Серия занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции»

ТЕМА: Способы общения.

ЦЕЛЬ: Учить детей понимать эмоциональное состояние других людей и выражать настроение различными (вербальными и невербальными) способами. Создавать возможность для самовыражения, преодоления барьеров в общении, снятия напряжения.

ОБОРУДОВАНИЕ: мягкая игрушка Лесовичок, ширма «Лес», магнитофон, кассета с записью музыки Ф. Куперен «Бабочки», пиктограммы с эмоциями радости, грусти, страха, злости.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

– Давайте поздороваемся друг с другом.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и говорят по кругу каждый своему соседу: «Я рад(а) тебя видеть, …(имя)».

2. Минутка релаксации

Какое сейчас время года?

– Какая погода зимой?

– Давайте покажем, как нам холодно.

– Какими способами можно согреться?

– Хотите согреться, перенестись в летний лес? Для этого разместимся на ковре в удобной для вас позе (можно сесть, прилечь), закроем глаза и представим, что мы перенеслись в летний лес. Ярко светит солнце, поют птицы…

(звучит музыка, педагог создает словесный образ лета) .

Итак, мы оказались в летнем лесу на поляне… Открываем глаза.

– Какое у вас настроение?

3. Проблемная ситуация

(Слышится шорох)

Что это шуршит? Откуда этот звук?

(Появляется игрушка – Лесовичок)

– Кто это может быть? Давайте спросим у него.

Лесовичок: Здравствуйте! Я – лесной житель, зовут меня Лесовичок.

Я оказался рядом и услышал, что вы говорили о настроении.

– Что такое настроение?

– Зачем нужно уметь определять настроение? (обобщение ответов детей)

Лесовичок: Теперь я понял, почему у меня нет друзей, оказывается, я не могу угадывать настроение и поэтому не умею общаться.

4. Основная часть. Исследование, какими способами можно определить настороение.

4.1. Упражнения на определение эмоций по мимике. Работа с пиктограммами.

Научим Лесовичка узнавать (угадывать, определять) настроение?

– Ребята, какое бывает настроение? (Радостное, грустное, злое, бывает страшно…).

– Как можно узнать, какое настроение у человека?

Пиктограмма «радость»

Какое настроение?

– Как вы узнали? (глаза прищурены, улыбка).

– Давайте изобразим радость.

– Когда вы радуетесь? Попробуйте закончить предложение «Я радуюсь, когда…»

– Найдите в комнате предметы, у которых радостное настроение.

Пиктограмма «грусть»

– Какое настроение?

– Как узнали?

– Изобразим грустное настроение на своем лице.

– Закончите предложение «Мне грустно, когда…»

– Найдите в комнате предметы, у которых грустное настроение.

– Что делать, когда бывает грустно?

Пиктограмма «страх», пиктограмма «злость» – анализ по аналогичным вопросам.

Вывод: Как мы можем узнаем настроение человека? (По выражению лица).

4.2. Упражнения на умения детей определять и передавать состояния человека при помощи жестов, пантомимики.

А как еще можно узнать настроение человека? А догадаться поможет игра.

Игра «Как живешь?»

Педагог задает вопрос, дети отвечают «вот так» сопровождая слова движениями.

– Как живешь? Вот так…

– А плывешь? Вот так…

– А бежишь? Вот так…

– В даль глядишь? Вот так…

– Ждешь обед? Вот так…

– Машешь в след? Вот так…

– Утром спишь? Вот так…

– А шалишь? Вот так…

Игра «Угадай настроение» .

Педагог показывает разные состояния человека с помощью жестов, выразительных, а дети угадывают.

Предлагаемые варианты:

  1. злой;
  2. толстый;
  3. грустный;
  4. холодно;
  5. большой;
  6. тяжелый;
  7. радостный.

Вывод: Как вы узнали настроение? Я же вам не говорила. С помощью чего? (С помощью движений, жестов).

4.3. Упражнения на определение эмоций по голосу.

– Можно ли ещё каким либо способом узнавать настроение?

– А когда мы человека не видим?

– Когда разговариваем по телефону?

– Давайте я сейчас спрячусь в лесу, и буду говорить с разным настроением, а вы попробуете угадать? (Педагог говорит любую фразу из-за ширмы с радостным, грустным, испуганным, злым настроением)

– Как вы догадались?

Аналогичные вопросы задаются к грустному, испуганному, злому голосу.

Вывод: Как вы узнали настроение? (По голосу).

Игра « Котята»

Мы сейчас отгадывали настроение, давайте Лесовичку покажем, как можно передать настроение.

Мы превратимся в котят, и будем мяукать с разным настроением. (Дети мяукают радостно, со злостью, испуганно, грустно).

5. Обобщение

  1. Что же нужно сделать, чтобы научиться дружить?
  2. Как мы с Лесовичком узнавали настроение? (По выражению лица, по движениям, по голосу).
  3. На прощание пожелаем Лесовичку всего хорошего и попрощаемся. (Дети по кругу желают всего хорошего и прощаются с ним).

6 . Заключение.

  1. А чтобы снова нам попасть в детский сад, нужно снова прилечь на цветочки (подушечки), закрыть глаза и представить (звучит музыка), что мы уже не в лесу, на улице становится прохладно, выпал снег, наступила зима, мы в садике. (Педагог описывает детский сад в зависимости от времени года). Открываем глазки.
  2. А теперь похвалим себя за хорошую работу. (Дети по кругу говорят соседу: «(Имя ребенка) ты добрый(ая), хороший (ая) мальчик (девочка)».)

Литература:

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик»

Цель: гармонизировать личность ребенка.

Задачи:

— устанавливать доброжелательную атмосферу в группе;

— формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;

— повышать степень самопринятия;

— расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;

— развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.

Материалы: цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, аудиокассета.

Вводная часть

Педагог. Дети, давайте выполним упражнение «Имя — движение». Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и сделаю вот так: два шага вперед (можно также похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т.п.).

Дети выполняют.

Замечательно! А теперь выполним игровое упражнение «Ворота».

Дети стоят в кругу, руки опущены. Ведущий называет имя какого- нибудь ребенка, тот хлопает в ладоши над головой, поворачивается вокруг себя и приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и поднимают их вверх, чтобы над присевшим получились высокие ворота. Затем называется имя другого ребенка и т.д.

Основная часть

Педагог. Я придумаю, загадаю про тебя (по очереди, про каждого ребенка) хорошее слово, а каждый по губам отгадает — какое.

Дети выполняют упражнение «Хорошее слово».

Педагог хвалит ребенка, но не говорит вслух, а произносит только губами. Похвала может быть за результаты реальные и предполагаемые, за внешность, качества личности. Например: «Ты добрый...», «Ты сообразительный...».

Молодцы! А теперь упражнение (в кругу с мячом) «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый». Например: «Я думаю, что бегаю лучше, чем мама», «Я умею громко смеяться, фомче папы!», «Могу прыгать на одной ножке, а бабуля — нет».

Дети выполняют.

Затем педагог называет слово-ситуацию, а ребенок должен назвать настроение, чувство.

А теперь проведем аутотренинг «Солнечный зайчик». Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

Дети выполняют упражнение «Нарисуй домик для солнечного зайчика». Предлагается нарисовать какой-нибудь (графически самый простой) домик с открытыми и закрытыми глазами.

Что вы чувствовали?

Дети отвечают.

В каком случае вам было легче?

Дети отвечают.

Заключительная часть

Педагог . Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки и пожать их, посмотреть по очереди на каждого и улыбнуться.

Дети выполняют.

Задачи:

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

Формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

Вызвать чувство сострадания к тем, кто нуждается в помощи;

Формировать представления о добре и зле;

Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

Упражнять в восстановлении простых последовательностей в знакомой сказке;

Развивать воображение и творческие способности детей;

Активизировать и обогащать словарь: мягкий, теплый, шелковый, рассыпчатый;

Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал:

Небольшая песочница, рамки с песком;

Запись спокойной музыки, видео и компьютерное оборудование для просмотра отрывка из мультфильма «Гуси-лебеди» и проведения гимнастики для глаз, физминутки;

Влажные салфетки, миниатюрные фигурки Бабы Яги, 5-6 яблок,2 моста: на перилах смайлики с эмоциями радости и грусти.

Столы, мольберт, детали украшения и оживления пространства вокруг избушки Бабы Яги.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Алексеевна! Давайте знакомиться! Я прошу вас дружно назвать каждый свое имя, вот и познакомимся! Хорошо? (дети все вместе называют свои имена)

Я совсем ничего не поняла, но услышала ваши веселые, добрые, звонкие голоса!

Я вам предлагаю познакомиться ладошками, даря свое тепло друг другу.

(На мою ладошку дети поочередно кладут свои, называя свое имя. Завершаю горку из детских ладошек своей).

Я очень рада вас видеть! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь самой доброй и привлекательной улыбкой: со словами: «Здравствуй, это я!»

(Дети здороваются друг с другом и педагогом).

Педагог. Ребята, вы любите мультфильмы? И я очень люблю! А давайте вместе посмотрим отрывок одного очень интересного мультфильма. Рассаживайтесь удобнее. (Дети рассаживаются полукругом перед экраном и просматривают отрывок из мультфильма «Гуси – лебеди»)

Педагог. Ребята, какая это сказка? А что же произошло с героями в сказке дальше? (Ответы детей) Как вы считаете, что же девочка сделала не так? Что же теперь делать, как вы думаете? (ответы детей)

Я уверена, что сестрице можете помочь только вы, потому что у вас доброе сердце и бесстрашный характер. Вы готовы к испытаниям? И поэтому мы и отправляемся в сказку.

Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза. (Включается запись спокойной музыки, педагог надевает костюм сказочницы)

Глазки закрываем, раз, два, три.

Сказка оживает - посмотри!

Педагог. Я - добрая сказочница! И мы оказались в сказке! (Дети открывают глаза) Ну что ж тогда вперед! (все подходят к песочнице). Смотрите как много песка!

Ребята, какого он цвета? Какой он на ощупь? ! (Дети вместе с педагогом погружают руки в песок и обследуют его). А как можно им играть? (Ответы детей) Педагог дополняет. Можно погладить пальчиком по песку и почувствовать каждую песчинку, а можно оставить отпечатки, похожие на следы животных. Можно поиграть в песке как на пианино. (Дети выполняют действия, предложенные педагогом) Как приятно играть с песком! Вот какая у меня горка получилась! Ой, ребята, а избушка Бабы Яги тоже стоит на горе в дремучем лесу. Давайте постоим гору из песка и поставим избушку. (Дети строят гору и сажают на нее Б.Ягу и диких лебедей.)

(Подходят к экрану)

Педагог . А вот и первое испытание-печка! (смотрят на экран) Она покажет нам дорогу, если мы испечем чудесные куличи. А из сухого песка можно что-то слепить? Да, вы правы! И поэтому я приготовила влажный песок. Вы же знаете, что куличи могут быть разные, я приготовила различные формы и предлагаю вам сделать выбор.(Дети пекут «Чудесные куличики»)(привести в порядок руки)

Педагог . Вот мы и преодолели первое препятствие! Но что дальше нас ждет? (ответы детей) Да, вы правы! Смотрите, прямо перед нами стоит яблонька. Она преграждает путь к избушке. (Смотрят на экран с сюжетом яблоньки) Был сильный ветер, и яблоки с яблоньки упали, и каждое разбилось на две части. Яблонька просит вас собрать кусочки в целые яблоки. Необходимо каждому из вас взять одну часть яблока и у друзей найти вторую. (Дети складывают разрезанные разными способами яблоки, находя свою половинку.)

Педагог . Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! Но путь у нас еще очень долгий. И просто нам необходимо отдохнуть. Я приглашаю вас провести веселую физминутку. Постарайтесь повторить все то, что будут выполнять на экране тапочки.

Масько Л.Г. « Веселая физминутка для наших ног и рук »

Педагог . (после физминутки) Посмотрите, пожалуйста, внимательно на спинку своего стула. Что вы видите? Да у каждого из вас на стульчике наклеен цветочек определенного цвета, запомните каждый свой цвет. Нам это пригодиться в дальнейшем. Запомнили?

Ну что ж, давайте посмотрим, какое следующее испытание ждет нас. (Смотрят на экран)

Это молочная река, кисельные берега. Через речку переброшены два моста: мостик радости и мостик грусти. (Подходят к мостикам на поручнях, которых прикреплены смайлики с грустным и веселым выражением лица) Как вы думаете, какой мостик радости, а какой грусти? А почему вы так считаете? Каждому из вас предлагаю выбрать мостик, по которому вы бы хотели пройти. А пройти по ним не сложно, нужно с помощью лица, мимики и голоса показать эти чувства. (Дети выбирают мостик и с помощью мимики и голоса показывают чувства.)

Педагог. Мы преодолели и это препятствие. Смотрите, как стало темно, это Б.Яга напустила на нас темную ночь. Но ведь и ночью много интересного! А давайте понаблюдаем за звездочками на ночном небе!

Масько Л.Г. Физминутка "Звездочет"

Вот мы оказались перед избушкой Б.Яги, но она не сдается. Как вы думаете почему? Какая она? Что же сделать, чтобы она подобрела? (Рассуждения детей)

Педагог . Я думаю, что победить ее мы сумеем, если похвалим от всего сердца (Ответы детей).

Педагог . От ваших добрых слов Б.Яга действительно, стала доброй и решила отпустить братца на волю. (На экране сюжет, когда сестрица и братец вернулись домой) Но ведь теперь Б.Яга останется одна в темном дремучем лесу, где ни чего не радует глаз. Ей не с кем поговорить, некому почитать сказки. Ей очень одиноко! Мне ее так жалко! А вам, ребята? Чем же ей помочь? (Ответы и предположения детей) Конечно, вы правы! Давайте украсим лес и оставим Б.Яге новых друзей? Вы согласны?

Дети . Да!

Педагог . Вот теперь нам и пригодится цвет цветочка, который вы видели на своем стульчике. Вспомнили свой цвет? Ребята, у которых был голубой цветочек,будут создавать яркое солнечное небо над избушкой, те у кого был зеленый цветочек украсят деревья, посадят елки, цветы. А у кого был желтый цветочек - пригласят друзей для Бабы Яги.

(Дети подходят к столам, обговаривают порядок действия). Только нам нужно поторопиться, ведь время пребывания в сказке у нас осталось немного!

Педагог . (рассматривая картину) Молодцы, ребята! Как красиво вы украсили лес и каких веселых добрых друзей оставили Б. Яге! Ей теперь точно будет не одиноко. Она говорит вам: «Спасибо!» А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Закройте глазки и повернитесь вокруг себя три раза. (Звучит спокойная музыка, педагог снимает накидку).

Глазки закрываем! Раз, два, три.

Сказку покидаем, только не грусти!

Открывайте глаза. Вот мы и оказались снова в д/саду.

Педагог . Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными преодолели все препятствия! Скажите, что было самым трудным, а что самым радостным в дороге? Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. И я вам предлагаю нарисовать свое настроение на песке!

Педаго г. У меня тоже очень хорошее настроение и я его дарю вам.(дарит детям смайлики из воздушных шаров). И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.

эмоциональному развитию дошкольников. Подготовила педагог-психолог МБДОУ ЦРР-детский сад №14 «Весёлые звоночки»

Куренкова Наталья Константиновна, г.Озёры, Московская область

Тема: «Три настроения – радость, горе, страх».

Задачи:

Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.

Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.

Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие:

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй легкий ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в родном краю

Всех я Вас приветствую!»

Психолог: Сегодня вас ждет сюрприз!

Дети рассаживаются полукругом на стульчики. Психолог зажигает на столике свечу и предлагает детям послушать отрывки из произведения Чайковского: “Щелкунчик”, “Осеняя песня”.

Психолог: (задувает свечу) Расскажите, какое настроению у вас вызвали прослушанные произведения Петра Ильича Чайковского? О чем вы думали в тот момент, когда звучала музыка?

Ответы детей.

Психолог: Покажите выражением своего лица, свое настроение после услышанной музыки.

Дети имитируют печаль, горе, радость.

Психолог: Скажите, что влияет на ваше настроение?

Ответы детей.

Психолог: Правильно, очень хорошо вы ответили на мой вопрос. На наше настроение влияют музыка, разные ситуации, отношение друг к другу, праздники, и все то, что нас окружает. А теперь посмотрите на иллюстрации из произведений Корнея Ивановича Чуковского, которые я для вас приготовила.

Психолог читает отрывки из произведений, демонстрируя детям иллюстрации.

1) Плачет серый воробей:
– Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно.

2) Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнышка не даст.

3) Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
– Ну, спасибо тебе дедушка, за солнышко!

4) И прибежала зайчиха.
И закричала: “Ай, ай!
Мой зайчик попал трамвай!.
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!”

5) Крокодилы в крапиву “ забилися»,
И в канаве слоны «схоронилися»
Только и слышно,
Как зубы стучат,
Только и видно,
Как уши дрожат.
“Ну, спасибо тебе, Айболит!”

6) И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова,
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать
И смеется она и кричит

Цели:

— формировать адекватную самооценку;

— повышать саморегуляцию и самоконтроль.

Задачи:

— расширять представления детей об эмоциях;

— развивать ориентацию на позитивную оценку качеств сверстников;

— повышать уверенность в себе;

— развивать чувство общности в группе, коммуникативные навыки.

Материалы : аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры.

Вводная часть

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг на друга и доброжелательно улыбаются.

Педагог. Поговорим о настроении. Какое оно у тебя? С чем его можно сравнить? Настроение может быть разным: грустным, веселым, спокойным... Его можно сравнить с цветом, животным, нарисовать, выразить в движении. Итак, «Аукцион идей: как справиться с плохим настроением».

Дети перебрасывают друг другу мяч и подают идеи. Можно послушать музыку, посмотреть телевизор, поваляться на диване, почитать книжку, рассмотреть в ней картинки, достать раскраску, что-то рисовать, посмотреть в окно, пойти погулять на улицу, поиграть на улице с другими детьми, позвонить другу, скорчить рожицу в зеркале, улыбнуться своему отражению в зеркале, сказать: «Все у меня будет хорошо, у меня все получится!» и др.

Основная часть

Педаго г. Закройте глаза. Попробуйте представить себя взрослыми. Как вы будете выглядеть, во что одеты. А теперь откройте глаза. Давайте побудем в роли взрослых. Тот, кого я позову, должен представиться как взрослый, походить по комнате как взрослый.

Дети выполняют.

Давайте выполним упражнение «Я могу, я умею».

♦ Такие мысли помогают мне: у меня все получится, я научусь, я справлюсь и т.п.

♦ Такие мысли мне мешают: я плохой, я не умею, я не справлюсь, я боюсь и др.

Дети, давайте выполним задание «Слушай команду» на развитие произвольности.

Педагог показывает определенную команду, например, хлопнуть в ладоши над головой и повернуться вокруг себя. Затем включается музыкальная игрушка, пока она звучит, дети свободно двигаются по игровой комнате. Но когда музыка прекратится, все дети должны остановиться и выполнить ранее показанную команду (вариант: не показывать, а произносить определенную команду).

Заключительная часть

Педагог . Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Дети образуют маленький кружок, сжимают руки в кулачки. Затем они ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем до свидания!»