Объемные картины из папье маше. Папье-маше своими руками для начинающих: инструкции и рекомендации

1:502 1:507

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.

1:928 1:933

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

1:1040

Первый - это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.


6:4949 7:503 7:508

Первый способ - лепка из массы

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.

После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.

Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:

смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.

Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.

Затем снять с огня и дать остыть.

Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.

Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.


Второй способ - маширование (наклейка кусочков бумаги)

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.

Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами , исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.

В зависимости от того, каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное) . Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления.

Варится клейстер так же, как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом:

крахмал разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны.

Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость.

После остывания, клейстер готов к работе.

Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде, чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Папье-маше называется оригинальная техника, которая широко применяется сейчас в школах, садах как способ рукоделия. Название пришло из французского языка и переводится, как «измятая бумага». Научиться создавать поделки совсем не трудно, так как папье-маше не сложная техника. Кроме этого, интересен данный способ многим потому, что не требуется тратить много денег на материалы. Ведь чтобы сделать красивый предмет интерьера, игрушку понадобится лишь старая газета, или туалетная бумага, клей, краски и фантазия. Достаточно один раз посмотреть мастер-класс, чтобы убедиться в этом.

Первоначально технику папье-маше применяли, когда изготавливали своими руками кукол.

Сейчас данный способ широко распространен для изготовления :

  • Учебных пособий;
  • Муляжей;
  • Масок;
  • Игрушек;
  • Театральной бутафории;
  • Шкатулок.

Профессиональные мастера делают из папье-маше даже мебельные аксессуары и осветительные приборы.

Для начинающих создавать поделки есть одно простое правило – проявить максимум фантазии и набраться терпения.

Создаются изделия тремя способами. Первый – бумагу размокают в воде, натаивают в течение 1 часа, отжимают. К ней добавляется любой клей – ПВА, столярный, клейстер. Все ингредиенты перемешиваются до однородной массы. Она должна иметь консистенцию сметаны. В некоторых случаях применяют миксер для перемешивания. Из этого состава можно лепить поделки, создавать объемные изделия, увидеть какие, можно, посмотрев, мастер класс.

Второй способ заключается в наклеивании мелких кусочков газетной бумаги в несколько слоев к определенной основе.

После создания поделки, выполняется декорирование красками, бусинами, бисером, цветной бумагой, лаком.

В качестве основы для изделий можно использовать все, что подвернется под руку – воздушные шары, мячи, вазы, бутылки, тарелки, проволочные каркасы.

Папье-маше: животные

Мастер класс по созданию фигур животных предлагают многие профессионалы папье-маше. Но, не обязательно иметь художественное образование. Ведь провести мастер класс можно и в домашних условиях с ребенком. Сделать животных своими руками техникой папье-маше совсем не сложно.

Жираф: мастер-класс

Из жесткой проволоки выполняется каркас будущей поделки в виде жирафа. Замачивается туалетная бумага в теплой воде. Некоторые применяют даже бумажные ячейки из-под яиц. После смешивания бумаги с клеем, можно приступать к созданию шедевра своими руками. На каркас накладывается клеящая смесь, формируется тело животного. Техника похожа на лепку пластилином.

После того, как одна часть будет нанесена на проволоку, нужно дать слою застыть. Затем нанести еще один слой, сформировав хвостик, ушки и мордочку жирафа. Дать высохнуть. Обязательно каждый слой должен быть сухим, иначе ничего не получится. Когда туловище будет готово, можно переходить к декорированию. С помощью гуаши раскрасить тело в желтый цвет, коричневым цветом сделать пятна. Глазки и рот – черным маркером. После высыхания краски, покрыть лаком.

Овечка своими руками

Для создания овечки понадобятся пластмассовые каркасы от шоколадных яиц, вата, бумага, краски, клей ПВА. Поверхность каркаса следует обработать растительным маслом перед началом работы. Это поможет потом без препятствий извлечь пластмассовую основу. Приготовленный заранее клеящий состав наносится на половинки каркаса, слоем около 3-4 мм. После застывания, основа вынимается, а половинки между собой склеиваются. Соответственно нужно приготовить две заготовки: для туловища и головы.

Ноги выполняются либо из бумаги, путем ее скручивания в трубочку, либо из проволоки, которую в дальнейшем нужно прикрепить к туловищу и нанести на каждую из них клеящий материал. После высыхания, обмазать фигуру клеем ПВА и нанести на него шарики из ваты. Чем больше шариков – тем объемнее будет овечка. Глаза вырезаются из бумаги, ушки формируются из ваты и приклеиваются. Наглядно увидеть процесс можно посмотрев, мастер класс.

Тарелка в технике папье-маше

С помощью папье-маше можно сделать своими руками оригинальные предметы интерьера. Мастер класс показывает, что профессионалы создают тарелки, картины, изысканные светильники для кухни. Сделать своими руками тарелку – проще простого.

Для этого понадобится :

  1. Неглубокая тарелка;
  2. Газеты;
  3. Клей ПВА;
  4. Пищевая пленка или скотч;
  5. Краски;
  6. Белая акриловая краска;
  7. Кисти.

Газету следует разорвать на небольшие кусочки, смочить их водой. Тарелка обматывается пищевой пленкой. Первый слой газетных кусочков наносится на основу-тарелку без клея. Последующие слои обязательно промазываются ПВА или клейстером. Чем больше слоев, тем поделка будет крепче и прочнее.

Необходимо знать, что через каждые 5-6 слоев необходимо давать бумаге высохнуть, удаляя при этом пузырьки воздуха.

Акриловой краской покрывается поверхность тарелки. В дальнейшем ее можно разукрасить любым цветом – коричневым, красным, зеленым. Некоторые берут за основу рисунка салфетки с различными изображениями и приклеивают их к тарелке после покрытия акрилом. Когда наносится основной цвет, края салфетки видны не будут.

Папье-маше: шкатулка

Мастер класс от лучших мастеров доказывает, что сделать своими руками красивые поделки сможет даже ребенок.

Для изготовления шкатулки нужно подготовить :

  • Цилиндры от скотча картонные;
  • Скотч (можно заменить малярной лентой);
  • Клей;
  • Листы плотного и тонкого картона;
  • Газета;
  • Ножницы, карандаш;
  • Грунтовочный материал;
  • Кружева или тесьма;
  • Бусины, бисер, искусственные камни;
  • Гуашь, кисточка;
  • Прозрачное покрытие для ногтей.

Основой шкатулки станут цилиндры от скотча, соответственно использованные. Их можно заменить картонными, плотными цилиндрами от фотобумаги. Некоторые используют обычный картон, промазанный клеем и высушенный.

В зависимости от размера, понадобится 1, 2 или 3 заготовки. Чем больше их, тем шкатулка будет выше. Основы меду собой необходимо склеить клеем или малярной лентой.

Обязательный этап – изготовление дна для шкатулки. Для этого следует поставить основу на картонный лист и обвести с внутренней части карандашом окружность, которая в дальнейшем вырезается и приклеивается клеем к основанию. Крышка изготавливается таким же образом, только окружность обводится с внешней стороны + 2-3 мм. Шкатулка должна иметь бортик. Сделать его можно из картона. Для этого отрезается полоса, шириной 15 мм. Используя клей, бортик приклеивается к основанию.

Хорошо размяв газеты, следует разорвать их на небольшие кусочки. Теперь можно приступать к оклеиванию основания шкатулки. Наносить газетные отрезки необходимо таким образом, чтобы получилось основание без зазоров. Количество слоев – 8-9. Через каждый 3 слой нужно дать поделке высохнуть. Неровные края обрезаются ножницами.

Не обязательно шкатулка должна иметь ровные контуры. С помощью клеящего состава, возможно, добавить цветы, сделать шкатулку домиком, оформив ее окошком, кирпичами и дверью, здесь уж как подскажет фантазия.

Туалетная бумага размачивается в воде, отжимается. Сюда же добавляется клей ПВА. Состав лучше перемешать миксером до консистенции сметаны. Из этой смеси можно слепить, как из пластилина любой элемент декора для шкатулки.

Мастер класс показывает, что специалисты выполняют узоры, орнаменты, рисунки. Очень красиво в оформлении смотрятся природные элементы – еловые веточки, ракушки, кофейные зерна и многое другое. На крышке шкатулки можно сделать из клеящей смеси красивый большой цветок или узор. После застывания всех элементов, поверхность шкатулки покрывается грунтовочным материалом. В том случае, если присутствуют шероховатости или неровности на поверхности, либо рисунках, все изъяны легко удаляются при помощи наждачной бумаги или тонкой пилки. После грунтовки на всю поверхность шкатулки наносится белая акриловая краска. Как только она высохнет, можно брать в руки краски и расписывать поделку. В случае если запланирован декор бусинами, тесьмой, бархатом, все эти элементы приклеиваются с помощью клея к шкатулке. Заключительный этап – обработка поверхности прозрачным покрытием для ногтей. Выполняется это для того, чтобы закрепить элементы шкатулки и краску.

Папье-маше позволяет сделать самостоятельно поделки, которые станут не только отличными элементами декора, причем для разных комнат, но и замечательными, запоминающимися подарками.

Папье-маше: овощи и фрукты

Посмотрев один раз, мастер класс по изготовлению поделок техникой папье-маше, можно убедиться, что процедура хоть и длительная, но совершенно не сложная.

Отличный элемент декора для кухни – тарелка папье-маше с искусственными фруктами, которые тоже выполняются данной техникой. По желанию можно создать не только фрукты, но и овощи.

Любой из настоящих фруктов или овощей обклеивается пищевой пленкой и на поверхность наносится клеящий состав (туалетная бумага, клей). После высыхания, разрезается слой на две части, основание извлекается, а половинки поделки склеиваются клеем. Затем фрукт или овощ грунтуется, окрашивается гуашью в соответствующий цвет. После поверхность покрывается закрепителем – прозрачным лаком для ногтей.

Папье-маше своими руками для начинающих (видео)

Таким образом, можно создать искусственные овощи и фрукты, фигурки животных и другой декор максимально близкие по форме и виду к естественным.

Папье-маше своими руками для начинающих (фото)

В этой статье речь пойдет об одной необычных и оригинальных техник для создания поделок - папье-маше. С помощью нехитрых приемов и простых материалов создаются очень красивые вещицы - вазы, шкатулки, маски и театральный реквизит, предметы декора интерьера, такие как светильники, куклы, рамки для фото и многое другое.

С французского папье-маше можно перевести, как рваная бумага. Собственно уже в названии и раскрыт смысл. Все поделки формируются из бумажных волокон с добавлением различных клеев.

Хотя название техники французское, пришла она к нам из древнего Китая - родины бумаги. На раскопках археологи обнаружили доспехи с многослойным лаковым покрытием, датированные III веком до н.э. Эти оригинальные изделия были достаточно прочны, выдерживали скользящий режущий удар и обладали очень маленьким весом, что было преимуществом в бою. Позже это искусство появилось в Японии и Персии, где таким образом делали различные поделки для праздников, например, маски. С середины 17 века эта техника стала очень популярна в Европе.

Для тех, кто только осваивает поделки из папье-маше, важно будет узнать три способа их создания.

Для начала будет необходима основа для поделок. Ее можно будет потом извлечь из-под слоев бумаги или оставить.

Первый способ заключается в следующем: первый слой - мокрые бумажные кусочки покрываются клеем, на него наносят еще один слой бумаги и снова покрывают клеем. Таких слоев может быть больше сотни. Этот процесс носит название - маширование. Клей можно выбрать специальный, его продают в магазинах рукоделия или сделать его самостоятельно из крахмала, муки и ПВА. Если по плану форму нужно вынимать, то предварительно ее необходимо смазать жирным кремом или вазелином.

Второй способ - изделие создают из бумажной массы, смешанной с клеем. Рецептов создания такой смеси существует несколько. Главным принципом остается размачивание бумажных кусочков в воде и смешивание их с клеем. Получившуюся массу можно отлить в форму или нанести на основу.

Формой-основой могут быть деревянные, пластиковые, стеклянные или пластиковые изделия.

Третий вариант создания поделок папье-маше похож на изготовление фанеры. Куски картона обрабатывают клеем и спрессовывают.

После высыхания изделия могут покрывать шпатлевкой, шлифовать, грунтовать и после окончательного высыхания красить, приклеивать различные элементы декора или расписывать.

Вазы в технике папье-маше

Такой чудесный элемент декора помещения, как ваза, многие недооценивают и считают их ненужными. Но правильно подобранная по цвету и форме ваза обязательно станет изысканным штрихом в дизайне помещения, сделает дополнительный акцент на стиле комнаты. По учению фен-шуй вазы накапливают положительную энергию Ци, что благотворно сказывается на энергетике дома. Сделанная своими руками ваза, не только станет украшением помещения, она будет нести в себе частичку положительной созидательной энергии творца.

Ваза папье-маше в технике маширование

Для создания вазы папье-маше понадобится:

  • Основа под вазу (в данном мастер классе стеклянная ваза);
  • Газеты;
  • Бумажные пакеты (нужна грубая бумага, можно использовать упаковочную);
  • Клей ПВА;
  • Острый нож;
  • Искусственная (синтетическая) кисть;
  • Акриловая краска или грунтовка;
  • Краски для окончательного покрытия;
  • Кусочек губки;
  • Элементы декора;
  • Вазелин.

Итак, приступаем. Для начала необходимо смазать стеклянную основу вазелином, это предотвратит прилипание слоев к основе.

Режем газету и бумагу на кусочки. Можно разорвать. Теперь берем клей, если необходимо немного разводим водой, чтобы не был слишком густым. Покрываем нашу основу слоями, чередуя слой газет и слой упаковочной бумаги. Это нужно для того, чтобы покрытие было равномерным. Вы будете видеть, если где-то пропустите участок. Необходимо сделать минимум 6 слоев.

Теперь дожидаемся полного высыхания. Здесь необходимо терпение - сохнуть может долго.

Когда Вы наконец дождетесь, сделайте вдоль заготовки несколько надрезов ножом (см. фото).

Аккуратно вытаскивайте основу из бумажного кокона. Места разрезов склеиваем малярным или обычным скотчем. Теперь заготовку нужно обклеить бумагой в один слой и снова дождаться полной сухости.

Покрываем грунтовкой или краской белого цвета. Когда высохнет, снова красим, на этот раз в тот цвет, который нравится, ну или соответствует задумке. Снова высушиваем.

Приступаем к декору. В данном мастер классе у вазы нижняя часть украшена грубой веревкой. Не забудьте проклеить часть вазы под декор.

Теперь обмотку из веревки красим с помощью губки. Наша ваза готова.

Ваза папье-маше в глиняной технике



Понадобится:

  • Мука ¾ стакана;
  • Туалетная бумага 1 рулон;
  • Клей ПВА;
  • Миксер;
  • Пищевая пленка;
  • Воздушные шары (для основы).

Туалетную бумагу размотать, сложить в емкость и залить большим количеством воды примерно на 20 минут. Затем сливаем воду, разрываем бумагу на части.

Готовим клеящий раствор. Необходимо смешать 1 часть клея, 3 части воды (будет примерно 1 стакан) + ¾ стакана муки. Добавляем это к бумаге и смешиваем до однородной массы. Удобнее воспользоваться миксером.

Из полученного сырья формируем лепешку. Надуваем шарик или наполняем его водой. Теперь покрываем нашей лепешкой не меньше чем до половины. Хвостик у шарика оставить свободным от массы. Разумеется, шарик надо смазать, чтобы масса не приклеилась намертво к нему. Используйте крем или вазелин.

Кладем нашу заготовку на пищевую пленку и плотно оборачиваем. Теперь надо закрутить концы пленки. Форму делаем более шарообразную.

Оставляем заготовку до полного высыхания. Сдуваем шарик, красим по желанию и составляем красивые композиции с маленькими вазочками.

В следующей поделке соединились два вида декоративно-прикладного искусства - техника папье-маше и декупаж.

Тарелка папье-маше



Такая поделка станет отличным декоративным элементом для кухни или столовой. Просто подберите краски и картинки, соответствующие обстановке комнаты.

Понадобится:

  • Стеклянная тарелка основа;
  • Туалетная бумага 1 рулон;
  • Клей ПВА и обойный (уже жидкий);
  • Кусок марли;
  • Вазелин или что-либо жирное (для смазывания основы);
  • Шпатлевка;
  • Белая гуашь;
  • Краски акварельные;
  • Салфетка с рисунком (на Ваш вкус);
  • Гелевый контур золотого цвета (или любые другие элементы декора);
  • Прозрачный лак.

Совет! Если Вам необходима в работе шпатлевка, дешевле будет купить ее в строительном магазине, а не в рукодельном.

Туалетную бумагу разрываем на кусочки и замачиваем теплой водой. Нужна пара часов. Получившуюся массу надо тщательно перемешать и процедить от лишней жидкости. Можете использовать марлю.

Добавляем оба клея и снова размешиваем. Для удобства можно взять миксер. Масса должна получиться очень эластичной. Для пробы скатайте шарик. Если форма держится значит масса готова. Можно добавить 1-2 ложки шпатлевки.

Тарелку основу с внешней стороны смазываем чем-нибудь жирным. Подойдет крем для рук, вазелин или растительное масло.

Покрываем тарелку нашей массой и оставляем до полного высыхания. Запаситесь терпением, так как на это потребуется довольно много времени - до нескольких дней.

Если есть неровности по краям после высыхания обрезаем. Шпатлюем нашу заготовку и снова оставляем до полного высыхания. Покрываем гуашью белого цвета, благодаря этому акварельные краски лучше лягут. Приклеиваем выбранную картинку с салфетки.

Когда все опять высохнет, смешиваем краски с гуашью и раскрашиваем нашу тарелочку. В данном мастер классе по контуру тарелки нанесена золотая каемочка.

Покрываем лаком (воспользуйтесь автомобильным аэрозольным). Тарелочка готова.

Рамка для фото в технике папье-маше


Очень часто можно встретить поделки из старых автомобильных покрышек или пластиковых бутылок. Для этой красивой рамочки тоже использован мусор - картонные лоточки от яиц.

Понадобится:

  • Лотки от яиц (4 - 5 шт. в зависимости от того, насколько большую рамку Вы хотите);
  • Клей ПВА;
  • Фольга или пищевая пленка;
  • Доска основа (можно взять обычную разделочную доску);
  • Миксер;
  • Глубокая емкость;
  • Марля;
  • Каттер для внутренних контуров;
  • Шнурки (для создания фактуры);
  • Гуашь.

Берем наши лоточки и разрываем их на мелкие кусочки. Складываем в глубокую мисочку и заливаем кипятком. Вода должна полностью покрыть бумажные кусочки. Оставляем разбухать до следующего дня. Разумеется, время условно, так как количество бумаги у Вас может отличаться. Просто спустя пару часов попробуйте, если кусочки расползаются под пальцами, то масса уже готова.

Половину жидкости сливаем. Затем берем миксер и перемешиваем все до однородности. Чем больше потратим на перемешивание, тем лучше будет текстура. Если же вы хотите грубую структуру изделия взбивайте миксером недолго. В процессе взбивания добавляем несколько столовых ложек клея ПВА.

Нас снова надо избавиться от лишней жидкости. Для этого массу помещаем в марлю и кладем под пресс в дуршлаг. Похожим методом делают сыр или творог. Чтобы узнать, готова ли масса, необходимо сформировать небольшой кусочек. Его можно прищипнуть пальчиками или скатать колобок. Если форму держит, значит, хватит отжимать влагу, можно создавать рамку.

Берем нашу основу и застилаем ее фольгой или пищевой пленкой. Это надо для того, чтобы масса не присохла намертво к доске.

Раскатываем слоем примерно в 1 см. Главное, чтобы слой был равный по всей поверхности.

Приступаем к формированию рамки. В центре надо сделать углубление для фото. Выберете любую формочку, которая понравится. Например, коробочку от ватных палочек. Теперь помещаем ее в центр заготовки и аккуратно вдавливаем на 2 - 3 мм. Не вынимая формочку, обрезаем края рамки, можно использовать линейку и острый нож.

Теперь надо сделать нашу рамочку фактурной. Для этого берем шнурок, сворачиваем его и выдавливаем спиральки на рамочке. Глубина примерно пара миллиметров. Можно прорисовать штрихи зубочисткой или иголкой.

Теперь оставляем на время, чтобы рамочка высохла. Как обычно это занимает от нескольких часов до нескольких дней.

Когда поделка полностью высохнет, красим ее. Для того чтобы подчеркнуть фактурность, лучше использовать для покраски гуашь. Когда краска полностью высыхает, остается только приклеить фото в центр, можно использовать двухсторонний скотч. На обратной стороне можно приклеить крепление-ножку.

Из папье-маше можно делать сотни самых разных вазочек, шкатулок, тарелок и прочих элементов декора помещения. Но украшать поделками из этого сырья можно не только комнаты. В следующем мастер классе мы предложим сделать маску в духе венецианского карнавала. Благодаря достаточной пластичности и безвредности массы, создать маску именно для себя, по своим меркам будет легко.

Маска папье-маше в венецианском стиле



Понадобится:

  • Туалетная бумага и газеты;
  • Жирный клей или вазелин;
  • Клей ПВА;
  • Акриловые краски;
  • Элементы для декора (кружева, перья, стразы, бисер, бусины и т.д.).

Режем или рвем газету и туалетную бумагу на полоски.

Теперь самое главное. Основой для Вашей будущей маски будет служить Ваше лицо. Его необходимо смазать жирным кремом или вазелином. Для того чтобы маска получилась хорошо, очень нужно не выражать эмоций на лице - не двигать бровями, не улыбаться. Оставаться спокойным.

Начинаем приклеивать слой газетных кусочков, смазанных клеем. При необходимости их можно смачивать водой, чтобы они легли как можно более плотно к лицу. Чередуйте слой газеты и слой туалетной бумаги. Благодаря этому, Вы будете видеть, если где-то пропустите кусочек. Нужно примерно 5 - 6 слоев. Старайтесь сразу выкладывать ту форму, которой хотите получить маску.

Закончив со слоями, возьмите фен и подсушите заготовку прямо на лице. Как только маска подсохнет, снимайте и сушите естественным путем. Края аккуратно подровнять ножницами. Класть заготовку необходимо выпуклой стороной кверху. Не забудьте сделать отверстия для резиночки или другого крепления.

Когда маска полностью высохнет, покрываем акриловой краской с обеих сторон. Украшать маску можно любыми деталями на Ваш вкус: перьями, кружевом, бисерными низками, стразами или бусинками.

Маргарита Амар предлагает свой мастер-класс, в котором изготовляется интересное панно из , которое украшает парадный вход одного из детских садов. Данное авторское панно папье маше состоит из четырех частей, а его основу составляет традиционная масса папье маше.

Для того кто желает повторить изготовление данной работы предварительно следует подготовить: массу папье маше, картон, бумагу, газеты, бисер и бусины разного размера, кусочки зеркала или CD-дисков, тесемки и шнурочки. Кроме того, понадобится краска акриловая или гуашь, мастика, а также основа из доски или фанеры.

В основе этой работы лежит техника лепки из папье маше, которая основана на массе из бумаги с добавлением ПВА. Предварительно основа, на которой будет выполняться работа, покрывается клеем, после чего папье маше можно либо полностью нанести на нее в виде фона, либо сразу вылеплять необходимые детали. На самом деле папье маше картины лепятся без какого-либо правила, а за основу берется только ваша фантазия.

Также и в этой работе, обратите внимание, насколько разнообразны предметы, которые использованы в ней. Здесь удачно вписаны различные тесемки, веревочки, бусины и бисер, а также блестящие кусочки зеркал и дисков.

На самом деле все эти нюансы способны правильно отобразить задуманное, а порой подчеркнуть ту индивидуальность и особенность, которая должна быть в работе. К примеру, мы использовали бисер для придания фактурности у рыбьих плавников, а стеклянные шарики удачно заменили глаза у птиц.

Отдельным акцентирующим элементом можно назвать драпировку, которая также создана из бумаги. Для этого необходимо взять оберточную достаточно грубую бумагу и смочить ее в разведенном клее ПВА. В таком состоянии она легко подается манипуляциям, и выглядит как обычная ткань при драпировке. В нашей работе подобных эффект использовался и при оформлении павлиньего хвоста.

В целом, если в работе использовать картон, то благодаря ему можно поднять некоторые детали над общим уровнем, чтобы сделать на них акцент, а работу более объемной. Для того, чтобы область под поднимаемой деталью была заполнена, используется папье маше.

После того, как лепка и формирование всего произведения закончились, приступаем к росписи панно.
Это достаточно интересная часть работы должна быть обязательно осуществлена только после полного ее высыхания.

В первую очередь следует нанести грунтовку, цвет которой зависит только от вашей фантазии. Это может быть либо темный, либо светлый вариант.

Обратите внимание в этой работе, насколько получились объемными некоторые детали, для чего отлично подошла газета. Для этого кусочки газеты смачиваются в разбавленный клей, формируется нужная форма и фиксируется на выделенное для нее место. Чтобы деталь лучше приклеилась ее хорошо сжимают, а обклеивание газетами не даст потерять заданную форму.

Когда работа с красками окончена, можно переходить к заключительному слою, для чего нужен либо защитный воск, либо обычный лак для дерева.

В данном случае использовалась мастика из воска, которая лучше всего наносится при помощи кусочка поролона. По мере высыхания этой мастики, ее следует немного натереть, чтобы придать поверхности блеска.

Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.

В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.

Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.

Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.

Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.