Стишки для самых маленьких советских времен. Детские стихи маленькие для самых маленьких

Стихи для новорожденных и детей раннего возраста многие века сопровождали уход за ребенком. Пишут стихи для новорожденных и самых маленьких и современные поэты. В статье Вы найдете народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Стихи для новорожденных и самых маленьких

С давних пор принято все действия по уходу за малышами сопровождать песенками, пестушками, потешками, присказками, стишками. Ритм и рифма стишка или песенки, их слова, разнообразие интонаций в речи мамы (восклицание, вопрос, удивление, огорчение, радость, восхищение и т.д.) создают очень благоприятные условия для благополучного развития ребенка, рождают у малыша ощущения комфорта, тепла, безопасности, формируют предпосылки успешного овладения речью. Такие стихи и песенки очень важны и нужны для интеллектуального развития ребенка младенческого или раннего возраста.

С какого возраста начинать читать стихи ребенку?

Мнение 1. Сейчас всё чаще встречается мнение о том, что новорожденному надо с рождения ставить для прослушивания не детские стихи, а аудиодиски с серьезными стихотворениями и литературными произведениями для его раннего развития – «Евгений Онегин» и т.д., чтобы он с пеленок полюбил литературу.

Так ли это? Это не так! Сложное произведение для взрослых в аудиозаписи просто утомляет новорожденного и младенца и вызывает его защитную реакцию. Вроде бы он слушает, но на самом деле малыш просто «отключается» - так отключаются взрослые вечером перед телевизором, и это очень вредно для здоровья и развития младенца! Наша же задача – наоборот – привлечь внимание младенца к речи. И для этого он должен видеть лицо мамы, слышать ее голос, вслушиваться в повторяющиеся в стихах слова, в ритм живого человеческого слова. И полюбить стихи, приносящие ему новые положительные впечатления! Именно в этом и заключается начало «литературного» воспитания с пеленок.

Мнение 2. Есть и противоположное мнение, что стихи новорожденным не нужны, так как они «еще ничего не понимают, а вот как начнут понимать, так и можно читать стихи – примерно с года».

  • Малыш воспринимает не слова, а именно ритм, рифму и интонацию, мамин голос.
  • Затем из маминой речи он начинает выделять отдельные звуки - гласные, которые мама в стихах и песенках специально произносит протяжно, утрированно.
  • Потом ребенок начинает выделять из речи отдельные часто повторяющиеся слова, например, свое имя.

Какие стихи подходят для самых маленьких?

  • Именно простые стихи с часто повторяющимися простыми слогами и словами наиболее всего подходят для первого восприятия ребенка и помогают речевому развитию малыша. Без них развитие речи в дальнейшем запаздывает, ребенок говорит хуже и начинает говорить позже. Результат чтения таких стихов для новорожденных и самых маленьких сразу незаметен. Но через год Вы увидите, сколь значительно опережает Ваш малыш своих сверстников, у которых не было такого речевого общения с мамой!
  • Сейчас больше внимания уделяют готовым аудиозаписям детских стихов на дисках или в интернете. Но исследования убедительно доказывают, что малышу в раннем возрасте нужен прежде всего не технический прогресс, а мамин голос, ее теплота и ласка, эмоциональный контакт с ней. Голос мамы даже крошечный малыш уже отличает от голосов других людей и разных звуков! И именно этот голос вызывает максимальную активность ребенка – зрительную, слуховую, двигательную.

Как запомнить слова детских стихов и потешек?

Часто спрашивают, что делать, если не можешь запомнить слова стихов или песенок?
Во-первых, можно и самой приговаривать от себя, как раньше это и было. Ведь эти потешки и стихи нашими предками не заучивались наизусть, а рождались как «живое слово» здесь и сейчас в общении с малышом. В них обязательно упоминалось имя малыша.
Во-вторых, все стихи и не надо заучивать наизусть! Можно выбрать из предложенных те стихи, которые Вам понравятся и понравятся Вашему малышу. Для маленьких детей очень важна повторяемость, узнаваемость стихотворных строчек изо дня в день.
В-третьих, можно написать слова потешек и стихов на листочек бумаги с клеевой полоской (такие стопки листочков – стикеров продаются в любом канцелярском магазине) и прикрепить на стену. Но: категорически нельзя прикреплять что-либо на стену булавками или кнопками! До сих пор происходят серьезные травмы детей, когда эта булавка или кнопка случайно падает и попадает им в ручки! Безопасность превыше всего, и если она соблюдена, то тогда общение с малюткой будет радостным и принесет и Вам, и малышу море положительных эмоций! Очень удобно использовать клейкие подушечки многоразового использования для прикрепления карточек со стихами на стену, на дверь, на стенку мебели в удобном для Вас месте. Когда будет нужно, Вы всегда сможете открепить листочек.

А здесь мое вступление заканчивается и начинается Ваше творчество и Ваша радость от общения с крохой!

Малыши развиваются стремительно, моментально впитывая в себя информацию обо всем, что происходит вокруг. На помощь мамам приходят музыка, сказки и стихи. Все стихотворения сборника подобраны с учетом возрастных особенностей. Их герои – знакомые и привычные игрушки, малыши-животные или такие же дети, как и маленький слушатель. Такими стихами для малышей легко заинтересовать даже самого большого непоседу.

Одна из важных задач стихов для малышей – сделать жизнь интереснее. Ведь гораздо веселее умываться утром, когда мама рассказывает стишок. Да и каша будет вкуснее, и компот слаще. И самая дождливая погода не покажется такой угрюмой, если подобрать правильные слова.

    Мишка косолапый

    Мишка косолапый
    По лесу идет,
    (Бодро шагаем)
    Шишки собирает,
    Песенки поет.
    (Приседаем - собираем шишки)
    Шишка отскочила
    Прямо мишке в лоб.
    (Держимся ручками за лоб)
    Мишка рассердился
    И ногою - топ!
    (Топаем ногой)

    Зайчик серенький

    Зайчик серенький сидит
    (Сидим, как зайчик)
    И ушами шевелит,
    Вот так, вот так!
    (Шевелим ушками-ладошками)
    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки погреть,
    Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
    (Хлопаем в ладоши)
    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Скок-скок, скок-скок.
    (Прыгам, как зайчик)

    Две веселые овечки

    Две веселые овечки
    Разрезвились возле речки.
    Прыг-скок, прыг-скок!
    (Весело прыгаем)
    Скачут белые овечки
    Рано утром возле речки.
    Прыг-скок, прыг-скок!

    Вверх до неба, вниз до травки.
    (Встаем на ножки, тянемся вверх. Приседаем, руки опускаем вниз)
    А потом кружились
    (Кружимся)
    И в речку свалились.
    (Падаем)

    Идет коза рогатая

    Идет коза рогатая
    (Приставляем к голове "рожки")
    За малыми ребятами.
    Ножками - топ-топ!
    (Топаем ножками)
    Глазками - хлоп-хлоп!
    (Зажмуриваемся и открываем глазки)
    Кто кашку не ест?
    Кто молочка не пьет?
    (Грозим пальчиком)
    Забодаю, забодаю!
    (Бодаемся)

    На полянке два жука
    Танцевали гопака:
    (Танцуем, руки на поясе)
    Правой ножкой топ, топ!
    (Топаем правой ножкой)
    Левой ножкой топ, топ!
    (Топаем левой ножкой)
    Ручки вверх, вверх, вверх!
    Кто поднимет выше всех?
    (Встаем на носочки, тянемся вверх)

    Топ-топ - Учимся ходить!

    Ножки, ножки,
    Бегите по дорожке,
    Нарвите горошку.
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ-топ-топ.

    Как у Маши два зубочка.
    Не кусайся ими, дочка!
    Не кусайся, кушай,
    Папу с мамой слушай.

    «Топ-топ» - Учимся ходить!

    Наша ложка непослушна:
    Вместо рта попала в ушко!
    Ай-ай-ай, какая ложка!
    Накажу её немножко.

    Во время засыпания

    Глазки спят и щечки спят
    У усталых малышат.
    Спят реснички и ладошки,
    Спят животики и ножки.
    И малюсенькие ушки
    Сладко дремлют на подушке.
    Спят кудряшки, ручки спят,
    Только носики сопят.

    Топотушка

    Топотала, топотала -
    Топотиночки стоптала!
    А ещё потопочу -
    Топотапочки стопчу!
    Не пойду я на попятки,
    Ведь остались топопятки!
    И пойду, пойду опять
    Я на пятках топотать!

    Мальчик - пальчик

    Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
    - Мальчик - пальчик,
    Где ты был?
    С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел.

    Два весёлых гуся

    Жили у бабуси
    Два веселых гуся.
    Один серый,
    Другой белый -
    Два веселых гуся.

Какие стишки можно читать самым маленьким деткам? Они должны быть короткими, понятными, с простым сюжетом и легкой рифмой. Предлагаем вам стишки, которые понравятся вашему ребенку и познакомят с животными, растениями, объектами природы. Читайте с удовольствием!

Хрюшкина подружка
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!

Бегемот
Бегемоту в грязной луже
Никакой курорт не нужен.
Он в грязи купаться может.
Грязь ему смягчает кожу,
Заменяет крем и мазь.
Замечательная грязь!

Плюшевый пес
Это
Пёс сторожевой.
Он может лаять,
Как живой.
Но он не лает потому,
Что ты понравился ему.

Больная кукла
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Грядка
Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьём,
А потом цветы посадим,
А потом водой польём.
Лейка, лейка!
Лей, лей!
Грядка, грядка!
Пей, пей!

Дождик
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.

Яблоко
Яблочко румяное
Есть одна не стану я,
Половинку яблочка
Дам любимой мамочке.

Киска
Холодильник хоть и близко -
Не видать сметаны киске,
Не открыть стальную дверь.
Что же делать ей теперь?
Так и быть, уж я сметану
Для любимицы достану.

Кошка
Мою ручки, мою ножки,
Мою спинку нашей кошке.
Кошка очень рассердилась -
Я сама уже умылась.

Царапина
На ладони папиной
Страшная царапина.
Ой, какой же папа смелый,
Я б давно уже ревела.

Топ-топ
Топ ногой, топ другой,
Я большой уже такой,
И шагают сами
Ноги прямо к маме.

Кошка
Кошка ходит без одежки,
Не справляется с застежкой -
Вместо рук у бедной кошки
Только лишние две ножки.

Утренний приказ
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!

Секрет
По секрету…
Между нами…
Петушок признался маме:
«Знаешь, я уже могу
говорить кукареку! »
По секрету,
по секрету,
где большие лопухи,
по секрету всему свету
он сказал:
«КИ-КИ-РЕ-КИ!!! »

Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!

Портниха
Мама платье шила дочке.
И остались лоскуточки.
Лоскуточки мы возьмём,
Кукле платьице сошьём.

Лошадка
- Но! - сказали мы
лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!

Коровушка
Коровушка; коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше дай!

Бычок
Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
- Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!

Тучка
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

Медвежонок
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.

Щенок
Белые носочки
На лапках у щенка.
Видно, перешёл он
Речку молока.

Мошки
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!

Кошка
- Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь.
Выйдет мышка невзначай,
Приглашу её на чай.

Комары
Комары-комарики,
Рыжие сударики!
Всюду вьются и толкутся.
И откуда же берутся?
А из лесу тёмного,
Из болота сонного,
Из-под ивушки лохматой,
Из-под кочки бородатой.

Серенькая кошечка
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток поджидала:
«Детки мои, детки,
Детки-непоседки,
Хватит вам резвиться,
Спать пора ложиться!»

Ёжик
На комод забрался ёжик.
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причёсаны колючки,
И никак не разберёшь –
Щётка это или ёж?

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
(Бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем — собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою — топ!
(Топаем ногой)

Зайчик серенький

Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгам, как зайчик)

Две веселые овечки

Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.
(Встаем на ножки, тянемся вверх. Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(Кружимся)
И в речку свалились.
(Падаем)

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая
(Приставляем к голове «рожки»)
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками — хлоп-хлоп!
(Зажмуриваемся и открываем глазки)
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(Грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(Бодаемся)

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(Топаем левой ножкой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(Встаем на носочки, тянемся вверх)

Топ-топ — Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

Как у Маши два зубочка.
Не кусайся ими, дочка!
Не кусайся, кушай,
Папу с мамой слушай.

«Топ-топ» — Учимся ходить!

Наша ложка непослушна:
Вместо рта попала в ушко!
Ай-ай-ай, какая ложка!
Накажу её немножко.

Во время засыпания

Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.

Топотушка

Топотала, топотала —
Топотиночки стоптала!
А ещё потопочу —
Топотапочки стопчу!
Не пойду я на попятки,
Ведь остались топопятки!
И пойду, пойду опять
Я на пятках топотать!

Мальчик — пальчик

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик — пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Два весёлых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый —
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый —
Спрятались в канавке.