Рабочая программа (старшая группа) на тему: Кружок "Воображайка" для детей старшей группы. Рабочая программа кружка « Веселая мастерская» старшей группы

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – среда . План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Рябинка» - 10 детей. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю.Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Рябинка» призвана решать следующие задачи :

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.

Методы , используемые для реализации работы кружка:

    Наглядные методы:

Экскурсии, целевые прогулки;

Наблюдения;

Показа сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических игр;

    Словесные методы:

Чтение литературных произведений;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    Игровые методы:

Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Загадывание загадок;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

    Практические методы

Организация продуктивной деятельности детей;

Оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

Постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления .

    Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

    Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

    Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

    Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

    Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

    Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Перспективный план работы кружка «Рябинка»

…. учебный год

«Цветы на осеннем участке»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение.

«Осенний урожай»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

«Растения и животные»

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе

Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница»

«Что растения под землёй прячут?»

Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды; учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»; рассматривание гербария; посадка лука.

«Зачем растениям стебель (ствол)?»

Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола; продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; чтение сказки «Чей стебель лучше?»; опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность.

«Тайна зелёного листа»

Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений.

Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»; рассказ

«Письмо для Дедушки Дерева»

Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения

Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки»

«Для чего растениям цветы?»

Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок.

Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»

«Семена – дети растений»

Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян.

Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка»

«Грибное царство»

Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов.

Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом.

«Гости из далёких стран»

Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями.

Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях

«Зелёный доктор»

Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать умение детей отличать их от простых растений

Загадки, беседа, чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария

«Детки на ветке» (зимние ветки)

Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них.

Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки»

«Лягушки»

Расширять представление детей об образе жизни лягушек; познакомить со стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе; воспитывать доброжелательное отношение к земноводным

Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?», рассказ воспитателя о лягушках, физминутка «Мы весёлые лягушки», д/игра «Что сначала? Что потом?», д/игра «Продолжи фразу»

«Пернатые друзья»

Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года.

Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?»

«Птичья столовая»

Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка»

Расширять представления детей о жизни дятлов: разнообразии видов, особенностях добывания пищи, обустройстве жилища; развивать познавательный интерес, способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадка о дятле, рассматривание иллюстрации «Дятел», чтение рассказа Т.Д. Нуждиной «Дятел», беседа «За что мне нравится дятел?»,

«Журавль и цапля»

Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни

«Воробей и синица»

Расширять представления детей о жизни птиц – соседей человека – воробьёв и синиц: месте обитания, характере пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица»

«Сова и попугай»

Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания, строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное и заботливое отношение к пернатому питомцу.

Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение стихотворения Л.Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая

«Кукушка»

Познакомить детей с кукушкой: особенностями жизни, характере пищи, отсутствием заботы о потомстве; доказать её принадлежность к перелётным птицам, обосновать роль птицы в природе; воспитывать нравственные качества

Д/игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, беседа «Что вы знаете о кукушке?», чтение рассказа «Кукушка» Т.Д.Нуждиной

«Мастера без топора»

Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа

«Нелетающие птицы»

Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?»

«Крылья, ноги и хвосты»

Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста, познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах.

Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?», рассматривание перьев, рассказ воспитателя, д\игра «Крылья, ноги и хвост»

«Маленькие волшебники»

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады, воспитывать желание ухаживать за растениями.

Беседа, рассматривание семян, посев семян.

«Воздушный океан»

Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление.

Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа.

«Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях.

Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков

«Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность

«Путешествие по глобусу»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Беседа, рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, знакомство детей с картой

«Сбережём удивительный мир растений и животных»

Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар»

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей

Список литературы:

    Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

    Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

    Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.

    Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

    Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования детей дошкольного возраста: - Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.

    http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html

Календарно - тематическое планирование кружковой работы «Волшебный квадратик» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству оригами;
Расширять коммуникативные способности детей;
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Месяц Тема Цель Пространственное планирование
сентябрь Бумага и её свойства Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; карточки схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы цветной бумаги, картон, клей.
Базовая форма «Квадрат» Заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств- сминаемостью,

Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей,
укреплять мелкие мышцы рук,
воспитывать аккуратность.
Набор геометрических фигур разного цвета и размера, по два листка бумаги, ножницы.
В некотором царстве, в бумажном государстве Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них, знакомить с историей искусства оригами Различные поделки, выполненные в технике оригами
Бабочка Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. Два бумажных квадрата для каждого ребёнка белого цвета, два бумажных квадрата любого цвета, ножницы, клей- карандаш.
Октябрь Книжка Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Три прямоугольника формата А4, клей.
Стаканчик Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, загибать острые углы, полученного треугольника на противоположные стороны. Квадрат любого цвета.
Флажок Формировать умение складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Два красных квадрата 15#15 см, две полоски шириной 1 см, длиной 20 см из картона, клей,
Ноябрь Рыбка Формировать умение складывать рыбку с использованием базовой формы квадрат. Квадраты.
Курочка Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой». Красный квадрат3*3 см, желтый 15*15, клей, фломастеры.
Гномик Продолжать закреплять умение делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко выполнять инструкцию Квадраты 8*8,6*6 разного цвета, клей, ножницы.
Декабрь Новогоднее украшение Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение Разноцветные квадраты разных размеров, клей, нитки, ножницы.
Ёлочка Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Три квадрата зелёного цвета 15*15,10*10, 5*5 см, клей
Снеговик Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. Три квадрата 10*10, 8*8, 5*см. Клей, карандаши.
Снежинки Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Развивать умения мелких и точных движений пальцев как правой, так и лево руки. Квадраты синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см
Январь Лисичка с чёлочкой Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. Квадрат оранжевый 15*15, прямоугольник15*7см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
Заяц Закреплять умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой». Продолжить учить детей внимательно слушать инструкцию воспитателя. Квадраты серого цвета8*8см и 10*10 см.
Собака Продолжать знакомство с поделками в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. Квадрат 10*10 см, карандаши
Кошка Закрепить с детьми складывание базовых форм. Воспитывать в работе аккуратность в работе, внимание. 1 квадрат 15*15см, карандаши, фломастеры для оформления мордочки, клей.
Февраль Лодочка Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук. Прямоугольные листы 20*15см.
Самолёт формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности Прямоугольник любого цвета.
Цветы Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами. 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей.
Март Подарок маме Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. Квадраты красной, зелёной, синей, желтой бумаги для листьев, стеблей, ножницы, клей.
Грачи прилетели Закреплять умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук Квадраты черного цвета15*15, заготовки для глаз, ножницы клей.
Ветка рябины Закрепить умение мастерить поделки базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, формирование умение чётко выполнять инструкцию. Квадраты красного,зелёного цвета для листьев, клей.
Ракета Формировать умение складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). Бумага, клей, ножницы.
Апрель День космонавтики уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.
Весёлые человечки совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. Бумага, клей, ножницы.
Божья коровка Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому.
Бумага, клей, ножницы.
Звёздочки Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение чередовать цвета, соединять детали. 8 квадратов 10*10, 4из них одного цвета, 4 другого,клей.
Май Лягушка Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами Квадрат зелёного цвета 10*10см.
Моё любимое оригами Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами. Разноцветные карманы 10*10см.
Литература:
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009

Скачать Календарно - тематическое планирование кружковой работы «Волшебный квадратик» с детьми старшего дошкольного возраста

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» - «Умелые ручки»

МБОУ"ЦО№34"ДО "КРОХИ"

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» .

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе) , связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.

Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи:

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
  3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  6. Развивать творческие способности детей.
  7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные методы работы:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экспериментирования, рисунки – сочинения, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.

Организация занятий кружка: Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек 1 раза в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Место проведения: помещение группы «Всезнайки»

Используемый материал:

Рисование: акварельные краски, гуашь;

  • восковые и масляные мелки,
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти, нитки.

Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки.

Срок реализации: 1 год

Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Перспективное планирование

октябрь

1. Картина из крупы "Осень в лесу".

Задачи: Закреплять умения детей изготавливать аппликации из разных видов круп. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира. Развивать аккуратность работы с клеем; мелкую моторику рук; творческие способности. Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал:

  • основа для работы
  • лист для фона
  • крупы: фасоль черного цвета, гречневая, рисовая, пшено, горох колотый
  • клей ПВА, клей-карандаш
  • краски
  • ватные палочки или кисть
  • ножницы
  • ёжик, вырезанный из раскраски

2. Продолжение: Картина из крупы "Осень в лесу".

3. «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)

Задачи: Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.

Материал: Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.

4. Коллективная работа из осенних листьев «Наш осенний лес»

Задачи: Формировать с природными материалами (засушенными листьями) . Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Материал: Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, салфетки желтого и красного цвета.

Ноябрь

1. «Матрешка» (пластилинография)

Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.

Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки

2. «Жар птица» (аппликация из сухих листьев)

Задачи: Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листья-ми) . Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Материал: Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.

3. «БЕЛОЧКИ из ШИШЕК и ПЛАСТИЛИНА» (пластилинография)

Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Шишки в таких поделках соединяются между собой с помощью пластилина или клея. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Пластилин, салфетка, шишки, дощечки.

4. «Роспись барышни дымковскими узорами»

Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Лист с изображением барышни, восковые мелки, картинки с дымковскими игрушками.

Декабрь

1. "Шишки на ветке" (рисование жесткой кистью)

Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

2. «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью)

Задачи: Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки) , рисовать елочку. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Гуашь, жесткая кисть, салфетки

3. Рисование способом «набрызг» при помощи зубной щётки «Снежинка»

Задачи: Расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации, учить выслушивать мнения своих товарищей. Изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения. Познакомить детей со способом рисования – «набрызг» при изображении предметов.

Материал: зубная щетка, бумага, салфетка.

4. Рисование штрихом «Колючая сказка»

Задачи: Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

Январь

1. «Снеговик» (рисование смятой бумагой)

Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) . Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Материал: Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

2. «Сказочный зимний лес» (рисование жесткой кистью)

Задачи: Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Материал: Иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) . Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; стакан с водой, салфетки.

3. «Медвежонок» (рисование поролоном)

Задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.

Материалы: Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного.

Февраль

1. Рисованием ватной палочкой. «Рукавички»

Задачи: Продолжать знакомить детей со способами рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, расширять их представления об одежде и разнообразии узоров, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

Материал: Гуашь, салфетки, бумага.

2. «Валентинка»

Задачи: Познакомить с выполнением цветов - розочек из крепированной бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить рабость близким в праздник.

Материал: крепированная бумага, картон, клей ПВА

3. «Открытка для папы» (панно на бумажной тарелке)

Задача: Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

4. Пластилинография: «Рисуем жгутиками из пластилина»

Задачи: Учить крутить из пластилина жгутики одинакового размера и составлять из них рисуно.

Материалы: пластилин, доска для лепки, салфетки.

Март

Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.

Материалы: Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы

2. «Березовая роща» (аппликация из трубочек)

Задачи: Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.

3. «Ёжик» (аппликация из семечек)

Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: Лист белого картона; гуашь; семечки; бусины для глаз; ткань (желтый фетр для солнца) ; желтые шерстяные нитки, клей ПВА, кисти, салфетка, клеенка, простой карандаш, картина «Ежиха с ежатами» .

4. Мозаика из ватных шариков «Гномик»

Задачи: Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.

Материал: вата, лист картона, салфетки

Апрель

1. «Грачи прилетели» (Техника оригами)

Задачи: Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи. Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач. Упражнять в развитии силы голоса. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, Углубить впечатления, связанные с приходом весны.

Материалы: На листе ватмана нарисованное дерево тополь, листы цветной бумаги квадратной формы, карандаши, гнёзда (коробочки, птенцы сложенные из бумаги, способом оригами) , различные виды зерен, семена, магнитная доска, двусторонний скотч, цветок колокольчик.

2. «Ракета» (пластилинография)

Задачи: Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

Материал: Лист картона, пластилин, вода в миске.

3. «Насекомые - мои друзья» (божья коровка)

Задачи: Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке. Развивать композиционные умения.

Материал: Картон, цветная бумага, клей, кисть.

4. «Веточка сирени» (аппликация из крепированной бумаги)

Задачи: Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе, воображение.

Материал: Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей ПВА, кисть для клея, салфетки.

Май

1. «Салют» (аппликация из крепированной бумаги)

Задачи: Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: Плотный лист бумаги, пластилин, зубочистка.

2. «Бабочка» (пластилинография)

Задачи: Закреплять навыки работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение бабочки.

3. Аппликация из резаных ниток. «Утёнок» .

Задачи: Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Материал: нитки, силуэт утенка, клей, салфетка.

4. Объёмная аппликация: «Горшок с цветком» .

Задачи: Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Развивать детское творчество; мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость.

Материал: бумага, клей, салфетки.

Список используемой литературы:

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.
  • Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» . Нетрадиционные техники.
  • К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
  • И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
  • И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003» , 2008.

Управление общего образования Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Ласточка» города Ртищево Саратовской области

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий муниципального

дошкольного образовательного

учреждения "Детский сад №9"Ласточка"

__________/Маслова М.Д./

Кружок для старшей группы

«В здоровом теле - здоровый дух »

Руководитель :Калашникова А.С.

Учебный год: 2016-2017уч.г.

Список детей МДОУ «Детский сад № 9 «Ласточка»

г. Ртищево Саратовской области

посещающих к ружок "В здоровом теле - здоровый дух"

2016-2017 учебный год

п/п

Фамилия имя ребёнка

Дни работы кружка: 2и 4 неделя(четверг) с 16.20 до 16.4

Табель учета посещаемости кружка « В здоровом теле - здоровый дух»

2016-2017 уч. год

Фамилия имя ребенка

Дни посещения

Всего посетило:

Пояснительная записка

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество здоровых детей снизилось с 23 до 15%. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Эти результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка, что соответствует социальному запросу общества. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни. Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

В связи с этим в нашем детском саду уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Программа кружка «В здоровом теле – здоровый дух» разработана в соответствии с Законом «Об образовании Р.Ф.». Реализация программы происходит в процессе расширенного, более углубленного знакомства детей с человеком, его здоровьем, умениями и навыками здорового образа жизни. Программа кружка рассчитана для детей 5-6 лет.

Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.

Задачи:

Помочь детям осознать, что главная ценность здоровье

Побуждать детей к самостоятельному овладению элементарными знаниями о строении человеческого тела, о значении органов.

Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.

Через игровую мотивацию, способствовать проявлению интереса к познанию своего организма

Создавать условия для ежедневных физических упражнений.

Побуждать детей к овладению гигиеническими умениями и навыками, а также навыками оказания первой медицинской помощи.

Основными средствами реализации кружковой работы являются: игра, наблюдение, создание и просмотр презентаций. Проектная деятельность, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность.

Кружковая работа с детьми проходит 2 раза в месяц, продолжительность до 25 минут.

Принципы кружковой работы:

1. Интеграция в разные виды деятельности

2. Доступность

Учет возрастных особенностей

3. Систематичность и последовательность

Постепенная подача материала от простого,к сложному;

Повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Наглядность.

Учет особенностей мышления

5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей

В результате реализации программы кружка «В здоровом теле – здоровый дух» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.

Перспективный план кружковой деятельности на 2016г.-2017г.

    Человек- живое существо. - СЕНТЯБРЬ

Время проведения

1.Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д.

2.В здоровом теле -здоровый дух. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

2.Помоги себе сам. - ОКТЯБРЬ

1. «.Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами.

2. Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу

    Мой организм - НОЯБРЬ

1.На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам

2. Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью.

4.В гостях у Мойдодыра - ДЕКАБРЬ

1.Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью)

2.Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (понять роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям)

5. Правила здорового питания - ЯНВАРЬ

1. «Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции.

2. Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды за столом

6. Человек и природа ФЕВРАЛЬ

1. «Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми.

2. Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы.

7. Ребенок и дорога - МАРТ

1. «Культура пешехода» (знания о правилах дорожного движения»

2. «Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения)

8. Здоровье – главная ценность - АПРЕЛЬ

1. «Осторожно – грипп!» Познакомить с различными способами защиты от вирусов.

2. «Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания.

9.Уроки безопасности - МАЙ

1.Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде.

2. «Оказание первой помощи».

Интеграция образовательных областей.

Программа кружка «В здоровом теле – здоровый дух» носит комплексный характер, что отражено в интеграции образовательной области «Здоровье» с такими областями как: « Физическая культура » ,« Безопасность », « Коммуникация » ,« Социализация »,«Чтение художественной литературы », « Познание », « Художественное творчество ».

Оборудование к сюжетно-ролевым играм: «Спортивный комплекс », « Магазин полезных продуктов», « Больница » натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): ростомеры, сантиметровые линейки для измерения головы, грудной клетки, градусники для тела, воды, лупы, пипетки, вата, зеркала овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др.;

Наглядные пособия : подборка энциклопедической литературы, схематические рисунки, схемы, таблицы, плакаты.

Измерительные приборы : фонендоскоп, весы, часы и их модели

Рабочая программа кружковой деятельности

на 2016-2017г.

Цель занятия

Форма проведения

Сентябрь

Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д.

Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; познакомить с правилами здоровья, правильного умывания, объяснить зачем это нужно.

Беседа, загадки, рисование.

Сентябрь

В здоровом теле -здоровый дух. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

Воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты

Игровые упражнения беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций

«Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами

Познакомить детей со строением глаза, воспитывать бережное отношение к зрению и своему здоровью

Беседа, дидактические игры, гимнастика для глаз

Открытие Гарвея Формировать бережное отношение к своему сердцу

Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание).. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Физические упражнения, беседа.

На приеме у стоматолога.

Воспитывать бережное отношение к зубам Сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, познакомить с понятием здорового образа жизни; развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы, воспитывать волю и характер.

Ролевая игра, логическая задача

Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью.

Познакомить детей с понятием хороший сон, его польза для здоровья человека; учить делать анализ стихотворения, делая вывод в соответствии с темой стихотворения; самостоятельно определять, почему сон является лучшим лекарством для человека..

Беседа, дидактическая игра.

Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью)

Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук.

Экспериментирование, беседа, дидактическая игра

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. (понять роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям)

Знакомство с презентацией, беседа, художественная литература

«Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции.

Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Беседа, экспериментальная деятельность, игра

Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды за столом

Закрепить правила этикета во время еды за столом Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков

Практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра, беседа.

«Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми.

Сформировать представление о поведении на природе, убедить в необходимости соблюдать все правила поведения для сохранения и укрепления здоровья.

Беседа, обыгрывание ситуаций, рисование.

Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы.

Беседа, чтение художественного произведении, рисование плакатов.

«Культура пешехода» .(знания о правилах дорожного движения»

Сформировать представление о правилах дорожного движения и как не соблюдение правил может повлиять на состояние здоровья.

Беседа, дидактическая игра, рисование

«Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения)

Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;

Рассматривание иллюстраций, беседа, обыгрывание и обсуждение ситуаций

«Осторожно – грипп!» Познакомить с различными способами защиты от вирусов.

Формировать представление о составляющих здорового образа жизни и факторах разрушающих здоровье; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Рассказать о нескольких способах предотвращения заболевания гриппом.

Ролевая игра, беседа, чтение худ. литературы

«Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания.

Повышение интереса и ценностного отношения к занятиям физкультуры; охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в детском саду.

Рассматривание плаката, практическая деятельность, физические упражнения

Службы «01», «02», «03» всегда на страже.

Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде.

«Оказание первой помощи».

Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе. Формировать у детей положительную мотивацию помочь человеку в беде.

Обыгрывание ситуаций, чтение худ. литературы, беседа.

Литература

    Авдеева Н.Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», М., 1999

    «Румяные щеки» Москва, Физкультура и спорт, 1995 г

    Г.Юдин «Главное чудо света» Москва, 1991г

    М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.

    Сигимова М.Н. «Кто я? Какой я? Методическое пособие для воспитателей», Новосибирск, 1995

    Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. –АРКТИ, 2004.

    Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №18»

Городского округа Самара

Кружок "Волшебный завиток"

(для детей 5-6 лет)

Старшая группа№1

на 2014-2015 учебный год

Воспитатель: Гусманова Ю.Ю.

Пояснительная записка

Направленность программы кружка «Волшебный завиток».

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, воображение, помогает выработать художественный вкус. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.

Актуальность, новизна.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из проблем, потому что, слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера.

Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения, которых у ребенка формируются знания и навыки в художественном творчестве.

Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

Задачи программы:

1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

2. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

3. Обучать различным приемам работы с бумагой.

4. Формировать умения следовать устным инструкциям.

5. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

6. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

7. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

8. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Сроки реализации кружковой программы.

Программа «Волшебный завиток» предназначена для детей среднего дошкольного возраста – 5-6 лет, и рассчитана на 1 год обучения.

Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Волшебный завиток», проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей –

1 академический час длительностью не более 20 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10

Формы занятий.

Форма предоставления услуги - подгрупповая.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.

Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Ожидаемый результат:

К концу учебного года, дошкольники:

– научатся различным приемам работы с бумагой; познакомятся с искусством бумагокручения;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

Игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т.д.),

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Формы подведения итогов кружковой программы.

Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Одним из важных средств поощрения и развития детского художественного

творчества являются разнообразные выставки. Отчетные выставки проходят один раз в квартал.

Тематическое планирование кружковой программы «Волшебный завиток»

Наименование темы (раздела)

Количество часов

Сроки реализации

Осеннее дерево

Учить накручивать полоски из цветной бумаги. Рассмотреть формы выполнения в технике квилинг Коллективная форма работы

Сентябрь

Дождь

Учить выполнять из разрезанных кругов выполнять форму "капелька". Основные формы квилинга. Подгрупповая форма

октябрь

Яблонька

Продолжать знакомить и выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги. Применение форм в композиции. Коллективная форма

октябрь

Гриб

Учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать. Учить скручивать вырезанный круг. Коллективная форма работы.

ноябрь

Снежинка

Продолжать учить обводить трафарет и вырезать по контру. Закрепить выполнение форм "капелька" и "разрезанный круг ".Коллективная форма.

декабрь

Елочка

Учить выполнять скручивание вырезанный круг. Композиция из основных форм.

январь

Снегирь

Учить выполнять форму треугольник для клюва . Кол-ная форма работы

январь

Папин день

Закрепить умение выполнять "капельку", "треугольник". Индивидуальная форма работы

февраль

Цветы для украшения торта

Учить делать разрежанный круг, наклеивать на готовую композицию. Подгруппами

февраль

Солнышко

Продолжать учить детей выполнять форму треугольник и разрежанного круга из 3-х полос. Коллективная работа

март

Ландыши для мамы

Учить детей делать новую форму квилинга - "глаз". Индивидуальная форма работы

Март

Капелька

Закрепить умение выполнять форму "капелька". Коллективно

апрель

Мимоза

Закрепить умение детей обводить трафарет на цветной бумаге, и вырезать по контру. Подгрупповая форма работы

апрель

Цветы в вазе

Продолжать учить выполнять формы квилига - "треугольник", "капелька", "разрежанный круг"

май

Цветочные фантазии

Закрепить умение детей составлять из закомых квилинга элементов композицию. Коллективная форма работы

май

Методическое обеспечение

1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Я постоянно знакомлю обучающихся с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы разноцветные бумажные полоски одинаковой ширины, клей ПВА, картон белый и цветной, зубочистки.

3. Инструменты : зубочистка, стержень ручки, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

4. Дидактический материал:

Использование учебных пособий и книг

Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.

Творческие работы, стенды.

Список используемой литературы:

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.

2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.

5. А. Зайцевой «Искусство квилинга: магия бумажных лент».