Ольга Порозова
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей »
ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 85 «БЕРЕЗКА»
ПОРОЗОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Фольклор – народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;
создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные
наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.
Актуальность темы : С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали , как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников , что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору . Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт , духовный мир, чувства наших предков.
Цель опыта : установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщить детей к миру народной культуры, развить
познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.
Сущность моего опыта заключается в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отечеству.
НОВИЗНА ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :
Использование метода мнемотехники при разучивании подвижных игр
Использование ИКТ для более наглядной демонстрации материала
В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи :
Создать атмосферу национального быта;
Поддержание интереса детей к фольклору ;
Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;
Развивать интерес к народному творчеству;
Знакомство с русскими народными играми.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .
Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей я провожу досуги для детей , театрализованные представления и праздники, имеющие социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и посиделок.
Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.
Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир.
В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения .
Шахова Н.Е., музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Меня, как музыкального руководителя больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.
С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока — сорока» и т. д.
Работая с малышами над музыкально — ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры — песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклинки, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.). В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений! на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является приведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Осенние посиделки», интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию. Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества. Моя тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» тесно переплетается с работой фольклорного кружка «Росинка», который я веду в нашем детском саду.
«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».
Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. При отборе содержания и методов работы кружка я поставила перед собой следующие воспитательно — образовательные задачи:
— Знакомить детей с русским музыкальным фольклором через различные формы обучения.
- Приучать детей внимательно слушать музыку и эмоционально реагировать на неё.
- Прививать любовь к народному творчеству.
- Развивать творческие способности детей.
Несколько слов об организации занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для старшего дошкольного возраста 30 минут.
Тематику занятий определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр… Кроме того, на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки… Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о русском фольклоре.
Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально — ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия.
Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
- Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, поселку, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
1. Проблема
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Цель: формирование у воспитанников интереса к русскому - народному творчеству, народной культуре. Осуществление патриотического и нравственного воспитания.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
- воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
- воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- дать возможность детям ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка.
- создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.
Участники педагогического проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники группы и их родители, сотрудники ДК «Колос».
2. Планируемые результаты
- дети познакомятся с русской народной игрушкой Матрешкой, историей ее создания;
- совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей;
- создание мини-музея «Матрешка».
3. Рабочий план реализации проекта
Средства реализации проекта:
- Опрос детей.
- Консультация для родителей
- Выставка «Семейная матрешка».
- Выставка детских рисунков «Наши матрешки».
- Дидактические игры «Подбери заплатку», «Расставь по росту»
- Мастер-класс для родителей «Игры и занятия с матрешками».
- Беседа.
- Кружковая работа.
Этапы реализации педагогического проекта
Организационный:
- Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
- Составление плана реализации проекта.
- Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
- Подбор детской литературы, изготовление дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
- Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, т.д.).
- Подготовка консультаций, рекомендаций родителей.
- Оснащение развивающей среды.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Обсуждение сценария развлечения с работниками Д/к «Колос».
Основной:
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение | |
Работа с детьми | ||||
1 декабря | Групповая комната | Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела. | Воспитатели | |
2 декабря | Муз.зал | Просмотр презентаций: «История матрешки», «Русская матрешка». | Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната | Чтение и обсуждение литературных произведений стихотворений, рассказов о матрешке |
Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната, муз.зал | Заучивание стихов, потешек, песенок о матрешке | Воспитатели, муз.руководитель | |
3-5 декабря | Групповая комната | НОД: «Красавица-матрешка», «Наряды для матрешки». | Воспитатели | |
4 декабря | Групповая комната | Аппликация «Матрешка в подарок»(кружковая работа) | Воспитатели | |
4-5 декабря | Муз.зал | Прослушивание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова | муз.руководитель | |
2 декабря | Групповая комната | Разучивание физ. минутки «Матрешки» | Воспитатели | |
3 декабря | Спорт.зал | Подвижная игра: «Матрешки» | Физ.инструктор | |
1-5 декабря | Групповая комната | Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек» |
Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната | Дидактические игры: «Расставь по росту», «Найди матрешку», «Собери матрешку», «Подбери по цвету». | Воспитатели | |
1-5 декабря | Групповая комната | Рассматривание иллюстраций | Воспитатели | |
Работа с родителями | ||||
1 декабря | Групповая комната | Консультация для родителей «Матрешка» | Воспитатели | |
5 декабря | Групповая комната | Проведение мастер-класса для родителей «Игры и занятия с матрешками». | Воспитатели | |
1-5 декабря | Изготовление семейной матрешки. | Воспитатели и родители | ||
1-5 декабря | Групповая комната | Организация мини-музея | Воспитатели, родители и дети |
Заключительный:
Подведение итогов в реализации проекта
Развлечение «Матрешенька», организованное совместно с сотрудниками Д/К «Колос».
4. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
- дидактические и наглядные пособия;
- методическая литература;
- иллюстрации с различными видами матрешек;
- детская художественная литература;
- аудиозаписи «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В. Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. и сл. Чурилова
Список используемых источников:
- Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru 2.Матрешка: история русской любимой куклы www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
- Матрешка – русская игрушка pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
- Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Изд. «Проспект», 2013.
- «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» вторая младшая группа. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2014.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа – М.: Изд. «Карапуз-Дидактика», 2010.
1.Актуальность…………………………………………………..2 стр.
2.Цель, задачи……………………………………………………4 стр.
3.Стратегия, методы и механизм реализации проекта………..5 стр.
4.Литература……………………………………………………..6 стр.
5.Этапы реализации проекта……………………………………7 стр.
6.Тематический план ОД в мини-музее………………………..8 стр.
7.Дальнейшее развитие …………………………………………10 стр.
Актуальность
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?
Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.
Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта :
Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;
Задачи проекта:
Познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
Развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;
Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)
Предполагаемый продукт:
1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств.
2)Обогащен и активизирован словарный запас
3)Создан мини-музей «Русский быт».
Формы и виды работы с детьми.
Беседа
Рассказ
НОД
Чтение художественной литературы
Игра
Экскурсии
Список литературы.
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
6. Жирякова И.В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.//Управление ДОУ.-2008.-4.-с.77.
7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Практический этап.
Внедренческий этап.
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.
Тема | Образ.области | Цель образовательной деятельности | Сроки |
«Знакомство с русской избой» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай. | Декабрь. |
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» | Речевое, познавательное. | Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним. | Январь. |
«Народная игрушка – матрешка» | Познавательное, речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой) как символом русского народного искусства. | Февраль. |
«Волшебная дудочка» | Речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам. | Февраль. |
«Эх, лапти мои, лапти липовые…» | Физическое, речевое, познавательное,худ.-эстетич. | Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь.Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. | Февраль. |
«Госпожа честная Масленица» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное. | Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. | Март. |
«Великий праздник Пасха» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное. | Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения. | Апрель. |
«Народная игрушка кукла-самоделка» | Познавательное, худож.-эстетич, речевое. | Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. | Май. |
«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение) | Худож.-эстетическое, физическое, речевое. | Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. | Май. |
Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Используя фольклорные средства в работе, поставила перед собой цель: создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
- развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;
- прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
- воспитывать патриотические чувства.
Изучив и систематизировав имеющийся материал, стало понятно, что начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.
Развивающую предметно-пространственную среду я построила так, чтобы каждый ребенок мог эффективно развиваться с учетом его склонностей, интересов, уровня активности: оборудовала книжный уголок; создала игротеку с малыми фольклорными формами; пополнила аудиотеку сказками, фольклорным песенным материалом; в музыкально-театральном центре есть звучащие игрушки, костюмы в народном стиле, разные виды театров.
Прогулочный участок оборудован (частично) в русском народном стиле.
Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм: потешек, закличек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, игр.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором, включаю их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Уже в младших группах малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Постепенно привлекаю детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, играя с зонтиками, рисуем зонтики, вспоминаем потешку «Дождик, дождик, пуще», изготавливая аппликационную работу «Котик», вспомнили потешку «Пошел котик на Торжок»; заучивая потешку «Ешь, собачка, ам, ам!» мои воспитанники предложили вылепить собачек. Даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения.
Использую дидактические игры, например «Узнай потешку», «Собери сказку», «Я начну, а ты закончи», «Чья песенка?». С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности речи, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Использую забавные игры («Коза рогатая», «Ивану-большому – дрова рубить», «Идет кисонька из кухни»), которые побуждают детей к импровизации. На начальном этапе показываю детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Игры способствуют развитию у детей чувства юмора и воображения, желания сопереживать герою и друг другу. Через народное творчество учу детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Бабочки», «Хлоп, хлоп, убегай», водящего выбираем при помощи считалок.
Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые по содержанию и форме («Теремок», «Репка»), и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от игровых потешек к поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.
Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Строю воспитательный процесс на основе принципов интеграции: изготавливаем коллективные поделки - беседуем о сказках, ее особенностях, героях, рассматриваем иллюстрации;
Знакомимся с закличкой «Мороз, мороз…бабу снежную принес…» - лепим снеговиков; зовем в гости солнышко «Солнышко-вёдрышко, взойди поскорей» - а вот и оно.
Для знакомства детей с культурой русского народа слушаем музыкальные произведения, сказки в аудиозаписях; играем на музыкальных инструментах; рассматриваем народные игрушки, изделия народно-прикладного искусства; в различные мероприятия включаем элементы фольклора
Традиционным стал праздник Масленицы как для малышей, так и для детей постарше. Рассказывая сказку о дочери Деда Мороза создаю условия для знакомства с праздником, символами которого являются – чучело, карусель, круг, народные гуляния, ну и, конечно, блины.
Работая над проектом, параллельно появляются вспомогательные проекты. Много потешек, поговорок, песенок существует про домашних животных, в результате родился проект «В гостях у Матроскина» для расширения представлений о домашних питомцах.
Семейный фольклор натолкнул меня на проект «Это важное слово – семья». Воспитанники познакомились с родословной, традициями своей семьи, узнали, что человек силен своей семьей.
Идея о создании мини-музея «Чудо-ложки» появилась во время работы над фольклором речевых ситуаций. Детям интересно было узнать что ложкой «не только щи хлебают и шалунов усмиряют, но и на пиру людей развлекают». Оформили картинную галерею, выставочную композицию разных видов ложек.
Проект «Сказка – кладовая мудрости народа» также осуществлялся с учетом дифференцированного подхода и ФГОС, включал в себя разнообразные формы и методы работы - выставка рисунков, изготовление различных видов театров, дидактических игр, тематических альбомов, заключительным мероприятием стала литературная викторина «В гостях у сказки».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта о своем родном крае, поэтому знакомлю малышей с Орловским фольклором. Воспитанники с удовольствием познакомились с пословицами о городах нашей области: «В названье «Мценск» есть меда блеск», «Наш Болхов тем гордится, что он церквей столица»; поют колыбельные песни, используют считалки, приговоры-зазывалки, как способ сбора на игру.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не взаимодействие с родителями. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Они – активные участники деятельности ДОУ: посещают «Дни открытых дверей»; играют роли на досуговых мероприятиях; участвуют в конкурсах и многое другое.
Деятельность в выбранном мною направлении дает свои положительные результаты: у детей сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств; обогащен и активизирован словарный запас; появился интерес к народным традициям родного края, который проявляется в развитии способности к применению в игровой деятельности. В дальнейшем планирую работу над проектом «Богатство и самобытность русского фольклора», чтобы выяснить зачем сохранять традиции.
У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни. И у всякого народа есть корни - это его история. Сквозь сито веков просеял народ свое
культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре.
Мой опыт работы убедительно доказывает, что знакомство дошкольников с фольклором способствует познавательному, художественно
Эстетическому, духовно-нравственному и эмоциональному развитию.