Поселения и жилище иранцев. Одежда

Перед поездкой в Иран я перебрала свой гардероб и с горестью признала, что из моих вещей под иранский дресс-код ничего не подходит. Многочасовой поход по торговому центру тоже не облегчил задачу. В наш век кроп-топов и укороченных джинс-бойфрендов найти нормальную летнюю одежду для Ирана практически невозможно. Измучившись, я обратилась напрямую к иранцам, чтобы выяснить, как быстро меня казнят, если я приеду в джинсах-скини с дыркой на коленке. Ответ меня удивил.

Как одеваются женщины в Иране

Исламский дресс-код в Иране довольно суров – все девочки с 9 лет должны носить платок, а так же одежду, оставляющую открытой только лицо и кисти рук. Одежда должна быть максимально свободной, полностью скрывающей силуэты тела. Никакой прозрачности, декольте, обтягивающих вещей и подвернутых рукавов. В идеале, женщины в Иране должны носить чадор – просторную черную простыню, которая скрывает женщину от макушки до ступней. Выглядит это внушительно и довольно устрашающе.

Но на деле девушки Ирана довольно вольно трактуют предписания в одежде. Черный платок, который должен полностью скрывать волосы, давно заменили легкие летящие шарфики и палантины всех цветов и оттенков. Иранки лихо сдвигают их на макушку, стараясь максимально открыть волосы и легкомысленно выбивающиеся пряди. Очень откровенно и сексуально по персидским меркам! На смену чадору пришли многочисленные манто, кардиганы и другая длиннополая одежда. Причем длина в лучшем случае доходит до середины икры. Многие самые дерзкие девушки Ирана вовсе предпочитают коротенькие накидки и туники, которые всего лишь скрывают попу. Неслыханная дерзость! Конечно, в провинции и в глубине страны очень много традиционных городов и поселений, где женщины старательно закутываются в чадор. Но вот в крупных городах, таких как Тегеран, Исфахан и Шираз молодежь демонстрирует все вольности мировых модных тенденций.

В Иран я отправилась в скини-джинсах и длинной светлой рубашке. Длинной она была только сзади – закрывала попу до середины бедра. Спереди же была как обычная длинная футболка. Вот правда на солнце она просвечивала насквозь, поэтому я предусмотрительно надела майку под рубашку. Так и проходила по всем мечетям и мавзолеям. В ресторанах и при покорении очередных пустнных холмов, мой абы какой наряд распахивался и раздувался, но это смущало, пожалуй, только меня.

Иранцы очень дружелюбны и терпимы к туристам. Их любят, балуют и многое позволяют. Мне кажется, иранцев умиляет, как европейки кутаются в платки и боязливо оглядываются вокруг, ожидая порицания от разгневанного исламского населения. Их забавляет, как мы одергиваем недостаточно длинную рубашку и пытаемся пристроить на волосах вечно сползающий шарф. Когда ты прилетаешь в Иран и весь Иран глазеет на тебя, сворачивая голову и тыкая пальцем. Не потому, что ты что-то нарушил и палач уже выехал, чтобы отрубить неверной голову за выбившуюся челку. Это все от врожденного любопытства к людям из других стран. Иранцы не избалованы туристами, и любой иностранец для них диковинка со светлой кожей и волосами. Так что даже со своим абы-каким дресс-кодом я не получила ни одного укоряющего взгляда. Жива, здорова и даже не покрыта позором и бесчестьем.

Не жарко ли будет?

Когда знакомые иранцы стали присылать мне примеры, что надеть в Иране, я была озадачена. Моя поездка была запланирована на май, самое начало лета, когда воздух стремительно накаляется под 35-40 градусов. Ходить с длинным рукавом и покрытой головой казалось мне сродни тепловому самоубийству. К тому же, все фото традиционных манто, что мне прислали, выглядели как классические европейские тренчи и плащи на осень. Я даже несколько раз переспросила – а это точно на лето? Неужели вам не жарко в такой закрытой и плотной одежде?

Как показала практика и 40-градусный Язд – нет. Климат в Иране горячий и сухой, из-за чего хоть и жарко, но организм не сходит с ума из-за повышенной влажности. В Язде жара обрушилась на меня как раскаленная плита, но уже через день из меня вышла вся лишняя влага и словно открылось второе дыхание. Закрытая одежда и платок на голове не раз сослужили добрую службу, скрывая кожу и волосы от палящего солнца. В Персеполе, где мы гуляли больше трех часов, мои друзья иранцы получили характерный “загар велосипедиста”, а у меня даже нос не загорел.

Что надеть женщине для поездки в Иран?

Оптимальный вариант – джинсы или другие комфортные вам штанишки и что-нибудь просторное и длиннополое сверху. Брюки совершенно необязательны. С тем же успехом вы можете выбрать длинное платье, сарафан или юбку. Но лично мне было комфортнее лазить по развалинам и горам в джинсах и кроссовках. В качестве “манто” подойдет любая туника, кардиган, плащ, популярная летом 2017 накидка-кимоно или просто длинная свободная рубашка. Обувь – на ваше усмотрение. Женщины в Иране не очень любят носить открытую обувь тк это не гигиенично – во многих ресторанах едят на полу и не очень вежливо демонстрировать всем свои пыльные натруженные ноги. Но вы совершенно спокойно можете ехать в сандалях.

  • Джинсы с дыркой на коленке – можно
  • Рукав “три четверти” или просто подвернутый – можно
  • Украшения и макияж – сколько угодно
  • Майки с неглубоким вырезом под распахнутую рубашку/манто – можно
  • Принты и разные надписи на английском – сколько угодно


Есть несколько мест на Земле, которые принято считать колыбелью цивилизаций. И одно из них – Ближний Восток. Но не будем углубляться в исторические исследования, а рассмотрим с точки зрения fashion-индустрии одну из стран региона, в котором зародилась человеческая культура, – Иран.

До 1935 года Иран назывался Персией. История этого государства по письменным источниками насчитывает почти пять тысячелетий, из которых более двух оно входило в число влиятельнейших политических и культурных мировых центров. На протяжении многих веков господствующей религией страны был зороастризм, но к XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.
Одежду, которую носили в Иране за всю его историю, можно разделить на две части. Первая – это одежда различных исторических периодов, а вторая – традиционные наряды различных народов, проживающих в 11 районах страны.
История иранской одежды берет начало с Мидийского исторического периода, то есть за 708 лет до нашей эры. По надписям и письменным свидетельствам того времени, сохранившимся артефактам из камня и металла и рисункам на посуде можно судить об одежде того периода, ее цветовой гамме и, конечно, ее обладателях. Изначально одежда была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились с предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды. Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в Европе.
Иранские, греческие и русские писатели рассказывали об изысканности, красоте и замысловатости отделки иранской одежды. Изучая эти источники, можно сделать вывод, что в Иране были хорошо развиты ткацкое и портновское искусства, которыми народы Ирана овладели в далеком прошлом. Кроме того, специалисты оценивают вязание и вышивку, как два вида прикладного ремесла. Во все времена иранцы большое внимание уделяли красоте, практичности и цвету одежды. Вкусы и предпочтения народа, его мастерство и креативность проявлялись в создании интересных и красивых одеяний.

Мужская одежда
Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов (анаксаридов) и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны шили из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным. Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цветов. Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Очень длинные полы мидийского кафтана подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части. Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться. Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев, они многое заимствовали и у других народов – ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей сменилась костюмом из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны стали носить вместо шароваров. Знатные придворные и члены царствующей династии предпочитали мидийскую одежду пурпурного цвета, головной убор украшали бело-голубой повязкой, как у царя. Придворные менее высокого сана надевали такую же одежду, но другого цвета. (Продолжение следует)

Хамраз Дедикхани

Одежда, одно из важнейших проявлений этническо-культурных символов, быстро влияющее на культуру различных человеческих сообществ.

Этот вопрос является важным, потому что через стиль одежды может происходить культурное господство и гегемония. Изменение стиля одежды, может привести к изменению стиля жизни, мышления, способа производства, также к изменениям в социальной структуре общества. Если мы хотим понять, что общество вкладывает в смысл одежды, то должны понимать влияние различных факторов, как финансов, культуры народа, религиозные мотивы, система культурного общения среди людей общины. Эти ценности играют важную роль в поддержании социальной и культурной самобытности общины и ее долговечности в жизни исторической преемственности поколений.

Сначала одежда выполняла в первом человеческом обществе элементарную защитную роль от холода и проявлений природы. Позже, с развитием социальной и культурной деятельности в обществе, и формированием религиозных верований, одежда претерпела изменений и стала отвечать культурным особенностям общества и религиозному сознанию народа. Мы видим, как каждый народ добавлял разные элементы в одежду. Так одежда стала отличаться фасоном пошива, с указанием на статус человека, цвет кожу, пол. А формы и стиль одежды стали играть символическую культурную роль, отличающее общество друг друга. Каждый мотив в одежде, украшения и символика, показывали на сложившуюся концепцию в самих обществах.

Иранский социолог Али Боль Куваши отмечает, что выбор материала, цвета, модели представляют социальный статус, экономические возможности, религиозные взгляды, профессиональные и психические условия, как и различия в сексуальности, поле и статус людей в разных социальных и этнических группах. Также указывает одежда на скромность, обаяние и шарм, гордость и высокомерие, сексапильность, социально-экономическую нишу в обществе, чувства настроения, как печаль и радость, бедность и богатство, и религиозные верования и их степень. При исследовании одежды народа и общества, будь то в прошлом или в развивающемся процессе истории, хорошо понимаем как общество жило, развивалось и во что верило.

Через одежду общества мы можем понять культуру народа. А также одежда показывает на общественную деятельность в различных областях, раскрывает культурные, профессиональные и религиозные обряды и ритуалы.

Некоторая одежда, особенно женская, носила в себе некоторую символическую окраску, тем самым выделяя женщину по ее стилю одежды, включая цвет, форму, материал. Тем самым такой вид одежды указывал на принадлежность ее к определенной группе общества и ее стилю жизни, моральным ценностям.

Одежда, как язык, рассказывающий об этнической идентичности, социальной, географической и профессиональной принадлежности, политическом, религиозном и социально-экономическом статусе, как в обществе, так и отдельной стране. Одежда дает возможность понять социальную и культурную функцию членов общины, также самобытность и разнообразие культуры общин - племенной, сельской, крестьянской и городской. Например, в Иране разнообразие этнических групп, которые связаны одним языком, как курды, белуджи, лоры, туркмены, турки, но в каждой географической зоне Ирана друг от друга отличает коренная и традиционная одежда каждого из этих людей.

Таким образом, мы видим, что одна из ветвей знаний прошлых периодов иранской цивилизации, это культура, история, одежда этой земли. Одежда, как мужчины и женщины дает информацию, как раньше люди жили. Какой использовали орнамент, ткань, модели. Иранская одежда из древности до нашего времени претерпела значительные изменения, чтобы соответствовать современным критериям. Но даже изменения такие, не делают похожими народами. Можно отметить, что стиль востока разнится от европейского.

Памятники, сохранившиеся с древних времен до наших дней показывают, что восточные общества, такие как Иран и другие цивилизации, как TADMER, несмотря на влияние греческой и римской архитектуры, сохранили свое восточное настроение, что ярко выражено в восточных скульптурах, которые представлены в одежде.

Иранская цивилизация насчитывает более 10 тысяч лет. Следовательно, корень многих человеческих достижений можно найти в этой цивилизации. Например, первый прядильно-ткацкий станок и пояс были обнаружены в пещере, недалеко от города Бешагр, (7 тысяч лет до н. э.). Кроме того, в старых частях древнего города Сузы - в Хузестане, была обнаружена игла для шитья одежды.

Эти находки и другие нововведения, которые произошли в последующие периоды, стали основой для создания одежды по всему миру. Мы видим, как богатая культура распространилась на Африку, Европу, где с добавлением конструкторских идей этих стран, нашла свой путь в мир моды, создавая новые способы и различные стили одежды. Общественный стиль одежды под влиянием Запада, часто претерпевает фундаментальные изменения, выбирая западную одежду и моду.

В последующих программах под названием "История одежды в Иране", предложим вам изучить историю развития одежды в Иране, понимая и осознавая историческое и культурное прошлое, а также настоящее иранской культуры, с широкими возможностями в области моды, а также важных вопросов в современном мире. В этой программе, разъясним особенности иранской исламской моды и одежды.

Многих путешественниц пугает «строгий» иранский дресс-код. Пусть вас это не отпугивает, прекрасные девушки, на самом деле все не так страшно — по стране путешествуют многие европейки, но кое-какие нормы соблюдать все-таки придется.

В этом посте — о том, как одеваться в Иране и какую одежду с собой взять в поездку, а также о повседневной одежде иранских женщин.

Какая одежда бывает в мусульманских странах

Для начала, вот хорошая инфографика о видах женской одежды в разных мусульманских странах.

Источник: aif.ru

Паранджу (полностью покрывающую тело, кроме глаз) в Иране не носят, вопреки устоявшемуся мнению. Может быть только очень религиозные люди в отдаленных деревнях где-нибудь на юге страны. Более того, чадор (чадру) носят не все женщины, примерно половина. Она обязательна только при посещении некоторых особо священных мест, и ее выдают при входе.

Религиозные женщины носят чадор

Вход в комплекс Amir Chakhmaq в Ширазе

Я могу только представлять, как же жарко в таких нарядах в душном иранском климате.

Общее правило — должны быть покрыты волосы и все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Кроме этого, необходимо прикрыть бедра, то есть просто штаны или джинсы не подойдут. Даже если вы что-то ненароком нарушите, вам вежливо на это укажут и все, ведь вы же турист.

Вот немного иранской женской моды, сфотографировал на рынке в Ширазе

Есть даже купальники, естественно закрытые. Хотя женщинам в Иране можно купаться только на женских пляжах, куда нет доступа мужчинам. Купальники продаются на рынке на всеобщем обозрении, для меня это было странно.

Манто

В больших городах многие молодые девушки одеваются ярко и стильно. Обычно иранки носят брюки или джинсы, а поверх надевают манто — что-то типа длинного платья (или чуть выше колена) с рукавами. Манто бывают разные, с пуговицами спереди или одевающиеся через голову, цветные или спокойных бежевых или темных цветов, бывает похожа на пальто, плащ или платье. Под низ манто никто не запрещает одевать платье до щиколоток, но такое встречается редко.

Платок или шарф

Голову иранки покрывают платком или шарфом, черным или цветным, их великое множество, на любой вкус и цвет. Причем многие носят его на самом затылке, как бы номинально соблюдая правило, но при этом волосы-то открыты.

Косметика

Иранки любят много макияжа, я бы сказал, что у них страсть к косметике. Из-за ограничений в одежде это хороший способ выделиться и показать свою красоту. Ярко накрашенные губы, подведенные брови, огромные ресницы — это привычный образ современной иранской женщины, хотя с религиозной точки зрения это не поощряется.

Кроме этого, в Иране просто бум пластической хирургии. У многих девушек (да и парней тоже) можно увидеть белый пластырь на носу. Это означает, что недавно была сделана операция по изменению его формы, ведь у многих он похож на картошку, такой широкий и припухлый. А иранки стараются сделать свои формы как у европеек, чтобы нос был тонкий.

Некоторые просто лепят этот пластырь даже без операции, чтобы окружающие думали, что девушка обеспеченная и при деньгах. :-)

Что взять с собой в Иран из одежды девушке?

  • Хорошей идеей будет взять с собой в Иран тунику или кардиган, может быть у вас в гардеробе завалялось что-то похожее на манто. Последнее можно купить на месте недорого, где-то за 15-20$.
  • К тунике джинсы или брюки.
  • Можно попробовать взять платье, но к нему потребуются темные плотные колготки или лосины.
  • На голову берите платок, шарф, палантин любой расцветки, какой пожелаете.
  • Можно взять легкую длинную рубашку.

Еще я видел пожилых иностранок в широких свободных штанах и тунике чуть ниже бедер, а также в платьях под туникой, но местные так не одеваются.

Правила иранского дресс-кода начинают действовать, когда вы выходите из самолета по прилету, надо подготовиться заранее.

Как насчет мужчин?

Для мужчин в Иране все гораздо проще: не рекомендуется носить шорты и майки без рукавов, в остальном все как обычно: джинсы или штаны, футболка или рубашка. Шорты не носят даже в самую адскую жару на юге, придется потерпеть, тем более по сравнению с мучениями девушек под слоями одежды — это сущий пустяк.

Одним из наиболее распространенных у персов является тип жилища, свойственный не только Ирану, но и другим странам Передней и Средней Азии.

Это глинобитное жилище с каркасом из деревянных столбов, на которых держится плоская земляная крыша, покоящаяся на горизонтальных балках, крытых, чтобы не просыпалась земля, небольшими дощечками и слоем соломы или камыша. Окна в таком жилище отсутствуют, свет проникает через двери или небольшие отверстия в крыше или в стенах. Нередко фасад дома имеет террасу (айван), а самый дом окружен различными хозяйственными постройками. В селении дома стоят вдоль улиц, часто кривых и извилистых, без определенной планировки. Много подобных селений встречается на южных склонах Эльбурса, в частности близ Тегерана, а также южнее, в районе Исфахана. Такие селения обычно называются керъе, или дех.

Другой тип селения - это кале, калаче, палате (буквально: крепость), распространенный, по имеющимся данным, преимущественно в северном Иране, меньше- в центральном и южном. Он представляет собой укрепление в виде высокой квадратной или прямоугольной ограды - глинобитной стены, иногда с башнями по углам. В одной из стен устраивают ворота, запираемые на ночь. Внутри ограды вдоль всех четырех стен в ряд расположены жилища, тесно примыкающие одно к другому. Стены жилища глинобитные или сооружены из сырцового кирпича. Каждое жилище состоит из одной комнаты, площадью в 15-20 м 2 , и имеет куполообразную крышу, сложенную из сырцового кирпича. Окон в этих помещениях нет, их заменяют небольшие отверстия в стене и крыше. Каждая семья обычно занимает три-четыре помещения, расположенные вокруг небольшого внутреннего дворика. Для отопления устраивают печи вроде каминов или же разводят огонь прямо на полу, и дым уходит в отверстия в крыше. Кое-где такие постройки возводятся в два этажа, причем даже и в зтих случаях жители обходятся почти без применения дерева.

Близ деревни-крепости часто можно видеть дом помещика, караван- сарай (если деревня расположена при большой дороге), кофейню - ках- sexane , иногда жандармский пост с башней.

Особый тип жилища распространен в богатых лесом сырых прикаспийских провинциях - Гиляне и Мазандеране. В обеих провинциях деревенские дома строятся из дерева. В Мазандеране стены домов сооружаются из неотесанных бревен или из плетней, заплетенных между рядом деревянных столбов и обмазанных толстым слоем глины. Крыши - двускатные, покрыты корой. В Гиляне дома строят также из бревен, ставят их не прямо на землю, а на высокий деревянный сруб, возводимый для предохранения жилья от сырости. Гилянские дома имеют своеобразные крыши в форме конуса или трапеции, высота которых вдвое превышает высоту дома. Крыши покрыты рисовой соломой; они со всех четырех сторон опущены почти до самой земли и служат крышей также и для устраиваемой вокруг дома деревянной террасы. Для того чтобы попасть в дом, нужно подняться по лестнице, ведущей на террасу. Отметим также весьма своеобразные деревни близ Йезда, сооруженные в скалах, на значительной высоте, и напоминающие собой пещерные города, а также легкие постройки из ветвей кустарника и камыша в жарких долинах юго-восточного Ирана.

Своеобразную особенность некоторых жарких южных и восточных районов Ирана представляют собой так называемые бадгиры («ветрособи- ратели»). Это вертикальные трубы, выведенные над крышами домов и снабженные боковыми отверстиями, через которые вентилируется помещение.

Иранские города, за немногими исключениями (например, европейская часть Тегерана), сохраняют до настоящего времени своеобразный традиционный вид. Хотя средневековая планировка иранского города, делившегося на обнесенные стенами части - цитадель, шахристан и ра- , бат, теперь уже нарушена, кое-где еще сохраняются следы этой планировки, остатки существовавших когда-то стен и т. п. В настоящее время в иранских городах обычно в центре расположена площадь, часто с садом и бассейном с фонтаном посредине. От нее под прямым углом отходят четыре большие улицы. Неподалеку обычно находится и центральный базар, занимающий большую площадь и состоящий из ряда крытых проходов с лавками и мастерскими по обеим сторонам. Центральные улицы довольно широки, часто вымощены, вдоль тротуаров проведены арыки, обсаженные, как, например, в Исфахане, деревьями. Резкий контраст с ними представляют остальные улицы, переулки и проулки, извилистые и кривые, с выходящими на них глухими стенами. На городских окраинах скучены дома беднейшей части населения - невысокие, приземистые постройки, лишенные дворов и зелени.

Городские дома людей зажиточных или среднего достатка сооружаются из жженого кирпича, плоского, небольшой толщины, или же, так же как и в деревнях, из сырцового кирпича или глины. Часто дома из жженого кирпича не оштукатурены, а орнаментация стены, особенно фасада, достигается различной кладкой кирпича. В центральной части больших городов можно увидеть двух- и трехэтажные дома, однако большинство домов имеет один этаж.

Обычно с улицы через небольшую калитку в стене входят во двор, в глубине которого расположен дом. Часто дверь калитки находится в небольшой нише. На двери висит молоточек, заменяющий звонок. Дворы содержатся очень чисто и выложены плитняком. Во дворе иногда разбит цветник, растут деревья. Почти всегда во дворе имеется бассейн, воду из которого берут для различных домашних надобностей, для поливки двора, для омовений; иногда в бассейне купаются. Под домом в подвальном или полуподвальном помещении иногда находится так называемый аб- амбар - помещение с закрытым со всех сторон водохранилищем; воду из аб-амбара берут через кран, устроенный в одной из его стенок. В новые двух- и трехэтажные дома проведен водопровод и в верхние этажи воду накачивают ручным насосом. Кроме аб-амбара, в полуподвальном помещении расположена кухня - агипазхане и особое помещение зирземин, где обитатели дома часто проводят время летом, когда становится особенно жарко. Со двора в дом проходят через террасу, открытую спереди и снабженную колоннами. На террасу выходит много дверей, заменяющих собой также и окна, так как двери эти обычно стеклянные.

В старых домах состоятельных людей сохраняется деление всего дома на две части: бирун - внешние («мужские») комнаты и эндерун - внутренние покои, предназначенные для женщин и детей, куда вход посторонним мужчинам запрещен.

Внутреннее убранство дома всецело зависит от состоятельности его хозяина. Основное убранство жилых помещений составляют ковры, качество которых также определяется имущественным состоянием данной семьи. У персов в комнатах принято стелить четыре ковра: один посреди комнаты, два по обеим его сторонам и один вдоль стены на почетном месте. В прежнее время мебель в персидских домах заменяли расположенные вдоль стен одеяла и валики-подушки. Теперь в зажиточных домах в большом употреблении низкая мягкая мебель хамадани (кресла, диваны, низкие столики). В небогатых домах стены комнат беленые, а у состоятельных людей часто отделаны алебастром и украшены лепным орнаментом. В стенах сделаны ниши, имеются полки, на которых расставлены различные стеклянные предметы, очень распространенные в персидских домах: зеркала, лампы, канделябры, вазочки; чем богаче дом, тем их больше. Они, как правило, не употребляются по прямому назначению и имеют чисто декоративное значение, так же как и искусно украшенный камин - неотъемлемая принадлежность парадных комнат богатого дома.

Для обогревания, наряду с входящими в употребление различного типа печами и паровым отоплением, в новых городских домах служит традиционное курсы - широкий квадратный столик, под который ставится жаровня на металлическом подносе, с раскаленными углями. Сверху это приспособление покрывают большим квадратным стеганым одеялом. Все присутствующие залезают под это одеяло по самые плечи, ногами к жаровне, и таким образом сидят или спят. У бедняков курси служит также для приготовления пищи.

Одежда

В настоящее время значительная часть городского населения Ирана, в особенности же представители зажиточных слоев общества, а также интеллигенции, полностью переняла европейский костюм. Что касается средних слоев города, то и среди них теперь нередко можно встретить людей, носящих европейскую одежду, а среди женщин - платье европейского покроя. Однако наряду с элементами европейской одежды они сохраняют в своем костюме некоторые национальные элементы, главным образом головной убор, обувь, а женщины - покрывало. Полностью сохраняет национальный костюм духовенство,

В городе до недавнего времени мужской костюм состоял из следующих элементов. На тело надевалась белая рубаха - пирахан и широкие штаны из черной материи - шалъеар, или зирджаме. Поверх рубахи иногда носили безрукавку - джалетке, а затем каба - род кафтана. Костюм рабочего или ремесленника этим и ограничивался. Рабочие обычно не носили каба. Ремесленники во время работы надевали длинный передник. На юге костюм рабочего иногда ограничивался рубахой и передником. Обувью, особенно на юге страны, служили гиве - белые туфли с вязаным из бумажной пряжи верхом и подошвой из прессованных тряпок. Рабочие нередко ходили и работали босиком. Часть рабочих и сейчас носит рубаху, штаны и безрукавку национального покроя.

Верхней одеждой более состоятельных горожан являлся сердара из сукна, с отложным или стоячим воротником, с прямой застежкой спереди и множеством сборок на талии. Купцы, духовные лица носили вместо сердари леббоде - также из сукна, нечто вроде длинного камзола. Каба и леббоде обвязывали длинным поясом. В холодное время года поверх всего надевали аба - плащ из верблюжьей шерсти без рукавов. На ногах носили бумажные или шерстяные чулки-джураби кожаные туфли- кяфги.

Крестьяне и сейчас носят рубаху из белой ткани и штаны из синей местной ткани (карбос), а также короткий кафтан- каба, преимущественно из того же синего карбоса. В холодное время года надевается короткий овчинный тулуп - ним тане или же верхняя одежда из войлока - на- мад. На ногах гиве, а зимой также шерстяные чулки - джураб.

Национальный персидский головной убор, сохраняющийся частично в быту и до настоящего времени,- пулах, который имеет различную форму и делается из различного материала. Крестьяне и городская беднота носят овальной формы войлочный кулах - кулахе намад, а средние и высшие классы - исключительно конический кулах. Высшие сословия до недавнего времени носили также эммаме, т. е. чалму, под которую надевалась небольшая шапочка-аракчин. Цвет чалмы и способ ее подвязывания были весьма разнообразны, по ним можно было определить социальное положение человека и из какой местности он происходит.

В связи с затворничеством, составлявшим в недалеком прошлом удел женщины-горожанки и практикующимся отчасти и теперь, в женской одежде обычно различаются уличный и домашний костюмы. Принадлежности домашнего костюма: рубаха - пирахан, штаны - шалъеар, кофточка - рахт, или ялъ, и очень короткая пышная плиссированная юбка - шалите. Часто кофточка надевается прямо на тело, без рубахи. Следует отметить, что подобный домашний костюм среди высших и средних слоев городского общества, особенно в Тегеране, вошел в обиход после путешествия в Европу во второй половине XIX в. Насреддин-шаха, пленившегося там балетом и переодевшего весь свой гарем в балетные костюмы. Эти-то костюмы и послужили образцом для вышеописанного домашнего костюма горожанок.

Принадлежностями уличного костюма служат широкие шаровары - чахмур, обычно черного цвета, с пришитыми к ним чулками; шаровары стягиваются тесьмой на поясе и образуют густые сборки. Далее следует черное же покрывало - чадур, или чадур-куче, которое накидывается

на голову и окутывает всю фигуру с головы до ног. На лицо накидывается белое покрывало-рубенд, с полоской ажурной строчки в виде,сеточки на уровне глаз; иногда вместо рубенда лицо закрывают сеткой из конского волоса, называемой пиче. Дома при выходе из комнат, например во двор или же в.другие помещения, накидывается так называемый чадур-намаз - покрывало, но уже не черное, а цветное. Женщины носят также чаргат - вышитый головной платок. На ноги надевают туфли - кяфги.

Жительницы сельских местностей не знают стеснительного чадура и не закрывают лица. Они носят длин- ную рубаху - джуме и широкую юбку - томмун, а на голове платок - дэстмалъ, или чаргат.

Весьма своеобразен женский костюм в Гиляне и Мазандеране. Он состоит из светлой рубахи, длинных серых штанов, цветной плиссированной юбки и темного кафтана с длинными рукавами и вырезом на шее; бедра повязывают большим платком, который спереди подобран, а сзади свешивается углом. Голову покрывают белым платком.

Отметим персидский обычай окрашивать хной волосы на голове, бороду, а также ногти на руках и ногах.

Пища

Персидская кухня отличается значительным своеобразием. Один из любимейших пищевых продуктов-рис, который подается в вареном виде и снабжается всяческими приправами, большей частью в виде различных соусов, известных под общим названием хораш. Соусы приготовляются мясные, рыбные, овощные. Подаются они обычно в небольших мисочках с крышкой. Блюда из риса носят название пилау или чилау, смотря по тому, варится ли приправа вместе с рисом или подается отдельно от него. Кроме этих рисовых блюд в употреблении также куфте - блюдо вроде котлет или битков из мелко нарубленного мяса, к которому примешивают зелень, сих-кабаб - шашлык, абгушт - мясной суп. Большое распространение имеют различные овощные маринады, так называемые туршиха: маринованные лук, свекла и т. п. Хлеб выпекают в виде лепешек круглой или продолговатой формы. Нередко хлеб во время еды употребляют как тарелку, накладывая на него различные кушанья; пользуются им также вместо ложки: кусок хлеба кладут в суп и, когда он намокает, вылавливают сухим хлебом или просто руками. В летнее и осеннее время весьма употребительны различные фрукты, в частности прессованные финики, отличающиеся большой сахаристостью.

Из напитков прежде всего следует назвать чай, который пьют из маленьких стаканчиков. Кофе гораздо менее употребительно, несмотря на то, что чайные в Иране носят название кахвехане, т. е. кофейных. Чай впервые в Иране упоминается в XVII в., широкое же распространение чая следует относить к более позднему времени, когда он, по-видимому, и вытеснил из употребления кофе. Персы любят также различные шербеты - фруктовые сиропы. Пьют их обычно со льдом. Лед вообще в большом употреблении в жаркое время года. Его кладут в питьевую воду или в шербет, а также употребляют для сохранения продуктов. Лед приготовляется в так называемых ях-чал. На участке, отведенном для этой цели где-либо за городом, сооружается несколько очень высоких кирпичных или глинобитных стен, ориентированных параллельными рядами в направлении с запада на восток. С северной стороны у их основания вырыта широкая траншея, которую заполняют водой. Зимой, в морозные дни, вода в траншеях замерзает и превращается в лед, а высокие стены защищают его от солнца. Нарубленный брусками лед отправляют в находящиеся поблизости полуподземные помещения, где он не тает даже в самое жаркое время года.

Все сказанное о пище персов касается преимущественно средних и высших слоев населения. Нищее крестьянство и городская беднота, как правило, вынуждены довольствоваться куском хлеба, часто ячменного, кусочком овечьего сыра и несколькими глотками дуга - пахтанья. Лишь летом и осенью к этому скудному рациону добавляется небольшое количество фруктов. О характере питания иранской бедноты свидетельствует поговорка: «Ешь столько, чтобы не умереть с голоду».

Персы обычно едят два или три раза в день: утром, в полдень и вечером, после захода солнца. В бедных семьях ужин составляет главную еду. Для трапезы расстилают на полу скатерть; едят главным образом руками. Перед принятием пищи и после нее подается медный кумган с теплой водой для омовения рук.

Во всех слоях персидского общества, как среди мужчин, так и среди женщин, очень распространено куренье кальяна.