Метод активного воображения. Виды воображения

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии - один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в "спящем" состоянии.

Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на "серую массу". С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат - уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение - это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта - мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное - приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения - отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время "ночных киносеансов" мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт - тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая - на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение - не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым - это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема "Воображение и его влияние на онкологию" была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры - гармонию, где болезнь - здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на "серую массу" людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий Зеленский Валерий Всеволодович

Активное воображение

Активное воображение

Активное воображение представляет технику, разработанную Юнгом для работы с пациентами с целью развития отношений последних со своим бессознательным материалом, особенно с внутренними фигурами, возникающими в фантазиях и снах. С помощью активного воображения Юнг стремился к тому, чтобы индивид был восприимчивым и одновременно активным во взаимодействии и конфрон-тировании с разнообразными бессознательными архети-пическими элементами внутри своего психического. Работа активного воображения принципиально отличается от процесса сновидения, который, по мнению Юнга, просто протекает. В то же время активное воображение не является и направленной фантазией, в которой индивид управляет мыслями и желаниями своего Эго. В том виде, в каком техника активного воображения развита Юнгом, она направлена на колеблющуюся границу между пассивным рецептивным осознанием внутреннего бессознательного материала и активной избирательной ответной реакцией на этот материал в любой форме.

В свете юнговских идей о природе и функции психического активное воображение представляется естественным следствием того взгляда, что целостность есть результат превращения бессознательного в сознательное и что психическое является целенаправленным явлением. Активное воображение - один из способов непосредственной встречи с бессознательными устремлениями нашей внутренней жизни, поддерживающий одновременно, насколько это возможно, и наше сознательное ощущение самости, и нашу способность к информированному, этическому действию.

Как и многие другие понятия Юнга, активное воображение проще понять через непосредственное переживание, а не путем чтения, поскольку Юнг написал сравнительно мало о концептуальных основах самой техники. Следует начать чтение со статьи «Трансцендентная функция», где Юнг описывает, каким образом сознание и бессознательное работают в паре над корректировкой психической односторонности. В этом контексте Юнг продолжает объяснять, как активное воображение или фантазия могут помочь преодолеть или исцелить типичное расщепление между этими двумя противоположными психическими сферами. Кроме того, рекомендуется познакомиться со второй частью пятой тавистокской лекции Юнга. В ответ на вопрос о технике активного воображения Юнг подробно объясняет цель и результаты ее использования и дает небольшую презентацию материала фантазии пациента. Более детальное рассмотрение темы активного воображения связано с различными интерактивными отчетами, которые Юнг получал от пациентов в процессе своей клинической работы, - отчетами подробными и живыми, насыщенными разнообразными деталями, позволяющими понять, как Юнг использовал свою технику и каких результатов он достигал.

Литература

Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. - СПб.,

1998. Юнг К. Г. Исследование процесса индивидуации // Юнг К. Г.

Тэвистокские лекции. - М.; Киев, 1998. С. 211–283. Юнг К. Г. Психология и алхимия.-М.; Киев, 2003. С. 57–238. 70 кг К. Г. Терапевтические принципы психоанализа // Юнг К. Г. Критика психоанализа. - СПб., 2000. С. 119–171. Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Юнг К. Г. Синхрония. - М.;

Киев, 2003. С. 13–40.

Из книги Сновидения и фантазии. Анализ и использование автора Джонсон Роберт

Активное воображение: осознанное использование способности к воображению Активное Воображение, подобно бессознательному, всегда присутствовало в человеческой жизни. Как и в случае со многими другими аспектами нашей внутренней жизни, человечество вновь обрело это

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

3. Активное Воображение

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

3.2 Активное Воображение как путешествие в миф Следующий пример Активного Воображения резко отличается от всего того, с чем мы познакомились до сих пор. Зачастую, когда люди начинают постоянно заниматься Активным Воображением, его результат имеет мало общего с их

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

Активное воображение: обращение к архетипам Можно прибегнуть к помощи активного воображения. Осознав, что его проблема состоит в склонности реагировать не думая, мужчина или мальчик может культивировать в себе привычку мысленно призывать Афину. Представив себе эту

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Активное принятие Когда директор компании, которого я консультировал, проявил интерес к семинару о лидерстве, я обратился за помощью к одному из своих друзей, эксперту по лидерству и превосходному оратору. Вместе с ним мы запланировали семинар и затем распределили между

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Активное слушание Еще Плутарх говорил: «Научись слушать и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Разные люди в разной степени умеют это делать: про одних говорят, что они «умеют слушать», о других, что они «не умеют». Существенно, что первые -

Из книги Книга Лилит автора Гурвиц Зигмунд

Сны, активное воображение и внутренние голоса Достижению целостности в юнгианском смысле также способствуют сновидения и «активное воображение» с этими сновидениями, помогающие нам вступить в диалог с нашими внутренними голосами и отвергнутыми сторонами. Для меня

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

§38. Пассивное и активное воображение В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в

Из книги Переговоры. Секретные методики спецслужб автора Грэм Ричард

Активное слушание Станьте активным слушателем, научитесь придавать значение тому, что говорят окружающие. Внимательно слушая, вы почерпнете немало информации и найдете ключ к чужой личности. Будьте внимательны к тому, что говорится, и демонстрируйте это словами: «Да,

Из книги автора

Из книги автора

Активное слушание Активное слушание подразумевает принятие услышанного. Вы осознанно стремитесь вникнуть в сказанное ребенком – не оценивая, не пытаясь ничего изменить. Затем вы сообщаете ему то, что услышали – таким образом, чтобы ребенок заметил вашу

Из книги автора

Активное слушание Активное слушание – это попытка вникнуть в эмоциональное сообщение ребенка и показать ему, что вы стараетесь его понять. В ответ вы не посылаете ему собственное сообщение и ничего не интерпретируете, вы просто озвучиваете свое восприятие того, что

Из книги автора

Активное слушание При помощи активного слушания мы пытаемся понять чувства подростка, суть его слов. На практике это означает на время забыть о собственных догадках, предположениях и теориях и направить все свое внимание на эмоциональное сообщение девушки или юноши,

Юнг говорил об активном воображении как о погружении, проводимом в одиночестве и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Поэтому этот метод он предлагал пациентам как «домашнее задание».

Согласно Юнгу, комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») – своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. На подобные факты указывал еще Э. Тайлор в "Первобытной культуре". К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К. Юнга, - это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, анализ мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений.

Требования к личности аналитика. Согласно К.Юнгу, решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания психолога, сколько степень развития его личности. Лечение – это не что иное, как обоюдное взаимовлияние, в котором врач играет такую же роль, что и пациент. Между врачом и пациентом действует некий невидимый фактор, который вызывает взаимную трансформацию. Более сильная и стабильная личность может решить исход этого процесса. Пациент тоже может «поглотить» врача, вопреки всем теориям и профессиональным намерениям последнего и обычно с ущербом для него.

Юнг первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией. Согласно Юнгу, если кто-то верит в преодоление инфантильности, то он должен первым преодолеть собственную инфантильность. Другой верит в отреагирование всех аффектов, значит он сам должен отреагировать все свои аффекты. Третий верит в полноту и примат сознания – так пусть сам предварительно отыщет его в себе.



Юнг настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Был одним из первых, кто использовал контрперенос (реакция переноса у психоаналитика по отношению к пациенту, когда психоаналитик реагирует на своего пациента так же, как значимую личность в ранней истории своей жизни), как терапевтический инструмент. Он считал его важным источником информации для психолога.

Юнг советовал приобретать как можно больше знаний и непрерывно работать над собой. Если аналитик способен видеть в каждом клиенте красоту, силу и величие его индивидуальности и понимать, что он призван помочь ему в самореализации, то все время нужно быть внимательным, чтобы в центре процесса находились именно эти внутренние потенциалы клиента, а не эгоцентрические потребности или собственные теории психоаналитика. Единственной теорией для аналитика является его искренняя, идущая от сердца жертвенная любовь – агапе в библейском смысле – и активное действенное сострадание людям, а его единственным инструментом является вся его личность. «…настоящая искренность, аутентичность и спонтанность юнгианского терапевта может родиться только из связи с глубинами собственного бытия., из контакта с его невидимым центром – Самостью, которая направляет весь процесс исцеления и является истинным главным героем происходящего». Аналитик – это не тот человек, который научит жить, спасет или вылечит. Прежде всего, это близкий друг, с которым у клиента есть личные отношения, в участии, внимании и доброте которого он стопроцентно уверен.

Возможность применения методики активного воображения при работе с астрологическими темами.

Карл Юнг, начавший в 1916 г. применять практику, названную им активным воображением, описывает ее как "диалектическую дискуссию с бессознательным, имеющую целью достичь соглашения с ним". Под этим подразумевается, что следует активно вызывать образы, соответствующие фактам внутренней жизни. Юнговская психология исходит из того, что наша психика в целом полностью отдает себе отчет в том, что в нас происходит, и что бессознательное способно выражать это в картинах, фантазиях, настроениях, мелодиях, эмоциях, ощущениях и т.д. Однако бессознательное, конечно же, не статично, и образы его не похожи на фотографии. И даже если рассудок не вполне аи fait (в курсе. - Прим. пер.), что происходит, картинки, звуки и эмоции, спонтанно всплывающие из бессознательного, постоянно меняются; процессы столь же динамичны, как и мечтания во время мытья посуды. Чего только не случается в нашей внутренней жизни, но не следует позволять рассудку намечать линию внутренней повести. Ценно только то, что приходит на ум само по себе. И сознание должно отнестись с пристальным вниманием к тому, что появляется таким образом.

Первые шаги на пути практики активного воображения у многих вызывают испуг. Прежде всего, они не доверяют бессознательному, ошибочно считая его этаким "ящиком Пандоры". Есть люди, которые думают, что бессознательное явно опасно и надо быть сумасшедшим, чтобы иметь с ним дело. Поскольку на первой стадии знакомства с бессознательным вполне можно столкнуться с не самой симпатичной стороной самого себя, легко прийти к выводу, что от него не приходится ждать ничего хорошего. По есть и такие, для кого бессознательное олицетворяет истину в последней инстанции, так что рассудок уже ни во что не ставится. Это столь же не гармоничная ситуация, метающая развитию личности. Как бы там ни было, бессознательное совершенно не опасно и способно причинить нам вред лить в том случае, если мы боимся или не понимаем его. Проработав с активным воображением более десяти лет, я могу сказать только, что лучшего и более надежного товарища, чем ваше бессознательное, вам не найти. Однако оно ведет себя столь пугающе прямо и честно, что вам неизбежно придется столкнуться с такими вещами, которые вы пытались скрыть. Оно безжалостно указывает вам на них, но оно же и готово прийти вам на помощь.

С чего начинать? У каждого свой способ. Но прежде всего надо позаботиться о том, чтобы никто не мог вам помешать. Убедитесь, что ваши домашние это понимают. По мнению Юнга, быть одному - важное условие этой практики. Практиковать активное воображение группой опасно тем, что мы бессознательно попытаемся сделать что-то, что должно понравиться группе или ведущему, и таким образом естественность будет утрачена. Влияние извне следует исключить. Воображение - то, чем вы занимаетесь для себя и ни для кого больше.

Оставшись наедине с собой, расслабьтесь - настолько, насколько это возможно. Это не означает, что надо непременно улечься, но ум должен находиться в состоянии покоя,- Просто остановиться ненадолго, чтобы что-то себе представить, - это несерьезно. Для того чтобы расслабиться, можно делать специальные упражнения или выполнять определенный ритуал. Некоторые держат для этой цели особую одежду, или зажигают особые ароматические палочки, или отводят для этого специальное место. Преимущество ритуала заключается в том, что после нескольких повторов он будет приводить нас именно в то состояние, которое требуется. Но вместо этого вы можете с не меньшим успехом погрузиться в ванну или же сесть за компьютер или пишущую машинку. Важно ваше отношение, а не положение.

Запаситесь ручкой и бумагой, чтобы записывать то, что будете воспринимать и переживать, - по ходу дела или сразу же по окончании. Делать записи но прошествии некоторого времени не имеет смысла, потому что сознание неизбежно вмешается и помимо нашей воли внесет свои коррективы. Чем более скорыми и "чистыми" будут ваши записи, тем лучше. Укажите дату и то время, когда вы начали ваш сеанс активного воображения.

Вы можете выбрать астрологическую тему, но не стоит сразу же представлять себе нечто астрологическое. Можно, например, начать с фрагмента сновидения, с какой-нибудь приятной картины, скажем, пляжа или лесной поляны, можно и со сцены из сказки или мифа. Конечно, вы можете просто закрыть глаза и смотреть на то, что вам явится. Я лично обнаружила, что когда я избегала астрологической формы, мой выбор очень часто в точности совпадал с текущими прогрессиями и транзитами, что обычно применимо и к снам! Естественно, практикующему астрологу интересно увидеть, какие образы могут вызывать те или иные компоненты гороскопа: будь то планеты в знаках, планеты в домах, или аспекты. Не начинайте со сложного. Очень хорошо обычно "работает" планета в знаке или доме. Выберите у себя в карте любую планету, которую хотели бы использовать для упражнения на воображение. Представьте себе ее символ и сосредоточьтесь на нем. Не делайте этого слишком интенсивно; вся "соль" в том, чтобы не включать в работу ум, к чему обычно склонны новички. Продолжайте смотреть на символ и наблюдайте за тем, какого рода образы в связи с ним возникают, какие вы слышите звуки или такие у вас появляются ощущения. Не позволяйте разуму вмешиваться в этот процесс, пусть то, что приходит, просто приходит. (Постарайтесь не заснуть по ходу этой приятной релаксации.) Время от времени вас будет смущать увиденное, но это только естественно; не слишком беспокойтесь по этому поводу, просто попытайтесь вернуться к текущей проблеме, как только поймете, что случилось.

В процессе формирования образов возможна одна из двух ситуаций. Либо появятся образы и эпизоды, в которых вы никакого участия не принимаете и наблюдаете за ними со стороны, либо вы обнаружите, что разговариваете и действуете в этих эпизодах или к вам будут обращаться принявшие тот или иной облик факторы вашего бессознательного. Отстранившись, вы рискуете лишить себе подлинного диалога с бессознательным. Конечно, вы воспринимаете язык символов, но поскольку вы не пошли на контакт во время сеанса активного воображения, его сообщение ускользнет от вас и вновь погрузится в бессознательное. В активном воображении очень важно не мешать естественному появлению образов и эпизодов и постараться установить с ними отношения, разговаривать с ними или делать что-то еще - что бы ни потребовалось по ходу взаимодействия между вами и одним или несколькими факторами вашего бессознательного. Короче говоря, вам необходимо участвовать в эпизодах и, следовательно, принимать решения, вам надо отвечать на вопросы и задавать собственные и т.д.

Заметьте: сознание включено, когда вы задаете вопросы и совершаете действия, но оно должно оставаться полностью пассивным по отношению к возникающему образному ряду. Оно вольно вести свою роль, но не имеет власти над декорациями и над тем, что делают в пьесе другие актеры. Так что погрузитесь в те картины, которые предстают вашему взору, переживайте связанные с ними эмоции и испытайте тот сильный опыт, который дает происходящее в вашем бессознательном. Все сосредоточено в участии, переживании и включении. И не пытайтесь сразу интерпретировать образы; это особенно отвлекает внимание и мешает спонтанному процессу. И если говорить о спонтанности, я должна предупредить вас, что переживаемый вами опыт может побудить вас кричать, плакать, смеяться, танцевать и т.п. Поэтому вам лучше выбрать такое место, где вы сможете дать волю этим желаниям, не будучи связанными присутствием других людей.

Давайте с вами примем участие в упражнении на активное воображение и посмотрим, что произойдет.

Показательное упражнение

Вот стенографический отчет Ати Капер, одной из моих учениц, о сеансе активного воображения, темой которого был ее Сатурн во II доме в Скорпионе.

"Я вижу черную, зловонную землю. В нее воткнут большой крест. Землю раскапывает огромный ковш. Я вижу только ковш, и он выкапывает чудовищно глубокую яму. Земля сыплется в яму. Пахнет гнилью, и дыра все увеличивается. "Что мне здесь делать?" - спрашиваю я. "Ты должна влезть в нее", - отвечает кто-то. "Ты что, серьезно?" - ужасаюсь я. "Вот именно, - слышу в ответ. - Если ты хочешь как-то продвинуться, полезай".

Я ступаю в яму. Это очень длинный и узкий ров, и я начинаю задыхаться. Что бы я ни делала, я не мог}" идти по рву. Я нервничаю. Ров прямо у меня над головой начинают засыпать, Я чувствую, как влажная, черная земля сыплется мне на голову. Мне все страшнее и страшнее. Я не могу двинуться дальше. Голос говорит: "Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты и можешь помешать этому!!!" Я начинаю как сумасшедшая раскапывать землю носками ног. Очень медленно я погружаюсь в землю, и все больше земли сыплется мне на голову. Я работаю изо всех сил, копаю и копаю. Страх постепенно отпускает меня, так же как и чувство удушья. Потом с глухим стуком я проваливаюсь в пещеру. У меня над головой теперь ее огромные своды. Провала, через который я попала в пещеру, нет. Мне необходимо как следует прийти в себя, прежде чем что-то делать. Ноги у меня страшно устали, зато чувство удушья прошло, и я теперь могу нормально дышать. Некоторое время я сижу и отдыхаю. Здесь ничего себе. Даже симпатично. Само место сухое, но есть ручей, и пахнет он приятно. И есть внутреннее освещение. Я спрашиваю: "Что я должна здесь делать?" Голос говорит: "Сделай что-нибудь! Что угодно!! Неважно что, но что-нибудь делай!!" - "Да, но что?" - спрашиваю я. Я не знаю, что я должна делать, я не в состоянии ничего выбрать. Что мне решить, в конце концов? В отчаянии я начинаю плакать и кричать. Я не знаю, как поступить. О, Господи! Что мне делать? Как мне поступить?

"Делай что-нибудь, тупица! Какая разница, что ты делаешь, лишь бы делала!" Не раздумывая больше я прыгаю в воду и плыву куда-то. Приступ паники утихает, и я чувствую, как меня покрывает замечательная прохладная вода. Мне лучше, я начинаю думать о том, что плыву как рыба. Вода изумительно чистая, а пещера становится все более красочной. Я поворачиваю и замечательно плыву. Никогда в жизни я не ощущала такой свободы; это прекрасно.

Вдруг из воды вздымается огромный дракон. Это чудище хочет раскрошить меня на кусочки или растоптать насмерть. Мне страшно. Но тут я вспоминаю: "Ты позволяешь себя разрушать". И я бесстрашно смотрю дракону прямо в глаза. Тогда дракон превращается в старого индейца с красивыми голубыми глазами и замечательным лицом, покрытым морщинами. Он стоит прямо передо мной и смотрит на меня дружелюбно. Он берет меня за руку, и я выхожу из воды. Рядом с ним портрет Тутанхамона. Я обрадована, и мне хочется сказать что-нибудь этой картине. Я знаю, что картина говорить не может, но мне очень хочется к ней обратиться, Индеец ничего не говорит, только смотрит на меня и прикладывает палец к тубам. "Ну, конечно, - говорю я, - я слишком много говорю". Индеец снова прикладывает палец к губам. И мы тихо стоим рядом с Тутанхамоном.

Потом мы рука об руку поднимаемся по ступенькам. Когда мы приходим наверх, я вижу необычайно яркий свет. Ясный и чистый. Он ослепляет. Этот свет просто невозможно описать. Он наполняет вас целиком изнутри. И я вхожу в этот свет. Вокруг что-то вроде пустыни с золотым, теплым песком. Я чувствую его между пальцами ног. Ветер развевает мои волосы и мое длинное белое одеяние. . Мне хороню и тепло. Я испытываю совершенно необыкновенное чувство, описать которое не могу. Оно долго еще оставалось со мной".

Подобное упражнение на воображение невозможно анализировать в отрыве от человека, которому открылись такие образы. Его собственные переживания и ассоциации способны во многом помочь понять значение воображаемого. Этот конкретный случай мы обсудили в группе, и Ати подробно его прокомментировала- Ниже приводится запись этой части нашего практикума, из которой становится очевидно, что результаты ее упражнения являют собой нечто большее, чем вполне уместные образы земли (II дом - это дом земной стихии), разложения и силы (относящихся к знаку Скорпиона), а также большого креста (который может символизироваться как Сатурном, так и Скорпионом).

Карен: II дом - это в буквальном смысле дом terra firma, или твердой земли у нас под ногами, и в данном случае это очень четко выражено. Черная зловонная земля может указывать на тему Скорпиона, но в равной мере и на те проявления Сатурна, что связаны со страхом. И большой крест как бы подтверждает это. Сатурн часто изображают в виде скелета с косой, символизирующего смерть, и крест может быть еще одной аналогией. Но если бы у Ати с крестом было связано что-то личное, это существенно изменило бы дело. Ати, у тебя не было переживания, в котором какую-то роль играл крест?
Ати: Пет, точно нет.
Карен: А когда я произношу слово "крест", что первым приходит тебе в голову?
Ати: (сразу) Смерть. Я видела его раньше во сне, и там я перелетела через него.
Карен: Ковш, копающий сам но себе, это весьма сюрреалистический образ.
Ати: (с содроганием) Да. И еще эта зловонная земля - у меня просто мурашки по телу пробежали. И было очень темно, сыро, туманно, неприветливо. Я чувствовала себя отвратительно.
Карен: Ты пишешь, что голос велел тебе забраться в эту землю. Как он звучал?
Ати: Это был глубокий и глухой голос. И очень звучный. Звучный, глухой и глубокий. Он наполнил все пространство, мне некуда было от него деться. Я вынуждена была забраться в яму.
Карен: Значит, он был очень волевым?
Ати: Да, очень волевым.
Карен: Что-нибудь связано у тебя с этим голосом?
Ати: Нет, абсолютно ничего.
Катрен: То есть это был голос ниоткуда.
Aти: Это явно было нечто вроде призрака. Я вздрагивала, когда оно начинало говорить.
Карен: В такие моменты тебе требовалось проявить настоящую смелость, чтобы продолжать упражнение. Но то, что ты переживала эти эмоции, - очень хороший знак. Люди, у которых сны, фантазии, все, что они мысленно себе представляют, не вызывают никаких эмоций - а это означает, что продукты их бессознательного вялы и неинтересны - находятся в серьезной опасности. Но если кто-то не рассказывает о своих чувствах, это не значит, что они отсутствуют. Может быть, человек сдерживает свои эмоции, рассказывая о том, что пережил, или усваивая это переживание. То, что человек напуган во время сеанса активного воображения и чувствует мороз по коже или, наоборот, он ощущает радость, само по себе служит хорошим признаком полноценного участия бессознательного в процессе индивидуации. Как бы то ни было, ты ступила в яму, которая представляется очень узким проходом. Эта тема часто повторяется в снах и визуализациях, и напоминает мне о туннеле, который видели люди, находившиеся в состоянии клинической смерти. Он встречается и в волшебных сказках. Ты все время повторяешь: "Я задыхалась". Это одна из форм подавленности, характерная для Сатурна.
Ати: Я действительно очень испугалась, особенно когда мне показалось, что надо мной засыпают ров. На меня сыпали песок, и он падал мне на голову с глухим звуком через равные промежутки времени; в этом был ритм.
Карем: Вроде дроби дождевых капель?
Ати: Точно.
Карен: Голос, сказавший: "Ты позволяешь себя разрушать, а ведь только ты можешь помешать этому", относится, по-моему, не столько к ситуации, сколько к подходу к жизни. Ты сознательно влезала в "яму с проблемами" и могла выбирать одно из двух: либо работать по собственной программе, чтобы как-то справиться с ситуацией, либо позволить похоронить себя заживо. Но если ты выбрала это последнее, то в повседневной жизни после визуализации тебе бы постоянно приходилось убеждаться в том, что ты позволяешь себя разрушать. Конечно, ты могла снова вытеснить это знание, но лишь после того, как оно было предложено твоему вниманию. Возможно, ты позволяешь себя разрушать из страха потерять твердую почву под ногами (II дом!).
Ати: Пожалуй, я согласна с этим.
Карен: В каком знаке у тебя Солнце?
Ати: В Рыбах.
Карен: Дальше ты пишешь, что начала как сумасшедшая раскапывать землю носками ног.
Ати: Да, потому что руками я ничего сделать не могла. Я была так стиснута, что свободными оставались только большие пальцы ног. Но я считала, что надо что-то делать. И как я ни старалась, я могла шевелить только ими.
Из группы: Это напоминает о прохождении плода по родовым путям во время родов: влагалище так туго сжимает все тело, что ни одна мышца не в состоянии пошевелиться.
Карен: Возможно, но в данном случае подчеркивается именно движение больших пальцев ног. Они очень важны. Они необходимы нам для того, чтобы сохранять равновесие, когда мы стоим или ходим. Таким образом, они могут символизировать некоторые средства поддержания равновесия. Но они могут иметь и особое, личное значение для человека. Ати, не связано ли в твоей жизни что-нибудь особенное со ступнями или большими пальцами ног?
Ати: Я перенесла операцию на ступне, на большом пальце. И со ступнями связано у меня очень много снов и опытов активного воображения. Вот уже год как в снах об одной женщине я вижу, что ступни мои прочно стоят на земле, и мне кажется, что только в этом году я поняла, какое это удовольствие ходить босиком по земле - по песку и чувствовать, как он струится между пальцами. Изумительно!
Карен: Это, конечно же, означает, что речь идет о чрезвычайно важном для тебя лично символе. Возможно, тот факт, что ты так долго была сознательно сосредоточена на своих ступнях - в позитивном смысле, а также тот факт, что твои ступни "утяжелил" опыт перенесенной операции, вместе способствовали появлению этого образа - тебя, разгребающей ногами землю. Стало быть, для тебя этот образ означает совсем не то, что для нас, так как у нас подобного опыта не было. Как ты перенесла операцию?
Ати: Не то чтобы плохо, но поимела массу ощущений, связанных со ступнями. Я люблю, когда их массируют. Я тогда полностью расслабляюсь.
Из группы: За ступни отвечает знак Рыб!
Карен: Значит, ступни связаны для тебя с состоянием покоя и умиротворения? И, возможно, с ощущением целостности?
Ати: Да. Я вдруг чувствую, как начиная со ступней меня наполняет покой.
Карен: И эмоциональный покой тоже?
Ати: Да.
Карен: Тогда то, что ты копаешь большими пальцами ног означает, что ты докапываешься до своих истинных ощущений. Но ты человек эмоциональный. Стало быть, увиденное может указывать на определенные трудности в общении с внешним миром и на то, что прежде, чем идти на такой контакт, ты хочешь обрести твердую почву под ногами. Но в погоне за этим ты рискуешь оказаться "похороненной". Как бы то ни было, ты начала копать - как все происходило?
Ати: Было удушливо-темно. Я чувствовала только, что проваливаюсь, копая большими пальцами ног.
Карен: И все же ты пишешь, что страх понемногу уменьшается. А потом ты падаешь в пещеру. Обычно пещера символизирует бессознательное в целом, а также материнские объятия, но в твоем случае это может означать нечто совсем другое. У тебя были какие-нибудь сильные впечатления, связанные с пещерами?
Ати: Нет. Но в некотором отношении они мне неприятны: влажные и холодные. Я очень люблю воду, но не люблю сырых стен. А пещера в моем воображении была совсем другой - сухой и очень приятной.
Карен: Ты пишешь, что отверстие, сквозь которое ты провалилась, снова закрылось.
Ати: Да, я не видела больше того места. И я была совершенно без сил.
Карен: Во время визуализаций, которые переживаются как реальные события, такую усталость можно почувствовать физически.
Ати: Это правда. Я чувствовала физическое истощение.
Карен: Ну вот, произведя раскопки, ты попала в такое место, где почувствовала себя хорошо, которое так или иначе защищало тебя и ограждало, - в пещеру. Но ты еще не достигла цели. Тебе необходимо что-то сделать, и ты не знаешь что. При том. что бессознательное ведет себя подобно сказке, и его "сюжет" принимает самые неожиданные повороты, нет смысла пытаться разумно оценить ситуацию. Просто непонятно, что произойдет в следующее мгновение. И все же теперь ты оказываешься в ситуации, когда надо выбирать, и ты говоришь, что сделать выбор не в состоянии.
Ати: У меня Асцендент в Весах... и я впала в панику. Все бы ничего, но я не могла понять, что я должна там делать. А голос был таким резким: "Делай что-нибудь!" Господи, что же выбрать?... Но мне хотелось совладать со своим Сатурном, и я подумала: "Ну, что же, надо слушаться".
Карем: Потом ты попала в безвыходное положение и стала кричать и плакать. Это характерно для сатурнианских ситуаций, в которые многие люди попадают в повседневной жизни. Им надо делать выбор, но ситуация, в которую они попадают, сбивает их с толку, и они не видят выхода. Негативная реакция на это - сидеть и плакать от страха и беспомощности. Если сдаться и повести себя таким образом во время упражнения но активному воображению, то остается меньше шансов преодолеть свою негативную реакцию в обычной жизни. Но сам же Сатурн и подталкивает тебя к новым действиям! Цель его - не подвергать людей пыткам, а помогать им преодолевать барьеры. Он представляет, как обычно, тот болезненный опыт, на котором мы учимся. А потом ты в твоем воображении прыгаешь в воду. Вода представляет твою сознательную деятельность. Это то, чему ты по-прежнему больше всего доверяешь.
Ати: (недоверчиво смеется).
Карен: Но ты же сама пишешь: "Не раздумывая больше (Воздух) я прыгаю в воду (Вода) и плыву куда-то".

Воздух представляет деятельность твоего бессознательного, и поскольку ты не задействуешь его с помощью размышлений, оно в данный момент тебя не тормозит. И тут появляется дракон. Мне самой приходилось переживать в воображении подобный эпизод: плыть по подземному озеру в пещере и сталкиваться с драконом, вздымающемся из воды. Такое событие часто в той или иной форме встречается в волшебных сказках. Но вернемся к твоему упражнению. Твой дракон собирается тебя уничтожить. Сначала ты протискивалась по узкому проходу, а теперь попала еще в одну тяжелую ситуацию. Сатурн по-прежнему за работой. Но ты прекрасно справилась, Обычно дракон является материнским символом, и, как правило, он представляется нам в этом качестве, отождествляемый с матерью в архетипическом смысле. Но он может и означать разрушительный характер бессознательного как такового и, значит, быть любого пола. Здесь, как мы видим, благодаря твоему подходу к происходящему, дракон превращается в мужчину, в старого индейца, стоящего у портрета Тутанхамона. Ни индеец, ни Тутанхамон к Западной цивилизации не относятся, и часто бессознательное использует подобные символы с целью создать определенную дистанцию. Тут включаются мужские роли - старый индеец и Тутанхамон, египетский фараон, умерший в возрасте 18 лет. Очень старый человек и очень молодой оба принимают участие в этой пьесе, но на расстоянии, сдержанно. Это может означать, что анимус еще не развился настолько, насколько это требуется женской психике, и, стало быть, возможности для твоего развития еще должным образом не реализованы. Но прежде чем делать выводы, надо рассмотреть личностные символы. О чем говорит тебе этот индеец? Что ты с ним связываешь?

Ати: Мудрость.
Карен: Значит, для тебя индеец служит символом Старого Мудреца?
Ати: (искренне) Да.
Корен: А Тутанхамон?
Ати: Он красивый. Правда красивый. Очень красивый.
Карен: То есть ты видишь одновременно мудрость и красоту в облике индейца и Тутанхамона. Но индеец был живым, а Тутанхамон нарисованным. Старый Мудрец взял тебя за руку. Вот в чем великолепие Сатурна: преподав болезненные уроки, он протягивает тебе руку, помогает тебе и даже ободряет. Что это была за рука?
Ати: Изумительная гладкая, теплая рука. Рабочая рука, но изумительная. (В полном восторге.) Это было так чудесно. Сначала такая жуть с этим драконом, а потом невероятно обыденно. Такое не придумаешь.
Карен: Индеец молчал и несколько раз приложил палец к губам. Ты на это ответила: "Я слишком много говорю". Это могло указывать на твою бессознательную стихию, Воздух, и повседневной жизни; но транзитный Сатурн идет сейчас по твоему III дому и на этом этапе твоей жизни дает тебе понять, что слово - серебро, а молчание - золото.
Ати: (смеется) Да, когда случалось что -то такое, что затрагивало меня эмоционально, мне надо было говорить и говорить об этом.
Карен: Вслед за этим ты описываешь ослепительный свет. Твое описание очень напоминает тот луч белого света, который видели люди в состоянии клинической смерти; те, кто выходили из тела во время медитаций, тоже иногда упоминают такой свет. И картина становится все красивее. Ты даже испытываешь очень сильное и теплое чувство - и это во время упражнения, начавшегося в таком мраке и сосредоточенного на Сатурне, планете, которую мы называем холодной и бесчувственной. Итак, тут Сатурн поворачивается неожиданной своей стороной: он может задать вам тяжелую работу, но в конце вас ждут свет и тепло, которыми вы будете наслаждаться - до тех пор, пока Сатурн снова не заставит вас работать!
Ати: Это чудесное чувство осталось со мной. Когда я после упражнения спустилась к своим домашним, муж и дети страшно удивились: "Что ты там делала? Ты такая счастливая!"
Карен: Теперь, после этой визуализации, ты поймешь, что в любой разрушительной для тебя (в метафорическом смысле) ситуации ты разрушаешь себя сама, и ты поймешь, что можешь самостоятельно этого избежать. Более того, то теплое чувство может вернуться в качестве своеобразной поддержки или помощи".

Еще об активном воображении

Не исключено, что когда вы обратите свой мысленный взор внутрь и, ничего не придумывая заранее, станете ждать, что будет, не произойдет абсолютно ничего. lie разочаровывайтесь и не беспокойтесь. Иногда первые несколько попыток оказываются неудачными, а бывает, что все идет блестяще с самого начала. Возможно, вы слишком нетерпеливы и невольно пытаетесь ускорить события. Это характерно для тех, кто стремится все контролировать. Вам следует привыкнуть к тому, что все должно происходить само по себе.

Возможно, что, предприняв несколько попыток, вы все еще ничего не будете видеть. Ничего страшного, никаких правил относительно того, как должен проходить сеанс активного воображения, не существует. Попробуйте автоматическое рисование, танец или еще какую-нибудь форму свободного самовыражения. Может быть, что-то из этого больше подойдет для вашей психики, но в равной степени вероятно, что через некоторое время вы начнете видеть образы, с которыми сможете установить контакт. Я могу только посоветовать расслабиться, выбрать свой собственный ритуал и ждать, что произойдет. Предположим, танец стимулирует ваше воображение, - что ж, закончив, запишите, какие шаги и фигуры вы исполняли в танце. Они, безусловно, исполнены для вас символического смысла, и вполне возможно, что с течением времени вы их по-настоящему расшифруете.

В отдельных случаях людям по-прежнему сопутствует неудача. Иногда виной тому жесткая блокировка, но это не всегда так. Не исключено, что тема, которую вы выбрали для активного воображения, станет доминировать в ваших снах в последующие ночи.

Может статься, что образы, всплывающие из вашего бессознательного, настолько банальны, что вы их не запоминаете. А если они запоминаются чуть лучше, вы можете спросить себя, не ваши ли это обычные фантазии. Это довольно распространенные реакции. Но мы должны уяснить одно: бессознательное способно великолепно проявляться в самых обыкновенных вещах, в те моменты, когда никакие фантазии вас не занимают. Конечно, к вам очень часто будут приходить и такие мысли и образы, о которых вы скажете: "Такое мне в жизни не придумать!"

Из примера с Сатурном в Скорпионе во II доме мы видели, что возникающие образы напоминают фантазии и сны. Нa протяжении этого сеанса появлялись символы и люди, а также бестелесный голос. Хотя женщина, выполнявшая упражнение, и не видела никого, кому бы мог принадлежать голос, она с ним разговаривала. В связи с этим можно сделать несколько важных предположений.

Прежде всего, полезно установить контакт с теми персонажами, которые появляются из вашего бессознательного. Надо разговаривать с ними и относиться к ним дружески и вежливо. Однако есть вероятность, что вам встретятся те элементы, которые сознательно вы отрицали, и они станут вести себя вызывающе. Иногда они подолгу не отвечают (возможно, на протяжении целой серии упражнений на активное воображение). Но дружеское, вежливое отношение и, помимо прочего, признание постепенно приведут к желаемому контакту.

Может раз за разом случаться так, что когда вы активно стремитесь к контакту, персонифицированный фактор вашего бессознательного расплывается и приближается к вам снова или становится видимым только в том. случае, если вы ничего не предпринимаете и ведете себя спокойно. Обычно это происходит с людьми, склонными торопить события. Бессознательное словно убеждает их изменить поведение. Установив контакт с архетипами вашего бессознательного, дайте им высказаться! Позвольте им говорить свободно, даже если слушать их окажется не слишком приятно. Принимайте их всерьез, пусть даже вы и не обязаны глотать все, что вам преподносят. Решите для себя, почему вы не согласны с ними по некоторым пунктам. Объяснения, которые придут вам в голову, позволят вам глубже проникнуть в то, что относится к факторам вашего бессознательного и их воздействию на ваш рассудок.

Будьте абсолютно честны по отношению к содержанию вашего бессознательного, оно, со своей стороны, будет пугающе откровенно с вами! Если вам достанет смелости высказать бессознательному свои чувства, оно открыто откликнется на такой подход. Если какой-нибудь архетип пугает вас, скажите ему об этом. Просто произнесите: "Ты меня пугаешь..." Вы всегда можете спросить, откуда появилась та или иная сущность, каковы ее намерения и т.д. Только не позволяйте себе впадать в панику, это вас парализует. Легкая паника или краткий приступ страха, возможные во время упражнения по активному воображению, не вызовут проблем. Если же вы чувствуете, что вот-вот потеряете голову от страха, напомните себе, что эта внутренняя личность или картина являются частью вас самих. Вы всегда можете спросить его или ее о чем-нибудь, и во многих случаях этого окажется достаточно для того, чтобы взять себя в руки. Вопросы типа: "Какую часть моего существа ты представляешь?" или "Почему ты сообщаешь мне это чувство?" обычно восстанавливают контакт, и чувство паники исчезает. Тем не менее может случиться и так, что один из этих внутренних архетипов напрочь отказывается говорить или же начинает нести тарабарщину, из которой ничего не понять. Если дело обстоит так, прикиньте в соответствии с вашими склонностями, что еще может сработать для налаживания контакта. Скажем, спойте этой сущности песенку, подарите ей что-нибудь, дотроньтесь до нее, накиньте на нее что-нибудь из одежды, предложите ей еду, начните ее рисовать, - главное, делайте что-нибудь. Вы заметите, как мало-помалу дело начинает меняться. Но что бы вы ни делали, всегда демонстрируйте уважение по отношению к сущности, которая о себе заявляет.

Наше сознание многого не знает о бессознательном. С одной стороны, когда мы принимаем в расчет бессознательное, мы принимаем гораздо более взвешенные решения. С другой стороны, Юнг достаточно категорично заявил, что и бессознательному есть чему поучиться у сознания и у наших осознанных отношений. Поэтому не давайте заморочить себе голову, когда какой-нибудь из персонажей вашего бессознательного вдруг заявляет вам во время сеанса активного воображения: "Убирайся, знать тебя не желаю..." Во время упражнения вы с бессознательным должны быть на равных, как неоднократно говорил Юнг. Поэтому для нас очень важно, чтобы эго было более или менее прочным, способным не дать себя сломить или увлечь помимо воли, но и достаточно гибким для того, чтобы освободить немного места для бессознательного.

Еще один важный момент заключается в том, что мы должны полностью принять на себя ответственность за то, что случается в нашем активном воображении. Если оно дает вам возможность лучше понять какую-то личную проблему, но вы в повседневной жизни пытаетесь продолжать играть с ним в прятки, это равносильно новому вытеснению. В подобном случае бессознательное способно выдать вам парочку неприятных сюрпризов. Оно готово вам помочь, но не готово быть игрушкой для сознания, предпочитающего кое-чего не замечать, Тем не менее, как я уже писала, вам нет нужды принимать на веру все, что исходит от бессознательного. Необязательно верить ему слепо. Все взвесить, сопоставить и принять решение - дело вашего сознания. Вы сами должны решить, к какому совету или чувству есть смысл прислушаться, а к какому запросу отнестись с осторожностью. Если вы общаетесь со своим бессознательным честно, никаких негативных последствий не будет. И вполне вероятно, что во время следующих упражнений те же архетипы с вами договорятся.

Сеансы активного воображения могут за короткий срок очень измениться. Но скорее всего, в течение какого-то времени в них будет появляться один и тот же архетип или персонаж. Довольно часто у людей складывается их собственная волшебная сказка или миф, в которых могут происходить самые невероятные вещи. Некоторые серии визуализации представляют собой целые романы, готовьте к публикации. Однако следует сказать, что бессознательное не считает себя связанным никакой этикой или моралью, и его содержимое откровенно и весьма приземленно. В результате в процессе ваших визуализаций могут происходить очень иррациональные и безнравственные вещи. Не пытайтесь подавлять их, они на своем месте, и им есть что вам сказать. Тут весомый вклад может внести ваше сознание. Поделившись с бессознательным вашим взглядом на вещи, вы можете дать ему понять, что такое этика и мораль. Бессознательное озабочено лишь тем, что оптимально для вашего развития, и ему не важно, чем это обернется для тех, кто вас окружает. Связь между желаниями бессознательного и ценностями внешнего мира осуществляет ваш сознательный разум. Вы как бы идете по проволоке между этими конфликтующими факторами, и вам надо достичь равновесия с вашим сознанием. Разговаривая с возникающими из бессознательного персонажами, вы зачастую можете помочь им обрести более широкий взгляд на вещи. Но если вы станете бездумно следовать приказам вашего бессознательного, вам, возможно, придется столкнуться с серьезнейшими трудностями в обществе.

Иногда наши внутренние факторы принимают облик людей, которых мы знаем, На самом деле подобные образы не имеют ничего общего с теми людьми, но являются не чем иным, как частью нас самих. Опасность, однако, заключается в том, что, не понимая этого, мы будем приписывать тем людям целый ряд вещей, которые им не свойственны. Поэтому я бы посоветовала попросить сущность принять другой облик. Во многих случаях уловка удается. Но тогда появляются другие формы. Ваша Тень может предстать перед вами в человеческом облике, но также и в облике животного (возможно, раненого), неухоженного ребенка, или еще чего-то, требующего вашей заботы и внимания. (Тень обычно является вам как представитель вашего пола.) Животное, в виде которого предстает Тень, может быть вам знакомо - скажем, это окажется собака, которая у вас когда-то была. А ребенок может напомнить вам одного из ваших детей или соседских. И опять-таки, они изображают то, что есть в вас самих, и каждый из них расскажет вам нечто о вашем бессознательном. Активное воображение применяется на различных уровнях, простейший из которых можно обобщенно охарактеризовать как выгодную сделку, а более конкретно как "попытку достичь компромисса с факторами, возникающими из бессознательного человека, и договориться с ними с целью облачения определенных проблем или симптомов". Хотя это и приносит временное облегчение, надолго его не хватает. Более основательным является тип активного воображения, когда вы стараетесь изолировать один из комплексов или форм поведения (в чем может помочь расположение планет) и попытаетесь понять и интегрировать его. Этот процесс требует времени и не дает быстрых результатов, хотя одно-два небольших чуда мне известны. Красота этого более медленного процесса состоит в том, что любой из ваших сеансов активного воображения дает вам возможность подружиться с теми персонажами, с которыми вы поначалу скрещивали шпаги.

Если вы пытаетесь использовать активное воображение неправильно, делая его орудием своего эго - например, для приобретения паранормальных способностей или для укрепления других возможностей своего эго, то рано или поздно бессознательное обратится против вас. Неявная помощь со стороны XII дома сменится хаосом и разрушением! Это не означает, что активное воображение исключает космические ощущения, напротив, бывают моменты, когда все сливается в одно и па краткий миг вы испытываете непередаваемое ощущение какого-то небывалого покоя и равновесия. В такие моменты вы очень близки к Дао, глубочайшей части Колодца в И Цзин. Подобные ощущения могут надолго остаться с вами и вдохновлять вас во всех сферах вашей жизни.

Активное воображение

Активное воображение — свободное фантазирование, мечтания, «сны наяву». Один из методов работы с проблемой пациента в аналитической психологии. Цель активного воображения — познакомиться с теми частями личности, мыслями и желаниями, которые скрыты в бессознательном и потому недоступны человеку в повседневном опыте.

Впервые этот метод был предложен К.Г.Юнгом в 1935 году, когда он читал лекции в одной из Лондонских клиник и рассказывал о разных видах воображения: мечтах, грезах, фантазиях и т.п. Активное воображение отличается от обычных мечтаний, хорошо знакомых каждому человеку. Основное отличие в том, что в активном воображении сочетается работа сознания и бессознательного. Поэтому активное воображение отличается и от бесцельных фантазий и от сознательного вымысла. Психотерапевт просит своего пациента сосредоточиться на чем-то определенном — взволновавшем его событии, или на своих чувствах, или на заинтересовавшей его картине, или сюжете художественного произведения… Одно из важных достоинств этот метода в том, что «отправной точкой» для активное воображение может стать все что угодно, нужно лишь быть внимательным к своим переживаниям и правильно сделать выбор. Затем пациент рассказывает обо все своих фантазиях, образах и чувствах, которые у него возникают, когда он сосредоточен на выбранной теме. Эти образы обретают свою собственную жизнь, выстраиваются в определенный сюжет со своей внутренней логикой. Вымыслы и фантазии, ранее не связанные между собой вдруг обнаруживают неожиданное сходство, становятся более отчетливыми. Так в этом опыте человек знакомится со скрытыми ранее частями своей души, которые в аналитической психологии называют тенью, анимой, анимусом, а также с миром своих архетипов.

Очень важно, чтобы это новое знание, полученное в опыте активного воображения, не исчезло бесследно, чтобы человек смог хорошо запомнить его и тем самым расширить свои реальные возможности. Для этого в конце такой работы психотерапевт обычно предлагает своему пациенту нарисовать рисунок, написать стихотворение или небольшой рассказ об этом новом опыте, чтобы лучше запомнить его и осмыслить. Причем, даже если это произведение никоим образом не интерпретируется, оно все равно обладает особой «целительной» силой для пациента. Ведь оно становится особого рода символом, напоминающем ему об этой встрече с неизвестными ранее внутренними персонажами, своеобразной «дверцей» к этому новому опыту.

Метод активного воображения включает две стадии. Сперва человек как бы «грезит наяву», рассказывая психотерапевту обо всех своих видениях и переживаниях, а потом они вместе обсуждают этот опыт. На первой стадии, по словам К.Г.Юнга «создается новая ситуация, в которой бессознательные содержания оказываются на виду в бодрствующем состоянии» пациента. В этом — отличие от обычных сновидений. А затем пациент размышляет об этих образах, о том, что они могут обозначать почему они появились в его сегодняшнем опыте. Например, в активном воображении человек рассказывает свою фантазию об отважном охотнике, который бесстрашно сражается с дикими зверями. Такой сюжет, конечно, архетипичен, поэтому можно вспомнить мифы и сказки на эту тему чтобы лучше понять, что означают образы охотника, диких животных и так далее в определенной культуре, в коллективном бессознательном всего человечества. Но кроме того, этот сюжет имеет отношение и к сугубо личным переживаниям пациента, говорит о его сложностях и проблемах, а так же — указывает возможные пути их решения. Беседуя с психотерапевтом, он обнаруживает взаимосвязь этих образов и этого сюжета со своими собственными жизненными коллизиями, сам оценивает их значимость и находит в них свой собственный, уникальный смысл.

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами. Он предполагает не бесконтрольное выплескивание всех образов бессознательного, но так же активную и творческую работу сознания.

Метод активного воображения имеет и свои ограничения, поскольку содержит некоторые «подводные камни». Одна из опасностей — «пойти на поводу» у бессознательного и наблюдать игру образов, часто — с очень увлекательным сюжетом и красивыми картинками. Однако смысл всего происходящего остается непроясненным, проблема — не решенной, хотя и складывается обманчивое впечатление проделанной работы. Другая опасность — это скрытые, непроявленные части личности пациента. Они могут обладать слишком большой силой, «запасом энергии» и тогда, оказавшись на свободе, полностью овладевают пациентом, он теряет контроль над собой и оказывается на грани психического срыва.

Активное воображение — интересный и красивый метод работы с психологическими проблемами. Однако он содержит целый ряд скрытых опасностей и потому его использование под силу лишь специалисту, не следует его воспринимать как забавное салонное развлечение.