Кризис 1 года у ребенка как проявляется. Непослушный ребенок — что делать

Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее.

Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.

Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка - далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;
  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это - важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи !>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить ?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться ?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

Главная ваша задача в период кризиса 1 года - внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз >>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

    Введение

    Характеристика кризиса 1 года

    Характеристика кризиса с 3-х лет

    Характеристика кризиса 7 лет

    Заключение

    Список использованной литературы

Введение

Кризисы возрастного развития являются результатом депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом.

На каждом этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой - существующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления складываются стихийно на основе длительного исторического опыта, и, хотя утвердившиеся на их основе этапы детской жизни несколько различны в обществах с разной конкретно-исторической формацией, в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Педагогика. 1978

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Однако в ранние периоды развития (до 6-7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, которые они ведут, тогда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кризисах 1 года и 3 лет. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964

кризис возрастное развитие ребенок

Характеристика кризиса 1 года

Этот кризис является переходным периодом между младенчеством и ранним детством.

Ребенок начинает активно ходить, ползать, происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка выполнимы, ему часто приходится слышать слово "нельзя", которое может вызывать сильную эмоциональную реакцию, протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса. Задача родителей в этот период - дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть более терпеливыми и выдержанными, а самое главное последовательными - постараться исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.

Основным новообразованием является детская или автономная речь. Эта речь отличается от взрослой по звучанию и по смыслу и часто бывает понятна только самым близким людям, находящимися с ребенком постоянно.

Кризис первого года - переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протест может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов и если стиль воспитания в данной семье далек от идеала, то обстановка может накалиться. Задача взрослых - не допускать излишнего давления на ребенка и быть последовательными в требованиях, т.е. если что-то запрещаете, то без поблажек.

Вместе с тем маленькому ребенку нужны "кирпичные стены" - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и строго соблюдаются всеми членами семьи (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения (и до 4-5 лет) именно "кирпичные стены" могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность.

Это момент, который связан с освоением ходьбы и фазовой речи. Его продолжительность, как, впрочем, и продолжительность всех остальных кризисов, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Принято считать, что у девочек этот период заканчивается к 1,5 годам, а у мальчиков к 2 годам. К концу первого года жизни у ребёнка возникает связь между предметом и его названием. Она выражается в том, что малыш ищет и находит именно то, о чем попросил его взрослый. Важно, что ребенок ищет какой-нибудь предмет не для того, чтобы просто посмотреть на него, главное для него - это продолжение общения со взрослым. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996 Характерно, что в этом возрасте малыш может вполне чётко выполнять по слову определённые действия при общении с одним человеком и совсем не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Если годовалый ребёнок по просьбе матери показывает головку, нос, глазки, ножки, то на подобную просьбу других людей он может не реагировать. В этом возрасте малыш находится в таком тесном контакте с матерью, что для выполнения действий важны не только слова, но и жесты, мимика, интонация и ситуация общения.

Ребёнок начинает правильно реагировать на слова окружающих, когда эти слова повторяются много раз в сочетании с определёнными жестами. Так мама говорит малышу: "Дай ручку" - и сама делает соответствующий жест. И ребёнок очень быстро научится ответному действию. При этом малыш реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом. Позднее значение ситуации преодолевается, ребёнок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит, и какими жестами они сопровождаются. Обычно в это время малыш начинает произносить и свои первые слова. Теперь ребёнок может сам обращаться к взрослому, требовать от него общения, названия всё новых и новых предметов. Этот период можно назвать периодом освоения фазовой речи. Очень многое в это время зависит от того, как родители организуют общение с ребёнком, какие требования к нему предъявляют. Дети, с которыми взрослые мало общаются, ограничиваясь уходом за ними, резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если родители пытаются ловить каждое желание ребёнка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребёнок может долго обходиться без речи. Совсем другое дело, когда взрослые вынуждают малыша произносить слова внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполнять их.

В то же время ребёнок начинает делать первые шаги. Это очень трудное дело. Управление движениями ходьбы ещё не сложилось, и поэтому ребёнок постоянно теряет равновесие. Стул, который надо обойти, игрушка, которая не вовремя оказалась на дороге, становятся серьёзным препятствием. Один-два шага и малыш падает на руки к маме или на пол. Но что-то все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и снова и снова делать свои первые шаги. Конечно вначале - это участие и одобрение взрослых. Вскоре, после первых успехов, малыш начнёт получать удовольствие от управления собственным телом, и будет стремиться, как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия.

По мере того, как ребёнок учится ходить и исследовать окружающий мир, в то время как он овладевает речью, его способности развиваются скачкообразно. Развитие редко идёт по прямой. Когда малыш осваивает новые вещи, его развитие прогрессирует. К примеру, он сконцентрирован на том, чтобы научиться ходить, поэтому он более зависим и эмоционально неустойчив, чем обычно. Этого и следует ожидать, потому что незрелая эмоциональная система малыша перегружается в период приобретения новых навыков.

Собственно в этом и заключается кризис 1 года. Овладевая ходьбой и речью, ребёнок проходит очень сложный период развития, когда ему совершенно необходима помощь родителей. Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от неё в этом возрасте - тяжёлое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года - не самое лучшее время для этого. Следует подождать окончания кризисного периода, когда ребёнок достигнет более высокого уровня адаптированности.

Важно помнить, что в этот кризисный период необходимо уделять много внимания развитию речи малыша. Старайтесь, как можно больше разговаривать с ребёнком. Когда маленькие дети слушают нас, они быстро привыкают к интонациям и ритму речи. Обязательно читайте ребёнку. Чтение книг - очень эффективный способ расширения языкового мира малыша. Это занятие помогает ему привыкнуть к языковым символам, то есть к тому, что написанное слово заменяет звучащее. Очень скоро ребёнок начинает понимать, что предмет, который он видит на картинке, означает какое-то слово. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964.

Пусть малыш говорит, когда вы читаете. Имеется в виду, что сначала вы рассказываете о картинках в книге, которую рассматриваете вместе. Говорите ребёнку: "Это корова, а это - лошадка", произносите звуки, которые издают животные. Когда вы называете всё, что видите, ребёнок получает очень много информации об использовании слов. Очень скоро малыш сам начнёт произносить звуки, ожидая, когда ему покажут картинку в книге. Можно продолжить это занятие, задавая ребёнку вопрос: "Что это?", и отмечая, произносит ли он звуки, соответствующие изображённому на картинке животному. По мере совершенствования способности ребёнка выражать свои мысли, можно начать задавать ему вопросы о том, что изображено в книге, которую вы читаете. Это можно делать в процессе чтения. Получив ответ, можно расширить вопрос. Таким образом, ребёнок становится участником процесса чтения, а не только пассивным слушателем.

Помогайте малышу использовать приобретённый речевой опыт. Конечно, для того чтобы попросить что-либо, ребёнок умеет хныкать, мычать или жестикулировать. Это было приемлемо до тех пор, пока у него не было достаточно знаний для выражения своих мыслей словами. Теперь же, когда ребёнок пытается попросить о чем-либо жестами, а вы уверены, что он знает, как это называется, спрашивайте его: "Что ты хочешь?". Если малыш назовёт предмет, это говорит о том, что он может выразить свое желание словами. В это период также надо начинать учить ребёнка "волшебным" словам. Старайтесь, подавая ребёнку нужную ему вещь, не забывать требовать, чтобы он сказал "спасибо". Всякий раз, когда кто-нибудь приходит, напоминайте ребёнку, чтобы он сказал "привет", а когда уходят - "пока-пока" и помахал ручкой. Не забывайте о важности обратной связи. Отвечайте на узнаваемые сочетания гласных и согласных звуков, например, на звуки "ма-ма", отвечайте предложением "Мама здесь". Родители для детей - это средство понимания того, что они хотят сказать. Если вы догадались, о чём хочет сообщить малыш, продолжите слово или добавьте слова за него, чтобы получилось то, что он имел в виду. Создавая обратную связь, избегайте разговора на "детском языке". Обязательно говорите нормально. Когда взрослый говорит на "детском языке" - это карикатура на произношение звуков. Если вы хотите помочь ребёнку в формировании речевых навыков, не искажайте речевую модель. Пусть он привыкает к вашей модели языка и её имитирует.

Расширяйте укороченные фразы малыша. Например, если ребёнок просит булку, произнося "бу-бу", то можно отреагировать на это вопросом: "Ты хочешь булку?". Не ленитесь произносить длинные фразы. Даже если ребёнок не всё понимает, каждая такая ситуация его многому научит.

Вы очень поможете малышу благополучно пережить возрастной кризис и перейти на новый уровень взаимодействия с окружающим миром, если постепенно начнёте приобщать его к социальным отношениям. Несколько советов на эту тему могут вам пригодиться. Постарайтесь, чтобы у вашего малыша были друзья, с которыми он сможет играть. Обратите внимание на то, что с одними детьми у вашего ребёнка нет контакта, а с другими есть. Может быть, стоит приглашать таких деток к себе, чтобы малыши могли вместе играть. Даже если ваш ребёнок еще не дорос до того, чтобы быть хорошим партнёром в игре, ему может нравиться быть с другими детьми и наблюдать за тем, что они делают. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971.

Не принуждайте ребёнка вступать в контакт с другими детьми. Позвольте ему подготовиться к этому самостоятельно. А вы обеспечьте ему "безопасный тыл", куда всегда можно вернуться. Обучайте его элементарным навыкам общения, например, "волшебным словам", о которых говорилось выше. Проводите простейшие уроки о том, как надо делиться. Начните с объяснения элементарного понятия собственности. Если ваш малыш схватил чужую игрушку, заберите её со словами: "Это игрушка Андрюши, надо её отдать, а мы с тобой возьмём другую игрушку". Такие уроки дают первые представления о границах отношений. Не забывайте, что учить надо на примерах. Будьте сами хорошим примером. Так, как вы приветствуете своего малыша, выражаете сочувствие, беседуете с ним, как справляетесь с раздражением - всё это пример для подражания, точно также ваш ребёнок будет в дальнейшем строить отношения с другими людьми.

В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12 - 14 лет).

Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это.

Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада. Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и к папиной отвертке. И на улице беда - чистенький ребенок, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими "загадками" приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование оказывается, таким образом, дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты, конечно же, нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру "обмани маму", а говорят серьезно. Еще один важный момент правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например: "Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать". "Ну что ж, надо так надо", - подумает про себя юный скандалист и. покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. "Безобразия" в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, от чего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если ребенок вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну, так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения, трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: "Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?"

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую "неразрешимую" проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в "магазин" и предложить малышу самому "купить" один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3-5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971.

Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть?

Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его "помочь" вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу ребенка, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с ребенком. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в "годовалый" период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он сам. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: "Перестань орать и ешь!", "Нельзя, я сказала!" - и ничего больше. Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним

Ваш малыш, еще недавно такой милый и беспомощный, вдруг становится капризным, упрямым и непослушным маленьким тираном? Такая картина знакома многим родителям и она имеет свое название – кризис первого года жизни.

Это явление вполне объяснимо, более того, оно – неотъемлемая часть взросления нового человека. Как пережить возрастной кризис 1 года жизни и стоит ли его бояться? Рассмотрим особенности этого этапа жизни малыша и правила поведения родителей в столь непростой период.

Обычно симптомы кризиса 1 года выражены ярко и определить его несложно. В поведении ребенка появляются новые черты:

  • резко возросшая самостоятельность, желание все делать без помощи взрослых;
  • отсутствие реакции на запреты или их отрицание;
  • слезы и продолжительные истерики, если получить желаемое сразу невозможно;
  • капризы без видимых причин;
  • противоречивость (хочу и практически сразу – не хочу);
  • негативная реакция на занятия, которые ранее воспринимались нормально (отказывается , одеваться, раздеваться, кушать с ложки и т. д.).

Что чувствует малыш?

У молодых мам и пап возникает вопрос – почему ребенок стал себя так вести? К концу первого года жизни малыш делает несколько важных открытий – оказывается, его родители взрослые и могут больше, чем он.

Конечно, так было и раньше, но задумываться об этих различиях ребенок начинает только теперь. В год малыш осознает себя отдельной от мамы личностью и его недовольство существующими запретами и правилами растет. Ему кажется, что родители ограничивают его просто так, а не потому, что некоторые занятия опасны или вредны для него.

Причины кризиса

Молодым мамам и папам может казаться, что они просто избаловали малыша, однако причина его поведения не в этом. Кризис 1 года жизни совпадает с началом прямохождения и этот момент является переломным в мироощущении ребенка.

Для взрослого человека ходить – привычно и нормально, а для малыша – это настоящее открытие. Раньше он был единым целым с мамой и не мог свободно перемещаться без нее, теперь же кроха может легко убежать, если ему что-то не нравится, добраться до ранее недоступных интересных вещей.

Конечно, ребенок пользуется новыми возможностями. Осознав свою независимость и собственное я, малыш пытается определить, где заканчивается он и начинается мама, что он может сделать сам, а что нет.

Чтобы разобраться с такими важными для взрослеющего человека вопросами, нужно попробовать все самому и никак иначе. Именно познавательный интерес и потребность проверить границы своих возможностей пробуждает в ребенке дух противодействия. Кроха пока не осознает сути запретов и ограничений и отстаивает свои права, как умеет – плачем, упрямством, непослушанием.

Также конфликтные ситуации возникают из-за несоответствия возможностей малыша его желаниям. Полностью обходиться без помощи родителей он не может и если взрослый не понимает, чего хочет чадо на данный момент, ребенок, еще не умеющий выражать свои потребности словами, тут же устраивает истерику.

Упрямство и кризис

Упрямство – один из основных признаков кризиса первого года. В его основе лежит пробуждающаяся самостоятельность. Если раньше малыш спокойно носил одежду, которую вы надевали на него, кушал, что предложат и играл с игрушками, то теперь он во всем желает проявить свою волю.

Обычные занятия – одевание, кормление, купание, сборы на прогулку, превращаются в настоящее мучение. Ребенок никак не соглашается делать то, что вы предлагаете, требует предметы, совершенно не подходящие для игр, и устраивает истерики. Договориться с крохой еще невозможно из-за недостаточно развитой речи, но все же средство от детского упрямства существует.

В 1 год малыши живут сиюминутными желаниями, поэтому их несложно отвлечь. Переключите внимание ребенка на занятие, не идущее вразрез с вашими планами, и он забудет о поводе конфликта.

Также для преодоления упрямства хороши элементы игры. Ребенок не хочет надевать памперс? Попробуйте вместе нарядить в подобие памперса зайчика или мишку, пусть он покажет малышу пример.

Какую тактику выбрать?

Кризис одного года у детей – явление не однодневное, поэтому родителям потребуется выбрать тактику поведения и придерживаться ее вплоть до преодоления сложного этапа в развитии крохи. По мнению психологов, лучшим решением будет «находиться рядом, но не навязываться». Иными словами, ребенок должен чувствовать, что вы готовы в любой момент прийти ему на помощь, но не стараетесь все сделать за него и подавить его волю.

Очень важно не наказывать малыша за излишнюю, как кажется родителям, самостоятельность игнорированием. Ситуации, когда ребенок бьется в истерике, не в силах успокоиться, а вы не обращаете на это внимания – недопустимы. Но превращаться в «наседку», пытающуюся контролировать каждый шаг малыша и предугадывать все его желания, не стоит. Только придерживаясь «золотой середины» можно вырастить полноценного, самодостаточного человека.

Как пережить кризис?

Когда ребенок капризничает и упрямиться, не давая ни минуты передышки, любые силы и терпение начинают иссякать. Возникает вопрос – как пережить кризис 1 года и что делать?

Облегчить кризисный период и отвлечь чадо от капризов помогут несколько советов:

  1. М инимизируйте количество запретов. Этот может показаться странным, но, в действительности, нет необходимости запрещать ребенку брать все вещи, не предназначенные для игр. Некоторые из них, например, крышки, миски, кастрюльки, ложки – вполне безвредны и могут стать отличным развлечением, способным надолго увлечь малыша.
  2. Не подавляйте самостоятельность ребенка. Даже если он справляется не очень хорошо, самое время позволить ему самому выбрать и надеть вещи, попробовать кушать ложкой без помощи старших и т. д.
  3. Позвольте крохе быть ведущим в играх. Чаще берите на себя роль товарища по играм, а не воспитателя, поддерживайте инициативу ребенка в выборе развлечений.
  4. Не кормите малыша насильно. Если кроха отказывается кушать, не переживайте, при появлении чувства голода он обязательно поест.
  5. Стимулируйте развитие речи. Для этого нужно больше говорить с малышом, озвучивать, что вы делаете, называть предметы вокруг. Чем скорее ребенок освоит речь, тем проще ему будет выразить свои желания и эмоции, а значит, поводов для конфликтов станет меньше.
  6. Привлекайте ребенка к повседневным занятиям. Он может вместе с вами складывать свои игрушки или вещи. Если на улице лето – это отличное время для приобщения к простым огородным работам, например, поливу грядок из детского ведерка. Так вы не только приучаете малыша к порядку и труду, но и даете ему возможность реализовать себя в новом занятии. Обязательно хвалите кроху за помощь.

Чего делать нельзя?

Есть несколько реакций, которые в кризисный период малыша являются табу для родителей. Во-первых, нельзя кричать на ребенка, обзывать и шлепать его за упрямство или капризы. Хотя может казаться, что он ведет себя так нарочно, это всего лишь особенности кризиса 1 года, без которых невозможно взросление.

Во-вторых, не нужно потакать всем желаниям малыша и баловать его. Кризис 1 года у ребенка закончится, а привычка добиваться своего истериками – останется.

В-третьих, не показывайте свое превосходство над малышом. Ребенок не соперник взрослому и добиваться послушания, игнорируя его желания и просто заставляя делать то, что нужно родителям – жестоко и опасно для детской психики.

Первый в жизни малыша кризис очень важен для становления личности. Если в этот период «пережать» с воспитательными мерами, можно получить несамостоятельного и боящегося принимать решения во взрослом возрасте человека.

Продолжительность

Мам и пап, столкнувшихся с изменениями в поведении малыша, интересует, сколько длится кризис 1 года. Начинаясь в период с 9 до 18 месяцев, он может продолжаться от недели до года.

Не обязательно, что у ребенка при этом проявятся все кризисные явления. Иногда новый этап взросления проходит практически незаметно. Это зависит от темперамента и характера малыша, а также отношения родителей. Если с желаниями и мнением ребенка в семье принято считаться, кризис протекает мягче.

Стоит ли бояться кризиса 1 года?

Заметив признаки кризиса 1 года, волноваться не стоит. Происходящее – процесс естественный и неизбежный. Он сопровождает момент перехода ребенка от младенчества к раннему детству.

Даже ярко выраженное течение кризиса – абсолютная норма, а вот внешнее отсутствие его признаков – более тревожный симптом. Он указывает на то, что психика ребенка еще не получила должного развития.

Все дети проходят через кризис первого года, а изменения в их поведении не являются постоянными. После окончания этого этапа развития, упрямство, непослушание и капризы проходят, при условии, что родители выбрали правильную тактику поведения.

Кризис первого года у ребенка может стать для мам и пап непростым испытанием. Но есть в нем место и позитиву – ваш малыш развивается правильно, а сгладить нежелательное поведение крохи возможно, проявив терпение и понимание.

Полезное видео о кризисе первого года жизни у детей

Мне нравится!

Мы уже писали об этом в материалах, посвященных кризисам третьего и седьмого года жизни, но хотим подчеркнуть еще раз: кризис - это абсолютно естественный, нормальный и даже необходимый этап развития любого ребенка. Да, поведение ребенка в этот период может быть далеко не идеальным и доставлять родителям массу хлопот, но кризис первого года жизни - это показатель того, что развитие вашего малыша (как физическое, так и психическое) протекает нормально.

В первый год жизни ребенок стремительно развивается и получает массу информации. Ребенку приходится учиться всем тем действиям, которые для нас естественны и доведены до автоматизма. Поначалу даже переворот на другой бок для вашего малыша - это значительная физическая нагрузка. Но, научившись ползать, а потом и ходить, ваш ребенок открывает для себя мир за пределами своей кроватки. Он начинает изучать окружающие предметы и всеми силами привлекать внимания старших. Все эти причины в комплексе и вызывают кризис первого года жизни.

    1. Кризис первого года: признаки

По каким признакам можно определить, что у вашего ребенка начался кризис первого года жизни? В первую очередь, признак любого кризиса - это резкий всплеск самостоятельности. Едва научившись ходить, ребенок отправится исследовать квартиру, и тут вам придется внимательно следить, чтобы он не залез пальцами в розетку, не стащил с кухонного стола нож и не познакомился с когтями вашей кошки. Тяга к самостоятельности может привести к тому, что ребенок будет отказываться выполнять привычные процедуры.

Ребенок начинает активно изучать не только окружающий его мир, но и людей. Малыш предпринимает первые попытки манипулировать родителями, пусть и несознательно. А как поведет себя мама, если я сделаю вот так? Ребенку интересно видеть реакцию родителей на разные формы его поведения . Поэтому кризис первого года жизни часто сопровождается новыми формами поведения, непослушанием (отказом поступать так, как желают родители), капризами, упрямством. Малыш становиться эмоционально возбудимым, начинает кричать и плакать по любому поводу, обижается на замечания старших.

Однако самостоятельность ребенка все же ограничена чисто объективными факторами, поэтому следующий признак кризиса первого года жизни - это усиление привязанности к матери. Если ребенок сам не может дотянуться до понравившегося ему предмета, кто должен ему помочь? Абсолютно верно - мама! Привязанность ребенка может быть гипертрофированной. Он будет проситься на руки, капризничать, как только мама отходит на пару шагов, а выход мамы из комнаты может сопровождаться самой настоящей истерикой . Конфликт между тягой к самостоятельности и привязанностью к матери может выражаться в противоречивом поведении : ребенок попросит вас помочь, а потом откажется от вашей помощи.

Как преодолеть кризис первого года с минимальным дискомфортом для вас и вашего малыша? Поскольку в отличие от следующих кризисов ребенок еще плохо умеет самостоятельно регулировать собственное поведение, очень многое в этот период зависит от родителей.

В первую очередь, необходимо максимально обезопасить ребенка . Кризис первого года жизни - это повышенная самостоятельность и любопытство. Вы с удивлением узнаете, как ваш малыш быстро передвигается по дому. Только что ребенок был рядом с вами - и вот он уже с интересом изучает розетку. Поэтому обязательно закройте все розетки, уберите колющие и режущие предметы туда, где малыш до них не доберется. Взяв нож или ножницы из ящика, не оставляйте их на столе , а положите обратно и плотно закройте ящик. Это нужно довести до автоматизма. Не оставляйте в доступных для ребенка местах горячую или хрупкую посуду, столовые приборы... В общем, ликвидируйте любой потенциальный источник опасности.

37.Анатомо-физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста.

После периода первого физиологического вытяжения (6–7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего – в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего – 37 кг. Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Мышечная система. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа – письмо, лепка.Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы, сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза – у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20в минуту.

Сердечнососудистая система. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем – 110/70 мм рт. ст.

Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1–2 раза в день.

Органы мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5–8 лет оно составляет 700 мл, а в 8–11 лет – 850 мл.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9–10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет – набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост яичек и полового члена.

Нервная система. Расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача - помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша - неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод - ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать - не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом - ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете - рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года - он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: «Непослушные дети» - Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.