Крестопоклонная седмица. Неделя крестопоклонная Когда заносят крест на крестопоклонной неделе

Третья Неделя* Великого поста называется Крестопоклонной: в службе этой Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является вынос Креста на середину храма для поклонения. Вынос Креста происходит на утрени, в конце великого славословия. На литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим ».

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершаются с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста.

*Неделя - древнерусское название воскресения.

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак, глас 7: Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах, глас 5: Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Стихиры на поклонение Кресту, глас 2: Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Глас 8 : Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Слава, глас 8: Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей. Свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне Чадо Мое, что сие сотворил еси? Красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты. Увы Мне Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.

И ныне, глас тойже : Днесь пророческое исполнися слово: се бо покланяемся на место, идеже стоясте нозе Твои Господи: и Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

* Молитвы с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Н.Нахимова, 1912г.

Евангелие на литургии

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Святитель Феофан Затворник

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!

Словарь

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной .

Свое название «Триодь» (по-гречески - «Триодион», т.е. трипеснец - от слов - «трио» - три и «оди» - песнь) получи-ла от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев (канонов, состоящих всего из трех песней).

Своим распространением и употреблением Триодь обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св. Андрею Критскому, которому принад-лежат трипеснцы на повечериях недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой неделе Великого поста.

В IX веке преподобные Иосий и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключающая в себе около 160 служб - больших и малых.

В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.

Календарь на следующую седмицу:

Четверг, 22 марта - полиелейный праздник - 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
Суббота, 24 марта - поминовение усопших.
Воскресенье, 25 марта - Иоанна Лествичника.

…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
и возьми крест свой, и следуй за Мною
(Мк. 8 , 34).

Подходит к середине Великий пост. Третье воскресенье Святой Четыредесятницы называется Неделей Крестопоклонной. Особенностью богослужения в этот церковный день является Чин выноса Креста.

«Крест Господень песньми почтим»

Чин выноса Креста совершается в конце утрени. Во время пения великого славословия («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение») «приидет иерей оболчен во вся священническия одежды… И взем кадильницу, кадит святую трапезу, и честный Крест, таже подъемлет его на дискосе со хранильницею на главу свою, и исходит от левыя страны престола северными дверьми, предыдущим ему свещам двум, и кадильнице, и отходит до Царских врат». По окончании Трисвятого священник возглашает: «Премудрость, пр`ости», после этого во время пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» он спускается вниз с амвона и полагает Крест на приготовленном аналое. Затем совершается троекратное каждение Креста с четырех сторон и трижды поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». «И начинают покланятися». Совершается два поклона, целуется Крест, «и по целовании, паки покланяются единожды».

Кланяющимся же братиям поем самогласны сия:

«Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец».

Обычно во время целования Креста совершается помазание освященным елеем.

За третьим воскресеньем Великого поста следует четвертая (Крестопоклонная) седмица. Крест находится на середине храма до пятницы этой седмицы, когда на изобразительных при пении стихир совершается последнее поклонение и Крест через Царские врата заносится в алтарь.

Древо жизни

Значение Креста Христова для постящихся образно объясняется Церковью в богослужебных текстах. Какие духовные сокровища мы можем открыть, сосредоточенно внимая богослужению!

«Что Ти принесем Христе, яко честному Кресту дал еси нам поклонитися? На немже всесвятая кровь Твоя излияся, идеже и плоть Твоя гвоздьми водрузися, егоже облобызающе ныне благодарим Тя…» — слышим мы на утрене во время чтения канона.

«Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое, на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен».

«Ликуют в веселии ангельстии чини, днесь Креста Твоего поклонением: тем бо низложил еси бесовския полки, спасый Христе человечество».

Как «сеннолиственное» (то есть имеющее густую тень) дерево, дающее усталому путнику прохладу и укрытие от палящего солнца, Крест Господень доставляет постящемуся отдых и благодатную сень на поприще Святой Четыредесятницы.

«Понеже бо четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе: предлагается честный и животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая»,— находим мы в синаксаре. Там же Крест Христов сравнивается с древом жизни, насажденным среди рая: «Или понеже Крест древо живота глаголется и есть, оно же древо посреде рая Едема насаждено бяше: прилично и божественнии отцы крестное Древо посреде Святыя Четыредесятницы насадиша, вкупе убо и Адамово лакомство поминающе, вкупе же и онаго отъятия прописующе настоящим Древом, сего бо вкушающе не ктому умираем, но паче и оживляемся».

Пост и Крест

Во времена земной жизни Иисуса Христа смерть на кресте считалась позорной. Такой страшной казни подвергали беглых рабов. …Мы проповедуем Христа распятого. Для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1 , 23), — пишет апостол Павел. Иудеи ждали Мессию, который явится во славе и силе и поведет их к мировому господству, и никак не хотели принимать Спасителем Того, Кто ел с мытарями и грешниками и был распят вместе с разбойниками. Греки же (еллины), привыкшие полагаться на разум и логику, не могли понять, как можно проповедовать Богом умершего такой позорной смертью Человека. И те и другие не понимали Крестной Жертвы Спасителя. Не понимает и не принимает Крестной Жертвы и современный мир. И действительно, не соблазн ли с безумием проповедовать жертвенность, когда в сознании людей царствует лозунг: «Бери от жизни все. Окружай себя комфортом! Ничего не делай бесплатно!». Но Церковь, как и две тысячи лет назад, проповедует Христа Распятого, Его жертвенный путь. «Верую во Единого Господа Иисуса Христа, распятого же за ны при Понтийстем Пилате»,— неустанно повторяем мы в Символе веры . В противовес безраздельно господствующей «религии потребительства» Церковь в числе прочих спасительных установлений предлагает нам пост, а пост, если вникнуть в саму его суть, есть не что иное, как жертва человека Богу. И ограничения в пище, и молитвенные труды должны быть, прежде всего, жертвой Богу. Пусть малой, не идущей ни в какое сравнение с Его Крестными страданиями, но все-таки жертвой. Многие люди, только начинающие входить в церковную жизнь, понимают пост как возможность похудеть или посредством диеты поправить свое здоровье. Но это не пост, здесь нет жертвы, это услаждение своего «я». Напоминая об истинном смысле поста, Церковь в Неделю Крестопоклонную и поставляет на середине храма святой Крест, чтобы мы, видя перед собой образ великой Крестной Жертвы, понесли ради Бога свои малые труды.

Под знаменем Христа

Итак, когда половина поста уже позади, когда в духовной брани получены первые раны и кажется, что силы начали убывать, Церковь и воздвигает Крест, будто созывая под свой боевой стяг рассеянное в предыдущих боях воинство, будто показывая нам, что знамя не досталось врагу и отчаиваться нет причины. Тем самым верующим говорится о том, что настало время собраться и приступить с удвоенной силой к новым духовным трудам. Знамя воздвигнуто. Вперед, воинство Христово! Уврачуй раны, подыми щит веры, возьми в руки оброненный меч, который есть глагол Божий. А если станет совсем невмоготу, если враг будет теснить отовсюду и брать измором, подыми глаза и посмотри, под каким знаменем ты стоишь. Посмотри и поклонись с молитвой! Не отчаивайся, воинство Христово, когда на тебя из засады нежданно-негаданно нагрянут неприятности, когда ты по самые стремена увязнешь в трясине ежедневных дел. Снова подыми глаза на Крест и поклонись с молитвой. Вспомни слова Того, Кто добровольно взошел на Крест за грехи мира: Не бойся, только веруй (Мк. 5 , 36).

Так что — вперед, плечом к плечу, спина к спине, к победе, через скорби и искушения навстречу Пасхе Христовой!

До полной победы

Однако будем помнить, что мудрый воин умеет ждать, умеет рассчитать свои силы. Он использует навыки предыдущих поколений, знает правила боя и его стратегию. У нас, христиан, есть Священное Писание, есть творения святых отцов, есть церковные Таинства. Мы помним жития таких искуснейших воинов духовной брани, как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, знаем удивительные примеры стойкости в вере новомучеников и исповедников Российских. Возобновим духовный труд с удвоенным упорством и осмотрительностью. Будем, по завету Спасителя, мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10 , 16). А когда истечет Великий пост и мы окажемся на пороге Страстной седмицы, тогда придет время решающей битвы. Духи злобы поднебесной ринут в бой лучшие силы. Церковь поведет нас путем Страстей Христовых, путем страданий и лишений, вперед, к победе над грехом и смертью. В конце этого сражения настанет Суббота — день великой тишины, когда будет еще не понятно — кто кого. Потом на землю опустится та долгожданная ночь, в которую мы снова восстанем на молитву. И тогда, после долгих и изнурительных трудов и искушений, во всех храмах ликующим возгласом «Христос воскресе!» протрубят, наконец, победу!

Фото из архива редакции

Газета «Православная вера» № 06 (434)

Крестопоклонная неделя Великого поста 2020 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Редакция сайта сайт выяснила когда будет крестопоклонная неделя, на какой неделе Великого Поста в 2020 году. Какие традиции существуют традиции и обряды, а также историю этого замечательно праздника. И поделимся самыми лучшими рецептами постного печенья Кресты, которые по традиции пекут на крестопоклонной неделе дома.

Что такое Крестопоклонная неделя и когда наступит

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места.

Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

История

В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды, на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Когда и как проходит крестопоклонная неделя у православных

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название

Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2020 году выпадает на 5 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

Служба в церкви

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

Великий Пост 2020: питание в третью неделю (24 — 31 марта)

  • 24 марта – воскресенье

Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы.
Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

  • 25 марта – понедельник
  • 26 марта – вторник
  • 27 марта – среда

Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.

  • 28 марта – четверг

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.

  • 29 марта – пятница

Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.

  • 30 марта – суббота

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной.

Печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе

Была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами.

Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»). или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).

Иногда их делают еще проще – в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. По поверью такие Кресты «отгоняли» от дома и домочадцев все плохое.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Рецепт миндального печенья «Крестик»

Продукты:

  • 150 г очищенного миндаля,
  • 1⁄2 стакана кипящей воды,
  • 100 г меда,
  • 1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
  • по 1⁄2 ч. л. корицы и мускатного ореха,
  • 1⁄4 стакана оливкового масла,
  • 250 г пшеничной муки,
  • 50 г ржаной муки,
  • 2/3 пакетика разрыхлителя.

Как приготовить:

Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.
Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

Печенье «кресты» медовое

Ингредиенты:

  • 2 стакана муки,
  • 300 г меда,
  • 2-3 ст. ложка растительного масла,
  • 100 г очищенных орехов,
  • 1 ч. ложка пряностей,
  • 1 лимон,
  • 1 ч. ложка соды, изюм.

Приготовление

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.

Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.

Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

Кресты лимонные

Потребуется:

  • 250 г постного маргарина,
  • 3 стакана муки,
  • 1 стакан картофельного крахмала,
  • 1 ст. л. разрыхлителя,
  • 2 пакетика ванильного сахара,
  • цедра 1 лимона,
  • 1 стакан воды.

Печем постное печенье лимонные кресты:

Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.

Печенье Кресты на огуречном рассоле

Продукты:

  • 1 стакан огуречного рассола,
  • 1 стакан рафинированного подсолнечного масла,
  • 1 стакан сахара,
  • 100 г кокосовой стружки,
  • 2-3 стакана муки.

Простой рецепт постного печенья Кресты на рассоле:

Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

Постное тесто для печенья Кресты с маком

Ингредиенты для печенья:

  • 25 г мака,
  • 1 стакан муки,
  • 4 ст. ложки сахара,
  • 5 ст. ложек растительного масла,
  • 0.5 ч. ложки соды,
  • 3 ст. ложки воды с лимонным соком

Постное печенье с маком Кресты на крестопоклонной неделе — пошаговый рецепт с фото:

  1. Мак смешать с 1 ст. ложкой сахара, добавить 100 г воды, нагревать минут 10 до выкипания воды. Накрыть крышкой. Протереть мак в ступке до появления макового молочка и характерного запаха мака.
  2. В миску насыпать муку, мак, 3 ст. ложки сахара и перетереть руками.
  3. Добавить масло.
  4. Добавить соду с лимонным соком, добавить 2 ст. ложки воды и замесить тесто. Завернуть в пленку положить в холодильник на 20 мин.
  5. Раскатать тесто толщиной 0,5 см, вырезать кресты. В середину каждого креста вдавить изюм. Выпекать при температуре 180 С в течение 15 мин.

В старину на крестопоклонной неделе в среду поздравляли с окончанием первой половины поста. Было принято печь из пресно теста печенье в виде крестов. Печенье пекли с молитвой. В этих крестах запекали или ржаное зернышко, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

Человек считался счастливым, если ему попадался один из этих предметов. Печенье было напоминанием о страданиях Христа и о том, что каждого человека есть своей крест в жизни.

Существовал обычай в третье воскресение Поста окуривать дом парами уксуса с мятой, чтобы очистить жилище и изгнать дух всякой болезни.

Третье воскресенье называется Крестопоклонной неделей . Название ее происходит из того, что в субботу вечером по особому чину совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню , ставшему для нас «древом жизни » и открывшему вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

История установления Крестопоклонной недели

«В той же день, в неделю третию поста, поклонение празднуем, Честнаго и Животворящего Креста, вины ради сицевы. Понеже, четыредесятодневнаго поста ради, образом некиим и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе. Предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо препокоя и утвержая нас, вспоминая страсти Господа нашего Исуса Христа и утешая. Аще Бог наш нас ради распятся, колико нам должно Его ради деяти.

… Якоже долг и остр путь проходяще, и трудом отягчавше, аще где древо благосенно и лиственно обрящут, мало седше почивают, тако и ныне в постное время и прискорбный путь и подвиг, насадися посреде от богоносных отец, Живоносный Крест, ослабу и покой нам подая, благопотребных же и легцех к преднему труду утрудившихся устраяя.
… Зане горькому источнику подобна есть Святая Четверодесятница, сокрушения ради и сущия нам от поста горести и печали. Якоже бо во оного среду, божественный Моисей древо вложи и услади его, тако и Бог, проведый нас умнаго Чермнаго моря и фараона, Животворящим Древом Крестным услаждает, иже от четверодесятодневнаго поста, горесть и печаль. И утешая нас, яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иеросалиму возведет Своим воскресением» (
Триодь постная, синоксарь в Неделю крестопоклонную).

Евангелия не сообщают особых подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Обретение Креста Господня состоялось в 326 году, когда он был найден святой царицей Еленой во время ее паломничества в Иерусалим:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх Макарий встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях. («Хронография» Феофана, год 5817 (324/325))

История обретения Креста Господня описана многими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.).


Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме. Аньоло Гадди, 1380 год

Впервые в сохранившихся текстах подробная история обретения Креста появляется у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он повествует о том, как царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Исус Назорей, Царь Иудейский » она нашла истинный Крест и совершила поклонение ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь. Все немногие указания историков, ближайших по времени к поискам, сводятся к тому, что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, однако не в самом Гробе. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Исуса Христа:

Воины, как повествует история, сперва нашли мертвым на кресте Исуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало.

Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы. (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36)

Место обретения Креста находится в приделе Обретения Креста Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Место обретения отмечено красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон обнесена металлической оградой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня - два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время, и верующие поклонялись честному древу. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Захватчики вывезли Древо Животворящего Креста, которое хранилось в городе с того времени, как было обретено равноапостольной Еленой. Война продолжалась еще долгие годы. Объединившись с аварами и славянами, персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Пресвятой Богородицы. Персы были разгромлены. Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события.

В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье . Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста . В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на . Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню. Эта традиция существовала до XIII века, когда Иерусалим завоевали крестоносцы. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы Креста встречаются в некоторых ковчежцах.

Богослужение в Крестопоклонную неделю. Тропарь и кондак

На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест. При пении тропаря «Спаси22 гDи лю1ди своS…» Крест полагается на аналое в центре храма. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», - возглашает иерей и совершает земной поклон. После священнослужителей к аналою подходят попарно и все молящиеся, сперва мужского пола, затем женского, кланяются и лобызают Крест, а хор в это время поет особые стихеры, посвященные искупительным страданиям Христа Спасителя.

Р aдуисz живон0сныи кrте, цRкви крaсныи раю2, дрeво нетлёніz, прозsбшее нaмъ вёчныz слaвы наслаждeніе. и4мже бес0вьстіи tгонsютсz полцы2, и3 ѓнGльстіи веселsтсz чи1нове, и3 совокуплє1ніz вёрныхъ прaзднуютъ. орyжіе непобэди1мо, ўтвержeніе неруши1мо. цRє1мъ побёда, с™лємъ похвало2. хrт0вы нhнэ стrти, и3 нaмъ подaждь дости1гнути, и3 вeлію млcть . (Триодь постная, стихера в Неделю крестопоклонную)

Подобным образом поклонение Кресту Господню совершается еще два раза в году - в первый день Успенского поста (14 августа н. ст.), когда празднуется «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня», и на двунадесятый праздник (27 сентября н. ст.). На Крестопоклонной седьмице, четвертой неделе Великого поста, при совершении ежедневной службы поклонение Кресту бывает также в понедельник, среду и пяток, особым чином во время чтения часов.

Тропарь, глас 1.

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Кондак, глас 7.

Н е ќже ктомY плaменное nрyжіє храни1тъ врaтъ є3дeмскихъ. сіE бо нaйде преслaвное наи1тіе, дрeво кrтное, смeртное жaло, и3 ѓдову побёду разори2. пришeлъ бо є3си2 сп7се м0й, вопіS сyщымъ во ѓде, вни1дите пaки въ рaй.

Народные традиции Крестопоклонной недели

На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи. В крестах запекали или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с одним из этих предметов, тот считался счастливым.

В среду же Крестопоклонной недели «ломается» пост, и маленькие дети ходили под окна поздравлять хозяев с окончанием первой половины поста. В некоторых местностях этот обычай поздравленья выражался в очень оригинальной форме: ребятишек-поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуйте, хозяин-красное солнышко, здравствуйте, хозяюшка-светлый месяц, здравствуйте, дети-яркие звездочки!… Половина говенья переломилась, а другая наклонилась ». Простодушных ребят-поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесенный испуг, им давали кресты из теста.

Иконография Крестопоклонной недели

По обыкновению на кресте изображается распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста - доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I) или надпись «Исус Христос». На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил.

Поклонение Кресту. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы - «Спас Нерукотворный». Новгород, вторая половина XII в. Москва, ГТГ

Старообрядческое киотное распятие с избранными праздниками
Икона Распятие с предстоящими. Новгород, XVI в.
Современная икона Поклонение Кресту

Церкви, посвященные Кресту Господню

В Иерусалиме на месте, где, по преданию, росло древо Креста, был основан монастырь. Монастырь Святого Креста и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. Согласно одному из преданий временем создания обители является период правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть IV век н. э. По другой легенде, датой основания монастыря является V век. И связывается это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, царь Иберии (Грузии), совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьему преданию, монастырь построен во время правления императора Ираклия (610-641 гг.). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в связи с тем, что там выросло Крестное древо - то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и велел на выбранном месте построить монастырь.


Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

В городе Апаран Арагацотнского района Армении есть храм святого Креста . Он был построен в конце IV века. В 1877 году храм был отреставрирован. Принадлежит Армянской Апостольской церкви


Церковь Святого Креста в г. Апаран, Армения

Также на острове Ахтамар (Турция) располагается раннесредневековый армянский монастырь святого Креста . Построен в 915-921 годах.


Монастырь святого Креста на острове Ахтамар (Турция)

Душеполезное поучение в неделю Крестопоклонную

Крест Господень - знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест - наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе.

Если и Сам Безгрешный Господь столько претерпел и пострадал Пречистою Своею Плотию ради нашего спасения, то тем более мы, люди грешные, оскверненные страстями и пороками, должны страдать и терпеть, смиряя плотские прихоти и вожделения ради очищения и просветления бессмертной души.

Христианская религия - религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1, 29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Нести свой посильный крест, т.е. распинать телесные похоти и пожелания, - узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12, 2), ободряемся духом и обретаем мужество к подвигу, чтобы отвергать самомнение и самолюбие и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания. О том, что скорби и терпение действительно необходимы для внутреннего самовоспитания и духовного роста, говорят и многие назидательные поучения, наставляя нас к стези добродетели и совершенствования.

«… Без страданий и неудобств никому невозможно спастись, о душа моя. Что же скажу тебе о Самом Творце небу и земли, всей твари видимой и невидимой?! Желая избавить род человеческий от порабощения диаволу и адских темниц, спасти от проклятия и преступления праотца нашего Адама, Бог стал человеком, воплотившись от Святого Духа. Послал Отец Сына Своего - Слово в Пресвятую Деву и родился без мужеского семени. И стал Невидимый видимым. И пребывал с людьми. И принял поношение, бесчестие, оплевание и побои в пречистое лицо Свое от бренного человека. И был распят на Кресте, и ударен по главе тростью и, вкусив уксуса и желчи, пронзен копьем в ребра, и предан смерти, и положен во гроб. И воскрес на третий день Своей властью. О великое чудо, удивительное и ангелом, и людям: Бессмертный захотел умереть, не желая видеть, как мучится творение рук Его от насилия диавольского в адском заточении!
О, предельная кротость и неизреченное человеколюбие Твое к нашему обнищанию и сиротству! О, ужасное и удивительное зрелище долготерпения Твоего, Господи! Ужасается мой ум и великий страх нападает на меня, и содрогаются кости мои, когда говорю об этом. Творец всей невидимой и видимой твари - а от твари Своей захотел пострадать, от тленного человека! И ангелы перед Ним ужасаются, и все силы небесные непрестанно прославляют Создателя своего, и вся тварь воспевает и служит со страхом, а демоны - трепещут. И вот терпит все это, и страдает: не от бессилия, не от подвластности, но Своей волей, нашего ради спасения, являя нам пример смирения и страдания во всем, чтобы также страдали, как и Он страдал, о чем слышала, душа моя» (
«Цветник» священноинока Дорофея).

На воскресной Литургии в неделю Крестопоклонную читается Евангелие от Марка (зач. 37), в котором Господь говорит о пути самоотвержения ради вечного спасения души. Блаженный Феофилакт Болгарский глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого церковного евангельского Слова.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8:34–37)

Евангелист Марк. Клеймо Царских врат

Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на распятие, то Христос призывает народ и во всеуслышание говорит, направляя речь главным образом против Петра: «Ты не одобряешь того, что Я беру крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину». Заметь, Господь не сказал: «умри и тот, кто не хотел бы умирать», но - кто хочет. Я, как бы говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому кто не хочет, тот и недостоин сего. Что значит отвергнись себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо, отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтобы и мы ради Него презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. Возьми крест свой, сказано, то есть позорную смерть, ибо крест почитался тогда орудием позорной казни. А так как много распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: и следуй за Мною. Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно, напротив, весьма человеколюбиво, ибо кто потеряет, то есть погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, говорит, сбережет - обретет душу свою, между тем как думающий сберечь душу погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо, если бы он даже приобрел целый мир, - все бесполезно. Спасения нельзя купить никаким богатством. Иначе: приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи.

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Мк. 8:38)

Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания . Итак, кто постыдится исповедать Распятого своим Богом, того и Он постыдится, признает недостойным рабом Своим, когда приидет уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но в славе и с воинством ангельским» (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Марка, гл. 8, 34-38).

Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18).

Тяжело и странно может показаться современному человеку слушать назидания о воздержании и «покорении плоти духу», о различных самоограничениях и даже некотором (впрочем, умеренном и разумном) изнурении плоти. Святые отцы указывают, что корень подобного мнения и рассуждений кроется в нашем сластолюбии и жалости к себе, своим любимым привычкам, когда Устав церковный задает четкие рамки и нормы поведения в жизни христианина, а внутреннее ветхое «я», по плотскому мудрованию, начинает возражать и спрашивать «зачем?!»

То есть, зачем посты, поклоны, долгое молитвенное правило? Нет ли здесь своего рода показного ритуального действия, так называемого «обрядоверия», имеющего четко определенную внешнюю форму и лишенного при этом всякого внутреннего духовного содержания? Но так могут говорить и думать только несведущие люди, которые сами еще не вкусили именно той духовной, тихой радости, которая дается нам после испытания, после скорбей и подвигов, просвещающих сердечные очи для чистой и сосредоточенной молитвы. Когда мы кланяемся в землю - исповедуем свое грехопадение и смирение перед Богом, сознание своего недостоинства, вспоминаем, что и сами мы прах, и в прах возвратимся. А когда восстаем от поклона, то как бы одновременно восстаем и душою к лучшей и новой жизни, которую обретаем в соблюдении христианских заповедей. То, что трудно объяснить словами, человек сам без труда понимает, когда познает соответствующий жизненный опыт.

Крест и Воскресение Спасителя открывают нам высшие небесные тайны, непостижимые ни для какой ученой философии, потому что учат не земным наукам, а истинному пути добродетели, который один приводит к Вечному Небесному Отчеству. Ибо, как говорят святые отцы: «Много на земле так называемых премудростей, но все на земле и останутся. Всех глубже премудрость - спасти свою душу, поскольку она возносит душу на небо в Царство Небесное и ставит пред Богом» («Цветник» священноинока Дорофея). Сила и премудрость христианства - Крест Господень, поклоняясь которому, надеемся достигнуть мы и дня Светлой Пасхи, где найдем достойное воздаяние ради перенесенных подвижнических трудов и лишений.

Кроме общего руководства к посту и покаянию, в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой – Крестопоклонной – она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза .

С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого . В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток.

Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого .

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике.

На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским.

Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье.

Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы.

Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.

Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую . Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа ().

ВТОРАЯ СЕДМИЦА И ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие:

На великом повечерии (в пятницу вечером) по первом Трисвятом – тропари дня: «Апостоли, мученицы и пророцы». В 3 части повечерия после канона и третьего Трисвятого – кондак «Со святыми упокой».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы и пророцы». Затем 16 кафизма с обычными «славами», седальном и ектенией в конце и 17 кафизма («Непорочны»), разделяемая на две статии. Припев к первой статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а ко второй: «Спасе, спаси мя». Между статиями – заупокойная ектения.

По окончании 17 кафизмы сразу поются тропари по Непорочных: «Святых лик» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», после которых бывает заупокойная ектения и седален: «Покой, Спасе наш»; затем, по 50 псалме – канон (без чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя»).

Каноны на утрене поются храму, по Минее и Триоди. Начиная с 6 песни, когда начинается четверопеснец, канон храму оставляется. Тропари канонов (всех песней) читаются в соединении со стихами Священного Писания. Песни из Священного Писания стихословятся перед тропарями канонов, начиная с 6 песни и до ирмосов. Окончание утрени такое же, как и у обычной (не великопостной) субботней утрени.

Во все пятницы Святой Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужениях великих поклонов не полагается до вечерни в воскресенье, то есть до вечера.

Вторая седмица и вторая Неделя Великого Поста называются седмицей и Неделей светотворных постов, во время которых молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и этой Недели , сокрушаясь о греховном состоянии человека, указывает на пост как на средство к благодатному внутреннему озарению, побуждая христиан к новым подвигам поста.

Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особой силой раскрывается во вторую Неделю – Неделю святого , архиепископа Фессалонитского (XIV век). Святой Григорий, будучи великим подвижником горы Афон, известен также как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном Свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и на Синае). Варлаам не допускал возможности достигнуть такого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном для суждения по этим вопросам Соборе в Константинополе в 1341 году святой , названный сыном Божественного Света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь святого и его житие составлены в XIV веке , Патриархом Константинопольским (1362–1365 гг.), а канон – Патриархом Константинопольским (XV в.).

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА (КРЕСТОПОКЛОННАЯ)

Праздник Входа Господня во Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы.

Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет дней предпразднства, как дней с особым и более торжественным богослужением, однако богослужение всей предыдущей седмицы Ваий, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено Входу Господню во Иерусалим и, таким образом, вся предшествующая празднику седмица служит приготовлением верующих к самому празднику.

Все последование службы в Неделю Ваий совершается по Триоди, кроме случая, когда на этот день приходится Благовещение или храмовый праздник, – в этом случае службы этих праздников соединяются.

Особенности богослужения Недели Ваий следующие:

В Неделю Ваий поются два тропаря: первый – «Общее воскресение» (см. выше – в Лазареву субботу); второй (гл. 4):

Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне.

После полиелея поется величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен грядый во Имя Господне».

Тропари «Ангельский собор» не поются.

Степенны поются не рядового, а четвертого гласа, 1 антифон «От юности моея». Прокимен и Евангелие – только празднику.

После Евангелия «Воскресение Христово видевше» не поется, а сразу читается псалом 50 и совершается освящение ваий. Во время чтения 50 псалма священник с диаконом совершают троекратное каждение вокруг ваий. После 50 псалма диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй».

Священник читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш». По прочтении молитвы священник трижды окропляет ваий, говоря: «Освящаются вайя сия благодатию Пресвятаго Духа окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (трижды). Хор: «Аминь». И поются стихиры по 50 псалме на «Слава, и ныне». Когда молящиеся подходят к Евангелию и иконе, им раздаются ваий; с ветвями и зажженными свечами они стоят во время пения канона, изображая тем самым первоначальную встречу Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые , Амвросий, Прокл и другие отцы Церкви. Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, а поется ирмос 9 песни канона; диакон запевает начальные слова ирмоса: «Бог Господь, и явися нам», певцы продолжают: «Составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с вайями и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего».

В конце всенощного бдения и Литургии бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш».

Литургия совершается святого . Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: «Благословен грядый во Имя Господне». По входе – тропари и кондак праздника. Задостойник – ирмос 9 песни без припева: «Бог Господь, и явися нам, составите праздник».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Четыредесятницы к Страстной Седмице.

Если в Неделю Ваий случится Благовещение, то на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне стихиры поются празднику и Ваий. После прокимна «Господь воцарися» читаются восемь паремий: 5 – Благовещения и 3 – Ваий. На благословении хлебов поется тропарь Благовещения – дважды и Ваий – один раз (также и на «Бог Господь»).

После полиелея – величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваий. После освящения Ваий – стихира Ваий.

Канон праздника и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9 песни – припев праздника Благовещения, а к тропарям 9 песни канона Ваий обычный припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

На Литургии святого поются изобразительны. Входное. Прокимен, Апостол и Евангелие праздника и Ваий. Задостойник Ваий. Причастен праздника и Ваий.