Рождением христовым. Божественная суть свята

Праздник Рождество Христово является большим христианским праздником, одним из двенадцати главных православных праздников, которые церковь отмечает с особым торжеством.

Праздник установлен в честь рождения на Земле Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. Сам Бог Всемогущественный, Творец неба и земли, воплотившись, стал человеком, чтобы спасти от гибели людей всего мира.

Светлый праздник Рождества Христового играет важную роль, как в жизни каждого православного христианина или католика, так и для самой Церкви. По словам Святого Иоанна Златоуста II, Рождество Христовое, празднование которого приходится на 25 декабря по юлианскому календарю или же на 7 января по григорианскому календарю, является началом всех главных церковных праздников. Он говорил, что в этом празднике берут свое начало и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господнее, а также Пятидесятница.

Из давних пересказов сознательный христианин знает, что о явлении на Землю Сына Господа было известно пророкам Ветхого завета. И этого чуда ожидали в течение нескольких веков. Так было предсказано Рождество Христово, а история самого праздника берет свое начало в четвертом веке до нашей эры.

Так как же все начиналось?

Появление Сына Господа случилось в холодную зимнюю ночь. Мария и Иосиф тогда шли из Палестины в Иерусалим. Как свидетельствуют давние источники, в то время проходила перепись населения. Римляне должны были записываться по месту своего проживания, а иудеи - по месту своего рождения. Мария и Давид, потомки царя Давида, направлялись в Вифлеем, который находился на юго-западе от Иерусалима. Когда у Марии начались родовые схватки, они были около пещеры, в которой находилось стойло для скота. Иосиф пошел искать повитуху. Но когда вернулся, то увидел, что Младенец уже родился, а пещера наполнена светом такой силы, что глаза не могли выдержать его. И только спустя некоторое время свет угас. Так Мария родила Богочеловека - на соломе среди яслей, но озаренная Божьим светом.

Поклонение пастухов и дары волхвов


Первыми узнали о рождении Иисуса Христа пастухи, которые ночью дежурили около своего стада. Им явился ангел и принес благое известие о рождении Сына Бога. Волхвов же известила о радостном событии яркая звезда, которая взошла над Вифлеемом. Они последовали за светом этой звезды, и пришли к пещере.
Оказавшись в пещере, волхвы подошли к Младенцу и встали на колени перед будущим Спасителем человечества. Они принесли Ему дары: двадцать восемь золотых пластин, ладан и смирну. Золото волхвы поднесли Ему как царю, ладан - как Богу, а смирну - как человеку, которому надлежит принять смерть. Иудеи погребали своих мертвецов со смирной, чтобы тело оставалось нетленным. Благовонием были наполнены небольшие шарики размером с оливу, которые нанизали на нить, - всего семьдесят один шарик.

Убийства младенцев

Царь Иудеи Ирод с большим страхом ожидал рождения чудесного Младенца, потому что думал, что Он будет претендовать на его престол. Поэтому Ирод приказал волхвам вернуться в Иерусалим и сообщить ему о месте, где находятся Мария с Ребенком. Но волхвы этого не сделали, потому что получили во сне откровение - предупреждение о коварстве царя и совете не возвращаться к деспотичному правителю. Ирод же, не дождавшись волхвов, отдал приказ своим воинам окружить Вифлеем и убить всех младенцев. Воины врывались в дома, забирали новорожденных детей у матерей и убивали их. В тот день, по преданию, погибли больше четырнадцати тысяч младенцев. Но Сына Божьего они так и не нашли, потому что Марии и Иосифу было виденье, в котором Божий ангел их предупредил об опасности и приказал немедленно покинуть Вифлеем и отправиться в Египет, что они и сделали в ту же ночь.

Дата и время рождения Иисуса Христа

Дата рождения Сына Господа долгое время оставалась спорным вопросом для историков и теологов. Попытка установить этот момент согласно датам событий, которые сопровождали рождение Иисуса, не приводила богословов к какой-то конкретной дате. Впервые упоминание о 25 декабре как о дате рождения Иисуса Христа, встречается в летописях Секста Юлия Африкана, датированных 221 годом. Почему дата Рождества христового определена именно этим числом? Потому что дата и время смерти Христа точно известны из Евангелия, а Он должен был находиться на Земле полное число лет. Из этого можно было сделать вывод, что Иисус Христос был зачат 25 марта. Прибавив к этому дню девять месяцев, получили дату Рождества Христового - 25 декабря

Установление празднования

Из-за того, что первыми христианами были евреи, они не отмечали Рождество Христовое. Потому что по их мировоззрению этот день есть "день начала скорби и страданий". Для них важнее был день Пасхи. Но когда греки вошли в христианские общины, то на основе их обычаев стали праздновать и день рождения Иисуса Христа. Сначала в день уже существующего христианского праздника Богоявления праздновали и рождение, и крещение Иисуса. Но с начала седьмого века Рождество Христовое стали отмечать отдельно и история праздника вышла на новый уровень.

По преданию, незадолго до своего Успения, Божья Мать передала благословенные дары волхвов в Иерусалимскую Церковь, где они хранились долгое время и передавались из поколения в поколение. Потом дары волхвов попали в Византию. В 400-м году византийский царь Аркадий перенес их в новую столицу - Константинополь, чтобы освятить город. Там они и хранились в казне императоров. В 1433-м, после захвата города Константинополь, турецкий султан Мухаммед II позволил забрать сокровища своей жене Маро (Марии), которая была христианкой по вероисповеданию. После падения Византии она отправила дары волхвов на Афон, в монастырь Павла. Они и доныне хранятся в Афонском монастыре, лишь иногда их вывозят из монастыря - золотыми слитками освещают воду и выгоняют злую силу.

Традиции праздника

Традиции празднования светлого дня Рождества Христового уходят корнями в далекое прошлое. Перед праздником идет сорокадневный пост. В Сочельник пост особенно суров. Также в этот день происходит вечернее богослужение. На Рождество Христовое в Украине и других православных странах крестники несут своим крещенным так называемый "ужин", который состоит из кутьи. После того, как на небе взойдет первая звезда, можно садиться за стол, где обязательно должно быть двенадцать постных кушаний - по количеству апостолов. Кушанья должны быть постными, поскольку накануне Рождества христового еще нельзя употреблять животную еду. Перед праздничным ужином все присутствующие за столом читают молитву, которая восхваляет Бога нашего Иисуса Христа.

Накануне праздники люди украшают свой дом еловыми ветками. Именно ветки ели знаменуют собой вечную жизнь. Также в дом приносят дерево ели и украшают его яркими игрушками, которые символизируют плоды на райском дереве. В этот день среди христиан принято дарить друг другу подарки.

В давние времена в этот день молодые люди наряжались в веселые костюмы, собирались в группы, сооружали на жерди Вифлеемскую звезду и с веселыми песнями-колядками ходили по домам, оповещая хозяев, что Христос родился. Они желали хозяевам мира в доме, хорошего урожая и других благ, а те, в свою очередь, благодарили за коляду и давали разные угощения. К сожалению, данная традиция сохранилась только в селах.

Божественная суть свята

Христиане всего мира ежегодно с нетерпением ожидают праздник - Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где склоняются перед именем Христа, празднуют величественный день рождения Спасителя.

Рождество Христово - это начало новой эры для человечества на земле. Всесильный Господь по Своему Большому милосердию к людям принял человеческое подобие, чтобы помочь человечеству возобновить почти угасший свет в сердцах людей, напомнить им суть слова Истины, затерянного в греховной жизни. Творец, придя на Землю в образе человека, соединил небо и землю, заключив с человечеством Новый Завет - Завет Любви.

Пророки завещали, что на Землю придет Царь мира, который исправит все то, что натворило человечество на земле. Но те, кто об этом знал, не ожидали, что он родится в скромном, тихом месте среди домашнего скота, потому что, как известно из Евангелия, места в Вифлееме среди людей святой семье не нашлось. Так и сегодня у людей не всегда есть место в душе для Бога - желания принять в свое сердце светлое рождение Спасителя.

Большинство людей ожидают на величавое, помпезное действо прихода Бога в их жизнь, а Он приходит тихо, незримо. И приходит Он к тем людям, которые действительно желают менять свои жизни, делать мягкими свои сердца в покорности Величественной силе, которая является Предвечной Любовью, которая держит Вселенную в своих ладонях.

Пусть Господь поможет всем жаждущим иметь чистые сердца, наполненные Святыми дарами. Чтобы они смогли принять в свои жизни Рождение Спасителя и извещать всем благое известие так, как вещали ангелы о приходе Бога на землю:

Христос Родился! Славим Его!

– великий христианский праздник, отмечаемый во всём мире.

Это праздник мира и спокойствия. Рождество официально является праздником рождения Иисуса Христа, сына Божьего в Вифлееме.

Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей.

До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения.

Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием – . Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения.

Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука.

Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды.

День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю.

Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада.

При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни.

По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».

Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре.

По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения (дня зачатия Христа) и Пасхи. Если добавить к дате (25 марта) 9 месяцев, то получается 25 декабря – день зимнего солнцестояния.

В принципе, 25 декабря – день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества (до самого Нового года).

В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво – зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды.

В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя:

1. В полночь — Рождество Христово в лоне Бога Отца
2. На заре – во чреве Девы Марии Богоматери
3. Днём – в душе каждого человека.

Только в XIII веке, с наступлением времён Франциска Ассизского, пришёл обычай поклонения Иисусу в яслях. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.

В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании.

Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей. За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами.

Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах. Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников.

Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена». В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.

В Рождество появился обряд вкушать перед праздничной едой пресные облатки, освящённые в церкви. При преломлении пресного хлеба произносились поздравления.

Именно с началом празднования Рождества повсеместно установился обычай ставить в жилищах наряженное хвойное дерево.

Эта традиция когда-то была языческой и имеет начало зарождения у германских народностей. Ель считается символом жизни и плодородия.

Впервые о ели упоминается в VIII веке, когда монах Бонифаций срубил дуб, но тот, падая, сломал все деревья в округе, кроме ели. Увидев это чудо, монах осветил оставшееся дерево и объявил ель «древом Христа». Со временем эта традиция получила новую символичность.

Украшенная шарами и игрушками ель, установленная в канун Рождества, символизирует райское дерево с плодами изобилия.

Вечнозелёный венок с колокольчиками и свечами, который привычно вывешивают на входную дверь, символизирует Небесные Колокола , изгоняет нечисть.

В Рождество дарят открытки, зажигают свечи, поют гимны. 12 дней рождественских праздников принято дарить подарки и петь радостные песни, восхваляющие Иисуса.

На Рождество часто гадают, загадывают желания. Это тоже часть язычества, перешедшая в христианство. Существует поверье, что если переложить вещи в шкафах, поменяв их местами накануне Рождества, то в семье будет весь год изобилие.

До наших времён дошла традиция поздравлять всех родственников и друзей в Рождество, желая им всяческого благополучия.

Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. Праздник Рождества Христова - это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества. Даже наш календарь отсчитывает вот уже третье тысячелетие именно с этого момента.

Такое важное событие свершилось, как известно, тихо и неприметно: Мария и Иосиф, придя на перепись в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились в пещере для скота (вертепе), где ночной порой и родился Младенец Иисус.

Первыми после этого пришли к пещере не цари и не священники, а простые пастухи, которым, по свидетельству евангелистов, поведали о великой радости ангелы. А в небе зажглась яркая звезда - она для всех нас и поныне один из главных символов Рождества.

Эта звезда и привела через некоторое время в Вифлеем трех мудрецов (волхвов) с Востока. История сохранила даже их имена: Гаспар, Валтасар и Мельхиор. С помощью расчетов и древних пророчеств они узнали о том, что должен родиться Спаситель мира, и принесли Ему свои дары: золото, как символ царской власти (сохранилось 28 пластинок с орнаментом), благоухающие смирну и ладан (до нас дошли около 70 шариков-бусинок). До сих пор эти дары хранятся в монастыре на горе Афон.

" Когда начали ежегодно праздновать Рождество, сейчас достоверно неизвестно. Но уже с IV века его дата (разнящаяся в западном и восточном церковных календарях) остается неизменной, а сложенное тогда Григорием Богословом праздничное слово до сих пор ежегодно звучит в рождественскую ночь в храмах: «Христос рождается - славьте!».

Сейчас Рождество - официальный, а вместе с тем очень домашний и любимый праздник во многих странах мира.

Традиции празднования Рождества


Именно празднику Рождества мы обязаны многими замечательными традициями. Самый известный символ праздника - конечно, украшенная елочка! Сначала это было ветви деревьев, сплетенные в венок (наверняка многие знают про ветви омелы в Англии) и украшенные яблоками, цветами. Говорят, что уже в VIII веке в Европе наряжали к Рождеству именно елку, украшая ее лакомствами (сладостями, орехами, фруктами), колокольчиками и свечами.

" Многие украшения поначалу имели символический смысл. И сейчас звезда, венчающая рождественскую ель, напоминает нам о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам.

Специальные легкие появились позднее. А в последние столетия нарядные ели, бывшие рождественским украшением домов, «вышли» и на площади городов.

Другая, ставшая всеобъемлющей, рождественская традиция - дарить подарки всем родным и близким, берущая свое начало от даров, которые принесли волхвы. Для тех, кто далеко от нас в этот день, уже полторы сотни лет существуют замечательные рождественские открытки, не только бумажные (часто сделанные своими руками), но теперь и виртуальные.

Иногда подарки в разных странах «помогают» дарить рождественские гномы или Пэр Ноэль, Дед Мороз или Санта-Клаус, но, думается, приятно и просто взаимно обменяться дарами и открытками.


Интересной традицией празднования Рождества Христова стало , как домашних, так и возле либо внутри храмов. В прошлые века вертеп был разновидностью кукольного театра, с помощью которого дети показывали сцены, относящиеся к рождественским событиям. Сейчас это неподвижная композиция, изображающая пещеру со Святым Семейством, овечками, пастухами, иногда волхвами, звездой - словом, участниками тех событий.


Как празднуют Рождество в разных странах

Французы были одними из первых, кто начал делать специальные стеклянные елочные шары (заменяющие яблоки). И сейчас ель непременно украшает в рождественские и новогодние дни каждый французский дом, а рядом стоят… ботинки или сапоги, куда таинственным образом попадают подарки для детей. После посещения праздничной мессы - семейный ужин с непременным гусем, и, конечно, традиционным тортом в форме полена.


В Финляндии
перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки.

В Швеции елка украшена цветами и - булочками! Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу.

В Сербии (где Рождество, как и в России, отмечают 7 января) празднование вместе с подготовкой к нему продолжается больше месяца! Там это праздник, в первую очередь, детей и родителей, посвящен семье и дому. Накануне Рождества отец семейства, по традиции, должен срубить ветку дуба, «бадняк», для домашнего очага.



В Германии
многие соблюдают предрождественский пост, Адвент, с начала которого начинается и подготовка к Рождеству: вешается рождественский венок, и каждую неделю на нем зажигается очередная свеча; закупаются подарки всем друзьям и родным; наконец, покупается и наряжается елочка (традиционные цвета её убранства - красный и зеленый).

За праздничным столом, где собирается семья после рождественской службы, обычно множество самых разных блюд, но обязательно - индюшка и , традиционный пирог-кекс.

В Англии уже с начала декабря на главной площади Лондона стоит праздничная елка, и целый месяц англичане украшают дома, двери, окна, пространство перед домом… Дети в Англии тоже пишут записки с просьбами о подарках и бросают их… в разожженный камин.

" Праздничное меню здесь, как и положено в Англии, очень традиционное: индейка, пудинг, печенье с запеченными внутри записочками-поздравлениями, печеные каштаны и картошка. А еще в обязательную «программу» празднования здесь входит поздравление от самой королевы!

Праздник Рождества в России

За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.

Праздник предваряется сорокадневным Рождественским постом, более строгим в последние дни. Накануне Рождества, в Сочельник, пост наиболее строгий - едят только сочиво из пшеницы или риса с медом. А в ночь на Рождество во всех храмах проходит праздничное богослужение, после чего праздник продолжается в семьях.

Каких-то определенных традиционных блюд, в отличие от празднования Пасхи, на Руси нет - на стол ставится всё, что порадует домашних. В рождественские дни каждый хозяин старается вкусно угостить любого гостя.

В каждой стране сложились свои популярные рождественские песни. Немало таких песен и у нас - точнее, в России поют, славя Рождество Христово, и украинские, и белорусские святочные песни.

" Иногда, как в прошлые века, дети с пением обходят дома, неся яркую звезду; хозяева же одаривают их угощением.

В XIX веке Рождество стало праздноваться не только в храмах и домах, но и более широко: стали проходить рождественские балы и приемы, появился обычай наряжать елку гостинцами, яблоками и класть под нее подарки - эту моду Александра Федоровна.

Советская власть, борясь с религией, старалась не просто запретить этот праздник, но даже изгладить память о нем. Запрещенная поначалу елка, правда, в послевоенные годы вернулась в дома, уже в качестве «официально разрешенной» новогодней, а звезда на ней из золотой стала «кремлевской» - красной пятиконечной.

Однако во многих российских домах в течение всего минувшего века поздравляли друг друга с Рождеством, дарили подарки и даже устраивали праздники, в первую очередь для детей. А в уцелевших храмах неизменно совершались торжественные праздничные службы.

" Официально праздник Рождества вернулся в Россию в 1990 году.

И сейчас сохранился обычай широкого празднования Рождества. Этот праздник - во многом «детский», и во всех воскресных школах бывают интересные елки, концерты, утренники или представления. Устраиваются гуляния, игры для детей и взрослых.

На протяжении всех Святок (до 18 января) христиане ходят с поздравлениями и праздничным славлением друг к другу. А в первую очередь навещают тех, кому одиноко и нелегко: приходят к больным, домой и в больницы, в детские дома, дома престарелых, даже (по возможности) передают подарки в тюрьмы. Ведь Рождество Христово напоминает нам о том, что свет, любовь и добро живут в каждой душе.

Желаем вам и всем вашим близким в эти праздничные дни счастья, любви, мира и спокойствия!

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Его значение настолько велико, что даже летоисчисление ведется именно с момента появления на небе первой звезды, знаменующей Рождение Иисуса Христа.

Великий праздник начинается накануне, 6 января, со Святого Вечера. Для православных это последний день 40-дневного поста и период усиленного приготовления к празднованию Рождества Христова.

Рождество

Праздник установлен в честь Рождения во плоти Сына Божьего Девой Марией. Согласно Евангелию, Иисус Христос родился во времена правления императора Августа в иудейском городе Вифлееме.

Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота. Там Мария и родила Сына Божия. Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи отправились в пещеру и первые поклонились младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда.

Следуя за путеводной звездой, волхвы (древние мудрецы) достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку. Традиция отмечать это событие как праздник появилась значительно позже. Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком.

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество Христово соединялось с праздником Крещения и отмечалось 6 января, и было известно под именем Богоявления.

© photo: Sputnik / Рамиль Ситдиков

Работа итальянского художника Роберто Ванадиа "Как новый Вифлеем"

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.

Рождество Христово было впервые отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова.

С тех пор весь христианский мир отмечает Рождество Христово 25 декабря. Исключение составляет Армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления 6 января.

Перенесением праздника на 25 декабря Церковь хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. Отцы церкви считали, что 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

© photo: Sputnik / В. Робинов

Икона "Рождество Христово"

Грузинская, Русская, Иерусалимская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри (в Греции), католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря, также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января.

Седьмого января Рождество Христово справляют также православные и греко-католики в Украине, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, Македонии, Казахстана и Кыргызстана.

Шоба

Рождество Христово в Грузии — как и во всем христианском мире, одно из главнейших торжеств и называется по-грузински "Шоба". Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй отслужит в Кафедральном Соборе Пресвятой Троицы — Самеба, в Тбилиси рождественскую литургию, которая начнется 6 января в 23:00.

В каждой части Грузии Рождество Христово отмечают по-своему, но традиционные шествия "Алило", проводятся в каждом регионе страны.

Грузинское "Алило" происходит от слова "Аллилуйя", то есть восхваление Бога. Это древняя традиция рождественского шествия в честь рождения младенца Иисуса, которую в последние годы возобновила патриархия Грузии.

В Тбилиси шествие начинается с площади Роз и идет до кафедрального собора Самеба, где участников, по традиции, встречает Патриарх и передает подарки и сладости.

Участники "Алило" проходят по центру города, распевая рождественские народные и церковные песни. Костюмы участников шествия напоминают рождественских библейских персонажей: это ангелы с венками на головах — "махаробели", то есть "вестники радости", волхвы с подарками, а также пастухи.

В шествии также участвуют духовные лица, прихожане различных церквей. В сопровождающие участников шествия тележки, запряженные быками, все желающие складывают свои подношения — сладости, фрукты, игрушки, другие дары, которые после завершения "Алило" будут розданы детским домам, приютам для престарелых, больницам и нуждающимся.

Еще одна рождественская традиция, которую ввел в Грузии Илия Второй. В Рождественскую полночь в окнах домов каждый житель зажигает церковную свечу, призванную осветить Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу путь в их дома и сердца.

В каждом из регионов Грузии Рождество отмечают по-своему и готовят характерные именно для него праздничные блюда. Рождество Христово в разных регионах страны даже называют по-разному. В Самегрело, к примеру, этот праздник зовут "Христовым вечером", в Раче и Нижней Сванетии — "Чантлоба", в Верхней Сванетии — "Шоби" (Рождество), в Картли — "Христов Сочельник", а в Мтиулети — "Тхилоба" (Время орехов).

Святки

На Руси Святки начинаются в канун великого праздника — в сочельник ужином с Рождественской кутьей и кашей, пирогом с кренделями. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Во многих странах, как и в России, Рождество считали одним из главных семейных праздников. К празднику также пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.

Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — все хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками. После богослужения вкушали всевозможные мясные и рыбные закуски, запеченного гуся с яблоками.

© photo: Sputnik / Виктор Толочко

Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем.

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами было переодевание и колядование.

В честь старинной традиции парни и девушки наряжались в устрашающие наряды, костюмы животных и ходили по домам с пением колядок — рождественских гимнов. Устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления.

На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, женщины гадали.

Обычаи и приметы

По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными и это помогает сбываться вашим желаниям.

Рождественские традиции говорят и о том, что в праздники вы обязательно должны весело проводить время, никогда не грустить и наслаждаться жизнью.

© photo: Sputnik / A. Sverdlov

Чеканная икона "Рождество Христово". XVII век. Национальный музей искусств Грузии

В народе считалось, что в канун Рождества выходит на свет вся нечисть и гуляет вплоть до Крещения Христова. Именно в этот промежуток времени становились популярными гадания, обряды и ритуалы.

В Рождественскую ночь обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть в эту ночь падающую звезду.

Обильный снег на рождественские праздники указывает на то, что будет теплая весна.

Если в праздники вы потеряли расческу, то рождественские приметы говорят, что найдете суженного.

На рождественские праздники обязательно посетите магазин и купите милые безделушки, которые станут вашими оберегами до следующего Рождества.

© photo: Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы "Рождество Господа Иисуса Христа". XV век

Если кот спешит удрать утром в праздник, значит появится жених, кошка — невеста.

На Рождество следует сходить в гости или принять гостей у себя дома, тогда весь год к вам будут приходить только хорошие люди.

Если в праздники начинают звонить часы, которые вы не трогали уже долгое время, значит скоро отправитесь в путешествие.

Рождество следует встречать в одежде светлых и ярких тонах, так как печалиться в такой светлый и веселый день нельзя.

Материал подготовлен на основе открытых источников.