Свадебный обряд на руси и старинные обряды презентации невесты.

Торжественный и долгожданный день бракосочетания всегда должен проходить в том стиле, который выбирают молодожены. Тематик для проведения свадьбы очень много, но особое внимание заслуживает народный стиль. Праздник будет сочетать не только специфическую одежду, но и традиции предков. Русский народный свадебный костюм должен быть на особом счету, и его выбирать придется со всей тщательностью, желательно даже вспомнить исторические факты. А бабушки да дедушки могут подсказать такие традиции, которые давно уже всеми забыты.

Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси

Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси. Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение. Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.

Рубаха

Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго. Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.

Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики). Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.

Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.

Cарафан

Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу. А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела. Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.

Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела. Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками. Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.

Передник

Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же. Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной. Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.

Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него. Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества. Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.

Один или несколько поясов

Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре. На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной. Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.

Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе. Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть. Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.

Нижние юбки

Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.

Для современной невесты также стоит выбирать нижнюю юбку – ведь она будет выглядывать из низа сарафана на 10-15 см. Выбор ее должен базироваться на цветовых предпочтениях, орнаменте. Если сам сарафан будет вышит гладью, а низ юбки крестиком, ничего страшного, это даже более эффектно будет смотреться, но только при сочетаемости узоров, цветовых гамм.

Женский свадебный головной убор

Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.

Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой. Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника. А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.

Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами. Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные. Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.

Значение и символика узоров на древнерусских костюмах

Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение. В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки. Вот некоторые популярные трактовки символов:

Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь.
Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье.
Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье. А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами.
Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе.
Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка. В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз.
Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.

Обувь и украшения невесты

Для ног на Руси использовались разные виды обуви. В летнее время часто брались сандалии. Но в лютые холода использовались обязательно народные валенки из шерсти. Этот истинно русский вид обуви обязательно шел в приданое каждой девушке. И сейчас к валенкам россияне питают особую страсть. Поэтому, если вы выбрали русский стиль свадьбы, да еще и зимой – такая обувь будет идеальным дополнением к образу. В противном случае, могут подойти любые красивые туфли, которые схожи по цветовой гамме с нарядом.

Что же касается остальных украшений – то их должно быть минимальное количество. Формат русского народного свадебного костюма уже очень сильно разукрашен и не требует дополнительного лоска. Очень легко в этом случае переборщить: яркие бусы, колье, браслеты и кольца больше подходят к классическому современному свадебному платью, но не к народному стилю. Пусть расшитые рукава так и останутся тем единственным моментом, который привлекает больше всего внимания.

Мужской свадебный наряд

Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.

В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.

Фото русских народных свадебных костюмов

При выборе стиля для собственного свадебного торжества, нужно просмотреть множество уже реализованных идей (на разных фото, видео). Будьте особо внимательны при соединении образов жениха и невесты, особенно если была выбрана народная тематика. Приводим подборку лучших народных свадебных костюмов в русском стиле, которые могут послужить основой для будущего свадебного наряда.

Свадебный наряд на Руси

Ольга Самойлова

Свадебный наряд русской невесты

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…

История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, вместе с отделения церкви от государства и отменой венчания. До этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.

В старину девушка, выходящая замуж, считалась "умершей" для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.

На венчание девушка шла в "траурных", печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.


Русская невеста

Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном. Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства - ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты.

Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оторачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг.

Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткую широкую душегрею, напоминающую жакет. Она также богато отделывалась вышивкой, позументами и канителью.

Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались "плакательными", и выполняли "защитную" функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.

Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.



Свадебный головной убор русской невесты

Головные уборы русских невест

Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку - ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке. Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу.

Особое место можно отвести украшениям косы невесты. такие украшения назывались косниками и представляли собой богато расшитые ленты с объемными подвесками на концах, расшитые бисером, жемчугом, бахромой, кружевом.

Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором - кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.


Свадебный наряд жениха

Свадебный наряд жениха

Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.

Свадебный мужской наряд состоял из темно-синих, в тонкую полоску, штанов из домотканого сукна, рубахи, отделанной вышивкой и тканого пояса. Иногда ансамбль дополнял кафтан или шуба. Во время венчания жениха нередко подпоясывали искусно расшитым полотенцем.

Рубаха украшалась широким узором вышивки красного цвета по рукавам и подолу. Иногда расшивалась и грудь. Свадебная рубаха готовилась руками невесты, которая с молитвами вышивала ее, вкладывая в узор своеобразное послание с пожеланиями благополучия, доброты и любви.

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Сегодня все большую популярность приобретает национальная атрибутика, которая присутствует практически везде: в головных уборах, аксессуарах, обуви, одежде и прочих деталях повседневной жизни. Уловили эту особенность не только знаменитые дизайнеры, но и рядовые модельеры, а также работники ателье. И понеслось. Магазины, рынки, бутики и прочие торговые точки, включая салоны для новобрачных, наполнились товарами с традиционным орнаментом. А наиболее эффектными оказались свадебные платья в русском стиле. Что же в них особенного? Какими национальные наряды были раньше? И какими они стали сегодня? Что предлагает очаровательным русским невестам современная мода?

Каким был свадебный наряд ранее?

Об орнаменте, цветовой гамме и даже некоторых деталях гардероба, которые носили невесты на Руси, знают многие. Только далеко не всем известно о том, что свадебный наряд весил около 10 кг (а то и больше). Шокированы? А вот молодицам того времени этот наряд не казался таким уж сверхъестественным. Наоборот, он был предметом гордости, так как создавался вручную. Причем дизайном и пошивом занимались сами невесты. Считалось, что чем больше на свадебном наряде всяких узоров, тем трудолюбивее будет жена.

Примечательно, что невесты надевали поверх исподней рубахи, которую также шили и оформляли самостоятельно. К слову сказать, создание всего наряда было очень трудоемким процессом. И дело даже не в количестве декора, которым сверху до низу покрывали одежду, а в числе многочисленных юбок, придающих пышность. Все они также делались руками мастерицы.

Покажи мне свое платье, и я скажу, кто ты

Поскольку свадьба считалась весьма затратным делом (с того момента мало что изменилось), во многих семьях существовала традиция передавать свадебное одеяние от матери к дочери и дальше по женской линии. Кроме того, каждая обладательница наряда обязана была добавлять в него что-то от себя. В итоге получались красивые сарафаны, усыпанные жемчугами, драгоценными каменьями, бисером.

Свадебные могли быть украшены парчовой мантией. На них присутствовала национальная вышивка золотыми и цветными нитями. И, конечно, по тому, насколько дорого выглядело платье невесты, окружающие могли судить о материальном положении и социальном статусе ее родителей.

Соответственно, если семья была бедной, то и сам подвенечный наряд был гораздо скромнее. На нем не было излишеств, зато присутствовала национальная символика.

Головные уборы невест на Руси

Как и свадебный сарафан, головной убор для невест того времени также создавался руками юных мастериц. И, конечно, его разновидность и количество декоративных элементов зависели от богатства семьи невесты. Так, обычные деревенские девушки надевали на голову венок из полевых цветов. Либо в качестве украшения они использовали атласные ленты.

Более состоятельные невесты могли украшать свои волосы высокими обручами с инкрустированными камнями, жемчугом либо прятали свою шевелюру под модный на тот момент свадебный кокошник. Ярким дополнением к таким уборам были и ювелирные изделия из золота, серебра или бронзы.

В зимнее время платье невесты закрывали теплой верхней одеждой. Поверх наряда бедные невесты надевали тулупы из зайца, овчины или белки, а богатые - меховые шубы из шкурок бобра, лисы или соболя. Руки же грели в меховых муфточках или рукавичках.

Национальные наряды - неисчерпаемый источник вдохновения

Несмотря на то что прошло очень много времени, национальные русские костюмы продолжают интересовать современных модниц. А для большинства дизайнеров русское народное платье стало неисчерпаемым источником вдохновения.

Конечно, современные модные тенденции несколько далеки от первоначальных свадебных костюмов русских женщин, но в них все еще присутствуют общие декоративные элементы и особенности покроя.

Какие платья предлагают невестам дизайнеры?

Мало кто из сегодняшних модниц согласился бы носить кокошники и сарафаны минувших лет. Куда приятнее выбирать дизайнерские свадебные платья в русском стиле. Современные кутюрье к тому же сделали все возможное, дабы сохранить в своих творениях тонкие ниточки прошлого, слегка приукрасив их абсолютно новыми штрихами. К примеру, во время модных показов можно увидеть эффектные наряды с широкой и длинной юбкой в пол или полуприлегающего фасона.

Как вариант можно выбрать платья и сарафаны А-образной формы. В таких нарядах любая невеста, как правило, выглядит элегантно и грациозно. А главное, что они идеально подходят для женщин с любым типом фигуры. Напомним, что такой фасон одежды традиционно состоит из лифа и длинной юбки, расширяющейся от зоны талии.

Какие цвета используют в оформлении?

Для того чтобы русский свадебный наряд выглядел как можно эффектнее, современные модельеры используют определенное сочетание цветов. Например, среди подобных моделей преобладают преимущественно белые классические цвета, свойственные одежде невесты. Однако ярким дополнением для них является вышивка или печатный орнамент красного или синего цвета.

Если же выбор невесты падает на стилизованный наряд, то вместо классического убранства ей придется надевать красный сарафан, дополненный белой блузой с рукавами-фонариками. Примечательно, что это может быть приталенный или расклешенный фасон, либо платье а-ля «Наташа Ростова» (состоит из лифа и пышной юбки, которая начинает расширяться от груди).

Среди других цветов, которые используются в русских свадебных костюмах, также можно встретить следующие оттенки:

  • песочный;
  • кремовый;
  • голубой и синий.

В орнаменте, которым обильно покрывается платье невесты, могут присутствовать зеленые, рябиновые, розовые, ярко-брусничные, желтые, серебряные и золотые краски.

Какие ткани используются?

Для создания свадебных моделей одежды в русском стиле, как правило, применяют натуральные материалы. Для этой цели подойдет, например, хлопок или лен. Но поскольку такие легкие и приятные телу ткани сильно мнутся, вместо них часто используют очень тонкий штапель.

К слову сказать, в его составе уже есть вискозная нить и хлопок. Он почти не мнется и прекрасно драпируется (создает нужное количество складок или воланов). Вот только свадебные платья в русском стиле, созданные из такого материала, подойдут лишь для летнего бракосочетания. Это связанно с тем, что из хлопка шьют преимущественно летние свадебные сарафаны и наряды. Он очень легкий и подходит для создания любых фасонов одежды. Это могут быть с узкими или широкими бретелями, приталенным или полуприлегающим силуэтом.

Несколько простых правил для создания образа русской невесты

Несмотря на столь большое разнообразие моделей свадебных платьев, выполненных в русском стиле, существует ряд правил, которые стоит соблюдать при их создании. К примеру, традиционный свадебный костюм с национальными мотивами должен быть выполнен в сдержанном стиле. Это означает, что модели не стоит дополнять слишком глубоким декольте или чересчур откровенным разрезом.

Если же говорить о длине, то многие модельеры предпочитают не зацикливаться на какой-либо одной. Поэтому среди их работ можно увидеть не только длинные платья в пол, но и среднедлинные модели (намного реже встречаются фасоны мини) с приталенными или полуприталенными силуэтами. Они могут содержать воланы, прошвы с кружевами, рукава-фонарики и обязательно народный орнамент или набивной рисунок.

Свадебные платья в русском стиле: декор и оформление

Традиционный свадебный женщины, бесспорно, должен быть ярким и выразительным. Такого эффекта удается добиться за счет украшения ткани национальным орнаментом, к примеру, это должен быть печатный принт или красивая вышивка (золотыми и цветными нитями, лентами). Примечательно, что вышивка может присутствовать в самых разных местах наряда, но чаще всего на рукавах, в области груди, талии и на подоле юбки.

С чем можно надевать свадебное платье?

Выбирая свадебные платья в русском народном стиле, следует позаботиться о дополнительных аксессуарах и обуви. К примеру, для красивого и длинного наряда подойдут светлые балетки, для платья средней длины (зависит от его цветовой гаммы) - полусапожки. И, конечно, тип обуви напрямую зависит от времени года, когда происходит бракосочетание. Летом это босоножки, осенью - туфли, а зимой - аккуратные ботинки или сапоги.

Дополнительно наряд можно украсить красными бусами или ниточкой белого жемчуга. На голову можно надеть современную версию кокошника, венок из искусственных или натуральных цветов или вплести ленты. И завершит ваш образ длинная и роскошная коса.

Но главное, все аксессуары и сам наряд должны сочетаться, так как без гармонии вы не сможете достичь должного эффекта. А при соблюдении этих нехитрых нюансов вы станете настоящей русской невестой в традиционном свадебном платье.

Поиски безупречного подвенечного наряда забирают много времени и сил, тем более, что каждый день дизайнеры создают новейшие модели.

Если вы откажетесь от чисто белоснежного наряда в пользу модели с интересными орнаментами, узорами и вышивками, то гостям на свадьбе запомнится ваш колоритный и яркий наряд в русском национальном стиле. Поскольку свадебное торжество в этническом стиле будет весьма оригинальным и непохожим на других.

История русского свадебного наряда

Прошли те времена, когда русские девушки наряжались в красные свадебные сарафаны. Поистине красивейшие одеяния были роскошно расшиты вышивкой.

С крещением Руси им на смену пришли венчальные платья очень простого и скромного вида, иногда даже черного цвета. Для семейного торжества, особо почитаемого народом, наоборот доставалось из сундуков роскошное платье самых разных оттенков красного цвета, это мог быть и багряный, и вишневый или алый, червонный или малиновый, который символизировал жизнь, радость и любовь.


Первоначально девушка надевала рубаху с орнаментами, вышитыми собственными руками. Сарафан, такой же яркий, как и рубаха, был показателем того, насколько искусная мастерица невеста. Также он был показателем благосостояния её родителей. Роскошная мантия из парчи, украшенная жемчугом, являлась признаком того, что невеста из княжеского рода.

В целом вес наряда мог быть больше 10 килограмм из-за его богатого украшения, в которое входило меха, драгоценные каменья, вышивка золотыми нитями, жемчугом и бисером.

Создание торжественного платья было продолжительным и трудоемким процессом, поскольку были еще в большом количестве пышные нижние юбки. Ценность его была велика и поэтому он передавался из поколения в поколение. Это было своего рода произведение ювелирного искусства, реликвией, к которой относились с должным почтением.

Девушки из несостоятельных семей были вынуждены украшать голову самым простым венком из полевых цветов. Невесты из более состоятельных семей украшали голову кокошником и обручем, либо вплетали в косы разноцветные ленты. Благородные металлы и бронза служили украшением шеи новобрачной, и показателем финансовой состоятельности семьи.


Времена Петра Первого многое изменили, в том числе и свадебное одеяние. В глубинках Российской империи мало что изменилось, а вот аристократы были вынуждены следовать моде Европы с белыми бальными платьями.

В послереволюционное время изменилось и представление людей о свадебном платье. Роскошный наряд больше не воспринимался с восторгом и большинство людей отдавали предпочтение для церемонии бракосочетания скромным одеяниям.

Только в начале 70-х невесты вернули себе право выглядеть грациозно, утонченно и восхитительно в этот торжественный день.

Сегодня же ситуация кардинально другая – каждая из невест ищет уникальный наряд, который будет олицетворять её желания и мечтания. И девушкам повезло, как раз вовремя в моду возвратились уникальные неповторимые детали традиционного русского костюма.


Современные платья в стиле «а-ля рюс»

При выборе наряда нужно придерживаться таких правил:

  • По крою платье может напоминать бальный наряд времен императорской России или сарафан древнерусских времен.
  • Непременным элементом русского наряда является вышивка. Узоры обычно традиционны, например цветочный орнамент, а цвет нитей может быть красным, серебряным либо золотым.
  • Если торжество запланировано на зимние месяцы, то вполне уместно будет смотреться мех. Искусственный или натуральный в виде утепленной накидки, оторочки по краю подола платья.
  • Фата с множеством ярусов – весьма интересная деталь русского стиля. Она будет хорошо сочетаться с венком из цветков либо неординарным обручем.
  • Аксессуары для вашего образа это исключительно классические украшения в русском стиле. Большие знатные серьги и такие же подвески, тяжелые массивные ожерелья из жемчуга. Меховая муфта зимой или атласные длинные перчатки летом - отличный способ привлечь внимание гостей.




Мода свадебных торжеств изменчива и всегда преподносит интересные идеи для невест. Несмотря на это, русские национальные детали в образе помогут новобрачной раскрыть свой богатый духовный мир и уйти от обыденности.

Что предлагают дизайнеры?

Решив провести свадьбу в стиле «а-ля рюс», вам и наряд нужен идеально подходящий в аутентичную атмосферу торжества. Нынешнюю невесту едва ли сможет заинтересовать сарафан, который надевали девушки того времени. Но вот несколько оригинальных элементов, которые были свойственны наряду того времени, могут изменить ваши представления о подвенечном одеянии.

Национальные мотивы в свадебном платье - один из самых неизменных трендов. Предложения дизайнеров нынешним невестам весьма оригинальны и любопытны, к примеру, предельно приближенные к русским национальным платьям стилизованные белые.

Возьмите за основу традиционную национальную мысль, современные материалы и у вас появится возможность сотворить интересное, завораживающей красоты, подвенечное платье.



Стилизованные белые платья

Комбинация красного, синего и белого, изящная вышивка цветочных композиций, орнамент и роскошная отделка – это и есть предложение современной моды свадебных платьев в русском стиле. Ведь необычайно привлекательно и весьма особенно выглядит невеста в белоснежном одеянии с яркими деталями в крое платья. Это могут быть вышивки в красных или синих тонах либо вставки контрастных цветов.

Несомненно, есть и более уникальные предложения от модных дизайнеров - свадебный наряд, воплощающий роскошь, богатство, красоту и оригинальность. Украшен он вручную тончайшими нитями в переплетении с бисером, благородным жемчугом и сверкающими стразами. Не обязательно это должен быть сарафан, модельеры предлагают на выбор разные фасоны.

А-образная модель все больше привлекает их внимание и не зря, силуэт выглядит очень женственно, грациозно и утонченно. Его формирует лиф, плавно переходящий в расширенную книзу юбку, роскошную своей пышностью.

Одно из главных достоинств А-силуэта - это то, что оно удачно импонирует девушкам с любой фигурой. И благодаря вертикальным линиям, которые задуманы кроем, фигура любой невесты зрительно выглядит более подтянуто и стройно.

В число основных деталей стиля «а-ля рюс» входят рукава, по форме напоминающие фонарики, впечатляющей длины шлейф и пышная юбка.

В вашей воле выбрать свадебный наряд с открывающим только очаровательные плечи или с интригующим глубоким декольте. Но если запланировано венчание, вам нужен будет дополнительно скромный наряд либо красивое болеро, накидка или палантин.



Сарафан в народном стиле

Сарафан привлекателен не только обилием окрасок, но и непревзойденной роскошью. Для модных невест на выбор представлена масса вариаций классического кроя с высокой талией и широкими бретелями.

Юбка сарафана бывает расклешенной либо зауженной, однако юбка клеш пользуется большим признанием среди женского пола.

Беременным невестам такое одеяние придется к лицу и сможет скрыть животик.


Девушкам, нуждающимся в повышенном внимании к своей персоне и желающим показать свою уникальность и неповторимость, предлагается выбрать сарафан из ярких тканей.

Однако если вы больше любите нежные, трогательные образы, то лучше остановить выбор на моделях пастельных оттенков, которые дизайнеры также представляют в своих коллекциях.

Обворожительные цветочные рисунки, простой крой - создадут образ невероятно трогательной, скромной, настоящей русской красной девицы.

Основным акцентом в столь простом одеянии является искусная ручная работа: вышивание разноцветными лентами и тончайшими нитями, искрящимся бисером, благородными каменьями. Труд поистине сложный, но создающий невероятную красоту для тех, кто идет под венец.


Необыкновенно и красиво выглядит сарафан в виде короткого платка. В нем можно провести оригинальную, незабываемую фотосъемку.

Модели с русскими узорами и вышивкой

Теперешние одежды в стиле «а-ля рюс» очень яркие, разноцветные и вычурные, а есть и такие, которые аналогичны платьям-рубахам. Но это и есть их исключительная, оригинальная черта.

Современные платья в русском стиле неординарные, удивляющие и являются воплощением необыкновенных идей с полными жизни цветами, узорами и вышивками цветочных либо животных мотивов.

Материалы для их пошива должны быть из настоящего льна или хлопка.

Рукава, похожие на фонарики, набивные рисунки и орнаменты гжели и хохломы, очень подчеркивают русский стиль. Стоит отметить, что платье с узорами должно быть скромным, без глубокого декольте и средней длины.

Рисунок может быть на юбке платья либо на лифе, если вы будете шить наряд на заказ, то и вышивку делайте уникальную.

Как уже говорилось, девушки были искусными рукодельницами, и оттого свадебный наряд был роскошно украшен. Просто раньше в народе верили, что узоры, ими вышиваемые на своих одеяниях, защищают от дурного глаза и порчи. Основными цветами нитей для вышивания были, кроме синего и красного, черный, и цвет золота.

Платья с различными узорами и орнаментами есть в коллекциях многих дизайнеров. Бесспорно они очень преобразят невесту, сделав ее заметной, интересной и с изюминкой. Это великолепное одеяние подойдет для торжеств и летом и зимой.

Кому подойдут

Обладательницам самых разных фигур к лицу будет сарафан в русском стиле.

Крой сарафана может быть облегающим фигуру либо с завышенной талией и прямым кроем в стиле ампир. Последний вариант - замечательное решение для невест в положении или тех, кто обладает пышными формами.

Отлично дополнит сарафан рубашка из шелка или льна с длинным или коротким рукавом.

Избегайте короткой длины наряда. Подходящая, чтобы создать правильный образ - это длина немного ниже щиколоток. Обратите внимание на то, что в нем довольно неуместно открытое декольте, русская девушка по природе своей застенчива и скромна. Цветовое решение свадебного облачения довольно обширно. Вы можете сочетать такие цвета, как зеленый фисташковый, красный, черный, бежевый и белый.