Арабская национальная одежда - одежда народов мира - туристическая энциклопедия - каталог статей - путешествия с олегом барановским. Повседневная одежда иранок: стильные решения для традиционного мусульманского дресс-кода

Обещала я кое-кому рассказать про Иран, про то, как надо там одеваться и что посмотреть. А еще давно хотела создать свой ЖЖ. И вот оно - совпало! Вообще-то я хотела писать в блоге о всяком своем рукоделии, но его не так уж много, да и есть много других интересных тем. Начну с «дресскода».

Для мужчин, как всегда, ничего особенного, ну разве что шорты и майки без рукавов не принято носить на улице. А вот для женщин посложнее будет. Надо сказать, что иранки одеваются по-разному: некоторые ходят в чадре, некоторые, особенно молодые девушки, стремятся выглядеть по-европейски и минимизировать количество одежды.
На улице, в общественных местах необходимо носить платок, снять его можно только дома или в номере гостиницы. Или, извините за подробности, в женском туалете))). Абсолютно не нужно закутываться в платок по самые глаза, наша цель - прикрыть волосы, кому-то нравится косынка, завязанная под подбородком, кому-то - палантин, накинутый на голову. Любое декольте - ни-ни. Шею тоже желательно прикрыть, хотя обычно за платком ее особо и не видно.
Кроме того, у женщины должны быть прикрыты руки, хотя бы до середины локтя и бедра. Иранки с этой целью поверх одежды носят манто (не подумайте, это не шуба), это - что-то типа платья с длинным рукавом, которое обычно застегивается спереди на пуговицы. Наш обычный плащ соответствующей длины отлично сойдет за манто, но это, если вы едете в Иран зимой, а уже в середине весны будет жарко, даже если надевать его на голое тело))). Тут пригодится длинная непрозрачная и не сильно обтягивающая! туника с рукавом как минимум ¾.
Большинство иранок носят манто с брюками - так удобно, однако и с юбками никто не запрещает. Только юбка должна быть… да, да, длиной до щиколоток. Честно говоря, я наблюдала несколько раз женщин в юбках покороче (до середины голени), но это было из серии «вышла из дома, села в машину, доехала до гостей, зашла в подъезд». А потом мне кажется, в данной ситуации в юбке неудобно, надо всегда следить, чтобы она не задиралась, особенно когда сидишь. Но это лично мое мнение.
Вот еще, что важно: весь этот «костюмчик» должен быть на вас, как только вы выходите из самолета; есть смысл заранее подготовится. На самом деле, все не так сложно как кажется. Мне сначала было непривычно постоянно ходить в платке (я носила палантин, косынки с детства ненавижу))), он с меня постоянно сползал, но потом я приноровилась. А остальная одежда привычная - джинсы и туника (или манто, купленные в Иране и подаренные родственниками).
Но хватит слов… Стала я рыться в своих фото, чтобы не быть голословной, а тут засада, как-то не интересовала меня раньше одежда иранок в качества объекта для фотографий. Всего несколько фотографий случайных прохожих((.







И вот совершенно неожиданно сегодня наткнулась на страницу anoushe , где очень подробно описана и показана одежда современных иранок, вот к примеру про манто http://anoushe.livejournal.com/143504.html .

Надеюсь, мой рассказ пригодится тем, кто хочет увидеть Иран, а там есть, что посмотреть. Оно того стоит!!!
Далее фото со мной, подругой и родственницами мужа.


Требования к одежде должны соблюдать не только местные, но и приезжие. Главное правило – любая женщина в Иране должна носить хиджаб. Так что иранкам приходится непросто, ведь их форма одежды предполагает уравнивание. Для выделения собственной индивидуальности, женщины прибегают к хитрым уловкам.

Иранский хиджаб

Хиджаб – женская одежда мусульман. Это олицетворение женской скромности в исламе. Чтобы правильно одеться, нужны косынка, плащ, штаны и закрытая обувь. Хиджаб предполагает сокрытие форм женской фигуры.

Элементы хиджаба.

Косынка. Бывает двух видов:

Обычная косынка (шарф, платок). Распространена среди жительниц столицы и крупных городов. Комбинации цветов и моделей могут быть самые разнообразные, в зависимости от новейших тенденций в моде и личных предпочтений. Цветной платок с однотонным плащом, однотонный платок с цветным плащом. Косынка может быть любого цвета, из какого угодно материала. Важно, чтобы она находилась на голове, а не болталась на шее. Встречаются иранки, которые постоянно натягивают косынку на макушку так, чтобы она со временем спадала.

Косынка-капюшон. Такая косынка не имеет краев, которые завязываются или перекручиваются. Она одевается как шапка и равномерно, красиво ложится на голову и плечи. Цвет чаще всего чёрный или темный. Косынка плотно облегает голову, не перекручивается, не съезжает, ее не надо постоянно поправлять, разглаживать, перевязывать. Такие косынки характерны для деловой одежды и школьной формы.

Плащ. Иранки носят традиционный плащ, скрывающий бедра и фигуру. Цвет преимущественно черный. Материал и фасон самый разнообразный. Вместо плащей могут одеваться плотные рубашки, длинные кофты, платья, балахоны. Правила ислама требую скрывать фигуру. Несмотря на это многие девушки подвязываются поясом, чтобы подчеркнуть свои формы. Руки иранок должны быть скрыты до самых кистей. Но в теплую погоду свободолюбивые девушки позволяют себе слегка закатывать рукава или носить рукав 3/4.

Штаны. Не важно, это штаны, брюки, джинсы. Ноги должны быть закрытыми. Иногда девушки носят плотные черные колготы или лосины.

Обувь. Распространены тапки, шлепки, кроссовки, мокасины. По правилам, иранкам нельзя носить открытую обувь, потому они стараются надевать чёрные хлопковые или капроновые носки. Но на самом деле в жаркие летние дни можно встретить девушек в босоножках с голыми пальцами. В ходу обувь, которую можно легко и быстро скинуть с ног заходя в мечеть. Каблуки носят редко. Среди молодежи встречается обувь ярких расцветок. Это смотрится очень хипово.

Чадра – иранская традиционная накидка. Набрасывается на голову и закрывает женщину до самых пят. Ее предпочитают религиозные, зрелые и пожилые иранки. Под чадру одевают хиджаб, чаще всего черного цвета.

Чадра необходима для посещения мечетей. Брать ее с собой необязательно, так как эту часть одежды выдают при входе в святыню.

Разновидности чадры.

Простая накидка. Большой черный отрезок ткани. Это традиционная иранская чадра. Ее одевают, накидывая на голову и придерживая руками. В нее можно замотаться полностью, а при желании поднять рукой до самого носа и скрыться от нескромного взгляда прохожих.

Мантия. Накидка с рукавами, чёрного цвета, длиной до пят, с капюшоном на застежке или на резинке. Этот вид чадры позаимствован из арабских регионов. Он удобнее в носке. Руки женщин остаются свободными, в отличие от традиционной чадры, которую нужно придерживать. Рукава и ободок капюшона мантии могут украшать узоры, камни, вышивка, что делает ее нарядной. Иранские модницы подбирают контрастные цвета косынки, которая красиво выглядывает из-под черного капюшона чадры.

Другие особенности одежды иранок

Цветовые предпочтения. Чаще всего встречаются тёмные цвета: чёрный, коричневый, темно-синий, темно-серый. В крупных городах и столице страны много любительниц красочной одежды.

Макияж. Иранок отличает яркий, насыщенный макияж. Выделяются как глаза, так и губы. Глаза подводят чёрным или цветным, для губ выбирают яркие цвета: красный, малиновый, бордовый и прочие броские оттенки.

Украшения. Иранки с украшениями – на улицах редкость. Даже самое обычное в наших краях тонкое кольцо будет привлекать внимание и вызывать интерес. Еще это дополнительный повод для торговцев повысить цену на товар или обмануть вас при покупке.

Гламур. Гламурные иранки могут носить каблуки, блестки, дорогие украшения и наряды не только дома. Даже те из них, что носят классическую чадру, выделяются сумочкой или обувью от мировых законодателей моды. Но таких девушек сложно встретить на улицах среди народа. Они передвигаются исключительно на машинах и посещают дорогие заведения. Вам они наверняка повстречаются в музеях и ресторанах.

Какую одежду взять женщине в Иран?

Косынка. В Иран обязательно нужно взять косынку, чтобы покрыть голову. Цвет и ткань не имеют значение, главное, чтобы она присутствовала. Прозрачные косынки не рекомендуются, все-таки волосы должны быть скрыты. Шапка или капюшон тоже могут сойти за элемент хиджаба интуриста.

Плащ. Руки и бедра должны быть закрытыми. Поэтому следует подобрать плащ, рубашку или подобный вид одежды. Прозрачные и полупрозрачные ткани не подходят. Возможен вариант, когда на штаны или плотные колготы одевается юбка. В таком случае надо тщательно подбирать кофту, которая не будет обтягивающей или оголяющей участки тела. Если вы хотите максимально слиться с толпой, выбирайте темную одежду в поездку.

Обувь. Удобная, лёгкая, без лишних шнурков, застежек и прочих особенностей, усложняющих обувание. Иначе возникнут затруднения при посещении мечетей, где нужно постоянно снимать и одевать обувь. Долгие шнуровки или застегивания на входе/выходе могут создавать проблемы для окружающих. В традиционных ресторанах и чайных тоже необходимо снимать обувь, так как приходится залазить на стол.

Вы можете сравнить особенности иранской и арабской моды, почитав о египетских женщинах .

Материалы
Дата публикации: 15.03.2015.


В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.

Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.

Знатный мидиец и персы
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.

Знатные мидийцы
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.
Климатические условия Ирана и непростая жизнь в горах требовали от жителей выносливости и ловкости.

Одеяние персов было очень неудобным в движениях, оно наглухо закрывало все тело. Новые формы были вызваны жизненной необходимостью. Персы, проявив изобретательность, создают одежду, не стесняющую движений. Удобная одежда, по их представлениям, должна была повторять форму человеческого тела. Получается, что основы кроеной одежды были заложены жителями Древней Персии. Итак, одежда персов - пример древнейшего кроеного костюма. Через 1000 лет основы кроя получили дальнейшее развитие в европейском костюме, но одежда оказалась настолько жизнеспособной, что без нее не могло существовать большинство восточных и западных народов последующих эпох.

Мужская одежда

Главными принадлежностями персидского костюма были в эпоху Сасанидов штаны и кафтан. Штаны были узкими и широкими. То же самое можно сказать о кафтанах, которые, по желанию, или убирались в штаны, или же выпускались наружу. Кафтаны имели длинные рукава, запахивались на груди и всегда перехватывались поясом; иногда кафтан имел разрез спереди от пояса, иногда разрезы делались и с боков. Вместо гладких одноцветных материй, из которых изготовлялась одежда древних персов, высшие сословия стали отдавать предпочтении узорчатым тканям, узоры которых состояли преимущественно из звезд, разнообразно сплетенных цветов и листьев и из изображений фантастических животных. Золотые украшения вышли из моды, но зато усилилось влечение украшать кафтаны и пояса жемчугом. Костюм завершался плащом, башмаками, преимущественно из кожи, окрашенной в красный цвет, и, наконец, шапкой наподобие фригийского колпака.


Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.

Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов.

Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.

Женский костюм

Женский костюм в общем отличался от мужского лишь более значительной длиной и более тонкой материей. Верхнее платье довольно плотно обхватывало верхнюю часть тела и иногда имело на груди разрез, который стягивался при помощи лент. Рукава платья были длинны и узки. Знатные женщины, подобно мужчинам, одновременно надевали несколько верхних платьев, а поверх - накидку наподобие плаща и покрывало.


Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.

О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими

гиматиями).

Когда арабы подчинили Персию своему господству, в формах персидской одежды произошли изменения. Среди мужчин стали распространяться древнеарабские рубашка, чалма, плащ и кафтан, который, в сущности, не что иное, как видоизмененный плащ, а также халат с широкими бортами. Рукава этих халатов были разнообразны: они были разрезанными и неразрезанными, могли доходить до локтей, до кистей или опускаться до пола. При очень коротких рукавах их задняя часть удлинялась и в виде широкой полосы ниспадала до земли.

Женские костюмы приобрели турецкий характер. В XIX в. полный костюм персиянки состоял из рубашки из белой бумажной материи с цветочками, снабженной длинными открытыми спереди рукавами длиной 75 см; осень широких чулок из мериносовой шерсти, а сверху их - носков из шерстяной узорчатой материи; широких, цветных, бумажных шаровар, перевязанных у щиколоток и затягивающихся в талии очкуром; нижней бумажной кофты с длинными рукавами, нередко открытыми до локтей; верхней кофты с короткими рукавами; туфель с туго загнутыми вверх остроконечными носками; пояса из шарфа; вуали и шапочки. Выходя из дома, персиянка поверх надевала яркого цвета накидку или плащ и кисейное покрывало.


Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.

Костюм знатного перса: узорчатый кафтан, расшитый жемчугом, шаровары, остроконечная шапка.

Костюм знатной персиянки: вышитое шелковое одеяние из двух частей, диадема и длинная прозрачная накидка.

Костюм царя

Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.
Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду.
Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др.
Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.

Обувь

Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.
Женская обувь украшалась богатой вышивкой.

Прически и головные уборы

Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому.
Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.

Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей.
Тиара древнеиерсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца — многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был «кидарис» — высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.

Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды. У царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы.
Древние персы пользовались накладными бородами и париками.
Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.

Костюм воинов

В древние времена оружием персов-кочевников были короткие ножи и длинные арканы, а также лук со стрелами и копье.
При царе Кире началась реорганизация персидской армии.


Кир создал конные полки, заменил легкие военные колесницы на более прочные, а воинов, которые сражались на них, одел в доспехи. Дарий усовершенствовал устройство армии и оружия.
Персидское войско состояло из пехоты, конницы и колесниц.
Все эти воинские части делились на легковооруженных и тяжеловооруженных воинов, а все войско, в свою очередь, было разделено на полки (10 000) человек), отряды (1000) человек) и сотни.
При Дарии основу персидской армии составляла конница. Многое в доспехах и вооружении персами было заимствовано у соседних народов - египтян, мидян, ассирийцев и др.


Доспехами и вооружением персидского воина были панцирь со шлемом, пояс, поножи, щит, лук со стрелами, праща, нож, кинжал, копье и палица. Со времен Кира персидские воины сражались также длинными и короткими мечами, ассирийскими булавами, топорами и секирами. Легкая конница была вооружена луками, мечами и щитами; у тяжелой конницы помимо этого оружия были еще и копья. Легкая пехота вооружалась мечами, щитами, луком и копьями, а также пращой: тяжелая - саблями, топорами, секирами.
Щиты персидских воинов были в основном ассирийские - большие, круглые, металлические, кожаные или плетеные. Царские телохранители носили щиты деревянные, покрытые кожей, с металлической бляхой посередине, по форме напоминающие так называемый беотийский щит, имеющий форму скрипки.

Шлемы (железные или медные) предназначались только тяжеловооруженным воинам и военачальникам. Шлемы воинской знати покрывали золотом и украшали пучком белых конских волос или перьями. Оружием их были изогнутые золотые мидийские сабли (в мирное время слуги носили их за своими господами).


Царское оружие было очень дорогим: у Дария III меч был украшен драгоценными камнями, а ножны висели на серебряной перевязи.
Наряд знатных всадников тоже отличался богатством: дорогие украшения, разноцветные на белой подкладке кафтаны, вышитые штаны, голубой или узорчатый плащ. Всадники надевали этот наряд поверх доспехов или под них. Их защищали чешуйчатые панцири и такие же наручни и поножи; у лошадей круп, грудь и лоб также были защищены латами.
Легкая пехота и легкая конница носила холщовые панцири и легкую чешуйчатую броню; у тяжеловооруженных конников латы защищали все тело, а лошади были покрыты тяжелой броней.


Простые воины защищали голову кожаными шапками. Некоторые носили фригийскую шапку, которая закрывала затылок и уши и завязывалась под подбородком. Для защиты от ветра и пыли поверх шапки или под нее повязывали платок, закрывавший рот и шею. Одеждой простых воинов было персидское кожаное платье, иногда раскрашенное под чешую.
На главном знамени персидских войск был изображен золотой орел - священная птица, военный знак рода Ахененидов. Каждый отряд войска также имел свое знамя с символическим изображением.
Военные сигналы подавали рогами и трубами.


Украшения и косметика

Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.


Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.
Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.

Источники

- "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.


Костюм стран Востока многообразен, как и сами традиции многочисленных народов, заселяющих просторы Азии. Однако, есть в костюме данных народов и многие общие черты, связанные, в том числе, и с общей для них историей, и с общей религией – исламом.

Жан-Леон Жером (1824-1904)
Арабы, пересекающие пустыню

Влияние Арабского халифата на моду


Традиционный костюм арабских стран сформировался во времена Арабского халифата, а именно в VII-VIII вв. Данное время считается периодом расцвета Халифата, границы которого в те времена начинались в долине реки Инд и заканчивались у берегов Атлантического океана.

Арабский халифат просуществовал до XIII века, но при этом оставил значительное культурное наследие и повлиял на развитие народов всех территорий, которые входили в его состав. А это территории таких современных стран, как Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Испания, Индия, Турция и, конечно же, территория Аравийского полуострова, где и началась история Халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Молитва в мечети

В исламе запрещается изображать человека, поэтому сведения о традиционном арабском костюме можно почерпнуть в литературе, в изображениях жителей мусульманского Востока, созданных европейцами, а также благодаря традиционной одежде, которую и по сей день носят народы Востока.

Одним из таких источников по истории арабского костюма могут стать сказки «Тысяча и одна ночь». Так, Шахерезада описывалась как обладательница изящного стана, белого гладкого лица (оно было «подобно луне в четырнадцатую ночь»), миндалевидных темных глаз под густыми и длинными черными бровями. Считается, что именно таким был идеал женской красоты времен Арабского халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Остановка

Что касается костюма, то представители всех сословий общества (от крестьянина до халифа) носили одинаковую по своему фасону одежду, которая отличалась лишь качеством ткани и богатством декора.

Мужской костюм и мода арабского Востока


В древние времена мужская одежда аравийских племен состояла из широкой и длинной рубахи с рукавами или без них. А также покрывала, которое защищало голову кочевников от палящих лучей солнца. Именно длинная рубаха и покрывало легли в основу традиционного арабского костюма.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Араб с двумя собаками

Такая рубаха состояла из двух сшитых полотнищ и обязательно подпоясывалась ремнем. Сверху на рубаху надевался плащ аббас – плащ из овечьей или верблюжьей шерсти. Покрывало делалось из четырехугольного куска ткани и крепилось на голове при помощи тесьмы.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Спор арабов

В период войн и расширения территорий Халифата в одежде появляются нововведения, зачастую позаимствованные у завоеванных народов. Так, у кочевых народов Азии были заимствованы штаны, ставшие обязательным элементом арабского костюма. Штаны-шаровары были белого цвета, пошиты из хлопчатобумажных тканей и длиной до щиколоток. На талии такие штаны крепились при помощи шнурка.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец мехами в Каире

Вскоре поверх белой нижней рубашки мужчины начинают носить халат (или же хафтан) – одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался. Первая подобная одежда, скорее всего, появилась еще во времена Персии. носить кафтаны придет в Европу именно из стран арабского Востока.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец коврами

Также мужчины в холодное время года могли носить шерстяную одежду типа кафтана на подкладке – такая одежда называлась джубба. Когда было холодно, носили и плащ из шерсти, который назывался аба, абай или абайя. Такой плащ могли носить как мужчины, так и женщины.

Мужским головным убором служил тюрбан. А также куфия – покрывало или же мужской головной платок.

Женская одежда арабского Востока


Традиционный женский костюм стран арабского Востока был весьма похож на мужской костюм. Основной особенностью женского, как и мужского костюма, мусульманских стран являлись простота и свобода одежды, а также закрытость всего тела.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Девушки гарема кормят голубей

Женщины также носили нижнюю рубашку, кафтаны и штаны-шаровары, которые назывались шальвары. Такие штаны были стянуты на бедрах и собраны во множество складок.

Женщины могли носить и платья. К примеру, в Эмиратах женщины носили платье гандура – традиционное платье, украшенное вышивкой из золотых либо цветных и серебряных нитей. С таким платьем также носили штаны, которые назывались ширваль – штаны со складками. Еще одно традиционное женское платье – это абайя. Абайя – это длинное платье из темной или же черной ткани. Платья гандура и абайя женщины Востока носят и по сей день.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Сюжет 3

На голове женщины арабских стран с древних времен носили покрывала. Так, во времена Арабского халифата, выходя на улицу, женщины закрывали лицо изаром. Изар – это покрывало, верхний конец которого затягивался сзади на голову и крепился при помощи шнурка на лбу, в то время как вся остальная ткань спереди была закреплена застежкой или придерживалась руками и ниспадала на спину и бока, почти полностью покрывая фигуру.


При этом в разных частях бывшего Арабского халифата женское покрывало со временем приобретет местные особенности и различные названия. Так, в странах Среднего Востока покрывало начнут называть паранджа, скорее всего, еще от персидского слова ферендже, что означает «отверстие», «форточка». Такое покрывало полностью закрывало фигуру и лишь для лица оставлялась своеобразная «форточка» - окошко в виде густой сетчатой ткани.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
В гареме

В арабских странах (страны Аравийского полуострова) покрывало и по сей день чаще всего называют . В переводе с арабского данное слово означает завеса. Под хиджабом чаще всего имеют в виду платок, покрывающий голову и шею, при этом лицо остается открытым. Совместно с хиджабом женщины Востока могут носить и никаб – он закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза.


Также в мусульманских странах женщины могут носить такое покрывало, как чадра. Чадра полностью покрывает женщину с головы до ног, однако лицо в некоторых случаях может оставаться открытым. Само слово чадра, так же, как и паранджа, персидского происхождения. И в переводе с персидского означает палатка.

Влияние Персии на исламскую моду


Персия так же, как и Арабский халифат, оказала большое влияние на формирование традиционного костюма стран мусульманского Востока.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Оазис

Именно из Персии арабами были позаимствованы такие элементы одежды, как чадра, паранджа, тюрбан, кафтан.

Персидское царство существовало с VI по IV века до нашей эры на территории современного Ирана.

Мужской костюм персов состоял из кожаных штанов и кожаного кафтана с поясом. Кафтан и штаны также могли шиться и из шерсти. При этом, когда персидский царь Кир завоевал Мидию, он ввел моду среди своих придворных носить мидийскую одежду, которая также оказала влияние и на формирование арабского костюма. Мидийская одежда шилась из шелка либо тонкой шерсти, окрашенной в пурпурный и красный цвета. Она была длинной и состояла из штанов, кафтана-халата и накидки.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)

Про женский костюм Персии практически ничего не известно, так как на дошедших до наших дней древнеперсидских барельефах сохранились только мужские изображения – изображения охотников и воинов. Однако, персиянок рисовали древние греки. К примеру, на своих вазах. Так, можно полагать, что в Персии женщины носили одежды из дорогих тканей, длинные и широкие, чем-то напоминающие мужской костюм. Но при этом отличавшиеся богатством декора.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Королева разбойников

Женским головным убором служили различные покрывала. В то время как мужчины носили колпаки из войлока и кожаные шапки.

Таким образом, традиционный костюм стран арабского Востока вобрал в себя элементы одежды множества народов – от народов древней Мидии и Персии до народов Арабского халифата.

Многих путешественниц пугает «строгий» иранский дресс-код. Пусть вас это не отпугивает, прекрасные девушки, на самом деле все не так страшно — по стране путешествуют многие европейки, но кое-какие нормы соблюдать все-таки придется.

В этом посте — о том, как одеваться в Иране и какую одежду с собой взять в поездку, а также о повседневной одежде иранских женщин.

Какая одежда бывает в мусульманских странах

Для начала, вот хорошая инфографика о видах женской одежды в разных мусульманских странах.

Источник: aif.ru

Паранджу (полностью покрывающую тело, кроме глаз) в Иране не носят, вопреки устоявшемуся мнению. Может быть только очень религиозные люди в отдаленных деревнях где-нибудь на юге страны. Более того, чадор (чадру) носят не все женщины, примерно половина. Она обязательна только при посещении некоторых особо священных мест, и ее выдают при входе.

Религиозные женщины носят чадор

Вход в комплекс Amir Chakhmaq в Ширазе

Я могу только представлять, как же жарко в таких нарядах в душном иранском климате.

Общее правило — должны быть покрыты волосы и все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Кроме этого, необходимо прикрыть бедра, то есть просто штаны или джинсы не подойдут. Даже если вы что-то ненароком нарушите, вам вежливо на это укажут и все, ведь вы же турист.

Вот немного иранской женской моды, сфотографировал на рынке в Ширазе

Есть даже купальники, естественно закрытые. Хотя женщинам в Иране можно купаться только на женских пляжах, куда нет доступа мужчинам. Купальники продаются на рынке на всеобщем обозрении, для меня это было странно.

Манто

В больших городах многие молодые девушки одеваются ярко и стильно. Обычно иранки носят брюки или джинсы, а поверх надевают манто — что-то типа длинного платья (или чуть выше колена) с рукавами. Манто бывают разные, с пуговицами спереди или одевающиеся через голову, цветные или спокойных бежевых или темных цветов, бывает похожа на пальто, плащ или платье. Под низ манто никто не запрещает одевать платье до щиколоток, но такое встречается редко.

Платок или шарф

Голову иранки покрывают платком или шарфом, черным или цветным, их великое множество, на любой вкус и цвет. Причем многие носят его на самом затылке, как бы номинально соблюдая правило, но при этом волосы-то открыты.

Косметика

Иранки любят много макияжа, я бы сказал, что у них страсть к косметике. Из-за ограничений в одежде это хороший способ выделиться и показать свою красоту. Ярко накрашенные губы, подведенные брови, огромные ресницы — это привычный образ современной иранской женщины, хотя с религиозной точки зрения это не поощряется.

Кроме этого, в Иране просто бум пластической хирургии. У многих девушек (да и парней тоже) можно увидеть белый пластырь на носу. Это означает, что недавно была сделана операция по изменению его формы, ведь у многих он похож на картошку, такой широкий и припухлый. А иранки стараются сделать свои формы как у европеек, чтобы нос был тонкий.

Некоторые просто лепят этот пластырь даже без операции, чтобы окружающие думали, что девушка обеспеченная и при деньгах. :-)

Что взять с собой в Иран из одежды девушке?

  • Хорошей идеей будет взять с собой в Иран тунику или кардиган, может быть у вас в гардеробе завалялось что-то похожее на манто. Последнее можно купить на месте недорого, где-то за 15-20$.
  • К тунике джинсы или брюки.
  • Можно попробовать взять платье, но к нему потребуются темные плотные колготки или лосины.
  • На голову берите платок, шарф, палантин любой расцветки, какой пожелаете.
  • Можно взять легкую длинную рубашку.

Еще я видел пожилых иностранок в широких свободных штанах и тунике чуть ниже бедер, а также в платьях под туникой, но местные так не одеваются.

Правила иранского дресс-кода начинают действовать, когда вы выходите из самолета по прилету, надо подготовиться заранее.

Как насчет мужчин?

Для мужчин в Иране все гораздо проще: не рекомендуется носить шорты и майки без рукавов, в остальном все как обычно: джинсы или штаны, футболка или рубашка. Шорты не носят даже в самую адскую жару на юге, придется потерпеть, тем более по сравнению с мучениями девушек под слоями одежды — это сущий пустяк.