователь не подавился или не проглотил что-то вредное.

Если во время игры ребенка что-то отвлечет, то со временем он снова сможет вернуться к прежнему занятию. Малыш неплохо различает основные цвета и наощупь определяет формы игрушек. Теперь вы можете говорить: «Дай мне красный мячик», или «А где у мишки синий бантик», малыш с удовольствием продемонстрирует вам свои познания.

Особое удовольствие доставляет ребенку возня с бытовыми предметами. Кастрюля с маленькими ложками, небольшим половником крышечками и пластиковыми чашками - то, что нужно. Самое главное, чтобы эти предметы не возможно было сломать, разбить или отгрызть небольшой кусочек. Вы можете столкнуться с тем, что для игры ребенку понадобится именно та кастрюля, которая нужна вам для приготовления пищи. Не жадничайте и поделитесь, ваш малыш изо всех сил старается быть похожим на вас.

Также шалуну нравится бросать игрушки на пол и наблюдать за тем, как вы их поднимаете и кладете на место. Это занятие может продолжаться до бесконечности, точнее пока у мамы не сдадут нервы. Ребенку нравится разбрасывать содержимое ящиков, особенно если они легко доступны. Поэтому в сотый раз проверьте, нет ли в них потенциально опасных предметов.

В жизни малыша могут появиться любимые игрушки, часто музыкальные. Ребенок постоянно требует, чтобы их включали и забавно пританцовывает в такт мелодии. Учтите что большое количество игрушек мешает концентрации ребенка, распыляет его внимание. Поэтому если игрушек в доме много, каждый день выбирайте 2-3 и предлагайте их малышу, на следующий день прячьте отработанный материал и предлагайте новый. Не ждите, что ребенок будет учиться всему сам, в освоении новых знаний, как и жизни в целом, ему нужна мама.

Ребенок любит потешки, короткие стишки и песенки. Он с удовольствием расправляет ладошки для игры в «сороку-воровку», делает «ладушки», «шарики-фонарики», ку-ку, «полетели-полетели на головку сели», машет гостям на прощание. Все эти забавные действия нравятся малышу и он с каждым днем оттачивает новые знания и умения на радость молодым родителям.

Так как за эти 8 месяцев набралось уже большое количество игрушек, то пришло время покупать в Мамином Магазине , запасные , куда отлично поместятся и , а так же новые развивающие и . Чтобы покупки были для вас максимально приятны и доступны, мы обеспечиваем быстрое и приятное обслуживание .

  • Проявляет характер

Малыш понемногу осознает, что он тоже может выражать свои предпочтения и понимает, как добиваться от мамы исполнения своих желаний.

Вас может удивить, что ребенок активно выражает протест и оказывает настоящее сопротивление, если что-то идет не по его плану. Это нормально, ведь перед вами растет и развивается новая сильная личность и очень важно не подавить ее своим авторитетом и излишними запретами.

Переключайте внимание малыша, ведите его сами и следуйте за ним, а не упирайтесь, чтобы доказать, кто тут главный. Безусловно, ребенку нужно объяснять почему именно вы не можете разрешить ему трогать те или иные предметы, но перед этим не забудьте сказать о том, что вы понимаете, как сильно малышу этого хочется. Так вы позволите малышу разделить «горе запрета» с мамой или папой.

Помните также о том, что все детки разные по , и это во многом определяет его поведенческие реакции и предпочтения.

  • Улыбается себе в зеркало

Наверняка ребенок уже не раз заглядывал в зеркало, с удивлением наблюдал за собой, действиями папы или мамы, если они держали его на руках. Но именно сейчас к малышу приходит первое понимание, что симпатичный человек «за стеклом» - это он сам.

  • Обижается

Ваш повышенный голос, сердитый тон, недовольный взгляд или одергивания малыша, когда он шалит, могут не на шутку расстроить или даже испугать ребенка. Он чувствует родительское раздражение и принимает все на свой счет. Вы можете наблюдать смешно надутые губы, насупленные брови, полные слез глаза. Теперь определить причину детского плача становится гораздо легче. Скорее всего о глубокой обиде вас оповестят опущенные плечи, недоумевающий взгляд и сдержанные рыдания.

Что может беспокоить ребенка в 7-8 месяцев

  • Повышенная тревожность

Обычно на 8 месяце с малышами происходит нечто странное. Общительный до этого периода ребенок начинает требовать постоянного внимания матери. Он ни за что не хочет оставаться с кем-то из членов семьи, плачет и настойчиво просится на руки к маме. Некоторые женщины не могут даже на минутку выйти из комнаты. Малыш постоянно держит маму в поле зрения и закатывает истерику каждый раз, когда она исчезает.

Родители и родственники недоумевают, думая, что ребенок деградирует, а его развитие тормозится. Еще месяц назад он был таким общительным, а теперь интересуется только мамой. На самом деле это и есть важная часть младенческого развития. Мама - определенная константа, которая говорит, что у ребенка априори есть любовь, еда, забота, защита и пр. А если мамы нет, то что?

До малыша «дошло», что с уходом мамы все эти приятные, очень важные и нужные вещи могут исчезнуть. Ребенок не чувствует времени и те 15 минут пока вы ходили за хлебом могут казаться ему вечностью.

  • Чужие

Малыш избегает и даже боится чужих людей. К чужим снова относятся и близкие родственники, которые появляются в доме довольно часто. Несмотря на общение с ними до этого возраста, сейчас ребенок может отстраниться от любимых бабушек и находить утешение лишь на руках у матери. Часто у гостей это вызывает обиду и возникают ссоры по типу «Мама ребенка нам его не дает». На самом деле, мама тут вообще не причем.

Сейчас ребенок чувствует себя защищенным только рядом с мамой, а еще лучше у нее под грудью. Она определил свои границы и как бы очерчивает круг собственной безопасности, за пределами которого малышу очень страшно. Этот страх настолько силен, что практически граничит с паникой. Поэтому передавать малыша из рук в руки, кому бы то ни было, нельзя ни в коем случае. Особенно, если при этом он заливается горькими слезами.

Относиться к подобным проявлениям нужно спокойно, но настойчиво держать оборону и быть на стороне ребенка. По возможности, не оставляйте малыша с другими людьми.

Напряженная ситуация сохранится на какое-то время, но естественно, что необщительность малыша вовсе не навсегда. Если сейчас вы позволите ребенку быть рядом с вами столько, сколько нужно для его спокойствия, можете быть уверенными в том, что постепенно его доверие к окружающему миру и другим людям восстановится. Покажите малышу, что наша жизнь прекрасна, добра и удивительна. Улыбайтесь, доброжелательно общайтесь с другими людьми и находите позитив во всем, что вас окружает.

  • Бытовые предметы

Поскольку ребенок на 8 месяце жизни может испытывать общее напряжение, он начинает бояться новых звуков или предметов. Например, шумно работающий пылесос, стиральная машина, фен или дрель, вызывают у детворы неподдельный ужас. Вам нужно набраться терпения и каждый раз разъяснять трусишке что именно вы собираетесь использовать и с какой целью. Прежде чем включить бытовой прибор на виду у малыша рычите или жужжите, чтобы подготовить его к предстоящему шуму.

Имейте ввиду, что наряду с беспокойством ребенка могут интересовать окружающие предметы, особенно те, которые открываются и закрываются, например, холодильник или раздвижной шкаф. Также ребенок приходит в восторг от бытовой техники, оснащенной привлекательными кнопочками и отверстиями. Поэтому оглядитесь вокруг, не сможет ли малыш прищемить пальчик, или настроить технику исходя из собственных предпочтений.

Например, дочь моей подруги, которой сейчас 15 лет, в возрасте 8 месяцев засунула в приемник для видеокассет резиновый вьетнамок. Мой муж не смог назвать эту неожиданную находку приятной.

  • Зубы

Процесс появления молочных зубов - испытание для молодой семьи. Одни проходят через него, постоянно вытирая детские слезы, другие сбивая температуру. В любом случае этот естественный процесс неприятен ни вам ни ребенку. Изменить этого нельзя, можно только смириться и правильно воспринимать все особенности прорезывания зубов.

На этом этапе у малыша уже выросли от 4 до 8 зубов, но бывают небольшие отклонения от графика. Сейчас малышу полезно укреплять десны, это значит, что может становиться чуть тверже, чтобы ребенок как следует пережевывал пищу, сдавливал ее деснами, а если зубки уже есть, то и грыз.

  • Новое место

Перемены в привычном укладе смущают и даже пугают малыша. Он испытывает серьезное беспокойство по отношению ко всему новому, например, если купается в незнакомой обстановке, обедает за чужим столом, ложится спать не в свою кровать.

Если временная смена места жительства состоялась, старайтесь сохранять временные рамки для проведения всех необходимых процедур: кормления, купания, отхода ко сну. Вы должны быть готовы, что ребенок может начать капризничать без повода. На самом деле повод есть, малыш пребывает в состоянии стресса, поэтому будьте рядом, чтобы его уверенность в собственной безопасности восстановилась.

  • Прикорм
  • Мужчина - это тот кто принимает решение, не боится брать на себя ответственность, помогает и защищает. Безусловно, этот список можно расширять, но основные задачи «самца» заключаются в том, что он главенствует в семье, обеспечивает ее комфорт и защиту.

Это не означает, что мужчина только зарабатывает деньги, или становится бездельником, раздающим команды. Его роль также не сводится к "размахиванию дубиной" в случае опасности. Нет, речь идет о внутренней уверенности мужчины в себе и самодостаточности, которая позволяет ему быть сильным внутренне и мужественным.

Это прививается в детстве, когда крошечный мальчик делает простые, но важные вещи, которые помогают его маме - женщине, хоть на секундочку становиться слабой, когда он - такой сильный и мужественный приносит ей сумку или помогает сложить вещи.

  • Женщина - она красива, ухожена, притягательна, приятна, легка и остроумна. Именно женщина создает семейную атмосферу, в которой мужчине комфортно и он искренне желает заботиться и защищать это слабое, хрупкое создание.

Подобные характеристики вовсе не преуменьшают роль женского интеллекта и ума, наоборот, умная женщина не пилит, не придирается и не устраивает скандалы. Она выглядит и ведет себя так, что позволяет мужчине реализовываться и с удовольствием заботиться о ней, опекать ее и защищать.

Но современном обществе все смешалось, некоторые мужчины «сидят на шее» у своих мам или жен, а женщины «пашут» на работе, чувствуя себя подавленными и несчастными.

Это вызвано тем, что большинство родителей постсоветского пространства, либо были вообще скупы на похвалу, либо захваливали мальчиков по любому поводу. А девочкам было совсем не просто, они не могли чувствовать себя красивыми, воздушными принцессами, они должны были похвалу заслужить. Убрала, сварила суп, постирала - молодец! Надела нарядное платье - чего вырядилась! Подобное воспитание стимулировало мужскую безответственность и «забивало» природную женственность.

В некоторых семьях подобные ошибки воспитания сохраняются и сейчас. В результате вырастают слабые, трусливые мужчины и сильные, но несчастные женщины, которые всю жизнь трудятся, стараются "быть хорошими", чтобы заслужить одобрение.

Поэтому, помните, что когда мальчик получает похвалу за то, что он помог маме (подал ложку, притащил подушку, убрал игрушки, вымыл руки и пр.) - он совершает поступок. Т. е будущий мужчина берет на себя ответственность за свои действия и это заставляет чувствовать себя сильным, главным. Подобные ситуации также учат его быть последовательным, выполнять обещанное, соответствовать ожиданиям.

Похвалы для мальчика: сильный; настоящий мужчина; чемпион; мой помощник; я так тобой горжусь; мне было так сложно, а ты все исправил; ты так много сделал; ты очень талантливо выступил/нарисовал; ты здорово придумал; ты отлично сложил; я еще попрошу тебя спасти меня и пр.

Что касается девочек, то их нужно хвалить за вещи, которые могут показаться весьма банальными. Например, ваша дочь расчесала волосы - моя ты красавица! Она сама оделась - какая ты умница!

Если в семье растет девочка, в вашей речи должны появиться слова: Принцесса, волшебница, куколка, обворожительная, любимая, солнечная, чудесная, танцовщица, сообразительная, талантливая, ах ты моя проказница, хохотушка, художница, хозяюшка и пр.

Есть еще несколько важных правил:

  • Хвалите детей, но не захваливайте.

Если сейчас, когда малыш совсем крошечный, он будет восприимчив к каждому вашему слову, то со временем, некоторые похвалы перейдут в разряд вещей, которые ребенок перестанет слышать, особенно по отношению к бытовым процессам. У ребенка должны появиться определенные «рефлексы», например на то, что если игрушки и вещи разложены по местам, а посуда помыта - это нормально, а не причина для восхищенных возгласов и праздника в семье. Поэтому похвалы в более старшем возрасте должны быть действительно заслужены.

  • Не ругайте за неумение.

Никогда не ругайте малыша, если у него что-то не получилось потому что он проявил неуклюжесть. Родители, которые неистово орут на своих детей за то, что те что-то уронили, разбили, разлили, разбросали, не понимают, что таким образом они надолго, если не навсегда лишают малыша уверенности в собственных силах, губят его желание что-то исследовать, узнавать.

Некоторые люди могут посоветовать вам сделать несколько «полезных» покупок, которые по их мнению сильно облегчат вам жизнь. Чаще всего подобные рекомендации касаются родителей, у которых малыши очень активны, либо тех, чьи детки научились вставать на ножки. Окружающим кажется, что первых детей непременно нужно оградить от мира, посадив в манеж. А вторых - срочно научить ходить, определив их в специальные ходунки на колесиках.

И манеж и ходунки, наверное были бы не плохими изобретениями, если бы родители использовали их минут 15 в день. Например, мог бы сослужить хорошую службу для , которые не могут или не хотят возить объемную или складную кроватку с собой.

Но в реальности такого правильного использования этих аксессуаров не происходит никогда, и маленький человек вынужден отклоняться от естественного развития, сидеть запертым в манеже, вместо познания мира, либо «бесстрашно шагать» тогда, когда его возрастные физические данные к этому событию совершенно не подготовлены.

Поэтому, все что тормозит или чрезмерно перегружает развитие ребенка лучше вообще не использовать.

Что спросить у педиатра на 8 месяце жизни ребенка?

Если в этот период вы планируете встречу с доктором, заготовьте стандартный перечень вопросов, например:

  • Как доктор оценивает общий уровень развития малыша?
  • Нужно ли сдать какие-либо анализы или пройти обследования?
  • Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы провести сеансы ?
  • Как врач оценит ваши успехи в освоении первого прикорма?
  • Нет ли предпосылок к развитию или ?

Второе полугодие жизни у каждого новорожденного проходит по-разному, одни ведут себя спокойно и быстро набирают массу, другие стремятся познавать мир и отличаются чрезмерной активностью. Чтобы развитие ребенка в 8 месяцев проходило правильно, задачей родителей является обеспечить крохе положительный микроклимат в родном коллективе, как можно больше общаться с малышом, а также окружить маленького члена семьи лаской и заботой.

На восьмом месяце набор массы будет не таким значительным, как ранее. Это и неудивительно, ведь ребенок уже больше двигается, ползает, приподнимается, из-за чего тратит намного больше энергии. Вес восьмимесячного малыша в норме должен составлять 8-8,5 килограммов, однако это средний показатель, который может иметь отклонения вплоть до 2 кг. Тревогу стоит бить в том случае, если новорожденный за месяц вовсе не набирает веса, или, что еще хуже, теряет его. Это может быть следствием нехватки питания или же болезни – в любом случае ребенка следует показать педиатру.

Оптимальный режим питания для 8 месяцев – это прием пищи через каждые 4-5 часов. С этого времени можно начинать постепенно отучать кроху от груди, лучше всего вначале ограничить ночные кормления. Вместо привычных 2-3 раз попробуйте оставить 1-2 кормления. Чтобы ребенок не испытывал ночью чувства голода, перед сном наряду с грудным молоком предложите малышу кашку или молочную смесь (главное, давать прикорм перед прикладыванием к груди, иначе ребенок не станет его есть). Со временем аналогичным образом можно ограничивать количество дневных кормлений, постепенное отстранение от грудного питания поможет малышу спокойнее перенести этот период, а вам позволит избежать проблем с переполненными молочными железами.

В 8 месяцев у крохи обычно уже есть 4-6 зубиков, однако некоторые детки получают первый резец к году, если не позже. Позднее развитие зубного ряда не является отклонением или тревожным симптомом, но все же стоит показать малыша педиатру во избежание возможного заболевания.

Ножки и ручки восьмимесячного малыша уже не такие пухленькие, как раньше, локтевые и коленные суставы укрепляются, поэтому вскоре он сможет сам вставать на ножки. Поначалу, самостоятельно встав около опоры, ребенок может капризничать и плакать. Распространенная ошибка неопытных родителей в том, что они думают, будто малышу больно, на самом деле, у крохи просто не получается сесть обратно, что и вызывает панику. Помогите малышу присесть, после чего опять приподнимите и усадите обратно, проделав это несколько раз, малыш поймет, что ничего сложного нет, и успокоится.

Развитие пищеварительной системы на данном этапе практически завершено, поэтому организм готов к приему взрослой пищи. С 8 месяцев можно давать ребенку разнообразные продукты: каши, макаронные изделия, мясо и рыбу, овощи и фрукты. Табу лежит лишь на сладостях, солениях, копченых и жареных блюдах, а также ненатуральных продуктах.


Начиная с полугода новорожденные проявляют повышенный интерес к познанию окружающего мира, поэтому все незнакомые предметы и явления они стремятся попробовать на вкус и пощупать. Не нужно ограничивать малыша, ведь он осваивает новые для себя ощущения, предлагайте ему игрушки из разных материалов (резины, дерева, ткани и пр.) для развития моторики, знакомьте кроху с яркими цветами и новыми звуками, чтобы стимулировать память.

В 8 месяцев малыши уже могут лепетать, а некоторые произносят свои первые слова – мама, баба, ам-ам, дай и пр. Помогите развитию разговорных навыков ребенка – больше читайте, пойте малышу песенки, рассказывайте скороговорки. Приобщайте кроху к совместному диалогу, предложите повторять за вами слова или же попробуйте повторять лепетание малыша, он обязательно оценит ваши попытки.

Примерно в 8 месяцев кроха начинает проявлять характер, сейчас он может кричать и требовать вашего внимания наиболее активно. Попытки манипулировать вами должны мягко пресекаться, поскольку, предоставив сейчас полную свободу действий, перевоспитать непослушного активиста уже не получится.

  • Сразу обозначьте предметы, непозволительные для игр, и не отступайте от установленного правила;
  • Договоритесь с домашними, чего нельзя разрешать и давать ребенку, ведь если вы будете запрещать что-либо, а бабушки или дедушки станут это разрешать, воспитательного эффекта вы не добьетесь;
  • Не идите на поводу у вредины, если он капризничает без повода, – не спешите брать его на руки, поскольку вполне возможно, что малыш успокоится самостоятельно. Отвлеките его игрушкой, музыкой, а на руки берите только в том случае, если все успокоительные средства не помогают.

Развитие характера личности проходит на протяжении всей жизни, поэтому важно с самого начала обозначить позволительные рамки и правила поведения, благодаря которым ваш ребенок вырастет воспитанным человеком.


8 месяцев – возраст познания окружающего мира, сейчас малыш еще не совсем осознанно знакомится с новыми вещами и явлениями, однако все полученные на данном этапе знания станут основой для его дальнейшего развития. Важно в данное время показать крохе, что можно трогать, а что категорически запрещено. Так как кроха еще не понимает многих моментов, постарайтесь наглядно показать, что произойдет, если он, к примеру, дотронется до плиты или утюга. Проведите эту манипуляцию самостоятельно и изобразите, как вам больно. Предложите ребенку пожалеть вас и расскажите, что такое поведение принесет немало болезненных ощущений.

Разумеется, все опасные предметы в квартире должны быть надежно спрятаны, также во избежание травм постарайтесь зафиксировать ящики столов и шкафов так, чтобы ребенок не смог их открыть. Для дверей, подоконников и углов стола можно использовать силиконовые накладки, а электрические кабели и шнуры лучше спрятать под ковер или плинтус. Отдельно следует отметить опасность бытовой химии, так как кроха в 8 месяцев способен сам передвигаться по комнате ползком, ограничьте его доступ к ванной комнате, где обычно хранятся моющие средства и порошки. Любопытные детки все пробуют на вкус, а такое «лакомство» может стать причиной значительного отравления.

С полугода жизни для развития памяти малыша можно использовать самые разные игрушки. Крохи любят музыкальные предметы – надоевшие погремушки можно заменить интерактивными плакатами с буквами и музыкой или же музыкальным пианино. Мягкие кубики с цифрами, буквами, предметами и животными помогут не просто обучать кроху новым словам, они могут служить в качестве материала для постройки башен, а также прекрасно подойдут для кидания вместо мяча.

Выбирая занятия для ребенка, основывайтесь на его увлечениях: к примеру, если малыш очень активный, займите его спортивными занятиями, тренируйтесь с фитболом, покажите грудничку перекладины и кольца, приобретите детский боулинг и мягкие мячики. А спокойных деток могут заинтересовать менее активные игры: купите детское лото для развития памяти, мягкие пазлы или разнообразные пирамидки, которые помогут развитию мышления и укреплению маленьких пальчиков.

  1. Самое главное — ребёнок в 8 месяцев уже должен сидеть. Возможно, несколько неуверенно и всего несколько минут, но этот навык обязателен.
  2. Сам садится. Малыш может сделать это из положения лежа на спине, перекатываясь бочком и немного помогая ручкой. Иногда ребёнок садится из положения лежа на животе. В этом случае он будет отталкиваться, приподниматься на ручках, перемещая тело, пока не сядет.
  3. Некоторые малыши встают на ножки, опираясь, например, на диван или спинку кроватки.
  4. Активно учатся ползать или уже неплохо умеют это делать.
  5. Особо подвижные младенцы могут сделать несколько шагов, держась за мамину или папину руку.
  6. С игрушками ребёнок 8 месяцев уже играет самостоятельно минут 10. Детям всех возрастов, а восьмимесячным и подавно, очень нравятся различного рода коробочки, сумочки, которые полны всякой мелочи. Очень любят малыши все эти предметы доставать.
  7. Учитывая, что малыш в восемь месяцев сидит и ползает, основное поле его деятельности перемещается на пол.

Родителям необходимо обезопасить всё пространство вокруг ребёнка. На полу не должно быть мелких предметов, которые малыш может взять в рот, проглотить или поперхнуться ими. Все шкафчики с небезопасным для младенца содержимым необходимо крепко закрыть с помощью специальных приспособлений. Все розетки, доступные ребёнку, следует закрыть заглушками, а выступающие углы мебели следует прикрыть покрывалами или каким-либо другим способом «смягчить».

Ребёнку будет очень интересно перекатывать, переставлять различные предметы и игрушки, сидя на полу. Также немаловажно, что ему откроется более просторный полигон для действий и изучения.

Особенности поведения

Не надо ограничивать малыша пределами манежа. Не запирайте его, ссылаясь на свою занятость и невозможность постоянно присматривать из-за своих взрослых дел. И на полу можно устроить «островок безопасности». Познавая пространство вокруг себя во всем объёме, ребёнку впоследствии будет проще ориентироваться в окружающем мире и управлять своим телом.

  • в своих играх с предметами дети подражают взрослым. Так, видя как папа катает мяч, малыш будет стремиться сделать то же самое. Если показать младенцу, как можно стучать по полу надувным молоточком, он с удовольствием повторит это действие;
  • узнавая пространство вокруг и населяющие его предметы, на вопрос «где?» малыш с лёгкостью поворотом головы или пальчиком укажет на хорошо знакомые предметы. Причём узнавать он их будет из совершенно различных ракурсов, что говорит о развитии пространственного мышления;
  • развитие ребёнка в 8 месяцев уже позволяет ему выполнять простейшие команды родителей. Малыш по просьбе подает руку, демонстрирует игру «ладушки», показывает, как сорока варит кашку;
  • формируется «щипковый захват». Детки любят большим и указательным пальчиками поднимать малейшие крошечки с пола, своего столика или с других горизонтальных поверхностей. Всё, что они заполучают таким способом, потом очень нелегко забрать. Малыш будет отвоёвывать найденное с небывалым усердием;
  • некоторые малыши узнают свое имя и по зову оборачиваются или крутят головой в поисках зовущего;
  • в речевом развитии также происходят закономерные изменения. Младенцы произносят весь набор звуков, повторяют множество слогов и пытаются сложить первые слова. Произносится это всё громко и чётко;
  • появляются первые навыки самообслуживания. Дети с удовольствием кушают печенье или корочку хлеба, крепко держа её в руках. Чашку ещё надо придерживать;
  • видя себя в зеркале, младенцы искренне радуются. Трогают пальчиками своё отражение, целуют;
  • усиливается связь с мамой. Для ребёнка 8 месяцев очень важно находится рядом с ней. Малыш может начать бояться оставаться в одиночестве или перестаёт идти на руки к ранее знакомым людям, например, к дяде или тёте.

Объясняется это тем, что в это время появляются «страхи восьмого месяца». Дети боятся новых людей, новых мест и постоянно ищут защиты у мамы. Родителям надо про это знать, чтобы не ругать ребёнка, а понять его поведение и обеспечить вниманием и защитой.

В это понятие входят масса тела и рост малыша, а также объёмы его головы, грудной клетки и других частей тела.

Остановимся на основных показателях.

Прибавки во втором полугодии уже не такие впечатляющие, как в первом. За восьмой месяц дети в среднем прибавляют чуть более 500 граммов и вырастают на один — полтора сантиметра. Масса тела ребёнка в 8 месяцев — 7,5 — 9 килограммов. Более точная цифра зависит от исходных данных. Рост в среднем составляет 66 — 74 сантиметра. Естественно, мальчик будет крупнее, чем девочка.

Нельзя не упомянуть и про зубы. Для многих родителей восьмимесячных младенцев это будет животрепещущая тема. Именно в этот период дети активно обзаводятся зубами. Первыми по обыкновению прорезаются центральные резцы снизу.

За ними показываются резцы сверху. Весь этап прорезывания часто сопровождается подъёмами температуры и послаблением стула. Почаще поите ребёнка, не вводите новых продуктов, не делайте никаких прививок в это время.

На фоне сниженного местного иммунитета и того, что чадо всё тянет в рот, на его слизистой и на языке часто появляются язвочки или белые пятнышки. Это стоматит. Его происхождение может быть и вирусным (афтозный стоматит) и грибковым (молочница). Заниматься самолечением не надо. Обратитесь к педиатру.

Кушает малыш 5 раз в день. Прикорм из педагогического становится энергетическим, ведь ребёнок много двигается и сжигает больше калорий.

Завтрак и обед уже вполне взрослые. Утром младенец кушает кашу с маслом, на обед получает измельчённое овощное пюре с мясом.

Вторым завтраком может выступать фрукт или фруктовое пюре. В качестве напитков подходят домашние компоты, морсы, слабенькие чаи. Соками, особенно покупными, злоупотреблять не стоит.

Это наносит ощутимый ущерб эмали только прорезавшихся зубиков. И каши, и пюре уже могут быть поликомпонентными, включая в себя ранее испробованное.

Восьмой месяц подходит для начала введения в рацион творога и детского кефира.

Родителям аллергичных деток необходимо быть осторожными в этом вопросе. Если ребёнок страдает аллергией к белку коровьего молока или непереносимостью лактозы, перед введением молочных продуктов необходима консультация врача.

Как грудничок, так и младенец на смеси в оставшиеся приёмы пищи будут кушать мамино молочко или его заменители. Полдник можно разнообразить специальным детским печеньем. Оно просто тает во рту, полностью растворяется в молоке. Малыш им не подавится. Но знайте меру. Избыток простых углеводов чреват нарушением обмена и ожирением.

Спит ребёнок по-прежнему большую часть суток. На ночной сон приходится 10 — 11 часов. Оставшееся время распределяется между двумя дневными.

Игры с ребёнком в 8 месяцев

Развивающие игрушки в последнее десятилетие просто заполонили умы родителей и рынок детских магазинов. Вопрос в том, полезные это игрушки или очередной маркетинговый ход. Какие игрушки нужны малышу для его развития? Для ребёнка 8 месяцев важны те предметы и игры, которые стимулируют его фантазию, развивают моторные навыки, слух.

Обязательны разные музыкальные инструменты – маракасы, барабаны, дудки, гусли. Для подвижных занятий просто необходимы мячи различных размеров и цветов. Не надо проводить занятия с ребёнком 8 месяцев в специализированных центрах развития.

Достаточно быть с ребёнком, разговаривать с ним, объяснять, показывать окружающие явления и предметы, читать сказки, петь песни, давать малышу участвовать в повседневных делах семьи и сидеть за общим столом. Развитие младенца идет комплексно и постоянно. И самые лучшие воспитателиличный пример родителей и среда.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Двигательные навыки настолько совершенствуются, что малыш пробует самостоятельно садиться и ползать. Также в этом возрасте у ребенка возникает потребность в эмоциональной поддержке и постоянном общении.

Яркая примета этого возраста - страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае - не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других - плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой - выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции - это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки - любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста - обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать