Как отличить изнанку от лицевой. Как отличить лицевую сторону вязания от изнаночной

Работа с тканью требует аккуратности, от этого зависит конечный результат. Изделие не должно иметь дефектов, поэтому при раскрое важно правильно определить изнаночную сторону.

У большинства тканей она отличается визуально, а вот, например, у шифона или органзы это сделать невозможно, поэтому существуют иные способы распознавания.

На ткацких фабриках изготавливают и двухлицевые полотна, в таком случае швея самостоятельно выбирает, на какой стороне выполнять раскрой.

К ним относятся:

  • флис;
  • некоторые виды ;
  • шёлк-стрейч;
  • костюмная шерсть;
  • гобелен, вельвет с меховой изнанкой.

Такие материалы можно использовать для пошива различных изделий - пальто, накидок, жакетов, блейзеров, пончо.

Изучаем структуру и рисунок ткани

Отличить изнаночную сторону от лицевой очень просто, если вы покупаете полотно с принтом. Раскладывать выкройку на ней нужно там, где рисунок тусклый. Легко определяется «лицо» у набивных тканей. С наружной стороны изображение яркое, чёткое, насыщенное, а с изнанки оно выглядит блёкло.

Без проблем можно определить лицевую сторону жаккардовых и набивных тканей. В процессе переплетения нитей на станке рельеф образуется сверху. Нижняя сторона более гладкая. На ней вы не увидите типичных для ткани шанель и букле узелков.

Как быть, если работать приходится с однотонным полотном? Изнаночные стороны шёлка, сатина, атласа матовые. Глянец и блеск волокон присутствует только снаружи. Узнать, где изнанка гладкой ткани, просто: на ней поверхность более ворсистая, обнаруживаются ткацкие дефекты (узелки, утолщения нити).

Определение по кромке

На любом полотне с обоих краёв выполняется уплотнительное плетение для предотвращения осыпания. Оно называется кромкой, которую создают путём введения дополнительной нити (иногда она может отличаться по цвету). Видно её только с лицевой стороны ткани. Если вы заметите обозначения в виде букв, цифр или надписи, расположите полотно в удобном положении для чтения, это и будет лицевая часть.

Самый верный признак определения — это проколы, выполняемые ткацким станком по кромке. Иглы вводят с изнаночной стороны, образуются дырочки, следовательно, с лицевой формируются выпуклости, которые ощущаются тактильно.

Этот способ помогает разобраться портнихам, как верно раскроить:

  • марлёвку;
  • муслин;
  • органзу;
  • батист;

На кромках некоторых тканей не выполняются проколы. В таком случае внимательно посмотрите: там, где поверхность гладкая, и есть «лицо». С обратной стороны она шероховатая, с узелками и утолщениями.

Чтобы не ошибиться в определении изнаночной стороны, попросите продавца сделать отметку портновским мелком при покупке. Только не затягивайте с раскроем, изображение может через время исчезнуть. Если вы испробовали все методы, но так и не определили, где лицо, а где изнанка ткани, располагайте выкройку на той стороне, которая вам больше нравится, главное, не перепутать их в процессе работы.

Еще на стадии выбора ткани следует определиться с ее лицевой и изнаночной стороной, ведь от этого будет зависеть внешний вид изделия. Путаница может привести к фатальной ошибке при раскрое, и вещь будет испорчена. На результате может сказаться не только отсутствие знаний, но и освещение, поэтому нежелательно рассматривать ткань вечером или при слишком ярком свете. Существует ряд критериев, которые помогут верно определить стороны материи и позволят избежать распространенных ошибок.

В этой статье мы подытожим опыт профессиональных портных, который будет полезен широкому кругу читателей.

Определяем лицевую и изнаночную стороны ткани

Ткани бывают одно- и двухсторонними. У первых лицевая и изнаночная сторона имеют большие различия, которые нельзя не заметить. Вторые имеют одинаковые или мало отличимые стороны. При этом у одних материалов используется только одна из них, а у других изнанка и лицо равноценны.

Простые признаки
Ткани с печатным рисунком — несложный объект для определения сторон материала, ведь рисунок с лицевой стороны ярче, чем с изнаночной.

Ткани с тканым рисунком имеют более четкий рельеф с лицевой стороны. К таким материалам относится жаккард и гипюр с кордовой нитью. В них может сочетаться жаккардовый и набивной рисунок.

Ткацкое переплетение атласа и сатина характеризуется с лицевой стороны наличием рубчика, расположенного под разным углом. Кроме этого, лицевая поверхность более гладкая, блестящая и приятная на ощупь, в отличие от изнаночной.

Саржу легко отличить по рубчику с обеих сторон, который расположен под углом 45º, но на каждой стороне он имеет различное направление. На лицевой поверхности рубчик идет слева направо и снизу вверх, а с изнанки — наоборот. Саржевые подкладочные ткани характеризуются шелковой блестящей поверхностью лицевой стороны, а с изнанки она шероховатая и матовая, так как при изготовлении используется хлопчатобумажная нить.

Отделка ткани с помощью пайеток, металлической нити, тиснение и вышивка — все это позволяет без труда определить лицевую сторону. А в смесовых тканях для лицевой поверхности используется более дорогой материал. В любом случае лицевая сторона будет выглядеть привлекательней и богаче, поэтому ошибиться невозможно.

Более сложные случаи
При изучении ворсовых тканей можно ошибиться при определении сторон, так как ворс может находиться и с изнанки, как у бумазеи. У последней лицевая сторона гладкая, а оформлена с помощью набивного рисунка. Безошибочно можно определить изнанку у велюра, бархата и вельвета — ткань выглядит привлекательно только с одной стороны.

Односторонняя фланель может озадачить начинающего портного, так как отличить стороны сложно — полотняное плетение и ворс присутствуют с двух сторон. Более того, изнанка и лицевая сторона окрашены одинаково.

Лицевая сторона драпов отличается приглаженным ворсом и рисунком, имеющим одно направление, или плотным рисунком, при отсутствии ворса. Рыхлое плетение — отличительный признак изнаночной стороны этой ткани. К двустороннему драпу придется присмотреться более внимательно: с изнанки рисунок менее четкий, или ворс выглядит не очень аккуратно.

Сукно также представляет определенные сложности при определении сторон ткани. Это связано с тем, что полотняное переплетение заворсовано. Лицевую сторону можно определить по вплетенной цветной нити. Если с усилием провести пальцами по поверхности ткани с обеих сторон, то изнанкой будет сторона с менее плотным ворсом и худшим качеством поверхности.


Если перечисленные выше признаки определить не удается, то ориентируются на свойства поверхности. Сторона с более качественной тканью, минимальным количеством дефектов и гладкой поверхностью — лицевая.

Наличие пушинок в качестве критерия можно использовать при исследовании хлопчатобумажных и льняных тканей с гладкой окраской и полотняным переплетением. Чтобы оценить яркость ткани и наличие ворсинок, нужно направить свет на материал вдоль его поверхности.

Трудные случаи
Синтетические ткани представляют большую сложность при определении изнаночной и лицевой стороны. Они не имеют дефектов, ворсинок и ткацких узлов, что связано с использованием современных технологий для их производства. Все свойства и цвет материала задаются на стадии формирования нити.

Качество кромки и наличие дырочек на ней — единственный признак, который может указывать на лицевую или изнаночную сторону. Кромка с лучшим качеством служит признаком лицевой стороны. Дырочки на ткани образуются при натяжении на каландры, еще на стадии отделки материала. Однако и эти признаки могут быть обманчивыми. Не всегда, как принято считать, выпуклая сторона дырочек находится на лицевой стороне, возможно и обратное их расположение.

Определение сторон репсового плетения может быть связано с трудностями. Репс производится не только из хлопчатобумажных волокон, но и из синтетического шелка. Он, как креп и шотландка, относится к двусторонним материалам, что не позволяет найти отличия изнанки и лица.


При рассмотрении шерстяных тканей следует обратить внимание на яркость цветных нитей: сторона с более насыщенным цветом считается лицевой. Если материал свернут в рулон, то лицевая сторона в нем обращена внутрь.

Вместо заключения
Если ткань не поддается определению всеми перечисленными способами, то следует довериться тактильным ощущениям. Женские пальчики — самый чувствительный инструмент, поэтому их обмануть сложно.

Бывает, что у закройщицы появляется желание заведомо использовать изнанку. Несовпадение взглядов у авторов ткани и мнения портной — нормальное явление. Если изнаночная сторона кажется более привлекательной для создания наряда, то нужно следовать своим чувствам. Тем более, что никто не узнает, какая из сторон считалась лицевой.


Как сообщает www.hunky-dory.ru в описаниях моделей достаточно часто встречаются сокращения, уточняющие, что вы вяжете на лицевой (лиц.) или на изнаночной стороне (изн.). Нередко подобные уточнения предшествуют целой серии указаний.

Проще отличить лицевую сторону от изнаночной, когда связано несколько рядов и виден узор. Конечно, это зависит также от используемого вида петель. Чтобы понять, на какой стороне вы вяжете, можно также ориентироваться на свободный конец нити, свисающей в начале изделия.

Если эта нить находится в левом углу изделия, то вы вяжете на лицевой стороне и, наоборот, если она находится в правом углу, то вы вяжете на изнанке. Это объясняется тем, что базовый ряд, следующий за начальной цепочкой из воздушных петель, вяжется справа налево.

Если вы вяжете единое полотно и используете такой вид петель, который имеет различную структуру на лицевой и изнаночной стороне, то вы можете по своему желанию выбрать, какую сторону считать «лицевой». При этом некоторые сложные узоры, в которых использовано несколько цветов пряжи, имеют легко узнаваемую изнаночную сторону.

Некоторые виды петель имеют похожую структуру на лицевой и изнаночной стороне. Чтобы различать их, можно посмотреть на свободный конец нити, свисающей в начале изделия.

Если перед вами лицевая сторона изделия, то эта нить будет находиться в левом нижнем углу.И, наоборот, другие виды петель имеют различную структуру на лицевой и изнаночной стороне.

В описании нередко уточняется, на какой стороне изделия следует работать: на лицевой (лиц.) или изнаночной (изн.). Как правило, эти сокращения предшествуют описанию работы над формой изделия.

При вязании сложных разноцветных узоров очень важно уметь различать лицевую и изнаночную стороны, поскольку неиспользуемые нити мотивов следует протягивать по изнаночной стороне.

По материалам журнала "Чудесный крючок"

  • Можно ли крючком связать кайму резинкой подобно тому, как это делается спицами? Чтобы добиться того же эффекта, как при вязании спицами, нужно работать перпендикулярно краю изделия. Скорее всего вы
  • Фантазийная пряжа очень изысканна и требует особого умения. Закрепление ленточной пряжи достаточно необычно, ведь если «вплетать» концы пряжи в петли на изнанке работы, то в изделии получатся
  • Образец вывязывается для того, чтобы измерить размер петель до начала работы над изделием. Этот образец может быть не квадратным, но однако достаточно большим, чтобы можно было измерить ширину
  • Нередко получается так, что некоторые тона разноцветной пряжи совмещаются и образуют на связанном изделии линии, пятна, зигзаги или большие одноцветные участки. Наши советы позволят избежать
  • У тех, кто только начинает вязать крючком, часто получаются неровными края изделия. Вероятно, вы не совершаете грубых технических ошибок. Скорее всего, вы недостаточно внимательно относитесь к

16.05.2018

Во-первых, при выборе тканей обязательно нужно обращать внимание на разницу между лицевой и изнаночной сторонами. В основном, выпускаются полотна, которые имеют явные различия между ними. Но бывают и такие, которые выглядят практически одинаково. Для этого необходимо уметь их различать. Рекомендуем выбирать материал для будущего изделия при дневном свете. Вечером, даже если у вас хорошее освещении, невозможно рассмотреть все нюансы и дефекты. Тема - довольно серьезная, и к ней нужно подойти с большой ответственностью. Тем более, если у вас мало опыта.

Определение лица и изнанки ткани

Определение лица материала очень важно, потому что от этого зависит то, как будет выглядеть изделие. И кроме того, облегчает процесс пошива.

Сейчас достаточно большое количество двухлицевых полотен, то есть они одинаковые с обеих сторон. С двусторонними тканями удобно работать. Если вам достался такой материал - это большая удача. Но такое бывает не так часто и нужно уметь различать стороны.

Изнанку и лицо односторонней ткани можно различить по поверхности и по расцветке. Ткани вышивают, наносят рисунки, отбеливают, гладко окрашивают, набивают. В таких случаях легко определить лицо материала, руководствуясь следующими правилами:

  • Полотна отделывают, на них наносят краску, набивают рисунок, опаливают и т.д. Всю работу выполняют с одной стороны полотна. Можете положить ткань на стол так, чтобы было видно сразу две стороны и сравнить их. Та, что более яркая, и будет лицевой в данном случае.
  • Также мы можем попробовать определить на ощупь, когда ткань с вытканным рисунком. При обработке полотна все узелки и нити прячут на внутреннюю сторону. Лицевая сторона будет более приятной и гладкой, а изнаночная - ворсистой. Это правило работает с такими тканями, как жаккард и гипюр.
  • Сатин и атлас имеют специальный рубчик. На внешней стороне он будет направляться снизу вверх примерно по диагонали. Поверхность должна быть гладкая и блестящая. С внутренней стороны такой материал будет почти матовым и с шероховатостями. Обязательно обращайте внимание на дефекты. Их всегда прячут на изнаночной стороне.
  • Если у материала ворсистая поверхность, то она будет располагаться с внешней стороны. Поверхность бывает гладкой, тогда необходимо смотреть на внутреннюю сторону, где всегда больше ворсинок и пуха. Если же ворс присутствует с обеих сторон, то на изнанке он будет менее опрятным и направляться в разные стороны.
  • В шерстяных тканях цветные нити будут выглядеть ярче с лица и тусклее с изнанки. Могут быть катышки, узелки.
  • Еще лицевую сторону можно определить по кромке и по проколам на ней. Дырочки выпуклой стороной будут на лицевой стороне, а вогнутой на - изнанке.
  • Если совсем сложно определить лицевую сторону, то при покупке смотрите на то, как сложен рулон. Большинство материалов обычно скатывают лицом внутрь. Только хлопок чаще всего упаковывают наоборот - изнанкой внутрь.

Это основные признаки, которые могут помочь правильно выбрать сторону ткани. Главное, будьте внимательны к деталям и вы не ошибетесь! Используйте свои ощущения - тактильные и визуальные. А если совсем сложно определиться, то полагайтесь на интуицию, и она не подведет!

Иногда может быть и так, что вам изначально нравится больше внутренняя сторона, чем лицевая. Это исключительно ваш выбор, и вы в праве делать так, как вам хочется. Если у вас расходятся взгляды с изготовителем полотна, и вам изнанка кажется более привлекательной, то используйте ее как лицо. Не придумывайте себе лишние проблемы. Главное, чтобы вам нравилось. Все равно кроме вас об этом никто не будет знать.

Также на нашем YouTube-канале мы подготовили для Вас видео о том, как узнать, где изнанка, а где лицо тканей. Смотрите и подписывайтесь!