Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.

«Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», – говорит педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось описать полянку, – говорит воспитатель, – и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке“».

В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», – смеется педагог.

Занятие 6. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже упражнялись в подборе слов, отвечающих на вопрос «какой?» (какая? какое?).

«Сегодня новое задание, – говорит педагог. – Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Что бывает крылатое? Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая? А мохнатый, мохнатые – это кто, что? Масляный, масляная может быть…»

Воспитатель выслушивает и дополняет ответы детей, обогащая их словарный запас. Сообщает, что они недаром вспоминали все крылатое, мохнатое и масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки«Крылатый, мохнатый да масляный».

Педагог организует беседу по прочитанному примерно такого содержания: «Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (Плохо.) Да, правильно, бедой для всех это „кивание на других“ обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.) А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.) Когда же, друзья мои, так бывает? (Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.)

Коль так случилось, делать нечего: „Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому“», – напоминает педагог одну из заключительных фраз сказки.

Дети негромко повторяют концовку сказки: «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».

Если останется время, воспитатель по просьбе детей читает 2–3 отрывка.

Занятие 7. Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель. Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить, какие правила поведения им уже известны. Объясняет, что любые обращения к незнакомым людям за помощью следует начинать с волшебных слов простите или извините (не принято говорить: «Я извиняюсь»).

«Представьте себе, что вы куда-то идете, не зная дороги. Придется обращаться к прохожим», – говорит педагог.

Два-три ребенка изображают прохожих, а двое детей, помогая друг другу, расспрашивают их:

– Простите, как найти улицу Веселую (как быстрее пройти на улицу)?

– Прямо, а потом около желтого дома налево.

– Большое спасибо.

Если необходимо, воспитатель подсказывает, о чем можно еще спросить и что нужно ответить.

Затем педагог вызывает других детей. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Во второй части занятия педагог знакомит детей со стихотворением Романа Сефа «Совет». Предварительно он напоминает ребятам о том, что и в старшей группе дети иногда ссорятся, а это «очень опасно»: сразу появляются обида, грусть, раздражение.

Поссорились

Чашка и блюдце,

Они разобьются,

В кухне, на полке,

Будут лежать

Не ссорься напрасно -

Воспитатель произносит выделенные слова, а дети продолжают стихотворение. Для того чтобы дети запомнили стихотворение, они повторяют его 2–3 раза. Педагог показывает, как можно по-разному прочитать первые четыре строки.

Далее стихотворение читают двое детей, а слушатели в корректной форме высказывают свои впечатления («Мне показалось, что…», «Пусть Оля не обижается, но Наташу было интереснее слушать», «Может быть, я не прав, но…»).

Педагог напоминает детям, как своей оценкой не обидеть сверстника.

ольга смецкая
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи»

Программное содержание :

Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием , озаглавить картину ;

Учить составлять рассказ по картине , придерживаясь плана;

Закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;

Воспитывать интерес к составлению рассказа по картине ;

- развивать связную речь , учить отвечать на вопросы по содержанию картины , грамматически правильно строить предложения;

Упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

- развивать внимание , память;

Уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;

Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование :

Картина «Ежи» , мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.

Активизация словаря : ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа :

Чтение рассказов И . Акимушкина «Жил - был ёжик» , И. Соколова-Миткова «Ежи» , разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик» , беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные» , загадывание загадок о диких животных.

(дети становятся кругом)

Минутка вхождения в день :

Доброе утро-птицы пропели

Добрые люди-вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце встает и идет по делам.

Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика) :

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

(дети садятся на стульчики полукругом)

Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?

Много живет в лесу животных,

а про кого говорится в этой загадке :

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ежик) .

(показ иллюстрации на ноутбуке)

Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов семьи ежей :

папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то - ежонок.

-Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Зубы острые. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей : филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу - уничтожают вредителей, их нельзя обижать.

Артем прочитает стихотворение

Трудолюбивый ёжик

Вышел ёжик в лес чуть свет,

Весь в иголочки одет,

А иголочки крепки,

Держат яблочки-грибки,

Ёжик хоть и невелик,

Но трудиться он привык.

Подберёт, засушит впрок

Вместе с яблочком грибок.

Вместе с яблочком грибок.

Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла .

Показ картины «Ежи» . Кто нарисован на картине ? (ежики) .

Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке…).

Нам нужно составить рассказ по этой картине , рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы :

1. - Что изображено на этой картине ? (лесная полянка) .

2. - А какое время года? (ранняя осень)

3. - Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох) .

4. - Кого вы видите здесь? (ежей)

5. - Сколько их (четверо) . (Мама- ежиха и трое ежат) .

6. - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей) .

7. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться) .

8. - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые) .

9. - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика) .

10. - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да) .

Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)

Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень , было много ягод и разных насекомых.

Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.

Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат.

Один ежонок повстречал на пне большого жука.

Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.

Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

Понравился мой рассказ ? (да) .

Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ , я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину .

Давайте рассмотрим схему :

1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.

2. Затем расскажите , какие ежата.

3. Потом опишите маму ежиху.

Теперь нужно рассказать про каждого ежонка , что делают на полянке :

4. чем занят первый

5. кого увидел второй ежонок

6. и куда пошел третий.

7. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.

После рассказа первого ребенка –

физкультминутка : (под музыку)

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

Молодцы, ребята.

Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом) :

Медведь большой, а еж-маленький,

Заяц пушистый, а еж - колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

Хорошо, и в конце давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине ) . Чей рассказ вам больше всего понравился?

О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?

Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика . В свободное время вы их раскрасите.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Зимующие птицы» Тема: «Составление детьми творческого рассказа по картине «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ» (НОД по коммуникации – развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» Автор: Чернобровкина Елена Евгеньевна Организация: МАОУ СОШ с. Кормёжка им. Ф. П. Полынина Населенный пункт: Саратовская область, Балаковский.

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»» Программное содержание: Помочь понять детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей; воспитывать умение слушать рассказ.

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа). Задачи: - связная речь: учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Программное содержание: Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами. Учить.

Конспект занятия с применением ТРИЗ «Составление рассказа по картине «Деревенский двор» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «РАДУГА» Мастер – класс с элементами.

НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Заяц» Тема: Составление рассказа по картине «Заяц» Образовательная область: Развитие речи Цель: Формировать умение составлять описательные предложения.

НОД по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка ловит мышку, играющую с шаром» Программное содержание: Образовательные задачи: Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план – схему.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление рассказа по картине «Строим домики для птиц» в средней группе Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» составление рассказа по картине «Строим.

Занятие по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» в средней группе по теме «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Библиотека изображений:

Название: картина зайцы из серии дикие животные п меньшиковой

Картину ежи из серии дикие животные п меньшиковой м.: просвещение

по картине Зайцы» (серия Дикие животные ». Детей картину Ежи » (из серии Дикие животные » П. Напоминает: Мы говорили о том, почему Меньшикова его

Материалы: картина Зайцы» из серии Дикие животные П. Меньшиковой » Рассматривание картины Ежи ».

Меньшиковой (М.: Аральское море, Меньшикова) рассмотрим, There are many interpretations to the Детей картину Ежи » (из серии Дикие животные » П. (

Картина зайцы из серии дикие животные п.меньшиковой. 3 дня на убийство лицензия. последние карту 6.75 dota ai.

Картину ежи из серии дикие животные п меньшиковой. группе детского сада Планы занятий Рассказывание по картине Зайцы» (серия Дикие животные ».

Картина ежи из серии дикие животные п меньшиковой м.: Продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии " Дикие животные " П.

Рассказывание по картине Зайцы» (серия Дикие животные». Автор П. С. Меньшикова). Цель: активизировать знания детей об образе жизни диких животных;

Невероятно, но об этом фильме я узнала буквально на днях Странно, почему так получилось, ведь отечественное кино мне нравится, а это творение запросто можно обвинить в культовости. Фильмы о школе всегда пробуждают широкий резонанс У некоторых, школьное время вызывает бурю восторгов и ностальгию, у кого-то отрицание, или даже неприятие. Но равнодушных - нет. - Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм.» ©Мелодрама Доживем до понедельника» - это настоящее кино шестидесятников» - интеллигентное и нравственное, рефлексирующее и смелое, доброе и понятное каждому. Наверное, это один из лучших фильмов о школьной жизни, о наставнике-учителе. Да даже в одном названии фильма - целый мир. Казалось бы, все люди стремятся пережить этот тяжёлый день - понедельник Но как нужно любить и ценить свою работу - чтоб ждать, чтоб досуществовать до этого заветного дня.- Уважать тебя можно, а любить трудно.» ©Сейчас странно смотреть и воспринимать такое чёрно-белое кино, где человеческие отношения и моральные ценности являются самым главным и основным приоритетом. Где нет перестрелок, диких погонь, драк, кровожадных убийств и всего прочего, к чему мы привыкли и чего ждём в кинотеатрах. Зато присутствует спокойно текущая жизненная история, от которой невозможно оторваться, которая затягивает и заинтересовывает, несмотря на свою простоту. Но в простом - истина. Может, именно поэтому кино такое честное и пронзительное. Создателям Станиславу Ростоцкому и Георгию Полонскому нужно сказать - спасибо. За это великолепное творение, которое не угаснет со временем, а только вспыхнет более ярким пламенем.- 15 строчек! От большинства людей остаётся только тире» между двумя датами» ©Идеальный актёр. Идеальный человек. Вячеслав Тихонов. Что можно сказать об этом блестящем актёре? Только самое лучшее. Я не буду перечислять его достоинств и заслуг, думаю, каждый и так всё знает. Его персонаж Илья Семенович стремится не только внушить знания в головы своих подопечных, но и сделать из них настоящих людей. Самый душевный эпизод фильма - сцена псевдо-прощания с учениками. Великий язык взгляда, когда слова излишни. Невероятно волнующе, когда два десятка восторженных глаз внимают своему герою- Ну что ж ты волнуешься? Ты сам говорил, что если человек глуп - то надолго!» ©Можно отметить и других ярких актёров, а для некоторых это кино явилось путеводной звездой и началом начал: Нина Меньшикова, Ирина Печерникова, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Валерий Зубарев, Людмила Архарова, Любовь Соколова и другие. Великолепные работы - настоящие и полные реализма. Браво!О чём фильм? Он о вечных и неизменных истинах. О понимании и преданности, о любви и дружбе, об одиночестве Да, он очень наивный, тем более, в теперешнее время, но всё равно продолжает оставаться актуальным. Потому что, в итоге, все мы идём к одному и тому же, ведь счастье - это когда тебя понимают!

Проект в подготовительной группе

Дикие животные нашего леса в творчестве В. Бианки

Бурлаченко Антонина Александровна
воспитатель ВКК;
Каравайчик Наталья Юрьевна,
воспитатель 1КК

ГБДОУ №28

Невского района Санкт-Петербурга

  1. Характеристика проекта.
Тип проекта: творческий, краткосрочный (1 неделя) для подготовительной группы.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Актуальность : В преддверии (11 февраля) дня рождения писателя-анималиста Виталия Валентиновича Бианки, хотелось бы познакомить ребят с его биографией и творчеством.

Цель: Продолжать развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения; Увидеть все самое доброе, самое каждодневное и обычное, но скрытое от глаз человеческих лесными далями, и все удивительно необычное, что происходило и происходит из века в век, изо дня в день в живом мире животных.
Задачи:
Развитие речи: Продолжать работу по обогащению словарного запаса; отрабатывать интонационную выразительность речи; способствовать приобщению детей к книге. Прививать литературный вкус любовь и бережное отношение к животному миру.
Познание: Расширять представление детей о лесе - закрепить реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные; учить детей различать их по особенностям внешнего вида.
Художественная деятельность: Совершенствовать умение создавать сюжетные изображения по представлению; развивать чувство композиции (рисование, рисование с элементами аппликации, лепка)
Социализация: Развитие стремления импровизировать на несложные сюжеты рассказа, стихотворения, сказки; желание выступать перед сверстниками.
Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Совершенствовать восприятие по линии все большего осмысливания прослушанных сказок.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального отношения к героям и фактам произведений.
  3. Повышение интереса к произведениям В.Бианки, активизация потребности к чтению, узнаванию нового.
Разработка проекта.
  • Подобрать методическую и художественную литературу.
  • Подобрать аудио и видео материал.
  • Провести совместную организованную деятельность с детьми.
  • Оформить выставки по данной теме.
  • Беседы в уголке «Литературная гостиная»
  • Составить перспективный план мероприятий.
  1. Выполнение проекта.
Раздел программы Формы организации совместной деятельности
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, дидактические игры, настольно-печатные игры, словесные игры, инсценировки.
Познавательная деятельность Беседы по содержанию художественной литературы Моделирование ситуаций
Продуктивная деятельность изготовление поделок, рисунки, конструирование,
Развитие речи Рассматривание картин, составление описательных рассказов, речевые ситуации «Гуляла однажды ежиха с ежатами», чтение рассказов, просмотр познавательных фильмов о животных.
Здоровье. Физическая культура. Воспитание у детей интереса к различным доступным видам двигательной деятельности подражание движениям диких животных
Поощрение участия детей в совместных играх и физических упражнениях
Работа с родителями Рекомендации для родителей, помощь в заучивании стихотворений.
«Почитаем!» - список произведений автора
  1. Используемые технологии:
    1. Здоровьесберегающие технологии.
    2. Технологии проектной деятельности.
    3. Игровые технологии.
    4. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
    5. Технологии уровневой дифференциации.
    6. Информационно-коммуникативные технологии.
    7. Обучающие технологии.
    8. Технологии исследовательской деятельности.
  1. Этапы реализации проекта.

Подготовительный (Организационный)
- Анкетирование родителей.
- Создание проблемной ситуации для детей.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, природного и бросового материала для ручного труда.
Основной (Практический)
- Решение образовательных задач.
- Планирование совместной деятельности детей.
- Организация деятельности детей по всем образовательным направлениям.
- Рассматривание книг, иллюстраций к произведениям В. Бианки. Беседы.
- Совместное оформление выставки произведений Бианки в литературной гостиной.
- Художественная деятельность по сюжетам сказок Бианки.
Заключительный
- Выставка детских рисунков, поделок, книжек-малышек, создание альбома «Дикие животные и их детеныши»
- Викторина по сказкам В. Бианки.

1 день. (понедельник)
Развитие речи. Дикие животные нашего леса.

Цель : пополнить словарный запас:
(лексический минимум)
существительные : зверь, животное, медведь, волк, лиса, ёж, белка, заяц, медвежонок, волчонок, ежонок, зайчонок, лисёнок, бельчонок, дупло, берлога, нора, логово, дупло, когти, лапа, хвост, голова, пасть, уши, ноги, морда, шерсть, забота, детёныш, воспитание.
прилагательные: пушистые, длинные, круглые, мягкая, рыжая, пушистая, вытянутая, коричневая, серый, быстрый, голодный, меховой, колючий, длинноухий, бурый, трусливый.
глагол: прыгает, прячется, защищается, линяет, запасает, спит, идёт, лежит, скачет, крадётся, рыщет, ловит, ест, бегает, ходит, прятаться, катится, подстерегать, колоться, нагонять.
наречия: громко, быстро, страшно, хитро.
предлоги: в, на, под.

"Отгадай загадку и подбери отгадку"
Дидактическая задача : развивать внимание, мышление, память, разговорную речь.
Материал : таблицы с изображением животных.
Игровые действия : называние.
Ход игры.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Зимой белеький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится
(Заяц)
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)
Кто на своей голове
Лес носит?
(Олень)

Составление рассказа описания.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного, при этом превращаясь в этого животного.
Я- заяц . У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка, чтобы все запахи чуять. Зимой я белый, а летом серый, чтобы меня небыло видно. Хвост у меня короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние лапы длинные и сильные, чтобы далеко прыгать. Люблю я морковку и кору деревьев. На зиму я ничего не заготавливаю, у меня и норки- то нет. У зайчих весной появляются зайчата.
Вопросы к детям. Чем питается заяц? Есть ли у него норка?
Я- лиса. Летом у меня шерстка рыжая, а зимой она становится очень густой и теплой, но цвета не меняет. У меня есть пушистый хвост. Он как руль, помогает делать резкие повороты. Когда я гоняюсь за мышами, хвост заметает следы. Кончик у хвоста белый. Живу я в норе. Весной у лисицы появляются лисята.
Вопросы к детям. Где живёт лиса? Чем питается? Зачем лисе пушистый хвост?
Я- волк. Живу я в логове. Шерсть у меня серая. Я внешне похож на собаку. Волки живут стаями, чтобы легче было поймать оленя, зайца. Я умею выть. Так я сообщаю стае о найденной добыче или о приближении опасности. Ранней весной у волчихи появляются волчата.
Вопросы к детям. Где живут волки? На кого они охотятся? Зачем воет волк?
Я- медведь. Летом и зимой я бурый. Только зимой мех становится густым, чтобы тепло было спать в берлоге. Только у медведей зимой рождаются медвежата. Люблю ягоды, насекомых, муравьёв, корни и мёд.
Вопросы к детям. Где зимует медведь? Чем питается? Когда у медведиц появляются медвежата?
Я- белочка . Летом я рыжая, а зимой серая. Живу я в дупле дерева. У меня сильные задние лапы, чтобы легко можно было перепрыгивать с ветки на ветку. А пушистый хвост, как парашют, помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Весной у бельчихи появляются маленькие бельчата. Белка любит ягоды, грибы, орехи и заготавливает всё это на зиму.
Вопросы к детям. Где живёт белка? Зачем белке хвост? Чем она питается?

Художественный труд (лепка) «Жители нашего леса»

Цель: познакомить детей с приёмами лепки животных в движении; воспитывать любовь к животным.
Задачи:
Образовательные : учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей;
Закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных.
Развивающие : развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость - умение сочувствовать сказочному персонажу.
Коррекционные : активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса".
Воспитательные : воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Технические : учить детей лепить зайца в движении конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой и сглаживать границы соединения частей; формировать у детей умение передавать в лепке детали; закреплять умение детей правильно держать кисточку, показать приёмы оформления вылепленной фигуры дополнительными элементами.

Оборудование, материалы : пластилин (разноцветный), доска для лепки, стека; кисточки, стаканы с водой, белая гуашь, салфетки бумажные и влажные, картинки с изображением диких животных, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев, заранее вылепленный заяц для демонстрации.
Методические приёмы : отгадывание загадок; беседа о зайце, побуждение детей к действию - "слепим зайцев и поселим в сказочном лесу", самостоятельная деятельность детей, физ.минутка «зайка беленький сидит…», пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа: рассматривание изображений и игрушек животных; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела (шерсть, колючки).
Итог: Выставка детских работ. Составление композиции «В лесу». Уточнить каких зверей можно расположить рядом, а каких нет.

2 день. (вторник)

Творчество В. Бианки Сказка Хвосты.

1.Познакомить детей с произведением.
2.Повышение познавательных интересов детей об окружающем мире.
3.Развитие навыков связной речи.
4. Развитие памяти, внимания, моторики, ритмичности движений.
Задачи: связная речь: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.
Словарь: учить подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу, воспитывать умение понимать смысл образных выражений, активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным.
Грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Связная речь: выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию рассказа.
Материал: книга В.Бианки «Хвосты», иллюстрация
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, на ковре.
Воспитатель: (показывает портрет)
Бианки В. В. (1894 - 1959)
-- один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. "Переводчики с бессловесного" -- так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.
Виталий Бианки
родился в 1894 году в Петербурге и жил в квартире, которая находилась прямо напротив Зоологического музея, и маленький Виталий Бианки с двумя братьями часто бывали в его залах, где за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Но это были лишь чучела животных, а дома, в квартире, расположился небольшой зоопарк с настоящими кошками, собаками, ежиками и прочими зверушками.
Когда Бианки вырос он стал писать рассказы о животных и птицах, которые очень понравились ребятам.
По некоторым его произведениям сняты мультфильмы. Многие произведения мы читали раньше: «Колобок колючий бок», «Как муравьишка домой спешил», «Кто чем поет» и др.
А сегодня я вас познакомлю ещё с одним рассказом. Рассказ называется «Хвосты». Слушайте внимательно, так как потом будем отвечать на вопросы и пересказывать.
Воспитатель читает произведение.
Воспитатель: Молодцы! Все слушали внимательно. И я не сомневаюсь, что правильно ответите на вопросы. На вопросы стараемся отвечать полным ответом. Слушайте первый вопрос: Как называется рассказ, который я вам сейчас прочитала?
Дети: Рассказ называется «Хвосты».
Вопросы воспитателя по сказке.
Художественная деятельность (рисование). Изготовление книжки малышки по сказке В. Бианки «Хвосты»

Подготовительная работа:
1.Знакомство и слушание художественных произведений.
2.Рассматривание иллюстраций книг.
3. Пересказ сказки.
В процессе изготовления книжек-малышек можно реализовывать следующие задачи:
1. Развитие связной речи (где ребенок проговаривает, что он делает и как)
2. Проявление интереса к созданию собственных книг.
3. Продолжение воспитания дружеских взаимоотношений, умение работать в паре.
4. Воспитание эстетического вкуса
Идея возникновения создания книжек - малышек. Так как работа в нашей группе построена на изучении лексических тем, мы стали изучать их в виде проектной деятельности. Суть использования методов проектов заключается в том, что в процессе обучения дети создают проект игры. При работе над которым используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, полученные из личного опыта.
Каждый день, взаимодействуя с детьми хорошо понимаешь, что в действительности интересует моих детей, близко им. А поскольку заключительный этап проектной деятельности - обязательная презентация результатов труда. Я решила вместе с детьми оформлять книжки-малышки по каждой лексической теме. Завершение работы по изготовлению книжки оставляет у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После окончания работы у детей есть возможность продемонстрировать результат своего труда сверстникам, родителям, гостям группы, использовать сделанные книжки в сюжетно-ролевых играх: библиотека, семья, детский сад.
Такие книжки являются отличным дидактическим пособием для дошкольников.
Детям книжки очень нравятся, они часто их рассматривают(загадывают друг другу загадки, вспоминают стишки, берегут). Для книжек отводим специальную полочку.
Материал: Листы бумаги А5 сложенный пополам, по 2 листа на каждого ребенка. Простой карандаш, восковые мелки и цветные карандаши.

3 день. (среда)

Рассказывание по картине «Ежи»
(серия «Дикие животные». Автор П. С. Меньшикова)

Цель: закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины; учить логично, последовательно и подробно строить описание; уточнить представления детей о диких животных; воспитывать умение задавать вопросы; воспитывать навыки культурного общения.

Ход занятия
Воспитатель предлагает вниманию детей картины с изображениями зайца, ежа, лисы, волка, медведя и кошки. Просит назвать животных, затем подумать, кто где живет, и. догадаться, какое животное в этой группе лишнее. Убирает картинку с кошкой. Предлагает определить оставшихся животных одним словом (дикие) и объяснить, почему их так называют.

Воспитатель убирает все картины, кроме одной — «Ежи». Говорит: «Ежи — удивительные животные. Об их повадках, образе жизни вы уже многое знаете. А о том, что вас еще интересует, можете сейчас спросить у меня». Если вопрос, который задаст ребенок, несложен, воспитатель обращается к детям: «Не ответит ли кто-нибудь из вас на Димин вопрос?» И затем интересуется: «Дима, ты удовлетворен ответом?»

Получив утвердительный ответ, напоминает: «Поблагодари товарища, согласившегося тебе ответить».

Если ответить на вопрос изъявляют желание несколько человек, педагог предлагает ребенку самому назвать товарища, чей ответ он хочет услышать. («Я бы хотел, чтобы мне ответила Даша».— «Я с удовольствием отвечу на твой вопрос».— «Спасибо, Даша».— «Пожалуйста, Денис».)

Воспитатель разрешает детям ответить лишь на 2—3 вопроса товарищей. Выслушав остальные вопросы, она их записывает и говорит, что на некоторые даст ответ завтра, когда принесет разные книги и картинки про ежей, а на другие ответит картина, которую дети сейчас будут рассматривать.

После рассматривания воспитатель обращается к детям:

— Кто из вас какое название хотел бы дать картине?

Куда и когда привела ежиха ежат? Опишите полянку, какая она?

Расскажите про ежат, разбежавшихся по полянке.

Обратите внимание на ежиху. Расскажите о ней.

Внимательно взгляните на картину еще раз. Сейчас мы будем рассказывать о ежихе и ежатах. Как вы начнете свой рассказ? (Заслушивает ответы, оценивает их.)

А чем вы рассказ закончите?

Далее заслушиваются 2 рассказа.
В том случае, если дети плохо справляются с заданием, целесообразно предложить им образец рассказа.
Затем между двумя другими выступающими проводится сорев-Кнование «Кто интереснее расскажет про семейство ежей?».
Заканчивая занятие, воспитатель дает свой образец рассказа (если он этого не делал после рассматривания картины) или вызывает ребенка, умеющего рассказывать эмоционально, подробно и без повторов.

Приводим примерный образец рассказа воспитателя:

— Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней. Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!

Художественная деятельность (аппликация с рисованием и использованием природных материалов) «Ежиха с ежатами»

Цель: Учить создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам. Познакомить с искусством силуэта. Вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Программные задачи: Закреплять знания по работе с природным материалом, полученные детьми на занятиях «Эти чудо - листья» и «Цветы» в прошлом году. Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях за природой, животными, людьми, используя для композиции сухие листья, лепестки и т.п. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, внимание, наблюдательность.
Материал : Шаблоны: ежиха и ежонок. Картон, карандаш, клей, салфетка, кисточка, подставка, засушенные листья, цветная бумага.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание картин, иллюстраций; на прогулке рассматривание листьев, фантазировать на кого они могут быть похожи.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми вспоминает, какие работы из высушенных листьев, семян и др. природного материала ребята уже делали, а также просит детей вспомнить правила работы с природным материалом (как наносить клей, чтобы не сломать сухие листья и т.п.).
Напомнить, что сначала необходимо найти каждому элементу свое место в работе (композиционное решение) и лишь после этого браться за клей.
Для детей, которые хотят попробовать составить свою работу самостоятельно, необходимо предоставить как можно больше разных (размер, форма, цвет) засушенных листьев и пр. Для остальных ребят предложить на выбор несколько возможных вариантов работ. В таком случае хорошо, если будет подробно рассмотрен один вариант, у детей будет возможность «подвигать» каждый элемент и найти наиболее удачное место для его размещения. Другие 2-3 готовые работы с заданием: сделать похожими.

Пальчиковая гимнастика :

У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем!
Анализ детских работ.

Дети рассматривают все работы. Делятся впечатлениями, составляют рассказы.
По окончании работы дети наводят порядок на рабочем месте и работы вывешиваются на выставку.

4 день (четверг)

Познание. ФЭМП

«Кто меньше» -дидактическая игра.
Дидактическая задача : закрепить знания детей о диких животных и их детенышах, о внешнем виде диких животных.
Материал : картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Игровые действия: называние.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы:
- "Кто меньше - медведь или медвежонок? "
- "Кто меньше - лиса или ежик? "
- "Кто меньше - ежонок или медвежонок? ".
Дети отвечают и рассматривают картинки.


(согласование существительных с числительными) : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев одна лиса, … ,пять лис; один волк, …,пять волков; один медведь, … , пять медведей; одна белка, …, пять белок.

Работа в тетрадях.

Познание (конструирование). Построим Зоопарк.

Цели и задачи: Учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый. испытывать радость от совместной работы, умение делать поделки из мелких деталей конструктора. Закрепить знания о пластмассе и её свойствах.
Продолжать учить детей сооружать постройки из крупного конструктора-строителя, объединять постройки общим замыслом. Учить самостоятельно, по словесному описанию или рисунку создавать постройки, находить конструктивные решения, следить за прочностью соединения.
Развивать умение планировать процесс возведения постройки.

5день (пятница)
Итоговое занятие-викторина по произведениям В.Бианки
В канун дня рождения замечательного писателя Виталия Валентиновича Бианки, в нашем детском саду прошла литературная викторина «Лесные сказки В. Бианки». Участниками мероприятия стали воспитанники группы «Малышок». Ребята готовились к викторине заранее: прочитали множество прекрасных сказок о животных В. Бианки.
В ходе викторины ребята с увлечением отгадывали загадки о животных леса, отвечали на замысловатые вопросы. Ребята проявили себя настоящими знатоками произведений В. Бианки.
План викторины:
Вступительное слово воспитателей.
I тур - «Загадки».
II тур - «Приключения муравьишки».
III тур - «Угадай, кто это».

Информация для родителей
Уважаемые родители!

В нашей группе проходят занятия по лексической теме «Дикие животные нашего леса в творчестве В. Бианки».
Дети должны знать: названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.
Расширение словарного запаса детей:
Существительные : медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные : лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками,друг о друга попеременно)
Продаёт она орешки.
Лисичке - сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Грамматический строй речи - Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных): лиса - лис ёж - ежей белка - белок заяц - зайцев волк - волков лось - лосей кабан - кабанов - Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) : белка - белочка лиса - лисичка заяц - зайчишка, зайчонок белка - бельчонок медведь - медвежонок волк - волчонок -
Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев одна лиса, … ,пять лис один волк, …,пять волков один медведь, … ,пять медведей одна белка, …, пять белок -
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?» хвост лисы — лисий хвост лапа медведя — медвежья лапа зубы волка — волчьи зубы иголки ежа — ежиные иголки След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий. Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи. Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Дидактическое упражнение «Подбирать определения» : волк (какой?) - серый, зубастый, страшный, … медведь (какой?) - бурый, косолапый, неуклюжий, … лиса (какая?) - хитрая, пушистая, рыжая, … ёж (какой?) - колючий, маленький, … заяц (какой?) - длинноухий, пугливый, трусливый, маленький, …
Дидактическая игра «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя - медвежонок (медвежата) у лисы - лисёнок (лисята) у волка - волчонок (волчата) у зайца - зайчонок (зайчата)
Дидактическая игра «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х): в берлоге живёт (кто?) - медведь в норе живёт (кто?) - лиса в логове живёт (кто?) - волк в норке живёт (кто?) - ёжик в дупле живёт (кто?) - белка -
Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми» У человека — рот, а у животных - пасть. У человека — лицо, а у животных - морда. У человека — зубы, а у животных - клыки. У человека — живот, а у животных - брюхо. У человека — ногти, а у животных - когти. У человека — руки, а у животных - лапы.
Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): Папа - медведь, мама - медведица, детёныш(и) - медвежонок (медвежата). Папа - волк, мама - волчица, детёныш(и) - волчонок (волчата). Папа - заяц, мама - зайчиха, детёныш(и) - зайчонок (зайчата). Папа - лис, мама - лисица, детёныш(и) - лисёнок (лисята).
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» ( подобрать глагол к существительному): лиса - тявкает медведь - рычит волк - воет ёжик - фыркает и т.д.
Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?» Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные - дикие животные). Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные - дикие животные). Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные - дом. животные). Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные - дикие животные). Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные - дом. животные).
Дидактическое упражнение» Составлять рассказ о диком животном по плану». Это лиса, дикое животное. Лиса-хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята. Советы логопеда родителям Поговорить с ребёнком о том, какие дикие животные живут в наших лесах. Вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище.
Вспомнить загадки о зверях наших лесов. В качестве экскурсии посетить зоопарк
Поиграйте с детьми Игра «Охотник» Взрослый говорит: «Охотник поймал в лесу (кого?) …», а ребенок отвечает полным ответом. Например: Охотник поймал в лесу зайца, лису, волка и т.д.
Игра «Кому что дадим?» Например: мясо - волку. Малину, мёд, морковку, яблоко, орехи, грибы и т.д. Игра «У кого - кто?» Например: у медведя - медвежата. У лисы, волка, зайца, ёжика, белки и т.д.

Произведения В.Бианки для чтения дома


Конспект ООД
по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по картине «Ежи».
Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Программное содержание:
Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок
Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка.Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Ход занятия
- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?
- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок, У него колючий бок,Он охотится ночами За жуками и мышами.
- Как вы догадались, что это еж?
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок). - Садитесь на стульчики.
Среди палых листьев тихо
Пробирается ежиха,
А за ней гуськом спешат
Четверо её ежат….
(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)- Кто изображен на картине?
- Как вы думаете, где они находятся?
- Как вы догадались, что это лес?
Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?
- Значит, какая она мама?
- Посмотрите, что делает ежиха?
Проводится обобщение высказываний
- А что делают ежата?
- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?
- Почему этот ежонок спрятался?
- На что он стал похож?
- Каким мы можем назвать этого ежонка?
Обобщение высказываний
- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?
Физминутка-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.
Ёж спешил к себе домой,Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочилИ к детишкам поспешил.
Шагать на месте.
Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Прыжки на месте.
Бег на месте, руки согнуть.
Присесть на корточки.
Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
Подняться в рост.
Шагать на месте.
- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?
Расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие.
Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.
Послушайте, ребята мой рассказ: - Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.Хорошо ежатам на лесной полянке.
- Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.
Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.
- Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.
Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.
- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.