Сценарий народного гуляния на день единства. Сценарий мероприятия "день народного единства"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 60

Г. Екатеринбург

Методическая разработка сценария к празднику «День народного единства»

Для обучающихся начальной школы

Ноября. День воинской славы России - День народного единства

Сценарий праздника "Мы живем в России"

Учитель (начальных классов) Сютина Евгения Олеговна

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса.

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и поля…

Л. Прокофьев

Цель: Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Задачи:

Образовательная :

  • познакомить обучающихся с историей возникновения государственного праздника РФ-День народного единства;
  • закрепить и расширить знания о государственной символики России.
  • пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ;
  • реализовать сетевое взаимодействие как средство формирования универсальных учебных действий.

Познавательная:

  • Способствовать формированию у обучающихся интерес к истории Российского государства.

Воспитательная:

  • воспитывать в школьниках бережное отношению к памятникам истории, культуры и к национальным традициям, традициям родного края;
  • развивать и углублять знания об истории, культуре и природе родного края и страны;
  • воспитывать и развивать у обучающихся толерантность и культуру межнациональных отношений.

Оборудование : компьютер, слайды, музыкальные фонограммы, государственная символика РФ, икона Казанской богоматери, на стенах зала выставка детских рисунков и стенгазет посвященные Дню народного единства.

Предварительная работа: беседы о Родине и ее столице ; экскурсии: в парки и музеи города и области; чтение и заучивание стихотворений, пословиц, рисование на тему «Мы один народ-у нас одна страна!»; рассматривание государственной символики; прослушивание песен о России; оформление актового зала патриотической символикой, подборка видео и аудио материала.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Видеоролик «Моя родина-Россия» на заполнение зала.

Обучающиеся начальных классов входят в актовый зал и занимают места.

Участники концертной программы в национальных костюмах входят на сцену с полотнами белого, синего и красного цветов. На сцене изображают флаг Российской Федерации.

Сообщение темы и целей мероприятия.

Ведущий 1: (Слайд 1-2)

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы поведём разговор о празднике России - «День народного единства». Это праздник нашего народа и нашей Родины. Глубокий смысл заложен в этом празднике. Вспомним, что нам известно о нём, узнаем историю его происхождения.

Ведущий обращается к детям в зале.

Ребята, как вы понимаете, что такое-народ?

(Ответы детей из зала: это наши мамы, папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, друзья, все мы с вами и т.д .)

А как вы понимаете, что такое – Единение?

(Ответы детей из зала: сплоченность, когда мы все дружим, живем в согласии, понимании, уважении друг другу , сотрудничаем)

Правильно. Единение – это когда все люди вместе.

А как вы думаете, кто такие патриоты?

(Ответы детей: это люди, которые любят свою Родину; люди всегда готовы встать на её защиту)

Что же нас всех объединяет? – (Родина ).

Ведущий 2: (Слайд 3-7)

У каждого человека есть родина. Родину, как и родителей, не выбирают. Для нас родина-это, прежде всего, место, где мы родились, это наши родители, родственники. Родина – это дом и двор, где играем с друзьями. Но «малая» родина немыслима и без родины «большой» - великой и необъятной России.

Россия! Это слово звучит гордо. Это родина наших предков. Богата Россия своей природой: лесами, реками, озерами. В России много красивых сел, деревень, городов. Но самое главное богатство заключается в людях, мужественных, трудолюбивых, гостеприимных, творческих и отзывчивых.

Чтец 1:

Живу в России, россиянин - я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна,

Поэтому и дорожим мы ею!

Геннадий Горшков

Ведущий 1: (Слайд 8)

Прошу всех - встать. Звучит гимн России! (слайд 2)

Много песен сложили о России. На сцене ансамбль «Сударушка» с песней «Что может быть лучше России?» (Е. Крылатов – Л. Дербенёв)

Ведущий 2:

(Обращается к обучающимся в зале).

Флаг – символ, величие нашей страны. Как вы заметили, на флаге три цвета. Что означают эти цвет?

(Ответы детей)

(Ведущий подводит итог и дает слово чтецу).

Чтец 2:

Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет.
Это флаг моей России.
Красивее флага нет!
Снизу красный – цвет Побед.
В середине – синий.
Это цвет великих рек,
Что текут в России.
Ну а сверху – белый цвет.
Это всякий знает,
Что душевной чистотой
Русь гостей встречает.

А. Александров

Ведущий 1: (слайды 9-13)

В декабре 2004 года Указом Президента Российской Федерации утвержден новый государственный праздник – День народного единства. Мы впервые отмечали его 4 ноября 2005 года.

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник с глубочайшей духовной основой. Истоки Дня народного единства восходят к славным и героическим событиям 1612 года. В то время не существовало единого русского государства, было многочисленное количество правителей-самозванцев, всюду царствовал разбой и беспорядок. Враги строили свои планы завоевания наших земель. И казалось, что у Московского царства уже попросту нет будущего. Русский народ, видя все это, не стал бездействовать, а ополчился против них. Первые попытки были неудачными, но наши предки не сдавались. Большую роль на пути к народной победе сыграл Козьма Минин.

(Сценка: выходит обучающийся в роли Козьмы Минина с обращением к залу)

«Мир православный! –

Страдает Родина Святая,

Повсюду горе,

вопли, стон,

Ручьями льется

кровь людская.

Иноплеменники гурьбой

Отчизну нашу разоряют,

Владеют Русскою Землей

И нас себе порабощают…

«Если захотим помочь Московскому государству,- не пожалеем ничего, чтобы спасти отечество! Друзья и братья! Народ нижегородский! Зову я храбрых идти освобождать Москву! Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!». Нужно собрать ополчение и выбрать воеводу.

Из зала: Я предлагаю князя Дмитрия Пожарского.

В это время поднимается Пожарский, подходит к Минину.

Пожарский: Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались, и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали. Вставайте же богатыри на защиту Отечества.

Чтец 3:

Четыре века пролетели
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.

Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.
Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.

И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила –
Ведь эта сила – наш народ!

(Н. Меркушова)

Ведущий 2:

Во многие города отправились из Нижнего Новгорода гонцы с грамотами, призывавшими помогать «очищению Московского государства».

Из разных мест спешили в Нижний Новгород дружины и посадские люди, крестьяне, стрельцы, казаки. Здесь их формировали в отряды и обучали. Под знаменами Минина и Пожарского вместе с православными сражались русские, калмыки, татары, башкиры, мордва и другие народы. За свободу и независимость России во все времена отдавали жизни народы всех религиозных конфессий.

Чтец 4:

Дети раз отца спросили:

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крестной тети Нины

Настоящий был грузин.

Все мы разные, так что же?

Все мы – Люди, мы – похожи!

Будем жить в единстве дружном,

Кровь друг друга лить не нужно!

Ведущий 1:

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского.

Чтец 5:

Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День народного единства!

(О. Емельянова)

Музыкальный номер «Вместе вся Россия и Отечество»

Ведущий 2:

История не раз испытывала на прочность Россию, но всегда побеждало единство нашего народа, основанное на любви к родной земле, на ответственности за её судьбу. В честь той победы, когда Русь наша объединилась и выстояла, стали праздновать в России День народного единства, а христиане - День Казанской Божьей Матери.

Во имя любви к родной сторонушке свершались подвиги, слагались песни, стихи…

(Дети читают стихи)

Чтец 6 : (слайд 14)

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

«Родина (З. Александрова)»

Ведущий 1: (слайд 15)

Установление государственного праздника в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придание ему смысла Дня народного единства, было огромнейшей победой в наступлении света на тьму.

Это праздник добра и заботы о людях. Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость и доброжелательность, значит он, как человек состоялся.
Давайте будем терпимее, добрее и благожелательнее друг к другу, ведь эти лучшие качества объединяют людей, а значит, укрепляют наше Российское государство.
Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

Чтец 7:

(В единстве сила России)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!

Ведущий 2: (слайд 16)

Ребята, мы с вами сегодня поговорим о том богатстве, которое есть в русском языке от русского народа. В них так же находили своё отражение и исторические события. Пословицы и поговорки сами рассказывают о том, как важны в нашей жизни.

(Пословицы)

Без любви к человеку нет любви к родине.

Где кто родится, там и пригодится.

Где не жить - родине служить.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Если народ един - он непобедим.

Кто за родину дерется, тому сила двойная дается.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за родину в бой идет.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Человек без родины - соловей без песни.

Человек без родины, что семья без земли.

Чужбина - калина, родина - малина.

Ведущий 1: (слайд 17-19)

Давайте вместе создадим « Солнышко единства», которое будет «согревать» своими лучами всех россиян.

Дети встают в круг и исполняют хороводный танец с лентами-лучиками

Звучит песня «У моей России» - муз. Г. Струве сл. Н. Соловьёвой

В исполнении ансамбля «Сударушка».

Ведущи й 2: (слайд 20)

В этот знаменательный для всего нашего государства день, хотелось бы, чтобы никто из нас не забывал, что лишь в единстве и согласии наш народ - великая сила, что лишь все вместе мы сможем достичь процветания и благополучия нашей страны.

Чтоб стояла земля наша русская - любите Россию-матушку и помните, что только в единении да сплочённости мы сильны!
Давайте поздравим друг друга, пожелаем больше счастья, добра, любви, меньше невзгод и побольше единства. С праздником!!!

Звучит песня Олега Газманова «Единая Россия».

(Дети выходят из зала)

ЮЛИЯ СОЛЯНИК
Сценарий досуга «День народного единства»

«Каждый знает, что земля начинается с Кремля!»

Тематический досуг ,посвященный празднованию Дня народного единства для детей подготовительной группы.

Место проведения : музыкальный зал

Время и дата проведения : 31.10.2016 в 9-30

Цель : познакомить детей с государственным праздником День народного единства ; создать условия для развития толерантных отношений в детской среде.

Задачи : продолжать знакомить детей с историей России,

Развивать и поддерживать патриотические чувства,

Совершенствовать творческие способности детей

Оборудование : экран, проектор, флаг РФ, карта РФ, конверт с вопросами, русские музыкальные инструменты, 2 стола, стульчики по кол-ву детей, цифровое пианино, музыкальный центр, бумажные ладошки по количеству детей, детские рисунки.

Зал оформлен российским флагом и картой России на центральной стене, на противоположной стене выставка из детских рисунков, согласно теме праздника.

Под музыку «Россия-вперед!» О. Газманова дети заходят в зал и становятся полукругом.

На экране слайд с символикой России.

1. В день четвертый ноября

Выходной у нас не зря.

Праздник,пир,увеселенья-

День народа единенья !

2. Так как Минин и Пожарский,

Что на службе были царской,

Град Москву освободили,

Подвиг славный совершили!

3. Вот что было в день сей в мире

Века уж назад четыре.

Соберемся ж вместе, братья,

За столом-не в поле ратном!

4. Дети раз отца спросили :

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

5. Кум - еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крестной тети Нины

Настоящий был грузин.

6. Все мы разные, так что же?

Все мы - люди, мы- похожи!

Будем жить в единстве дружном…

7. Наша матушка Россия,

Как и прежде,станет, сильной,

Праздник – день патриотизма ,

Славься, гордая Отчизна!

Дети поют песню «Родина моя»

После песни присаживаются на стульчики.

Ведущая подходит к карте.

Вед. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля,

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря,

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья,

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Наша страна Россией зовется,

Пусть мирное небо сияет над ней,

Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей!

И пусть поет русский народ главную песню нашей страны – Гимн Российской Федерации. Звучит Гимн Росси! Прошу всех встать. (слайд триколор)

В записи звучит Гимн РФ

Вед. Прошу всех садиться.

4 ноября вся наша страна отмечает День народного единства . Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Глубокий смысл заложен в нем. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала трудные времена,междоусобные войны. Но всегда одолевала своих врагов,потому что на защиту своей Родины вставал весь народ . Почти 400тлет назад нашествия врагов разорили нашу страну, земля была занята поляками, казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не захотели мириться с гибелью своего государства. Среди народа нашлись два мудрых человека, они подняли весь народ на битву с врагом и обратились к людям с таким призывом : «Друзья и братья! Русь Святая гибнет! Поможем Родине Святой!» Это были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. (слайд памятник) И собрались люди из 25 городов в Москве, большим войском пошли они на врага, впереди войска несли икону Казанской Божьей Матери. (слайд иконы)

И после долгих и кровопролитных боев победил русский народ лютого врага . Эта славная победа отмечается 4 ноября. Памятник этим народным героям стоит в самом сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади. (слайд Красная Площадь)

С тех пор, ребята, русские люди по первому зову вставали на защиту нашей Родины, нашей России и дружно шли на войну с врагом вместе с флагами и знаменами. Давайте и мы с вами в этот знаменательный день пройдем круг почета вместе с нашим российским триколором.

Три цвета на флаге России :

Красный, белый, синий.

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом Россией

Добыты честь и победа!

Синяя полоса – цвет неба ясного,

Чтобы жизнь в нашей стране была прекрасная!

Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

Под государственный флаг Российской Федерации становись (слайд с символикой РФ)

Под торжественный марш ребята проходят круг почета с триколором.

Вед. Ребята, каждый гражданин своей страны должен знать ее историю, обычаи, культуру. Сейчас я тоже проверю, насколько вы знаете свою Россию.

Викторина «Моя страна» (дошкольникам задают загадки и общие вопросы о России)

А музыка….Русские люди очень музыкальные, любят петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах, многие из которых были придуманы еще очень давно. (слайд-видео «Гора самоцветов» )

Ребята, а вы знаете русские народные деревянные инструменты?

Викторина «Угадай инструмент»

Вижу, что вы хорошо знаете музыкальные инструменты. Самым простым и популярным инструментом,конечно, является деревянная ложка-на ней может играть и стар и млад. Давайте мы сейчас тоже споем и сыграем веселую песню про музыканта-ложкаря.

Песня-инсценировка «Маленький ложкарь»

Любит русский народ свою страну и складывает про нее замечательные песни.

Предлагаю вам послушать красивую песню,которая называется «Моя Россия»

Звучит песня «Моя Россия» муз. Струве в исполнении музыкального руководителя.

Вед. Русские люди очень дружные, верные своей стране, всегда придут на помощь и помогут в беде. Я хочу, чтобы вы всегда об этом помнили и были дружными и верными товарищами.

1. В День единства будем рядом ,

Будем вместе навсегда-

Все народности России

В дальних селах, городах!

2. Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать,любить и спорить,

Охранять покой людей.

3. Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Вед. Ребята, давайте мы с вами возьмемся за руки, сделаем большой круг и скажем друг другу очень важные слова :

(проводится коммуникативная игра «Я -человечек» )

Я – человечек, ты – человечек,

У меня есть сердечко, у тебя есть сердечко,

У меня губки сладкие, у тебя губки сладкие,

У меня щечки гладкие, у тебя щечки гладкие,

Я тебя люблю, я с тобой дружу!

Вед. Ребята, будем такими дружными и едиными не только в этот день , День народного единства , но и каждый день жизни в нашей с вами любимой стране! В какой стране мы живем?

Дети : В России!

Вед. Давайте на память о сегодняшнем празднике возьмем свои ладошки, которые вы вырезали из бумаги, и прикрепим на карту нашей великой России так, чтобы получилось изображение нашего государственного флага - триколора.

Под музыку «С чего начинается Родина» ребята прикрепляют ладошки белого,синего и красного цвета к карте.

Вед. Еще раз всех с праздником! С Днем народного единства ! До свидания! До новых встреч!

Под торжественную музыку дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Новый праздник, который отмечает Россия, это «День народного единства». По всей стране проходят праздничные гулянья, но не осталось в стороне.

Цель:систематизировать знания детей о празднике 4 ноября - Дне народного единства. Задачи: - рассказать об истории возникновения праздника.

Конспект занятия «День народного единства» ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА Канина С. А., воспитатель Цель: 1. Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения.

НОД «День народного единства» НОД «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» Занятие для детей старшей группы Воспитатель: Белякова Людмила Викторовна, детский сад «Рябинка» Цель: Создание.

Проект «День народного единства» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образования город Краснодар «Детский сад №174 «Сказочная страна» ПРОЕКТ.

Тематический вечер в колледже «День народного единства»!



Желаю мира, счастья и добра,

Цель : формирование у обучающихся знаний об истоках празднования Дня народного единства.
Задачи:
Познакомить студентов с историей праздника День народного единства;
Представить основных исторических персонажей, способствующих становлению Российской государственности;
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям российского народа;
Создать условия для развития гражданской ответственности студентов, мировоззренческих убеждений обучающихся через осмысление ими исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Ход мероприятия

1 Ведущий: «Добрый день, уважаемые студенты, педагоги, гости, все, кто сегодня находится в этом зале! Мы рады приветствовать вас на празднике День народного единства!

2 Ведущий: 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства.
1 Ведущий : В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
2 Ведущий.
Дорогие студенты, в нашем колледже Вы не только учитесь профессии, но и учитесь быть гражданами своей страны. Достойным гражданином может стать только тот, кто любит и знает историю своей Родины. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить один из самых значимых периодов в истории нашей страны – периода Смутного времени и борьбы русского народа с польскими и шведскими интервентами.

1 Ведущий : Итак, мы начинаем. Прошу всех встать для прослушивания Гимна РФ.
Начинается с прослушивания гимна Российской Федерации
Слова гимна России
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От Южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года
Нам силу дает наша верность Отчизне,
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.

Выходит агидбригада.
1-й: Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края,
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
За песни, которым впервые
Внимают родные края,
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
1-й: Дай мне руку, друг, мы вместе встанем в круг,
Заплетём венок всемирной дружбы,
В единстве мы сильны, в единстве мы добры,
Нам жить семьей одной большущей нужно.
2-й: Праздник народного единства все мы отмечаем,
Я от души тебя, приятель, поздравляю,
Желаю мира, счастья и добра,
Чтоб радостною жизнь твоя была.
3-й: Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться – враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
4-й : Подумают пусть оккупанты и тати
Что с нами не стоит войну начинать.
Единство народа всегда будет кстати.
Единым мир будем наш сохранять…
Выходит ведущий:
События, в память о которых был учреждён этот праздник, действительно были и являются для нашего Отечества судьбоносными: если бы не они, могло бы не быть той России, в которую мы верим, и которую любим. Когда в 1584 году умер государь Иван Грозный – последний из Рюриковичей, на Руси началось время, называемое в нашей истории Смутным – это был глубокий и тяжёлый кризис, вначале династический, а потом и государственный. Смута царила не только в высших кругах, но и в умах всех людей: один за другим стали появляться узурпаторы, самозванцы.
В то время даже лучшим государственным мужам, на которых держалась Россия, было страшно, и казалось, что Московскому государству пришёл конец. Москву и Кремль сдали польско-литовским захватчикам, а большинство бояр принесли присягу католическому правителю – польскому королевичу Владиславу.
Выходят двое студентов:
1-й : Пусть отношений добрых символом
Этот праздник станет для страны,
Пусть подарит радость вам общения
И исполнит лучшие мечты.
2-й: И в единстве сила пусть России
С каждым годом только укрепляется,
Как страна великая, могучая,
Пусть держава наша прославляется!
Разминка «сто тысяч я» Звучит песня о Родине «Я, ты, он, она! в исполнении Ротару

Ты – отводим правую руку вниз, показываем как бы на соседа.
Он – протягиваем левую руку другому соседу.
Она – беремся за руки соседей обеими руками.
Вместе – скрещиваем руки на груди.
Целая страна – делаем круг руками над головой и опускаем их вниз.
Вместе – снова скрещиваем обе руки на груди.
Дружная семья – вновь делаем круг руками над головой и опускаем их вниз.
В слове мы – поднимаем обе руки вверх.
Сто тысяч – сжимаем в рукопожатии свои руки над головой.
Я – кладем правую руку на сердце.
Ведущий . Включаем фонограмму! И начинаем в медленном темпе, а заканчиваем в быстром!
5-й: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один – черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод,
Один – кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним – милее осень, другим – милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.
1-й: С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.
Едино государство,
Когда един народ.
Когда великой силой
Он движется вперёд.
3-й : Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живём одной судьбой.
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
4-й: Кузьма Минин - русский национальный герой, один из создателей второго народного ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Был нижегородским посадским человеком, торговцем мясом. В сентябре 1611 года избран земским старостой и обратился к нижегородцам с предложением - пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. Он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения. К. Минин настоял на том, чтобы нижегородцы вынесли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны были подвергнуться разграблению. “Вера и отечество наше погибают; но мы можем спасти их. Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!” По его предложению руководителем второго народного ополчения был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижегородцы избрали К. Минина казначеем ополчения. В 1612 г. Во время боев с отрядом польского гетмана Ходкевича, показал себя как умелый и храбрый командир. В 1613 г. Был возведен в сан думного дворянина и стал заседать в Государевой (Боярской) думе. Подвиг его навсегда остался в памяти народа.
5-й: Пожарский Дмитрий Михайлович - русский национальный герой, военный руководитель второго ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских. Участвовал в работе Земского собора 1598 г. на котором Б. Годунов был избран царем. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай – города. В 1613г. Д. Пожарский был возведен в ранг боярина. В дальнейшем возглавлял ряд московских приказов, был новгородским воеводой, участвовал во многих дипломатических переговорах, а во время русско-польской войны 1632-1634 гг. командовал резервной русской армией. Его патриотическая деятельность отражена во многих литературных произведениях.
1 ведущий . В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Икона была обретена 8 июля 1579 года 10-летней девочкой Матреной, которой приснился вещий сон о том, что образ иконы лежит под слоем золы на пожарище.
2 ведущий. Зная, что бедствие получено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Этой иконе приписывают многочисленные чудотворения. Подлинник иконы бесследно исчез в начале XX века, но сохранилось много копий с нее, эти копии находятся в различных храмах по всему миру.
1 ведущий : Не случайно датой празднования победы русского народа в 1612 году выбрано 4 ноября, когда отмечался церковный праздник Казанской иконы Божией Матери, которая, как гласит предание, помогла ополченцам победить врагов.
2 ведущий: В 1710 году Пётр I распорядился перевезти икону в новую столицу – Петербург – и теперь она находится в Казанском соборе
3-й : В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда.
Все народности России
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Вокальная группа исполняет песню о Родине.
Россия в сердце моем.
Когда птицы летя на юг,
И дожди каждый день идут,
Когда осень стоит за окном,
Я согрею тебя, мой дом.
Припев:
Россия – это снега,
Россия – это судьбы,
Россия - это мой дом,
Россия – в сердце моем.

Заключение
Ведущий: Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

Мероприятие ко дню народного единства «Когда мы едины - мы непобедимы!»

Цель: привлечь внимание детей к государственному празднику - Дню народного единства.

Задачи:

- воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей;

Расширять представления о родной стране, о государственных праздниках;
- воспитывать патриотизм, гордость за своё государство, толерантность.
Оборудование :

Плакат

Цветная бумага

Фломастеры

Компьютер

Мультимедийное оборудование

Экран.

Ход акции:
1.Приветствие участникам:

Дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас в стенах нашей библиотеки. Сегодня у нас очень важный повод для встречи - скоро наша страна отмечает большой государственный праздник. Кто из вас знает, какой? (Ответы, видеоклип «4 ноября»).

Да, 4 ноября россияне отмечают День народного единства. А кто из вас может объяснить, что такое народное единство ? (Ответы)

Вот как ответил на этот вопрос отец 12 детей и дедушка 39-ти внуков священник Алексей Ильяшенко: «Люди в России должны осознать себя как народ. Сегодня мы разделены, разобщены. Мы относимся к своим согражданам безразлично, если не сказать враждебно. Если бы 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег, его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас, понятное дело, большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца - по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя. Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» - однокоренные. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое когда-то было присуще русскому народу».

Да, ребята, сегодня мы должны стремиться к единству народа, к единству народов многонациональной России, потому что единство, сплочённость - это великая сила. Это гарантия того, что наша любимая Родина - Россия будет жить в веках, как сильное и независимое государство.

2. Исторический экскурс в 17 век.

- Но оно не всегда было таким. Когда Русь ослабевала, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались смутными, а ещё — кровавыми. Об одной из таких страниц нашей героической истории мы сейчас и поговорим.

400 лет назад на Руси был страшный голод, а на престол вставал то один, то другой царь. В такой тяжёлый момент напали на русскую землю враги - поляки. Страна и народ были измучены до крайности. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретёт силу и былое могущество. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства. Но патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. О том, что было дальше, вы узнаете из фильма. Фильм этот чёрно-белый, потому что снят очень давно, ещё в 1939 году.

Прошу вас смотреть его очень внимательно, потому что после просмотра все вы станете участниками викторины. Вам нужно будет ответить на вопросы по содержанию фильма. Ещё раз повторю, что все ответы есть в этом фильме, главное-смотреть его внимательно!

3. Фильм «Минин и Пожарский»

4. Викторина «Мы знаем свою историю».

1. В каком веке происходили события, о которых рассказывается в фильме? (В 17).

2.Как звали польского короля, чьи войска захватили Москву? (Сигизмунд).

3. Назовите имя земского старосты Минина (Кузьма).

4. В каком городе Кузьма Минин обратился к народу с призывом собирать ополчение? (В Нижнем Новгороде). Правильно, потому это народное ополчение часто называют нижегородским. А ещё с 2005 года этот город по праву считается центром празднования Дня народного единства.

5. Кого выбрали предводителем народного ополчения? (Пожарского).

6. Назовите его имя (Дмитрий).

7. Каков был его дворянский титул? (Князь).

8. В каком городе к войскам нижегородского ополчения примкнули вооружённые отряды из других городов и сёл? (В Ярославле).

9. Какой город освобождали от поляков воины Минина и Пожарского? (Москву).

10. Когда сдался польский гарнизон, стоявший в Кремле? (осенью 1612 года).

11. Где находится памятник Минину и Пожарскому? (В Москве, на Красной площади).

Молодцы!

6. Беседа о дате праздника народного единства.

Ребята, важное сражение, в результате которого Москву освободили от поляков, произошло 4 ноября 1612 года. Это был ещё и День Казанской иконы Божией матери, с которой, по преданию, войско Минина и Пожарского вошло в Москву. В народе и по сей день живёт уверенность, что победа над врагом была одержана именно благодаря этой иконе.

Многие политические деятели и историки современности считают 4 ноября самым важным для России днём, положившим конец смутному времени. В конце 2004 года Госдума приняла решение об именовании даты 4 ноября Днём народного единства. Сегодня это красный день календаря, служащий напоминанием нашему многонациональному народу о победах, триумфах, поражениях, национальных героях, подчеркивает необходимость единства и сплочённости в достижении намеченных целей.

7. Произведения искусства и литературы о героях народного ополчения.

Исполненные благодарности к русским национальным героям - Минину и Пожарскому многие писатели, поэты, художники создавали и создают произведения о них. В нашей библиотеке вы сможете взять и прочитать книги о героях народного ополчения. (Обзор книг).

Давайте посмотрим видеоклип на его песню (Клип на песню).

8. Рефлексия.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кто сегодня узнал для себя что-то новое. Я очень рада этому и предлагаю всем вместе сделать памятный плакат, который будет напоминать о нашей встрече. Вам нужно, положив свою ладонь на бумагу, обвести её, затем вырезать по контуру и на получившемся силуэте фломастером написать своё имя, а если кто-то захочет, то и фамилию. После этого в знак нашего единства мы приклеим силуэты своих ладоней на плакат. Сверху на них мы поместим силуэт нашей страны, каким он выглядит на карте, в знак того, что единый народ сохранит независимость своего государства на века (Во время работы звучат патриотические песни).

Когда плакат готов, все становятся полукругом, берут в руки плакат и хором произносят: «Когда мы едины - мы непобедимы!»

Спасибо, ребята, за участие в акции! До новых встреч в библиотеке!

В разработке материала использовались ресурсы Интернет:

Сценарий мероприятия

« В дружбе народов единство России »

(с показом слайдов)

Цели:

    формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    формировать ответственность за судьбу Родины;

    дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать умение делать выводы, обобщать;

    способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Показ фильма «День народного единства»

СЛАЙД 3

Ученик-ведущий: Добрый вечер! Мы приветствуем вас в этом зале.

Учитель: Во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

Ученик-ведущий: С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

Учитель:

Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!

Ученик-ведущий:

В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!

Учитель:

Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими...
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!

Учитель: Праздничное мероприятие, посвященное Дню народного единства объявляется открытым!

СЛАЙД 4

Звучит Гимн России (1 куплет + припев)

Слово предоставляется директору школы при Посольстве России в Мали Баранникову Михаилу Владимировичу.

СЛАЙД 5

Учитель:

У каждого народа есть своя малая Родина. В России живут народы разных национальностей: русские, ненцы, ханты, коми, татары, белорусы, украинцы, киргизы, грузины, армяне и многие другие.

Ученик-ведущий:

Все они дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия. И для всех народов стал родным русский язык.

Ученики:

1-й: С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

2-й: Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

СЛАЙД 6

Учитель:

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

СЛАЙД 7

Почему столица нашей Родины оказалась в руках иностранных захватчиков?

Давайте совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, как это было.

СЛАЙД 8

Ученик:

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Ученик-ведущий:

Начало XVII века в истории нашего государства называют Смутным временем .

Страна, как единое государство, распалась, прекратила свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления московской династии Рюриковичей.

СЛАЙД 9

Учитель:

В 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; Через 3 года умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. - в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника.

СЛАЙД 10

Ученик-ведущий: В этом же году Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий – избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно.

Учитель: В связи с этими событиями А.С. Пушкин написал стихотворение «Борис Годунов»

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать –

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна.

СЛАЙД 11

Ученик-ведущий:

Они любить умеют только мертвых –

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

СЛАЙД 12

Учитель:

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

СЛАЙД 13

Ученик-ведущий: Народным недовольством правления Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. прав а на российский престол предъявил беглый монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Учитель:

Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги, терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался.

Ученик-ведущий:

И народ поверил Самозванцу (Григорию Отрепьеву). Лжедмитрий захватил царский престол. Бояре легко избавились от детей Бориса Годунова: Фёдор Годунов был убит, а Ксению заточили в монастырь.

СЛАЙД 14

Учитель:

В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

СЛАЙД 15

Ученик-ведущий:

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец, Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

Учитель:

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства! »

СЛАЙД 16

Ученик-ведущий:

Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось - Речь Посполитая , в его состав входили Польша и Литва. Отсюда мы и говорим о польских и литовских интервентах.

Учитель:

Интервенция – это вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Тогда и наступил конец терпению русского народа.

СЛАЙД 17

Ученик:

Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

СЛАЙД 18

Ученик – ведущий:

Прокопий Ляпунов (из города Рязань) собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре - предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!»

СЛАЙД 19

Учитель: Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель, Прокопий Ляпунов, погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

СЛАЙД 20

Ученик-ведущий:

Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

СЛАЙД 21

Учитель:

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

Ученик:

И поднималась Русь с колен.

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой.

Под звон грядущих перемен.

СЛАЙД 22

Учитель:

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай – город - исторический район Москвы .

СЛАЙД 23

Ученик-ведущий:

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит в Москве на Красной площади – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Выходят шестеро детей и читают стихотворение:

«Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской.

1. Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

2. Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».

3. От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.

СЛАЙД 24


4.Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:

5.«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!

6. Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»

СЛАЙД 25

Ученик-ведущий :

Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских и литовских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Учитель:

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Сына патриарха Филарета - Фёдора Никитича Романова. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Сусанин.

Ученик-ведущий:

Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.

СЛАЙД 26

Учитель:

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!-
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти…

Ученик-ведущий:
…«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал

«Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-
Убейте! Замучьте!- моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит».

Учитель:
«Злодей!- закричали враги, закипев,

- Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Ученик-ведущий:
«Умри же!- сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!-
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила,
Она для России спасла Михаила.

СЛАЙД 27

Учитель: Эти слова из поэмы декабриста Кондратия Рылеева «Жизнь за царя»

В г. Костроме установлен памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

Учитель: Ребята! Теперь вы знаете, какие события произошли 4 ноября 1612 года на русской земле. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы нашей викторины.

СЛАЙД 28 - СЛАЙД 35

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1. Как звали русского царя, правление которого сложилось неудачно? О нём же написал стихотворение А.С. Пушкин. Борис Годунов

2. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? Речь Посполитая (Польское королевство и Великое княжество Литовское)

3. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов

4. Какое историческое событие произошло 4 ноября 1612 года? Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай - город.

5. Как звали национального героя, который завел захватчиков в глухой лес? Иван Осипович Сусанин.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?

Лжедмитрия II

7. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова.

8. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства

Учитель:

А сейчас прозвучит песня «Россия – ты моя звезда» в исполнении Баранникова Александра и Гюнтер Ангелины.

СЛАЙД 36

Показ видеоролика «Хохлома» (во время песни)

СЛАЙД 37

Учитель:

Также 4 ноября христиане отмечают день Казанской иконы Божией Матери. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Ученик-ведущий:

Это дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

СЛАЙД 38

1 ученик:
По плечу нам молодым
Укреплять единства строй.

Коль в России ты родился,
Значит нам ты не чужой.

2 ученик:
Русские и белорусы,
Чукчи, ненцы и индусы,
Украинцы и армяне - нам друзья!
Все россияне!

СЛАЙД 39


3 ученик:
Честь России бережете?
Коль в России вы живете!
Мощь державы укрепляйте,
Вы Россию прославляйте!

Чтоб о нас повсюду знали,
Во всем мире уважали!

4 ученик:

Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.

СЛАЙД 40

5 ученик:

Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!

6 ученик:

Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!

СЛАЙД 41

Учитель:

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уж дом готов!

Ученик-ведущий: Соединяет людей и народы - дружба. Вместе они живут счастливо. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

СЛАЙД 42

Ученики:

1-й: В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

2-й: Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

3-й: Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель:

Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная страна. Она протягивает руку дружбы и раскрывает объятия всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на земле мирно и союзно!

СЛАЙД 43

Учитель: Звучит песня «Живи, моя Россия»

Показ видеоролика «Живи, моя Россия» (во время песни)

СЛАЙД 44

Ученик-ведущий :

Как здорово понять, что мы - едины!

Что все мы вместе, оттого сильны!

И дружбой нашей мы непобедимы!

Ее крепить и множить мы должны!

Учитель:

И праздник - День народного единства -

Пусть станет дорог и понятен всем!

Мы призываем всех объединиться,

Забыть про распри и обиды насовсем!

На этом наше праздничное мероприятие закончено.

Спасибо за внимание!