Проект (средняя, старшая группа) на тему: Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Ольга Порозова
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»

Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей »

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 85 «БЕРЕЗКА»

ПОРОЗОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;

создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные

наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Актуальность темы : С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали , как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников , что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору . Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт , духовный мир, чувства наших предков.

Цель опыта : установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщить детей к миру народной культуры, развить

познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность моего опыта заключается в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отечеству.

НОВИЗНА ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :

Использование метода мнемотехники при разучивании подвижных игр

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации материала

В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи :

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору ;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей я провожу досуги для детей , театрализованные представления и праздники, имеющие социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и посиделок.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир.

В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения .

Шахова Н.Е., музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Меня, как музыкального руководителя больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока — сорока» и т. д.

Работая с малышами над музыкально — ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры — песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклинки, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.). В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений! на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является приведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Осенние посиделки», интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию. Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества. Моя тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» тесно переплетается с работой фольклорного кружка «Росинка», который я веду в нашем детском саду.

«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. При отборе содержания и методов работы кружка я поставила перед собой следующие воспитательно — образовательные задачи:

— Знакомить детей с русским музыкальным фольклором через различные формы обучения.

  • Приучать детей внимательно слушать музыку и эмоционально реагировать на неё.
  • Прививать любовь к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей.

Несколько слов об организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для старшего дошкольного возраста 30 минут.

Тематику занятий определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр… Кроме того, на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки… Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о русском фольклоре.

Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально — ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

  1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
    • к семье, поселку, стране;
    • к природе родного края;
    • к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
  3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
  4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

1. Проблема

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Цель: формирование у воспитанников интереса к русскому - народному творчеству, народной культуре. Осуществление патриотического и нравственного воспитания.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
  • воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
  • воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • дать возможность детям ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка.
  • создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Участники педагогического проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники группы и их родители, сотрудники ДК «Колос».

2. Планируемые результаты

  • дети познакомятся с русской народной игрушкой Матрешкой, историей ее создания;
  • совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей;
  • создание мини-музея «Матрешка».

3. Рабочий план реализации проекта

Средства реализации проекта:

  1. Опрос детей.
  2. Консультация для родителей
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Выставка детских рисунков «Наши матрешки».
  5. Дидактические игры «Подбери заплатку», «Расставь по росту»
  6. Мастер-класс для родителей «Игры и занятия с матрешками».
  7. Беседа.
  8. Кружковая работа.

Этапы реализации педагогического проекта

Организационный:

  1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
  2. Составление плана реализации проекта.
  3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
  4. Подбор детской литературы, изготовление дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
  5. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, т.д.).
  6. Подготовка консультаций, рекомендаций родителей.
  7. Оснащение развивающей среды.
  8. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  9. Обсуждение сценария развлечения с работниками Д/к «Колос».

Основной:

Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
Работа с детьми
1 декабря Групповая комната Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела. Воспитатели
2 декабря Муз.зал Просмотр презентаций: «История матрешки», «Русская матрешка». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Чтение и обсуждение литературных произведений стихотворений, рассказов о матрешке
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната, муз.зал Заучивание стихов, потешек, песенок о матрешке Воспитатели, муз.руководитель
3-5 декабря Групповая комната НОД: «Красавица-матрешка», «Наряды для матрешки». Воспитатели
4 декабря Групповая комната Аппликация «Матрешка в подарок»(кружковая работа) Воспитатели
4-5 декабря Муз.зал Прослушивание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова муз.руководитель
2 декабря Групповая комната Разучивание физ. минутки «Матрешки» Воспитатели
3 декабря Спорт.зал Подвижная игра: «Матрешки» Физ.инструктор
1-5 декабря Групповая комната Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек»
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Дидактические игры: «Расставь по росту», «Найди матрешку», «Собери матрешку», «Подбери по цвету». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Рассматривание иллюстраций Воспитатели
Работа с родителями
1 декабря Групповая комната Консультация для родителей «Матрешка» Воспитатели
5 декабря Групповая комната Проведение мастер-класса для родителей «Игры и занятия с матрешками». Воспитатели
1-5 декабря Изготовление семейной матрешки. Воспитатели и родители
1-5 декабря Групповая комната Организация мини-музея Воспитатели, родители и дети

Заключительный:

Подведение итогов в реализации проекта

Развлечение «Матрешенька», организованное совместно с сотрудниками Д/К «Колос».

4. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

  • дидактические и наглядные пособия;
  • методическая литература;
  • иллюстрации с различными видами матрешек;
  • детская художественная литература;
  • аудиозаписи «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В. Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. и сл. Чурилова

Список используемых источников:

  1. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru 2.Матрешка: история русской любимой куклы www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
  2. Матрешка – русская игрушка pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
  4. Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Изд. «Проспект», 2013.
  5. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» вторая младшая группа. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2014.
  6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа – М.: Изд. «Карапуз-Дидактика», 2010.

1.Актуальность…………………………………………………..2 стр.

2.Цель, задачи……………………………………………………4 стр.

3.Стратегия, методы и механизм реализации проекта………..5 стр.

4.Литература……………………………………………………..6 стр.

5.Этапы реализации проекта……………………………………7 стр.

6.Тематический план ОД в мини-музее………………………..8 стр.

7.Дальнейшее развитие …………………………………………10 стр.

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта :

Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;

Задачи проекта:

Познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;

Развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;

Обогащать и активизировать словарный запас детей;

Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;

Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)

Предполагаемый продукт:

1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств.

2)Обогащен и активизирован словарный запас

3)Создан мини-музей «Русский быт».

Формы и виды работы с детьми.

Беседа

Рассказ

НОД

Чтение художественной литературы

Игра

Экскурсии

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И.В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.//Управление ДОУ.-2008.-4.-с.77.

7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Практический этап.

Внедренческий этап.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.

Тема

Образ.области

Цель образовательной деятельности

Сроки

«Знакомство с русской избой»

Социально-коммуникат.,

Речевое.

Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай.

Декабрь.

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Речевое, познавательное.

Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Январь.

«Народная игрушка – матрешка»

Познавательное, речевое, худож.-эстетич.

Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой) как символом русского народного искусства.

Февраль.

«Волшебная дудочка»

Речевое, худож.-эстетич.

Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.

Февраль.

«Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Физическое, речевое, познавательное,худ.-эстетич.

Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь.Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Февраль.

«Госпожа честная Масленица»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное.

Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

Март.

«Великий праздник Пасха»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное.

Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

Апрель.

«Народная игрушка кукла-самоделка»

Познавательное, худож.-эстетич, речевое.

Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

Май.

«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение)

Худож.-эстетическое, физическое, речевое.

Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Май.

Дальнейшее развитие проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.


Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Используя фольклорные средства в работе, поставила перед собой цель: создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

  • познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
  • развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;
  • прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;
  • Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
  • воспитывать патриотические чувства.

Изучив и систематизировав имеющийся материал, стало понятно, что начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

Развивающую предметно-пространственную среду я построила так, чтобы каждый ребенок мог эффективно развиваться с учетом его склонностей, интересов, уровня активности: оборудовала книжный уголок; создала игротеку с малыми фольклорными формами; пополнила аудиотеку сказками, фольклорным песенным материалом; в музыкально-театральном центре есть звучащие игрушки, костюмы в народном стиле, разные виды театров.

Прогулочный участок оборудован (частично) в русском народном стиле.

Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм: потешек, закличек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, игр.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором, включаю их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Уже в младших группах малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Постепенно привлекаю детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, играя с зонтиками, рисуем зонтики, вспоминаем потешку «Дождик, дождик, пуще», изготавливая аппликационную работу «Котик», вспомнили потешку «Пошел котик на Торжок»; заучивая потешку «Ешь, собачка, ам, ам!» мои воспитанники предложили вылепить собачек. Даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения.

Использую дидактические игры, например «Узнай потешку», «Собери сказку», «Я начну, а ты закончи», «Чья песенка?». С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности речи, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Использую забавные игры («Коза рогатая», «Ивану-большому – дрова рубить», «Идет кисонька из кухни»), которые побуждают детей к импровизации. На начальном этапе показываю детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Игры способствуют развитию у детей чувства юмора и воображения, желания сопереживать герою и друг другу. Через народное творчество учу детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Бабочки», «Хлоп, хлоп, убегай», водящего выбираем при помощи считалок.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые по содержанию и форме («Теремок», «Репка»), и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от игровых потешек к поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.

Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Строю воспитательный процесс на основе принципов интеграции: изготавливаем коллективные поделки - беседуем о сказках, ее особенностях, героях, рассматриваем иллюстрации;

Знакомимся с закличкой «Мороз, мороз…бабу снежную принес…» - лепим снеговиков; зовем в гости солнышко «Солнышко-вёдрышко, взойди поскорей» - а вот и оно.

Для знакомства детей с культурой русского народа слушаем музыкальные произведения, сказки в аудиозаписях; играем на музыкальных инструментах; рассматриваем народные игрушки, изделия народно-прикладного искусства; в различные мероприятия включаем элементы фольклора

Традиционным стал праздник Масленицы как для малышей, так и для детей постарше. Рассказывая сказку о дочери Деда Мороза создаю условия для знакомства с праздником, символами которого являются – чучело, карусель, круг, народные гуляния, ну и, конечно, блины.

Работая над проектом, параллельно появляются вспомогательные проекты. Много потешек, поговорок, песенок существует про домашних животных, в результате родился проект «В гостях у Матроскина» для расширения представлений о домашних питомцах.

Семейный фольклор натолкнул меня на проект «Это важное слово – семья». Воспитанники познакомились с родословной, традициями своей семьи, узнали, что человек силен своей семьей.

Идея о создании мини-музея «Чудо-ложки» появилась во время работы над фольклором речевых ситуаций. Детям интересно было узнать что ложкой «не только щи хлебают и шалунов усмиряют, но и на пиру людей развлекают». Оформили картинную галерею, выставочную композицию разных видов ложек.

Проект «Сказка – кладовая мудрости народа» также осуществлялся с учетом дифференцированного подхода и ФГОС, включал в себя разнообразные формы и методы работы - выставка рисунков, изготовление различных видов театров, дидактических игр, тематических альбомов, заключительным мероприятием стала литературная викторина «В гостях у сказки».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта о своем родном крае, поэтому знакомлю малышей с Орловским фольклором. Воспитанники с удовольствием познакомились с пословицами о городах нашей области: «В названье «Мценск» есть меда блеск», «Наш Болхов тем гордится, что он церквей столица»; поют колыбельные песни, используют считалки, приговоры-зазывалки, как способ сбора на игру.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не взаимодействие с родителями. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Они – активные участники деятельности ДОУ: посещают «Дни открытых дверей»; играют роли на досуговых мероприятиях; участвуют в конкурсах и многое другое.

Деятельность в выбранном мною направлении дает свои положительные результаты: у детей сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств; обогащен и активизирован словарный запас; появился интерес к народным традициям родного края, который проявляется в развитии способности к применению в игровой деятельности. В дальнейшем планирую работу над проектом «Богатство и самобытность русского фольклора», чтобы выяснить зачем сохранять традиции.

У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни. И у всякого народа есть корни - это его история. Сквозь сито веков просеял народ свое

культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре.

Мой опыт работы убедительно доказывает, что знакомство дошкольников с фольклором способствует познавательному, художественно

Эстетическому, духовно-нравственному и эмоциональному развитию.