Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста Консультация для родителей о мелкой моторике рук

Подготовила учитель – логопед МДОУ№32

г. Салават Мамыкина Т. Я.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения(например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки.

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка(утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

Показать отдельно только один палец- указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

– Показать отдельно только один палец- большой

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами.

Кистями рук делать «фонарики»

Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

Собирать все пальчики в щепотку(пальцы собрались вместе- разбежались).

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец(получается колечко или спираль).

Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором.

Складывание матрешек.

Игра с вкладышами.

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Мять руками поролоновые шарики, губку.

Шить, вязать на спицах.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Рисовать различными материалами(ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковые гимнастики.

« КАПУСТА».

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

*******************************************************************************************

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук

у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.


Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома:

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

DIV_ADBLOCK695">


Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Сыпучие материалы" href="/text/category/sipuchie_materiali/" rel="bookmark">сыпучими материалами :

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ - топ - топ.

Ну-ка, веселее: топ - топ - топ,

Вот как мы умеем: топ - топ - топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д)

https://pandia.ru/text/79/116/images/image004_67.jpg" alt="http://*****/wp-content/uploads/2013/04/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82-02.jpg" width="329" height="247">

Игры с бусинами, макаронами:

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки:

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Работа с пластилином:

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

1.Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей .

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Напротив у детей со слабым развитием мелкой моторики рук присутствует большая вероятность проблемы с развитием речи.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Работа с детьми ведётся в следующих направлениях:

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без)

Массаж пальчиков

Игры с предметами (Игры с крупой и т.д.), шнуровка, мозаика

Пальчиковый театр, бибабо, теневой театр

Работа с клеткой

Раскраски

Занятия продуктивного цикла

Игры - соревнования

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

2.Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого с раннего возраста .

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.Занятия продуктивной деятельностью.

3.Работа по развитию мелкой моторики рук

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов

"Пальцы здороваются"

    Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

    выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

    то же левой рукой;

    то же двумя руками;

"Человечек"

    указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

    те же движения производить пальцами левой руки;

    те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

    вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

"Очки"

        образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

        вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

        то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

        то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

        поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

        пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

      поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

    согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

    выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

    выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

    согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

    пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

    соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

    руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

    руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

    прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

    одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

    кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

    положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

    на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

4.Развитию ручной моторики способствуют:

    Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

    Нанизывание бус, бисероплетение;

    Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

    Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

    Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

    Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

    Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

    Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

    Упражнение "Сорока-белобока"

    Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

    Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

    Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

    Интенсивное растирание каждого пальца

    Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

    "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

    "Пальчики здороваются"

    Повторить первое упражнение.

5. Успешное речевое развитие ребёнка

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего?

    От общения ребёнка со сверстниками

    От строения артикуляционного аппарата

    От речи взрослых (как образец для детей)

    От развития мелкой моторики

    От чтения детям художественной литературы

6.От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

7.От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Елена Михайленко
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

Михайленко Е. И.

Консультация для родителей .

«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях » .

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики . Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент . Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Что такое мелкая моторика ? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки . Сами собой эти движения не развиваются , требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо , писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка : речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Развивать мелкую моторику легко могут и родители , в домашних условиях . Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы , хороши и творческие занятия.

На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы , способствует развитию мелкой моторики . Если вам нужно занять на несколько минут ребёнка и сделать это с пользой для его развития , воспользуйтесь одним из предложенных ниже упражнений.

Вещей, с помощью которых мелкая моторика развивается , можно найти в современных магазинах с игрушками просто несчётное количество. Только вот денег на них хватает не всегда, кроме того подобные шнуровки и мозаики достаточно быстро надоедают малышам, превращаясь в вещи, которые нужны ребёнку только для того, чтобы их разбрасывать по комнате. На самом деле, для того, чтобы развивать мелкую моторику своего малыша , можно найти всё необходимое дома , почти не растрачивая на это денег.

Все мамы знают, как малышей тянет в кухню, будто там мёдом намазано. Малыш часто мешает там родителям , но именно в этой комнате находится множество предметов, способных помочь в развитии мелкой моторики . Вы замечали, сколько радости испытывает кроха, добравшись до круп и макарон, которые мама не успела спрятать? Но они незаменимы для мелкой моторики . Любимое занятие малышей- рисовать манкой или мукой. Можно насыпать крохе в поднос манки и показать, как хорошо по ней рисовать пальчиками или даже всей ладошкой. Интересное занятие и пересыпание разных мелких предметов из одной посудины в другую.

Деткам в более старшем возрасте задачи можно усложнить . Смешайте разные виды макаронных изделий и дайте крохе задание каждый вид собрать в отдельную коробочку. Таким же образом можно играть и с фасолью разных видов, изучая их при этом. Ещё один вариант – смешать фасоль и горох.

Отлично способствует развитию мелкой моторики ещё одно занятие – нанизывание разных предметов на верёвочку. Для этого можно найти в доме много разных предметов – макароны, коробки от спичек, бублики, бусины от разорвавшихся бус.

Во время приготовления пищи тоже можно доверить какое – нибудь простенькое задание крохе. Например, предложите ему почистить яйцо или варёную картошку.

Давайте ребёнку бумагу – газеты, старые журналы и т. д. Можно научить его резать специальными детскими ножницами. Потом все эти частички тоже легко использовать, делая различные аппликации.

Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторике .

Лепка из глины и пластилина.

Рисование или раскрашивание.

Изготовление поделок из бумаги.

Конструирование .

Застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.

Нанизывание бус и пуговиц.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Переборка круп.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

Очищать мандарины.

Переливать из кружки в кружку воду.

Стирать небольшие вещи, например кукольные.

Мыть игрушки, посуду.

Подметать пол.

Поливать цветы и т. д.

Развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных нам занятиях. Для этого совсем не нужно тратить много денег. Стоит лишь подключить ребёнка к различной работе, давать ему интересные занятия, не боясь уборки и мойки, которая вас после этого, несомненно ожидает.

Публикации по теме:

В. А. Сухомлинский писал: "Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке,.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» Воспитатель МБДОУ Детский сад № 2,Чернобаева А. В. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук». Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. »

В. А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятия, мышление, внимание.

Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого) .

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течении 2 – 3 минут. При такой тренировки речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга.

При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на умственное развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используйте разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы.

Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, используйте разнообразные приемы:

Пальчиковая гимнастика

Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка», и др.) которыми сопровождается чтение потешек, сказок.

Конструирование из счетных палочек

Лепка из соленого теста, пластилина или глины

Разрывание бумаги на мелкие кусочки

Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги

Выкладывание из камушков и ракушек на бумаге декоративных узоров, букв, геометрических фигур

- «нанизывание» бус и пуговиц на леску, тесьму или проволоку

Завязывание бантов и узлов

Перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д.)

Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки

Самомассаж кистей рук и пальцев

Массаж пальцев.

Массаж пальцев начинают с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками») .

- Массаж ладонных поверхностей .

Массаж проводится каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

- Массаж грецкими орехами.

Предлагается: а) катать два ореха между ладонями.

б) прокатывать один орех растопыренными пальцами ведущей руки.

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

- Массаж шестигранными карандашами .

Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

- Массаж «четками» .

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. В это время можно считать количество «четок» в прямом и обратном порядке.

Как развивать ручную умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки.

Разминать пальцами пластилин и глину.

Катать по очереди каждым пальцем камушки, мелкие бусинки, шарики.

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся, а вечером «заснул» - «закрылся», «спрятался») .

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро, как будто - бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, а потом левой рукой.

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе пальцами.

Кистями рук делать «фонарики».

Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались) .

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

Игры с мозаикой, пазлами, конструктором, кубиками.

Рисование пальцами в воздухе.

Рисовать, раскрашивать, штриховать, резать ножницами.

Мять руками поролоновые шарики, губку.

Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, цветными мелками, акварелью, углем, фломастерами и т. д.) .

Факторы успешного речевого развития:

Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Создавать условия для общения с другими детьми.

Речь взрослого – пример для подражания.

Совместные игры детей и взрослых.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему? »

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.

Рассказывание стихов руками.

Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.