Влияние цвета на психику ребенка. Психология цвета

В данном материале речь пойдет о том, почему ребенок рисует черным цветом.

Довольно часто родители могут замечать, что их драгоценное чадо, решившее податься в искусство в столь ранних годах, уж очень сильно увлекается чёрным цветом. С чем это может быть связано? Стоит ли беспокоиться о психическом и психологическом здоровье своего ребёнка?

Некоторые родители начинают беспокоиться об этом и обращаются к психологам или всемогущему интернету в поисках ответов. Второй вариант не самый удачный, ведь на разных форумах иногда встречаются «советчики», которые только усугубляют ситуацию и заставляют родителей переживать ещё больше. Что ж, давайте разберемся в том, что значит черный цвет, и стоит ли переживать, если малыш отдает предпочтение только ему.

Почему ребенку нравится, ребенок любит черный цвет?

Если вы замечаете, что ваш ребёнок очень сильно заинтересован в чёрном цвете (одежда, игрушки, карандаши и прочие принадлежности, к которым у него есть доступ), то не стоит сразу паниковать – ничего страшного в этом нет.

  • Причина кроется в том, что вашему сыну или дочери просто приятен этот цвет. Будучи в очень раннем возрасте, дети ещё толком не могут выражать своё отношение к миру, поэтому они цепляются за всё, что может привлечь их внимание. В данном случае, это чёрный цвет.
  • Насколько мы можем судить, даже не будучи художниками, этот цвет очень насыщенный и глубокий. Многим он приятен для глаз. Чёрные вещи сами по себе выделяются на общем фоне нашего мира. Они контрастируют с весёлыми и яркими красками, что делает их ещё чётче.
  • Маленькие дети только познают этот мир со всеми его цветами, хотят различать и то, и это. И даже если они вцепились в такой мрачный, по мнению некоторых, чёрный цвет, это не всегда означает, что они испытывают какие-то негативные эмоции.
  • Да, чаще всего чёрный цвет ассоциируют со стрессом, подавленностью, возможно депрессией. Считается так потому, что этот цвет подавляющий, всепоглощающий. Даже если смешать самые яркие краски вместе, всё равно получится чёрный, это вам скажет любой художник.
  • Восприятие чёрного цвета зависит от внутреннего состояния самого человека. Кто-то, увидев, что его ребёнок с радостным визгом тащит чёрную игрушку и просит купить, придёт в ужас – «Что не так с моим солнышком? Почему чёрный? Это же так мрачно! Нужно срочно бежать к психологу, у нас проблемы! Где же я свернула не туда с воспитанием?».
  • Со стороны это чаще всего выглядит очень комично. Чёрный – не всегда плохо. Это очень контрастный цвет и дети чаще всего могут замечать именно чёрные вещи на фоне других, переливающихся всеми цветами радуги. Но ведь эти яркие штучки родители подсовывают им каждый день, это успевает надоесть. А тут такое разнообразие – чёрная игрушка/свитер/заколка! Нужно же обязательно это исследовать, это непривычно, это что-то новенькое!
  • Так маленькие дети могут выделять некоторые чёрные предметы из общего «стада», считая их уникальными и непохожими на другие. Из этого следует, что это простой интерес к чему-то новому и неизведанному, что так редко попадается на глаза.
  • Если ваш ребёнок со стороны выглядит абсолютно нормально, но в то же время очень заинтересован в чёрном цвете, не нужно сразу же пытаться найти причину.
  • Есть вероятность, что все родственники и знакомые в один голос будут кричать вам, что с вашим ребёнком определённо что-то не так, он странный, раз выбрал такую жуть. Такой вам совет – а как считаете ВЫ? Присмотритесь – ребенок спокойно играет, хорошо кушает, общается со сверстниками. Ничего подозрительного кроме этого ненавистного цвета.
  • Соответственно, причин для паники нет. Ребёнок просто выбрал то, что ему нравится, возможно, он просто хочет выделиться. Как бы не наседали посторонние люди, не стоит идти у них на поводу. Нужно просто внимательно присмотреться к своему чаду. Чаще всего «советчики» просто наводят шум, потому что ваш ребёнок таким образом отличается от их детей или от них самих в том же возрасте. А это уже непорядок, по их мнению. Но ведь сколько людей, столько и мнений.
  • Не стоит подстраиваться под чужое мнение – в большинстве случаев с вашим ребёнком всё в полном порядке. Он просто так пытается проявить свою индивидуальность и заинтересованность в чём-то, что не похоже на основную массу. Даже в таком юном возрасте это чувство уже присутствует.
  • Вы же в таком случае, не должны акцентировать внимание ребенка на этом моменте. «Нравится чёрный цвет? Вот, пожалуйста, выбирай себе вещь этого цвета, я совершенно не против» — вот как вы должны вести себя в этом случае. Очень важно прислушиваться к желаниям своего ребёнка. Он это оценивает как уважение к его персоне. И это его увлечение чёрным цветом, возможно, он тоже считает частью себя.

Ребенок выбирает черный цвет для рисования: что это значит в психологии?

Широко распространено мнение, что если ребёнок рисует таким мрачным цветом, как чёрный (а иногда дополняя его оттенками серого), то у него проблемы на психологическом уровне. Так ли это? К сожалению, большинство психологов твердят именно это, чем заставляют волноваться многих родителей. А некоторые психологи просто не рассказывают нюансы такого выбора ребёнка, хоть и знают, что в этом нет ничего страшного в определённом возрасте.

Если ваш малыш решил порисовать и выбрал для этого чёрный цвет, не стоит переживать и придумывать тонну несуществующих проблем:

  • Во-первых, до 4-х лет ребёнок выбирает цвет бессознательно. Он воспринимает его только визуально, не думая над его значением. Дитя видит перед собой белую бумагу. Соответственно, нужно разбавить эту «белость». Разбавить чем-то, что наоборот очень тёмное, что выделится. И поэтому ребёнок выбирает что? Правильно, чёрный цвет.
  • Контраст сильнее некуда, линии чёткие и ему приятно на это смотреть. Он создаёт что-то необычное своими руками и видит хороший результат – чёткость и краткость. Так ему больше нравится и лучше не оспаривать его маленькое решение. Если начать ругаться или объяснять, что так нельзя, ребёнок обидится и может вообще забросить это дело. А рисование очень хорошо развивает воображение и моторику рук, не стоит об этом забывать.
  • Также чёрный цвет пользуется огромной популярностью у подростков (начиная с 14 лет). Вот тогда уже ситуация становится двоякой.

  • С одной стороны, так как это подросток, чёрным цветом он начинает выражать уже настоящий протест обществу, показывает свою уникальность более кардинальным способом. Он может рисовать картины, на которых кроме чёрного цвета нет ничего.
  • В таком случае родители могут понять это неправильно и подумать, что их драгоценное чадо чем-то расстроено, или ему плохо. Визиты к психологу могут только усугубить ситуацию, это банальное самовыражение (которое мы можем наблюдать у маленького ребёнка).
  • С другой стороны, в этом возрасте подростки очень часто сталкиваются с рядом сложностей (общение с родителями, непонимание в семье, отношения со сверстниками, первая любовь и т.д.). И чёрный цвет в этом случае показывает настоящую агрессию или же наоборот – бессилие. Если сын или дочь становятся замкнутыми, используют в творчестве только тёмные цвета, ведут себя отстранённо – вот тут уже стоит переживать. Возможно, стоит посмотреть на свою семью со стороны и понять, что заставило ребёнка так помрачнеть.
  • В любом случае, если ваш ребёнок предпочитает тёмные цвета, вам нужно всего-навсего найти этому причину.

Как упоминалось выше, чаще всего маленький ребёнок выбирает такие цвета и оттенки не потому, что у него есть какая-то психологическая проблема или травма, а из-за того, что ему банально это нравится. Несмотря на это, игнорировать такое самовыражение своего чада не стоит.

Вам будет полезно знать, что черный цвет в психологии – это:

  1. В психологии данный цвет считается критичным и недопустимым для маленьких детей.
  2. Если малыш всегда делает выбор в пользу черного, то это может свидетельствовать о ранее пережитом стрессе и о том, что ребенок находится в страхе. К сожалению, многие родители ошибочно думают, что знают о жизни своих детей абсолютно все, а ведь на практике все получается совершенно по-другому. Именно поэтому, если ваш ребенок находится в возрасте 7-14 лет, то есть с того момента, как пошел в школу и стал относительно самостоятельным и при этом всегда и во всем отдает предпочтение этому цвету – вам нужно внимательно присмотреться к нему.
  3. Возможно, у него есть проблемы в школе, возможно, его обижают, но он вам не говорит, возможно, причина кроется даже в отношениях внутри семьи – вы как заботливый и любящий родитель обязаны выяснить это и помочь своему ребенку.
  4. Действительно обеспокоиться состоянием ребенка нужно тогда, когда после каких-либо пережитых травм психологического характера чадо берется рисовать все только черным цветом. Это значит не что иное, как то, что маленький человечек находится в отчаянье и депрессии. В таком случае вам необходимо срочно обратиться за помощью к специалистам.

Почему ребенок рисует только черными красками, темными цветами: ответы психолога

Делать выводы о том, рисует ребенок темными красками по причине психологической травмы или же просто, потому что ему так хочется, нужно исследовав ряд вопросов. Некоторые слишком преувеличивают, акцентируя внимание на приближающейся депрессии у ребёнка, чем заставляют родителей ещё больше переживать.

К счастью, существует несколько вполне адекватных теорий использования чёрного цвета в творчестве, которыми пользуются сознательные мамы и папы.

  • Самая простая и распространённая причина рисования чёрным цветом – ребёнку нравится контраст чёрного и белого перед его глазами. Контуры, кляксы, большие силуэты – всё это его очень интересует и ему нравится создавать этот контраст своими руками. «Если хотите проверить любовь вашего ребёнка к контрасту и чёткости, то просто дайте ему ЧЁРНУЮ бумагу и БЕЛЫЕ краски» — вот что советуют психологи особо тревожным родителям. Результат будет тот же – малыш с удовольствием будет рисовать, почти не замечая разницы.
  • Вторая причина, по которой ребёнок может предпочитать темные цвета – это ощущение наступающей болезни (например, простуды). Таким образом, малыш несознательно пытается выразить своё состояние. Серый и чёрный цвета часто ассоциируются с болезнью, приход недомогания провоцирует ребёнка на использование грязных цветов, грубых мазков.
  • Третья причина такая же безобидная, как и первая – на ребёнка влияет погода. За окном дождь, гроза, слякоть – при виде такого даже взрослый не может и не хочет мыслить позитивно. Так и появляются на бумаге мрачные рисунки. Могут быть нарисованы тучи, молния, чёрная земля, чёрные люди.

  • Следующая причина – на ребёнка влияет атмосфера в доме. Он наблюдает за поведением родителей, чувствует напряжение и ссоры между мамой и папой. Ему становится неуютно и тоскливо, малыш начинает показывать это на бумаге. Стоит присмотреться к его рисункам и пересмотреть свои отношения со своей половиной. Ребёнок всё видит, воспринимает на своё счёт и от этого ему становится тяжело. Весь груз принимает бумага в виде рисунков.
  • Ещё одна причина – с помощью чёрного цвета ребёнок показывает свою силу и значимость – «Смотрите, как я могу. Все вон цветочки рисуют, а я красивую чёткую картинку, чёрный да белый». Нам взрослым, это может показаться смешно, но ребенок самовыражается так, как умеет.
  • Если же вы знаете, с чем может быть связана такая любовь к черному и его оттенкам и информация эта дает вам реальный повод волноваться за малыша – не затягивайте, идите к специалистам.

Как вы видите, причин, по которым ребенок или подросток выбирает черный цвет более чем предостаточно. Чаще всего эти причины не несут в себе никакого негативного посыла, однако иногда бывает и иначе. Общайтесь со своими детьми, выстраивайте с ними доверительные отношения и тогда обо всех их проблемах вы будете узнавать от них, а не из рисунков.

ДЕТИ И ЦВЕТ

Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гете, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребенок в своих играх и рисунках – вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребенка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребенка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития – физического и интеллектуального.

Используя методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности, мы заметили четкие взаимосвязи между определенными цветами и соционическими функциями. Предпочтение, которое оказывает ребенок какому-то определенному цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребенком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четверкой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.

«Желтые» дети более всего предрасположены к творчеству. На языке цветов желтый означает духовность (желтый нимб над головами святых на картинах и иконах, желто-золотые купола православных церквей, желто-оранжевые одежды буддийских монахов). Как правило, «желтые» люди – свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и для которых основной моральный принцип – не выделяться и не умничать. С другой стороны, «желтый» человек – мечтатель, фантазер, сказочник. Он часто склонен в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек.

В раннем детстве «желтый» ребенок любит играть в одиночку, свои игрушки превращает силой своего воображения в любые персонажи. Будучи уже взрослым, такой человек предпочитает интересную разнообразную работу. Он всегда во что-то верит, на что-то надеется, живет больше будущим, чем настоящим, а в настоящем он неприспособленный, непрактичный, «не от мира сего».

Таким образом, желтый цвет более всего соответствует такой соционической функции, как интуиция возможностей, а сами «желтые» дети – интуитивные экстраверты, чаще всего, ИЛЭ – Новатор и ИЭЭ – Вдохновитель.

«Фиолетовые» дети живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость (по отношению к себе и к другим), эстетичность и неэстетичность, скромность и желание шокировать других, воздержанность и тяготение ко всевозможным порокам, мученичество и мессианские тенденции. Таких детей (взрослые не исключение) почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д.

«Фиолетовые» люди чувствительны, внушаемы, их легко загипнотизировать, они легко возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих и при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

Наиболее близкая фиолетовому цвету функция – интуиция времени, самая загадочная и не совсем еще понятная функция. Наиболее ярко она проявляется у социотипов ЭИЭ – Наставник и ЛИЭ – Экспериментатор.

«Красные» дети наиболее открыты и активны. Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. «Красные» – обычно лидеры в своем окружении – как формальные, так и неформальные. Подчиняться – не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, «назло», когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и застимулировать собственное желание ребенка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат «красного» ребенка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу.

С «красным» ребенком – драчуном, живым, непоседливым, ломающим игрушки и не слушающим никого, очень трудно воспитателям. Когда он вырастет, его высокая работоспособность, предприимчивость будут стимулироваться желанием сделать карьеру, добиться благосостояния, власти над вещами и людьми. Отсюда – превалирование интересов сегодняшнего дня, напористость и эгоизм. Самые яркие политики и руководители, военные и преступники – «красные». Ведь даже традиционной одеждой королей, генералов, кардиналов, палачей была именно красная. Такой же цвет имел флаг революции.

Красному цвету соответствует функция волевой сенсорики. Наиболее выражена она у экстравертных сенсориков – СЛЭ – Лидера и СЭЭ – Политика.

«Зеленые» дети чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет – индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счет собственных физических усилий и этим отличаются от «красных», предпочитающих «проехаться за чужой счет» либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. «Зеленые» дети открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место – слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к «зеленому» ребенку расположение и уступчивость, он быстро «отходит». По мере взросления такие характерные признаки «зеленых» детей, как уверенность, настойчивость, даже упрямство способствуют выработке в них хороших исполнительских качеств. Они очень трудолюбивы и неустанно работают для блага своих близких. Зеленый цвет – это цвет живой природы, цвет листьев, травы, незрелых плодов. Поэтому «зеленые» дети и взрослые любят копаться в земле, что-то выращивать, они умеют пользоваться дарами природы, но не обкрадывая ее, а путем умелого с ней обращения и бережности.

Выражение «молодо-зелено» говорит о таких качествах «зеленых», как склонность к веселью, юмору, здоровой чувственности, задору, оптимизму – словом, всех признаков человека, стоящего на пороге жизни и радующегося ей.

Зеленый цвет – цвет сенсорики ощущений, наличие хорошо развитых от природы чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Эти качества наилучшим образом выражены у социотипов ЭСЭ – Коммуникатор и ЛСЭ – Управляющий, у которых указанная функция является целеполагающей.

Описывая «цветных» детей, мы говорили только об экстравертных представителях юной когорты, и прежде чем перейти к другой ее половине – интровертной, заметим, что вышеприведенные цвета можно считать также экстравертированными цветами, вызывающими распространение энергии личности вне ее, расширение поля деятельности и контактов с людьми и вещами. Перечислим эти основные четыре цвета: желтый, фиолетовый, красный и зеленый.

«Коричневые» дети часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой – замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность «коричневых» часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть «шестерками» или исполнителями воли «красных» детей – лидеров и заводил в классе и на улице.

Другая причина обособления «коричневых» в среде сверстников -их интеллектуальность. Они очень эрудированны, испытывают постоянный информативный голод, удовлетворяемый за счет проглатывания огромного количества газет, журналов, книг, даже просто справочников, энциклопедий и… объявлений на улицах. В школе и во дворе «шибко грамотных» не очень любят, а частенько элементарно бьют, «чтоб не зазнавался». По этой причине у «коричневых» детей может действительно развиться чувство превосходства над другими либо его противоположность – комплекс неполноценности.

При неблагоприятных условиях в семье и школе у «коричневых» подростков развиваются и довольно прочно закрепляются такие качества, как: негативизм, постоянное чувство неудовлетворенности собой и окружающими, неадекватное восприятие отношения к себе со стороны других, апатия, внутреннее беспокойство, уход от проблем, боязнь и избежание стрессов, мнительность, подавление сексуальности и т.д.

Наоборот, при благоприятных жизненных обстоятельствах из «коричневых» детей вырастают достаточно инициативные и предприимчивые личности. Они думают не только о своем, но и об общественном благе, являются надежными партнерами с развитым чувством взаимопомощи. Они – отличные консультанты и эксперты в широком спектре сфер деятельности – производственных и непроизводственных. Прагматизм, чувство здравого смысла подсказывают им наиболее оптимальные способы решения житейских проблем и вырабатывают философски-критическое мировоззрение.

Коричневый цвет как отражение стремления к целесообразности поступков, стабильности в делах и отношениях ближе всего расположен к функции деловой логики и характерен для социотипов ИЛИ – Критик и СЛИ – Мастер.

«Синие» дети – полная противоположность «красным». Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что «красных» детей и взрослых можно успокаивать синим цветом, а «синих» взбадривать красным. По характеру «синие»: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это – порядок, закон, мысль, разум.

«Синие» дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее у окружающих они часто пользуются уважением за твердость характера, отсутствие капризности, заносчивости. Они не эгоисты по натуре, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят. Сами же не склонны даже в трудных ситуациях обращаться за поддержкой, стойко переносят любые невзгоды и лишения.

Им редко присущ дух предприимчивости или авантюризма. В компаниях чаще всего держатся особняком. Их не тяготит одиночество. «Синие» всегда умеют занять себя каким-нибудь делом. Они не любят хвататься за несколько дел одновременно, а долго и тщательно занимаются одним и всегда стремятся доводить начатое до конца.

Родители и педагоги часто отмечают в характере «синих» детей изрядную долю холодности и суровости. Если среда способствует развитию этих качеств, у взрослых впоследствии они проявляются в жестком обращении с окружающими, в особенности с теми, кто находится у них в зависимости. Из них получаются неплохие администраторы, особенно там, где ценятся дисциплинированность, иерархия, умение «не высовываться», подчинение своей индивидуальности мнению руководства или всего коллектива. «Синие» – всегда хорошие специалисты и исполнители, но в одной узкой области или профессии.

Такие дети в мышлении больше «технари», чем гуманитарии, хотя могут успевать по всем предметам одинаково. Они очень усидчивы, терпеливы и могут часами сидеть за учебниками, читать полезные книжки, возиться с конструкторами, помогать родителям по дому. Они очень рано усваивают, что можно, а что нельзя и склонны пребывать в узких рамках своих представлений и убеждений. Если «синий» ребенок во что-то поверил, разубедить словами его практически невозможно. Только очевидные факты заставляют его изменить свое мнение.

Лучше всего синий цвет отвечает качествам структурной логики, которая ярко проявляется у двух рациональных интровертов – ЛИИ – Аналитика и ЛСИ – Инспектора.

<Розовые> дети – самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это – цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается «девчоночьим» цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. Взрослея, они чаще всего занимают в различных ситуациях – бытовых или производственных – пассивную позицию. «Розовые» – ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. В детстве это самые миловидные дети и мальчиков часто путают с девочками.

В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. «Розовые» дети уменьшают агрессивность «красных» и делают более податливыми «синих». Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу «и нашим и вашим». Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать – «розовые» могут тут же поменять свое мнение на противоположное и «забыть» выполнить чужую просьбу. Они довольно ленивы и созерцание предпочитают делу.

Внутренне они довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать. Такие дети очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. «Розовые» – хорошие гармонизаторы и дипломаты, гибки и умелы в отношениях, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, улучшая общий психологический комфорт. Они сами довольно легко впадают в меланхолию, но так же легко и быстро из нее выходят, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими.

«Розовые» дети подсознательно тянутся к более сильным и интересным сверстникам. Часто можно заметить «розового» мальчика среди отчаянных, «крутых» ребят, драчливых и неуправляемых, которые несмотря на «чужеродный» цвет, принимают его в свою среду. При таком контрасте лучше выделяется мужественность «красных», а «розовые» смягчают климат в таких агрессивных группах.

Чаще всего к «розовым» детям относятся интровертные иррациональные этики – СЭИ – Посредник и ИЭИ – Лирик.

«Серые» дети – самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм.Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьмицветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. Помощь «серых» всегда носит альтруистический деятельный характер и этим часто злоупотребляют другие, перекладывая на них свои проблемы.

Взрослые «серые» – это самые честные и исполнительные работники, на которых всегда можно положиться. И в детстве и в зрелом возрасте они скромно трудятся, а плодами их трудов чаще пользуются другие, более выразительные цвета. Тихий, несмелый характер и замкнутость не позволяют им бороться за место под солнцем. Хотя, что касается их внутреннего мира и личного пространства, «серые» могут проявлять неуступчивость и бескомпромиссность. Они принципиальны в отстаивании своих взглядов, не любят кривить душой, обманывать.

Такие дети очень серьезны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе. Они менее других детей доставляют проблемы своим родителям и учителям. «Серые» могут не «хватать» звезд с неба", но и не ходят в отстающих. У них проявляются такие качества, как: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей.

В зрелом возрасте указанные тенденции часто проявляются в пассивной жизненной позиции, стереотипности мышления, самоизоляции. Будучи чувствительными по натуре, «серые» дети переживают по поводу различных конфликтов и неурядиц в своем окружении. Мир и благополучие в семье – главный их жизненный стимул. Ссоры и разводы родителей больше всего ранят «серых» детей и отражаются на их самочувствии и здоровье.

Наиболее характерно описанные качества проявляются у типов с доминирующей функцией этики отношений – ЭСИ – Хранителя и ЭИИ – Гуманиста.

Заканчивая тему колористики, повторим, что к интровертным цветам относятся следующие: синий, коричневый, розовый и серый.

Все родители хотят, чтобы детство их малыша было светлым и радостным. Поэтому его комнату оформляют как можно ярче, и используют в ней все цвета радуги. А вот о психологических свойствах цвета мамы и папы задумываются не всегда. Возникает вопрос, нужно ли учитывать влияние цвета на психику ребёнка при обустройстве детской или достаточно положиться на собственный вкус. Чтобы ответить на него вспомним, что при дизайне офисов или, например, приёмных для клиентов психологи советуют подбирать определённые цвета, так как правильное их сочетание улучшает состояние человека и способствует его настройке на определённый лад. Получается, даже оформляя нежилые помещения, мы подбираем цвета наиболее комфортные с психологической точки зрения. Так почему готовя место, в котором так много времени будет проводить собственный ребёнок, нужно отступать от этих правил?

При проектировке детской к выбору цвета стоит подойти ответственно. По мнению психологов, дети более чувствительны к цвету, чем взрослые. Поэтому раскраска комнаты существенно повлияет на настроение, уровень активности и самочувствие малыша. Используя свойства цветов и правильно применив их в детском , родители могут сгладить проблемы малыша, содействовать его правильному и гармоничному развитию.

Какими же положительными и отрицательными свойствами обладают цвета детского интерьера с точки зрения психологии?

Красный.

Оранжевый.

В спектре этот цвет близок к красному, но является более мягким и не таким агрессивным. Оранжевый хорошо влияет на психологическое состояние малышей, так как повышает их творческую активность и энергичность, создаёт ощущение уверенности и комфорта. Психологами доказано, что ребёнок в оранжевой комнате не будет чувствовать себя одиноко. Кроме того данный цвет поможет мамам детей, имеющих проблемы с питанием, ведь он стимулирует аппетит (читайте ). Маленькая девочка из «Оранжевой песни» Ирмы Сохадзе так любит цвет апельсина, что готова разукрасить им не только свою комнату, но и небо, солнце, зелень и даже маму. А вот психологи бы её идею не одобрили, так как в больших количествах оранжевый может перевозбуждать и давить на психику.

Жёлтый.

Желтый — один из наиболее подходящих цветов для детской комнаты. Этот солнечный цвет не только повышает настроение, но и содействует умственной работе, улучшает внимание и даже способствует развитию интуиции. Так что интерьер с жёлтым цветом поможет ребёнку в учёбе и сделает его более жизнерадостным. К сожалению, если малыш слишком беспокоен, от обилия этого цвета придётся отказаться.

Зелёный.

Этот цвет, прежде всего, ассоциируется с природой и спокойствием. Зелёные оттенки в детской и правда помогут ребёнку расслабиться и успокоиться, положительно повлияют на давление и сердцебиение, улучшат зрение. Отрицательно воздействует зелёный на излишне спокойных детей. Кроме того, перебор зелёного способствует появлению у ребёнка плохого самочувствие, а по некоторым предположениям — самовлюблённости.

Голубой.

Голубой цвет в детской, так же как и зелёный, содействует успокоению и расслаблению. Но в отличие от последнего, он рассеивает внимание. Так что если родители не хотят, чтобы школьник вместо учёбы летал в облаках, лучше ограничить использование этого цвета зоной отдыха.

Синий.

Насыщенный и глубокий синий цвет позволяет снять нервное перенапряжение и улучшает сон. Но, не смотря на красоту этого цвета, основным в интерьере детской комнаты он быть не должен. Во-первых, он подавляет настроение. Во-вторых, расслабляет, мешает сосредоточиться. Так как этот цвет достаточно тёмный, малышу в синей комнате будет тоскливо и неуютно.

Фиолетовый.

Пускай в радуге всего семь цветов, для заботливых родителей выбор правильного цвета для детской комнаты ими не ограничивается.

Например, розовый.

Также хочу добавить, что добавление к любому из спектральных цветов белого, их воздействие на человека уменьшается вместе с интенсивностью цвета. Поэтому, если Вы сомневаетесь, можно ли в Вашем случае использовать цвет, очень любимый Вашим чадом, используйте его самый светлый оттенок.

Белый и бежевый.

Многим родителям белый кажется не подходящим цветом для детской, а зря. Белый цвет в интерьере помогает ребёнку успокоиться и улучшает его самочувствие. В отличие от ярких (красный, оранжевый, синий) цветов, он не оказывает сильного воздействия на психику и является универсальным. Так как белый цвет базовый, к нему можно добавить любой другой из перечисленных выше. А вот чисто белую комнату делать нельзя, ведь малышу для ощущения жизни просто необходимы яркие краски. Бежевый цвет по своим психологическим свойствам похож на белый.

Серый.

Важным вопросом в выборе цвета для детской является его насыщенность. Психологи советуют в этом вопросе ориентироваться на возраст ребёнка. Для раннего возраста пёстрая комната не подходит. Лучше всего подобрать пастельные успокаивающие оттенки. Естественными яркими цветами нужно окружать детей с трёх-четырёх лет до подросткового возраста. По мнению специалистов, в этот период ребёнок ещё не воспринимает приглушённые цвета, поэтому от блёклых, неинтересных для детей красок лучше отказаться.

Таким образом, цвета обладают своим психологическим зарядом. Чтобы цвет в детской комнате положительно влиял на ребёнка, родители могут учесть свойства цвета и особенности характера своего малыша. Яркие красный, жёлтый, оранжевый цвета повышают активность и способствуют учёбе, а более сдержанные розовый, голубой и зелёный – успокаивают. Синий и фиолетовый цвет расслабляют. Для достижения наилучшего эффекта детскую можно разделить на зоны (игровая, зона сна, зона учёбы) и раскрасить их по-разному. Например, в учебной зоне будет преобладать повышающий активность жёлтый цвет, а в зоне сна – спокойный голубой или зелёный. И конечно при выборе цвета детской комнаты важно учитывать вкусы самого ребёнка, у которого на этот счёт вполне может оказаться собственное мнение.

Ты обращала внимание на цвет, которым твой малыш больше всего любит рисовать? Дети часто привязываются к определенному цвету, и это предпочтение касается всего: от любимого лакомства до игрушки. Психологи считают, что выбор цвета отображает особенности личности .

Мириам Гершон, детский психолог, педагог:
— Если вы хотите узнать точное значение любимого цвета ребенка, следует пройти с ребенком соответствующий тест. Этим занимаются психологи — хромотерапевты. Одним из наиболее популярных цветовых тестов является тест доктора Макса Люшера, который разработал наипростейшую методику определения психологического состояния человека по предпочитаемым им цветам.

Итак, что могут сказать цветовые предпочтения о вашем ребенке?

Синий

Если малыш бросается на все голубое и синее — у него уже взрослое мировоззрение, он ценит равновесие в жизни. Голубой — это цвет, который часто «навязывают» мальчикам. Поэтому ребенок может выбирать его по привычке. Любовь к синим оттенкам отображает умиротворенный характер. Как правило, такие дети редко капризничают, любят созерцать и увлекаются спокойными играми, например, конструктором. Малыш, который тянется за темными оттенками синего, возможно, страдает меланхолией. Он задумчивый, грустный. Может, этот выбор был связан с впечатлением от грустной сказки, которую ребенок прочитал.

Фиолетовый

А в тех случаях, когда дитя выбирает одежду исключительно в фиолетовых тонах, будь уверена: растет будущий актер!

Дети, у которых любимый цвет фиолетовый, часто увлекаются рисованием, лепкой из пластилина. Такие ребята обожают разыгрывать спектакли с друзьями, с удовольствием участвуют в новогодних постановках в детском саду. А еще маленькие любители фиолетового нередко скрытны и хитры. Такой ребенок умеет перевоплощаться в послушного ангела, пошалив.

Желтый

Малыш, который обожает желтый цвет, настроен на огромные жизненные победы. Такой цвет в детстве выбирают лидеры, будущие бизнесмены, политики — влиятельные люди. Любитель желтого умен, у него богатое воображение. Часто такие дети любят фантазировать, играть в стратегические игры в одиночестве . Они послушны, но слишком мечтательны. Иногда их фантазия уводит их далеко, и они затрудняются переключиться на действительность. Но в будущем любителей желтого ждут ошеломляющие победы, серьезная карьера и, возможно, власть.

Желтый — один из оптимальных детских выборов, свидетельствует о благоприятной атмосфере дома и в школе. Некоторые дети просто не выносят эту краску — часто это указывает на дискомфортную ситуацию в семье.

Розовый

Многие девочки любят розовый. Это говорит о женственности, трепете, эмоциональности. Девочки выбирают розовый , потому что этот цвет ассоциируется у них с кукольными нарядами, цветами, детской косметикой. Розовый цвет эксплуатируют производители девичьих игрушек, поэтому привязанность девочек к нему объяснима. Но если мальчик обожает розовый цвет, насторожитесь: такой выбор обычно показывает на слабость, неопределенность, поиск, замкнутость. Нередко розовый любят мальчики, которые чувствуют себя не принятыми и не понятыми в своем окружении. Однако в некоторых случаях мальчики выбирают розовый из-за ассоциаций со сладостями или от повышенной эмоциональности. Кроме того, розовый цвет успокаивает детей.

Красный

Любители красного очень экспрессивны. Привязанность к этому цвету указывает на независимый нрав, лидерство, стремление к популярности и похвале. Такие дети очень энергичны, подвижны, целеустремленны. Они легко обучаемы, быстро начинают читать и писать .

Однако многие ребята, которые обожают бордовые или алые оттенки, бывают неуравновешенными. Обратите внимание на малыша, который внезапно полюбил темные оттенки красного. Гамма от бордо до коричневого в его рисунках часто означает, что ребенку необходим отдых, спокойствие.

Оранжевый

Это любимый цвет прирожденных оптимистов. Такие дети открыты, веселы и разговорчивы. Маленький любитель оранжевого имеет широкий круг товарищей , с легкостью идет на контакт со взрослыми, вызывает у окружающих восторг своей смелой непосредственностью. В отдельных случаях любовь к оранжевому цвету обусловлена нервозностью. Такие дети впечатлительны, и самая незначительная мелочь может вызвать у них истерику. Кроме того, любитель оранжевого, как правило, имеет множество разнообразных увлечений — рисование, спорт, стратегические игры и так далее. Но список его интересов быстро меняется, к каждому хобби он относится поверхностно. Кстати, любовь к светлым оттенкам оранжевого указывает на крепкое здоровье и отличную физическую форму.

Зеленый

Тут все зависит от оттенка. Зеленый цвет довольно сложен. Если ребенок любит салатовый оттенок, это говорит о спокойствии и оптимизме. Такие дети наделены глубоким интеллектом, у них развита фантазия и аналитический ум. Но если дитя предпочитает темно-зеленый цвет, насторожитесь: как правило, его любят замкнутые дети, которые чувствуют себя непонятыми в своей среде. Темно-зеленый обычно любят ребята, которые недостаточно ощущают защиту и опеку родителей. Они боятся перемен, доминирования над собственной личностью.

Здравствуйте, дорогие читатели случайно зашедшие гости!

Психологи довольно давно изучили взаимосвязь между цветовыми пристрастиями ребенка и его психологическими особенностями. Практически у каждого ребенка он есть, который особенно выделяется из всех других. О чем говорит любимый цвет ребенка?

Довольно агрессивный сам по себе. Однако, его используют дети активные, сильные, энергичные. Они не могут усидеть на месте, не имеют терпения, им постоянно нужно куда-то бежать.

Это шалуны и забияки. Их ждут великие дела. Дел как-правило очень много, но доводить до конца у них нет терпения, это слишком скучно для них.

Хорошо обучаются и любознательны, им интересно познавать все новое. Любят получать похвалу, и чтобы ее получить делают отличные результаты среди сверстников. Но в последствии могут вырастать эгоистами, их личный интерес стоит для них на первом месте.

Если ребенок выделяет предметы красным цветом в своих рисунках, но на самом деле они не должны быть красным, это свидетельствует о том, что ребенок испытывает тревогу, страх, дискомфорт по отношению к этому человеку.

Синий

Этот цвет говорит о том, что ваш ребенок довольно осмысленно, прямо не по-детски, относится к окружающему миру и вещам в нем. Такие дети чаще всего спокойны и уравновешенны, могут самостоятельно играть и не требовать внимания со стороны взрослых. И одновременно с этим, их не назовешь отшельниками, они прекрасно общаются. Любят книги и размышления.

Если ребенок выделяет синим цветом какой-то определенный объект своего рисунка, будь то магазин или детский сад, значит они вызывают у него приятные спокойные эмоции, ему там комфортно.

Если ребенок предпочитает темные оттенки синего, то это говорит о грусти, депрессии, меланхолии, внутренних переживаниях, склонности к одиночеству. Если преобладают светлые тона, то ребенок спокоен, у него в душе баланс и гармония.

Зеленый

Это цвет созидания самой природы, не может символизировать что-то отрицательное. Сам по себе благоприятен. Но если темные оттенки использует малыш, ему не хватает внимания, ласки, любви, совместного времяпровождения. Такие дети стремятся к замкнутости, довольно часто могут обижаться, легко ранимы. Если светлые оттенки, то ребенок оптимист, и активный деятель, он фантазер и идеалист.


К зеленому цвету тянутся дети, которым нужно дать больше родительского общения, опеки. Они очень ранимы и довольно тяжело переносят перемены любого характера. Их сложно заставить и подчинить своей воле. Их нужно чаще хвалить и подбадривать во всех начинаниях, дать больше свободы выбора и ответственности за свои поступки.

Зеленые предметы, одежда, дома на рисунках говорит о надежности и гармонии.

Желтый

Это цвет ребенка — лидера. Такие дети уже с малых лет знают, чего хотят и куда идут. Они жизнерадостны, оптимистичны, уверены в себе и своих силах. Они любят сказки, фантазии, мечты. Такие дети в будущем склонны выбирать себе творческие профессии, так как мыслят немного по-другому, нежели остальные дети, им не интересны обычные игрушки, они могут играть прутиком или ракушкой, ниточкой или камушком.

Черный

Черный цвет редко выбирают дети, особенно маленькие, они его, казалось бы, и не замечают совсем. Но если вы обратили внимание, что ребенок чаще стал пользоваться черными красками, это говорит о тяжелых душевных потрясениях и переживаниях, которые давят на него. Чем больше черного цвета, тем они сильнее.

Но так же не нужно воспринимать как тревожный знак, если ваш малыш иногда использует черный цвет, ведь им можно хорошо выделить что-то важное на рисунке, придать акцент чему-то, в это случае нет повода для похода к психологу.

Коричневый

Такие детки чувствуют незащищенность, слабость воли и характера, думают что их могут обидеть, могут фантазировать свой придуманный мирок и уединяться в нем, в котором присутствуют его идеальные радости и желания.

Если ребенок сторонится коричневого цвета и не желает его вообще использовать, это говорит о его скрытости, тайнах от родителей и близких ему людей. Такие дети много капризничают и часто бывают неуправляемы.


Белый

так же как и черный, дети могут редко его использовать. Но если уж используют, то это может свидетельствовать о чистоте помыслов, эти дети всегда готовы пойти на уступки, отдать последнюю игрушку и не претендовать на нее, они бескорыстны и чисты. Они наивны, у них богатый эмоциональный фон.

Нежелание категорически использовать белый цвет говорит о нарушении отношений в семье, как с самим ребенком, так и между родителями. Такой ребенок сложно общаться со сверстниками.

Делать окончательное заключение про выбору цвета малыша в возрасте 3 лет еще довольно рано, ребенок может сменить свои предпочтения относительно цвета. Ближе к 7- 8 годам можно уже делать более точные выводы.

Рисуйте и будьте счастливы!