Метод наказания в педагогике плюсы и минусы. Метода наказания

Они используются для коррекции и регулирования поведения и деятельности учащихся в процессе формирования у них личностных свойств качеств.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личном общении. В противоположное этому осуждение выражается в неодобрении, порицании и отрицательной оценке неблаговидных действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам поведения.

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают учащихся при их применении. Одобрение, как правило, вызывает чувство удовлетворения (радости), прилив бодрости энергии, что стимулирует учащихся к дальнейшему совершенствованию своего поведения и деятельности. Осуждение возбуждает внутренние противоречия, чувство раскаяния стремление к преодолению допущенных недостатков, к выработке умения сопротивляться Нездоровым соблазнам и тормозить неблаговидные действия и поступки.

Использование каждого из этих методов воспитания требует от учителя такта, уважительного отношения к учащимся и определенного педагогического искусства. Средствами метода одобрения являются следующие виды или меры поощрения: личная похвала учителя; устная благодарность; благодарность в приказе по школе; награждение ценными подарками, похвальными грамотами, медалями по окончании школы.

Средствами (мерами) осуждения выступают: замечание педагога; устный выговор; предложение учащемуся встать у парты (стола); выговор в приказе по школе; вызов для внушения на педсовет; перевод в другой параллельный класс или в другую школу по согласованию с местными органами образования; направление в школу для трудновоспитуемых.

Одобрение и осуждение только тогда достигают цели, когда при их использовании учитываются особенности характера учащегося, мнение класса и осуществляется тактичный анализ поступков и деятельности школьников. Нельзя также слишком часто прибегать к применению этих методов воспитания, иначе они станут привычными и перестанут оказывать влияние на учащихся.

Требование как метод воспитания выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины. Средствами применения этого метода являются просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания, если они используются в духе благожелательности, уважительности, гуманности.

Педагогическое требование мобилизует ребенка, сразу включает в деятельность.

Принято условно различать индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллективное (идущее от коллектива, сообщества). В качестве коллективного требования в воспитании «работают», например, Устав школы, Устав университета, клятва скаута, заповеди дежурного.

Индивидуальное педагогическое требование широко используется в воспитательном процессе и поэтому по форме очень разнообразно: это и прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.

Любопытно присмотреться к «лестнице требований», описанной А. В. Зосимовским:

· слабое требование - напоминание, просьба, совет, намек, порицание;

· средняя форма требования (ярко выраженная категоричность, жесткость, не опирающаяся, однако, на какие-либо особо сильные репрессивные меры) - распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение;

· сильная форма требования (наибольшая степень категоричности и строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций) - требование-угроза, приказ-альтернатива.

Нетрудно заметить, что в жизни воспитательный результат от сильной формы требования может быть ничтожным или просто отрицательным. Ведь самые категоричные, прямые высказывания - это прямое навязывание ребенку нашего отношения, взгляда, желания.

Более того, прямая форма требования - трудный метод и должен использоваться взрослыми с большой осторожностью.

Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремлений учащихся на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения, и таким образом создаются положительные психические переживания и установки. «Детская драчливость, даже капризы, - писал Альберт Петрович Пинкевич, - в большинстве случаев ничего «ужасного» не представляют, нужно только суметь направить энергию в другое русло. Наступательные инстинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте; в старшем возрасте - в занятиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсутствие наступательного инстинкта у ребенка в первые годы его развития должно нас беспокоить, чем его присутствие».

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за деятельность и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения, а также к выполнению предъявляемых требований. Средствами осуществления контроля являются наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины, отчеты учащихся на классных собраниях своем поведении и др.

Метод наказания

Наказание - метод, выражающийся в неодобрительной оценке гадательных поступков и деятельности детей. Наказание побуждает задуматься над собственными отрицательными, негативными посылами, понять их неблаговидность, развивает умения в дальнейшем сдерживать такие поступки. Наказание вызывает чувство неудовольствия, иногда страдание, сильно и неоднозначно действует на сознание поведение личности. Именно поэтому этот метод вызывает противоречивые суждения педагогов. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) считал наказания, в том числе, и физические, необходимым средством управления детьми. Другим средством управления, по мнению Гербарта, являются угрозы, приказания, запрещения, запись штрафную книгу. И только как вспомогательные средства, выступает авторитет педагога и любовь.

Ж.Ж. Руссо, французский философ и педагог (1712-1778), разрабатывая теорию «свободного воспитания», отрицал все виды на-зания, кроме наказаний, как естественных последствий поступка (Эмиль разбил окно. Не вставляйте его, пусть ребенок почувствует негативные последствия своего поступка; Эмиль сломал стул, не надо покупать новый, пусть поймет как неудобно обходиться без стула и т.д.).

Л.Н. Толстой, великий русский писатель и педагог, тоже выступал против принуждения в воспитании, и, следовательно, наказания. Он с горечью пишет о том, как в Яснополянской школе, он наказал мальчиков (по предложению ребят), пришили им ярлык с надписью «вор» или «лгун». Ребята смотрели на наказанных со злой радостью. Наказанные страдали, плакали. Л.Н. Толстой пишет о своих тяжелых переживаниях в связи с этим наказанием: «Я взглянул в лицо наказанного, еще более бледное, страдающее и жестокое, вспомнил почему-то колодников, и мне вдруг стало совестно и гадко, что я сдернул с него глупый ярлык, велел ему идти, куда он хочет, и убедился вдруг не, умом, а всем существом убедился, что я не имею права мучить этого несчастного ребенка, и что я не могу сделать из него то, что бы и мне и дворникову сыну хотелось из него сделать».

Мнения педагогов разделились и в 20-е годы XX века. Так, Н.Д. Виноградов в книге «Педагогика. Основные проблемы и принципы» (М.: Мир, 1922) утверждал, что детскую нравственность можно воспитать только путем подавления их необузданного поведения.

Представители теории свободного воспитания (например, К.Н.Вентцель), утверждали, что детям нужно предоставлять неограниченную свободу.

А.С. Макаренко, выступая против крайностей обеих теорий, высказал мысль, что если наказание воспитывает раба, то безнаказанность воспитывает хулигана. В его воспитательных учреждениях для воспитанников существовали такие виды наказания,- как замечание, выговор, обсуждение поступка на общем собрании колонистов, лишение карманных денег, билета в театр, выхода в город, легкий труд (убрать пыль в зале, подмести дорожки в саду и т.д.), для колонистов же существовала единственная форма наказания - «арест» (провинившийся проводил определенное время за столом директора в его кабинете). Самым тяжелым видом наказания было изгнание из колонии, которое случалось крайне редко.

Этот краткий экскурс в историю педагогики показывает, что, несмотря на попытки педагогической теории отказаться от наказания, в практической деятельности оно существовало. И здесь уместно привести справедливые размышления С.И. Гессена о том, что наказание не обладает исключительной силой и не является панацеей от всех бед. К наказаниям часто прибегают учителя, когда нет времени, нет интереса к детям. «Взыскать и наказать за содеянный дурной поступок гораздо легче, чем правильным воспитанием предупредить совершение этого поступка».

Американские психологи: Маслоу и Роджерс считают, что внимательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания: главное - убедить школьников в их человеческой ценности.

Анализ различных воспитательных концепций и обобщение практического опыта школ позволяет сделать вывод, что наказание не является основным методом воспитания и самовоспитания. Однако, наказания, являясь дополнительным методом воспитания, могут быть допустимы, если к этому побуждает сложившаяся обстановка или негативное поведение воспитанника, если другие методы не дают положительного результата. Наказание напоминает учащимся об их ответственности за свое поведение, помогает воздерживаться от отрицательных поступков, различать «что такое хорошо» и «что такое плохо», способствует развитию нравственного самосознания. Формы наказания, применяемые в школах и семьях, разнообразны. Прежде всего, это предупреждение учителя, замечание, как словесное осуждение поступка, сделанное наедине или перед классом. Замечание может быть сделано и классу в целом. Однако, замечания не должны быть частыми и не должны унижать достоинство ученика, оскорблять его. Р.Берне говорит о губительном действии на ученика таких реакций учителя, как гримаса недовольства, презрительное высказывание, демонстративное игнорирование. Более высокой ступенью осуждения негативных поступков является выговор, который делается после нескольких замечаний (если они не подействовали) или после совершения серьезного поступка (ученик обидел сверстника, нагрубил учителю.

Некоторые правила применения наказания:

Основное правило, по утверждению С.И. Гессена: «Наказание должно носить характер правового акта и быть результатом справедливого и беспристрастного приговора».

· Наказание должно следовать после обсуждения поступка, выяснения мотивов поступка, обстоятельств, при которых он был совершен.

· Смысл наказания - не в устрашении, а в охране права самого виноватого и других учащихся.

· Наказание должно способствовать поддержанию авторитета школы и учителя.

· Физическое наказание недопустимо, так как оно лишено моральной убедительности, заменяя ее грубым физическим насилием и вызывает чувство страха, боли и унижения.

· Недопустимы наказания, оскорбляющие личность ученика: брань, позорящие надписи, предписание бесполезных и бессмысленных действий.

Наказание предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Повышенная раздражительность, неуравновешенность учащихся может спровоцировать необдуманные поступки (упрямство, уход из школы и др.), которые могут быть спровоцированы наказанием.

Гуманистическая педагогика утверждает, что наказания следует применять возможно реже. Ведущими методами воспитания являются методы убеждения и организации жизнедеятельности учащихся. Это ставит перед учителем задачу овладеть искусством комплексного использования всех методов и средств воспитания в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяются в совокупности, в умелом сочетании друг с другом. А.С. Макаренко писал: «...Никакое средство нельзя рассматривать дельно, вне системы. Никакое средство вообще, какое бы взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целого комплекса влияний».

Стили воспитания

Авторитарное воспитание - тип воспитанияпедагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, со­ветуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их по­ступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятель­ности и поведении такого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

Материал подготовила А.Ю. Ядрышникова , студентка факультета истории и права (3 курс, з/о)


Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.

Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.

Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.

Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).

Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.

Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.

Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.

  • Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому.

  • Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте!

  • Если наказание запоздало – лучше не наказывать. В сознании воспитанника наказание должно быть прочно связано с проступком, при большой отсрочке наказании эта связь не столь прочна.

  • Не надо доводить до того, чтобы воспитанник боялся наказания самого по себе. Ребенка должно останавливать то огорчение, которое вследствие его поведения появится у учителей, близких, других значимых для него людей.

  • Никакого унижения при наказании!

  • За наказанием всегда должно следовать прощение, не стоит «накалять» ситуацию, загоняя ребенка в бесполезные переживания.

  • Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.

    Таким образом, к методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника.

    Требования к поощрениям

    Поощрение должно быть справедливым. Необходимо учитывать характер поступка, ценность мотивации, степень прилагаемых волевых усилий.

    При поощрениях необходимо соблюдать меру . Они не должны быть слишком частыми (что может, привести к развитию эгоизма, самоуверенности) или, крайне редкими (что может привести к формирова-нию заниженной самооценки). То есть, любое поощ-рение должно быть уместным, объективным.

    Опасно думать, что можно воспитать самоуваже-ние ребенка, расточая ему похвалы. Если слова взрослого являются неопределенными (хороший, молодец...), то дети не верят им, особенно подростки. При похвале ребенка необходимо постараться описать то, что он сделал, как можно точнее .

    Для предотвращения привыкания, угасания реак-ции на данные стимулы желательно использовать разнообразные виды поощрений .

    Поощрения следует сочетать с предъявлением новых требований .

    Можно поощрять всю группу: это усиливает кол-лективистские черты всех ее членов, способствует повышению, уровня сплоченности.

    Для того чтобы закрепить желание ребенка хо-рошо себя вести, можно произносить похвалу в при-сутствии других взрослых. Однако здесь имеется од-на особенность: похвала перед взрослыми «работает» лучше с детьми младшего возраста. Подростки не лю-бят, когда о них говорят в присутствии других, это только заставит их смущаться. Следует учитывать возрастные особенности

    Психологические требования к наказаниям:

    1. наказания должны быть точно ориентированы, и иметь свою цель (так как возможно закрепление отрицательных черт личности: тревожность, агрессивность);

    2. любое наказание воспитанника не должно унижать его достоинства;

    3. наказания нельзя применять против всей группы , так как в этом случае усиливается солидарность и сплоченность, сохраняющие негативное поведение;

    4. наказания не должны быть частыми , чтобы не возникла адаптация к ним;

    5. наказания не должны быть слишком отсрочен-ными , так как долгое его ожидание повышает тре-вожность и напряженность, а его осуществление за-тем воспринимается как облегчение, приобретая характер поощрения;

    6. наказания должны быть соразмерны проступку (желательно избегать слишком мягких наказаний);

    7. необходимо наказывать непосредственно вслед за ситуацией , вызвавшей необходимость в наказании, или воспроизвести эту ситуацию снова;

    8. необходимо избегать одновременного примене-ния поощрения и наказания;

    9. наказывать наедине , если наказание привлекает к воспитаннику внимание, то оно может играть роль скорее положительного подкрепления, чем наказания;

    10. необходимо учитывать индивидуальные свойства воспитанника;

    11. нельзя наказывать ребенка в эмоционально воз-бужденном состоянии , так как значимость стимулов может восприниматься ребенком иначе, чем в спо-койном состоянии;

    12. нужно позволить воспитаннику выбирать меру поощ-рением и наказанием, используя метод «золотой се-редины» (например: если ты не сделаешь уроки, то не пойдешь гулять).

    Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностью отношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношений учащихся к организуемой деятельности, к самим себе - их внутренних психических состояний), любая ситуация представляет собой как бы «срез», частичный или полный, учебно-воспитательного процесса, своего рода моментальный фотографический снимок. Если зафиксировать буквально через минуту еще один «срез» и сравнить их, то можно будет заметить изменения, порой весьма существенные, в характере отношений, составляющих сущность данной ситуации. Чем определяются эти изменения?

    Разумеется, большое значение имеет организация коллектива учащихся, в частности развитие в нем самоуправления. Очень важную роль играет сама система работы по идейно-нравственному убеждению детей и подростков. Однако влияние этих факторов на развитие конкретной педагогической ситуации бывает, как правило, опосредованным, сказывается через какое-то время. Условием, непосредственно и сразу изменяющим ситуацию, является педагогическое воздействие. Именно педагогическое воздействие, понимаемое как совокупность воздействий педагогов, школьного коллектива и элементов самостимуляции, непосредственно определяет динамику воспитательного процесса в каждый данный момент.

    Назначение поощрения и наказания как средств педагогической коррекции, осуществляемой в системе воздействия, заключается в том, что бы поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданным направлением. Специфика самого явления педагогической коррекции состоит в следующем. Благодаря воздействиям, осуществляемым в различных формах педагогического требования, складывается определенный стереотип взаимоотношений. Стереотипность привычность этих взаимоотношений обладают большой устойчивостью. Именно поэтому в ситуациях, диктующих необходимость внесения определенных быстрых изменений в характер этих взаимоотношений, действий в формах педагогического требования оказывается недостаточно, и используются соответствующие поощрения и наказания.

    Воздействия, осуществляемые в различных формах перспективы, формируют определенные отношения воспитанников к различным видам деятельности, организуемой педагогами. Стереотипы этих отношений характеризуются определенными правами и обязанностями детей и подростков в тех видах или иных видах деятельности. И опять-таки, для того чтобы внести заметные изменения в эти отношения, бывает необходимо использовать соответствующие поощрения и наказания.

    Наконец, важнейшим регулятором, определяющим устойчивое отношение того или иного школьника к самому себе, его психическое состояние, является воздействие общественным мнением коллектива. Это большая нравственная сила, которая при правильном руководстве способна творить настоящие чудеса. И здесь также бывают ситуации, в которых надо добиться резкого изменения отношения учащегося к своему поведению, а, следовательно, изменения общественного мнения коллектива. Условием этих изменений также являются отвечающие их особенностям поощрения и наказания.

    Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

    Несмотря на кажущуюся простоту методы поощрения и наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения поощрений и наказаний. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. До последнего момента «интеллектуальные производства», в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм.

    В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства: то есть это и способ, и результат внедрения научных достижений. Перед тем как перейти непосредственно к технологии применения поощрения и наказания рассмотрим общие правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности поощрения и наказания:

    Во-первых, анализ конкретной ситуации должен подсказывать педагогу необходимость внесения таких корректив во взаимоотношения с данным воспитанником, в его права и обязанности, которые могут быть достигнуты лишь с помощью поощрения или наказания.

    Во-вторых, планируемым воспитательным результатом использования поощрения или наказания должно быть известное движение школьника в целом нравственном отношении. Помочь ребенку, подростку выбрать правильную линию поведения в сложной ситуации - вот основное назначение поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования.

    В-третьих, по своему содержанию и характеру поощрение и наказание должны отвечать содержанию и характеру тех педагогических требований, которые являются наиболее существенными для работы с данной возрастной категорией воспитанников, с данными конкретными детьми.

    Теперь перейдем к рассмотрению технологии использования поощрения и наказания. Проанализируем сначала технологию применения поощрения.

    Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

    • 1. Учет мотива действия - поощряя, педагоги должны стремиться, чтобы поведение учащегося мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. Поощрение должно толкнуть ребенка к совершению усилий, дать толчок к новым усилиям, а затем сама деятельность, сами трудовые и умственные усилия должны стать ведущим стимулом, при этом постепенно решающее значение начинает приобретать сознание общественной полезности тех или иных дел, нужности их как коллективу так, так и самому себе. То есть необходимо, чтобы происходило поэтапное развитие мотивов деятельности: переход внешних стимулов во внутренние.
    • 2. Поощрение требует личностного подхода. Поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся определенного успеха или результата, но и те, кто проявлял высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов. Необходимо суметь вовремя заметить не только результат, но и саму личность школьника с учетом всех внутренних и внешних обстоятельств, обратить внимание на то, что школьник, может быть, приложил все свои усилия, проявил трудолюбие, усердие и ответственность к предложенному заданию, но в силу каких то причин не смог добиться значительных успехов. Поощряя, положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
    • 3. Выбирая поощрения, важно найти меру. Поощрение должно отвечать наличию определенной ситуации, поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, достойную воспитанника. Ведь еще неумеренные похвалы приводят к зазнайству, к переоценке своих реальных возможностей и заслуг.
    • 4. При использовании поощрения необходимо учитывать тот факт, что выделение одного из школьников (или группы школьников) из общей массы, может привести к противопоставлению их всем остальным членам коллектива, а так же к расслоению учащихся на группы «лучших» и «худших», и как следствие может возникнуть личная неприязнь или разгореться конфликт.
    • 5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании - соблюдать справедливость. То есть поощрение должно начинаться с ответа на вопросы - кому, сколько и за что. При этом необходимо иметь в виду, что понимание справедливости зависит от конкретных условий и не является каким-то навсегда данным, внеисторическим. А так же учитывать тот факт, что в зависимости от возраста детей их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности их представления о справедливости могут быть весьма различными и далеко не всегда совпадающими с представлениями педагогов. Поэтому, решая вопрос о поощрении, нужно чаще советоваться с воспитанниками. Потому что если общественное мнение коллектива не разделяет мнения воспитателя о необходимости поощрить того или иного школьника, то само поощрение может превратиться для него в худшее из наказаний.

    Явления такого рода, своеобразные «метаморфозы» поощрений и наказаний наблюдаются и в зависимости от меняющегося отношения детей к деятельности, организуемой педагогами.

    Также велико значение самооценки школьников при использовании поощрения, внутреннего состояния ребенка. По этому поводу можно привести интересный пример, когда мальчику, выполнявшему с группой своих одноклассников задание и не справившемуся с ним, сказали, как и всем остальным, что он молодец, и дали ему конфету. Другой бы на его месте был бы доволен, но этот мальчик сказал, что конфета горька. Он не мог радоваться лакомству, чувствуя, что он не выполнил задания.

    Теперь рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания - конфликтная ситуация. Не правильно сводить причины всех возникающих в процессе воспитания конфликтов к ошибкам педагогов. Практика свидетельствует о том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей и подростков, между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться источником конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своего развития, но и в развитом, вполне сформировавшемся коллективе, обладающем сильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напортив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми следует считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказания. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

    • 1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.
    • 2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
    • 3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.
    • 4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективных за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
    • 5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. То есть здесь действует принцип: «опоздал с наказанием - не наказывай».
    • 6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
    • 7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.
    • 8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.
    • 9. Наказание - сильно действующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
    • 10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
    • 11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
    • 12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

    Таким образом, важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.

    Одобрение, осуждение и другие формы требования, включающие в себя элемент этической оценки поведения воспитанника, используются педагогами буквально на каждом шагу, повседневно. Поощрение же и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения известных изменений в права и обязанности воспитанников в коллективе, в их взаимоотношения. В значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качеств.

    Так же, необходимо сказать, что этическое содержание поощрений и наказаний в воспитании детей лежит не в самих мерах воздействия, точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу, если он руководствуется благой целью.

    В первом параграфе второй главы были рассмотрены условия, а так же технология применения поощрений и наказаний, общие правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности использования поощрения и наказания.

    Есть ли место наказаниям в системе педагогических приемов?

    Многовековая дискуссия между сторонниками воспитания без наказания (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский) и педагогами, признающими этот прием, как обычный метод воспитания (А.С.Макаренко), заставляет и сегодня каждого педагога найти для себя приемлемый ответ.

    Попробуем разобраться, чьи педагогические идеи сегодня актуальны.


    Учебное взаимодействие педагога и учащегося предполагает выполнение определенных правил для достижения поставленных задач и целей. Поэтому наказания, как и противоположные приемы педагогического воздействия – поощрения, являются средством регулирования отношений. Они позволяют поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданному направлению и стимулируют деятельность воспитанника.

    Поощрение - это положительная оценка действий воспитанника, которая закрепляет положительные навыки и привычки. Этот метод основан на побуждении положительных эмоций, которые вселяют в него уверенность, создают приятный настрой и повышают ответственность и работоспособность.

    Наказание -это метод педагогического воздействия, который направлен на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

    Основные формы наказания : замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополнительных обязанностей, исключение из школы или перевод в другой класс.

    Методы наказания и поощрения требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения поощрений и наказаний.

    Рассмотрим технологию применения наказаний .

    Ситуация наказания - конфликтная ситуация.

    Именно поэтому важно, чтобы каждая сторона этого конфликта четко понимала, что послужило источником этого противостояния. Другими словами, какие действия и поступки учащегося пытается остановить педагог.

    Следующим шагом такой конфликтной ситуации должно стать обсуждение путей выхода из неблагоприятного паттерна поведения. Главная задача педагога, помочь ребенку вернуться в правовое поле отношений, найти те слова, действия и поступки, которые направят его по нравственному пути.

    И третий шаг технологии наказания – это выход из конфронтации педагога с учащимся, которое подразумевает проговаривание взрослым веры в способность ребенка измениться, снимает эмоциональное напряжение.

    Ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми, нельзя рассматривать с позиций логики наказания.

    Необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

    1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.
    2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем , производит обычно весьма положительное действие на ребенка . Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
    3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.
    4. Не рекомендуется применять групповые наказания . В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
    5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: " опоздал с наказанием - не наказывай".
    6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула "проступок - наказание" должна соблюдаться неукоснительно.
    7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.
    8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям.
    9. Наказание - сильно действующий метод . Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае . Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
    10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
    11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
    12. Наказание требует педагогического такта , хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.