В какой стране отмечают день мертвых. Как празднуют день мертвых в Мексике? Фото и описание

© Marcie Gonzalez/Flickr

Мексиканский поэт и культуролог Октавио Пас однажды заметил: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Связь местных жителей с этой дамочкой и впрямь особенная — и лучше всего ее можно постичь, посетив ежегодный праздник под названием «День мертвых».


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Día de los Muertos, День мертвых (вернее, два дня) празднуется 1-2 ноября. Невзирая на столь унылое название, в Мексике это едва ли не самое радостное и семейное торжество, когда живые поминают добрым словом своих покойных родственников, зазывают их души в гости, не боятся подшучивать над смертью - и даже целовать ее. Ведь мексиканская смерть, как-никак, женщина.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Мексиканцы нежно называют смерть La Catrina. В их воображении Ла Катрина вовсе не похожа на безобразную старуху с косой, а, напротив, напоминает своим видом разодетую в пух и прах франтиху, грациозный девичий скелет, радушно усмехающийся землякам.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Крещение Миктлансиуатль

День мертвых - праздник, которому насчитывается не одна сотня лет. В нем удивительным образом сплелись воедино христианские традиции с ритуалами доколумбовской Америки, сохранившимися с тех самых пор, когда две величайшие индейские цивилизации, а именно ацтеки и майя, населяли территорию современной Мексики.


© farflungistan/Flickr


© Robert Miller/Flickr

Древние ацтеки с особым размахом чествовали богиню смерти. Миктлансиуатль, а именно так звучало ее имя в те времена, изображалась весьма миловидной барышней, правда с черепом вместо лица. Облачена она всегда была в юбку из гремучих змей, которые по верованиям индейцев выступали проводниками в загробный мир.


© Russell Cardwell/Flickr


© Alexandra/Flickr


© Dan Dvorscak/Flickr

После того как испанские конкистадоры, внезапно нагрянувшие на Юкатан, взялись огнем и мечом укоренять среди аборигенов веру Христову, языческий праздник был уподоблен католическому Дню всех святых и передвинулся в календаре с середины лета на первые числа ноября. Сама же Миктлансиуатль в крещении приняла имя Ла Катрины и сменила «гремучую» юбку на пестрый наряд богатой мексиканской дуэньи. Впрочем суть праздника не претерпела изменений - мексиканцы в этот день, как и сотни лет назад, поминают своих почивших родственников, а вовсе не святых.


© Ted McGrath/Flickr


© Victoria Pickering/Flickr

Сладкие жертвоприношения

Первый день праздника, который получил название Día de los Angelitos («День ангелочков»), посвящен поминовению умерших детей, а второй - всех остальных усопших. Главным атрибутом праздника является алтарь, сооруженный родными покойника. Алтарь непременно украшается цветами — белыми, сиреневыми или огненно-рыжими бархатцами. Каждая семья старается перещеголять своих соседей в украшении алтаря. Среди обожающих похвастаться мексиканцев даже проводятся конкурсы на определение лучшей «поминальной клумбы».


© Luz Gallardo/Flickr


© Juan Carlos/Flickr

Помимо украшений цветами и ароматическими свечами, алтарь заполняется предметами, связанными с умершим, теми вещами, которые будут полезны ему в загробном мире. В ожидании гостя с того света, заботливая родня готовит ему подношения в виде украшений, памятных фотографий, сигарет и, разумеется, съедобных гостинцев. Живые верят, что в эти праздничные дни души усопших навещают тех, с кем пришлось разлучиться. Они не прочь присоединиться к развеселому семейному застолью, вот почему мексиканцы стараются угостить дорогих сердцу гостей духом их излюбленных блюд.


© Rebeca Anchondo/Flickr


© Luz Gallardo/Flickr

Если первый день праздника принято проводить в семейном кругу, то второй посвящается безудержному веселью и карнавальным шествиям. На городских площадях расцветают тысячи бархатцев, центральные улицы заполняются ряжеными - духами, жизнерадостными привидениями, скелетами, гремящими костями в такт музыке. Мексиканки разных возрастов с удовольствием примеряют на себя образ Ла Катрины - роковой красотки смерти.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Витрины магазинов доверху забиты миниатюрными гробиками, черепами и скелетами, сотворенными из сахара, шоколада, бумаги, картона и глины, а также другими атрибутами праздника. Эта сувенирная продукция пользуется у туристов не меньшей популярностью, нежели у самих мексиканцев. В эти дни во всей Мексике не отыскать дома, где бы не упоминалось имя безносой дуэньи.


© Cori Bonnell/Flickr


© Luis Bujan/Flickr

Кульминация праздника - посещение кладбища. Мексиканцы приносят с собой цветы и свечи, фотографии и памятные вещи покойных, любимые блюда и напитки, которые вмиг превращают кладбище из обители скорби в уютное и «живое» место. Люди ведут долгие беседы со своими усопшими родичами, устраивают пикники, поют и танцуют прямо у могил. Отовсюду слышен звон колоколов, который помогает душам умерших не заблудиться и отыскать дорогу домой.


© John Strathdee/Flickr


© John Strathdee/Flickr

Día de los Muertos - коллективная тризна, когда покойных поминают не в тот день, когда их не стало, а всех вместе, всенародно - с песнями, шутками и плясками. Все это напоминает наивную попытку утопить в коллективном веселье боль конкретного человека.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Преодоление страха - ключевая идея праздника, и не случайно в нем принимают участие все, от стариков, которые вот-вот окажутся в объятиях Ла Катрины, до грудных младенцев. Маленьким мексиканцам по душе разгуливать по улицам в костюмах мертвецов, уплетать за обе щеки сахарные черепа и марципановые гробики, а также в буквальном смысле держать смерть за руку.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

В этой кажущейся «дикости» есть нечто совершенно правильное. Мексиканцы знакомятся с Ла Катриной в самом нежном возрасте, поэтому у них нет страха перед смертью, а лишь дружеские отношения с ней.


© Richard Borges Díaz/Flickr

1 комментарий

    Весьма странный праздник, я даже никогда не слышал о нём. Также удивительный и можно сказать странный способ его проведения. Спасибо, теперь буду вспоминать об этом дне!

Есть страны, в которых к смерти относятся с юмором. Мексика - наверное, самая яркая из них. Исторически сложилось так, что здесь смерть рассматривают немного с другой стороны, нежели в типичной Европе, к примеру. Для мексиканцев смерть - это не конец, а начало. Поэтому усопших здесь не поминают и не оплакивают. Один раз в год их встречают с радостью на лице. В этот день все переворачивается с ног на голову: день меняется с ночью, город заполняют люди, облаченные в костюмы мертвецов, а кладбище становится наиболее посещаемым местом. Так проходит праздник мертвых в Мексике. Как называется это действо? Возможно, вы уже слышали эту фразу: Dia de los Muertos. А теперь давайте поближе познакомимся с этим бесшабашным мероприятием и попробуем разобраться, в чем его философия.

История

Праздник мертвых в Мексике уходит своими корнями во времена ацтеков и майя. В системе их верований смерть обретала вид некого ритуала, как и воскрешение. Еще до того, как Мексику завоевали испанцы, в домах у ацтеков хранились черепа их усопших родственников, которые активно использовались в ацтекских церемониях.

Летом ацтеки выделяли целый месяц, на протяжении которого устраивалась череда жертвоприношений. Тем самым они отдавали дань мертвым и вообще загробному миру с его владычицей - богиней Миктлансиуатль.

Первые завоеватели Мексики заметили, что ацтеки насмехаются над смертью в своих обрядах. Эти ритуалы были признаны кощунственными, и против тех, кто их применяет, начали вводить санкции. Коренное население Центральной части Америки по принуждению обратили в католицизм, однако древние традиции остались неизменными. Правительству удалось сократить период жертвоприношений и разгула ритуального действа до нескольких дней. Однако оно так и не смогло заменить радость людей на скорбь, а череп, который является главным атрибутом праздника мертвых, на крест. Что стало основанием для такого события, как праздник мертвых в Мексике: миф или действительность, сложно утверждать. Одно известно точно - этот день объединяет миллионы людей.

Когда проходит праздник?

Древний языческий праздник постарались по максимуму подстроить под христианский канон. Раньше его отмечали в 9-й месяц ацтекского календаря, но позже перенесли на 1-2 ноября. В этот день католики отмечают День усопших и Иногда праздник мертвых в Мексике начинают праздновать 31 октября. Так как данное действо имеет статус национального праздника, государственные предприятия и школы в эти дни не работают. Праздник условно делят на День маленьких ангелов (1 ноября) и собственно сам День мертвых (2 ноября). В первый день почитают усопших младенцев и детей, а во второй - взрослых.

Традиции

Согласно мексиканским верованиям, мертвые не уходят навсегда, а продолжают жить в загробном мире, который называется Миктланом. Поэтому смерть для них - такой же праздник, как и рождение. По сути, она и есть рождением, но уже в ином обличие. Мексиканцы считают, что раз в год усопшие приходят в свои дома, чтобы навестить родственников, заняться любимыми делами и ощутить прелесть жизни.

В к Дню мертвых начинаются готовиться за несколько месяцев. В учебных заведениях и всякого рода сообществах делают костюмы, маски и ростовых кукол. Музыканты готовятся к выступлениям, алтари преображаются, а цветочные компании получают крупные заказы.

Алтарь и подношения

Символической дверью между миром живых и мертвых считается алтарь, выполненный из желтых бархатцев. Алтари устанавливают повсеместно, чтобы через них души усопших могли попасть домой. В последние годы, их можно встретить даже в школах, магазинах, ресторанах, больницах, на центральных улицах и в прочих людных местах. Бархатец в этой связи часто называют цветком мертвых.

К алтарю возлагают различные подарки: свечи, игрушки, фрукты, тамале (национальное блюдо из кукурузной муки) и прочее. Обязательными атрибутами считается вода (усопших мучает жажда после долгих путешествий) и сладкий «хлеб мертвых».

К празднику женщины готовят любимые блюда умершего родственника и заправляют кровать, чтобы он мог отдохнуть. Семья и друзья собираются вместе, чтобы с радостью встретить покойного.

Черепа и скелеты

Когда приближается праздник мертвых, в Мексике все заполняется его символами - черепами, скелетами и гробами. На любом прилавке можно встретить эти атрибуты в виде шоколадок, статуэток, брелоков и прочей мишуры. На витринах их часто укладывают в виде пирамид, цомпатли. Цомпатль - стена из черепов побежденных врагов, символизирующая неразрывную связь живого и мертвого.

Черепа и скелеты в этот праздник можно увидеть буквально везде: на дверях, стенах, асфальте, одежде и даже коже. Если вам в День мертвых подарят гроб с вашим именем, не обижайтесь - вам от всей души желают всего наилучшего. Такие подарки дарят близким и дорогим душе людям.

"Калавера Катрина"

Еще один интересный символ, которым может похвастаться национальный праздник мертвецов в Мексике. Представляет собой скелет, одетый в богатые женские наряды с широкополой шляпой. Фраза «Калавера Катрина» дословно переводится как «Череп Катрины». Часто этот символ называют «черепом модницы». Многие местные жители считают, что именно так выглядит богиня мертвых. Но в действительности данный символ стал известен из гравюры La Calavera de la Catrina 1913 года, которую выполнил художник Хосе Гуадалупе Посад. Таким образом он хотел проиллюстрировать, что даже самые богатые и успешные однажды станут жертвами смерти. Так или иначе, образ Катрины со временем прочно закрепился в статусе одного из главных символов такого мероприятия, как праздник мертвых в Мексике. Макияж у женщин в этот день часто символизирует ту самую Катрину.

Поход на кладбище

В этот праздник на парковках около кладбища практически нереально найти свободное место. Сюда приезжают целые семьи, чтобы поухаживать за могилами родственников, усыпать их букетами бархатцев, украсить свечами, принести любимые блюда и напитки покойного. Здесь же организовываются пикники и танцы под национальную музыку.

Вечерний поход на кладбище для мексиканцев является не грустным событием, а настоящим праздником. Они встречаются здесь с родственниками, веселятся и просто хорошо проводят время. Вокруг каждой могилы идиллия: мужчины душевно беседуют, женщины накрывают стол, старшие рассказывают младшим забавные истории из жизни, дети играют, и никто не боится того дня, когда смерть настигнет и его.

Парад мертвецов

Задушевные ночные посиделки на кладбище больше распространены в небольших городах. В мегаполисах же чаще устраивают настоящие карнавалы. Праздник мертвых в Мексике, фотографии которого поражают уровнем организации, проходит с большим размахом. Город, пустующий днем, с приходом ночи заполняется оркестрами. Классические и народные музыкальные инструменты создают колоритную атмосферу, которая, как считают местные жители, поднимает мертвых из могилы. По крайней мере, живых она вдохновляет на танцы до утра.

За бродячими оркестрами образуются огромные группы людей. Большинство из них наряжаются в красочные наряды и атрибутику, которой славится праздник мертвых в Мексике. Маски, которые можно встретить на людях в этом день, в основном олицетворяют смерть. Но все они, равно как и сувенирные черепа, наделены широкой искренней улыбкой. Шествие не имеет четкого направления и расписания. К нему может примкнуть любой желающий. Карнавал пленяет весь город, но с приходом рассвета 3 ноября он затухает на целый год.

Региональные отличия

Только представьте: на сегодняшний день в некоторых городах День мертвых затмевает по своему размаху Рождество. Однако в каждом из городов праздник встречают по-своему и с разным масштабом. К примеру, в городе Оахака-де-Хуарес, главным событием дня считается карнавальное шествие. Тем временем в долине Мехико больше всего ресурсов тратят на украшение домов и алтарей.

В городе Помучь соблюдают традиции доколумбовых времен. Здесь ежегодно эксгумируют тела усопших родственников и очищают их от плоти. В районе Тлахуак чтят древние сельские традиции и устраивают пышные гуляния на кладбищах. В Окотепеке в огромном количестве проводят жертвоприношения. А дороги от домов, где за последний год умерли люди, до кладбища усыпают лепестками цветов.

Сходство с Хэллоуином

Главный праздник в Мексике, День мертвых, проводится приблизительно в то же время что и Хэллоуин, и имеет с ним ряд сходств. Оба праздника зарождались во времена ранних культур и однажды, так или иначе, смешались с христианской верой. День мертвых, равно как и Хэллоуин, основан на вере в то, что мертвые возвращаются в наш мир. Атрибутика праздников, всецело напоминающая о смерти, также имеет общие черты.

Однако есть в этих двух мероприятиях существенное отличие. Хэллоуин символизирует страх перед смертью. Он изобилует персонажами с отрицательной репутацией: ведьмами, вампирами, демонами, зомби и так далее. Маски в Хэллоуин надевают для того, чтобы злые создания принимали людей за своих и не причиняли им вреда. В День мертвых все наоборот - умерших приветствуют, а смерть воспринимают как рождение чего-то нового, светлого и великого.

День мертвых настолько популярен во всем мире, что даже в странах бывшего СНГ делают татуировки с его атрибутикой. Чаще всего на теле изображают ту самую Калаверу Катрину, которую многие считают воплощением Миктлансиуатль.

Заключение

Сегодня мы познакомились со столь необычным праздником, как мексиканский День мертвых. Однозначно философия мексиканцев касательно смерти заслуживает внимания и, по крайней мере, заставляет задуматься о том, что, возможно, наш страх перед смертью сильно преувеличен. А усопшим, возможно, было бы гораздо приятнее видеть улыбки на лицах своих родственников, а не скорбь.

День Мертвых является одним из наиболее известных мексиканских праздников в мире. Скелеты из папье-маше и сладкие черепа - такие же узнаваемые символы, как тыква-фонарь во время празднования Хэллоуина. Для непосвященных, День мертвых в Мексике прочно ассоциируется со скелетами и несет на себе оттенок скорби и печали. В действительности, этот праздник отмечают с радостью, ведь смерть для мексиканцев - не конец жизни, а ее продолжение в ином мире. Мексиканцы убеждены, что раз в году усопшие навещают их, поэтому этот праздник не несет грусти. Мертвых в Мексике не поминают, их здесь встречают.

Истоки праздника

Празднование Дня мертвых в Мексике своими корнями уходит в древние традиции коренных народов. Ритуалы, связанные со смертью предков, коренные народы отмечали 2500-3000 лет. Система верований ацтеков прочно связывалась с ритуалами смерти и воскрешения, считалось очень важным воздать почести тем, кто умер раньше. Еще до испанского завоевания Мексики в 16 веке, черепа предков ацтеки хранили у себя дома и использовали их в символических церемониях.

Когда испанские конкистадоры высадились на территории Центральной Америки, они впервые познакомились с ритуалами, которые, казалось бы, насмехались над смертью. Завоеватели посчитали ритуал кощунственным, а коренное население варварским и языческим.

Испания огнем и мечом завоевала народы Центральной Америки и обратила их в католицизм. Хотя испанцев потрясла традиция празднования мертвых, она настолько сильно пустила корни в их культуру, что завоеватели будут не в состоянии ее искоренить. Практиковавшиеся тысячи лет ритуалы были слишком важны для коренных народов, чтобы от них так просто отказаться. Поэтому у церкви не было другого выбора, как разрешить продолжать эту традицию. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля-12 августа), перенесли на 1-е и 2-е ноября, что календарно совпало с двумя католическими праздниками - Днем всех Святых и Днём всех усопших. Так этот праздник и отмечается сегодня.

Суть праздника

День Мертвых празднуют два дня, 1 и 2 ноября, иногда торжества охватывают 31 октября и 2 ноября. В большинстве регионов Мексики, 1 ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), 2 ноября поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых).

В системе веры, унаследованной мексиканцами от ацтеков, мертвые продолжают жить в Миктлане (загробном мире). Смерть является лишь переходом от одной жизни к другой, и связь между живыми и мертвыми существует, она не прерывается. С Миктлана усопшие возвращаются в свои дома спустя год после смерти, чтобы вновь насладиться радостями жизни, повидать родственников, друзей, получить то, что они любили при жизни. Помочь душам умерших побывать дома призвана арка (алтарь) из желтых бархатцев, этакая символическая дверь между этим и потусторонним мирами. К ней возлагают подарки и угощения для невидимых посетителей: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки (для детей и младенцев), бутылки текилы и мескаля (для взрослых). Два обязательных атрибута - вода, потому как духи испытывают жажду после длинного путешествия, и pan de muertos (хлеб мертвых). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху (напоминающие по форме кости), и обычно посыпают сахаром. Часто сверху выпекают хлебный шарик, символизирующий череп. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, друзья и родственники собираются вместе для встречи с призрачными посетителями. В домах заправляют кровати, на которых умершие могут отдохнуть после долгого путешествия.

Кульминация праздника - посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под живую музыку мариачи, возлагают любимые блюда, напитки, фотографии и памятные вещи покойного, украшают их свечами и оранжевыми бархатцами. В современной Мексике, оранжевые бархатцы часто называют flor del muerto (цветок мертвых). Полагают, эти цветы привлекают души умерших. Все это делается для того, чтобы души услышали молитвы и разговоры.

В преддверии праздника, магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, сделанными из шоколада, бумаги, картона или глины. Общим символом праздника является череп (на испанском языке calavera). Скелетные изображения появились на улицах мексиканских городов и деревень в начале 20 века, когда художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую цинковую гравюру La Calavera de la Catrina (Череп богатой женщины). Знаменитый мексиканский художник акцентировал внимание на том, что богатые и успешные такие же смертные, как и все остальные. Образ женщины со скелетом в богатом убранстве стал ассоциироваться с Днем мертвых, и с того времени Калавера Катрина является неотъемлемой частью современных обрядов Дня мертвых.

В северо-западной и центральной Мексике (особенно в крупных городах), дети в костюмах бродят по улицам и выпрашивают calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа). Этот относительно недавний обычай похож на выпрашивание сладостей во время празднования Хэллоуина.

День Мертвых признан национальным праздником Мексики, школы, предприятия, банки и другие коммерческие заведения не работают. В учебных заведениях всех уровней, правительственных учреждениях, как правило, возводят небольшой алтарь с пожертвованиями - еще одно свидетельство того, какое значение этот праздник занимает в мексиканской культурной традиции.

Какая разница между Хэллоуин и Днем мертвых?

На первый взгляд, мексиканский обычай празднования Дня Мертвых имеет немало общего с традициями Хэллоуина. Оба произошли от ранних культур и позднее смешались с христианством. Оба основаны на том, что духи возвращаются в это время года (Хэллоуин отмечается 31 октября). Общими являются атрибуты черепов, праздники тесно связаны с понятиями смерти и загробной жизни, но на этом параллели заканчиваются.
Идея празднования Хеллоуина основана на страхе смерти, праздник изобилует демонами, ведьмами и другими фигурами из мира ужасов - все отрицательные персонажи. День Мертвых заметно отличается в этом отношении, демонстрируя сильное чувство любви и уважения к своим предкам, посвящен семье, родным и близким, о которых помнят - все положительные понятия.

Традиции Хэллоуина связаны с понятием, что духи злонамеренны (дети одевают маски, и им тогда не будет причинен вред), а в День мертвых духов радостно встречают их родственники, которые не видели их целый год.

Еще одно принципиальное различие - отношение к смерти. В Хэллоуин, смерть - это то, чего нужно бояться. В Дне мертвых, смерть - это то, что надо отметить.

Региональные отличия

Сегодня, в некоторых районах Мексики размах празднования Дня Мертвых затмевает даже Рождество. Но традиции празднования не универсальны и часто варьируются от региона к региону. Например, в южном штате Чьяпас большой акцент делается на шествиях и общественных мероприятиях, в долине Мехико доминирует украшения алтарей в домах умерших. Для юга и сельской местности праздник имеет гораздо большее социальное и культурное значение, чем на севере и в крупных городах. День мертвых широко отмечают по всей стране, но душой праздника остается Южная Мексика, где культура коренных народов сильнее. О том, как празднуют День мертвых в Помуч, Окотепек и Сан Андрес Мишкик читайте ниже.

Помуч

Если хотите увидеть, как доколумбовые культуры отмечали День мертвых, отправьтесь в город майя Помуч (Pomuch) на полуострове Юкатан, штат Кампече. Жители Помуча придерживаются традиций, которых можно увидеть только в фильме ужасов. Каждый год, в канун празднования Дня мертвых, члены семьи усопших эксгумируют останки своих близких (спустя три года после их смерти). Затем кости тщательно очищают, кладут в ящик, покрытый вышитой тканью с именем покойного, и выставляют на всеобщее обозрение на кладбище. По окончании праздника останки кладут в оссуарии – места для хранения скелетированных останков.

На следующий год очистка, которую здесь проводят с 26 по 31 октября, повторяется. Ящики с останками достают из оссуарий, кости очищают, старую ткань заменяют новой.

Ритуал связан с верой в то, что если не проявлять заботу о костях, души усопших будут беспокоить своих живых родственников во сне и в День мертвых не побывают дома.

Даже многие мексиканцы поражены такими архаичными традициями. Но для жителей Помуча в этом нет ничего ужасного - для них очистить кости усопших – то же самое, что помыть любимого человека при жизни.

Кладбище в Помуч видео

Сан Андрес Мишкик

В 20 веке, Сан Андрес Мишкик (San Andres Mixquic) поглотила быстро растущая столица Мексики . Ныне это часть Тлахуак (Tláhuac), одного из 16 районов Мехико , но при этом Мишкик сохранил атмосферу сельской местности с сильными народными традициями. Больше всего Сан Андрес Мишкик известен празднованием Дня мертвых. Кульминация праздника - церемония alumbrada, когда кладбище вокруг главной церкви светится тысячами свечей и наполняется дымом благовоний.

Сан Андрес Мишкик хорошо известен в столице, а его кладбище считается единственным, сохранившимся в Мехико возле церкви (все остальные были закрыты или перемещены в "гигиенических целях"). Ритуалы и церемонии праздника собирают возле кладбища тысячи мексиканских и иностранных туристов.

В дополнение к традиционным атрибутам праздника (возведение алтарей, уборка могил) здесь проводят игры, шествия, концерты и народные танцы. Вечером 1 ноября инсценируют похоронную процессию. Шествие по городу с картонным гробом направляется на кладбище, где "мертвец" выпрыгивает из гроба и скрывается из виду под всеобщий смех толпы.

С утра 2 ноября кладбище готовят к церемонии alumbrada. В восемь часов вечера кладбище вокруг храма озаряется тысячами горящих свечей, воздух наполняется запахом горящего копала (используется в Мексике как благовоние в религиозных церемониях). Сплошное море света тысяч свечей, аромат благовоний и цветов помогает душам найти свой путь в земной мир.

В 2011 году, Сан Андрес Мишкик включили в список "Barrio Mágico" Мехико (Магических окрестностей Мехико). Список состоит из двадцати одного предместья Мехико, названых "магическими окрестностями" с целью развития туризма. Программа создана по образцу "Магических городов Мексики" (Pueblo Mágico).

Окотепек

Окотепек (Ocotepec) - небольшой городок в нескольких минутах езды от Куэрнавака (штат Морелос). Главной особенностью Дня мертвых в Окотепек является огромное количество жертвоприношений. Семьи, потерявшие близкого человека в течение предыдущих 12 месяцев, делают алтари, занимающие иногда целые комнаты. Алтари украшены цветами, свечами, к ним сложены фрукты, хлеб, текила, сигареты, любимые блюда усопших.

Дома, недавно потерявшие своих родственников, легко определить по дорожке, выложенной цветами и горящими свечами. Цветы и свечи служит не только указателем для души усопшего, куда идти, но и приглашение живим войти в дом и полюбоваться алтарем с богатыми приношениями. С наступлением сумерек и примерно до полуночи идет сплошной поток гостей, они возлагают у алтаря принесенные с собой оранжевые бархатцы и длинные свечи, дань уважения к усопшим. По древнему обычаю, их угощают тамале (традиционное блюдо Мексиканской кухни из кукурузной муки) и атоле (традиционный горячий напиток из кукурузной муки). Такие угощения готовятся только в тех домах, где кто-то умер в последние 12 месяцев.

Вторая особенность празднования Дня мертвых в Окотепек – ночные шествия в ночь на 1 и 2 ноября. Все жители городка отправляются на кладбище, и проводят ночь рядом с могилами.

Интересной достопримечательностью Окотепека считается само кладбище. На многих могилах стоят маленькие церкви и соборы, покрытые керамической плиткой.

Умение без страха встретить смерть всегда была важнейшей целью человеческого существования. Празднование Дня Мертвых в Мексике дает представление о том, как мексиканцы с этим справляются.

Статья

1 . Ночь ведьм.

Вальпургиева ночь, Европа

Праздник отмечается во многих европейских странах в ночь с 30 апреля на 1 мая. В эту ночь все ведьмы мира слетаются на свой главный шабаш на Лысой горе. Чтобы отпугнуть нечистую силу, в деревнях принято проводить церемонию изгнания ведьм: разводят костры, на которых сжигаются чучела колдуний, совершается обход домов с факелами, звонят в церковные колокола и т. д. Кстати, травы, собранные в Вальпургиеву ночь, обладают особой силой. В разных европейских странах существуют свои особенности празднования. Например, у скандинавов принято сжигать весь мусор, который накопился за год, а в Чехии, чтобы ни одна ведьма не попала в дом и не навредила людям, на порог насыпают песок. По преданию, любая колдунья, прежде чем попасть в помещение, пересчитывает все, что лежит на пороге.


2. Вуду people

Праздники Геде или Фитдемо обычно проводятся 1 и 2 ноября. В эти дни люди приходят на кладбища, чтобы славить повелителя мертвых - «Барона Самеди», и проводят красочные церемонии вокруг крестов, украшенных свечами, черепами и цветами ноготков. Праздничная униформа Геде - покровителей кладбища и повелителей эротики, состоит из черных и фиолетовых одежд, цилиндра и многочисленных крохотных зеркал, нашитых на одежду. Традиция отмечать эти мистические праздники относится к культу Вуду, который широко распространен в этой бывшей французской колонии.


3. Сумоисты против демонов

Отмечается 3 февраля и является частью фестиваля наступления весны Хару-мацури. Праздник связан с ритуалом изгнания злых демонов. Для этого используются соевые, которые разбрасываются как в жилых домах, так и в храмах по всей Японии. Считается, что лучше всего злых духов прогоняют мужчины, родившиеся в год соответствующего животного по лунному календарю, но иногда специально приглашают прославленных борцов сумо. Во время разбрасывания бобов нужно произносить особую формулу изгнания духов.


4. Великий китайский призрак

Фестиваль голодного призрака, Китай .

Отмечается в пятнадцатый день седьмого лунного месяца (конец августа). Этот праздник символизирует собой окончание «месяца мертвых». Согласно легенде, именно в седьмой месяц лунного календаря открываются ворота в ад и призраки умерших могут спокойно разгуливать по земле в поисках пищи и развлечений.

Развлекают почивших предков китайцы с помощью костюмированных танцевальных шествий и и запуска миниатюрные бумажные лодки и фонари на воду. Это делается, чтобы указать направление «назад» заблудившимся призракам, духам предков и другим божествам.


5. День Большого Козла

Проходящий в конце августа и длящийся ровно три дня праздник ежегодно привлекает в небольшой каталонский городок Сервера несколько тысяч туристов, желающих посмотреть на шествие ряженных в нечисть участников фестиваля. Важной традицией праздника является коррефокс - бег с факелами облаченных в чертей жителей города, которые громкими криками отваживают злобные потусторонние силы от своих домов. Кульминацией торжеств является ритуальный призыв в город существа под именем Гран Мачо Кабрио (Большой Козел) с целью его дальнейшего изгнания.


6. Иногда они возвращаются

Мексиканский аналог Хэллоуина - Día de los Muertos, или День мертвых. Отмечается в начале ноября. Традиция чествовать мертвецов перешла к мексиканцам от ацтеков. Посление хранили черепа предков у себя дома и пару раз в год устраивали застолья для ушедших в мир иной. В день мертвых в Мексике принято посещать кладбища и накрывать стол для умерших. Считается, что мертвые могут заглянуть в гости к своим родственникам. Поэтому мексиканцы готовят специальные угощения и накрывают стол специально для своих почивших предков. Еще одной важной традицией Día de los Muertos является маскарад «мертвых»: жители Мексики наряжаются в чертей и привидений и таким образом приветствуют покойников.


7. А иногда они остаются…

Праздник победы добрых духов над злыми. Отмечается каждый год с конца октября по начало ноября. Считается, что в течение десяти праздничных дней все боги во главе с главным божеством Сангхьянг Види сходят на землю и присоединяются к людям. Духи умерших предков также принимают участие в торжествах, и к их приходу готовятся заранее. Балийцы устанавливают рядом с домами небольшие алтари с подношениями умершим родственникам. В конце праздника проводится обязательный обряд изгнания «засидевшихся» в этом мире предков. В противном случае, по мнению балийцев, те могут задержаться на земле до следующего Галугана.


8. Похороненные заживо

29 июля в галисийском городе Понтеведра жители кладут в гробы живых людей, а затем устремляются в траурной процессии к дверям храма, возведенного в честь Марии Магдалены. Затем «покойников» отпевают. Интересно, что в качестве «мертвецов» выступают люди, пережившие клиническую смерть. После этого «живых покойников» несут на местное кладбище, где едва ли не зарывают в могилу, но в последний момент останавливаются - и процессия отправляется назад. Праздник символизирует возвращение из мира мертвых в мир живых.

Одним из моих любимых вариантов изображения черепа всегда был стиль Калавера. Блин, ну это реально круто! Если кого-то и пугают обычные мрачные черепушки, то веселенькие размалеванные калаверы не могут не вызывать симпатии. Сегодня черепа, разрисованные в этом стиле, – это модный тренд. Их можно увидеть на одежде или татуировках, модно устраивать фотосессии с соответствующим макияжем. Собственно, приветствую все эти проявления. А если кто-то из милых дам, рисуя калавера на своем лице, вдруг задумается, что это вообще означает, то эта статья придется им весьма кстати. А началось все в далекой Мексике…

День Мертвых

В переводе с испанского калавера означает, как ни странно, «череп». В Мексике он является символом Дня Мертвых, к которому там относятся с большим почетом. День Мертвых появился в результате слияния двух культур – испанской и индейской. Конкистадоры, понаехавшие из Старого Света, пытались всячески искоренить культуру майя и ацтеков и привить им свои традиции.

Среди навязываемых католических праздников были День Всех Святых и День Поминовения Усопших, приходившиеся на 1 и 2 ноября. Во время празднования среди прочего предполагалось делать пожертвования и подношения к церковным алтарям. По идее это должно было помочь душам умерших сократить сроки невеселого времяпровождения в чистилище и поскорее отправиться в рай.

Однако прожженные язычники индейцы восприняли все на свой лад. До покорения европейцами у них, естественно, были свои ритуалы, связанные с костлявой. У них было два праздника, названия которых лучше не пытаться выговорить, – Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Во время первого чествовали умерших детей, а во время второго – взрослых.


Результатом такого смешения стали два праздника, которые до сих пор отмечаются в Мексике, — День Ангелочков (Dia de los Angelitos) и День Мертвых (Dia de los Muertos). Они празднуются 1 и 2 ноября и тоже разделяются по возрастному признаку. Вместо пожертвований в церковь индейцы стали подносить дары самим умершим.

Так как смерть в представлении мексиканских индейцев считалась светлым началом в День Мертвых принято шуметь и веселиться. Считается, что в ночь с 1 на 2 ноября души умерших возвращаются погостить у своих близких. Поэтому мексиканцы часто собираются семьями или общинами и проводят время на кладбищах.

По традиции в это время устраиваются ярмарки и праздничные шествия, обязательным атрибутом которых является Калавера Катрина – скелет в женской одежде, украшенный цветами и красками. Многие считают, что она стала воплощением богини смерти Миктлансиуатль (я даже не пытаюсь написать это имя, тупо копирую), в честь которой древние индейцы принесли не одну тысячу человеческих жертв.

Другая теория ссылается на мексиканского иллюстратора Хосе Посада, жившего в конце 19-го – начале 20-го столетия. Посада стал основоположником серии карикатур, на которых все слои тогдашнего мексиканского общества изображались в виде скелетов. Основной идеей Посада было то, что не зависимо от твоего положения, роли в обществе и уровня достатка, всех нас ждет один и тот же конец, и перед лицом смерти все мы равны.

Одной из самых известных его работ является гравюра «Катрина». На ней изображен женский скелет в модной, украшенной цветами шляпке, которую могли себе позволить только представители богатых сословий. Само слово «Катрина» в переводе с испанского означает «франт». Якобы эта гравюра и является прообразом этой Катрины Калавера.


Калавера Катрина. Цинковая гравюра Хосе Посада

Не знаю, какая теория верна, но вторая мне импонирует больше. Украшая свой облик символикой Калавера, будьте проще, человечнее что ли, не расстраивайте Леонида Аркадьевича. Как бы ты не выряжался и не пыжился, каким бы важным себя не чувствовал, это не сделает тебя особенным в глазах костлявой. И в этом я полностью поддерживаю взгляды Хосе, мать его, Посада.