Страховая часть страховой пенсии по старости определяется. Страховые пенсии по старости: понятие, условия назначения, размер

Периодические поправки законодательства ведут к тому, что граждане плохо разбираются в вопросах пенсионного обеспечения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем касается это не только расчетов, но и самих терминов. Что значит страховая пенсия по старости в России?

В России нетрудоспособным гражданам по наступлении пенсионного возраста предоставляют регулярное материальное обеспечение для возмещения прежнего дохода.

Это страховая пенсия по старости, платят ее при наличии трудового стажа и накоплений в ПФР. Но такое общее определение не объясняет, как формируется выплата, из чего она слагается и т. д.

Общие моменты

Реформа пенсионной системы в РФ началась еще в 2002 году. Старая система выплат была отменена. Граждане стали получать пенсию, состоящую из двух долей – накопительной и страховой.

При этом 22 % этих отчислений составляют взносы в ПФР:

Показатель ИПК определяется совокупной суммой уплаченных взносов и длительностью стажа, включая периоды страховые и не страховые.

Гражданин вправе сам избирать, какая вариация для него предпочтительнее:

Ежегодно государство осуществляет индексацию, чтобы стоимость баллов не обесценилась на фоне инфляции. Упомянуть стоит и накопительную пенсию.

Заморожена она была с целью понижения бюджетного дефицита. Некоторые граждане поняли сей факт так, что государство изымает их накопления. В действительности это не так.

В чем заключается отличие от трудовой

До начала 2015 года пенсии страховая и трудовая обозначали одно и то же. Правила назначения трудовой были аналогичны условиям выплаты страховой пенсии по старости или инвалидности.

После очередного изменения пенсионного законодательства порядок поменялся. В частности иным стало основание назначения.

Теперь основной фактор, учитываемый при расчете суммы выплат – это страховой стаж, а не объем отработанного стажа, как было ранее.

При отсутствии страхового стража не совершается перерасчет страховых пенсионных доплат. Страховой стаж – это период, на протяжении которого за работающего гражданина отчислялись страховые взносы в ПФР .

Получается, что основное отличие страховой и трудовой пенсий – это основания начисления.

Если для выплаты трудовой пенсии учитывался только период, когда человек официально трудился, то при назначении пенсии страховой в расчет принимается длительность его участия в системе пенсионного страхования.

Действующие нормативы

Так с 1.01.2018 величина этой выплаты составляет:

Граждане, которые выходят на пенсию в 2019 году или вышедшие раньше, могут получать доплату к пенсии.

Размер пенсии каждого лица напрямую зависит от количества стажа, занятости в определенной отрасли, а также иных аспектов. Но это вовсе не означает, что лица, которые в силу жизненных обстоятельств не смогли осуществлять трудовую деятельность. останутся без средств к существованию на склоне лет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно для подобных случаев, а также с целью социальной защиты всех слоев населения законом предусмотрена возможность получения базовой части пенсии, которая предназначена всем лицам, претендующим на пенсию по тем или иным основаниям.

Что это такое?

В настоящий момент пенсия складывается из двух составляющих, а именно страховой и базовой.

Размер страховой части зависит от количества стажа, принадлежности к определенной льготной категории или иных обстоятельств. А базовая часть пенсии является неизменной и выплачивается независимо от наступления инвалидности, смерти кормильца или достижения определенного возраста.

То есть фиксированная часть пенсии является минимумом, который гарантирован каждому гражданину при установлении пенсии, независимо от оснований ее назначения.

Нормативная база

Порядок назначения фиксированной выплаты регламентируется нормами ст.16 ФЗ №400, где сказано, что размер базовой выплаты зависит, прежде всего, от категории лиц, которые претендуют на пенсионное обеспечение, а также от факторов, сопровождающих их трудовую деятельность либо семейное положение.

На размер ФБР (фиксированного базового размера) влияет и наличие северного стажа, и группа инвалидности, и ИПК умершего кормильца, не говоря уже о трудоустройстве после оформления пенсии или наличии иждивенцев.

Кому положена?

Право на базовую пенсию имеют все лица, оговоренные в ст.16 ФЗ №400, а именно:

  • претенденты на пенсию по возрасту и выслуге;
  • инвалиды;
  • лица, потерявшие кормильца;
  • граждане, на содержании которых находятся иждивенцы.

Состав и структура

ФБР составляет фиксированную сумму, которая может уменьшаться либо увеличиваться в зависимости от категории претендентов.

Допустим, в пособие при утрате основного кормильца базовая часть входит только в размере 50%, а при наличии иждивенцев размер фиксированной части увеличивается и варьируется в соответствии с количеством лиц, находящихся на содержании.

Из каких средств формируется?

В соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ №167 фиксированная основа формируется за счет средств, перечисленных тружениками в качестве обязательный взносов в ПФ РФ.

Причем в отношении несовершеннолетних лиц, которые претендуют на получение части ФБР, наличие страхования, а также перечисление средств необязательно, учитывая, что взносы выплачивались погибшими кормильцами.

Размер

В порядке ст.16 ФЗ №400 величина базовой выплаты зависит от вида пенсии, а также других факторов:

  • степени ограничения по здоровью;
  • наличия иждивенцев и их количества;
  • возраста пенсионера, а именно после 80 лет или до;
  • стажа работы в Северных районах.

Одинаковая у всех или нет?

На основании ст.16 ФЗ №400 размер базовой пенсии не устанавливается в одинаковом размере всем пенсионерам, а как раз наоборот.

На минимальную часть могут рассчитывать все претенденты, кроме получателей , учитывая, что ФБР им положена только в размере половины базовой части, то есть 2402,5 рублей. А на максимальную могут рассчитывать только северяне, люди при достижении восьмидесятилетнего возраста или получении инвалидности 1 группы – 21622,98 руб.

Средний размер ФБР для всех остальных категорий пенсионеров варьируется в пределах от 6,5 тысяч до 19 тысяч рублей.

Сколько составляет сегодня?

Базовая часть фиксированной выплаты по состоянию на 01.02.2017 года равняется 4805,11 рублей, но это минимальная выплата.

Если пенсионер имеет инвалидность 1 группы, оговоренная часть его пособия будет составлять 9610,22 рубля, а при наличии иждивенцев и 80 летнего возраста – 11211,92 рубля. Лица же, которые имеют северный стаж, могут претендовать на ФБР от 7207 рублей до 21622 рублей в прямой зависимости от стажа, региона работы и возраста, не говоря уже о содержании иждивенцев.

В силовых структурах

Несмотря на то, что пенсия по выслуге упомянута в ФЗ №400, пенсионное обеспечение военнослужащих регламентируется другим федеральным актом, а именно Законом РФ №4468-1, в соответствии с которым данная категория не имеет права на ФБР, так как размер их пенсий (ст.14) исчисляется в процентном отношении к ранее получаемому денежному довольствию пропорционально к имеющемуся периоду службы.

При этом в порядке ст.46 Закона №4468-1 минимальным размером пенсионного обеспечения для военнослужащих выступает базовая часть социальной пенсии на основании ст.18 ФЗ №166 в размере 3771,78 рублей с учетом индексации на 1,04, к которому добавиться надбавка за иждивенцев либо особые заслуги в период службы в соответствии с нормами, оговоренными в ст.45 Закона №4468-1.

По инвалидности

Согласно норм, оговоренных в ст.16 ФЗ №400, инвалиды имеют право на базовую пенсию, но в размере, который зависит от группы.

В порядке ч.2 ст.16 ФЗ №400 при 3 группе инвалидности ФБР будет составлять только 50% государственной базовой пенсии — 2402,5 рублей, при второй группе -4805,11. А вот чему равна пенсия инвалида 1 группы, будет зависеть от нескольких факторов.

К примеру, минимальная пенсия в порядке ст.17 ФЗ №400 для данной категории будет составлять 9610,22 рубля, а при наличии лиц, находящихся на содержании - от 11211,92 до 14415,32 руб. с учетом количества лиц, находящихся на содержании.

При этом, если инвалид 1 группы имеет северный стаж, его пенсия составит 14415,32 рубля, а при уходе за другими пенсионерами, неспособными себя содержать – 21622,98 рублей.

В районах Крайнего Севера

На основании ч.4 ст.17 ФЗ №400 положен повышенный уровень ФБР и труженикам из северных районов.

При наличии северного стажа не менее 15 лет и общего периода работы в 25 и 20 лет (для тружеников мужского и женского пола), базовая основа повышается на 50% — 7207,67 рублей. В случае, же если северному работнику исполнилось 80 лет или ему была установлена 1 гр по потере трудоспособности, ФБР будет ежемесячно выплачиваться в размере -14415,33 рубля, а при наличии на содержании иждивенцев еще по 50% за каждого.

Если же северянин отработал в условиях, приравненных к северным более 20 лет, опять же при наличии общего стажа, ФБР будет ему повышен на 30% — 6246,64 руб, а при содержании иждивенцев - еще по 30% за каждого, что, в общем будет составлять от 8328,85 до 12493,27 рублей. Соответственно после 80 лет или при наличии инвалидности размер базы также будет повышен до уровня 12493,27 рублей.

При наличии иждивенца

Понятие термина «иждивенец» содержится в ст.179 ТК РФ, где сказано, что иждивенцем признается лицо, признанное нетрудоспособным в установленном законом порядке, находящееся на полном либо частичном материальном содержании другого лица.

При этом детки признаются иждивенцами автоматически, в силу возраста, а вот родственники должны подтвердить свой, так сказать статус, посредством инвалидности и маленькой пенсии, что даст право на увеличение фиксированного размера кормильцу.

в порядке ст.17 ФЗ №400 лицам, отработавшим в районах, приравненных к северным, ФБР будет увеличена за каждого иждивенца на 30%, а северянам - на 50%, при этом пенсионерам, не обладающим льготами, за оказание помощь родственникам базовая часть также будет повышена на 50% за каждое лицо, которому они помогают, но не более 150% в общем.

Чиновникам

Для работающих пенсионеров

В соответствии со ст.16 ФЗ №400 при достижении пенсионного возраста и обращении за назначением оговоренного вида пособия ФБР выплачивается всем категориям пенсионеров независимо от того, продолжают ли трудиться или перешли на законный отдых.

То есть пока труженик не уйдет на пенсию полностью, размер фиксированной основы будет составлять минимум, установленный изначально, без учета инфляции и повышения ФБР на соответствующий коэффициент в течение последующих лет, причем не только в отношении базы, но и пособия по возрасту.

Для афганцев

Афганцы в соответствии со ст.3 ФЗ №5 являются ветеранами боевых действий с определенным набором соц. услуг и компенсационными выплатами, которые предназначены в благодарность за выполнение интернационального долга.

Но при этом оговоренные выплаты не относятся к пенсионному обеспечению, на которое афганцы вправе рассчитывать в порядке определенном ФЗ №400 уже на общих основаниях, а при получении инвалидности - в связи с ранением или травмой, полученной в ходе боевых действий в порядке норм Закона №4468-1.

Для ИП

На основании ст.4 ФЗ №400 право на пенсионное обеспечение возникает только при соблюдении некоторых обязательных условий, одним из которых является перечисление взносов в ПФ РФ.

Если предприниматель в течение своей деятельности в порядке ст.7 ФЗ №167 производит отчисления в ПФ РФ, период отчислений учитывается в общий стаж и, следовательно, при достижении пенсионного возраста ИП имеет право рассчитывать на пенсию в общем порядке с выплатой ФБР.

Размер в 2019 году

ФЗ №400, регламентирующий порядок пенсионного обеспечения и устанавливающий суммы начислений, в том числе и ФБР, был принят в конце 2013 года, но за несколько лет, в связи с экономическими проблемами и спадом производства, цены на основные группы продуктов выросли, именно поэтому было принято решение об индексации пенсионных пособий в зависимости от уровня инфляции.

Минимальная

Следует отметить еще один факт, в соответствии с законом, социальное обеспечение не может быть менее установленного минимума для проживания, в общем по РФ либо в субъектах РФ. К примеру, в Москве минимумом считается 10670 рублей, а в Питере 9617,90 рублей.

Следовательно, пенсия пожилого человека в общем с учетом и фиксированной выплаты в том числе, не может быть ниже оговоренного уровня.

Базовая пенсия в 2019 году

Согласно норм, закрепленных в ст.16 ФЗ №400, базовая основа рассчитывается гражданину, обратившемуся за оформлением, пенсии автоматически, но с учетом отработанного стажа и наличия иждивенцев, не говоря уже о группе инвалидности либо периоде труда кормильцев.

Правила предоставления

ФЗ №400 предусмотрено три вида пенсии:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере основного кормильца.

Для назначения оговоренных видов требуется соблюсти определенный перечень обязательных условий:

  • подтвердить стаж;
  • наличие инвалидности;
  • достижение определенного возраста;
  • потерю средств к существованию в виду отсутствия кормильца.

Стаж

Протяженность стажа при оформлении пенсионного пособия любого из выше оговоренных видов пенсии имеет решающее значение, влияющее на размер пособия.

В порядке ст.8 ФЗ №400 при оформлении пенсии по старости нужно подтвердить наличие стажа занятости на протяжении пятнадцати лет. В соответствии со ст.9 ФЗ №400 пенсию по инвалидности установят независимо от группы трудопотери, но только при наличии минимального стажа. И пособие при утрате основного кормильца в порядке ст.10 ФЗ №400 предоставят опять же исходя из периодов занятости кормильца до гибели.

Если же у будущих пенсионеров , пенсия им будет назначена в соответствии с ФЗ №166. То есть им будет предназначена социальное пенсионное пособие, которая доплату в виде ФБР не предполагает.

Возраст

Для оформления пособия, включающего ФБР, будущий пенсионер должен подтвердить не только стаж, но и достичь определенного возраста, что актуально для пенсии по возрасту.

В порядке ст.8 ФЗ №400 пенсия будет рассчитана только с 60 лет в отношении лиц мужского пола и с 55 лет женского. Хотя на основании ст.30 ФЗ №400 пенсию можно оформить и досрочно, но только при условии вредного стажа либо иных обстоятельств, которые подразумевают труд в условиях, отклоняющихся от нормы и чрезмерную нагрузку.

В отношении же лиц, которые претендуют на пенсию при ограниченной трудоспособности либо при потере основного кормильца, возрастных рамок не предусмотрено, учитывая, что утратиться трудоспособность либо лишиться близкого человека граждане могут в любой момент.

Документы

В порядке ч.6 ст.21 ФЗ установление пенсии любой разновидности, а также фиксированной части производится только после предоставления пакета документов, утвержденного Приказом Минтруда №958н.

В ПФ по месту проживания нужно подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий периоды труда;
  • удостоверение об инвалидности и подтверждающие мед. документы;
  • свидетельство о браке и рождении детей;
  • справку о заработке по месту труда;
  • справку о составе семьи;
  • справку о месте проживания;
  • справку об отсутствии начисления пенсии по другим основаниям.

В том числе для подтверждения содержания иждивенцев либо потере кормильца требуются документы оговоренных лиц об их личности и материальном состоянии, не говоря уже о месте проживания, что необходимо для получения пенсии в любом случае.

Начисления

Определение будущего размера пенсии производится только после проверки предоставленных документов на подлинность и подтверждение стажа работы в порядке ст.14 ФЗ №400.

При этом начисление производится с даты регистрации подачи заявления с пакетом документов, перечисленным выше, несмотря на то, что проверка может длиться до трех месяцев.

Расчет

Изначально к расчету принимается фиксированная часть в минимальном размере, то есть – 4805,11 рублей, затем в зависимости от подтверждающих данных ФБР может быть увеличена.

К примеру:

При наличии 1 иждивенца, допустим, того же ребенка-инвалида, базовая часть увеличится на 30%.

4805,11 + (4805,11 х 33,33%) = 6406,81 рублей.

Если же речь идет о северном стаже, то базовая часть увеличится на 50%:

4805,11 + (4805,11 х 50%) = 7207,67 рублей.

Перерасчет

Как правило, пенсия, в том числе и базовая, устанавливается на момент регистрации с учетом данных, зафиксированных документально.

Но ведь по прошествии нескольких лет обстоятельства жизни могут измениться, в связи с чем появятся основания для перерасчета базового пособия.

В порядке ст.18 ФЗ №400 размер ФБР может быть изменен по желанию самого пенсионера в случае, если он имеет право на оформление этого вида пенсии по двум основаниям одновременно.

Также размер ФБР может быть пересчитан в случае, если пенсионер взял на себя заботу о близком родственнике, признанном инвалидом.

И конечно ФБР будет изменена, но уже автоматически на , которая сейчас составляет – 9610,22 рубля.

Часто задаваемые вопросы

Какие льготы можно получать?

Как правило, в отношении пенсионеров перечень льгот разрабатывается на региональном уровне, в зависимости от финансовых возможностей.

Наиболее распространенными являются:

  • компенсация 50% за коммунальные услуги;
  • компенсация проезда в пределах города на общественном транспорте;
  • обслуживание в поликлинике на безвозмездной основе, в том числе обследование;
  • материальная помощь в случае возникновения экстренной ситуации;
  • помощь при погребении;
  • ряд доплат.

На федеральном уровне пенсионеру могут рассчитывать на трудовые льготы, такие как:

  • (в порядке ст.128 ТК РФ);
  • налоговые льготы (освобождение от них при получении единовременных выплат в порядке ст.217 НК РФ);
  • налоговые вычеты - на основании ст.218 НК РФ.

Почему отменили военнослужащим?

Согласно ст.10 Закона РФ №4468-1 военнослужащие в течение службы не производят отчисления в ПФ. За них данную процедуру осуществляет государство.

Основополагающим типом социального обеспечения принято считать пенсионные отчисления в пользу нуждающихся в них по различным основаниям граждан. Они предоставляются исключительно в денежной форме и, например, в отличие от заработных плат не могут выражаться в натуральном виде (продуктах питания; хозяйственно-бытовых средствах и т.д.).

В российском государстве на данный момент известно несколько форм выражения социальной политики, направленной на материальное обеспечение незащищенных категорий лиц. Основное значение в связи с недавними изменениями в законодательстве придается страховым пенсия по старости.

Все большее число государств переходит на накопительную пенсионную систему, при которой, действует прямая связь между тем сколько зарабатывает гражданин и его размером будущего содержания. Российская пенсионная система придерживается в своих государственных гарантиях правила о смешанных отчислениях с их накопительным элементом. Это означает, что первая часть пенсионных средств, берется из текущих поступлений работающих лиц, а вторая, восполняется за счет специально созданных государственных фондов.

Согласно нормативно-правовому регулированию, приведенному в , под одноименным видом социального обеспечения подразумевается ежемесячная денежная выплата. Средства на ее покрытие и предоставление материальных отчислений конкретным категория граждан извлекаются из Пенсионного фонда РФ. Их основным назначением выступает компенсационная функция, в связи с которой, утративший по объективным причинам трудоспособность работник, получает возмещение заработной платы в виде пенсий и других денежных предоставлений.

Также основанием аналогичного материального содержания является достижение конкретно установленного возраста. Из-за старости трудящийся не способен выполнять работоспособную функцию в надлежащей мере.

При анализе совокупных условий назначения страховых пенсий по старости, можно выделить следующие основания их назначения отдельным категориям граждан:

  1. Достижение представителями мужского пола возрастной планки в шестьдесят лет. Для женской половины устанавливается минимальная цифра пятидесятипятилетнего возраста.
  2. Наличие в выслуге лет страховых периодов, которые в своей общей продолжительности, дают сумму не менее пятнадцати лет.
  3. Пенсионный бал, объем которого не должен быть меньше тридцати.

Особенностью является тот факт, что основания под номером два и три, подлежат постепенному внедрению в пенсионную систему Российской Федерации и для них предусмотрены переходные периоды.

С начала введения страховых пенсий, то есть в 2015 году, необходимость в протяженности страхового стажа для лиц, претендующих на пенсию, составляла шесть лет. Впоследствии законодателем было предусмотрено правило о ее постепенном увеличении на один год. Тенденцию ее возрастания можно представить таблицей:

Календарные годовые отрезки Необходимый объем суммарных страховых периодов для пенсионеров
2016-й годовой период Семь лет
2017-й годовой период Восемь лет
2018-й годовой период Девять лет
2019-й годовой период Десять лет
2020-й годовой период Одиннадцать лет
2021-й годовой период Двенадцать лет
2022-й годовой период Тринадцать лет
2023-й годовой период Четырнадцать лет
2024-й годовой период и последующие временные отрезки Пятнадцать лет

Таким образом, законодательными органами, установилось ежегодное возрастание страховых периодов для пенсионеров. Однако оно не будет продолжаться постоянно и зафиксируется на конкретном значении в 2024 году.

Аналогичное возрастание предъявлено и к индивидуальным пенсионным коэффициентам. Изначально их необходимый размер в 2015 году составлял 6,6 балов, но ежегодно это величина будет подлежать увеличению на 2,4 бала:

Этим индивидуальным пенсионным коэффициентом оценивается каждый год трудовой деятельности будущего пенсионера. Он подлежит расчету на основании специальной формулы.

Исчисление страхового стажа для назначения пенсий по старости

Одним из оснований назначения страховой пенсий по старости является наличие определенного количества страховых отрезков либо нестраховых фактов, которые также зачисляются в выслугу лет.

Под страховыми периодами понимается обобщенная протяженность циклов претворения своих рабочих полномочий физическим лицом, в процессе которых, в фонды, предназначенные для осуществления социальных регулярных выплат, этим гражданином вносятся платежные средства за страхование.

Для того чтобы они пошли в зачет к будущим пенсионным отчислениям, необходимо соблюсти два условия:

  1. Трудовая деятельность обязана происходить в пределах территориальной целостности российского государства, то есть в рамках страны.
  2. На основе выполнения производственных полномочий работником, должны происходить ежемесячные отчисления во внебюджетные финансовые структуры по общесоциальным нуждам.

Обратите внимание! В исключительных случаях выслуга лет может накапливаться и в связи с работой трудящегося за границей. Однако, во-первых, должно быть соблюдено условие по заключению международно-правового соглашения между странами о страховых периодах. Во-вторых, работник, занятый за пределами российского государства, обязан выплачивать взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Девять нестраховых периодов перечислены в . Они берут во внимание такие жизненные обстоятельства, при которых трудоспособному гражданину, по объективным причинам представлялось невозможном осуществлять трудовую деятельность. Например, к ним относятся:

  1. Уход одного из законных представителей за малолетним до его полуторогодовалого возраста;
  2. Период незаконной меры процессуального пресечения (в виде лишения свободы) по уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого и его нахождения в данных местах.
  3. Случаи проживания одного их супругов в дипломатических или консульских представительствах с другим супругом, который был направлен туда по своим должностным обязанностям.
  4. Отрезок времени по получению регулярных государственных социальных денежных выплат лицами, признанными по законодательству безработными и так далее.

Таким образом, в 2018 году, для получения страховой пенсии по старости гражданин должен иметь в общей сумме девять лет вышеописанных страховых и нестраховых периодов.

Требуемые действия при подтверждении и доказывании страхового стажа

Элемент первой важности, который имеет значение для обоснования отрезков трудовой деятельности в пользу страховых периодов, заключается в информации о регистрации трудящегося в системе обязательного пенсионного страхования.

Дата регистрационных процедур обозначается в страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛСе):

  1. Если трудовая деятельность гражданина предшествовала регистрационному оформлению, то она подтверждается, на основании данных о персонифицированном учете за соответствующий отрезок времени. Также могут быть предоставлены документы, выдаваемые работодателями или уполномоченными органами, которые подтверждают факты работы трудящегося, претендующего на страховую пенсию по старости.
  2. Если трудовая деятельность гражданина протекала после регистрационного оформления, то сведения о его работе, подтверждаются исключительно на данных индивидуального (персонифицированного) учета. В этом состоит его основное отличие от первого вида.

Зачастую возникают проблемы подтверждения страхового стажа. Это происходит из-за того, что доказательственная база, о факте прохождения трудовой деятельность не сохранилась. Для этих случаев законодатель предусмотрел положение подтверждения страховых периодов на основе свидетельских показаний. Их количество не должно быть менее двух. В дополнении к этому действует еще ряд условий:

  1. Свидетельскими доводами подтверждается исключительно выслуга лет по страховым основаниям (за вычетом нестраховых периодов), которые имели место быть до регистрации трудящегося в системе обязательного пенсионного страхования.
  2. Обязаны подтвердиться факты, что сведения о выполнении трудовой деятельности, утрачены по не зависящим от лица обстоятельствам. Например, это могут быть стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, пожары и аналогичные природные явления). Допустимы и другие причины утраты документов не по вине работника в отдельных случаях. Например, утеря документации вследствие небрежного отношения с ней; умышленное избавление от доказательственных оснований и тому подобное.
  3. Продолжительность выслуги лет, обоснованной свидетельскими доводами, не должна превышать половины страхового стажа, необходимого для назначения пенсионных выплат по старости.

Справка. В нормативных актах особо оговаривается, что не допускается, подтверждение свидетельскими показаниями характера производства, работ и профессий. Это свидетельствует о том, что назначении досрочной страховой пенсии, по основаниям неблагоприятных, особо вредных и затруднительных факторов трудовой деятельности невозможно. Свидетельские показания применяются только к общему порядку назначения пенсий по старости.

Оформление страховых пенсий

  1. В первую очередь заинтересованным лицам надлежит обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России. Это следует делать не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста. В учреждении необходимо предоставить заявление о назначении пенсионных выплат и документацию, удостоверяющую возраст претендующего на пенсию гражданина; место его проживания; принадлежность к гражданству и доказательства должного количества страховых периодов для пенсии.
  2. Дождитесь решения компетентного органа. При удовлетворении ваших требований о пенсионном содержании территориальные структуры Пенсионного фонда Российской Федерации предоставят справку о назначении, объеме и дате начала ежемесячных выплат.

Обратите внимание. Изъявленные требования по назначению пенсионных отчислений допускается подать лично в территориальное управление ПФР либо предоставить официальные бумаги через представителя на основании доверенности. Помимо непосредственного обращения в компетентные органы, существует возможность направления документации почтовым отправлением, в электронной форме и через многофункциональные центры.

Если гражданин претендует на назначении пенсионных выплат досрочно, то есть до достижения шестидесяти лет мужчиной и пятидесяти пяти лет женщиной, то он предъявляет в ПФР официальные основания такого правомочия. Это могут быть факты, доказывающие работу гражданина, по профессиям, предусмотренным списками № 1 и № 2. В них включается наиболее опасные, неблагоприятные и трудные производственные процессы, например, работы в литейных цехах.

После передачи пакета документов компетентному специалисту в органе ПФР он обязан принять уведомление о регистрации заявления. При личном обращении заявителя о выдаче копии этого уведомления, она беспрепятственно выдается ему в руки или отправляется электронным письмом.

Видео – Страховая пенсия. Формирование

Индексация страховых пенсий

Федеральными законодательными органами РФ было принято решение о привязки пенсий к индексу потребительских цен. С учетом этих моментов с 1 января 2018 года страховые пенсии выросли на 3,7 %.

Важно отметить, что это нормативное правило коснулось исключительно неработающих пенсионеров. Для работающих трудящихся, которые достигли пенсионного возраста и продолжают выполнять свою производственную функцию, индексация не предусмотрена. Она будет возобновляться только по истечение трех месяцев со дня увольнения работника.

Согласно статистическим подсчетам на 2018 год средний размер страховых выплат по пенсионному обеспечению для неработающих лиц составит 14 тысяч 385 рублей. К 2020 году планируется увеличить эту цифру до 15 тысяч 400 рублей в среднем соотношении по всей России.

Страховая пенсия - это ежемесячная выплата нетрудоспособным лицам, застрахованным в рамках , которая назначается с целью компенсации утраченной заработной платы и других выплат . По сути, это часть существующей до 2015 года трудовой пенсии, которая потом разделилась на страховое и накопительное обеспечение.

Страховая пенсия после пенсионной реформы 2015 года

В результате реформы пенсионной системы с января 2015 года трудовая пенсия преобразовалась в страховую пенсию , изменился порядок ее формирования и расчета .

Пенсия формируется за счет обязательных страховых взносов , которые уплачиваются работодателями в пенсионный фонд РФ за своих работников в размере 22% от заработной платы. Распределение перечисляемых сумм происходит следующим образом:

  • 16% от взносов идет на индивидуальный тариф, т.е. на формирование страховой пенсии.
  • 6 % идет на солидарный тариф - фиксированную выплату, выплату социального пособия на погребение , иные, предусмотренные пенсионным законодательством цели.
  • у женщин - 60 лет;
  • у мужчин - 65 лет.

С 2019 по 2022 год предусмотрен переходный период, когда значение пенсионного возраста будет ниже (читать подробнее в ).

Страховая пенсия по старости (возрасту) по закону назначается при обязательном наличии в 2019 году следующих величин:

  • страхового стажа не менее 10 лет , требование к продолжительности которого с каждым годом увеличивается на 1 год до достижения 15 лет;
  • ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) не меньше 16,2 , требование к которому также ежегодно увеличивается на 2,4, пока он не будет достигать размера 30 .

Для некоторых категорий граждан при наличии определенных требований установлена возможность получения права на страховое пособие досрочно , т.е. раньше достижения ими пенсионного возраста.

  • трудились во вредных условиях труда, а также в тяжелых и опасных для здоровья;
  • работали или проживали на Крайнем Севере и (или) приравненных к нему местах;
  • имеют определенный социальный статус.

Перечень профессий и лиц, имеющих право на досрочную пенсию, а также условия ее назначения определены законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в статьях , и .

Страховая пенсия по инвалидности

Величина фиксированной (базовой) выплаты

Фиксированная выплата устанавливается к страховой пенсии одновременно с ее назначением. Ее размер определен законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и после индексации 01.01.2019 составляет 5334,19 рублей . Этим же законом закреплены и другие моменты:

  • при оформлении страхового пособия по инвалидности инвалидам 3 группы и пенсии по потере кормильца фиксированная выплата назначается в размере 50% от установленной законом суммы;
  • при установлении пенсии по старости после отсрочки ее оформления или отказа в ее получении в зависимости от срока, который прошел с момента появления права на пенсию (но не раньше 1 января 2015 ) до дня ее назначения, к фиксированной выплате применяется повышающий коэффициент;
  • выплата ежегодно индексируется;
  • по решению Правительства РФ размер выплаты может дополнительно ежегодно увеличиваться в зависимости от роста доходов ПФР.

Ст. 17 закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях » предусматривает некоторым категориям получателей выплату фиксированной суммы в повышенном размере .

Индексация в 2019 году

1 января 2019 года индексация страховых пенсионных выплат по решению Правительства была проведена на процент выше уровня инфляции за 2018 год - на 7,05% .

Кроме того продлены ряд решений, касающихся трудящихся получателей пенсии:

  • работающим пенсионерам индексацию страховых пенсий не проводили , и проводить теперь не будут;
  • индексирование выплаты возобновится тогда, когда пенсионер уволится , причем пенсионное пособие он начнет получать с учетом всех пропущенных индексаций;
  • по желанию получатель пособия вновь может устроиться на работу, при этом уменьшения пересчитанной пенсионной выплаты не будет.

Ограничивая работающих пенсионеров в индексации пенсионных выплат, законодатель сохранил ежегодный перерасчет их пенсий, производимый в августе исходя из сумм страховых взносов, перечисляемых за них работодателем.

Порядок назначения и выплат страховых пенсий

Страховая пенсионная выплата назначается по заявлению ее получателя, поэтому для ее оформления следует обращаться в территориальный пенсионный орган по месту регистрации или проживания. Обратиться в пенсионный фонд и представить все необходимые документы можно:

  • лично или через доверенное лицо, удостоверенное нотариусом;
  • воспользовавшись услугами почтового отделения связи;
  • через интернет на сайте ПФР;
  • через многофункциональный центр;
  • через работодателя.

Если с документами все в порядке, либо заявитель успевает принести недостающие не позже 3 месяцев с момента их затребования, пенсионная выплата назначается со дня подачи заявления, считающегося днем обращения за назначением пенсии.

В некоторых случаях предусмотренных законом страховая пенсия может быть назначена раньше дня обращения за ней.

Установленное страховое пособие перечисляется пенсионным фондом ежемесячно за текущий месяц на счет той организации, которая осуществляет его выплату.

Необходимые документы для оформления

Документы, требуемые ПФР для оформления страхового пенсионного пособия:

  • заявление на назначение страховой пенсии;
  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство (для иностранных лиц и не имеющих гражданства);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • трудовая книжка и иные документы, которые могут подтвердить страховой стаж и периоды, включаемые в него;
  • справка о среднемесячной заработной плате за 60 месяцев (подряд) до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. При этом ПФР может принять данные о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, если они были ранее представлены работодателями и находятся в информационной системе ПФР;
  • для подтверждения некоторых обстоятельств дополнительно могут потребоваться другие документы.

Можно ли работать и получать пенсию?

Пенсионное законодательство позволяет получателям страховых пенсионных выплат осуществлять трудовую деятельность.

Исключение составляет получение пенсии по потере кормильца, поскольку она выплачивается при условии, что ее получатель является нетрудоспособным или не работает по причине ухода за детьми младше 14 лет.

В целях сокращения расходов на пенсионное обеспечение была попытка законодательно ограничить работающих пенсионеров в получении пенсионных выплат в зависимости от размера их доходов, однако этот проект на данный момент принят не был, и право зарабатывать дополнительные к пенсии средства осталось неизменным.