Орнаменты народов Приамурья (нанайцев) - аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. Конспект занятия

Методика преподавания изобразительной деятельности

Декоративная аппликация в детском саду.

1. Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.

2. Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Средства выразительности, способы вырезания:

Методы и приемы (по возрастным группам)

4. Изготовить по одному образцу для каждой возрастной группы и составить краткий конспект по использованию его на занятии по аппликации.

1. Влияние народного искусства на детское творчестве в декоративной аппликации.

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритмчередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов.

2.Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада .

Народное декоративно-прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что, в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Полноценное осуществление этой задачи зависит от умелой, целенаправленной организации учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Такая работа должна быть направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством, обучение их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации, на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности. При этом воспитатель развивает умение дошкольников видеть, понимать и оценивать красоту произведений декоративного творчества, воспринимать содержание орнамента, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь с формой украшаемого предмета, традициями народного искусства. У детей формируется также чувство ритма, симметрии, гармонии, совершенствуется умение передавать соотношения между элементами по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, цвету, что является показателем развития изобразительных способностей каждого ребенка.

Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента во многом определяется степенью художественной образованности воспитателя, знанием и пониманием им разных видов и форм народного искусства, законов и особенностей его развития. В связи с этим перед воспитателем стоят следующие задачи:

Познакомиться с художественным опытом народных мастеров, научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

Изучить формы современного народного творчества, народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов;

Не следовать формально приемам народного искусства, что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

Научиться отбирать образцы народного искусства, проверенные художественным вкусом народа, отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа, затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения);

Овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике рисования и аппликации;

Уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

Планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации;

Искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступными детям. В связи с этим занятия декоративным рисованием и аппликацией способствуют развитию художественного вкуса. Вначале, в 3,5-4 года, дети овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности: ритмическое повторение элементов (украсили салфеточку, варежку, кукле платье), затем чередование простых элементов (лепестков - приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точек, полосок и т. п.).

На занятиях по аппликации дети располагают в определенном порядке готовые изображения, однородные по форме, а затем и разные по форме, величине, цвету.

С возрастом задачи усложняются. Дети 4-5 лет закрепляют навыки ритмичного расположения элементов узора, учатся симметричному расположению узора на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточка, платочек), круга (тарелочка, блюдечко). Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен уметь охватить весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т.д. В процессе создания узора нужно учить ребенка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор: включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то определенные цветы и ягоды, а придуманные самими детьми или взятые ими из произведений декоративно-прикладного искусства,

В средней и старшей группах усложняются и форма предметов, на которых детей учат делать узор, и элементы, из которых он составляется. Включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. Все узоры, которые составляют дети старшей группы, как правило, симметричны.

В подготовительной к школе группе детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора. Вводятся спирали, завитки, волнистые линии. Обогащается цветовая гамма узора. Вместе с тем ставится задача научить детей выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства: дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах и т. п. Знакомство детей с разными цветами и обучение получению оттенков позволяет им использовать. При составлении узоров не только основные цвета, но и оттенки. От составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами детей переводят к составлению симметричных, а затем и асимметричных композиций.

В обучении декоративному творчеству широко используются произведения декоративного искусства. При рассматривании их внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены. Детей учат выделять входящие в узор (элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т. е. учат видеть и выделять выразительные средства декоративного искусства.

Средства выразительности.

Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать работу ребенка своеобразной, выразительной.

Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Способы вырезания

Вырезание деталей изображения

Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. (Чаще всего это бывает от тупых ножниц.) Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения (рис.). Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.

Для того чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала проколоть острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное изображение. Сделать это можно и по-другому: сначала надрезают бумагу, а затем вырезают серединку. После наклеивания линия надреза не будет видна.

Рис.. Прямые и круговые линии можно вырезать т, к. показано на рисунке.

Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги.

Все окружающее нас имеет симметричное или несимметричное строение. Симметрия - закономерное расположение форм и красок, при этом одна сторона является зеркальным отражением другой.

К симметричным формам можно отнести листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, силуэты бабочек, ваз, посуды, платьев и т. д. Это определение весьма условно, так как в природе ни у одного дерева, ни одна его половина не повторяет в точности другую. Такое упрощение называется стилизацией. Вначале целесообразно выполнить несколько заданий, в которых предусмотрена передача отдельных изображений, имеющих симметричное строение, из одноцветной бумаги. Такие изображения будут носить силуэтный характер. Несмотря на это, они дают представление о способе изобразительной техники, развивают умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.

Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз .

Из бумаги, сложенной в несколько раз, или, как условно называют, гармошкой, получаются интересные и полезные вырезки. Их можно использовать как украшения помещений детского сада, костюмов. Прием” вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, используют, когда надо получить много одинаковых изображений, например для разных орнаментов, наглядных пособий, дидактических игр, атрибутов к подвижным или творческим играм.

Если изображения имеют симметричное строение, рисуют половины изображений от линии сгиба. Например, на одной линии сгиба рисуют половину изображения елочки - получится целый еловый лес (рис. 2).


Рис.3 Сложив бумагу гармошкой, можно вырезать «хоровод» из елочек.

Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

Этот прием вырезания придаст аппликации выразительность и живописность. Делают это следующим образом. Готовят форму какого-либо изображения (цветка, листочка, вазы и т. п.), из этой формы вырезают определенную частичку и подклеивают под нее подкладку, таким образом, подчеркивают форму самого изображе ния.

Методы и приемы (по возрастным группам) .

Младшая группа.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов.

При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.

До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы.

На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.

Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.

Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям.

Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей.

На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.

В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.

Средняя группа

Главное внимание в средней группе нужно уделить уточнению представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности.

Методы обучения, применяемые на занятиях, тесно связаны не только с темой, программным содержанием, но и с тем, что и как детьми усвоено ранее.

Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей - маленькую).

Когда дети выполняют на занятиях декоративные работы или однотипные предметные изображения и нужно показать варианты с конструкций, цветового решения, различного расположения, целесообразно использование вариантных образцов, например, можно показать, какие разные предметные изображения могут получить различных по цвету, величине и расположению элементов: бусы, забавная игрушка, погремушка. В средней группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используя показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод).

Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал…»

В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. В процессе занятия разнообразные методы и приемы применяются в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова воспитателя, который, опираясь на знания детей, их умения и навыки, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям. Необходимо чаще ставить перед детьми вопросы о том, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать то, или иное изображение и какими предметами. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т.д.).

Старшая группа

Как и прежде, нужно уделять большое внимание в повседневной жизни обследованию предметов, которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдениям окружающего.

На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. Можно предлагать детям план для анализа предмета или спрашивать, о чем нужно рассказать, рассматривая предмет. В случае затруднений воспитатель может спросить, что упущено в процессе анализа предмета. В этой возрастной группе нужно больше внимания обращать на сравнение признаков и качеств предметов, учить детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжать совершенствовать формообразующие движения. Рассматривая с детьми произведения декоративно-прикладного искусства, необходимо учить замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции.

К использованию образов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Можно использовать вариативные образцы.

Демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует. Необходимо чаще опираться на самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем.

Труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм, так как им сложно представить конечный результат. В таком случае использование показа приемов работы бесспорно. Целесообразно, обучая детей этому приему, прибегать к тренировочному действию, а в некоторых случаях использовать «прорисовку» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенном пополам. Постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети переходят к сознательному использованию этого приема. Во время обследования предмета симметричной формы важно акцентировать внимание детей на обведении половины его контура, закрывая другую половину листом бумаги.

К показу приемов работы воспитатель обращается не только с введением нового способа действия ножницами, но и с введением нового способа изображения. Например, в старшей группе вводится способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги, который используется для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Осуществляя показ приемов работы, воспитатель подчеркивает, что аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук.

Этот способ вызывает у детей большой интерес, и они с удовольствием учатся выполнять им аппликации.

Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель должен чаще задавать им вопросы не только о том, как вырезать предмет той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. Нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, предоставляя в их пользование больше вариантов.

Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Например, для выполнения декоративной аппликации воспитатель советует детям сначала подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, подумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить, чтобы было красиво.

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается косвенно подвести ребенка к правильному решению.

Подготовительная группа

В повседневной работе воспитатель должен организовать обследование различных предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов, рассматривание иллюстраций. В процессе обследования, рассматривания он подчеркивает характерное, образное, выразительное.

На занятиях, там, где это необходимо, используется рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, изделий народного аппликационного искусства. Дети учатся самостоятельно анализировать воспринимаемое. Особое внимание должно обращаться на контурную линию предметов. Детям предлагается проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезывать (это особенно важно в силуэтном вырезывании). Сенсорному анализу помогает образное словесное пояснение.

Обращая внимание детей на изобразительные и выразительные характеристики предметов, нужно побуждать их одновременно думать о способах вырезывания, об этапах работы в целом. Важно больше активизировать детей, развивать их самостоятельность.

Показ приемов вырезывания в основном должен быть частичным. Хорошо знакомые приемы могут напомнить сами дети. В силуэтном вырезывании воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные соотношения, на движения ножниц. Получившееся в результате показа педагога изображение можно прикрепить на фланелеграф, чтобы дети могли его видеть.

Слово на занятиях в подготовительной группе играет ведущую роль. Воспитатель, задавая детям вопросы, учит их мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения. В случае необходимости можно использовать словесные напоминания, указания, советы. Советы воспитателя могут касаться достижения большей образности, выразительности, поиска удачной композиции, а также порядка выполнения работы.

Индивидуальная работа в подготовительной группе носит несколько иной характер, чем в предыдущих группах. По технике вырезывания дети меньше нуждаются в опеке педагога, поэтому все его внимание направлено на развитие самостоятельности творчества, на достижение выразительности.

Целесообразно развивать взаимопомощь детей на занятиях. Иногда следует рассаживать детей с учетом их навыков, чтобы ребенок, хорошо владеющий навыками вырезывания, помог рядом сидящему советом и действенным показом (в таком случае необходимо давать бумагу для тренировочных действий).

В индивидуальной работе воспитатель вместо прямых указаний должен чаще использовать советы, высказывать пожелания, задавать косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность ребенка.

При выполнении коллективных аппликаций необходимо организовать взаимопомощь детей, дать советы каждой творческой группе детей, стимулировать их самостоятельность, поощрять индивидуальность.

4. Изготовить по одному образцу для каждой возрастной группы и составить краткий конспект по использованию его на занятии по аппликации .

Конспект занятия по декоративной аппликации младшая группа.

« Букет цветов для мамочки » (по мотивам бумажного фольклора).

Задачи

Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно-прикладного искусства. Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам народной аппликации (букет, вазон, гирлянда). Учить составлять композицию из готовых элементов (цветов) на сложной форме (силуэте букета или вазона), выбирать и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы.

Словарная работ а: ваза, вазон.

Предварительная работа.

Чтение рассказа Д. Габе «Мама».

Силуэты букетов (формы зелёного цвета) и вазы разной формы из фактурной бумаги (на выбор детям), силуэты цветов (по 5-7 для каждого ребёнка), клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Варианты композиций для показа детям.

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Букет».

Методические приемы : словесный, обследование, информационно-рецептивный.

Воспитатель показывает детям варианты композиций «Красивый букет» на разных формах и предлагаем составить мамам на праздник 8-е марта чудесные букеты. Обращает внимание на приготовленные материалы: разные формы букетов («шапочки» и «веточки»), силуэты ваз из фактурной бумаги красивые яркие цветы. Предлагает выбрать по своему желанию и составить букеты – приклеить на листы бумаги голубого или белого цвета.

Дети выбирают материалы, сначала приклеивают силуэты ваз (внизу листа), сверху формы букетов (ставят букет в вазу), затем раскладывают на букетах бумажные цветы, любуются и приклеивают.

После занятия.

Оформление выстав ки, вручение подарков мамам. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Мамочка».

Анализ работ.

Просмотр детских работ, совместно с детьми. Оценка: правильность приклеивания, аккуратность приклеивания, правильность расположения элементов.

Конспект занятия по декоративной аппликации средняя группа.

«Полосатый коврик для кота » .

Задачи.

Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом – резание бумаги по линиям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Словарная работа : ковроделие, сибирский кот (порода).

Предварительная работа.

Проведе ние занятия по лепке «Лижет лапу сибирский кот», оформление выставки. Рассматривание изображений кошек в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знакомство с ковроделием как видом народного декоративно-прикладного искусства. Дидактические игры на цветовой модели «Радуга» с целью упражнения в подбор гармоничных цветосочетаний. Освоение техники резания ножницами по прямой. Беседа по содержанию стихотворения В. Шипуновой «О чём мечтает сибирский кот».

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Васька».

Материалы, инструменты, оборудование.

Бумажные квадраты или прямоуголь ники как основа для аппликативного коврика – по одному на каждого ребёнка (длина стороны 12-20 см), бумажные прямоугольники разного цвета – по три-четыре на каждого ребёнка: для разрезания на полоски; ножницы для детского труда, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные матерчатые, клеёнки. Три-четыре коврика, подготовленных воспитателем для показа детям вариантов декора.

Методические приемы: словесный, обследование, информационно-рецептивный, репродуктивный.

Перед занятием дети рассматривают композиции, которые они создали на занятии по лепке «О чём мечтает сибирский кот», воспитатель напоминает, что сегодня на занятии по аппликации дети смогут сделать для своих котиков красивые полосатые коврики.

В начале занятия воспитатель показывает детям варианты полосатых ковриков, предлагает рассмотреть, найти сходство и отличие (все полосатые, но полоски отличаются по ширине и цвету, к тому, же по-разному чередуются в узоре).

Сейчас мы с вами тоже сделаем красивые полосатые коврики для наших котиков. Вы уже умеете разрезать бумагу на полоски. Помните, как мы делали железную дорогу – рельсы и шпалы для поезда? Для коврика нам понадобятся полоски одинаковой ширины, поэтому попробуем резать бумагу новым способом:

Берём квадрат, сгибаем пополам, потом ещё раз пополам;

Разглаживаем линии сгиба – от середины в обе стороны;

Разворачиваем и режем ножницами точно по линиям сгиба – получилось четыре полоски;

Берём квадрат другого цвета и точно так же разрезаем его на полоски;

Берём прямоугольник, цвет которого не совпадает с цветом наших полосок, и составляем на нём красивый узор – полоска одного цвета, полоска другого и т.д.

Воспитатель ещё раз показывает детям варианты полосатых ковриков и предлагает выбрать бумажные заготовки, которые красиво сочетаются по цвету.

Дети выбирают материал и начинают готовить коврики для своих пластилиновых котиков. Воспитатель помогает определиться с цветосочетаниями, напоминает способ сложения квадрата дважды пополам.

Если кто-то из детей не смог освоить новый способ, педагог советует сложить квадрат пополам, разрезать по линии сгиба, а образовавшиеся прямоугольники, в свою очередь, сложить пополам по длине и разрезать по линиям сгибов.

В конце занятия дети дополняют полосатыми ковриками свои пластические композиции «Лижет лапу сибирский кот».

После занятия.

Чтение стихотворения В. Стоянова «Кошка».

Отгадывание загадки Г. Лагздынь

Оформление выставки

Анализ работ:

Просмотр детских работ, совместно с детьми. Оценка: правильность приклеивания, аккуратность приклеивания, аккуратность вырезывание, правильность и симметричность расположения элементов.

Конспект занятия по декоративной аппликации старшая группа.

« Солнышко улыбнись! »

Задачи.

Вызывать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации. Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. Показать варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилистники, треугольники, трапеции, зубчики) и способы их изготовления. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Словарная работа: красный – красивый.

Предварительная работа.

Рассматрива ние фотографий, открыток, календарей с изображением солнца и розетковых цветов (астры, георгины, золотые шары); дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка окошек как основы для композиций. Обследование формы цветов, вырезанных из картона. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своём оформлении солярные знаки; беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного искусства; сравнение солярных элементов в разных видах народного декоративно-прикладного искусства (ткачестве, вышивке, керамике).

Материалы, инструменты, оборудование.

Цветная и фактурная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; готовые бумажные формы – цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки.

Подготовка к занятию.

Плакаты «Весна», «Дымковская игруш ка», «Писанки», «Ложки и матрёшки», «Золотая хохлома».

Альбом для детского творчества «Ложки и матрёшки».

Таблица с вариантами солярных (солнечных) декоративных элементов.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, обследование.

Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки, песенки, стихи, загадки о солнышке. Спрашивает, какими словами обычно описывается солнце, почему его называют красным (красный – красивый). Воспитатель рассказывает детям потешки и стихи о солнышке.

Педагог напоминает детям о том, что в изделиях народного декоративно-прикладного искусства можно «разыскать» солнце и как по-разному оно выглядит: в виде точки, круга, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами-волнистыми линиями, луча ми-точка ми, цветами, бутонами и пр. Показывает писанку (миниатюру на яйце) с солярными элементами, вятского (дымковского) индюка. Направляет внимание детей на поиск образа солнца в этой народной игрушке. Дети находят образ солнца как в фигурке птицы (хвост, крыло), так и в элементах декора (точки, многоярусные круги…).

Затем воспитатель предлагает детям со здать свои солнышки-колоколнышки -вырезать из цветной бумаги так же, как мы осенью вырезали цветы, а зимой снежинки, – т.е. из бумажных квадратиков или фантиков, сложенных дважды пополам. Кроме того, можно скомбинировать изобразительные техники (дорисовать лучики и «лицо» фломастерами или гуашевымикрасками). Ещё раз обращает внимание на варианты лучей: точки, круги, линии -прямые, волнистые, завитки и сочетания элементов.

Воспитатель напоминает способ вырезания розетковых форм из бумажных квадратиков, сложенных пополам, и показывает схему с вариантами лучиков. Советует изобразить солнышко, которое будет выглядывать из-за тучек, и предлагает детям придумать свои способы оформления тучек. Комментирует разные предложения детей и, в случае необходимости, подсказывает способ обрывной аппликации и конструирования из смятых комочков бумаги (бумажной салфетки). Дети выбирают «окошки» как фон для композиции, в соответствии с цветом фона подбирают цвет бумажных квадратиков или фантиков для вырезания солнышка, и бумажные салфетки для оформления тучек, из которых будет выглядывать солнышко.

По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания лучиков разной формы; читает детям потешки и стихи о солнышке.

После занятия. Дети дополняют портреты солнышка графическими элементами, оформляют выставку, сравнивают лепные и аппликативные портреты солнышка.

Чтение рассказа Г. Р. Лагздынь «Татьянкина кричалка».

После занятия.

Оформление выстав ки.

Анализ работ:

Просмотр детских работ, совместно с детьми. Оценка: правильность приклеивания, аккуратность приклеивания, аккуратность вырезывание, правильность и симметричность расположения элементов.

Конспект занятия по декоративной аппликации подготовительной группы .

« Наша клумба».

Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков (округлые, заострённые, с зубчиками); развивать композиционные умения – создавать из цветов узоры на клумбах разной формы.

Словарная работа: колумбарий.

Предварительная работа.

Рассматри вание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка «клумб» разной формы из картона или плотной бумаги зелёного цвета (воспетатель вырезает клумбы разной формы из бумаги или картона зелёного цвета, дети по краю «выкладывают» бордюры из «камешков» – кусочков рваной фактурной бумаги). Обследование формы вырезанных клумб. Рассматривание клумб на участке детского сада. Беседа о цветниках, клумбах, необходимости ухода за цветами, о значении цветковых растений в жизни человека.

Материалы, инструменты, оборудова ние.

Цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты разной вели чины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки. Для фона – «клумбы» в форме круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, шестигранника.

Плакаты «Цветочная клумба», «Наш луг», «Детский сад».

Открытый урок по технологии.

на тему "Аппликация" « накладные узоры казахский национальный орнамент»

Предмет:

Класс: 5 «в»

Учитель: Острянина Е.В .

Цель урока: научить учащихся, выполнять аппликацию.

Задачи урока:

I. Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации.

II. Развивать:

    представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;

    логическое мышление;

    умения и навыки выполнения аппликации.

III. Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.

Оборудование и инструменты:

    утюг,

    гладильная доска,

    ножницы,

    швейная машина,

    ручные иголки,

    лоскутки ткани 15*15 см. одноцветные для фона,

    ткани различных рисунков и расцветок для аппликации или с сюжетными рисунками,

    нитки катушечные и мулине,

    копировальная бумага.

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 мин

I. Организационная часть.

10 -15 мин

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята тема нашего урока “Аппликация”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.

- В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов? ( 1)

Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация

( у учащихся на партах лежат аншлаги со словами)

(аппликация, по виду материала, по способу прикрепления, природный материал, растительного происхождения, ветки, листья деревьев, цветы, семена, животного происхождения, покровные ткани, мех, кожа, механические ткани, косточки рыбьи, неприродный материал, бумага, белая, цветная, бархатная, приклеивание, термическим путём, полиэтилен, клеем, ПВА, “Момент”, пришивание, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.) ( 2)

Из бумаги;

Природного материала.

10-13 мин

III. Формирование новых умений и навыков.

Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками. ( 3)

Какие ручные стежки вы знаете?

При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

Почему это необходимо учитывать?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка.

Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер.

Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?

Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации? ( 4)

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Ответ: после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.

Ответ: Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают.

Ответ: машинная зигзагообразная строчка.

45 мин

IV. Применение полученных навыков

Практическая самостоятельная работа. Предложить работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой.

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона.

Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок. И соблюдать эти правила во время работы.

Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. ( 5)

(Для создания творческой обстановки включить лёгкую музыку )

Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.

Выполнение практической работы по инструкционным картам.

Ответы:

Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвиями, кольцами вперёд.

Нельзя шить ржавой и тупой иглой.

Нельзя вкалывать иголки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке.

Не прикусывать нитки зубами – т.к. можно испортить эмаль зубов и поранить губы.

10 мин

V. Подведение итогов урока

1 . Вопросы для повторения:

Что такое аппликация?

Ответы:

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”. Аппликация из ткани – накладное шитьё.

Как подготовить ткань для аппликации?

Проверить на прочность окраски, и при выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

Какими стежками прикрепляют аппликацию?

Ручными: петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Машинной зигзагообразной строчкой

Как перевести рисунок на ткань?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом

2. Анализ выполненной работы и оценка

оценить, каждую работу учитывая аккуратность и правильность выполнения ручных и машинных стежков пришитой аппликации.

Оформить выставку выполненных работ

Итоги: Аппликация, или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы

Мы видим, спектр применения аппликации неограничен, и об этом знает каждый дизайнер одежды.

C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось. На приведенных ниже фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно. ( 6)

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал. Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации. Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал. Вышивальный автомат заканчивает аппликацию. ( 7)

2 мин

Уборка рабочего места каждой девочкой.

Инструкционная карта выполнения аппликации

1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков).

2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.

3. Выбранную аппликацию вырезают, отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка.

4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания.

5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации).

6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.

7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом “вперёд иголку”.

8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой.

Оформление панно

9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.

10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.

Или:

9. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата.

10. Выполнить рамку из цветной бумаги.

11. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку и приклеить её.

Аппликация или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы. Девочки 5 «В» класса используя аппликацию из ткани, изготовили подарок своим мамам.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВОЕОБРАЗИЕМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

... ... ... Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает само­бытность, художественный гений народа: его поэ­тичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, пре­данность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры.... ... ...

Народ веками стремился в художественной фор­ме выразить свое отношение к жизни, любовь к при­роде, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отобра­жения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание вос­произвести увиденное. Это обусловливает необходи­мость более глубокого изучения воспитателем твор­ческого опыта народных мастеров, овладения навы­ками изображения народного орнамента, соответст­вующей организации работы с детьми по ознаком­лению с народным искусством и обучению их уме­нию создавать узоры по мотивам украшения изде­лий быта, костюма и др.

Среди многообразных видов народного орна­мента наиболее доступным для восприятия и изо­бражения детьми дошкольного возраста является аппликация - древнейший способ художественно­го оформления изделий из войлока, кожи, меха сукна, бересты, бумаги.

Народный орнамент в аппликации из разных материалов

Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры наро­да, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой дея­тельности, окружающей природы, климатических условий и на­личия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментиро­вания были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но Они не просто копируют ее образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перераба­тывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то что в ор­наментах образы передаются плоскостно, изменяются их реаль­ные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает боль­шими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные яв­ления, конкретные настроения и переживания. Народные умель­цы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, с источ­ником всего живого на Земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в боль­шинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает зву­чание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.

Аппликации из мякгих материалов

Народы Приамурья (нанайцы, ульчи, орочи, удэге и др.) занимаются рыболовством и охотой. Ловкие женские руки научи­лись делать из звериных шкур и рыбьей кожи нарядную одежду, обувь и другие предметы быта, используя для их орнаментации красочные накладные аппликации.

Основной вид одежды приамурских народов - халаты. Они обильно украшаются аппликациями по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола (рис. 1).

Оригинально выполняются ковры. Их полотно разбивается на квадраты, круги, треугольники. На плоскости каждого из них помещаются аппликации. Они сшиваются вместе, а их соеди­нительные швы маскируются декоративной тесьмой или вышив­кой. Самобытность нанайских ковров заключается и в цветовом многообразии. В них доминируют зеленые, оранжевые, желтые, синие тона со сложными сочетаниями охристых, зеленых, синих, белых цветов.

Рис.1. Нанайский халат.

Аппликации из мягких материалов в изделиях декоративно-прикладного искусства подчеркивают красоту и многообразие национальных орнаментов, установившиеся традиции использо вания в них природных материалов и образов, самобытносп композиции и цвета.

Аппликация из твёрдых материалов

Изделия из твердых материалов (металла, кости, дерева, бересты) часто украшаются накладными или прорезными узора­ми, выполненными способами приколачивания, припаивания, серебрения, сквозной резьбы.

В технике сквозной резьбы создаются орнаменты из железа и жести, а также из дерева, кости и бересты.

В этой технике создавались украшения сундуков, ларцов композициями из полос и завитков, которые прикреплялись на деревянную основу. Красота сочетаний и очертания рисунка подчеркивались цветными подкладками из слюды. Сквозь ажур прорези она поблескивала теплым искристым мерцанием.

Рис.2. Коробочка из бересты с наклеенными узорами.

Изобретательность нанайских умельцев, а также ульчских и нивхских мастеров (Приамурье) проявляется в ук­рашении берестяных предметов аппликациями из окрашенной бересты, рыбьей кожи и бумаги. Узор вырезают из бересты, окра­шенной, как правило, в черный цвет. Элементы такого узора приклеивают рыбьим клеем, а потом пришивают их по контуру сухожильными нитками редкими стежками. Когда же создается тонкая аппликация (в один слой бересты или рыбьей кожи), орна­мент наклеивается как бумажный.

Так, использование различных твердых материалов в создании накладных или врезанных в поверхность украшаемых предметов узоров побуждало мастеров к поиску большей художественной выразительности орнамента, к созданию новых способов скреп­ления аппликаций.

ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (НАНАЙЦЕВ)

В нанайских аппликациях основные элементы узора образу­ются способом комбинаций рогообразных завитков, спиралевид­ных фигур. Завитки напоминают формы улиток, змей, червячков. Очень часто их очертания приближаются к очертаниям формы рыб, птиц.

Элементы нанайского орнамента получаются способом складывания заготовки пополам для передачи в вырезках симметричности расположения противоположных частей. (На рисунке 3 изображе­но 10 элементов национального нанайского орнамента.)

Рис. 3. Разновидности нанайских аппликационных образцов.

Наиболее простой элемент вырезается приемом симметричного изображения. Несколько одинаковых фигур получаются складыва­нием полоски гармошкой (рис.3, 1). Расположение узорных мо­тивов подчеркивает постепенное усложнение очертаний узоров: от изображения одиночного завитка с отростком, подковообразных фигур к вырезанию сложных завитков с различными ответвления­ми и комбинациями. Так, в подковообразных формах (рис.3, 2) простое закругление парных завитков трактуется то в виде волно­образного мотива, то с отростками и загнутыми друг к другу спи­ралями. Эти элементы вырезают из прямоугольных листов после деления пополам по вертикальному сечению. Длина прямоугольника берется в зависимости от особенностей строения элемента так, чтобы в сложенную часть полностью вписалась полонина фигуры. Далее помещены более сложные аппликации, в которых по-разному отображена направленность противопоставленных завитков с дополнительными ответвлениями, отростками, прорезны ми частями. Эти элементы дошкольники могут вырезать толко по нарисованному контуру на половине заготовки. Два других элемента (рис.) также сложные, в них переплетения завитков даны в зеркальном соответствии друг с другом. Использование их в детских аппликациях возможно лишь в частичном исполнении по заранее намеченному воспитателем контуру.

Сочетания традиционных элементов по мотивам народного орнамента применяются в украшении национальной одежды, обуви, ковров и т. д.

Рис. 4. Мотивы украшения нанайских изделий.

Рассмотрим орнаментацию в украшении некоторых изделий - детских халатов, рукавиц, домашних туфель (рис.4). На хахая орнамент идет по вырезу ворота и на рукавах. Цветные полос акцентируют главные линии силуэта, выделяя запах, границы подола. На рукавицах аппликацией украшается тыльная сгорав образуя замкнутое узорное решение в сочетании с меховыми on рочками. Домашние тапочки орнаментируются ажурными нашивками на союзках и боках сплошным узором, декоративность которого достигается расположением под прорези цветных подкладок. Такой прием используется нанайскими мастерицами для красочного сопоставления двух контрастных цветов фона и узора. Широко применяются нанайцами такие сочетания, как синий с белым и красным, черный с белым и синим, красный с желтым и черным. Эти комбинации цвета наряду с многообразными завитками opнамента в четком ритме и чередовании позволяют воспитателю организовать знакомство детей старшего дошкольного возраста со своеобразием декоративно-прикладного искусства народов Приамурья.

Источники.

Богатеева 3. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982.-175 с. ил.

Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта , чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса .

Айгерим Шылмырза
Аппликация по мотивам народного орнамента

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Радуга»

СООБЩЕНИЕ

«Аппликация по мотивам народного орнамента как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Подготовлено и прочитано

на пед. совете

воспитателем Шылмырза А. Б.

Байконур

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа : его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа , помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности , во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях мои дети учились стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В работе с детьми я использую изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (казахские орнаменты , хохлома, дымково, филимоновка и др.). Моя задача показать разнообразие и традиции вида : характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Через народное декоративно-прикладное искусство я ввела детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями . Это вызвало у них живой эмоциональный отклик и активизировало творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации , что, в свою очередь, содействовало формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Вся работа была направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством , обучению их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации , на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности.

В связи с этим перед собой я поставила следующие задачи :

Познакомиться с художественным опытом народных мастеров , научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

Изучить формы современного народного творчества , народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов ;

Не следовать формально приемам народного искусства , что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

Научиться отбирать образцы народного искусства , проверенные художественным вкусом народа , отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа , затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения) ;

Овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике аппликации ;

Уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

Планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации ;

Искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

Хочу вам рассказать, как в прошлом году проводили работу по приобще-нию детей к народной культуре . Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка» , об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнили методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Знакомство с дымковской росписью начали с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Работу по обучению детей аппликации дымковских узоров проводили в следующей последовательности :

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыков наклеивания дымковских узоров.

Вначале углубленно познакомила детей с дымковской игрушкой. Детям показывала изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушали мой рассказ, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращали внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи; во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, подчеркнули яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Затем дети уже, зная всё о дымковских узорах, создавали разные поделки-работы. Так ко Дню матери дети подарили своим мамам дымковские платки, Деду Морозу дымковские варежки, для куклы Маши собрали чайный сервиз, для бабушек доски с разнообразными дымковскими узорами. Надо отметить, что дети в младшей группе не работали ножницами. Их главной задачей было : наклеить дымковский узор на основу. С такой задачей дети с легкостью справлялись, ведь они уже знали всё о дымковских узорах.

Кроме этого проводила с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Собери узор» , «Укрась предмет» .

Хочу заметить, что любое занятие сопровождалось художественным словом. Ведь детям нравится выразительное чтение, плавное и мелодичное звучание.

Читала такие произведения как «Няня» , «Индюк» , «Весёлая дымка» , «Водоноска» и т. д., разучили пальчиковую гимнастику «лошадка» , «уточка» .

Организовала совместную выставку работ детей и родителей.

Как вы помните, в прошлом году вы были гостями на открытом занятии «Поможем Забавушке» , где дети с помощью нетрадиционной техники аппликации украсили юбку для мамы Забавушки. Аппликационным материалом для украшений юбки послужила самоклеющаяся бумага.

Знакомство с филимоновскими, хохломскими узорами и казахскими орнаментами проводили уже по накатанному образцу.

Детям было интересно знакомиться с казахскими орнаментами . Ведь для знакомства с ними я приносила для детей различные украшения, изделия, предметы быта и т. д. Да и многие дети встречали их в повседневной жизни. Но видя их каждый день, дети не знали о том, сколько интересного и таинственного хранят они в себе. Так с детьми мы отправились в поиски казахских орнаментов в степь , в красоту цветов и растений. Дети познакомились с такими казахскими орнаментами как «кошкар -муйиз» , «толкын» , «туе табан» , «кызгалдак» и т. д. Используя их, дети создали коллекцию казахских предметов обихода, украшений. Дети подарили для Незнайки коржын, когда он оказался в казахской юрте. Сделали для бабушки Матрёны казахский блезик с традиционным казахским орнаментом – толкын . А на Наурыз дети подари друг другу казахские головные уборы - саукеле и борик.

В этом году вы присутствовали на открытом занятии в нашей группе, где дети уже сами самостоятельно вырезали дымковские узоры. Конечно, дети в этом году только начали пользоваться ножницами на занятиях по аппликации и им сложно вырезать необходимые элементы тех или иных узоров. Так дети для медвежат приготовили подушки для зимней спячки, для пчелки Майи украсили бочонок для мёда, для Алдар –косе украсили дорба.

Таким образом, декоративная аппликация этой простой и доступный способ в формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Своё выступление хочу закончить словами «Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Жить на земле - значит любить её, принять её красоту и величие.»

Пояснительная записка

Тип занятия: получение новых знаний.

Цель : расширение знаний и умений по обработке бумаги и тонкого картона, знакомство с казахским орнаментом, развитие творческой фантазии детей.

Задачи :

Образовательная:

познакомить воспитанников с казахским орнаментом.

Воспитательная:

сформировать и развивать у воспитанников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая:

выработать навыки выполнения аппликации, развивать трудолюбие, мыслительную деятельность, умение применить казахский орнамент на практике. Развивать чувство меры, гармонии, равновесия в композиции. Развить у детей мелкую мускулатуру пальцев.

Методы: словесные, демонстрационные и практические.

Оборудование и инструменты : заготовки мужского головного убора- тоқия (тюбетейка), цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, кисть для клея, СД-магнитофон, СД-диск.

Зрительный ряд : образцы аппликаций, инструкционные карты.

Музыкальный ряд : Кюй Курмангазы «Адай».

Предварительная работа: 3-ое воспитанников по просьбе педагога должны выучить названия некоторых казахских орнаментов и их смысловую нагрузку и рассказать ребятам на занятии.

Прогнозируемый результат : воспитанники должны научиться декорировать элементами казахского орнамента изделия.

Практическая значимость: декоративно-прикладное творчество, в том числе и работа, выполненная аппликацией, помимо развития психофизических процессов (мелкая моторика, внимание, мышление, память) позволяет воспитанникам делать приятные и нужные вещи своими руками, развивает их креативное мышление, воспитывает усидчивость, желание довести начатое до конца, помочь младшим; происходит приобщение воспитанников к прикладному творчеству казахского народа, воспитание патриотизма.

План занятия:

1. Организационный момент.

3. Объяснение нового материала педагогом с использованием выступлений воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

4. Практическая работа.

6. Уборка рабочего места.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово у вас к занятию: тюбетейка, цветная бумага, клей, карандаш, кисти, ножницы, клеенка?

2. Сообщение новой темы, постановка цели.

На прошлом занятии вы изготовили из бумаги тюбетейки. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического вкуса.

С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта или одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация).

Сегодня мы будем декорировать тюбетейку казахскским орнаментом. Вы уже знаете, что аппликация-это вид изобразительной техники, который основан на наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятом за фон.

3. Объяснение нового материала.

Каждому народу присущ свой орнамент. Так как люди живут в разных условиях, то их окружает различный удивительный мир природы. Увиденное в природе помогает человеку в создании своих национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий. Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежности, оружия и т. д.

Орнамент" по - казахски называется "ою-орнек", от слов "ою" - выкройка и "орнек" -узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.

Ребята, как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у казахского народа?

Где жили казахи?

В степях, верно. И в бескрайних казахстанских степях паслись огромные стада животных.

А кто знает, какие животные пасутся в степях? (Бараны, лошади, верблюды.)

Правильно! И мотивом для составления узоров послужили ветвистые рога баранов. Рогообразный орнамент является главным в казахском орнаментальном искусстве.

Многочисленные стада верблюдов оставляли на земле свои следы, и казахский народ воплотил их в национальный орнамент - туш- табан (верблюжий след). Им украшались различные изделия народных ремесел: его использовали в резьбе по дереву, вышивке, в художественной обработке войлочных изделий.

Испытывая потребность в водопоях, ведя скотоводческое хозяйство, казахский народ создал орнамент «родничок» – кайнар.

Большое значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.

Используя их и элементы казахского орнамента, мы будем составлять свой орнамент. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы.

Посмотрите, на доске продемонстрированы некоторые казахские орнаменты (Приложение №1)

Выступления воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

1-й воспитанник:

Кошкар муйиз (бараньи рога) и аша туяк (раздвоенное копытце) обозначают материальное благополучие скотовода.

Туйетабан. Одежда, украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня), сшита для дальней дороги.

2 воспитанник:

Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).

Кемпир косак (радуга) состоит из разных цветов, расположенных в том же порядке, как и цвета радуги: Синий цвет - символ неба, поклонение Тенгри, красный - огня, солнца, желтый - разума, зеленый - весны, молодости и т.д.

3-й воспитанник:

Оркеш (верблюжий горб). Изображение двух рогов животных, парных кобыльих сосков, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка и размножения.

Тумарша - орнамент треугольной формы, похожий на амулет. По поверью предохраняет от дурного сглаза. Его изображают не только на одежде, но и на юрте, предметах быта.

4. Практическая работа

Выберите себе один из понравившихся орнаментов. Выбрали? Так как тюбетейка у нас белого цвета, вы можете использовать разные цвета.

Перед тем, как начнете работать, давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами и клеем ПВА (ребята называют правила работы с ножницами и клеем)

Хорошо, молодцы, вы все помните.

А теперь можем начать работу. Будьте внимательны и аккуратно обращайтесь с клеем.

Педагог раздает нужные шаблоны орнамента. Проводит текущий инструктаж по определению правильности перевода орнамента. Объясняет, что нужно делать легкой линией разметку для орнамента снизу и сверху.

Воспитанники приступают к работе, негромко звучит музыка - кюй Курмангазы «Адай».

Ребята вырезают один из понравившихся шаблонов, затем примеряют, сколько раз можно поместить этот узор на тюбетейке и вырезают нужное количество.

Педагог в процессе работы индивидуально занимается с каждым воспитанником, объясняет, советует, помогает.

Педагог ходит по классу и следит за работой. После работы с ножницами – физминутка

Котята уснули (закрывают глаза)

Котята проснулись, подтянулись,

Лапки помыли (потерли руки)

Красиво сложили.

Воспитанники вспоминают этапы приклеивания и приклеивают орнамент к изделию.

5. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.

Я вижу, что почти все закончили. Молодцы, ребята! У всех получились красивые орнаменты.

Производится отбор лучших работ на выставку - на столах расставляются все работы учащихся, воспитанники отмечают особенно понравившиеся работы студийцев. Педагог просит проанализировать, объяснить, почему выбор был сделан в пользу той или иной работы. Студийцы высказывают свои мнения. Затем педагог отмечает недостатки и достоинства детских работ, оцениваются аккуратность исполнения, симметрия и цвет. Педагог говорит о том, что можно было добавить или изменить для большей выразительности композиции, что нового можно привнести в смысле формы и пластики. Дети предлагают варианты.

Ребята, какой орнамент мы сегодня выполнили? (Казахского народа)

Назовите особенности казахского орнамента.

Какой орнамент является родоначальником казахского орнамента?

6. Уборка рабочего места.

Каждый воспитанник приводит в порядок рабочее место, свой внешний вид.

Сегодня все отлично поработали. Занятие окончено.

Список использованной литературы:

1. Т.К. Басенов, Сахи Романов « Казахский народный орнамент»

2. Т. К. Басенов « Орнамент Казахстана в архитектуре»

3. С. Касиманов « Казахский национальный орнамент»

4. М. К. Козыбаев « Казахи»

5. А.Х. Маргулан «Казахское народное искусство»