Особенности работы педагога с детьми раннего возраста. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста Специфика работы с детьми раннего возраста

Методика коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста («группа риска»)

А) от 0 до 1 года.

Развитие слуховых ориентировочных реакций.

1) Задачи: формирование слуховой ориентировочной активности ребенка, слуховой ориентировки в окружающем, развитие слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве.

Содержание коррекционно-педагогического обучения основано на поэтапном развитии слухового сосредоточения (ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или на спине). Ребенка побуждают к поиску справа - слева, сверху - снизу звучащей игрушки или взрослого, разговаривающего с ним, напевающего ему. Основное внимание на первом этапе коррекционно-педагогической работы уделяется формированию зрительно-слуховых и зрительно - двигательно - слуховых связей у ребенка.

2) Задачи: развитие локализации звука в пространстве, формирование слуховых дифференцировок: узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий; развитие слуховой ориентировочной активности и положительной эмоциональной реакции на свое имя.

Содержание работы на II этапе направлено на дальнейшее развитие прислушивания к голосу взрослого, звучанию игрушек, музыкальных инструментов; на развитие умения искать и находить глазами источник звука, поворачивая голову, поворачиваясь на бок, переворачиваясь со спины на живот и обратно; на развитие узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий. Для этого используются детские песенки, потешки и стихи, которые предполагают изменение интонации голоса взрослого, его мимики:

"Мишка косолапый", "Киска-киска-брысь!", "Как у наших у ворот муха песенку поет", "Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик", "Ах, ты, котя-коток, котя - серенький хвосток", "Серенькая кошечка", "Дудочка" и т.д. Важным направлением в работе является развитие эмоционально-положительных реакций ребенка на свое имя. Для того взрослый многократно повторяет имя ребенка с различной интонацией.

Развитие эмоционально - положительных реакций.

1) Задача: развитие первых эмоционально-положительных реакций.

2) Задачи: развитие ответной улыбки, "комплекса оживления" и смеха.

В целях создания благоприятных условий для развития ответных эмоционально-положительных реакций взрослый может активно использовать сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных, звуковых воздействий с эмоционально-речевыми. Формированию "комплекса оживления" способствуют игры с ручками и ножками ребенка.

Развитие предпосылок к эмоциональному общению со взрослым

1) Задачи: установление и поддержание контакта взглядами, поддержание эмоционально-положительных реакций и звуковой активности детей.

Установлению и поддержанию контакта взглядами способствуют физические воздействия взрослого: поглаживание, покачивание, переборы пальчиков малыша и т.д., а также разговор взрослого, эмоционально выразительный и личностно адресованный малышу, напевание песенок, потешек. Эмоционально-положительные реакции ребенка поддерживаются ответной улыбкой взрослого. Развитию звуковой активности способствуют игры с воспроизведением звуков из "набора" самого малыша.

2) Задачи: формирование потребности у ребенка в доброжелательном внимании и эмоциональном общении со взрослым.

Содержание обучения направлено на развитие и поддержание активности детей, общении со взрослым через эмоционально-речевые воздействия: через восприятие вида взрослого, его мимики, призывного взгляда. Активизации всех компонентов комплекса оживления" способствуют игры-пляски: "пляска с ручками и ножками ребенка", "кадриль", игры-забавы с воздушными шариками, напевание песенок и потешек. Развитию активности в эмоциональном общении способствует чередование игр по вызыванию "комплекса оживления" с молчаливым присутствием взрослого в поле зрения ребенка.

Формирование первых контактов между детьми.

Задачи: формирование зрительного сосредоточения на другом ребенке и эмоционально-положительного отношения к нему.

В целях формирования первых эмоциональных контактов между сверстниками следует развивать длительность зрительного сосредоточения на другом ребенке. Малыша кладут на спинку рядом с другим ребенком, более старшего возраста. Эмоционально общаясь со старшим ребенком, взрослый добивается от него звуков гуления или лепета, с тем, чтобы привлечь зрительное внимание младшего, а затем добиться и зрительного сосредоточения на лице другого ребенка. Если внимание малыша не удается привлечь к другому ребенку, взрослый берет его ручки и обхватывает ими лицо его старшего соседа, тем самым устанавливая зрительный контакт между ними. Можно приближать детей друг к другу и разводить, держа их на руках в вертикальном положении.

На II этапе коррекционно-педагогической работы в этом направлении основной задачей является развитие интереса, эмоционального отношения у малышей друг к другу, подражание движениям другого ребенка и звукам, которые он издает.

Детей укладывают на живот лицом друг к другу. Взрослый ласково разговаривает с тем младенцем, на которого смотрит другой ребенок. Если зрительное сосредоточение вызвать не удается, то взрослый, поддерживая ручки ребенка за локти, слегка подвигает малыша к другому ребенку и обхватывает его ручками лицо соседа. Установлению длительного зрительного сосредоточения способствует показ интересной игрушки со стороны другого ребенка. В целях создания благоприятных условий для рассматривания других детей и проявления радости по отношению к ним проводят игры-пляски детей в вертикальном положении на руках у взрослого, а также игры-знакомства, когда взрослый демонстрирует одного ребенка другим, разговаривает с ним, приближая его и удаляя от других детей.

С целью развития умения брать из рук другого ребенка игрушку можно использовать показ яркой и озвученной игрушки сразу двум детям.

Нормализация тонуса рук. физиологического положения кисти и

пальцев руки

Данное направление в работе является необходимым для детей, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений в виде нарушений нервно-мышечного тонуса. Значимость этого направления работы особенно велика, если иметь в виду роль развития движений руки в формировании речи.

Нормализация тонуса рук осуществляется посредством дифференцированного массажа. Нервно-рефлекторный механизм воздействия массажа является ведущим фактором, однако не единственным. Нам представляется существенным психологический аспект его действия, когда телесный физический контакт ребенка и взрослого создает условия для формирования у малыша, воспитывающегося в интернатных условиях, чувства защищенности и безопасности, что в дальнейшем является важной предпосылкой для формирования потребности в общении со взрослым.

Приемы массажа рук и те или иные упражнения целесообразно подбирать совместно с врачом лечебной физкультуры и массажистом для каждого ребенка отдельно, в зависимости от структуры двигательных нарушений.

Массаж на II этапе работы направлен на нормализацию тонуса в руках. В занятиях используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Широко можно применять различные ворсовые щетки, массажные мячи и массажные щетки. Наряду с приемами массажа на этом этапе работы используются приемы лечебной физкультуры: потряхивание одной, двух ручек ребенка с фиксацией в локтевом или лучезапястном суставе; перекрестное потряхивание конечностей с фиксацией в суставах; потряхивание "на весу"; покачивание на мяче, буме, валике.

Развитие движений руки

1) Задачи: обогащение тактильной чувствительности рук, формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания
предметов.

На основании ладонного (хватательного) рефлекса следует вызывать рефлекторное схватывание и удержание мягких и теплых предметов, удовлетворяющих потребность ребенка в безопасности и защищенности, обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливая появление осязания, побуждать наталкиваться и схватывать одной своей ручкой другую, схватывать коленочку, ножку, ощупывать лицо взрослого, свое лицо в положении на спине, на коленях у взрослого, в положении на животе.

Побуждать ребенка наталкиваться ручками на низко висящие игрушки, захватывать их, ощупывать.

2) Задачи: развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и
удержания предметов, развитие манипулятивной деятельности, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания.

В начале II этапа работа направлена на вызывание движений руки по направлению к предмету. Используя совместные, частично совместные действия, побуждают ребенка при случайном прикосновении к предмету захватывать его; побуждают ощупывать игрушки различной фактуры, величины и цвета, ощупывать свою вторую ручку, коленочку, ножку, свое лицо, лицо взрослого.

Далее формируется умение брать и удерживать игрушку, которую ребенку протягивает взрослый над рукой (правой и левой), над грудью. Учат ребенка брать игрушку одной рукой и двумя руками, отпускать удерживаемую игрушку.

Следующий этап в работе связан с формированием умения захватывать и удерживать игрушки из разных положений: сбоку, лежащую рядом; из рук взрослого, находясь в вертикальном положении на руках у другого взрослого; лежа на животе. Затем обучают детей брать по игрушке в каждую руку и удерживать их, а затем отпускать их по просьбе взрослого. Большое внимание в работе уделяется развитию осязания при захватывании предметов, изготовленных из различных материалов: дерева, резины, ткани, полиэтилена.

Значительное время на занятиях уделяется раскрытию пальчиков руки ребенка, выведению большого пальца из кулачка наружу, противопоставлению большого пальца остальным при схватывании предметов, формированию "щипкового" захвата.

Развитие обших движений

1) Учитывая положение педагогики раннего возраста о единстве и взаимодействии моторного и психического развития, в занятиях дефектолог должен активно использовать игры и упражнения, формирующие общие

движения. Игры и упражнения для каждого ребенка подбираются совместно с врачом-невропатологом и врачом лечебной физкультуры с учетом возраста ребенка, синдрома двигательных нарушений и уровня развития движений.

Задачи: развитие общей двигательной активности детей, развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положениях, развитие упора ног в горизонтальном положении (лежа на спине).

Основное внимание в работе уделяется развитию приподнимания и удерживания головы ребенком в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого. Для развития приподнимания и удерживания головы, опорной реакции рук, приподнимания корпуса можно использовать специальные упражнения лечебной физкультуры, способствующие тренировке этих движений, а также различные приспособления: валики, клиновидные подушки, надувные круги, надувные бревна.

В целях развития опорной реакции детей побуждают отталкиваться ножками от боковины пеленальника, от стены или манежа.

2) Задачи: развитие двигательной активности детей, умения лежать на животе, высоко подняв голову; развитие опорной реакции рук под контролем зрения, поворотов туловища (со спины на живот и с живота на спину), опорной реакции ног в горизонтальном положении, подползания.

Работа начинается с того, что стимулируют приподнимание головы и плечевого пояса в ответ на поглаживание от затылка вниз по позвоночнику, в ответ на зрительные и звуковые воздействия. При этом можно использовать вспомогательные средства: валик, надувной круг, бум, клиновидную подушку. Одновременно продолжается развитие умения удерживать голову в вертикальном положении на руках взрослого. Далее стимулируется приподнимание головы и плечевого пояса с опорой на кисти рук. Для тренировки опорной реакции рук можно использовать мяч и валик. Активно стимулируют повороты ребенка на бок.

Для развития опорной реакции рук и ног в горизонтальном положении используют мяч, валик, колени взрослого. Опорную реакцию ног хорошо тренируют упражнения типа "скользящие шаги", отталкивание предметов и игрушек ножками.

В целях развития подползания взрослый показывает ребенку яркую звучащую игрушку и одновременно использует свою ладонь для того, чтобы ребенок уперся в нее ножками, таким образом, отталкиваясь и двигаясь вперед.

Нормализация дыхания

1) Нормализация дыхания приобретает особенно важное значение для детей с ранним поражением центральной нервной системы, в генезисе

которых имеется гипоксия головного мозга, для недоношенных детей в
связи с несовершенством у них дыхательной системы и детей часто
болеющих. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для каждого
ребенка необходимо подбирать совместно с врачом-педиатром и врачом
лечебной физкультуры. Целесообразно использовать упражнения
дыхательной гимнастики, предложенные В.Л.Страковской и

В.Е.Ладыгиной (1990, 1991) для недоношенных детей первого года жизни.

Дыхательная гимнастика на I этапе коррекционной работы должна быть направлена на активизацию вдоха и выдоха.

2) Задачи: увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, тренировка глубины и ритмичности дыхания.

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции достигается посредством массажа мышц лица, губ, языка и пассивными упражнениями артикуляционной гимнастики. Массаж и артикуляционная гимнастика способствуют нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений. На I этапе коррекционно-педагогической работы применяется только поглаживающий массаж. Приемы массажа и пассивные упражнения для губ и языка подбираются индивидуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом.

На II этапе эта работа должна быть направлена на развитие непроизвольных движений, развитие гуления, "певучего гуления", на переход к лепету.

Применение дифференцированных приемов массажа зависит от состояния нервно-мышечного тонуса мышц лица и артикуляционных мышц у каждого конкретного ребенка.

Развитие предпосылок активной речи

1) Задачи: развитие гуления, стимулирование звуковой активности,
развитие предпосылок к голосовому подражанию.

В ходе занятий стараются вызывать на выдохе первые ответные голосовые реакции детей - гуканье и гуление на основе имитационного заражения эмоциями взрослого, побуждают проявлять голосовую активность в ответ на тактильные, вестибулярные, двигательные, звуковые, зрительные и эмоционально-речевые воздействия. В дальнейшем необходимо поддерживать произносимые детьми звуки, "перекликаясь" с ребенком.

Звуковая активность ребенка и гуление развиваются в ходе эмоционально-речевого общения, чему способствуют, например, игра "перекличка", напевание песенок, потешек, распевание гласных звуков,

имеющихся в гулении ребенка. В целях перехода от гуления к лепету с детьми проводят игры, стараясь вызвать ритмичное смыкание и размыкание губ, что создает возможность для произнесения губных звуков. Стимулирование вибрации губ малыша создает предпосылки для произнесения проторных звуков.

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

1) В нормализации этих навыков нуждаются дети с нарушениями
нервно-мышечного тонуса в мимической и жевательной мускулатуре, дети с черепно-лицевой патологией. Эта работа ведется на дополнительном занятии, проводящемся перед кормлением детей этой категории.

Цель проведения такого занятия - расслабление или укрепление мышц губ и языка, нормализация положения губ и языка в момент сосания.

Начинается занятие с проведения дифференцированного массажа лица и губ, далее тренируются движения губ и языка. После этого осуществляется кормление ребенка. С каждым воспитателем группы приемы формирования этих навыков отрабатываются индивидуально. В дальнейшем дефектолог проводит массаж и артикуляционную гимнастику перед кормлением и контролирует правильность действий, осуществляемых воспитателям.

2) Задачи: нормализация положения губ, языка и нижней челюсти в
момент, когда надо снять пищу губами с ложки, пить из чашки.

Перед кормлением ребенка дефектолог проводит массаж и пассивно-активную артикуляционную гимнастику для губ и языка. Наблюдая за ребенком во время кормления, следует подобрать для него индивидуальные корригирующие приемы в зависимости от структуры дефекта. Дефектолог обучает воспитателей этим приемам работы, в дальнейшем осуществляя только контроль за кормлением детей.

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Задачи: развитие слежения в положении на животе; развитие зрительных дифференцировок цвета и формы, формирование узнавания и различения взрослых; дальнейшее развитие зрительной ориентировочной активности.

Коррекционно-педагогическая работа продолжает начатую на I этапе работу по вызыванию слежения за движущейся игрушкой, звучащей игрушкой, говорящим взрослым в различных положениях ребенка (на спине, на боку, на руках взрослого, на животе).

В целях развития дифференцировок по цвету и форме показывают детям разнообразные по форме и цвету игрушки. Проводится работа по

формированию восприятия отражения: ребёнка подносят к зеркалу, вызывают сосредоточение и рассматривание, радость; приближая и удаляя ребенка от зеркала, вызывают развитие зрительного предвосхищения, формируют рассматривание ребенком лица взрослого и другого малыша в зеркале.

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Активность детей на занятиях поддерживается контактными позициями ребенка и взрослого: ребенок на коленях у взрослого; ребенок на груди у взрослого в положении на животе; взрослый держит ребенка "на весу"; держит его на руке, как в люльке; ребенок в позиции на животе с опорой на голень или бедро взрослого.

На занятиях используются и неконтактные позиции ребенка и взрослого: ребенок укладывается на спину, на живот, на бок.

Для некоторых детей необходимо применять "рефлекс - запрещающие" позиции.

Б) от 1 до 2 года.

1. Здоровье - создать необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Организовывать воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение выполнения четкого режима дня. В процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию навыков еды - есть ложкой, используя совместные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки.

Формировать навыки опрятности: высаживать ребенка на горшок через определенное время и закрепить потребность пользоваться горшком.

Некоторые упражнения для развития моторики, которые можно проводить с ребенком в процессе режимных моментов (упражнения, разработанные Е.А.Екжановой, 1999):

1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей руки ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению "от периферии к центру" 6 - 8 раз, отдельно на каждой руке.

2.Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) - от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца - 2 - 4 раза по каждой ладони.

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой, все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.

5.Отведение и проведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

6. Ласковое поглаживание "взрослым каждой ручки ребенка по направлению "от периферии к центру" - 5 - 6 раз.

2. Социальное развитие

Продолжать устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: "заражение" эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддержание состояния психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.

Формировать различные формы общения с близкими взрослыми: улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании махать рукой - "пока", посылать "поцелуй".

Проводить следующие игры: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него четыре ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и говорит: «Где здесь Катя, я ее забодаю!», «Прятки с оглядкой", «Ветер-ветер-ветерок», «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую тетю), «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, бух в ямку!" и т.д,.

Учить узнавать себя и близких взрослых на фотографии, выделяя их среди других фотографий, выполнять инструкции: "Покажи, где Катя. Покажи, где мама. Покажи, где папа. Покажи, где баба. Покажи, где деда. Покажи, где тетя Маша. Покажи, где тетя Света (выбор из 2-3 фото).

Продолжать учить показывать свои части тела и лица: «Покажи, где у Кати голова. Покажи, где у Кати глазки. Покажи, где у Кати ручки. Покажи, где ножки. Покажи, где ротик. Покажи, где у Кати пальчики. Покажи, где у Кати животик. Покажи, где у Кати ушки. Покажи, где у Кати волос».

Закрепить выражать просьбу жестом и словом: «Дай-дай», «На», "возьми", "передай тете, "отнеси папе", "покажи тете".

Учить благодарить жестом (кивком головы) и словом за игрушку и т.д.

Учить воспринимать себя в зеркале: «Кто том? Это наша Катя, вот она, наша девочка», «Улыбнись-поклонись! Вот так», «Привет, помаши ручкой», «До свидания!», «Мы похлопаем в ладоши - хлоп-хлоп! Кто там хлопает - да это наша Катя!»

Формировать основные способы усвоения общественного опыта: учить выполнять совместные действия со взрослыми: по подражанию, речевой инструкции. Проводить следующие игры: "Хлоп-хлоп, ты ладошечка, хлоп-хлоп, моя крошечка", "Погреем ручки, спрятали ручки, где они, нет их- да вот они... ", "Покажи ручку, дай ручку- вот она!", "Лети, лети, птичка, ось - поймали птичку!", "Погладь по головке (себя или тетю)", "Алло-алло, кто в гости пришел? Вот она, Ляля! Ах, какая Ля-ля!", «Хлопни по моей руке, вот так! Хлопни по другой руке - вот так!», "Сде­лай тук-тук по моей ладошке, вот так, вот так по моей ладошке - тук-тук!" игры "Хлопай по моей ладошке", "Сорока-белобока кашку варила, деток кормила", "Покажи, как кулачок стучит по ладошке " (смотри, как я); учить выполнять некоторые действия по речевой инструкции: "Достань сама игрушку из мешочка! Спрячь шарик (игрушку) в ладошку! Закрой коробочку!"

3. Навыки самообслуживания и куль турно-гигиенические навыки - учить ребенка есть самостоятельно, пить из чашки, пользоваться салфеткой во врем и после еды:

Продолжать учить ставить некоторые предметы посуды на стол -
ложку, салфетницу, чашку, тарелку;

Продолжать учить брать свои некоторые предметы одежды и
подавать их взрослому;

Продолжать учить при одевании самостоятельно просовывать свои
руки в рукава одежды при одевании кофты (платья).

Формировать навык опрятности - учить проситься на горшок "пи-пи " и указывать жестом на горшок (высаживать ребенка на горшок через каждые 2 или 2,5 ч. Надо отказаться от постоянного использования памперсов.

3. Физическое развитие и физическое воспитание - развитие общих движений - продолжать учить ходить самостоятельно, используя для поддержки различные средства стимулирования (игрушка в руке ребенка, маленький обруч и т.д.).

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

Учить удерживать в руках предметы, различные по материалу,
размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки,
колокольчики, мешочки: с камнями, горохом, крупой; резиновые шарики,
коробочки и т.д.);

Учить схватывать предметы, которые находятся вверху, над
головой; впереди - дотягиваться рукой, схватывать их и удерживать в
руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями;

Учить кидать различные предметы в определенном направлении
(мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т.д.);

    учить брать в руки мелкие предметы и перекладывать их (крупные
    пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.);

    учить выделять каждый пальчик отдельно в процессе следующих
    игр: надеть на пальчик наперстки, колечки, играть на пианино отдельными
    пальчиками;

Учить самостоятельно влезать и сползать с дивана, кресла,
кровати;

    учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, скамейки,
    ступеньки, горшка;

    учить ударять по мячу ногой из положения стоя, при поддержке за
    руки взрослым.

    учить бегать: вместе побежали - побежали; игра "догоню-догоню";

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую
моторику;

Учить удерживать (3-4 мин) двумя: руками предметы, различные по материалу, размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки с камнями, с горохом, с крупой резиновые шарики и т.д.), учить бросать шарики в цель - игры «Попади в цель», "Собери колечки на палочку".

    учить схватывать предметы, которые находятся вверху, над голо­
    вой, впереди - дотягиваться рукой; прокатывать палочки между ладонями; делать "рыбку" - рыбка плывет;

    учить кидать различные предметы в определенном направлении
    (мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т.д.), про­должать учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со скамейки, ступеньки, с горшка;

    учить перешагивать через предмет (веревочку, палку, обруч) при
    поддержке взрослого, а затем самостоятельно.

4. Формирование предметной деятельности:

Учить выполнять соотносящие действия: нанизывать колечки на
стержень, накрывать коробочки (кастрюльки) крышками;

    учить выполнять орудийные действия с предметами: набирать
    крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку; ударять
    молоточком по коробочке (стучать): "Кто том?"; забивать деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам;

    учить доставать различными палочками далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;

Учить доставать сачком из воды камешки (шарики);

Учить тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку;

Учить играть деревянными ложками; играть на барабане, на
металлофоне;

Учить перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия:

Прокатывать шарики, мячики по желобку и через ворота;

    катать матрешку (заику) в тележке;

    возить в машинке кубики (кирпичики);

    катать куклу (зайку, мишку, кошку) в коляске;

Играть с воздушными шариками - махать ленточкой, ловить
шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку;

Учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.

Учить играть в прятки: играть с Катей - накрывать ее головку платочком и говорить: "Сейчас Катя спрячется - нет Кати, ау, где Катя? Открыть платочек: Вот она, наша Катя!" Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: а где тетя? Открывает платок и произносит: "Вот тетя, я здесь!" Прятки с игрушками: прятать игрушки под салфетку, под коробочку, в мешочек и т.д.

Учить пересыпать ложкой сыпучие вещества (крупы, горох, фасоль, чечевица);

Играть с погремушкой, подражая действиям взрослого: "тук-тук-тук" (стучать рукояткой об пол), помашем по­
гремушкой (ручка вверху), "хлоп-хлоп " по ладошке;

Учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.) по показу
взрослого;

Учить снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень;

Учить самостоятельно выполнять различные действия с
игрушками - «топ-топ» мишка; "прыг-скок" зайка; "посади мишку в машину"; "открой коробочку и т.д.

5. Познавательное развитие.

Развитие внимания

Игра "Ку-ку"; игры с куклами би-ба-бо - петушок; зайчик (кошка, мишка, собачка, мышка и кошка); игры с заводными игрушками (лягушка, машинка, юла, цыпленок и т.д.).

Игры "Спрячь в ладошки" (например, взрослый на глазах у ребенка прячет маленькую собачку в свои ладошки и говорит: где же "гав-гав"? Открывает ладошки и говорит: "Вот она, собачка - гав-гав" т.д.).

Сенсорное воспитание - развитие ориентировки на величину, форму:

Учить брать предметы маленькие одной рукой, большие -
двумя руками, (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), при
этом взрослый акцентирует голосом - держи обе ручки - это большая
матрешка, возьми маленькую матрешку;

Учить закрывать крышками маленькие и большие коробочки
(разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие
предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом "большой - маленький";

Учить опускать предметы, различные по форме, в коробки;

    учить закрывать крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать их и снова прятать;

    учить раскладывать предметы в две коробки: в одну - кубики, в
    другую - шарики;

Учить раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие - в маленькие;

Учить запоминать и узнавать предметы по наиболее характерным
признакам (сюда ставим матрешки, а сюда - колечки, сюда - елочки, а
сюда - грибочки);

Учить соотносить игрушки с их изображением на картинках - матрешки, машинки, мишка, зайка, собачка (выбор из двух).

Ознакомление с окружающим.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять игрушки - "Вот наши игрушки: ляля", "машинка", "матрешка - топ-топ", "мячик - хлоп-хлоп, он катится - лови мячик", "Вот наши игрушки - соберем их в корзину (в коробку) ".

Учить выделять предметы посуды и действовать с ними: «Где ложка? Вот она - кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)», "Вот ложка", "Вот Катина чашка. Катя будет пить из чашки" и т.д.

Учить выделять предметы одежды: "Где ботиночки - сейчас наденем на ножки. Катя будет ходить - топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке.

Где колготки, вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам.

Где шапочка? Вот она, наденем Кате на головку. Кате будет тепло.

Где шуба? Мы гулять идем. Там холодно, шубку надеть надо".

Обращать внимание на предметы в окружающем: "Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Катя сидит. Вот кроватка! Катя баю-бай. Глазки закрывает Катя".

Обращать внимание ребенка на окружающих животных: "Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко ".

Обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: "Вот пришла мама (тетя) ", «Мама (или тетя) уже ушла - нет мамы (тети)», "Вот кто-то там идет, посмотрим, кто же там пришел", «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», "Сейчас выключим его, уже не работает телевизор" и т.д.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: "снег идет", "вокруг много снега", "машина едет", "машина уехала", "посмотрим, что на улице, кто там ходит; там дядя (мальчик идет) " и т.д.

Обращать внимание на улице на действия и движения людей: "Вон мальчик катается на лыжах. Он большой", "Вот девочка идет с мамой. Они разговаривают ", "Вон машина поехала. Там дядя сидит за рулем, ж-ж-ж - и машина поехала. Нет ее, она далеко, ее не видно. Машина там, далеко-далеко " и т.д.

6. Развитие речи.

Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия "Покажи, как Катя спит" (Ребенок демонстрирует - закрывает глаза.) "Покажи, как играть на барабане. Покажи, где Катя спит. Покажи, где мишка. Покажи, где собачка. Покажи, где зайка. Выбор из двух предметов: "Возьми молоточек, сделай тук-тук", "Топни ножкой!, "Потрогай ушко - знай-знай ", "Спой песенку - а-а-а, ля-ля-ля "

Петь песенки Кате, петь песенки зайке (мишке, кукле). Читать стихи А.Барто и других авторов и просить Катю выполнить какое-либо действие при чтении конкретного стиха: "Мишка косолапый", "Зайку бросила хозяйка", "Наша Таня маленька", "Я люблю свою лошадку", "Серенькая кошечка", "Дудочка", "Идет бычок, Качается" и т.д. Формировать активную речь:

Вырабатывать воздушную струю - дуть в свирель, дудочку, на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде, и т.д.;

Учить подражать действиям губ - "па-па-па; ба-ба-ба-ба; да-да-
да; ма-ма-ма; ля-ля-ля ";

Учить произносить звукоподражание и лепетные слова: "ом-ом",
"би-би", «баю-бай», «пи-пи», «па-па», «мо-мо», «бах», «упал», «топ-
топ», « ку-ку», « тук-тук», «дай-дай», « вот», « ау-ау», « ля-ля», «ду­
ду», « бук-бук», « кап-кап», « кач-кач», «миша», « мяу-мяу», «там», « а-
а-а»
и т.д;

Учить произносить отдельные слова: мама, папа, Катя, кушать,
спать, тетя, дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, мишка,
зайка.

Учить произносить элементарные фразы - "дай Кате, дай пить,
Катя-ааа; дай лялю, ляля баю-бай, ляля ам-ам, ляля
- пить, биби - туда,
бук
-упал (шарик), вот так".

7. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности:

Формировать интерес к рисованию: рисует взрослый на глазах у ребенка - рисовать красками, при этом можно брать краску рукой (затем кисточкой) - "снежинки" падают на землю; шарик с веревочкой; елочка с игрушками; дорожки для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежик и т.д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого. Напри­мер, рисуем снежинки: "Вот они, снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле - это снег, его много везде - на земле, на елках" и т.д.

Учить ребенка выполнять некоторые действия с красками - следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).

Формировать интерес к лепке: взрослый лепит из теста - лепешки для матрешки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок;

    учить Катю трогать тесто - перекладывать его из одной руки в
    другую;

    отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать
    одним пальцем в большой кусок, обыгрывать поделки из теста - угощать
    ими кукол.

Формировать интерес к конструированию: взрослый на глазах у ребенка строит дорожку (заборчик) из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их;

Взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора "лего" дорожки, лесенки и обыгрывает их и т.д.

Формирование продуктивных видов деятельности

к лепке: взрослый лепит баранки, конфеты, морковку, яблоко для различных персонажей (матрешкам, зайчику, ежику);

Учить отщипывать Маленькие кусочки пластилина
от большого куска и угощать ими матрешек, учить раскатывать пластилин
прямыми движениями между ладонями, соединять концы, делая "баранку".

Продолжать формировать интерес к рисованию. Рисовать красками, мелом, фломастерами:

Рисует взрослый и рассказывает: "Вот шарик, привяжем к нему веревочку", "А вот Катин шарик, привяжи к нему веревочку, рисуй"; "Вот цыпленок, он хочет идти к маме-курочке, нарисуем ему дорожку»; "Рисуй цыпленку дорожку", "Нарисуем птичке зернышки», "Вот солнышко светит, а это лучики» и т.д.

Взрослый рисует предмет (игрушку), а Катя подкладывает рисунок к предмету (игрушке). Например, стоят мишка и матрешка. Взрослый рисует мишку на листе бумаги и говорит: "Где мишка? Вот он, положи рисунок к мишке" и т.д.

Конструирование: взрослый строит из кубиков (или из кружочков) дорожки для матрешки (мишки, зайки) и обыгрывает постройки; взрослый строит лесенки и водит по ним матрешек;

    учить строить клетки для зверюшек (для мишки, ежика, зайчика);

    учить строить башню из кубиков совместно со взрослым.

В) от 2 до 3 года.

1. Здоровье - продолжать поддерживать и выполнять четко режим дня.

В процессе выполнения режимных моментов (прогулки, купания, игры с ребенком) необходимо проводить некоторые игры-упражнения для развития моторики рук (ребенок вначале делает со взрослым, а затем самостоятельно).

Поиграем пальчиками и сделаем:

А. "Зайчики" (указательный и средний пальцы правой или левой руки вместе, подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони). "Зайчихи вышла погулять и ушками шевелят" (по подражанию).

Б. "Шарики" (все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются с кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). При этом взрослый говорит: "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой ".

2. Социальное развитие

Продолжать поддерживать прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: радоваться, улыбаться, поддерживая состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.

Продолжать формировать различные формы общения с близкими взрослыми: улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми, давать руку взрослому и говорить: "Привет" (здравствуй).

Развивать навыки предметно- игрового общения при встрече

с близкими взрослыми, например: "Катя, покажи, какая у тебя новая игрушка", "Покажи, какая у тебя собачка", "Как бегает собачка? Как она дает?", "Покажи качели. Кто там будет кататься? "Покажи, кто в домике живет"", "Кто спит в кроватке? Кто на стуле сидит?" и т.д.

Играть с близкими взрослыми в игры: "Спрячем игрушку в ладошку" (в мешочек, за спинку), "Надуем воздушные шарики", "Спрячем игрушку в домике" (под столом, в кроватке, за домом и т.д.).

Продолжать учить показывать в альбоме на фото близких взрослых: "Покажи, где мама с Катей ", "Покажи, где папа с Катей", "Покажи, где тетя Рита", "Покажи, где Катя кушает", "Покажи, где Катя играет с тетей", "Покажи, где Катя и тетя Света".

Продолжать учить показывать свои части тела и лица и их назначение ("Покажи, где у Кати головка (спинка, коленки)". Учить показывать: "Чем Катя кушает? Чем Катя ходит? Чем Катя смотрит? Чем Катя слушает?"

Продолжать учить выполнять просьбы мимикой, жестом и словом: "нету 1 , "вот она", "хочу, дай", "не хочу", "хочу пить" и т.д.

Продолжать учить благодарить жестом и словом за игрушку, за еду, игру, сказку, песенку и т.д.

Продолжать учить воспринимать себя в зеркале. Проводить игры с наряжанием: Наденем бусы Кате. Ах, какая у нас Катя красивая! У Кати бусы", "Наденем шапочку Кате. Ах, какая девочка Катя красивая", "Наденем юбку, косынку" и т.д.

Учить воспринимать сверстников и взаимодействовать с ними: здороваться за ручку, брать и передавать им игрушки, улыбаться партнеру по игре, радоваться при встрече, называть их по имени, давать свои игрушки, играть спокойно рядом, гладить по головке, прощаться.

3. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки - учить ребенка есть самостоятельно, пить из чашки, пить из чашки, используя трубочку; пользоваться салфеткой во время и после еды;

Продолжать учить ставить некоторые предметы посуды на стол - ложку, салфетницу, чашку, тарелку, блюдце, хлебницу;

    продолжать учить брать свои предметы одежды и подавать их
    взрослому;

    продолжать учить надевать и снимать самостоятельно некоторые
    предметы одежды (обуви) - трусы, платье, футболку (или майку), шапку,
    куртку и т.д., просовывать свои ноги в брюки, в обувь;

    учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на
    определенное место;

    учить брать и нести самостоятельно свои игрушки на прогулку (в
    пакете - лопатку, совочек, формочки; в мешочке - тележку; катить коляску и т.д.);

Учить убирать свои игрушки на определенное место (вначале
вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

Закрепить навык опрятности: продолжать учить проситься на горшок "пи-пи " и указывать жестом на горшок (высаживать ребенка на горшок через каждые 2 или 2,5 ч. После обязательно взрослый говорит: "Все, порядок, Катенъке будет тепло и сухо ".

Учить вытирать свой нос самостоятельно платочком, затем класть его к себе в карман.

4. Физическое развитие и физическое воспитание - развитие
общих движений - учить подниматься (и опускаться) по лесенке; учить
бегать по ровной дорожке; учить спрыгивать с небольшой высоты (со
ступеньки). При этом используются игровые приемы: догоним мячик, догоню-догоню, догоним машинку (паровозик), шагаем по лесенке: топ-топ-топ (вниз).

Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику: учить бросать шарики в цель - игра "Попади в цель"; учить поднимать с пола предметы и снова выпрямляться без посторонней помощи: "Собери колечки кубики, шарики и т.д.)", «Колъцеброс», Брось мяч в сетку".

Продолжать учить схватывать и удерживать предметы, которые находятся вверху, над головой ("Поймай бабочку!", "Поймай жука!", "Поймай птичку!"), впереди - дотягиваться рукой до пирамидки (зайки), брать их и опускать в коробочку, в мешочек, в машинку; прокатывать палочки (шарики) между ладонями; делать "колечко", "зайчика".

Продолжать учить перешагивать через предмет (веревочку, палку, обруч, канавку) при поддержке взрослого, а затем самостоятельно.

5. Формирование предметной и игровой деятельности:

    продолжать учить брать мелкие предметы двумя или тремя пальцами (указательный тип хватания или хватания "щепотью");

    продолжать учить брать и ставить предметы: "Посадим грибы
    (елочки) "; "Покатаем котят"
    (в машинке, на паровозике, на качелях);

Учить собирать пирамидки, горки из шариков, нанизывать на
шнурок колечки, бусы, катушки;

    учить ловить предметы (шарики, рыбки, уточки) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки, баночки (полые кубики);

    продолжать учить самостоятельно выполнять различные действия с игрушками "Перевезем игрушки (кубики)", "Протолкни шарик!".

Формировать интерес к сюжетной игре, развивать игровые действия: «куклы пришли в гости», "угощаем зверюшек" (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), "купаем голышек" (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), "перевезем зверюшек, игры по телефону - "разговаривать" (рассказать, что; Катя делает), одеваем куклу на прогулку" и т.д.

Формирование предпосылок к наглядно-действенному мышлению: учить пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: сачком ловить шарики из бассейна; доставать ложкой камешки из банки с водой; возить двигатели за веревочку; тянуть шарики (колокольчики) за веревочку; привязывать к шарикам ленточки; кормить из ложки куклу (зайку); использовать палочку для доставания далеко закатившейся игрушки; использовать стульчик для доставания высоко лежащей игрушки.

7. Познавательное развитие.

Сенсорное развитие - продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов. Величина:

Продолжать учить закрывать крылышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом "большой - маленький";

Учить складывать кубики-вкладыши;

Учить раскладывать по кубикам (полым) шарики (матрешки),
соответствующие по величине, обращать внимание на размер;

Продолжать учить складывать двух местную матрешку (яичко);

Учить собирать пирамидку с учетов величины колец (из трех
колец).

Форма:

Продолжать учить раскладывать предметы в две коробки, в одну - кубики, в другую - шарики;

Учить доставать из мешочка по слову: "достань шарик (кубик)",
выбор из трех форм;

Учить вставлять различные формы в прорези;

Учить выделять шарики среди других предметов и выделять их по слову. "давай соберем все шарики", "давай в тележку все кубики ".

Цвет:

Выделять (сличать) желтый цвет по показу; игры: возьмем
желтый мешочек", привяжем к желтому мешочку желтую веревочку",
"желтая (такая) дорожка из мозаики (цветочек)", "привяжем желтую
веревочку к желтому шарику", "рассмотрим игрушки", "соберем игрушки в желтый мешочек", "возьми желтый (такой) фломастер, рисуем желтое солнышко ", "найди желтую ленточку", "выложим желтый цветочек (из мозаики)", "желтые цыплята", "найди желтый (такой) кубик", "найди желтую полянку".
При этом всегда делаем выбор только из двух цветов.

Целостное восприятие - складывать разрезную картинку из двух частей; собирать сборно-разборные игрушки из двух частей (гриб, собачку, паровоз, домик).

Тактильно-двигательное восприятие:

Формировать ориентировку на форму и величину через
тактильное восприятие - различать предметы на ощупь - выбор из двух, доставать предметы из мешочка по тактильному образцу: "Достань такой (шарик, кубик, матрешку, елочку, грибочек, куклу, машицку, юлу), "Достань яблоко (огурец, грушу, морковь, орех, желудь, шишку)". Слуховое восприятие:

Учить различать звучание музыкальных инструментов: игра «Угадай, на чем я играю» (шарманку-бубен; свирель - колокольчик, металлофон - пианино) (выбор из двух);

Продолжать учить соотносить игрушки с их изображением на
картинках: матрешка, елочка; машинка, мишка; зайка, паровоз; собачка,
мячик; шарик, птичка; корова, паровозик; цыпленок, гриб (выбор из двух);

Учить выделять парные картинки: машинки, зайки, мишки, куколки, матрешки, пирамидки ("Покажи, где такая ", выбор из двух).

Ознакомление с окружающим.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: выделять игрушки - "Вот наши игрушки - куклы, юла, зайчики, мишки, машинки, сачок, кубики".

Учить выделять и действовать с предметами посуды и узнавать их изображения на картинках: "Покажи, чем будем кушать. Вот она, ложка, кушать будем ложкой. Покажи, из чего будем пить. Пить будем из чашки. Покажи, в чем будем готовить суп"", "Покажи, на чем поедем домой", "Покажи, что будем надевать на себя " и т.д.

Учить выделять предметы одежды и узнавать их изображения на картинках: «Положи, где куртка. Куртку надеваем, когда идем гулять», "Покажи, что надеваем на головку, когда идем гулять", "Покажи, что надеваем на ножки, когда идем гулять».

Учить различать некоторые предметы живой природы: яблоко, огурец, морковь, орехи, грушу, банан, киви, виноград.

Обращать внимание на предметы в помещения и их изображения на картинках: "Покажи, из чего поливаем. Покажи, на чем сидим. Покажи, на чем спим. Покажи, где рисуем. Покажи, где люстра (огонек). Покажи, где одежда Катина лежит " и т.д.

Обращать внимание на окружающих животных (птичку, кошку, собаку), показывать их на картинках.

Обращать внимание на улице: на предметы - деревья, листья, елку, шишки; ветер дует - деревья качаются, листья летят; дождик идет - дорожки мокрые, лужи, люди идут с зонтиками; холодно стало, люди надели теплые пальто, куртки; дети катаются на велосипедах; люди садятся в машины и едут далеко.

На прогулке: катать коляску, тележку; собирать листики, шишки, камешки в пакетик; играть с мячом - догонять, бить ногой, поднимать, бросать его.

7. Развитие речи и навыков общения (при разговоре с ребенком взрослый стремится, чтобы ребенок смотрел ему в лицо).

Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия, предметы, картинки: "Покажи, как Катя надевает шапку. Покажи, как Катя умывается. Покажи, как Катя пьет из чашки. Покажи,

как Катя дает ручку девочке Даше. Покажи, как Катя лепила из пластилина лепешки. Покажи, как Катя причесывается ".

Игры: "В гости пришел Петрушка", "Расскажи Петрушке, как зовут тебя", "Покажи Петрушке свои игрушки", "Назови, что в домике стоит", "Прятки", "Куда спрятали шарик?", "Игра в телефон - алло-алло, кто там?".

Рассказывать стихи (потешки, считалки) и петь песенки Кате.

Игры-упражнения с речевыми сопровождением: "Хлоп-хлоп ручками", "Топ-топ ножками", "Покружись, поклонись. Вот так, вот так!".

Формировать активную речь только в определенной ситуации:

Закрепить воздушную струю - дуть в свирель, дудочку, на
воздушный шарик, на бабочку, на шарик, плавающий по воде, и т.д.;

Подражать действиям губ - «пи-пи-пи, му-му, ам-ам, ду-ду»,
делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию), "спрятать
язычок
- вот он - нет язычка, щелкать язычком";

    учить произносить звукоподражательные и лепетные слова (при
    этом у ребенка либо картинка, либо игрушка): "гав-гав", "мяу-мяу", "хрю-хрю, кар-кар", "му-му", "чих-чирик", "кап-кап", "га-га-га, "хря-кря" и т.ц,.;

    учить произносить отдельные слова; мама, лапа, Катя, кушать,
    спать, тетя, дай, на, гулять, пить, топать, пока, туда, вот, там, так,
    идем, деда, баба, пока, хочу, нет, да, вода, каша, Ваня, Катя, ля-ля;

    учить произносить элементарные фразы только в определенной ситуаций: мама, дай; папа, иди; дай пить; дай омам; Катя - ааа; дай лялю; ляля баю-бай; ляля ам-ам; ляля - пить; биби - туда; бух - упал (шарик); вот так; дай пить хочу пить, буду пить, хочу би-би, возьми меня (на меня); пить сок; тетя, дай; тетя, пить; тетя ам-ам; "тетя Света", "баба Валя", "дядя Костя", "ля-ля Ваня", "сиди, Света", "иди, тетя ", "покачай качели - кач-кач", "поедем на машинке", "дядя Костя" и т.д.;

    учить отвечать на вопросы: "Катя, ты хочешь пить? Да! Нет!, "Катя, ты хочешь гулять? Да!", "Катя, хочешь кушать? Да!", "Катя хочет домой? Да!", "Что возьмем на улицу? Мячик? А коляску будем брать? Нет!"

8. Формирование продуктивных видов деятельности

Формировать навыки в лепке: учить делить пластилин на части; раскатывать пластилин между прямыми ладонями - "баранки", "конфетки"; учить использовать прием расплющивания - "блины", "лепешки".

Формировать навыки в рисовании. Рисовать красками, мелом, мелками, фломастерами:

Учить рисовать красками: прием примакивания; листья падают на полянку"; "листочки лежат на полянке"; "листочки на дереве"; дождик кап-кап-кап, идет дождик, лужи остаются от дождя.

Продолжать учить рисовать фломастерами дорожки, ленточки к шарикам, веревочки к машинам, палочки к лопаткам, палочки к флажкам, шарики, мячики.

Конструирование:

Учить строить из конструктора домик, заборчик;

Учить строить стол и стул для матрешки (из кирпичиков, кубиков);

Продолжать учить строить из палочек - молоточек, домик.

Такой системный подход мы продолжаем реализовать и в дальнейших занятиях с Катей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №105 – детский сад общеразвивающего вида.

Выступление перед воспитателями

второй группы раннего возраста на тему:

«Особенности работы с детьми раннего возраста».

Подготовила педагог-психолог

Ерохина О.В.

Тула 2015 г.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве.

Между тем данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение, словом, всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.

Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными, так как дети еще плохо понимают их, к тому же до 3–4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем слова взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно вызвать интерес к ней у маленького ребенка. У воспитателя должна быть повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительность движений и мимики. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Из сказанного следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда взрослый что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать активность детей. Задача же воспитания детей этого возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, , решать практические задачи. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание. Всё это предъявляет особые требования к специалистам, работающим с маленькими детьми. Эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности – это профессиональные качества специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Данные качества педагогам необходимы.

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки

Педагог раннего развития. Психолого-педагогическое сопровождение детей на ранних этапах онтогенеза (288)

Дисциплина: Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО

Практическое задание 3, Модуль 2. Содержание и методы педагогической работы с детьми раннего возраста

Выполнил:

слушатель Семенова Елена Евгеньевна

Преподаватель:

Гершман Елена Дугласовна

Москва – 2018

Задание:
Изучив методы педагогики раннего возраста, заполните таблицу. В нее необходимо внести все представленные в тексте лекций методы педагогической работы с детьми раннего возраста. Примеры использования метода подбираются самим слушателем (на основе личного опыта или описанных в литературе примеров). Именно соответствие примера выбранному методу и определяет глубину понимания студентом сути изученных методов педагогической работы с детьми раннего возраста. В конце таблицы в текстовом режиме на 1-2 абзаца необходимо сделать вывод, о наиболее эффективных методах работы педагога с детьми раннего возраста с точки зрения ФГОС ДО.

Таблица:

Воспитатель детского сада каждый вечер наблю­дает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму (или ба­бушку), пришедшую за ним, как он покидает группу детско­го сада.

Воспитателю желательно обратить внимание на следующее:

*на заключительный этап деятельности ребенка (бросил игрушки или убрал их; прекратил игру или доиграл);

*на характер встречи с родителями (быстро или медлен­но подходит, спешит ли сообщить о своих достижениях, приветливо или нет, встречает родных, рассказывает ли о проведенном дне, выражает ли недовольство и как);

*на характер прощания с детьми и воспитателем - как прощается, разговаривает ли о чем-либо с товарищами (взрослыми) или уходит молча.

Информация, полученная с помощью метода наблюде­ния за детьми в тот период, когда они покидают детский сад и встречаются с родителями, помогает воспитателю сделать вывод о том, насколько правильно в педагогическом отно­шении был организован день в группе детского сада; какое положение занимает тот или иной ребенок в системе меж­личностных отношений. Наблюдения помогут воспитателю организовать работу, как со всей группой, так и с отдельны­ми детьми.

Педагогический эксперимент

Дидактический эксперимент

Направлен на изучение особенностей сен­сорного воспитания, изобразительной, игровой, учебной дея­тельности; индивидуальных различий детей определенного возраста по определенному психическому проявлению. Практическая цель - накопление данных о ребенке, вос­питателе и группе детей в целом. Проводится в специально созданных условиях, но привычных для ребенка условиях.

Ставится с целью доказательства преимущественно одной программы или метода обучения перед другими; основное значение при этом имеет объективная оценка его результатов.

Тема: «Песок»

На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Беседа

Метод устного опроса по заранее намеченному плану.

«Беседа о зимующих птицах»

Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

Анкетирование

Метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. С помощью анкетирования:

*у родителей - получить сведения о ребёнка и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях, взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запросы к детскому учреждению, их возможности в помощи педагогам

* у воспитателей – выявить их отношение к собственной деятельности, запросы к руководству учреждения, особенности психологического климата в группе

Интервью

Разновидность беседы по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются. Может проводится через определенное количество времени с целью проверки достоверности полученных данных и выявления изменений в исследуемой сфере

3-хлетнему ребёнку могут задаваться следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут маму? Папу?

4. Кто летает? Ч то растёт? Что греет?

5. Чего на картинке много? Мало?

6. Нарисуй круглый мяч

7.. «Собери мисочки».

Взрослый перед ребенком раскладывает формочки от пирамидки, говорит: «Мишка поел, а посуду не сложил. Давай поможем сложить ему мисочки. Я покажу, как это надо сделать. Сначала надо выбрать самую большую мисочку, затем в нее положить поменьше…». Показав образец выполнения задания, предлагает дальше действовать самостоятельно.

Изучение документации

Изучение планов, отчётов, методических разработок детских учреждений и отдельных воспитателей, которое дает материал для характеристики организационной работы, некоторых приемов воспитания

Ребенок с девиантным поведением. Психологу необходимо изучить личное дело и характеристику ребенка, особенности воспитания. Эти данные будут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

Анализ процесса и результатов детской деятельности

Дает возможность судить об индивидуальных особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоциональном состоянии, умениях.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Видеосъемка

Дополняет методы наблюдения и изучение документации. Можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям

Открытый урок воспитателя или психолога. Видеоматериалы материалы способны достаточно наглядно и информативно охарактеризовать ситуацию.

Методы обучения и воспитания

Словесные методы

Объяснения, указания, рассказы об окружающем

*показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

* просьба произнести, сказать слово (это платье).

* объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

*многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

* договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").

Наглядные методы

Непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг.

*показ с называнием (это кролик).

*пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

* просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

*многократное повторение слова.

*активное действие детей.

* задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

* включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

Практические методы

Необходимость практически действовать с предметами, обнаруживать их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

*Упражнения (оказание помощи).

*Совместные действия воспитателя и ребенка.

*Выполнение поручений.

Методы прямого воздействия

Постановка перед ребенком практической задачи, показ образца, способа действия, помощь взрослого в его выполнении Использование метода эффективно не только для овладения предметно-практической деятельности, но и в других сферах его развития - художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. Данный метод не должен подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность

*построить из кубиков домик;

*собрать и разобрать пирамидку

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия

При использовании данного метода воспитатель дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности.

На занятиях лепки и рисования

Метод проблемного воспитания и обучения

Направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи.

Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений.

В соответствии с ФГОС ДО реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста и включать в себя как исследовательские методы, так и методы обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

2. Воспитание детей раннего возраста. Москва, «Просвещение», 1996

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.

4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006.

Елена СМИРНОВА,

доктор психологических наук,

профессор, научный руководитель Ресурсного центра «Все лучшее - детям»

Однако далеко не всегда взрослые понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Во многих семьях внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом. В других взрослые, напротив, переоценивают возможности 2-летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же, как ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Это выдвигает задачу поиска адекватных педагогических воздействий для детей раннего возраста.

Однако эти воздействия имеют серьезную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу и создают определенные трудности в его работе. Первая трудность - это повышенная привязанность ребенка к маме и проблема адаптации к новым условиям и детскому учреждению. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.

Малыши отличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению. От педагога здесь требуются гибкость, фантазия и владение адекватными педагогическими техниками (игры, потешки, сюрпризы). Необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку очевидна для всех возрастов, однако в раннем возрасте он имеет решающее значение. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные целой группе. Вербальные методы воспитания (инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию) оказываются бесполезными. Малыши до 3-4 лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого.

Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.

В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. В детских садах Москвы уже достаточно много детей не старше года. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими детьми, в методическом и психолого-педагогическом обеспечении.

Работа Ресурсного центра «Все лучшее - детям» направлена на решение этой важнейшей задачи.

Общая цель работы центра заключается в создании условий для полноценного проживания раннего детства. Такое полноценное проживание предполагает, с одной стороны, разностороннее развитие ребенка, а с другой - его эмоциональное благополучие в детском учреждении.