Ранее развитие и обучение ребенка. Методика Макото Шичида

Ольга Березовская
Конспект занятия по методике Макото Шичида

Конспект занятия во второй младшей группе по методике Макото Шичида

(в рамках самообразования)

Подготовила и провела воспитатель 2 младшей группы

Березовская О. Н.

Длительность занятия : 25-30 мин.

Время проведения : I половина дня после НОД, II половина дня после полдника

Для более эффективной активизации мозговой деятельности включаю фоном музыку композиции в альфа-обработке Джеффри Томпсона.

Цель : развитии правого полушария мозга.

Задачи :

Снижение повышенного тонуса детей;

Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук;

Формирование конструктивных навыков .

Подготовка : Аудио-запись, в разных местах группы приготовлен раздаточный материал (степы,карточки Мемори,ножницы, конструктор деревянный или "Лего", карточки- палитры, репродукции Ван Гога и Куинджи)

Количество детей : 2-3 человека (желательно индивидуально)

Ход занятия:

Дети играют после полдника. Воспитатель предлагает обратить внимание на бабочек.

1. Дыхательные упражнения

Это упражнение нацелено на расслабление, потому что правое полушарие предпочитает для своей деятельности расслабленное состояние. Оно является частью настройки на занятие . Во время задания ребенок должен делать глубокие вдохи и выдохи в течении 2 минут. Я для этого упражнения изготовила пособие «Бабочки летают»

2. Образы. Шар энергии

Садимся с ребенком друг перед другом. Трем ладошки друг о друга с комментариями о том, что вы сейчас собираете положительную энергию из окружающего пространства. Затем обнаруживаем, что сейчас у вас между ладошек уже маленький шарик с энергией и он продолжает плавно расти. По мере роста шара ладошки расходятся в стороны по размеру шара. После того как ваши энергетические шары стали такими большим, что их сложно удержать энергию можно вылить на себя. Еще есть вариант с большим шаром - его уменьшение. Сжимаем шар с усилиями до размера горошины, затем кушаем.

3. Память и внимательность. Карточки

Показываем набор карточек в течении 3 секунд и убираем. Показываем его второй раз, но при этом забываем одну из карточек. Ребенок должен угадать, что забыто. Для не говорящих выбрать изображения, которые ребенок может показать жестами или звуками.

Суть задания : 1. раскладываю карточки максимально быстро. 2. собираю карточки в стопочку. 3. убираю ежика. 4. раскладываю оставшиеся карточки. 5. спрашиваю какой карточке не стало. В следующий раз я значительно увеличу число карточек.

Предлагаю переместиться на строительную площадку

4. Конструирование

На первых этапах предлагаем собрать из частей конструктора или мозайки заготовку по образцу. Необходимо собрать такую же фигуру по образцу, по памяти. Задание усложняется количеством деталей

Воспитатель : Я хочу вам предложить построить вот такую башню. Вам необходимо найти кубики как у меня-по цвету и форме. Хорошо! Справились!Давайте сложим в коробку.

5. Изучаем цвета

План дня по изучению красного цвета :

1. Показываем группу красных предметов и объясняем , что они красного цвета.

2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами, можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка.

3. Предлагаю сортировку - выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета .

4. Устраиваю «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный.: в интерьере и одежде, на прогулке прошу показать красные машины, ведерко, лапатку и пр.

5. Предлагаю найти картинки с изображением красных предметов в книгах .

6. Внимательность. Картинки

Воспитатель : Посмотрите,какая у меня интересная книга. Дети подходят и рассматривают иллюстрацию

Показать рисунок на несколько секунд, затем закрыть. Дать другой фон. Предложить ребенку назвать не хватающие объекты.

Пример задания на память и внимательность.

Дети перечисляют. Давайте проверим, ничего не забыли? Сравниваем два варианта.

Собираем разрезную картинку.

Воспитатель : Я для вас еще приготовила сюрприз!

Дети выбирают картинку. Переворачивает ее рубашкой вверх. На рубашке прорисованы пунктирные линии. Я предлагаю разрезать квадрат по линиям. Затем собрать ее снова на лист бумаги и приклеить. Пример задания на сбор разрезной картинки. Я предложила несколько заданий их развивающих пособий серии Кумон. Собираем машинку из 4 частей и приклеиваем к основанию. Можно добавить задание на сгибание бумаги и разрезание. Данные задания развивают способность складывать и резать бумагу, навык работы с ножницами, развивает глазомер.

Воспитатель : Молодцы!Вытирайте ручки и можете положить картинку к себе в шкафчик.

9. Телепатия

Воспитатель : Хотите еще поиграть со мной? Смотрите, у меня есть два облачка. Кто из вас может отгадать, за каким из них спряталось солнышко?

Это самые фантастические задания данной методики . Я их включила из любопытства к статистике вероятности правильных ответов. Удивительно, но некоторые дети угадывают 99% загаданных карточек и спрятанных предметов . Задания заключаются в передаче мыслей ребенку. Вопросы : В каком озере есть рыбка? Из какого яичка сейчас вылупится цыпленок? И пр.

Воспитатель : Молодцы,вы просто волшебники! За это я вам дам порисовать.

11. Мандалы

Цвета. Пример задания : Выдаем ребенку восковые мелки и черно-белый вариант мандалы. Для начала достаточно 3-4 карандаша. Затем показываем ребенку цветной вариант на 2 секунды и прячем. Если ребенок плохо справляется с карандашом, то прошу отметить черточками участки цветов. Если моторика хорошо развита- предлагаю раскрасить так же как цветной оригинал.

Внимательность. Формы. Пример задания : Показываю несколько мандал. Ребенок должен найти похожие узором. Для первых занятий достаточно 3-4 мандалы.

14. Memory grid - сетка память. Для работы использования фотопамяти требуется не более 3 секунд. Ребенку выдаем несколько карточек. Затем показываем на несколько секунд 2-3 распечатку с определенной последовательностью таких же карточек. Свою заготовку прячем и просим ребенка разместить по памяти его карточки, как на заготовке

19. Цепочка памяти (Linking memory) . Суть задания состоит в выкладывании последовательности карточек и составлении фантастичной истории по этим карточкам путем связывания объектов их функциями.

Примеры задания Цепочка памяти (Linking memory) . Например, мы выложили ряд из карточек : жираф, медведь, кенгуру. По этим карточками озвучиваем примерно такую историю : жираф пригласил на день рожденья медведя и кенгуру. Затем карточки собираем и последовательно задаем наводящие вопросы для того чтобы ребенок по вопросам восстановил придуманную историю. Карточки лежат рубашкой вверх. Я задаю вопросы. Примеры вопросов :У кого был день рожденья?Кого жираф пригласил? И т. д.

Когда ребенок отвечает правильно, то берет карточку с ответом и переворачивает. В результате у нас должна получится такая же цепочка как в начале задания. Это задание тренирует не только память, но и очень быстро знакомит со свойствами и функциями предметов , объектов и явлений. Количество вопросов и картинок прибавляется.

Если заниматься продолжительное время, можно отметить, что со временем ребенок сам начинает придумывать истории. Это задание стимулирует фантазию и речевую активность.

18. Цветовосприятие.

Пример моего задания на цветовосприятие : на данном этапе тренируется цветовосприятие карточками палитры. Ребенку необходимо найти «лишние» карточки с цветами для картин Ван Гога и Куинджа, либо выбрать палитру цветов,которую он видит на картине.

Изучаем цвета «Цветное лото»

Вариантов лото может быть множество.

Один из наших вариантов. Правила игры :

Раскладываем карточки с животными перед ребенком;

Выдаем одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предлагаю игру на тренировку памяти. Даю черно-белый вариант карточки с животным и прошу подобрать палитру.

Итог :

Занятие необходимо завершить прогулкой на свежем воздухе.

Дети показывают очень хорошие результаты. Моя работа продолжается, т. к. предложенный план занятия можно вариотировать . Считаю необходимым провести его с каждым ребенком в индивидуальном порядке.

Применение методики Макато Шичида на занятиях объединения «Шаг вперед» для детей дошкольного возраста

Методика Макато Шичида

Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость - все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, - так утверждает японский профессор Макато Шичида.

Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование головного мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать.

Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам. Он говорит о том, что правое и левое полушарие мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации, оно запоминает все, что когда-либо видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Левое полушарие – это аналитическое полушарие. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.

Любая информация, которая хоть раз была занесена в правое полушарие, или как его еще называют, в правый мозг, остается там навсегда. И задача левого мозга лишь извлечь ее оттуда. Но, как выяснилось, чем старше ребенок, тем меньше связей между левым и правым полушарием у него остается. В первые годы жизни количество связей в мозгу ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года жизни эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это значит, что эффект от

занятий с трехлетним ребенком будет значительно выше, чем от занятия с взрослым человеком.

Поэтому Макото Шичида предлагает обеспечить малыша до трех лет всем необходимым, чтобы приостановить процесс разрушения связей между левым и правым полушарием и закрепить их.

Ребенку с развитым правым полушарием подвластны такие способности как:

Запоминание любых объемов информации с помощью образов (фотопамять);

Уникальные вычислительные способности;

Скорочтение;

Лингвистические способности;

Музыкальный слух;

Интуиция и телепатия;

В будущем такие дети смогут с легкостью запоминать огромные объемы информации, будут уметь извлекать из них необходимые знания, вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно в мельчайших деталях, обладать фотографической памятью и скорочтением. Эти дети смогут обладать отменной интуицией, проявлять себя в творчестве, потому что именно правое полушарие считается интуитивным и творческим.

Макото Шичида утверждает, что ребенок с хорошо развитым правым полушарием не просто запоминает информацию, он способен видеть перед собой страницу из прочитанной им когда-то книги как слайд или фотокарточку, который можно просматривать вновь и вновь.

Такое явления как интуиция или телепатия объясняются Шичидой следующим образом. Все в мире излучает свои сигналы: любая вещь, любое действие вибрируют с определенной частотой. Дети способны улавливать эти сигналы и подобно азбуке Морзе преобразовывать обратно в образ. Со временем «шестое чувство» у детей отключается, так как не находит применения во взрослом мире.

Необыкновенные вычислительные способности ребенка заключаются в том, что он умеет за секунду определять количество предметов, изображенных на картинке. И при правильном стимулировании с легкостью не только отличит 99 точек от 98, но и научится складывать, делить и умножать многозначные числа в уме за считанные секунды.

Лингвистические способности и скорочтение, как вы уже поняли, также вытекают из фотомапяти и возможности извлекать любую информацию из резерва правого полушария.

Что касается творчества, то человек не умеет рисовать не только вследствие неразвитой моторики. В большей степени это зависит от способности воспроизводить в голове образы и фиксировать их, что нереально без развитого правого полушария. Тот же пример можно привести и в музыке, и в литературе, и во многих других областях. Поэтому именно развитое правое полушарие позволяет человеку превосходно переносить образ из своей головы на холст или, скажем, кусок камня.

Отсюда, конечно же, сразу следует вывод о том, что ребенку необходимо также и развитие моторики. Система Макото Шичиды предусматривает занятия на развитие моторики. В Японии есть множество игр, развивающих мелкую моторику и воображение: оригами (складывание фигур из бумаги), экибана (составление композиций из сухих растений), киригами (вырезание контуров из бумаги), осибана (исполнение картин природными материалами), айгами (конструктор в стиле оригами), танграм (головоломка из геометрических фигур) и оятиро (плетение на пальцах из веревочки).

Игры и упражнения Макото Шичиды для развития правого полушария мозга ребенка

В первую очередь, это так называемые флэш-карты, которые необходимо показывать ребенку ежедневно с очень высокой скоростью, оптимально – 0,5 секунды на 1 картинку.

Дети чуть постарше играют в игры на развитие памяти Memory Grid и Linking Memory. Memory Grid или Сетка памяти. Суть игры заключается в том, что ребенку показывается разлинованное на квадраты поле, где в каждой из ячеек располагается картинка. Ребенок смотрит на эти картинки в течение нескольких секунд, а затем сам по памяти старается расположить картинки в ячейках.

Linking Memory или Цепочка памяти – это игра на запоминание цепочки картинок с помощью абсурдного рассказа. То есть, выкладывается ряд карточек с разными изображениями, и вы должны быстро придумать ребенку рассказ. Например, 3 картинки: бабочка, дерево, небо. История должна быть не такой: бабочка взлетела на дерево и посмотрела на небо, а такой: бабочка упала с дерева прямо на небо. Именно такие абсурдные истории и помогают активировать правое полушарие по мнению доктора Шичиды. Со временем ребенок будет способен сам придумать историю и запомнить порядок более чем из сотни карточек.

Также Шичида предлагает целый ряд небольших игр на развитие интуиции. Например, самое простейшее: интуитивное угадывание, в какой руке или под каким стаканом предмет. В дальнейшем игра может принимать совершенно неожиданные обороты.

Неотъемлемой частью занятий являются медитации, позитивный настрой, прослушивание музыки созерцание, дыхание, энергетический настрой. Правильное дыхание необходимо для того, чтобы насытить мозг кислородом, помочь ребенку расслабиться. Именно расслабление способствует легкому переходу из левого полушария в правое. Всегда нужно помнить, если ребенок хоть немного напряжен, результата от занятий не будет, так как включение правого (безмятежного и невербального) полушария абсолютно исключает какую-либо нервозность.

Примерно с полутора лет можно подключить к занятиям мандалы, танграмы и игру в цепочку памяти, пропевание песенок по нотам, творческие занятия, игры с шумелками на развитие слуха и игры с запахами, судоку. Кое-что предлагается самим автором, а что-то можно придумать самостоятельно. Главное – не останавливаться.

Занятия по программе Шичиды состоят из множества коротких блоков на развитие различных органов чувств. Уроки Шичиды характерны тем, что каждое задание или игра длится не более 3-5 минут. Поэтому ребенок не устает от занятий, внимание не притупляется, и он постоянно находится в тонусе.

Ниже приведен список основных занятий для развития правого полушария, каждое из которых включает множество игр и имеет различные степени сложности, в зависимости от того, во сколько лет вы начали заниматься и как далеко успели продвинуться.

Настройка на занятие (Pre-lesson)

Воображение (Imaging)

Демонстрация слайдов (Flashcards)

- Цепочка памяти (Linking Memory)

- Мандала (Mandala)

Танграмы (Tangrams)

Сетка памяти (Memory Grid)

Распознавание количества (Quantity Recognition)

Интуиция и ясновидение (ESP Games)

Cкорочтение (Quantum Reading)

Запоминание чисел (Number Memory)

Судоку (Sudoku)

Макато Шичида уделяет внимание не только правому полушарию, но и левому, а также говорит о необходимости развития социальных навыков, дисциплины и личностного развития. Только достигнув гармонии, можно добиться хороших результатов. Особенно большое значение доктор Шичида придает любви между матерью и ребенком. Любовь – это главный элемент в воспитании детей.

План проведения занятий по методике М.Шичида для детей дошкольного возраста.

1. Гармонизирующая музыка - любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаем негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки

2. Объятия, внушение, настройка – При встрече я протягиваю малышам руку, а они сверху кладут свои ладошки и вместе мы говорим: «Ручка на ручку, ручка на ручку, здравствуйте!» Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься, раскрываю тему занятия, рассказываю подробности, например, сегодня наше занятие посвящено птичкам – мы будем слушать пение птиц, угадывать кто спрятался за дерево, делать гнездышки, учиться летать и.т.д.

3. Упражнения для дыхания - ребенок дует в свистульку, дудочку, на лежащие или висящие на ниточке шарики ваты (пытаясь сдуть их с места), птичьи перышки, игрушку «Ветерок», можно на горящую свечку, выдувает мыльные пузыри.

4. Воспоминания и воображение - вспомните вместе с ребенком как были где-либо (на природе, пляже, в музее, в гостях) что и кого там видели, чем занимались. Воспоминания можно подкрепить фото. Либо наоборот - расскажите о том, как поедете куда-либо (в зоопарк, к морю, на выставку, на прогулку) кого там встретите, чем займетесь.

5. Подготовка глаз к показу карточек - любым ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы ребенок следил за этими движениями глазами. Либо просите ребенка посмотреть на предмет (точку), находящийся близко, а потом находящийся далеко.

6. Показ флеш-карт - Просматриваем карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Желательно заранее потренироваться прочитывать названия. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном формате. Можно использовать любые (презентации) на любые темы.

7. ESP интуиция Угадай где - под любыми одинаковыми стаканчиками, баночками и т.д. прячу любой предмет (орех, цветок, листик, фрукт, игрушка). Либо под одинаковыми листами бумаги у карточку с изображением чего-либо. Прошу ребенка угадать где он. Можно играть несколько раз подряд.

10. Instant Memory Game (Сетка памяти) - Положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.

11. Linking Memory Game (Абсурдная история) - Рассказываю детям историю. При этом вместе с произношением всех существительных выкладывайю карточки с соответствующим изображением. Используйю три или более карточек со знакомыми ребенку изображениями. Дайю запомнить карточки в течение 5-10 секунд. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ - переверните карточки, попросите повторить историю, переворачивайте правильно названные картинки. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ ГОВОРЯТ - не переворачивайте карточки, просто перемешайте. Рассказывайте заново историю, делая паузы вместо существительных, просите ребенка показать на карточку с нужным изображением. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки). Можно играть несколько раз.

12. Photo Memory Game (Похожие картинки) - Берем два похожих изображения. Показываем одно из двух похожих изображения в течение 5-10 секунд. Убираем карточку и сразу же показываеме уже две похожие карточки. Попросим назвать, какую карточку показывала только что (одну). Можно использовать предметы (игрушки).

13. Танграм - Берем готовый танграм, блоки дьенеша, любые плоские геометрические фигуры. Придумываем рисунок, составляем поле - обводим

имеющиеся детали и раскрашиваем в нужные цвета. Ребенок должен разложить на поле соответствующие детали

14. Разрезные картинки - Возьмите готовые пазлы или сделайте разрезные картинки сами. Для этого распечатайте 2 экземпляра любой картинки. Один из них разрежьте на нужное количество деталей (2 и более). Второй дайте ребенку не разрезанным, чтобы он видел, какая картинка в итоге должна получиться. Ребенок должен собрать картинку по образцу.

15. Цветовосприятие - Распечатайте готовые палитры, отрежьте полоску с цветами от картинки, предложите ребенку найти и соединить палитры цветов, соответствующие рисункам. Можно использовать любую игру с цветами, например, сортировать любые предметы, игрушки, детали конструкторов, крышки и пр. по цветам.

16. Мандалы - Игра для детей, которые уже хорошо ориентируются в цветах. Распечатать цветные и ч/б мандалы, разрезать. Показать ребенку цветную картинку в течение 5-10 секунд. Убрать и попросить на черно-белой картинке обозначить карандашом (фломастером) либо словами цвета цветного рисунка. Мандалы можно изготовить самостоятельно. Для этого нарисовать два черно-белых изображения, один из которых раскрасить.

17. Игры на поиск соответствия и пары - используйте любое имеющееся в наличии лото, мемори, парные картинки.

18. Математика - используйте любые имеющиеся в наличии картинки, пособия, игрушки или предметы, которые можно пересчитывать, сортировать по размеру или по признакам "один-много", "больше-меньше"

19. Логоритмика, музыкальная пауза, танцы - слушайте любые веселые подвижные песни или мелодии, которые нравятся детям, пойте, танцуйте, повторяйте движения из песенок.

20. Сенсорное восприятие - Игры с сенсорной коробочкой любого наполнения. Играем с лото запахов или с лото "шумелок". Угадывайте на ощупь предметы (крупные или мелкие) - для этого их можно поместить в мешочек или накрыть платком. Можно использовать песок (живой, кинетический).

21. Конструирование - используем любой имеющийся в наличии конструктор, мозаику, кубики, коробки, прищепки. Строим высокую башню, или домик для животных, или гараж для машинок, или цветочек из прищепок.

22. Рассматривание картинок - используйте любую книгу, энциклопедию, виммельбух. Рассматривайте картинки, называйте (ищите) изображения.

23. Естествознание - рассказываю детям любые сведения обо всём, что может быть интересно ребенку. О природе и государствах, о флоре и фауне, о людях, явлениях, местах или предметах. Дома или за его пределами.

24. Координация и моторика - пластилиновые заплатки, канцелярские кнопки, проводилки, многоразовые наклейки, выкладывание, перекладывание любых мелких предметов, игры с пинцетом, любые другие игры на мелкую моторику.

25. Творчество Аппликации - любая аппликация на любом рисунке, коробке, ткани и т.д. или в пособии для развития. Используем разные материалы - бумагу, крупы, сухие листья, перышки, вату, бусины, камешки, фольгу, наклейки.

26. Творчество Рисование - рисуем красками или карандашами на бумаге, мелом на асфальте, валиками и штампами на ватмане, раскрашиваем коробки, шарики или деревянную игрушку. Можно использовать раскраски, а можно творить без темы.

После каждой игры хвалим ребят за успешно выполненное задание.

Конспект занятия по методике М.Шичида для детей раннего дошкольного возраста

Забулонова Светлана Александровна

Цель занятия : развитие социальных навыков, дисциплины и личностного развития

Задачи:

А) Обучающие

Учить различным видам творчества;

Знакомить с окружающим миром;

Музыкальное развитие: песни, танцы.

Учить различным видам основных движений: прыжки, бег, ходьба.

Б) Воспитательные:

Воспитывать чувства собственной компетентности, значимости, умелости, самостоятельности, доброжелательности.

В) Развивающие

Развивать познавательные интересы и способности, умение учиться и общаться.

Приобщать к красоте окружающего мира.

Оборудование:

Планшет

Карточки,

Спортивная дорожка

Конструктор

Фитболы

Музыкальное сопровождение

Фигурки насекомых

Пластилин

Доски для лепки

Стэки

Заготовки из картона

Ход занятия

1. Гармонизирующая музыка - любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаю негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки

2. Объятия, внушение, настройка – При встрече я протягиваю малышам руку, а они сверху кладут свои ладошки и вместе мы говорим: «Ручка на ручку, ручка на ручку, здравствуйте!» Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься, раскрываю тему занятия, рассказываю подробности, например, сегодня наше занятие посвящено насекомым – мы будем угадывать насекомых, искать заблудившихся божьих коровок, прыгать как кузнечики и.т.д. (2 минуты)

3. Упражнения для дыхания - ребенок дует на бабочку из бумаги, чтобы она улетела с ладошки(3 минуты)

4. Воспоминания и воображение - вспоминаем вместе с детьми, каких насекомых мы встречали. (3 минуты)

5. Подготовка глаз к показу карточек - ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы дети следили за этими движениями глазами. (2 минуты)

6. Показ флеш-карт - Просматриваем карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном формате. (5 минут)

7. Физическое развитие – занятие на фитболах. Прыгаем на мячах в ритм музыки и выполняем танцевальные движения (5 минут)

8. Конструирование – из конструктора строим домики для насекомых. (6 минут).

9. Координация движений – выполнение заданий на спортивной дорожке (4 минут)

10. Творчество – лепка из пластилина. Исполнение процесса превращения куколки в бабочку. (8 минут)

11. Подведение итогов. Игра «До свидания» (2 минуты).

Если что-то сделано в Японии — 90%, что это качественно и современно. Педагог Татьяна Темралеева специально для нашего блога подготовила обзор популярных японских методик раннего развития: Кумон, Шичида, Ибука, Сузуки — и поделилась впечатлениями от занятий по ним со своими детьми.

Методика доктора Сузуки.

Сузуки заметил, что маленькие дети очень легко усваивают информацию , например, они с легкостью могу изучить иностранный язык. Тогда доктор решил попробовать обучить малышей музыке. Маленькие дети очень любят подражать и копировать взрослых. Именно это наблюдение легло в основу методики.

Уже через несколько лет Сузуки создал отряд скрипачей 4-5 лет, которые чудесно исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Секрет успеха методики, по мнению автора, заключается в

  1. убежденности в том, что все люди на земле обладают музыкальными способностями (вопрос только в том, успели ли они развить эти способности в детстве)
  2. искреннем желании взрослого (родителя) помочь
  3. вовлеченности взрослого в учебный процесс.

В школах музыки Сузуки обучаются дети с 2 лет. Первый год они проходят подготовительный курс: поют песенки, слушают мелодии, осваивают разные инструменты, чтобы впоследствие осознанно выбрать инструмент. Заканчивается обучение в школе по достижении 12-14 лет (в зависимости от выбранного инструмента).

Эту методику я сама не пробовала, но в поддержку могу сказать, что верю в её эффективность. Мой папа очень любит музыку. Сам выучился игре на гармошке, баяне, гитаре. Он играет своим внукам с рождения, они танцуют и поют. Так вот Лиза (старшая внучка, 8 лет), глядя на деда, с маленькими подсказками без проблем научилась на гармошке играть вальс и частушки. Думаю, если бы их занятия были не раз-два в неделю, а каждый день, то инструмент она освоила бы быстро.

Методика Шичиды

Макато Шичида также считал, что все дети имеют врождённую гениальность и одаренность . Задача родителей — развить эти качества и способности, обеспечить ребёнку такие условия, чтобы его мозг в максимально развивался. Шичида уверен, что мозг ребёнка в возрасте от полугода до трёх лет способен накапливать неограниченное количество информации .

Основная идея метода — развитие правого полушария головного мозга. Именно оно отвечает за долговременную память, быстро накапливает информацию, которая поступает в мозг в виде изображений. Шичида утверждает, что до 3 лет у детей доминирует правое полушарие, поэтому именно это время необходимо использовать родителям.

После трёх лет всё активнее проявляет себя левое полушарие, которое отвечает за логику и мышление, а также развивается благодаря длительному заучиванию и многократному повторению. К 6 годам левое полушарие начинает доминировать, и занятия уже не будут настолько эффективны.

На занятиях по методу Шичиды важна теплая и благожелательная атмосфера, положительный настрой, вера в способности ребёнка. В процессе занятий используются игры на развитие памяти, воображения, интуиции, мелкой моторики, фантазии, творческих способностей .

Наш опыт занятий по этой методике очень недолгий. Хотя я купила готовые занятия, занимались мы недолго: времени постоянно не хватало на регулярные занятия. Начнем — бросим, так как появляются какие-то другие дела, игры, проблемы. Плюс для меня подводным камнем стали флешкарты: картинки надо показывать ребёнку каждый день, а повторяться они могут не раньше, чем через полгода. В интернете бесплатных презентаций для занятий по методу Шичиды не так уж много — всё нужно покупать. Для меня это стало проблемой. Поэтому на данный момент мы иногда просматриваем с младшим картинки, делаем какие-то отдельные задания, но комплексно занятия не проводим.

Методика воспитания Масару Ибука

В 70-х годах прошлого столетия Масару Ибука создал уникальную книгу «После трёх уже поздно» .

Основная идея книги заключается в том, что ребёнка необходимо развивать и воспитывать ещё до его рождения, ну или, как минимум, с самого рождения. Ибука говорил, что мозг ребёнка именно в этом возрасте активно развивается, в нём появляется множество нейронных связей. При этом автор методики не дает каких-то конкретных рекомендаций для родителей. Принципы его методики будут близки любому любящему родителю: любить ребёнка, ценить его, чувствовать его потребности и желания, замечать его особенности . Исходя из этого родитель может подбирать упражнения, игры и задания для малыша.

Самые простые упражнения этой методики: прослушивание классической музыки, разговор с ребёнком на иностранном языке, игры на развитие мелкой моторики и др.

И в этой методике есть рациональное зерно. Со старшей у меня было много свободного времени, я слушала классику, будучи беременной, читала сказки. С самого рождения Лизы мы рассматривали картинки и просто проглатывали книги Чуковского. Возможно, благодаря этому у Лизы хороший слух и вокальные данные, она рано начала говорить.

Методика Кумон

Основной принцип метода «От простого к сложному» . Основа метода Кумона – самообучение, самостоятельные занятия дома, когда помощь взрослого заключается в том, чтобы проверить домашнее задание. Программа ориентирована на самостоятельное приобретение навыков. Она воспитывает в детях привычку к систематическим занятиям, что необходимо для успешной учёбы. Занятия по системе Кумон позволяют ребёнку почувствовать, что он может многого добиться сам. Поэтому ребёнок вновь и вновь готов к новым достижениям. Насколько я знаю, тетради с заданиями Кумон предлагаются детям от 2 лет и старше.

Тетради мне очень понравились. У Лизы есть тетради по обучению счёту, определению времени, лабиринты, вырезанию. У младшей, Вари, – учимся рисовать, считать, простые лабиринты. Если говорить кратко, нам тетради «пошли». Дети с удовольствием вырезали, рисовали, проходили лабиринты. Лиза, пройдя тетрадь по счёту, быстро всё освоила и запомнила. Её от заданий приходилось оттягивать, дабы дать отдых глазам и рукам. Варвара сама выполняет несколько страниц с задачками, потом отдыхает. Но, насколько я знаю, не всем детям эти тетради нравятся — надо пробовать.

Во всех восточных методиках есть много общего. Рекомендуется:

  1. Начинать развивать и воспитывать ребёнка с младенчества, тогда это будет максимально эффективно.
  2. Любить, ценить ребёнка, не кричать, создавать благоприятную атмосферу на занятиях.
  3. Верить в своего ребёнка, доверять ему.
  4. Учитывать особенности и способности ребёнка.

В любой методике важны периодичность и постоянство. Если вы решили развивать детей, например, с помощью музыки, то не бросайте на полпути, идите до конца (ну или хотя бы дальше, чем «полпути»:). И результаты обязательно появятся. И, конечно же, какую методику бы вы ни выбрали, на чём бы ни остановились, помните, что самое главное — родительская любовь и поддержка.

Метод Шичиды обретает популярность в Российских центрах раннего развития и среди мам активно практикующих раннее развитие малыша.

Дело в том, что левое и правое полушария развиваются в разное время и отвечают за разные состояния человека. Правое полушарие мозга – это полушарие подсознательного и бессознательного, левое полушарие – полушарие сознательного.

Источник картинки supermamablog.com

С рождения и до 3 лет доминирует правое полушарие головного мозга. Примерно в возрасте 3 лет, когда начинают развиваться логическое мышление и лингвистические навыки, доминирующим становится левое полушарие головного мозга. Скачать

Сейчас рождаются новые дети и к ним нужен новый подход. Монако Шичидо

Японский профессор Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) член Международной Академии образования, разработавший уникальную методику раннего развития детей. В 1998 году он был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за границей (открыто более 460 центров в Японии, Тайланде, Сингапуре, США).

Шичида считал, что каждый ребенок уникален по своей сути! И для развития его гениальных способностей разработал полноценную методику. Ссылка на сайт автора метода www.shichida.co.jp

Задача родителя или занятий в детском центре развить способности правого полушария с постепенным подключением игр для развития левого полушария.

Казалось бы, эти знания о раннем развитии детей до 3-х лет давно известны воспитателям ясельных групп. Но, прочтя до конца, вы поймете какая разница между тем, что делается в обычных садах и тем, о чем рассказываем мы в этой статье.

В результате, если ребенок сможет развить оба полушария, ему будет легко учиться, запоминать любую информацию и решать сложные задачи.

Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня.
Все занятия следует начинать только после момента установления тесного контакта с малышом. В этом вам помогут крепкие объятия и улыбка, глядя в глаза друг другу.
Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Спойте вместе с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода. Далее выполняем пункт за пунктом:

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
1) Релаксация под музыку с «альфа» волнами
Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

2) Дыхательное упражнение
Ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

3) Упражнение «шар энергии»
В ладони берем шар энергии, катаем, как ком снега, и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичиды.

4) Упражнение «Внушение»
Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь большее» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите.

5) Тренировка воображения
С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

6) Тренировка экстрасенсорики
Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.
Упражнение на интуицию – начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

7) Гимнастика для глаз
Для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше воспользуйтесь этими картинками.

8) Метод Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные)

Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант — 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для одновременного подключения и левого полушария — так происходит синхронизация полушарий мозга.
Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через 6 месяцев и не больше трех раз. В школах Шичиды карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций. (Ссылка на видео https://youtu.be/kmC1FTCsOX8 ) Японская методика Шичида отличается от американской методики Домана тем, что карточки меняются в 4 раза быстрее.

9) Игры на развитие фотографической памяти
Похожие картинки. Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.

Размести правильно. Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п.

Найди новую картинку. Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее.

Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

Мандала. Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры.

Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу. Затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.

Абсурдная история или память «цепочкой». Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штуки) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

10) Развитие органов чувств.
Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия
Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

11) Упражнение «Внушение», описанное выше, завершает занятие.
В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть.

Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности.
Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому что перед занятием очень важно расслабиться.

Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш — ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно.
Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедете на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения.
Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано.

Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

В заключение

Несмотря на то, что российские последователи японского метода Шичиды имеют в своем распоряжении только иноязычные учебники и самодельные пособия, они с успехом применяют его учение на практике. Родители-энтузиасты утверждают, что за пару лет регулярных занятий у детей развиваются отличная память и умение считать в уме, а уж технику чтения за такое время малыши осваивают просто блестяще. Однако однозначно утверждать, что все эти успехи – заслуга исключительно японской системы, невозможно: папы и мамы признаются, что в своих занятиях с малышами они обычно используют несколько методик. И как правило, с каждым, с кем в раннем детстве родители активно занимались, уделяли много «качественного» времени в будущем проще воспринимают новые знания и легче «учатся учиться».

И пусть Вам поможет в этом перевод на русский язык.

Материал подготовила Мариэль Волкова, специально для мам новорожденных из МамаКлуб.

В последнее время всё большую популярность среди мам набирает методика японского профессора Макото Шичиды. И это всё при том, что в России нет ни одного официального сайта, посвящённого этой методике, ни одной школы Шичида, не издано ни одной книги.Существует лишь один единственный (не очень читабельный в плане грамматики) перевод книги М.Шичида «Малыши – гении». Скачать её можно вот по этой ссылке .

Кто такой М.Шичида?

Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) – известный в Японии профессор, доктор наук, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математике. В 1997 г. Шичида был удостоен высшей Почетной премии Всемирного научного совета, а в 1998 году – Всемирной премии мира.

М.Шичида около сорока лет изучал головной мозг. В основу своей методики он положил правополушарное развитие мозга ребенка, начиная от 3 месяцев и завершая 6 годами, при этом основной акцент он делает на возраст до 3 лет.

Правое полушарие мозга. За что отвечает и как его развивать?

Правое полушарие мозга ответственно за творчество, интуицию, воображение, эмоциональный интеллект, ориентировку в пространстве. Именно правое полушарие ответственно за переработку невербальной информации.

Почему же именно правополушарное развитие так рекомендует профессор? Дело в том, что до 3 лет в головном мозге ребёнка правое полушарие преобладает над левым. Именно поэтому Шичида рекомендует у детей раннего возраста развивать фотографическую память и интуицию, мотивируя это тем, что каждый ребёнок рождается гением, и, имея высокие показатели вышеназванных качеств, ему (ребёнку) в будущем не составит труда освоение языков и других необходимых знаний. Кроме того, автор методики большое внимание оказывает эмоциональной составляющей: никаких принуждений, только взаимопонимание и доверие. Объятия и положительный настрой на занятия – неотъемлемые части оговариваемой методики.

К особенностям методики можно отнести и быстрый темп занятий – в течение 40 минут – одного часа необходимо переходить от одного вида деятельности к другому, учить ребёнка моментально переключаться на другой тип занятия. На практике с моим годовалым ребёнком это оказалось непосильной задачей. Во-первых, у него нет той усидчивости, позволяющей долго заниматься различной деятельностью (что, в принципе, объяснимо для детей его возраста). Во-вторых, у меня не было уверенности, что сына заинтересует весь подготовленный мною материал. Тем более, чаще он сам выбирал тактику исследования новых пособий – как зрительно, так и тактильно: малыш так и норовил исследовать гравитационные способности карточек (попросту кидал), изучал их на вкус (кстати, до определённого возраста познание мира через вкусовые рецепторы норма). Поэтому в течение дня я ему предлагала выполнять те или иные упражнения. Например, большой популярностью пользовались (и остаются актуальными) силуэтные картинки. .

Занятия по Шичида. Задания и игры

Настройка на занятие.

Настройка представляет собой расслабление. По методике она происходит так: необходимо включить музыку с альфа-волнами. Такая есть у Джеффри Томпсона (только некоторые композиции). От себя скажу, что музыка, несмотря на кажущееся спокойствие, активирует мозговое действие. Будьте осторожны. Не следует её слушать постоянно, а только во время занятия и в тихих частотах.

На этапе настройки приветствуются объятия (Шичида рекомендует 8-секундные). В блок «Настройка» входят упражнения для дыхания и «Шар энергии».

Упражнение «Шар энергии»

В этом видео хорошо показано, как следует выполнять его:

Упражнения для дыхания могут выполняться в следующих вариациях:

— выдувать мыльные пузыри;

— дуть на подвешенный к нити предмет (осенние листья, пёрышки, напечатанные на бумаге изображения);

— «Футбол» — задуть кусочек ваты в указанное место (в коробочку или отметку на листе бумаге);

— надувать шарики;

— бурлить через трубочку в стакане с водой;

— дуть на ленточки, привязанные к нити;

— играть на дудочке, губной гармошке и др.

Воспоминания. Для реализации этого упражнения нужно вспомнить события, скажем, вчерашнего дня со всеми деталями и подробностями. Аналогично строятся рассказы воспоминаний, недельной давности, а ярких событий (праздников и необычных случаев) и того больше.

Фантазирование. Выполняется для развития . Варианты игр:

сочинить весёлую историю;

представить ребёнку себя, например, деревом. Покачаться, имитируя дуновение ветра, рассказать о нём историю;

нарисовать рисунок и придумать рассказ;

взрослый на листе бумаге изображает линии и фигуры различных форм. Ребёнок дорисовывает изображения так, чтобы получился предметный рисунок.

Подробнее о развитии воображения читайте

Развитие фотографической памяти.

Сетка памяти.

Для выполнения этого упражнения необходимо разложить перед ребёнком несколько карточек с картинками, попросить запомнить, а затем восстановить ряд по памяти. Игру можно варьировать. Например, добавлять и убирать карточки из увиденного набора, просить ребёнка сказать, что изменилось.

Абсурдные истории.

Эта игра не только развивает память, но и развивает фантазию, мышление (разбор нелепиц). Для этой игры необходимо иметь две стопки карточек с одушевлёнными персонажами (люди, животные, птицы и др.) и неодушевлёнными предметами из различных категорий (мебель, фрукты, бытовая техника и др.). Две колоды необходимо перетасовать и разложить перед ребёнком ряд из карточек. Задача малыша – придумать по этим картинкам абсурдную историю, такую, которой быть не может в реальности. Например, жираф лопатой ел землянику и т.п. Затем ребёнку по памяти предлагается разложить картинки по своим местам, вспоминая уже составленный рассказ.

Похожие картинки.

Для этого упражнения необходимо заранее подготовить две похожие картинки. Например, два одинаковых зайчика. У одного синий барабан, а у другого – красный. Ребёнку на несколько секунд показываем одну из картинок, просим запомнить. После чего демонстрируем перед малышом обе карточки и просим показать только что увиденную.

Флеш-карточки

Перед показом обязательны упражнения для глаз! Как правило, их выполняют так: яркий объект (кружок, звёздочка и др.) показывают ребёнку и просят следить за ним глазами. Взрослый плавно описывает этим предметом круги, восьмёрки и другие фигуры. После чего в быстром темпе показываются карточки и проговариваются их названия. В школах Шичида используются изображения на листах размером А5. Требования к карточкам следующие – белый фон, реалистичное изображение (в идеале фотография), отсутствие подписей. Ничего не должно отвлекать от самого изображения. Один набор карточек показывается лишь единожды. Возвращаться к нему в школах Шичида могут лишь по истечению трёх месяцев. Этот способ обучения схож с методикой

Прочесть о подборе карточек для занятий, а также скачать карточки можно

Мандалы представляют собой круговые изображения с геометрическими и другими фигурами различной цветовой гаммы. Обращаю внимание, что мандалы для осуществления методики Шичида парные – цветные и чёрно-белые варианты. Взрослый показывает малышу цветной вариант для запоминания. Ребёнок по памяти раскрашивает чёрно-белый рисунок.

Развитие интуиции и телепатии по Шичиде.

В Шичида-школах практикуют и игры с карточками: перед ребёнком выкладывают в ряд 5 карточек рубашкой вниз (или наоборот вверх). У ученика в руках комплект таких же картинок. Ребёнка просят разложить свои картинки на разложенные, предположив, где какая находится. Затем переворачивают картинки лицевой стороной и выявляют совпадения.

Для развития телепатических способностей используют и такую игру: взрослый задумывает цвет, а ребёнок показывает карточку того цвета, которую по его мнению задумал взрослый.

Когда ребёнок с успехом выполняет вышеприведённые задания, ему предлагаются игры с завязанными глазами. Например, угадать, что лежит на столе, не касаясь предмета руками. Или предположить, что находится впереди или сзади от него (ребёнка), поймать взрослого с завязанными глазами. Уж очень напоминает эта идея наши любимые в детстве «Жмурки», не правда ли?

Конструирование.

Для более долговечной работы можно приобрести деревянный или магнитный

Но это далеко не единственная игра, обучающая конструированию. Варианты могут быть следующие (с ориентировкой на возраст ребёнка):

В интеллектуальный блок могут быть включены следующие игры:

Выстраивание последовательности событий по картинкам (яйцо-цыплёнок-курица, семя-росток-цветок и т.п.);

«Четвёртый лишний». К группе картинок подходящих по классификации, подкладывается «лишняя» картинка. Например, яблоко, апельсин, огурец, слива. Лишний – огурец, т.к. это не фрукт;

Логические ряды. Необходимо задать картинками определённую последовательность. Например: красный круг, синий треугольник, красный круг, синий треугольник. Какая будет следующая фигура? Ребёнок продолжает заданный ряд. Задание со временем усложняется;

— Нелепицы. Найти ошибки на картинке. Например, у животных чужие хвосты, у велосипеда круглый руль, в аквариуме живёт птичка и др.;

Разрезные картинки из двух и более частей. Количество элементов постепенно увеличивается, формы их меняются – картинка разрезается не по прямым линиям, а по диагонали, одна часть делится на несколько, так, чтобы все детали были разными.

Обращаю внимание – НЕ ПАЗЛЫ! А именно разрезные картинки. Почему? Казалось бы, принцип один и тот же. Но это на первый взгляд. Зачастую малыши, собирающие пазлы из 20-30 элементов, не могут справиться с разрезной картинкой из 4-5 частей.

Дело в том, что пазлы не несут такой логической задачи, как разрезные картинки, неся подсказку в виде особо отличимой формы каждой детали. При неправильном подборе деталей они просто не соединяться из-за особых углублений и выступов. Логика работает иначе – у детали выступ слева, значит надо искать деталь соответствующего цвета с углублением справа. В разрезных картинках же все стороны ровные, что значительно усложняет задачу. Пазлы, конечно, тоже имеют место быть. В качестве успокаивающей игры (особенно актуально для детей с синдромом гиперактивности).

— Соотнести тень или контур с изображением;

— Найти быстро предмет на картинке;

— Найти отличия и др.

Развитие мелкой моторики.

Могут быть включены следующие игры:

— перебирание круп;

— нанизывание предметов на верёвку (отличное пособие «Верёвочка» есть в Фикс Прайсе);

— шнуровка;

— выкладывание мелких предметов – пуговиц, шариков;

— игры с пищевыми материалами (цукаты, печенье «рыбки», макароны). Этот вариант оптимален для самых маленьких.

Много других безопасных способов по развитию мелкой моторики у малышей, тянущих всё в рот, описаны .

Развитие органов чувств.

Прослушивание звуков и соотнесение с картинкой . Например, предлагается ребёнку карточки на тему «Домашние животные». Взрослый проигрывает на электронном устройстве голос одного из зверей (удобнее это делать с помощью мобильного телефона, заранее записав звуковые дорожки). Ребёнок показывает подходящую картинку.

«Тактильные мешочки». В мешочек складываются предметы. Задача ребёнка на ощупь узнать предмет;

— Тактильное лото . Сравниваем несколько материалов. Например, бархат, шёлк, мешковину, мех, пемзу, дерево. Описываем свои ощущения – гладкий, шершавый, мягкий и др.

— Ароматы. Знакомим ребёнка с миром ароматов. Делать это можно и в повседневной жизни, необязательно в рамках занятий. Например, когда готовите, предложите ребёнку почувствовать ваниль (корицу, апельсин или другой запах). Внимание! Знакомьте ребёнка с ароматами без фанатизма! Большое количество запахов может вызвать головокружение, а ароматические масла могут носить успокаивающий или возбуждающий эффект. Идеальный вариант – один аромат + ассоциация. Чем пахнет Новый год? Конечно же, хвоей и мандаринами. А воскресная выпечка? В общем, фантазируйте.

Цветовосприятие . Для его развития идеально подойдут:

— подбор палитр для изображения;

— подбор «заплаток» для узоров;

— соотнесение предметов по цвету

— подбор половины рисунка с определённой цветовой гаммой (подойдут мандалы, разрезанные пополам) и др.

Математика.

Математика по Шичиде схожа с методикой Г.Домана. И в том и другом варианте для развития математических способностей используют карточки с разным количеством красных точек. В отличии от Домана, в школах Шичиды карточки демонстрируют быстро (по 0,5 сек.) произнося количество. Кроме того, вместо точек показываются и другие изображения (3 бабочки, 2 зайчика и т.п.). Если речь идёт о примерах, то показывается ребёнку только правильный ответ.

Также в занятия могут быть включены логоритмические упражнения, энциклопедические знания, обучение иностранным языкам, чтение стихов и сказок и другие задания.

Метод Шичида – секта для детей? Сомнительные моменты методики.

А стоит ли начинать заниматься по данной методике раннего развития? Этот вопрос, наверняка, интересует многих мам, поскольку, не смотря на многочисленные положительные отзывы в сети интернет, иногда встречаются и резко отрицательные. Некоторые даже относят методику к секте. Но так ли это?

Действительно, ко многим моментам стоит отнестись скептически. Например, к развитию экстрасенсорных навыков. Автор методики обещает довольно высокий уровень телепатических и интуитивных способностей, но опыт многих мам доказывает обратное – для детей это просто своеобразная «угадайка», которая в будущем никак не влияет на появление феноменальной интуиции. Тем не менее, большинству детей подобные игры приносят массу положительных эмоций, особенно в случаях правильного ответа.

Второй момент – упражнение «Шар энергии», в котором следует представить ребёнку некий шар, обхватить его руками, а потом перенести всю положительную энергию на себя. С одной стороны, на самом деле, нет никакой развивающей пользы от этого упражнения, с другой – это узнаваемая малышом настройка на занятие. В конце концов, никого в школе не приводит в недоумение, то, что в начале урока звенит звонок, и дети стоя приветствуют учителя. Думаю, здесь похожий принцип. В конце концов, в Японии имеется своя особая философия воспитания детей, отличная от нашей. Для нас странно это упражнение, для японцев, возможно, станет непонятной наша «Сорока-ворона» или «Ладушки».

Также в методике широко применяются мандалы. Многие в этом видят некий религиозный характер. На самом деле это просто схематичные рисунки для развития фотографической памяти. Нарисовать их можно и самим. Фишка в их необычных очертаниях – это не просто цветочек или облачко, а геометрические фигуры, сплетённые в узоры, либо витиеватые линии. Здесь не нужно задумываться над содержанием, т.к. нет отвлекающих деталей.

Показ флеш-карточек. Методика предполагает каждодневный быстрый показ до 100 тематических картинок (а по некоторым источникам и до 200) с проговариванием того, что на них изображено. Одни и те же карточки нельзя показывать повторно в срок не менее трёх месяцев. Во-первых, меня смущает динамичность всего процесса. Мне кажется, эта неимоверная нагрузка на глаза ребёнка раннего возраста. Даже взрослому человеку порой становится не комфортно от лицезрения мелькающих кадров, а тут маленький ребёнок. Во-вторых, мне жалко мам, которые постоянно готовят такое огромное количество карточек. Да, можно показывать картинки и на планшете, компьютере. Но, опять-таки, может пострадать зрение, появиться компьютерная зависимость. Помним, что ребёнку нет ещё и трёх лет.

В методике речевому развитию уделяется очень мало внимания. Но на то она и методика, чтобы что-то реализовывать, а что-то исключать.

Меня смущает ещё один момент – отбор пособия у ребёнка и переход к новой деятельности в целях быстрой переключаемости. На мой взгляд, нужно ребёнку позволять проявлять свои познавательные желания и забирать материалы только тогда, когда он сам потеряет к ним интерес.

В остальном, метод Шичиды заслуживает уважения. В ней заложена целая японская культура, и это стоит учитывать. Нужно прислушиваться к своему ребёнку, учитывать его чувства и стремления, анализировать, что подойдёт для него, а что нет. Так, вышеуказанные моменты я опускаю в наших с Андрюшей занятиях, при этом добавляя что-то своё. Если Андрей не может выполнить задание, я его делаю сама – показываю образец, как это нужно делать до тех пор, пока он не научится выполнять заданное сам. Если не интересно, откладываю игру подальше и предлагаю её неделями позже. Да, у нас нет системы – задания я предлагаю хаотично, некоторые из них находятся в зоне доступа ребёнка, и он сам в любой момент может что-то взять и поиграть. Может с возрастом и выработается система.

А как Вы занимаетесь со своими детьми? Что Вы думаете о данной методике? Давайте обсудим методику в комментариях!

Напоминаю, что на сайте размещена , в которой Вы сможете скачать книги для занятий.

Оформите подписку и получайте свежие материалы прямо на почту!