Сензитивным периодом для развития речи является. Сензитивные периоды развития ребенка

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому - у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других - опережает.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать - раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

Основными сензитивными периодами возраста 0 месяцев - 6 лет Монтессори выделяла следующие:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)

Это лучшее время приучить ребенка к порядку . Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить - внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях ). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

Важный показатель общего психического развития ребёнка - психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка.

Именно поэтому малышей тянет к уличным площадкам с их лестницами, горками и качалками. Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует навкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии - что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы, как Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

5. Период речевого развития

Чем меньше ребенок, тем более наглядными должны быть все понятия, с которыми он знакомится. Для эффективногоусвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт» (пощупать, потрогать, понюхать и т.д.). В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, макеты жилищ животных, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. - все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне - взрослый (педагог или мама).


6.
Период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под-ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

"Подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусст-венным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.

Современные родители стараются развивать своего малыша буквально с пеленок, но, оказывается, для развития того или иного навыка есть определенное время. Что такое сенситивные периоды развития и для чего они нужны?

Сенситивный (сензитивный) период - это отрезок времени, наиболее благоприятный для развития у ребенка того или иного навыка, умения или психологического качества. В психологию понятие ввел Лев Семенович Выготский, но более подробно суть этого явления изложила итальянский психолог Мария Монтессори. Итак, для развития определенной способности малыша есть правильное время, для каждого ребенка оно может быть индивидуально, так как эти периоды не имеют четких границ и наслаиваются один на другой, у какого-то малыша заканчиваются резко, а у другого - продолжаются длительное время. Какие же сенситивные периоды развития существуют?

Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет

  • 0-4 месяца - ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, поворачивает голову в сторону звука, сам начинает издавать звуки.
  • 1-1,5 года - ребенок прислушивается к вашему разговору,
  • 2-2,5 года - в речи нарастает словарный запас, ребенок словами и эмоциями способен выражать свои требования и желания.
  • 2,5-3 года - ребенок проговаривает свои мысли и действия.
  • 3,5-4 года - ребенок может осознанно употреблять речь.
  • 4-4,5 года - в этом возрасте ребенок с помощью речи и коммуникации может решить свои проблемы самостоятельно.
  • 5 лет - появляется интерес к буквам, ребенок может неожиданно начать писать, идеально время для того, чтобы начать читать.

Сенситивный период восприятия порядка: от 0 до 3 лет. Для ребенка порядок - это часть его жизни, причем порядок во всем: во времени, в отношениях, в среде, в которой он находится. Вот почему для малыша так важно в первый год жизни , так как определенная последовательность действий - режим - дает ребенку чувство защищ енности и уверенности, помогает идентифицировать себя в этом мире.

Ребенок понимает и знает, что после завтрака нужно идти на прогулку, что игрушки лежат в коробке около кроватки, на кухне посуда, а в шкафу его одежда. Любое изменение привычной для ребенка обстановки или режима ведет к его негодованию, потому что нарушается привычный порядок.

Кроме того, порядок должен быть и в общении с ребенком, все запреты и воспитательные моменты строго согласованны между родителями и последовательны. К примеру, если малышу что-то нельзя, то это нельзя всегда, независимо от ситуации или условий. От того, в какой среде будет жить ребенок до 3 лет, зависит какой и будет его последующая жизнь.

Сенситивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет. Сенсорное развитие - это основа для мышления, богатого словарного запаса, математического восприятия. Познание мира на ощупь развивает зрительное, чувственное и особенно тактильное восприятие окружающего, поэтому так важно с раннего возраста знакомить ребенка с материалами разных текстур, форм и цветов.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет. Речь живет на кончиках пальцев, поэтому нужно поощрять интерес ребенка к мелким предметам. А малыша после года так и тянет к пуговицам, крошкам, зернышкам каши и мелким деталькам. Предоставьте ребенку возможность под вашим присмотром нанизывать бусы на нитку, собирать части пазла или конструктора, перебирать крупу, лепить из теста. Поощряйте любой вид деятельности, который стимулирует развитие чувствительности кончиков пальцев и мелкой моторики.

Сенситивный период движений и действий: от 1 до 4 лет. У ребенка умственное развитие идет параллельно с физическим, поэтому нельзя запрещать ребенку двигаться, так как это скажется на развитии его мозга. Задача родителей - обеспечить максимальную безопасность ребенку и дать волю его движениям, а это благотворно скажется как на его здоровье, так и на интеллекте.

Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет . Постепенно ребенок учится всему новому и к году уже умеет пить из чашки, к двум - самостоятельно есть, а к трем - одеваться. Не пропустите стремление к самостоятельности своего малыша, не стремитесь все сделать за него, будьте терпеливее. Если постоянно пресекать инициативу ребенка и лишать его самостоятельности, то он вырастет несамостоятельной личностью, которая всегда будет нуждаться в вашей помощи и опеке, но уже в более серьезных вопросах, чем застегивание пуговиц.

Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. Это возраст идеально подходит, чтобы обучить малыша правилам коммуникации со взрослыми, коммуникативным навыкам общения со сверстниками, умению договариваться, просить, меняться, уметь подождать и потерпеть. Поэтому не ограничивайте круг общения ребенка только семьей, если он не ходит в сад, то постарайтесь обеспечить ему общение с детьми другим способом: детские площадки, спортивные секции, развивающие занятия.

Также обязательно узнайте о том,

Фото в тексте: istockphoto.com

Что такое сензитивный период, когда малыша лучше обучать различным навыкам?

Какие периоды называют сензитивными

Все малыши, независимо от принадлежности к национальности, социальному уровню развиваются, согласно учению самого известного в мире педагога-психолога Монтессори, одинаково. За период от 0 до 6 лет проходит несколько этапов, когда малыш к окружающему миру особенно восприимчив. Такие периоды называются сензитивными.

Сензитивный период развития речи у детей

Возраст от 0 до года:

На определенном этапе, ближе к возрасту в 12 месяцев, ребеночек становится контактным, он пытается как-то показать свои эмоции. Первое, что он делает — имитирует звуки, что его окружают. Иногда можно услышать как кроха даже передразнивает взрослую речь, но пока неразборчиво, потому что он сам еще не различает некоторые нюансы. Специалисты утверждают, что если малыш был на искусственном вскармливании или вообще был лишен материнской ласки, дальнейшее развитие может проходить немного иначе, чем у тех, кто тесно общался с матерью.

От года до трех лет:

Это самый благодатный период для развития речи. Ребенок способный запоминать большое количество слов и воспроизводить их. Если малыш не будет слышать человеческую речь в данном возрасте, то может вообще не научиться нормально говорить. Например, как в случае с детьми, которые выросли с животными. Они не станут такими, как обычные малыши и общение в речевом плане буде для них сильно ограничено. Педагоги с мировым именем советуют в данный период много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, поддерживать любое общение, но меньше сюсюкать и потакать неправильному произношению слов.

От трех до шести лет:

Многие детки в данном возрасте обращают внимание на буквы. Они их видят в названиях магазинов, различных надписях. При этом сами пытаются рисовать буквы на стенах, песке, снегу, выкладывать их из кубиков и палочек. Как раз Монтессори рекомендует поддерживать в детях этот интерес и таким образом, играя, изучать различные буквы, позже, ближе к 5-летнему возрасту проснется интерес к чтению. К этому возрасту уже можно изучить практически все буквы, не принуждая малыша к этому. Тогда чтение будет даваться легче.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Приучить малыша к порядку можно не навязывая ему этого, а просто воспользоваться возрастом. Примерно в 2 годика ребенок часто устраивает истерики и капризничает. Замечено, что происходит подобное явление чаще в тех семьях, где не соблюдаются режимы питания, сна и бодрствования, не складывается аккуратно одежда и т. д. То есть нарушается определенный порядок вещей. Для ребенка это важно. Соблюдая режимы и систематически складывая игрушки и одежду свою и малыша в порядок можно подать ему определенный пример, который он будет соблюдать всю оставшуюся жизнь.

Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Сенсорами называют наши органы восприятия окружающей среды — слух, нюх, зрение, тактильные ощущения. Как только ребеночек начинает ручками касаться предметов намерено, тянуть их в рот, он знакомиться с окружающей средой. Постепенно он различает звуки, цвета, запахи, различную текстуру. Это все происходит своим чередом, но малышу можно помочь запомнить как можно больше разных ощущений. Для этого можно играть с ним предметами, которые имеют различную форму, цвет, текстуру. Педагоги рекомендуют игру «волшебный мешок». Сложить туда различные за формой и размером предметы, конечно, безопасные для малыша. Кусочки тканей и различных материалов. Пусть он ручкой трогает и пытается угадать, что это.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Играя с мелкими предметами, ребенок развивает мелкую моторику, благодаря чему улучшаются когнитивные способности, то есть мыслительные. Ладошки непосредственно связаны с мозгом, при исполнении руками каких-то действий, например лепки из пластилина или теста, игры с песком, горохом, пуговицами, бусами, фасолью, происходит массаж и активация некоторых участков ладоней и пальцев, что положительно влияет на работу мозга. Поэтому малышу нужно разрешать играть с мелкими предметами, но чтобы не доставать потом их из уха, носа, нужно это делать под присмотром или максимально обезопасить ребенка, например, бусы, пуговицы нанизать на толстую прочную нитку.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Когда ребенок учится ходить, он часто падает, потому что не владеет еще своим телом в полной мере. Постепенно навык улучшается и падения сокращаются. Чтобы помочь малышу лучше координировать свои движения, можно позволять ему лазить по лестнице, взбираться на специальные горки-тренажеры, стоять на одной ноге или пытаться устоять на неустойчивых предметах. Эти занятия нужно проводить только под присмотром взрослых, чтобы свести травматизм к минимуму.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В данный отрезок времени закладываются навыки, которые называются этикетом или системой поведения в обществе. Это то, что потом будет определяться как воспитанность или отсутствие таковой. Дети в этом возрасте подражают поведению своих близких родственников или тех, с кем находятся большую часть времени. Если родители сами не воспитанные, то вероятность того, что ребенок будет вести себя так же очень высока. Только личным примером можно заложить в подрастающее поколение необходимые навыки общения с окружающими.
От рождения и до 6 лет малыш подобен губке, он жадно впитывает все, что его окружает, идет достаточно интенсивное развитие, которым можно воспользоваться, чтобы ненавязчиво обучить элементарным навыкам. Специально учить что-то делать не всегда получается качественно. Ребенок, в большинстве случаев, противится, особенно в раннем возрасте. Насильно не только мил не будешь, но мало чему научишь, а зная в каком возрасте малыш к чему больше склонен, можно просто играть с ним или показывать на собственном примере, имея определенную цель обучения чему-то и результаты будут куда лучше.

Сама идея выработки определенных правил, делающих жизнь в группе удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных периодов.Сензитивные периоды - это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится. Оказалось, что в эти периоды ребенок без серьезных усилий способен учиться определенным вещам. Эти отрезки в жизни ребенка коротки и уходят безвозвратно.

В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей.

Период развития речи (0-6 лет)

Период восприятия порядка (0-3)

Период сенсорного развития (0-5.5)

Период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)

Период развития движений и действий (1-4)

Период развития социальных навыков (2.5-6)

Период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появле­ния ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему пес­ни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4.5 месяцев :

Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. На­помним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выде­лить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделя­ется красная нить - речь.

Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачи­вать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу. Ранняя диагностика развития ребенка, разработанная в Мюнхенском Детском Центре, позволяет спасти от неминуемой глухоты множество обреченных на нее детей.

Дети учатся подражать звукам.

В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последова­тельности, вслушиваясь в мелодию родного языка.


В возрасте около 1 года:

Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, одна­ко, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нара­стание словаря ребенка.

В возрасте около 1.5 лет:

Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это пре­красный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" вместо "пра­вильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания".

Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы язы­ка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматиче­скими нормами.

Отсюда следует два важных вывода.

Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом воз­расте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда бо­лее ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше расска­зывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальней­шего речевого развития ребенка в билингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме мож­но быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не про­изойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последова­тельность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3.5 - 4 лет:

Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осоз­нанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозна­чением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шерша­вой бумаги и т.д.

Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и само­стоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого разви­тия. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо разли­чения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходи­мо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. под принуждением (учить­ся читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сензитивный период восприятия порядка

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущ­ность разума состоит в придании порядка" хаотичным впечатлени­ям, исходящим от окружающего мира.

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интен­сивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие эле­менты, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".

Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры "в связи с переходом к рыночной экономике". Но у нас была семья, профессия и проч., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в даль­нейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведе­ния в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 - 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее - настоящую страсть к со­блюдению привычного для него порядка, громко выражая свое него­дование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-лет­него ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каж­дой из этих трех сфер.

1) Порядок в окружающей среде.

Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:

- В соотношении между предметами . Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего - предме­ты в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основ­ным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная "подготов­ленная среда" (аналогичная той, которая формируется в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотноше­ние между предметами, вещами в быту.

Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэто­му необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требо­вать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще фор­мирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут роди­тели, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Последствия такого стресса впоследствии обычно не проходят бесследно.

- Порядок в отношении людей к предметам .

И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т.д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различ­ными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно стано­вясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка.

2) Порядок во времени.

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внут­ренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон вре­мени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частно­сти, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихо­да и быть уверенным в их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во време­ни - точнее, порядка в последовательности событий. Например, по­следовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребе­нок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтраш­нем дне!

3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать по­рядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реально­сти - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).

Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в иде­але - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, рассте­лить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрос­лому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.

Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблю­даться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психоло­гических комментариев.

В заключение отметим, что уровень сформированности у ребенка "чувства порядка" является одним из основных критериев готовно­сти к Монтессори-дескому саду, да и к детскому саду вообще. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях и зависит оттого, насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуи­тивно или осознанно) при создании окружающей среды естествен­ную тягу ребенка к порядку.

Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образ­цом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Мон­тессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня "внутреннего порядка" (порядка в мыслях, поступках и т.п.).

В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запу­щенность и т.д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в Мон­тессори-группу необходимо пройти курс индивидуальной Монтессо­ри-терапии, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду. С помощью специальных методов Монтессори-терапевту удается мак­симально использовать "излет" уже прошедшего сензитивного пери­ода.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Этот период в развитии ребенка описан не только в работах Марии Монтессори, поэтому мы сделаем лишь несколько специальных замечаний.

Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возмож­ны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-ма­териал предоставляет оптимальную возможность для этого.

С помощью специальной методики работы с сенсорным Монтес­сори-материалом развивается также «стереогностическое чувство» (термин Марии Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущ­ность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос, в принципе, есть два ответа. Первый предполага­ет создание теоретической модели на основе среднестатистических, данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети - разные.

Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду. Речь идет о так называемой "свободной работе" детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познаватель­ную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выби­рать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок мо­жет сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его ак­туального развития и наметить перспективы работы в зоне его бли­жайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с со­ответствующим дидактическим материалом.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заме­тить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собст­венного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного отреагирования инте­реса к мелким предметам. Например, с помощью специальных уп­ражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предме­тов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на состав­ные части, но и синтеза из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка про­исходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного обра­за жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентриру­ет свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все бо­лее и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и вырази­тельности движений.

Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Другой пример - вторая ступень трехступенчатого урока по рас­ширению словарного запаса, когда ребенку даются различные пору­чения, учитывающие его потребность в движении.

Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может отреаги­ровать в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит Мария Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под­ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизво­дит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культур­ным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их приме­нять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, по­прощаться, попросить о помощи и т.д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражне­ния в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензи­тивный период своего развития.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет ис­кусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д.

"Подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусст­венным, а создают оптимальные условия для естественного хода раз­вития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.