Использование конструктора «LEGO» в театрализованной деятельности в детском саду. Лего - сказки материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Разработчик статья: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г.о. Самара, Чуваева Лариса Владимировна.

"Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов.)

Ребенок познает мир через игру, и это ни для кого не секрет! Вся жизнь детей насыщена игрой. Поэтому многие взрослые думают, что нет надобности учить детей играть, достаточно просто ее купить. И они очень заблуждаются на этот счет.

Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, приобретая в игре жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр. Поэтому в детском саду очень важная роль отводится театрализованной деятельности.

Данный вид деятельности помогает ребёнку видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе и, таким образом, развиваться всесторонне.

Конструирование так же тесно связано с всесторонним развитием ребёнка. Поэтому симбиоз LEGO-конструирования и театрализованной деятельности так нравится дошкольникам.

Ведь " LEGO " в переводе с датского обозначает "умная (хорошая) игра", но главное- это яркий, красочный, полифункциональный материал, который представляет большие возможности для познавательно- поисковой и творческой деятельности детей.

У конструктора «LEGO» есть свои преимущества:

  1. Разнообразие по форме и возрасту (сложности) - большое количество деталей: кирпичики, кубики и т. д.
  2. Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.
  3. Детали прочные, легкие, яркие, чем и привлекают внимание детей.

Дети с радостью делают постройки (домики, заборчики, деревья) , которые потом могут использовать в качестве декораций в кукольном настольном театре.

Кроме этого, у ребёнка появляется возможность создать свой собственный образ сказочного героя (зайца или волка) , наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.

Игры-театрализации с созданными Лего-персонажами очень нравятся детям- это создает условия для развития речи, творчества, благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, помогает формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире, развивает воображение.

Посредствам героев сказки, которые выполнены своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Конструктор «LEGO» помогает ребёнку видеть мир во всех его красках и способствует его развитию. У дошкольника, выполняющего постройку по словесному описанию и наглядному действию, формируется умение справляться со сложными, поэтапными постройками.

А выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Поиграем в «LEGO -сказки"? Но сначала нам необходимо придумать и построить LEGO- героев этих сказок.

Игру можно начинать с сюрпризного момента:

Жили-были детали «LEGO» в коробке своей.
Жили детали по одному- без друзей.
Хоть и были они разноцветными,
Но жизнь у них была неприметною.

Вдруг попала коробка к нам в детский сад.
Где каждый ребенок был конструктору рад!
Из LEGO- деталей героев составим.
Декорации сделаем, спектакль поставим.

Сначала воспитатель сам придумывает мини- сказки, показывая на своем примере как соединять детали, какие нужны декорации для театрализованной игры.

Например:

Из «LEGO» дом построим,
Деревья соберем.
Забор затем поставим,
Собачку заведем.

Здравствуй, милый наш дружок
Как зовут тебя?
- Пушок. Я собака хоть куда!
Дом я стерегу, друзья!

Если друг пришел в твой дом?
-Завиляю я хвостом.
-Если в дом проник «чужой» ?
-Громко лаю (ГАВ-ГАВ-ГАВ!)

Дети (убегают) :

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

Затем дети начинают самостоятельно создавать сказочных героев из конструктора «LEGO» , придумывать свой сюжет к уже знакомым сказкам или придумывать новые истории; а затем обыгрывать их в свободное время, объединяясь подгруппами по З-4 человека, показывать свой спектакль сверстникам.

Использование конструктора " LEGO " в театрализованной деятельности способствует следующему:

  1. Созданию условий развития творческой активности дошкольника (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации) .
  2. Обеспечивает условия взаимосвязи театрализованной деятельности и других видов деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия)
  3. Способствует самореализации каждого ребёнка, созданию благоприятного микроклимата в группе.

Можно сделать вывод, что при помощи использования конструкторов " LEGO " театрализованная деятельность детей становится более яркой, насыщенной, мобильной и более интересной; развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения, передача образа сказочных персонажей; развивается воображение, речь, а также личностные качества ребенка.

татьяна аверьянова
Конспект ООД для детей старшей группы «В гостях у сказки» с использованием Лего-технологии

Конспект ООД для детей старшей группы

«В гостях у сказки »

с использованием ЛЕГО-технологии

Аверьянова Татьяна Владиславовна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 79 "Вишенка",

город Набережные Челны Р. Т.

Цель : Способствовать развитию речи детей используя метод ЛЕГО- конструирования .

Интеграция образовательных областей :

Чтение художественной литературы :

Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие;

Развивать интерес к сказкам ;

Упражнять в использовании речи-рассуждения при ответах на вопросы;

Художественное творчество :

Развивать творческое начало, умение воплощать и отображать задуманное в процессе конструирования ;

Физическая культура

Развивать навыки координации движения руки со словом;

Развивать глазомер, мелкую моторику;

Познание :

Развивать мышление, память, воображение, способность сравнивать, сопоставлять, делать заключения, расширять кругозор;

Развивать способность узнавать сказки по фрагментам , иллюстрациям, предметам;

Социализация :

Формировать доброе отношение к себе и окружающим;

Развивать способность взаимодействовать в коллективе, умение договориться;

Развивать активность, возможность самореализации через доступную деятельность.

Коммуникация :

Развивать свободное общение взрослого и детей между собой ;

Методы :

Словесные (беседа, вопросы, загадки) ;

Практические (динамические игры, пальчиковая гимнастика) ;

Внедрение инновационных технологий : использование электронных пособий и слайд-шоу;

-Использование занимательного материала и эмоциональное преподнесение его детям;

Материал и оборудование :

Медиапроектор;

Музыкальный центр;

Аудиозаписи;

Дидактическое электронное пособие;

Иллюстрации сказок , набор карточек по сказкам на каждого ребенка ;

Конструктор ЛЕГО

Активизация слов :

Предварительная работа :

Беседа о любимых сказках , рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Логика организационной образовательной деятельности :

Воспитатель : Добрый день, мои друзья. Всех вас рада видеть я.

Через пять минут полет – путешествие нас ждет.

Куда? Отгадаете, если песенку узнаете.

Звучит фрагмент песни «В мире много сказок »

Музыка Владимира Шаинского, Слова Юрия Энтина

Воспитатель : Так куда же наш полет? сказочную страну )

Верно, сказка в гости ждет .

Игра на развитие воображения.

Дети выполняют движения по тексту.

Расставим руки в стороны, как птицы.

Летим по небу дружной вереницей.

Нас ветерок прохладный обдувает

И облачко-лошадку посылает.

Мы покачаемся на облаке пушистом

И приземлимся в мире сказочном и чистом .

Звучит волшебная музыка из к/ф «Три орешка для Золушки»

Воспитатель : Вот мы и попали в страну волшебных сказок .

Хотите узнать, кто в ней живет?

Тогда ребята, не зевайте.

Все быстрее в круг вставайте.

Раз – два, раз – два. Начинается игра.

Игра «Я начну, ты закончи» (с мячом)

Воспитатель : Дети

Иван Царевич

Мышка Норушка

Лягушка Квакушка

Зайчик Побегайчик

Лисичка Сестричка

Сестрица Аленушка

Братец Иванушка

Конёк Горбунок

Жар Птица

Серый Волк

Елена Прекрасная

Василиса Премудрая

Марья Искусница

Царевна Несмеяна, Лягушка

Шапка Невидимка

Ковер Самолет

Скатерть Самобранка

Змей Горыныч

Гуси Лебеди

Сапоги Скороходы

Воспитатель : Вот и познакомились. Сказочная страна огромна , почти, как планета Земля, на которой мы живем. А делится сказочная страна на два царства-государства. В одном царстве живут сказки – народные , в другом – авторские. Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными ? (Потому что, их сочинил народ) . Верно. Народные сказки устно передавались от бабушек и дедушек мамам и папам, а от них к ребятишкам. Так до сих пор народная сказка и живет . Какие народные сказки вы знаете ? (ответы детей )

А какие сказки называют авторскими ? (те, которые сочинил и написал один человек – автор) . Например : Корней Чуковский – автор. Значит его сказки какие ? (авторские) . А кто из авторов еще писал сказки ? (А. С. Пушкин, Ш. Перо, Г. Х. Андерсен)

Ай, да молодцы! Но всё-таки для порядка, я загадаю вам загадки.

Игра : «Узнай сказку по загадке »

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки ,

Кто герои этой сказки ? (Три медведя)

2. Лечит маленьких детей ,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

3. Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Потрудились, детвора, поиграть пришла пора.

Динамическая пауза : «Леший»

Ходьба на месте :

Наклоны :

Покачивание из стороны в сторону :

Потягивание :

Наклоны :

Повороты в стороны :

Дети садятся на места : По тропинке Леший шел,

На полянке гриб нашел,

Раз грибок, два грибок,

Вот и полон кузовок.

Леший охает, устал,

От того, что приседал,

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед нагнулся,

И до травки дотянулся.

И налево, и направо

Леший сильно повернулся.

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Воспитатель : Ребята, смотрите, наш Леший по тропинке шел.

Книгу дивную нашел. Сказочная книга большая . Посмотрите яркая какая.

(Воспитатель показывает детям Волшебную книгу сказок и нечаянно рассыпает иллюстрации к сказкам .)

Ой, что же я наделала? Теперь все сказки перемешались ,

Сказочные герои по разным тропкам разбежались.

А если они в чужой сказке в беду попадут ,

Сказки тогда насовсем пропадут.

Вы ребята помогите, всех героев в свои сказки верните .

Страницы из книги по порядку сложите.

А искать сказочных героев нам поможет волшебный экран.

Звучит волшебная музыка. Открывается презентация.

Игра : «Узнай сказку по картинке »

На слайдах герои и волшебные вещи из сказок .

Золотое яйцо,

Золушка,

Корзинка с пирожками.

Дети должны узнать сказку по картинке и выбрать все карточки, подходящие к этой сказке (курочка Ряба, мышка, бабка, дедка и т. д.) .

Несколько детей собирают иллюстрации

из Волшебной книги к этой сказке .

Воспитатель : Вы справились и с этим заданием, помогли жителям сказочной страны . Починили волшебную книгу. И за это вас ждет награда. Сегодня вы соберете из конструктора ЛЕГО любимого сказочного героя , будете с ним путешествовать по сказкам и помогать всем , кто попал в беду.

Но сперва, но сперва, ожидает нас игра.

Глазки, пальчики, ладошки, пусть потрудятся немножко.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Конструировать , дарить.

Воспитатель : Образец теперь возьмите, есть желание – творите.

Ну-ка, музыка, играй. Строить детям помогай.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету »

Музыка Евгения Птичкина, Слова Михаила Пляцковского.

Дети конструируют сказочных героев .

По окончании работы организуется выставка сказочных ЛЕГО-персонажей .

Дети рассказывают какого героя они сконструировали и почему выбрали именно этого героя. Отмечаются выразительные особенности моделей.

Литература

1. Корякина Л. В. Веселые физминутки. // Дошкольное воспитание.

2. «Русские народные сказки » - М.: «Планета детства» .

3. Сухин И. Г. «Литературные викторины, тесты и сказки -загадки для дошкольников и младших школьников»- М.: «Новая школа» .

МАСТЕР КЛАСС «ЛЕГО - СКАЗКИ»

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир лего-сказок и на практике увидеть, как лего-сказки способствует развитию детей дошкольного возраста, создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу детей.

Главное ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми легко и увлекательно работать.

Используйте краткие стихотворения - речёвки, какие вам больше нравятся и подходят, не забывайте хвалить ребенка и волшебные кирпичики, которые так помогают вам играть и учиться.

Сегодня я предлагаю вам самим поучаствовать в совместной деятельности.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЗНАКОМСТВО С ЛЕГО»

Ребята, сегодня когда я пришла на работу, то обнаружила под дверью вот такой сундучок. Как вы думаете, что в нем может быть?

Давайте посмотрим) Что это?

«Два на два» – малыш-крепыш,

Мал кирпичик, словно мышь.

А еще есть у меня

Подлиннее – с четырьмя!

А еще в коробке есть

Кирпич ЛЕГО «два на шесть»!

А еще найдем мы в ней

«Два на восемь» – всех длинней!

А кто из вас знает откуда он появился?

Я расскажу вам эту интересную историю, она произошла в далекой стране Дании. Давайте, присядем на стульчики и я вам её расскажу.

Давным-давно, когда ещё нас с вами не было на свете жил – был один человек.

Звали его Оле Кирк Кристиансен). И был у него сын. Мальчик очень любил играть, но игрушек у него было мало. И ломались они у него часто.

Кирка Кристансена это очень беспокоило. Однажды ему пришла замечательная идея о создании новых игрушек. С ними можно было играть, не боясь, что они сломаются, потому что они разбирались, собирались, и это можно было делать много, много раз.

Давайте отблагодарим его за такую умную и интересную игрушку. И подарим ему целую корзину цветов!

Детали, детали,
Вы спать не устали
Сегодня с утра
Нам строить пора.

А помогут нам схемы. Рассмотрите внимательно и начинайте работать.

Любой истории или сказке всегда можно найти новой слово, познакомить ребят с ним, обогащая тем самым их словарный запас.

Ребята, а вы знаете, что цветы могут расти и радовать нас не только весной и летом, когда тепло и светит солнышко, но и зимой!

Для этого придумали оранжерею - теплицу для цветов.

А КАКИЕ ПРОФЕССИИ СВЯЗАНЫ С ЦВЕТАМИ?

(Цветовод, садовник, флорист)

Что они делают? В чем заключается их работа?

Вот какие цветы у нас получились!! Какая красивая корзина с цветами) Молодцы)

Расцветай Лего-страна

А нам домой возвращаться пора

Закрывайте глазки, мы уходим из этой сказки.

Как уже было сказано сначала воспитатель сам придумывает небольшие лего-сказки, дети начинают самостоятельно создавать сказочных героев из конструктора «LEGO» , придумывать свой сюжет к уже знакомым сказкам или придумывать новые истории; а затем обыгрывать их в свободное время, объединяясь подгруппами по З-4 человека, показывать свой спектакль сверстникам .

Ребята, посмотрите, какой необычный цветок на столе. Давайте посмотрим по ближе. А цветок необыкновенный, сказочный. В нем девочка. А как ее зовут?) Кто догадался?

Да, это Дюймовочка, сказочный персонаж из далекой страны Дании.

Она принесла вам наборы лего. Рассмотрите их. Я вам сейчас и предлагаю поиграть. И самим создать новые игрушки. А Дюймовочка понаблюдает за вами.

Дети садятся за стол, на котором приготовлены индивидуальные наборы для постройки. Предварительно ЛЕГО прикрыть.

Посмотрите, внимательно, какие детали вам достались.

Скажите, что можно построить из ЛЕГО?

Саша, что ты построишь из своих деталей? А ты Женя? и т.д. Дети начинают работать. Воспитатель оказывает помощь с помощь наводящих вопросов. Какие детали тебе попались? Что ты будешь делать? А может, ты попробуешь, вот так соединить детали … и т.д.

Вот вы и сделали постройки. Давайте, послушаем друг друга. У кого что получилось.

Дети рассказывают о своих постройках.

У нас получились герои известной сказки. (Какой сказки?).

Вот как в Лего-стране бывает
Все, что мы строим - оживает.

1 вариант. Давайте расскажем сказку нашей гостье. Я буду читать сказку от автора, а вы говорить за героев сказки.

2 вариант. Предлагаю вам сочинить сказку на основе реально существующей, но изменив одну из частей.

Картинки для истории, а также примеры предлагаются в специальной брошюре, которую можно скачать на сайте. (Нажмите на сайте кнопку "Участвовать" и вы увидите еще больше подробностей)
Сразу скажу - обратите внимание, что рассказ не должен быть более 500 знаков и фото должно быть одно. А то я этот момент изначально упустила и накатала больше 2000 знаков))). Пришлось сильно резать и оставлять саму суть. В блоге же никто не мешает мне развернуться (чего добру пропадать)). Поэтому вот наша история. В картинках)).

Литературная часть моя, но канву придумывали вместе с Димой. Он начинал - я подхватывала.

Пожар в лесу

Однажды бульдозер Шлёп решил прогуляться по лесу.

Убирая по пути упавшие ветки деревьев, Шлёп неспешно катился вперёд, наслаждаясь пением птиц и шумом ветра в кронах деревьев. И вдруг Шлёп услышал такой знакомый треск. Этот звук бульдозер не спутал бы ни с каким другим. Так трещит горящее дерево. Шлёп принюхался - пахло гарью. "Пожар!!!" - ахнул бульдозер и поспешил на звук. Вскоре впереди показались горящие деревья. "Надо срочно вызывать Винта", - подумал Шлёп и потянулся к рации.

Вертолётик Винт не заставил себя долго ждать. Он привёз и вылил на горящий лес целую бочку воды. Однако этой воды оказалось недостаточно. Лес продолжал полыхать. "Я за второй партией! Скоро вернусь", - крикнул вертолётик Шлёпу, скрываясь за облаками.

Ожидая друга, бульдозер начал потихоньку разгребать тлеющие головёшки. Неожиданно сквозь шум и треск до Шлёпа донёсся слабый писк. Бульдозер выключил мотор и прислушался. Вскоре из-под корней одного из горящих деревьев вновь раздался сдавленный писк. Видимо, одного из обитателей леса придавило ветками и он не мог выбраться. "Он может сгореть или задохнуться!" - с ужасом подумал Шлёп и активно заработал ковшом. Он старался как можно быстрее добраться до горящего дерева. Но жар, исходящий от огня, не давал бульдозеру приблизиться вплотную.

"Винт, где же ты?" - в отчаяньи подумал Шлёп. И буквально в тот же момент ощутил на лице сильный поток воздуха. Но это был не Винт. "Дасти!" - обрадованно крикнул бульдозер. "Собственной персоной, - подмигнул . - Жарковато тут у тебя". "Ещё как! Но нужно спешить. Под тем деревом кто-то попал в беду - нам нужно его спасать." Дасти не пришлось упрашивать дважды: "Я буду отдувать от тебя огонь, а ты - разгребать упавшие ветки", - быстро решил он.

И друзья принялись за работу. Обдуваемый ветром, который создавали вращающиеся винты Дасти, Шлёп быстро добрался до дерева и вытащил из-под ветвей маленького испуганного зайчонка. "Живой, - выдохнул бульдозер, увидев, как малыш часто заморгал и поплотнее прижался к автомобильчику. - Дасти, его нужно отвезти в больницу. Поможешь?" - обратился Шлёп к самолётику. "Конечно!" - улыбнулся Дасти и, подхватив

Каждый педагог знает, как трудно сделать занятия по пересказу литературных текстов интересными для детей. Поэтому мы заинтересовались и стали разрабатывать проект «Легосказка», который начинается именно на этапе конструирования.

воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ "Д/с 39 к.в."г. Магнитогорска

Лукьянова Ольга Георгиевна

Проект «Легосказка» направлен на создание детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре. Он помогает детям освоить основу литературного произведения, являясь прекрасным средством для анализа готовых историй или обсуждения особых и актуальных тем, значительно расширяет возможности визуального представления сказок для детей и открывает им широчайший простор для творчества и фантазии, при этом активно вовлекает детей в развитие языковых навыков!

Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для работы с детьми по проекту»:

  1. На год отбирается девять литературных произведений (одно произведение в месяц);
  2. Показ Легосказки с использованием конструктора ЛЕГО проводиться один раз в месяц, продолжительность занятий 25- 35 минут.
  3. Ему предшествует подготовительный этап, на котором дети конструируют персонажей литературного произведения, а также подбирают атрибуты, разучивают текст, закрепляют знания произведения в различных видах деятельности (рисование, аппликация, лепка, чтение художественной литературы, ФЭМП, прослушивания музыкальных произведений).

Мы использовали технологию«Легосказка» в нескольких направлениях:

  • Изначально – это литературное творчество ребенка (придумывание сказки), а затем лего-конструирование по ее сюжету;
  • Придумывание лего-сказок по готовому набору героев и постройки для развития сказочного сюжета;
  • Придумывание лего-сказки по готовому набору героев и постройки для развития сказочного сюжета с дальнейшим дополнением постройки, введением новых героев, развитием новых сюжетных линий.

Благодаря проекту «Легосказка» обучение пересказу становится увлекательным занятием для детей старшего дошкольного возраста независимо от их способностей или знаний!

Продукт помогает не только закрепить основы пересказа, но и развивает их коммуникационные способности. Благодаря совместной работе в команде, дети учатся взаимодействовать друг с другом и развивают социальные навыки общения.

Исходя из этого, мы видим АКТУАЛЬНОСТЬ своего проекта в том, что дети старшего дошкольного возраста, работая с конструктором ЛЕГО быстрее научатся пересказывать литературные тексты. У них развивается творческое мышление и воображение. Проект «Легосказка» способствует развитию мелкой моторики, что в своё время способствует развитию речи у детей.