Художественное вырезание из бумаги. История

Вырезание узоров из бумаги — очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно, по-видимому, в Китае, где в 105 году н. э. Цай Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинками украшали свои лица и прически.

Позднее, в XIII-XVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, и она стала более доступна, искусство вырезания широко распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи». Это искусство имеет несколько направлений. Одно из них — «чуан-хуа» или «оконные цветы» — берет начало от традиции украшать окна накануне праздника весны (китайского Нового года) бумажными орнаментами с изображениями героев народных сказаний, духов и богов. Эти орнаменты превращали окна в силуэтные ширмы и наполняли дом атмосферой праздника и красоты, а также служили оберегом от злых сил.

Другое направление — «си-хуа» — заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д.



Вырезанные из бумаги картинки в Китае

Кроме того, такие вырезки использовались в качестве трафаретов для резьбы по дереву, украшения мебели, служили образцами для вышивок.

Занимались вырезанием в основном женщины. Кое-где существовал даже обычай, согласно которому юноша накануне обручения просил избранницу что-нибудь вырезать и только после этого принимал окончательное решение о браке.

Самые ранние случаи проникновения китайских бумажных вырезок за пределы страны — в Японию — датируются VII веком. Позднее по Шелковому пути они распространились и по всей Евразии. Это искусство так полюбилось во многих странах, что его стали считать своим исконным ремеслом многие народы. Наибольшее развитие искусство вырезания из бумаги получило во второй половине XIX — начале XX века, так как бумага в это время стала относительно дешевым материалом, доступным простому народу. Она не требовала большой затраты сил и средств, зато прекрасно украшала жилища. Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии. Славяне вырезки из бумаги называли «выстриганка-ми», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками», «вытинанками», «выцинанками».

По форме народные вырезки из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми — в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры. Такие узорные вырезки наклеивались на окна, заменяя шторы; на мебель, заменяя резьбу; на стены, заменяя ковры. Ими можно было красиво оформить праздничный стол или подарить гостям. Искусство вырезания передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. И у каждого народа появились свои собственные традиции и узоры.

Бумажные снежинки

Вырезание снежинок является одним из направлений этого древнего и всеми любимого искусства. В какой именно местности впервые появилась такая вырезка сейчас установить невозможно. Однако можно предположить, что произошло это в России и еще задолго до появления здесь бумаги.

Дело в том, что с незапамятных времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта, таких как туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягод использовали кору березы — бересту.


Белорусская вытинанка

Бытовые предметы из бересты часто украшались ажурным прорезным орнаментом. В XVIII веке прорезную бересту активно использовали для украшения, хотя оформленные подобным образом изделия существовали и ранее. Тонкая береста легко прорезалась как ножом, так и ножницами (а ножницы в России появились где-то в X веке) и позволяла создавать сложные орнаменты, которые радовали глаз и пользовались большой популярностью. Человек очень наблюдателен, поэтому неудивительно, что многие идеи он заимствует у окружающей его природы. Русский же человек живет в достаточно суровых условиях, зимы у нас долгие и снежные. Красивые снежинки не могли остаться вне поля его зрения, не вызвать желания подражать природному орнаменту кристаллов льда. Так, по-видимому, и появились узоры на берестяных изделиях, которые воспевали на тепло и краски лета, а суровую красоту зимы.


Фиранка — оконная занавеска из бумаги

В настоящее время снежинки вырезают, конечно, уже не из бересты, а из бумаги. Из года в год зимой резные снежинки на окнах согревают своей красотой людские сердца. Бумажные снежинки можно собирать в гирлянды, украшать ими абажуры, открытки, картонные шкатулки, подарочные коробки и сумочки. Красивую снежинку, например, с силуэтом животного — символа года, можно поместить в рамку под стекло — получится картина. Приделайте к лучу снежинки петельку — и вот готово украшение для елки. Оригинально смотрятся снежинки на праздничном столе. Вариантов применения снежинок множество, главное — проявить фантазию.


польская выклеянка (многоцветная декоративная композиция из частей, наклеенных друг на друга)


Снежинку с красивым силуэтом можно поместить в рамку под стекло

Мы собрали более 100 придуманных нами бумажных снежинок. Они представляют собой круговые композиции, основанные на центрально-лучевой симметрии. Лучи расходятся от середины круга. Наши снежинки, как и их природные прототипы, имеют шесть лучей. Можно, конечно, сделать и четырехлучевые и восьмилучевые снежинки, но они будут далеки от природных образцов.

Для удобства работы мы разделили все снежинки на три категории:
Снежинки-орнаменты. В этих снежинках преобладают орнаментальные мотивы, основанные на повторе и чередовании составляющих их элементов. Орнамент может быть простым или сложным, выдуманным или реально существующим — на ваше усмотрение. Зачастую орнаменты не требуют предварительной проработки деталей и придумываются по ходу вырезания.
Снежинки-подобия. В эту категорию вошли снежинки, созданные по образцу и подобию настоящих снежинок, падающих зимой с неба. Для изготовления подобий вам пригодится знание классификации природных снежинок и их внимательное рассматривание.
Снежинки-силуэты. Снежинки этой категории украшены сюжетными композициями и напоминают силуэтную графику. Они самые сложные по исполнению, но при этом и самые живописные. Придуманный сюжет рисуется на заготовке снежинки, при этом желательно, чтобы его внешний контур походил на один из видов классификации природных снежинок.
Это разделение весьма условно, так как все вырезанные изделия по своей сути одновременно являются как силуэтами, так и орнаментами.


Снежинка-орнамент


Снежинка-подобие

Вытынанка (от - «вытинати» - «витинати» - «выцінаць» - «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства, ажурное вырезание из бумаги, бересты, фольги, ткани и кожи.

От аппликации она отличается тем, что вся работа - это цельный кусок бумаги, в то время как аппликация обычно склеивается из нескольких отдельных деталей. Самые известные нам вытынанки - это снежинки.

И тем не менее, не все работы, выполненные в технике художественного вырезания, называются вытынанками.

Отличительными чертами вытынанок является то, что изображения в них:

  • симметричны, т.к. при их изготовлении лист бумаги складывается определенное количество раз, после чего на нем вырезаются разнообразные узоры,
  • относительно немногоцветны, т.к., кроме фона, обычно используется не больше 1-2, реже 3 цветов бумаги,
  • содержат национальную народную символику.

В таком виде эта техника вырезания существовала в Восточной Европе (Польша, Литва, Украина, Белоруссия, Россия).

В Западной Европе было распространено силуэтное вырезание . Для него характерно черное изображение на белом фоне, отсутствие прорезных частей. Сюжеты: портреты (чаще всего - профили), пейзажи, бытовые сцены.

Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, не содержащие традиционной народной символики и симметрии, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием.

В этой технике можно делать много красивых вещей: картины (панно), открытки, бумажные салфетки, украшения на окна, полки, рамки, зеркала и многое другое.

Для вырезания узоров используют ножницы или ножи (канцелярский, макетный).

Об особенностях вырезания таких работ ножницами и о том, как перенести схему на бумагу, читайте в статье: .

В этот раз речь пойдет о вырезании канцелярским или макетным ножом.

  • Детям безопаснее вырезать ножницами, т.к. нож все-таки есть нож. При вырезании им нужно беречь руки, не держать пальцы на вырезаемой линии, не выходить за пределы коврика для вырезания. Коврик нужен, чтобы не испортить стол. Продаются специальные коврики для вырезания. Если такого коврика нет, его можно сделать из куска линолеума или толстого картона.
  • Схему рисуют и вырезают с изнаночной (обратной) стороны будущей вырезки.
  • Так же, как и при вырезании ножницами, работу начинают с самых мелких деталей, затем вырезают детали в центре, затем - по краям, и только потом - контур, если он есть.
  • При необходимости плавно поворачивать бумагу так, чтобы было удобнее вырезать.
  • При вырезании прямых линий можно пользоваться линейкой.
  • При использовании канцелярского ножа чаще отламывать затупившийся конец лезвия.
  • Нельзя оставлять части вырезаемых областей неотрезанными, а потом отрывать их руками. Работа будет выглядеть неаккуратно и таким образом ее можно нечаянно порвать.
  • В зависимости от назначения вырезки и выбранного сюжета, подобрать подходящий фон и приклеить на него работу.

Видео-урок по вырезанию ножом (не на русском языке, но т.к. это видео, то как вырезать, понятно)

Похожие статьи:

Приятного Вам творчества!
Специально для читателей блога , с искренним уважением, Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Открытка к 23 февраля или 9 мая своими руками в…

Вырезанные из бумаги фигуры являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае. Они очень красивы и разнообразны. Их популярность подкрепляется еще и доступностью. Для того чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег. Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Это искусство имеет глубокие корни. Оно является отражением различных сторон традиционной китайской культуры.

История

История изготовления фигур из бумаги началась примерно в 6-м веке. В период с 7-го по 13-й век искусство вырезания фигур из бумаги стало очень популярным в Китае. Особенным успехом эти изделия пользовались во время проведения многочисленных китайских праздников и фестивалей. В 14-м веке искусство вырезания фигур из бумаги распространилось в других странах мира.

В сельских районах вырезание фигур из бумаги является традиционным хобби и народным промыслом среди женщин. В давние времена этим искусством должна была владеть каждая девушка. Когда девушка выходила замуж, среди прочих ее достоинств оценивалось и умение вырезать фигуры из бумаги. С другой стороны, профессиональные художники, занимающиеся изготовлением фигур из бумаги, обычно являются мужчинами. Гарантированный заработок они имеют в другом месте. Они, как правило, имеют собственные мастерские.

Применение

Изделия, вырезанные из бумаги использовались главным образом в региональных ритуалах, декорациях и украшении чего-либо. В прошлом из бумаги вырезали изображения людей или различных предметов, таких как деньги или одежда. Эти вырезанные из бумаги фигуры клали в могилу умершего или сжигали во время во время похорон. Это связано с широко распространенным поверьем, согласно которому те вещи, которые кладутся в могилу умершего или сжигаются во время его похорон, будут сопровождать его во время жизни в другом мире. Вырезанные из бумаги фигуры также использовались для украшения церемонии жертвоприношений.

В наши дни вырезанные из бумаги фигуры используются главным образом в декоративных целях. Обычно это бывает бумага красного цвета. Красный цвет является самым популярным и важным цветом в китайской культуре. Фигурами из вырезанной бумаги украшают стены, окна, двери, колонны, зеркала, лампы и фонарики. Кроме того, эти фигуры часто преподносят друг другу в качестве подарков. Вырезанные из бумаги изображения также часто используют в качестве трафарета для изготовления изделий с вышивкой или нанесения изображения краской из пульверизатора.

Изображения, вырезанные из бумаги, пользуются большой популярностью, потому что при помощи них люди желают друг другу добра и счастья. В древние времена ограниченность в средствах и возможностях, а также время от времени происходящие стихийные бедствия, заставляли людей верить в чудо и желать друг другу более счастливой жизни. Пожелания богатства, здоровья и долголетия передавались, в том числе, и при помощи фигур, вырезанных из бумаги. Фигуры, вырезанные из бумаги, часто вешают на двери. Так, во время празднования Нового Года , по лунному календарю люди часто наклеивают на дверь иероглиф фу 福, который означает понятие благословения. Во время церемонии бракосочетания традиционным и даже необходимым является присутствия фигуры, вырезанной из красной бумаги, с изображением иероглифа си 囍, который обозначает понятие счастья, или, как говорят китайцы, счастья вдвойне, поскольку в этом иероглифе элемент, обозначающий счастье, повторяется дважды. Когда хотят подарить фигуру, вырезанную из бумаги, ребенку, обычно выбирают фигуры кукол, животных, тыквы или лотоса. Когда хотят преподнести фигуру, вырезанную из бумаги, пожилому человеку, чаще всего это бывает изображение иероглифа шоу 寿, который китайцы связывают с понятием долголетия.

Изготовление фигур, вырезанных из бумаги

Научиться вырезать фигуры из бумаги совсем нетрудно. Все, что нужно, чтобы приступить к занятиям, это лист бумаги, нож или ножницы. Но для того, чтобы добиться высокого уровня мастерства, требуется, конечно же, гораздо больше. Человек, который хочет овладеть искусством вырезания фигур из бумаги, должен проявить много выдержки. От него потребуется много усилий, практики, изобретательности и воображения.

Существует два вида изготовления фигур из бумаги: используя ножницы и используя нож. Особенностью первого метода является то, что можно вырезать сразу несколько фигур одновременно. Для этого надо просто сложить вместе несколько листов бумаги.

Туристы могут научиться делать фигуры, вырезанные из бумаги, во время нашего тура по Золотому треугольнику, который также включает посещение города Гуйлинь . Вы можете также связаться с нами, чтобы создать ваш собственный уникальный тур, который будет включать занятия искусством вырезания фигур из бумаги. Школы китайского искусства вырезания фигур из бумаги.

Существует три основных школы изготовления фигур из бумаги. Каждая из этих школ имеет свои уникальные особенности.

1. Южная школа

Эта школа представлена мастерами из города Фошань который находится на территории провинции Гуандун и провинции Фуцзянь. Для фигур из бумаги, изготовленных мастерами из города Фошань, характеры такие черты как сила выразительности, декоративность, изящество и мастерское исполнение. Главное отличие между двумя направлениями южной школы заключается в том, что мастера из провинции Фуцзянь используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения подарочных цветов из местности Путянь.

2. Школа Цзянчжэ (провинции Цзянсу и Чжэцзян)

Эта школа представлена мастерами из города Янчжоу который находится на территории провинции Цзянсу, имастерами из провинции Чжэцзян Работы мастеров из города Янчжоу отличаются элегантностью и использованием духовных и религиозных мотивов. Главное отличие между двумя направлениями этой школы заключается в том, что мастера из провинции Чжэцзян используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения цветов, фруктов, птиц и рыб.

3. Северная школа

Эта школа представлена мастерами из провинций Шаньси, Шэньси и Шаньдун. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шаньси, относительно просты и лаконичны по сравнению с работами других направлений этой школы. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шэньси, имеют необычные формы и различные интересные аллюзии. Фигуры, вырезанные из бумаги, которые изготавливают мастера в провинции Шаньдун имеют уникальную эстетику. Здесь используют самые разные стили и очень богатые деталями рисунки.

История возникновения художественного вырезания из бумаги.

Вырезание из бумаги как искусство возникло после того, как была изобретена бумага. Считается, первые узоры из бумаги появились на родине бумаги – в Китае. Однако похожая техника вырезания из кожи и уже существовала до изобретения бумаги.

И у славян еще до того, как появилась бумага, уже существовала традиция украшать дома ажурными узорами из ткани и бересты.

Вырезание бумажных узоров в Китае называется «Цзяньчжи».

Первое время из-за высокой стоимости бумаги это занятие было доступно только очень состоятельным людям. Вырезанные узоры использовались для украшения жилья, как трафареты для вышивки и орнамента на различных поверхностях, а также во время религиозных и обрядовых ритуалов, праздников и других важных событий.

Сейчас ими украшают помещения, фонарики, окна, двери, мебель, зеркала, лампы, веера, ширмы и многое другое. Они используются для украшения подарков или сами служат подарком. Для вырезания узоров китайские мастера «Цзяньчжи» чаще всего используют ножницы.

Удивительную картину в этой технике шестидесятичетырехлетняя жительница Китая Ли Цзинчжу вырезала пять лет. В центре картины - цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям около ста маленьких пионов и десять различных драконов.

После того, как производство бумаги подешевело, вырезание из нее стало более распространенным занятием, а со временем превратилось в один из видов китайского традиционного народного декоративно-прикладного творчества. Галерея работ в этой технике: www.sino-arts.com/papercutG.html

Вместе с бумагой оно стало распространяться по миру, приобретая присущую каждому народу индивидуальную символику, особенности и характерные виды орнамента. В VII веке оно попало в Японию и Корею, в XIII веке - в Персию, а в XV через Турцию по шелковому пути - в Европу.

Во Франции узоры из бумаги стали называть словом "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги. Портреты в технике "силуэт" стали украшать дома знатных людей, а картинки - альбомы.

Известный автор сказок Ганс Христиан Андерсен тоже любил и умел делать вырезки из бумаги. Сейчас они хранятся на родине писателя в его музее (увидеть его работы можно здесь: www.sky-art.com/andersen/papercuts/papercuts.htm). Также этим видом творчества увлекались Репин и Анри Матис.

Но вырезанием из бумаги занимались не только люди искусства и дворяне. С развитием производства и появлением большого количества фабрик, выпускающих бумагу, она достаточно подешевела, чтобы стать одним из самых доступных материалов для украшения домов крестьян (белорусов, поляков, литовцев, украинцев, русских и других народов).

Этот старинный вид творчества известен у многих народов под разными названиями. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстриганка, в Украине – витинанка (чит. вытынанка), в Белоруссии – выцiнанка (чит. выцинанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в Литве – popieriaus karpiniai (чит. карпиняй). Восточноевропейские евреи называли ажурные бумажные узоры рейзеле (в переводе с идиш - розочка).

Название этому виду декоративно-прикладного искусства возникло из способа создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, нужны только лист бумаги, ножницы и фантазия.

Бумажными кружевными узорами раньше как оберегами украшали домашний иконостас, окна, печи, полки, лавки, столы, потолочные балки, рамки, дверные косяки, их н аклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, использовали вместо скатерти, вязаных салфеток, занавесок.

Бумажные занавески, источник фото: www.taverne.ru/viewtopic.php?f=13&t=104&start=0&sid=077b7ba6260c0bc9fc52d244c3a7069d

Славянские вытынанки имели характерные особенности техники и сюжетов и содержали стилизованные растительные, геометрические, зооморфные узоры, древние символы, сохранившиеся в народе еще с дохристианских времен.

Вытынанки мастеров Подолья в Симферопольском этнографическом музее:

Т.к. бумага - материал не самый долговечный, но при этом дешевый и доступный, то изделия из нее не берегли. Перед большими религиозными праздниками (Пасха, Рождество), символически обновляя дом, эти украшения выбрасывали или сжигали, чтобы заменить их новыми. Вот почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло совсем мало.

Создавали эти узоры, складывая лист несколько раз и вырезая в нем ножницами фигурные отверстия. Полученный узор повторяется столько раз, во сколько слоев сложена бумага (вырезание снежинок - это тоже вытынанка). Причем в большинстве случаев для этого традиционно использовали большие ножницы для стрижки овец, позднее - портновские, маникюрные, т.е. те, что были в хозяйстве.

Очень интересны польские и западнобеларусские выцинанки. Их часто делали разноцветными и многослойными, для этого склеивали несколько вырезок (поэтому они еще назывались «выклеянками»).

Напоследок смешной мультфильм «Выцiнанка-выразанка» Михаила Тумеля на песню этно-трио «Троiца»)

Продолжение статьи читайте здесь:

Похожие статьи:

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

Искусство вырезания из бумаги

Цзяньчжи

Художественные вырезки - "цзяньчжи" - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной.

Искусство вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян отличается своим изящным, тонким и свежим художественным стилем и пользуется популярностью среди китайских и зарубежных художников и народа.

В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».

Уникальность культуры Китая заключается в том, что многие направления в искусстве были изобретены именно в этой стране. А за длительную историю развития Поднебесной достигли своего совершенства.

Китайская архитектура, изделия из фарфора и живопись стали настоящими символами культурного наследия страны.

Кроме всего прочего, одним из самых древних видов искусств в Китае считается мастерство вырезать из бумаги самые разнообразные фигурки, и даже целые картины.

Этот вид декоративно-прикладного творчества получил свое название - Цзяньчжи. Многие историки и исследователи считают, что первые Цзяньчжи появились в эпоху правления династий Шан и Чжоу. Это приблизительно VI столетие. Но есть мнение, что вырезать из бумаги китайцы начали задолго до этого времени.

Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда. В древние времена бумажные фигурки использовались также для украшения во время исполнения ритуального действа подношения богам даров.

Позднее искусство Цзяньчжи потеряло свою обрядовость, однако это не значит, что фигурки из бумаги были забыты китайцами. До сих пор изделия, вырезанные из бумаги, используется в качестве декоративного элемента интерьера помещения.

Кроме того, бумажными фигурками обклеивают торшеры ламп и зеркала, колонны и окна, двери и фонари для придания им уникальности и красоты. Раньше искусство Цзяньчжи было незаменимым в других видах прикладного творчества. Вырезанные из бумаги узоры являлись своеобразной калькой при вышивании или изготовлении орнаментов на других предметах обихода.

Для того, чтобы вырезать из бумаги настоящее произведения искусства требовалось достаточно много времени, ведь в этом деле главное точность и продуманность всех линий. Именно поэтому, возникнув в древности, этот вид декоративного творчества свято оберегался и передавался от матери к дочери. Чаще всего Цзяньчжи занимаются деревенские женщины.

В настоящее время бумажные узоры «Цзяньчжи» используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

Современные китайские мастера Цзяньчжи

Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао

Она родилась в 1903 г., в ее жизни были неудачи и крушения. С 16 лет Линь Тао начала учиться искусству вырезки из бумаги, а сейчас ножницы и цветная бумага уже стали ее кистью, которой она отображает счастливую жизнь.

Старушка Линь Тао с помощью ножниц и бумаги рисует жизнь такой, какой она себе представляет. Ныне ее искусство широко популярно. Например, некоторые ее работы включены в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», изданную издательством «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, приезжавшие в Чжанпу в этнографическую экспедицию, с восторгом говорили: «Она китайский Пикассо из народа!»

В 2004 г. Центральный художественный институт дал ей такую оценку: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке-реке - жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». Позднее сюжет о выставке был включен в телефильм «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Познав превратности судьбы, горе и радость, пожилая женщина говорит: «Самая большая радость - это быть вместе со всеми членами семьи». Теперь в ее родной деревне и даже в уезде, когда отмечают свадьбу, люди обязательно обращаются к ней за вырезками, изображающими красивые цветы, дракона и феникс, уток-мандаринов, которые символизируют счастье и радость, с тем чтобы приклеить их на подарки и на приданое. Иногда молодые люди приходят к ней учиться искусству вырезки, она всегда передает свои секреты мастерства без утайки. Теперь почти во всех средних и начальных школах есть группы любителей вырезок из бумаги, которые в свободное от занятий время, в летние и зимние каникулы приглашают ее и других мастеров прочитать лекции и дать конкретные советы.

Никто не может ответить на такой вопрос: как же она, пожилая женщина, нигде и никогда специально не обучавшаяся этому искусству, смогла добиться таких достижений?

Вырезанные ею изображения цветов и людей выглядят как живые; жизнь, отраженная в ее работах, прекрасна, как мелодия песни. «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» - говорит замечательная старушка Линь Тао.

Огромная картина выполненная в технике “цзяньчжи” с пионом в центре была представлена посетителям в государственном парке пионов города Лоян, расположенном в китайской провинции Хэнань.

В центре картины вырезан цветок пиона диаметром 1, 5 м, по краям около ста маленьких пионов, а также десять не похожих друг на друга драконов.

Произведение из бумаги шестидесятичетырехлетняя китаянка Ли Цзинчжу - вырезала пять лет!

Современный мастер Цзяньчжи - Jiakai Yin

Художник Цзяньчжи - Yongshou Zhang

Персонажи Пекинской оперы, выполненные в технике Цзяньчжи