Должен делать ребенок к 5 месяцам. Развитие ребенка в пять месяцев

В первый год своей жизни ребёнок развивается быстрыми темпами. Малыш постоянно радует своих родителей новыми умениями и небольшими достижениями. Уже в пять месяцев он очень сильно отличается от только что родившихся младенцев. Что умеет малыш в свои пять месяцев, и как родители могут влиять на развитие ребёнка в этом возрасте, поговорим подробнее.

Телосложение малютки в пять месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется. При этом зрение карапуза продолжает активно развиваться. От взгляда крохи уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малыш любит подолгу рассматривать интересные картинки либо рисунки.

В пять месяцев у ребёнка сильно выделяется слюна, что не только влияет на предстоящее прорезывание зубов, но и помогает качественно очищать ротовую полость, так как кроха почти все попадающиеся под руку вещи тянет к себе в рот.

Стул у малыша, которому дают лишь грудное молоко, может быть как частым (от 5 до 6 раз в день), так и довольно редким (раз в 2−5 дней). Дети, которые вскармливаются специальными смесями либо только начинают получать прикорм, чаще всего испражняются сразу несколько раз в день, а их каловые массы отличаются повышенной плотностью и характерным запахом.

Мочеиспускание в пять месяцев бывает в оптимальном количестве - до 15 раз в день.

Гипертонус, который чаще всего есть у новорождённого ребёнка, в пять месяцев полностью проходит.

Физическое развитие

Ребёнок в 5 месяцев имеет массу на 700 грамм больше прежней, его рост в среднем повышается на два сантиметра. Обхват грудной клетки в это время начинает значительно преобладать над показателем окружности головы.

У каждого крохи развитие проходит своими темпами, но есть определённые показатели , которые характерны для многих детей определённой группы. Узнав о них, вы сможете различать, когда малыш растёт и развивается нормально и не нужна ли ему дополнительная консультация у лечащих специалистов.

Параметры младенцев в 5 месяцев.

  • Вес - от 6900−7500 грамм.
  • Рост 64−66 сантиметров.
  • Общая окружность головы 41,5−42,6 сантиметра.
  • Окружность грудной клетки 42,4−42,9 сантиметра.

Способности ребенка в это время

Ребёнок в 5 месяцев уже может переворачиваться на спину с положения на животе. Теперь он самостоятельно выбирает положение, в котором ему будет удобнее всего изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили к освоению навыка ползания. Но пока они стараются переместиться на живот, активно перебирая ногами, а также перекатываются из одного положения в другое.

Ребёнок уже может сидеть, но лишь при поддержке родителей (например, в стульчике для кормления). В это время спина малыша согнута, поэтому педиатры не советуют на долгое время оставлять малыша в пять месяцев в сидячем положении. Если вы будете держать кроху под мышками и поставите его на прочную поверхность, то сможете заметить, что при этом он будет стоять на выпрямленных ножках.

Малыш начинает свободно управлять своими руками и может как схватить предмет, так и продолжать держать его длительное время обеими руками. Предложите ему взять игрушку и вы увидите, как ребёнок схватит её ручкой. Малыш начнёт внимательно изучать предмет и может так заинтересоваться ей, что проведёт с любимой вещицей от 10 до 15 минут.

Малыш начинает хорошо узнавать своих родителей и остальных людей, с которыми он часто проводит свободное время. Он быстро и заинтересованно отвечает на проявление внимания от своих близких людей и может различать тон, которым с ним ведут диалог. Незнакомцы же вызывают у малыша совсем обратную реакцию, которая преимущественно настороженная.

Речь ребёнка в этот промежуток времени начинает активно развиваться и представляет собой долгое гуление. У произносимых крохой звуков можно различать определённую интонацию, которую ребёнок воспроизводит за родителями. Некоторые дети уже говорят отдельные звуки, а также слоги.

Кроха очень любит слушать песенки и потешки из маминых уст, что вызывает у него восторг и смех. Настолько же бурно малыш может показывать и отрицательные эмоции, к примеру, когда у него отнимают игрушку либо кладут в кровать в то время, как малыш ещё хочет пообщаться с мамой.

В это время ребёнок начинает интересоваться пищей , которую употребляют взрослые люди. Он смотрит в тарелку матери и отца, и если родители не против, то такое поведение может стать поводом для знакомства крохи с новой едой и продуктами.

Занятия для развития малыша

Каждый день совершайте гимнастику около 10 минут, так как это помогает малышу укреплять свои мышцы (особенно важно в это время уделять внимание укреплению мышц спины), и учите его управлять своим телом. Разводите руки карапуза по сторонам и скрещивайте в области груди, после подтягивайте ребёнка за руки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого начинайте двигать ножками ребёнка, переверните малютку на живот и продолжите заниматься уже в такой позиции.

Если сможете, то приобретите ребёнку книжку из ткани, на страницах которой будут находиться шнуровки, пуговицы, липучки, а также аппликации. Такая вещь поможет развить органы чувств крохе.

Также можно познакомить малыша с пальчиковыми красками. При этом нужно опускать ручки ребёнка в баночки с яркими цветами и оставлять на бумаге следы. Это должно в обязательном порядке вызвать только положительные эмоции как у крохи, так и у вас.

На прогулке и при домашних занятиях сажайте малыша в слинг. Из него ребёнку будет комфортно смотреть за всеми вашими действиями и за окружающим миром, вместе с этим ощущая ваше тепло и защиту.

Особенности ухода за ребёнком

Во время бодрствования малыша в пять месяцев выполняются разные привычные для него гигиенические процедуры. Лицо малыша нужно умыть, глазки протереть, а нос и ушки очистить, если это необходимо. Кроме этого, карапузу нужно постоянно стричь ногти, так как они со временем быстро отрастают.

В пять месяцев с малышом продолжают делать каждодневные гимнастические упражнения и совершают массаж. Купать малыша также нужно каждодневно, тем более что такая процедура вечером очень нравится ребёнку.

Составление режима дня

Малыш в возрасте пяти месяцев бодрствует около двух часов после сна, спит три раза в день и 10 часов ночью. Большинство детей перестают просыпаться в пять месяцев ночью для кормления.

Гулять с детьми такого возраста также нужно по два раза в день - утром и после обеда. Часто дети во время таких прогулок уже не спят, а с интересом смотрят за окружающими и происходящим вокруг. Время прогулки будет определяться в зависимости от погодных условий, к примеру, если довольно прохладно или же идёт небольшой дождь, гулять с малышом можно только 1−2 часа, а в тёплую погоду в тени можно находиться с крохой около шести часов в день.

Если у ребёнка в пять месяцев происходит лишь грудное вскармливание, то строгого режима кормлений не будет. Малыш обычно сосёт грудь в процессе укладывания в кроватку, а также после пробуждения. Особенностью в кормлении в этом случае считаются частые прерывания - ребёнка может отвлекать любой шум либо шорох. Прикорм детям, которые употребляют лишь молоко матери, в возрасте пять месяцев ещё не вводят, при условии того, что он полностью здоров, а количество молока у мамы находится на нужном уровне.

У крохи во время искусственного вскармливания существует строгий режим употребления пищи, который предусматривает в пятимесячном возрасте около пяти кормлений в день с общими паузами между ними в 3,5 -4 часа. Общее число смеси для малыша рассчитывается на основе его массы (его делят на 7). После этого суточный объём пищи делится поровну на количество кормлений. В среднем карапузу в пять месяцев хватает от 900 до 1000 миллилитров смеси в день, при этом он за один раз съедает от 160 до 200 миллилитров пищи.

Количество продуктов прикорма для детей во время искусственного вскармливания грудничка начинает увеличиваться. Детям начинают давать не только кашу и овощи, но и пюре из фруктов, а также растительное масло.

Частые проблемы

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Малыш в возрасте пяти месяцев уже в два раза прибавил в весе и стал похож на пухленького карапуза. В этом возрасте ребенок уже многое умеет, но продолжает совершенствовать свои навыки и приобретает новые умения. Показатели роста немного замедляются, а в остальном малыш быстрыми темпами изучает окружающий мир и радует родителей своими достижениями. У некоторых появляется первый зубик или появляются первые симптомы его скорого прорезывания. Время сна малыша немножко сокращается, а вот бодрствования – увеличивается.

Малыш развивает и совершенствует классическую позу пятимесячного ребенка – приподнимает голову и плечи, опираясь на кисти рук. Такую позу ребенок может принять из положения «лежа и на животе» и оставаться в ней на протяжении пяти минут. Это говорит о том, что у малыша укрепляются мышцы рук и шеи. А еще эта поза дает возможность ребенку наблюдать вокруг за всем происходящим.

Совершенствуется координация движений малыша. Он умеет безошибочно взять тот предмет, который видит. Его зрение и руки работают вместе, независимо от направления и расстояния. Он может взять игрушку, которая лежит сбоку от него. Или попробует дотянуться до погремушки, которая висит у него над головой. Он пытается взять любой предмет, который его заинтересовал.

Продолжается развитие моторики рук. Малышу нужно помочь в этом, используя легкий массаж пальчиков и ладошек. Ведь ему приходится затрачивать много своих детских сил, чтобы удерживать предметы и перекладывать их из руки в руку. В этом возрасте дети учатся нажимать пальчиками на кнопки, брать игрушки из рук другого человека и крепко их держать, сжимать и разжимать кулачки, трогают и ощупывают новые предметы. Родители могут учить играть ребенка с погремушкой, выбирать и брать ее самостоятельно в ручку.

Большой интерес у ребенка вызывает собственное тело. Он ощупывает свои ручки и ножки, пробует их на вкус, пытается облизывать и покусывать. Он с легкостью достает свои ножки рукой и подтягивает их ближе к лицу, чтобы рассмотреть или засунуть в рот пальчики. Так малыш изучает свое тело, и мешать ему в этом не нужно. Наоборот все его исследования можно сопровождать словами – «это ручка», «это ножка», «это животик» и т.п. Можно показывать части тела параллельно на малыше и на кукле, а можно и на себе.

Пять месяцев – это возраст первых зубов или подготовка к их появлению. У малыша обильно выделяется слюна и ему все нужно взять в ротик и погрызть. Возможно, уже имеется первый зубик, но чаще всего есть набухшие десны, которые неприятно чешутся. Малышу нужно помочь преодолеть эти неприятные ощущения.

Для периода прорезывания зубов существует множество предметов и игрушек – грызунков, которые сделаны из силикона или резины и продаются в аптеках. Болевой синдром ребенку поможет уменьшить массаж десен, который может сделать мама при помощи своего пальца. Это нужно делать очень осторожно, чтобы не повредить нежную десну и, конечно, предварительно тщательно помыть руки с мылом.

Продолжает развиваться ротовой аппарат. Теперь малышу можно давать не очень густое пюре, которое в раннем возрасте могло вызвать рвоту или выталкивание язычком. С пяти месяцев питание малыша может состоять не только из жидкой пищи. Некоторые мамы начинают прикармливать своего кроху более густой едой, хотя для грудничков прикормы до полугода не желательны.

Малыш в пять месяцев осознанно и активно пытается играть со взрослыми. Он постоянно выбрасывает из кроватки или коляски игрушки и ждет, чтобы ему их подали опять. Он толкает или отодвигает мячик или шарик, понимает, что такое «ку-ку» и «прячется» или зажмуривает глазки.

Каждая игра чему-то учит, развивает определенные умения, формирует навыки и воспитывает. Самая простая и обычная игра вырабатывает физические и психологические навыки.

Например, игра в выбрасывание игрушек не только вызывает у малыша радость и даже восторг, но и еще воспитывает ощущение постоянного присутствия рядом любящих людей. Ребенок запоминает, что красивая и любимая игрушка все равно возвращается к нему в руки. Это показатель постоянства и надежности, защиты и покоя, доверия к людям. Так в развитии маленькой пока личности уже начинает формироваться ощущение, что рядом всегда найдется тот, кто поддержит и поможет, не оставит в беде.

Игра в прятки («ку–ку») развивает личностные отношения между ребенком и его мамой. Даже прикрыв ладошками глазки и думая, что его никто не видит, он чувствует мамино присутствие и ее отношение к нему. Материнская любовь и забота придает уверенности и развивает чувство защищенности у крохи.

Постепенно продолжают развиваться речевые навыки. Появляется первый лепет, произносятся новые звуки и слоги. Некоторые слоги малыш повторяет протяжно или множество раз. Самые распространенные – это «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя». Пока это просто звуки, которые легко выговариваются, но взрослым надо учить говорить их осознанно.

В этом возрасте уже нужно учить малыша говорить простые слова (мама, баба, папа), указывая на соответствующего человека. Развивать и стимулировать речь ребенка помогут занятия по развитию мелкой моторики. На развитие речи влияет и рассказывание стишков и сказок, прослушивание или пение песенок. Но самое главное – это положительная эмоциональная атмосфера в семье. Если с этим все в порядке, то ребенок будет правильно развиваться и расти любознательным, а значит, желающим познавать окружающий мир.

Малыш взрослеет. Он продолжает приятно удивлять родителей своей улыбкой, новыми умениями и навыками. Мама может планировать свой день в соответствии с установленным режимом дня . Итак, детально узнаем особенности психического и физического развития пятимесячного крохи, что умеет малыш в этом возрасте, какие изменения претерпевает его питание.

Нормальное физическое развитие ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте по сравнению с первыми тремя месяцами темпы развития немного замедляются. Очень часто первые зубки появляются в пять месяцев. Они могут быть вот-вот на подходе. Окружность головки малыша увеличивается на 17-18 миллиметров, окружность груди - на 22-24 миллиметра. Масса основного органа дыхательной системы крохи - легких - в этом возрасте возрастает вдвое по сравнению с той, которая была при рождении. А поджелудочная железа увеличивается в полтора раза. Печень к этому периоду прибавляет 55-60 граммов.

Желудочек крохи уже меньше беспокоит его, как, впрочем, и маму, потому что в нем синтезируются почти все необходимые ферменты. Малыш может спать всю ночь, потому что у него практически сформированы представления о времени суток.

Отличительной особенностью физического развития ребеночка является хватание. Это целенаправленное действие крохи, важное для дальнейшего манипулирования с предметами. Хватание составляет основу активности ребенка, его познавательной деятельности. В пять месяцев малыш может взять предмет, притянуть к себе, держать, отталкивать, вертеть. Навык хватания позволяет ему пробовать предметы на вкус, ощупывать.

В 5 месяцев ребенок поднимает руки, ноги. Если малыш лежит, а в его ладошки вложить свои пальцы, то он их схватит и приподнимется с помощью взрослого, может даже сесть. Но по-настоящему сидеть ребенок еще не в состоянии - мышцы его спины развиты так, что, лежа на животе, он может делать так называемый самолетик - поднимает голову, ноги, руки и машет ими. Лежа на спине, кроха может отправить в рот пальчики своих ног.

Пятимесячный младенец активно знакомится со своим телом, ощупывает свои половые органы. И в этом нет никакой сексуальной подоплеки. Ему просто интересно, таким образом он развивается и познает себя. Умение уверенно переворачиваться с животика на спинку должно заставить родителей не оставлять кроху одного, чтобы избежать возможных падений и травм.

Рост и вес

Педиатры говорят, что удвоение массы тела, с которой кроха родился, в пять месяцев является нормой. Так что умножьте начальный показатель на два и узнайте, сколько должен весить ваш ребенок.

Что касается средних параметров, то это 6,5-7,5 кг. Девочки обычно весят меньше мальчиков. За последний месяц малыш должен прибавить 600-700 граммов. Что касается роста , то средний показатель составляет 63-65 сантиметров. За пятый месяц жизни детки подрастают на два сантиметра.

Сон

Режим бодрствования и сна у пятимесячного малыша остается таким же, как и в предыдущем месяце. Ночной сон составляет 11 часов. Днем малыш спит трижды. Продолжительность промежутков дневного сна составляет полтора-два часа.

Отметим, что в этом возрасте кроха еще может перепутать день с ночью. Сон каждого малыша зависит от темперамента, биоритмов. Одни детки могут спать дольше ночью, другие же - днем.

Питание, прикорм

Самым лучшим питанием для пятимесячного малыша остается мамино молоко. Стоит отметить, что запас железа, который был получен крохой в утробе матери, к этому возрасту уже израсходован. Для мальчиков и девочек, находящихся на искусственном вскармливании, надо подобрать адаптированную смесь с повышенным содержанием этого вещества.

Искусственникам в 5 месяцев педиатры уже рекомендуют вводить прикорм . Это благоприятный период для знакомства с новыми продуктами. Подходит в качестве первого прикорма брокколи, кабачок. Многие мамы предпочитают готовые каши. Увеличивать порции прикорма надо постепенно. Нельзя вводить два новых блюда в этом возрасте.

Что касается малышей на грудном вскармливании, то им тоже можно вводить прикорм на шестом месяце жизни, если они здоровы и не страдают аллергией, по разрешению педиатра.

Обычно малыши-искусственники в этом возрасте кушают 4-5 раз в день, а те, кто пребывает на грудном вскармливании, питаются 6-7 раз в сутки.

Педиатры советуют при введении прикорма приобщать малыша к общему приему пищи всей семьей - со слюнявчиком, салфетками, ложечкой. Так дитя приучается к культуре питания и семейным традициям.

Психическое и неврологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Продолжается речевое развитие крохи, пополнение его пассивного словаря. Лепет малыша становится все более разборчив. Это четкие сочетания согласных и гласных звуков. Ребенок произносит слоги, повторяя их несколько раз. Он как будто разговаривает сам с собой. Умеет малыш отличать обычную и нежную интонацию маминого голоса. И когда мама хочет кроху успокоить, то ласковые нотки ее обращения действуют положительно. Мама - лучшее средство успокоения. Ее присутствие создает ауру защищенности, спокойствия, расслабления. Это очень важно для поддержки нервной системы крохи, ее здорового развития.

Малыш замолкает, когда с ним говорят. Он четко различает голоса папы и мамы, отличает их от чужих, которых он может испугаться.

Без труда кроха узнает знакомые лица, а при появлении незнакомых людей, опять же, может насторожиться. Общительный и спокойный в присутствии матери пятимесячный малыш без нее становится пугливым. Узнавание - навык , который малыш демонстрирует не только в отношении живых людей, но и предметов, игрушек. Если крохе показать его погремушку, то он оживится и потянется за ней.

В этом возрасте улучшается способность зрительно управлять движениями рук. Малыш без особого труда может взять предмет, который находится перед ним. В течение минуты-двух он может внимательно его рассматривать, затем отправить в рот. Тянется кроха и к игрушкам, расположенным над его кроваткой. В целом самостоятельные движения с игрушками могут продолжаться уже дольше 5 минут. И это говорит о том, что у малыша развивается стойкость внимания, зрение , память.

Что должен уметь малыш в 5 месяцев

В этом возрасте есть свои успехи, навыки, достижения. Ребенок может недолго сидеть при поддержке спины. Если его поставить вертикально, поддерживая за подмышки, то он стоит практически прямо, ножек не сгибает.

Когда ребеночек лежит, то при помощи мамы и ее рук может приподняться, занять сидячую позу, будет правильно удерживать головку . Лежа на спине, он поднимает вверх ножки, берет их руками, может сосать пальцы ноги и даже пятки. А в позе на животике приподнимается на предплечьях, длительно и уверенно удерживает голову.

Он протягивает руку к движущемуся предмету или провожает его взглядом. Узнавание, хватание, длительное удерживание взгляда, сосредоточение на объекте - те навыки, которые характерны пятимесячному малышу.

Он уже умеет быстро и самостоятельно переворачиваться с живота на спину, на бочок. В позе на животике кроха одновременно машет ножками и ручками.

Его улыбка уже может переходить в смех. Малыш очень эмоционально демонстрирует свою радость, активно лепечет.

Игры и занятия для детей в 5 месяцев

В этот возрастной период занятия должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особого внимания требуют упражнения для развития мышц спины, поскольку скоро малыш будет самостоятельно сидеть . Необходимо закреплять навык переворота с живота на спинку и обратно. Педиатры советуют не менее 20 минут в день уделять гимнастике и массажу . Для проведения утренней зарядки можно включать музыку. Она должна быть ритмичной, легкой. Упражнения желательно сопровождать счетом, чтобы у крохи вырабатывалось чувство ритма.

Для стимуляции двигательной активности рекомендуется раскладывать игрушки на расстоянии немного большем, чем вытянутая рука малыша. Он должен дотягиваться и брать их. Мама должна и далее формировать пассивный словарный запас ребенка, знакомя его с предметами в доме. Но слова при этом должны быть простыми, запоминающимися, желательно двуслоговыми. Киса, папа, мячик, тетя, ложка, зайчик, песик - приблизительный ассортимент слов, с которыми в этом возрасте должна знакомить кроху мама. Название всегда должно сочетаться с демонстрацией объекта. Говорить с малышом необходимо везде и всегда, комментировать свои действия. Нужно знакомить его с языком животных - кота, собаки, курочки, коровки. Называйте части тела ребенка и свои, делайте это каждый день.

Для пятимесячного ребенка будут интересны игры в прятки (накрывание маминого личика платочком), Сорока-ворона, Ладушки.

Можно начинать рассматривать картинки в книжках, но они должны быть яркими, большими, привлекательными. Уже в этом возрасте можно покупать книжечки с изображениями домашних животных, растений, даров природы.

Специально для - Диана Руденко

Когда вашему ребенку исполнилось четыре месяца, вес его должен быть около шести килограммов. Но если вес ребенка и меньше, это еще не причина, чтобы огорчаться. Физическое развитие зависит от многих условий - также и от исходных, например, от веса и длины тела при рождении ребенка; играет большую роль наследственность - имеется в виду конституция. Унаследованные физические особенности остаются на всю жизнь.

На пятом месяце вес ребенка должен приблизительно удвоиться по отношению к весу при рождении. То есть ваш малыш уже весит примерно семь килограммов. Если вы хотите знать, сколько ребенок прибавляет в весе за сутки, можете сделать приблизительный расчет. У вас получится - около двадцати граммов. Но вы уже знаете, что у разных детей разнятся и эти цифры. Один ребенок прибавляет за сутки 19 граммов, другой - 23 грамма. И то и другое - норма. Примерно до девятого месяца жизни ребенок прибавляет в весе по 16-18 граммов ежесуточно. За две недели приблизительно 250 граммов. Исходя из этих цифр, вы можете производить некоторые расчеты.

Если вы регулярно взвешиваете ребенка и вычерчиваете кривую его веса, как и прежде, эту кривую отличает плавный и постоянный подъем. Не должно быть резких перепадов - острых зубцов. Также не должно быть длительных (больше недели) зависаний на одном уровне, говорящих о том, что по какой-то причине ребенок перестал набирать в весе. Если вы заметили, что кривая веса остановилась, обращайтесь за консультацией к педиатру.

В этом возрасте прибавка в весе за неделю не всегда одинакова. В какую-то неделю прибавка может составлять 190 граммов, а в следующую - 230. Не беспокойтесь по этому поводу, это нормально.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом начал все активнее применять руки по назначению, то есть стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий его мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится во власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

Скоро вы обратите внимание, что ребенок тянет в рот не только предметы, но и сами руки, и у него появляется привычка сосать пальчик. Этому нужно всячески препятствовать, поскольку от названной привычки у малыша усиливается процесс слюноотделения, а со временем неправильно формируются челюсти (и впоследствии соответственно - зубы). Кроме того, заметно искривляются пальчики, которые ребенок облюбовал для сосания.

Как только вы заметили, что ребенок сосет пальцы, вытаскивайте у него их изо рта. Делайте это настойчиво, но не грубо.

Однако вы не можете ежеминутно подходить к ребенку и вытаскивать у него пальчики или кулачок изо рта. У вас есть много и других забот. Попробуйте надеть ребенку хлопчатобумажные рукавички.

В отношении соски также будьте настороже. Не надо, чтобы ребенок сосал ее день и ночь. Ребенок уже заметно подрос и вполне может обходиться без соски. Постарайтесь отучить ребенка от соски. От соски польза только маме, малышу же ничего, кроме вреда.

Как отучить ребенка от соски?

Только призвав в помощники терпение. Ребенок просит соску, капризничает, а вы отвлеките его играми и игрушками; вы же знаете, что от соски может быть вред - у ребенка со временем разовьется неправильный прикус.

Некоторые мамы по наущению бабушек, дабы отучить малыша от соски, мажут соску горчицей... Не надо этого делать, это может плохо отразиться на желудке ребенка. Уберите соску, чтобы она не попадалась на глаза малышу.

Как направить режим бодрствования и сна ребенка в нужное русло?

Иногда случается, что ребенок перепутает день и ночь. Вы ложитесь спать, а ваш малыш после часа ночи просыпается и начинает активную жизнь: что-то лепечет, стучит рукой по погремушкам, подвешенным над ним, начинает ползать в кроватке... А папе рано утром на работу, и он, проснувшись, уже никак не может уснуть, нервничает, злится. Также и мама хочет отдохнуть; для нее ночной отдых еще более важен: ведь она кормит малыша грудью; и если мама хронически не будет высыпаться, у нее может исчезнуть молоко... Будьте терпеливы. Не ругайтесь на ребенка. Тем более, что он все равно не понимает, чего от него хотят. Даже не повышайте на него голос - вы только испугаете его.

Попытайтесь отыскать неправильность в уже сложившемся режиме дня и ночи. Задумайтесь: почему ребенок к часу ночи или к двум уже чувствует себя отдохнувшим и ищет общения?
Быть может, ваш ребенок слишком много спит днем, потому что с ним никто не занимается. Это одна из самых вероятных причин. Ребенок предоставлен самому себе, игрушка, что лежит в кроватке, ему надоела, и он даже не смотрит на эту игрушку. А не играя, не двигаясь, не утомляется.

Есть и еще важный момент: бывает кто-нибудь из близких слишком активно играет с ребенком к ночи и перевозбуждает его. Например, папа: пришел с работы, поужинал, отдохнул немного на тахте и решил затем поиграть с наследником. И тормошит малыша, и смеется, и кружит, и даже подбрасывает к потолку. Ребенку это, понятно, нравится. Но после таких забав ему ночью не спится.

Некоторые родители (будем надеяться, что таких немного), раздражаясь по какому бы то ни было поводу на ребенка, бьют его. По всей вероятности, не сильно - но все равно! Такой ребенок, конечно же, будет спать тревожным сном и просыпаться ночью, навлекая на себя еще большее озлобление неумных родителей.

Вашему ребенку четыре месяца, он подрос после роддома - даже вы замечаете это, хотя видите ребенка каждый день. Однако ваш малыш еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Ваш ребенок должен уже хорошо держать голову.

Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спинкой лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Но не держите его на руках постоянно. Этим вы только навредите и себе, и ребенку. Но не должен он и оставаться в одиночестве и все время лежать на одном месте. Обязательно приобретите манежик, вы сможете передвигать его по квартире, и малыш всегда будет видеть своих близких, а ваши руки будут свободны для других дел.

Ребенок ваш становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Бывает родители обкладывают ребенка подушками, чтобы он посидел. Не нужно этого делать. Спешкой можно навредить. Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

В возрасте после четырех месяцев ничем не стесняйте движений ребенка. Пусть он дрыгает ножками и ручками в собственное удовольствие. Это нужно для правильного физического развития.

Поворачивайте малыша с боку на бок, выкладывайте его на животик. Вы заметите, как, лежа на животе, ваш ребенок прогибает спину, поворачивает голову то влево, то вправо - возможно, эти движения происходят оттого, что ребенку не хочется лежать уткнувшись носом в простыню. От этих движений мышцы спины и шеи быстро крепнут. Можете порадовать малыша легким массажем спины. Детям массаж очень нравится.

Чаще меняйте положение малыша, когда он лежит в кроватке. То он спит на левом боку, то на правом; когда бодрствует, полежит на спине. Такая перемена положения тела важна потому, что вовремя устраняются застойные явления в мышцах, а следовательно мышцы не слишком утомляются. Помимо этого, у ребенка не деформируется голова (порой некоторое уплощение затылка наблюдается при однообразном положении тела на спине).

Вы уже можете сами оценить психофизическое развитие своего ребенка. В возрасте четырех месяцев в норме ребенок может делать следующее:
- лежа на животе, поворачивается на бок;
- когда вы берете его на руки, хорошо держит головку;
- когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть;
- во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы;
- лежа на животе, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище;
- очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему;
- пробует голос, лепечет, смеется;
- очень интересуется игрушками, выражает радость при появлении новой игрушки;
- если в соседней комнате начинает играть музыка, ребенок замирает и с любопытством вслушивается.

Существует закономерность: чем больше заботы и внимания вы проявляете к своему ребенку, тем лучше он развивается в психофизическом отношении. Вы - это источник, из которого черпает малыш. Вы должны быть открыты. Не ленитесь, больше занимайтесь с малышом. Разговаривайте с ним, пойте ему песни - и не обязательно только колыбельные; показывайте игрушки, называйте цвета, рисуйте яркие картинки. Ребенок - как губка, он впитывает все впечатления. Быть может, он еще не способен продемонстрировать запас своих знаний, но будьте уверены - кое-что отложилось.

Вы уже не раз замечали, что ребенок лепечет. Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - это так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте тон - произносите разные звуки, но чтобы ребенок видел ваши губы.

Говорите с ребенком спокойным голосом. Он чувствует себя увереннее, когда видит, что вы спокойны. Это заложено природой: ребенок - маленькое зеркало вашего состояния. Если вы чем-то встревожены, ребенок это быстро заметит и тоже забеспокоится.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, какие называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить.

Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, вы можете только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями «под завязку». Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Некоторые мамы поступают разумно, начиная с пятого месяца приучать ребенка к чашке. Один-два глоточка кипяченой воды из чашки - вот все, что для начала требуется. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем вам легче будет отнять у ребенка грудь.

Сначала вы держите чашку сами и прижимаете ее край к губам ребенка. Потом вы даете чашку в руки ребенку - например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.

Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много значит для него.

Конечно, ребенок не раз опрокинет на себя содержимое чашки. Без таких «аварий» не обходится никто. Держите себя в руках, не злитесь на ребенка, не кричите на него, совершите над собой усилие и храните спокойствие. Переоденьте ребенка, разговаривайте с ним как со взрослым. Дети всех возрастов любят, когда с ними обращаются как со взрослыми. И, пожалуй, нет на свете ребенка, который любил бы, когда с ним сюсюкаются (почему некоторые взрослые считают, что с детьми нужно разговаривать именно так?).

Придерживайтесь избранного малышом распорядка дня. Организм любит ритм. Подстраиваясь к ритму, организм ребенка как бы прогнозирует себя на ближайшее будущее и готовится к нему. При такой подготовке значительно облегчается течение многих физиологических процессов.

Что умеет ребенок?

На пятом месяце ребенок еще более удивит и порадует вас возросшей активностью. Сделает первую заявку на самостоятельность: только что вы уложили его на спину, а он сам повернулся на бок, затем на живот. И на животе уже лежит иначе - опирается не на предплечья, а только на ладошки, голову держит свободно, высоко. Эта поза становится любимой - так больше увидишь! Интересно проследить за реакцией малыша на какой-то привлекающий его внимание предмет, игрушку. Сначала очень серьезно разглядывает, потом, протягивая руку, сгибает пальчики, как бы примериваясь взять, причмокивает, точно пробуя на вкус, и, наконец, если это доступно, берет.

Теперь игрушки можно не только подвешивать, но и класть в кроватку, справа и слева. Ребенок нащупывает их, берет, роняет, снова берет. Хорошо, если игрушки или подходящие для игры предметы будут разной формы, с разной поверхностью - мягкой и твердой, гладкой и шероховатой, ровной и ребристой. Одну можно взять, действуя рукой, как черпалкой, с другой придется повозиться, поработать пальчиками - развести их, сомкнуть, согнуть, выпрямить. Новые тактильные ощущения, тонкие движения кисти обогащают опыт ребенка, стимулируют речевые зоны мозга.

Ребенок все больше «разговаривает», радостно вскрикивает, если что-то удивило, певуче повторяет гласные звуки, вы можете уловить в его «вокале» новое переливчатое звукосочетание, типа «аль-де-лы-агы-аы» - специалисты называют это «появлением свирели». Портал о здоровье www.сайт

Настала пора проводить часть бодрствования в манеже. Это дает ребенку больше свободы движений, приучает развлекаться самостоятельно, да и, хотя бы немного, освобождает маму.

Манеж поставьте так, чтобы малыш получал точку обзора со всех четырех сторон. Он ведь маленький исследователь, ему чрезвычайно интересно разглядывать новую для него обстановку, видеть, что делается вокруг, следить за взрослыми, передвигающимися по комнате.

В манеж положите три-четыре игрушки на таком расстоянии, чтобы, чуть потрудившись, он смог их достать. Если манежа нет, на время превратите в него кроватку - выньте матрасик и положите вместо него деревянный щит, застеленный одеялом. Но кроватка очень скоро станет тесна для «гулянья», да и желательно, чтобы ребенок привыкал к предстоящему разделению: для игр - одно место, для сна - другое, тогда укладывание в кроватку будет для него сигналом: пора спать!

Можно использовать, как замену манежу, широкую и достаточно ровную тахту или кровать, но тут придется, не отходя, сидеть рядом - ребенок уже достаточно подвижен. Стоит вам отвернуться на минутку, как он окажется на полу.

Особенно рискованно оставлять малыша на пеленальном столе: примерно с четвертого-пятого месяца падение с такого стола - самая частая травма у детей.

Прикорм: стратегия и тактика

С середины пятого месяца наступает новая эра в питании можно вводить прикорм. Если разбавленные соки, тертое яблоко, были и остаются полезными и приятными добавками к грудному молоку или смесям, то блюда прикорма должны постепенно вытеснять эти младенческие продукты, готовя ребенка к расставанию с материнской грудью или бутылочкой со смесью. Но это цель отдаленная, стратегическая.

В первую очередь прикорм необходим как источник веществ, которых уже не хватает в грудном молоке. И, прежде всего, это - минеральные соли, ведь они усиленно расходуются для развития костной и мышечной систем, сердца, мозга. В частности, концентрация железа в материнском молоке не соответствует физиологической потребности ребенка грудного возраста. Железо запасается организмом ребенка в гестационный период и к 4 месяцам это депо критически уменьшается, а с молоком матери железа поступает очень мало. Результат - анемия у малыша. По рекомендациям ВОЗ прикорм вводят не раньше 4, но не позднее 6 полных месяцев. Смотрите по своему ребенку, когда именно ему нужен прикорм. Если начинает отставать в развитии от общепринятых норм или меняются показатели крови - то момент уже настал. Если все по плану - ждем до полугода.

Из двух возможных вариантов первого прикорма (каша или овощное пюре) специалисты после долгих дискуссий отдали предпочтение овощам. Правильно приготовленное пюре полноценно по составу, хорошо усваивается, благоприятно действует на пищеварение, не угрожает избытком углеводов, если, конечно, картофеля в нем не больше 40-50 %. Пюре можно обогащать и варьировать, используя самые разные овощи - морковь, капусту белокочанную, цветную, кольраби, репу, кабачки, зеленый горошек, даже свеклу и шпинат.

Все овощи сразу, разумеется, не готовят. Для начала можно взять, допустим, морковь и капусту. Все это моют, чистят, принимая на всякий случай «противонитратные меры»: из моркови вынимают сердцевину, от кочана капусты не берут листов, прилегающих к кочерыжке, у свеклы срезают часть у корня. Можно использовать немного картофеля для приготовления пюре.

Варят овощи нарезанными на мелкие кусочки, под крышкой. В кастрюльку кладут не все сразу: то, что разваривается дольше, например, морковь, - раньше; то, что быстрее, - позже, картофель в последнюю очередь. Готовые овощи протирают, пока они горячие, добавляя (тоже горячее) молоко. Пюре должно получиться негустое, пышное, без комочков.

На полную порцию требуется примерно 100 г овощей, 20 мл (столовая ложка) молока или смеси; в готовое пюре добавляют 1/2 чайной ложки растительного масла, оно для ребенка этого возраста важнее, чем сливочное. Прикорм вводят с половинки чайной ложки, постепенно увеличивая порцию.

Или купите готовое пюре для детского питания по возрасту.

Особо о соли

Важный вопрос! Соленого вкуса ребенок еще не знал, он знакомится с ним впервые. И очень хочется, чтобы у него уже с этого времени начало формироваться нормальное вкусовое восприятие соленого и несоленого.

Без соли человеку не обойтись, она необходима и для регуляции водно-солевого обмена, и для выработки желудочного сока. Но избыток ее крайне вреден. Прежде всего потому, что способствует повышению артериального давления. Человек, воспринимающий в меру посоленное как несоленое, привыкший, даже еще не попробовав, тянуться к солонке - кандидат в гипертоники. Вы же не хотите, чтобы таким стал ваш ребенок!

Распространенная рекомендация в рецептуре детских блюд «соль на кончике ножа» не подходит. Это все-таки относительно, ведь разные бывают ножи, разное представление о количестве «на кончике». Специалисты, изучившие детскую диететику до тонкостей, советуют и точности ради, и из гигиенических соображений для детей до года соль использовать только в виде 25 %-го раствора, а сахар - в виде сиропа.

Солевой раствор готовят так: растворите 25 г соли в 100 мл воды, прокипятите 10 минут на небольшом огне, долейте кипятком до первоначального объема, вновь вскипятите и процедите через два слоя марли. Такого раствора в пюре добавляют максимум 3 мл - приблизительно половину чайной ложки, но по возможности, если ребенок кушает без соли - меньше. В овощах есть необходимое количество соли.

Вводя новые блюда прикорма, вы тем самым делаете еще одно важное дело - формируете у ребенка новые вкусовые ощущения, закладываете пищевые привычки, которые будут иметь огромное значение для всей его последующей жизни и даже, как ни странно сейчас об этом думать, для жизни и здоровья ваших внуков...

Обед и после него

В круг полезных пищевых привычек входит и умение есть не спеша, со вкусом, с удовольствием.

Не начинайте кормить ребенка, когда он плачет, чем-то раздражен, недоволен. Сначала успокойте. Готовясь к еде, усаживая его к себе на колени, приговаривайте весело, ласково: «Сейчас будем есть, смотри, какое пюре вкусное!» Не беда, что он еще слов не понимает, зато великолепно реагирует на интонацию, улавливает мамино настроение. Для большего комфорта можно даже включить какую-нибудь негромкую музыку.

Наберите в ложку немного пюре, поднесите ко рту малыша, но не пытайтесь быстрее запихнуть его в этот маленький ротик! Насилие при кормлении недопустимо. Слегка прикоснитесь краем ложки к верхней губе ребенка, побуждая его самого снять пюре губами.

Может быть, он сразу поймет, что требуется, и станет охотно есть. Но может сомкнуть губки, начать вертеть головой, отворачиваясь от ложки. Переждите минутку! А потом терпеливо, спокойно начните все сначала. Учтите, в отношении еды маленькие дети - страшные консерваторы. Их отпугивает не только новый вкус, но непривычный цвет или запах, настораживает даже новая чашка или мисочка. Может быть, неудобна ложка? Стандартная чайная для такого ребенка еще великовата, нужна ложечка типа кофейной и по возможности более плоская.

Сейчас вам уже можно кормить ребенка не 6, а 5 раз в день с четырехчасовыми перерывами, то есть ориентировочно в 6, 10, 14, 18, 22 часа. Пюре лучше всего давать в 14 часов, сначала перед кормлением грудью или смесями и, как все новое, осторожно, понемножку - в первый день половинку, потом одну-две ложечки, потом постепенно больше и, дойдя на 7-10-й день до 150 г, кормить уже только одним пюре. В него можно добавить положенную порцию растертого желтка, дать ребенку запить пюре соком. Чем не обед?

Не тревожьтесь, если в стуле ребенка обнаружите признаки овощей. Это естественно, как и некоторое изменение цвета мочи - от свеклы, например, она может стать красноватой.

Внимания требуют только возможные аллергические реакции, появление или усиление диатеза. Самые безобидные в этом отношении овощи - кабачки и капуста, самый частый аллерген - морковь. Некоторые дети плохо переносят даже картофель.

Мясо ребенок может получать только после полугода! До этого срока оно создаст чрезмерную белковую нагрузку на организм. Исключение можно сделать лишь в особых случаях, если, допустим, у ребенка очень низкий гемоглобин. И разрешить вопрос должен врач. В общем, всякому прикорму - свое время.

Массаж и гимнастика - каждый день!

Да, именно так. Хотите видеть эффект массажа и гимнастики, занимайтесь ежедневно (кроме, разумеется, тех случаев, когда ребенок нездоров). Комплекс теперь немного усложняется, к приемам поглаживания добавляется более интенсивное растирание. Его проводите осторожно, бережно, так, чтобы ребенку это нравилось.

1. Начав, как и раньше, с поглаживания рук, затем 6-8 раз скрестите их на груди ребенка, попеременно накладывая одну на другую и разводя в стороны.

2. Живот уже можно не только поглаживать круговыми движениями одной ладони по часовой стрелке (8-10 раз), но и слегка растереть вдоль серединной линии обеими ладонями, движущимися в противоположном направлении (6-8 раз), затем - от поясничной области к середине, так, чтобы пальцы ваших рук соединялись над пупком, а потом снова погладить.

3. Ноги после поглаживания сначала разотрите мелкими движениями ладони от стопы к тазобедренному суставу, по наружной стороне" голени и бедра, потом - спиралеобразными движениями большого и указательного пальцев обеих рук - по наружной и внутренней стороне голени и наружной стороне бедра, от стопы к паховой области.

4. Даже если поворот со спины на живот ребенок уже освоил, неплохо потренироваться, тем более что сам он обычно предпочитает одну какую-то позицию, а сейчас с вашей помощью должен будет повернуться по 2-3 раза вправо и влево. Стимулом может стать яркая игрушка.

5. Спину (погладив, как и раньше) 4-6 раз разотрите обеими ладонями от шеи к ягодицам и обратно, по обеим сторонам позвоночника.

6. Повторите упражнение 9 из прошлого комплекса (третий месяц).

7. Положив ребенка на спину, ладонями обеих рук погладьте грудную клетку по ходу грудных мышц, в направлении к подмышечным впадинам.

9. Помассируйте его стопы, поглаживая, растирая и слегка поколачивая их тыльной стороной среднего и указательного пальцев.

10. А в заключение - потанцуем! Взяв ребенка под мышки, дайте ему хорошо упереться стопами, и он сам начнет радостно сгибать и разгибать колени.

Все занятие должно продолжаться 8-10 минут. Обязательно найдите в распорядке дня эти минутки!

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

  • В 5 месяцев малыш не только уже узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом.
  • Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица! Многие дети с этого возраста пугаются и начинают плакать при виде незнакомца. Чаще всего, родители, в этом возрасте задаются вопросом:”Почему он боится бабушки или дедушки, которые приходят к ним в гости?” Здесь следует подчеркнуть, что малыши приветливо узнают только тех людей, которые их окружают постоянно. Понятно, что если бабушка или дедушка посещают малыша раз в неделю или даже месяц, они будут восприниматься малышом как чужаки.
    Для развития малыша эта фаза отчуждения играет большое значение. В этот момент он "открывает” нечто вроде чувства собственного Я. Это огромный шаг в его социальном развитии! Чувство страха перед незнакомыми людьми свидетельствует о глубокой эмоциональной связи с близкими ему людьми (матерью, отцом, или другим ему близким человеком).
  • С 5 месяцев ребенок способен уже неотрывно следить за предметом по 10 – 15 минут. Если раньше он смотрел на то, что больше всего привлекало его внимание, то теперь он САМ выбирает себе объект, на котором фиксирует все свое внимание. Конечно же, наибольший интерес у него все еще вызывают привлекательные игрушки. Сделайте мир малыша разнообразным и красивым! Пусть нежные и любящие голоса, приятная музыка и улыбка мамы будут постоянно рядом. Ведь интерес и познание окружающего мира начинается с интереса и любви к маме.
  • В 5 месяцев ваш кроха хорошо отличает голоса близких ему людей. Он может отличить строгую и ласковую интонацию речи – на ласковый голос улыбнется, а на строгий ответит обидной гримасой и даже может заплакать.
  • Ребенок подолгу и певуче гулит. Эти нежные и мягкие звуки во всевозможных сочетаниях приводят в восторг не только окружающих, но и его самого! Малыш, играя со звуками, накапливает опыт для овладения речью. Разговаривайте с малышом, называйте его по имени, спрашивайте, как он себя чувствует, что он хочет. Пусть ваша речь будет спокойной и сопровождается мимикой, так малыш быстрее поймет ее содержание.
  • Начиная с 5 месяца кроха уже в состоянии на короткое время преодолеть свой вес, опираясь на локотки и поднимаясь на вытянутых руках. Некоторые малыши начинают осваивать перевороты со спины на животик.
  • Лежа на спинке, он все больше стремиться поднять головку и плечики. Он стремится встать. Если вы его поддержите под мышки, он будет ровно и устойчиво стоять 3-4 минутки. Время полной беспомощности прошло! Малыш растет и набирается сил, чтобы сесть, поползти и встать.
  • К 5 – 5 с половиной месяцам ваш кроха сосредоточенно начнет стремиться захватить игрушку. Даже не сомневайтесь, у него это получится! Теперь он ее захватит и удержит самостоятельно, по-человечески, противопоставив большой пальчик другим. Такое произвольное захватывание предмета и овладение им – важный этап в развитии вашего крохи! Это этап активного познания его окружения.
  • С этого возраста малютка уже сможет захватывать губами густую пищу. А ведь совсем недавно он мог только сосать! Предложите ему облизнуть кусочек очищенного овоща или фрукта, ему понравится, он потянется к нему еще и еще. Это возраст, когда многие малыши начинают свой первый опыт прикорма. Мама с гордостью дает крохе маленькую ложечку каши. И ему нравится, он готов уже пробовать что-то еще, кроме маминого молочка. Его желудочек готовится к взрослой пище.