Одношаговый кракелюр без кракелюрного лака. Одношаговый кракелюр — первое знакомство

Кракелюр – это искусство не естественного состаривания, включающая в себя то, что в слое краски формируются миниатюрные трещинки. Поверхность, покрытая таким лаком, приобретает интересную красивую структуру.

Это достигается, благодаря использованию специальных лаков, наносимых на поверхность предмета.

Лаки, используемые в технике кракле, бывают двух основных типов:

  1. Одношаговый (однофазный) – отлично подходит для начинающих, для тех людей, кто только начал заниматься подобной техникой. Данный кракелюр внешне выглядит, как потрескавшаяся поверхность эмали, через него виднеется первый слой или основа.
  2. Двухшаговый (двухфазный) более сложен в нанесении, но в то же время, он более красив, трещинки образуются в самом лаке, что позволяет не перекрывать ранее нанесенное изображение, что позволяет его использовать на разных поверхностях.

При использовании одношагового лака, сначала необходимо нанести грунтовку, дождаться ее высыхания, потом следует нанести краску. Сверху наносится лак и, не доводя до полного высыхания, сверху наносится краска, после наносится какой-либо рисунок.

Если используется двухшаговый лак, то сначала поверхность покрывается шеллачным лаком, его следует наносить в 2-3 слоя, дожидаясь высыхания каждого слоя.

После высыхания, изделие сверху покрывается двухшаговым кракелюрным лаком, после его высыхания получившиеся трещины затираются масляной краской, пастелью и т.д. Сверху снова наносится рисунок и шеллачный лак для закрепления.

Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа

Все кракелюрные лаки, применяемые в технике декупаж, разделяются на два основных вида: одношаговый или однокомпонентный и двухшаговый или двухкомпонентный. Разница между двумя видами лака состоит лишь в том, что один лак однокомпонентный, наносится между слоями краски. А двухкомпонентный лак наносится на слой шеллачного лака, потом следует его затирка, приклеивание изображения и слой обычного лака.

Иногда двухкомпонентные лаки наносятся непосредственно на подготовленный и приклеенный рисунок, создавая таким образом эффект старины.

Такие лаки можно купить в специализированных магазинах, их существует довольно много видов, поэтому перед покупкой стоит немного ознакомиться с их ассортиментом и характеристиками.

Чтобы правильно нанести такие лаки, следует придерживаться определенной техники:

  1. Однокомпонентный лак наносится тонким слоем на подготовленную поверхность с использованием мягкой колонковой кисти. Наносить следует так, чтобы не оставалось следов от кисти, после чего необходимо дождаться высыхания слоя.
  2. При нанесении двухкомпонентного лака следует учитывать, что он может быть очень липким, и поэтому не следует касаться его пальцами, чтобы не оставить отпечатки и также следить, чтобы не попала пыль на него. Второй слой наносится после того, как первый почти высох, и после этого изделие должно просохнуть, в соответствии с инструкцией к такому типу лака.

Одношаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс

С тем, чтобы научиться делать декупаж своими руками, стоит поучиться у более опытных людей или, посмотреть видео на тему мастер-класс по декупажу, такое видео позволит понять все более детально. Одношаговый кракелюр считается одним из сложных элементов, применяемых в декупаже, но в то же время, это яркая и выразительная техника, и предметы, выполненные с помощью нее, смотрятся достаточно необычно.

Одношаговый кракелюр представляет собой трещинки в слое покрытия, через которые видна нижележащая поверхность.

С тем, чтобы добиться такого эффекта следует предпринять следующие шаги:

  1. Выполняется грунтование заготовки, потом, когда она высыхает, наносится краска на те места, где предполагается нанесение кракелюрного лака. Краску нельзя наносить дважды, и нужно стремиться покрыть как можно большую площадь. После того как лак подсох, на него наносят краску основного цвета, и ждут ее высыхания.
  2. После этого, можно приступать к нанесению рисунка, можно использовать фотографии, закрыть поверхность красивыми салфетками или какими-либо рисунками. После этого, можно приступать к лакировке обычным лаком.

При такой технике, есть одно важное условие, это необходимость правильно комбинировать набор кистей, слои краски и просушку каждого слоя.

Пожалуй, ни в одной технике одношагового кракелюра нет столько условий и особенностей, как в других техниках декупажа, но зато и эффект будет более интересный и красивый.

Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер класс

Двухшаговый кракелюр является наиболее распространенной техникой в декупаже. Он представляет собой трещинки в слое лака на готовой поверхности, например, на стекле, дереве, металле и даже мебели.

Как правило, двухшаговый кракелюр продается в комплекте, состоящем из двух баночек, один компонент наносится на другой.

При этом верхний слой растрескивается, и чтобы трещины были хорошо заметны, их затирают разными затирками.

Чтобы декупаж получился качественным при такой технике, следует воспользоваться советами, пошагово выполнять следующее:

  1. Заготовка должна быть уже практически полностью готова, с нанесенным на нее рисунком, при этом желательно, чтобы она была уже залакирована, причем должно быть несколько слоев лака.
  2. Далее на поверхность наносится первая часть кракелюрного лака, следует его подсушить согласно инструкции, причем желательно сушить до неполного высыхания. После этого наносится вторая часть состава, и также нужно ждать до тех пор, пока не появились трещины. После этого, выполняется затирка трещин, и все изделие лакируется.

Двухшаговый кракелюр может быть на водной основе или нет, отдавать слегка желтизной или быть полностью прозрачным и т.д. Постепенно, с приобретением опыта, человек будет работать с 2-3 видами такого лака.

Декупаж с кракелюром на бутылку пошагово

Для создания красивого декупажа, понадобятся определенные материалы и инструменты, материалы можно купить, как в обычных магазинах, например, акриловые краски и грунты, так и в специализированных, в частности, кракелюрные лаки.

Также понадобятся мягкие широкие кисти, губки и т.д., и поверхность, на которой будет выполнена вся работа, например, бутылки:

  1. Бутылку следует вымыть, убрать все наклейки, после ее следует загрунтовать, выждать, пока высохнет грунт. После этого, ее следует покрасить краской акриловой или водоэмульсионной выбранного цвета, краску можно наносить, как губкой, так и кистью.
  2. Наносить однокомпонентный слой лака лучше всего с помощью губки, нужно дождаться, когда лак подсохнет, и нанести краску ровным широким слоем. Когда краска высохнет, бутылку следует покрыть слоем обычного лака.
  3. Рисунок из салфетки или из печати следует сбрызнуть лаком для волос, расправляется пленка, и рисунок накладывается лицевой стороной на нее. Пленка вместе с салфеткой накладывается на бутылку, после из под салфетки выгоняются пузырьки воздуха. После пленка убирается, и рисунок покрывается аквалаком, а потом и вся бутылка в несколько слоев. Таких красивых бутылок можно наделать большое количество.

Когда человек научится пользоваться всеми техниками декупажа с кракелюром, и будет уверено наносить краски, лаки, приклеивать изображение и выдерживать определенную стилистику, он сможет сделать множество интересных и красивых работ.

Как пользоваться кракелюрным лаком для декупажа

Кракле – это одна из техник, которая имитирует старение какой-либо вещи, например, для того, чтобы сделать красивые шкатулки или для обработки тарелки или нескольких тарелок. Для этого используются разнообразные лаки, которые бывают двух типов: однокомпонентный и двухкомпонентный. Для каждого лака применяется своя техника и определенный лак. Заменить специальный лак для техники кракле обычным невозможно, так как он не даст необходимого эффекта.

Но, несмотря на это, при применении лаков, есть свои определенные хитрости:

  1. На поверхность следует нанести краску, дождаться ее высыхания, а после, на нее следует нанести лак, который следует наносить широкой мягкой кистью, а тем, кто начинает впервые заниматься данной техникой, следует воспользоваться поролоновой губкой.
  2. После того как первый слой подсохнет, следует нанести второй слой, если лак двухкомпонентный. Если лак однокомпонентный, то достаточно одного слоя, но нанесенного густо. Лак можно наносить в разных направлениях кистью или губкой, получая разные узоры.

Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс (видео)

Большой плюс такой техники в том, что ее может освоить любой человек за относительно короткое время, но при этом необходимо постоянно экспериментировать, делать, как прямой декупаж, так и обратный.

Термином «кракелюр», который произошел от французского слова «craquelure», обозначают трещинки на поверхности, присутствие которых придает ей налет старины. Сама методика создания подобного эффекта носит название «кракле». Кракле часто используют в тех случаях, если поверхность предмета надо искусственно состарить . Подобный способ нередко применяют в технике декупажа, а также для реставрации мебели и различных предметов быта .

Добиться эффекта старины на поверхности можно, используя специальные кракелюрные лаки. Однокомпонентный кракелюрный лак - одна из разновидностей лака, которая применяется для одношагового кракелюра. Для того чтобы состарить поверхность с помощью данного средства понадобятся следующие материалы: акриловая краска, поролоновая губка или кисть, а также сам лак, который есть разных производителей. Перед началом работы с кракелюрными лаками обязательно прочитайте инструкцию. Для илюстраций я использую средство для создания кракелюра «Хобби-Лайн», производитель Кройль, Германия.

Процесс работы в технике кракелюра с использованием однокомпонентного лака начинается с того, что на очищенную поверхность наносят слой акриловой краски. Следует учитывать, что именно ее цвет после окончания всех этапов работы будет виден сквозь образовавшиеся трещины. Если же цель работы показать неокрашенный вид обрабатываемой поверхности, то можно сразу же приступать к покрытию ее лаком. Однокомпонентный каркелюрный лак накладывают достаточно густым слоем, но только после того как краска хорошо высохнет. Новичку в этом деле для данного процесса лучше всего использовать поролоновую губку, так как кисть, как правило, более удобна для профессионалов.

После того, как лак подсохнет (лак не берётся на палец, но остаётся немного липким), на него наносится еще один слой краски, на котором по истечению нескольких минут появляются трещинки. Форма и размер трещинок зависит от толщины нанесённого лака. Также имеет значение направление нанесения краски. На фото внизу краска нанесена кистью в одном направлении.

Если краску наносить неширокой кистью в разных направлениях, то получится такая поверхность:

На поверхность нанесена краска с помощью поролоновой губки. Слева на фото - кракелюрный лак не очень подсох и лип к пальцам, а справа - подсох больше и картинка на поверхности изменилась после нанесения краски.

Заключительный этап работы - дополнительное покрытие поверхности обычным акриловым лаком, который защитит ее и придаст обрабатываемому объекту законченный вид. Но не каждый кракелюр можно покрывать акриловым лаком.

Итак, подведём итоги.

1.Порядок получения кракелюра на поверхности такой: нанесение краски на поверхность - полное высыхание краски - нанесение кракелюрного лака - высыхание лака до отлипа - нанесение краски.

2.Первый и второй слой краски должны быть контрастны по цвету, чтобы четко проявились трещины.

3.Краску, которая наносится на кракелюрный лак, берём только матовую. Глянцевая краска и металик не дадут нужного эффекта трещин.

4. Нанося второй слой краски, не проводить кистью дважды по одному и тому же месту.

5.От толщины нанесённого кракелюрного лака будет зависеть размер трещин на поверхности. Чем влажнее лак, тем крупнее трещины.

Если планируете использовать однокомпонентный кракелюр в декупаже, то сначала наносится тёмная краска, потом однокомпонентный кракелюр, дальше светлая краска и салфетка.

При обратном декупаже на стеклянную поверхность с обратной стороны приклеиваем салфетку лицевой стороной вниз.

Когда клей хорошо высохнет, наносим однокомпонентный кракелюрный лак, который также просушиваем до отлипа (он должен быть липким, но не оставаться на пальцах).


На кракелюрный лак наносим светлый акрил. Светлый цвет проявит рисунок на салфетке. Хорошо просушиваем.

Теперь наносим акрил того цвета, который хотим видеть сквозь трещины с лицевой стороны изделия.

В данном примере сквозь трещины просвечивается коричневый акрил.

А еще я покажу, как у меня не очень хорошо вышло вживление, а точнее как ужасно это получилось и почему. Не всегда же выходит все гладко как по маслу, бывают и такие случаи, когда что-то не получается. Вот собственно моя история.

Идея декора

Жила у меня такая заготовка-шкатулка фолиант. Однажды родилась идея и была она такова.

Основание шкатулки покрасить в тепло-коричневый цвет, а на верхней части, т. е на крышке сделать вживление в дерево. Картинка у меня была на белом фоне с красивой лошадкой, и думаю, если бы у меня получилось осуществить свою идею, то было бы ощущение, что лошадка нарисована на деревянной поверхности. Эх, смотрим что получилось.

Для имитации листов книги, я провела обжиг газовой горелкой и технику браширование. Верхнюю часть заклеила молярным скотчем, чтобы не испачкать, пока буду тонировать нижнюю часть.

Прокрашиваю основание, включая брашированную часть шкатулки.

После просушки ошкуриваю. Получился вот такой красивый благородный цвет.

Декупаж

Перед вживлением картинки, как правило, необходимо подготовим поверхность.

В этом случае ее покрываю 2-3 слоями акрилового лака и шлифую наждачной бумагой №800-1000.

Наклеиваю распечатку методом вживления.

Подробно как это сделать правильно можно подглядеть .

Вот какая бяка получилась на этой работе.

Сняв полностью бумажный слой и покрыв влажную поверхность акриловым лаком, картинка все равно осталась мутной, словно покрытая белой пеленой. Бумажного слоя на ней точно нет.

Ошибкой было то, что здесь я применила фотобумагу. Какую именно я уже сейчас не помню, но с ней я больше не экспериментирую. Для вживления картинки применяю только распечатки на офисной бумаге. Как выбрать принтер для декупажницы Марат очень подробно описал в этой статье .

Выход из ситуации был таков. Ошкурив всю поверхность и покрыв акриловым грунтом, наклеила истонченную распечатку.

Края обжигаю газовой горелкой и покрываю 2 тонкими слоями акрилового лака.

Двухшаговый кракелюр

1 шаг. Лак патинирующий (№678) на основе органических растворителей темно-желтого цвета. Наносится кистью.

Часто водить по лаку не нужно. От частых мазков кистью лак не успеет растечься и начнет подсыхать полосами. Если он загустел, можно добавить в него чуть-чуть уайт спирита и очень хорошо перемешать. Сушиться 1 шаг до липкости (от 1 до 3 ч.).

Т. е это, то состояние лака, когда он еще липкий, но при этом он не пачкает пальцы. Или, грубо говоря, то состояние, когда по лаку “можно пробежаться мокрыми ногами” и не оставить следов. Нет, нет бегать по лаку не нужно, просто тронем в каком-нибудь уголочке пальцем и посмотрим, остается ли на пальце состав. Если нет, но поверхность липкая — это тот самый момент, когда нужно наносить второй шаг.

2 шаг. Кракелюрный лак(№688) –состав на водной основе светло желтого цвета.

Наношу его сначала кистью, а затем втираю в поверхность пальцами до того момента, когда пальцы уже перестают скользить по поверхности.

Оставляю до полного высыхания и проявления трещин. Феном не сушить, получите мелкую сеточку.

Я сушу работу в ванной. Там нет сквозняков и влажно.

В трещинки втираю масляную краску, но можно их проявлять и сухим пигментом (пастель, тени, пигментный порошок).

Как смыть второй шаг? Держим работу под струей воды комнатной температуры. Вы заметите как желтизна будет немного исчезать, но не полностью, т.к первый шаг тоже не много желтит.

Пальцами помогать ни в коем случае нельзя. Задев масляную краску, получите очень грязную работу.

Вот такие выразительные трещинки получились.

После полной просушки покрываю алкидным матовым лаком.

Края немного запатинировала битумным лаком. Внутри обшила шкатулку бежевой бархатной тканью и получилась вот такая “старинная” вещь.

Пусть мой опыт с вживлением картинки поможет начинающим декупажницам избежать ту ошибку, которую совершила я и пусть у вас получатся самые красивые трещинки на ваших работах. Буду рада вашим комментариям. До скорой встречи, пока, пока!


В этой статье я постараюсь помочь вам систематизировать те знания о применении кракелюрных составов, которыеу вас уже есть, а именно:

Где, когда и какой стоитделать кракелюр;

Какие бывают кракелюрные составы и как с ними работать;

Чем затирать трещины;

И дать несколько советов,проверенных на собственном опыте.

Где, когда и какой стоитделать кракелюр.

Посмотрите на работыопытных мастеров. Несмотря на то,что кракелюр на их работах безупречен,применяют его не так часто. И дело не в том, что его сложно делать.Поверьте, что для опытной декупажницы сделатькачественный кракелюр не составит труда.Так в чём же дело?А всё довольно просто.Ни одна, даже очень искусно выполненная вещь не доставит эстетического удовольствия, если в ней чувствуется фальшь.И эту фальшь бессознательно почувствует любой человек, даже не имеющий никакого художественного образования.

Поэтому, собираясь делатькракелюр,прежде всего,решите,уместен ли он будет на вашей работе.А для этого давайте вспомним,что же такое кракелюр.Для этого достаточнозаглянуть в Википедию- «Кракелюр (фр craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи».Причёмдля образования таких трещин произведение живописи должно прожить довольно долгую жизнь. Вариант, когдасовременный художник пользовался некачественными красками, потрескавшимися на второй день - рассматривать не будем.

Из вышесказанного следует, что кракелюрная сеткавсегда будет смотретьсянеестественно на фотографиях, карандашных и акварельныхрисунках. И, конечно же,на картинках,с современной тематикой.

Но и тут есть свои тонкости и исключения.При применении разных кракелюрных составов, кракелюрная сетка так же получается разная. Да иманипулируя одним и тем же составом можно получить различный кракелюр.

Для себя я, например, кракелюр делю на две группы - имитирующий и декоративный.Желая придать поверхности состаренный вид - предварительно просмотрите побольше фотографий антикварных или просто достаточно старых предметов и произведений искусства.И я уверена, вы очень быстро поймёте какой кракелюр надо стараться сделать.Например, если используемая в декупаже картинка является репродукцией какой либо картины, то и кракелюрная сетка должнабыть похожа на ту, что появляется на подлинных произведениях искусства. Вид такой сетки можетиметь довольно значительные различия, т.к. зависит от качества краски, толщины её наложения и ещё ряда не менее важных причин. Начинающим декупажницам иногдабывает сложно определитьсякакая кракелюрная сетка будет более уместной на их работе.Для начала ябы посоветовала нарепродукциях картин делать кракелюр, которыйоднозначно может покрыватьнастоящие картины. Вот, например, сравните как выглядит кракелюрная сетка на картине нидерландского живописца15 века Яна ванЭйка и кракелюр сделанный на моей работе. Практически нет разницы.

Конечно, кракелюрная сетка на картинах может быть и мельче и крупнее. Трещины более тонкими и более широкими.Но согласитесь, что на репродукции картины, вот такой кракелюр будет выглядеть совершенно неестественно. А ведь это тоже кракелюр и очень хороший, и интересный. Только вот в том определение кракелюра из Википедии, которое было приведено выше, последнее слово в «живописи» не совсем уместно. Не исключаю, что произведение живописи может покрыться такой кракелюрной сеткой, но только у очень неумелого художника. Вот именно такой кракелюр я и отношу к группе декоративных. Если для состаривания работы на мой взгляд, он не очень подходит, то как декоративный фон его можно использовать с большим успехом.

Эта работа, найденная мною в сети наиболее ярко это иллюстрирует.Кракелюр великолепный, но это не состаривание, а просто очень интересный и красивый фон.

А вот такие трещины на поверхности, имитирующей фарфор или керамику, предадут работе состаренный вид.

Какие бывают кракелюрные составы.

Кракелюрных составов (лаков) в настоящее время существует огромное множество.Но все они делятся на две группы - однокомпонентные и двухкомпонентные. Более привычное, но менее правильное название одношаговые и двух шаговые.

При применении однокомпонентного состава, на подготовленную поверхность наносится краска основа, которая будет просматриваться сквозь трещины.После полного высыхания краски, нужно нанести кракелюрный лак.При загустении, водный лак можно слегка, не более 5% от объёма, развести водой.Чем толще слой лака, тем крупнее трещины.После высыхания лака,сверху наносится краска, контрастная по цвету первому слою краски. Краска наносится отдельными мазками. Повторно по одному и тому же месту мазки делать нельзя.
По мере высыхания она будет покрываться трещинками, через которые видно первый слой краски. Поэтомуникакого применения затирок не требуется. Для получения хаотичных трещин, краску можно наносить спонжем.

Когда второй слой краски полностью высохнет, его надо покрытьакриловым лаком инаклеить выбранную картинку. Есликлеитьсветлую салфетку, то трещинки будут хорошо через неё видны.

Одношаговый кракелюр можно делать как при прямом, так и при обратном декупаже. При обратном декупаже порядок работы несколько другой. На поверхность сначала наклеиваетсякартинка. Затем, свободная поверхность покрывается кракелюрным лаком.После его высыхания, наносится первый слой краски, который будет основным фоном и на котором образуются трещинки.На моей тарелочке это чёрная краска. Когдапервый слой краски полностью высохнет, наносится второй слой, который и будет видно сквозь трещины первого слоя.

Все одношаговые лаки мало чем отличаются друг от друга и принцип работы с ними один и тот же.

А вот кракелюрный составКреал Кракле,хотя и состоит из двух компонентов, но может при желании использоваться и как одношаговый.

К однокомпонентным кракелюрным составамтак же относятся фацетные лаки и различныеструктурные пасты с эффектом кракле. Они бывают различных цветов и наносятся на поверхностьмастихином. После высыхания создают рельефную поверхность, покрытую кракелюрной сеткой. Величина трещин зависит от толщинынакладываемого слоя.

Двухкомпонентные кракелюрные составы.

Если в случае однокомпонентных кракелюрных составов происходит растрескивание красочного слоя, топри использовании двух компонентного- растрескиваетсялак, применяемый, как второй шаг. Это позволяет сделать кракелюр непосредственно на картинке. Невозможно в одной статье подробно рассказать обо всех кракелюрных составах, да думаю инет такой необходимости. Вообще купив какой-то новый незнакомый для вас состав, прежде чем приступатьк работе с ним, внимательно изучите инструкцию на бутылочках, если она есть.Но даже в этом случае найдите всети хотя бы пару рекомендаций по работе с этим составом. Причём как я уже не раз писала,это должна быть информация, размещённая на серьёзных декупажных сайтах и исходящая от опытных декупажниц. И обязательно читайте комментарии к таким сообщениям.

Хотя в работе с каждой кракелюрной парой есть некоторые отличия, есть ряд правил общих для многих кракелюрных составов. Чем лучше подготовлена поверхность(нанесено достаточное число слоёв лака с промежуточной шлифовкой), тем лучше получится кракелюр. На подготовленную поверхность наноситсяпервый шаг. В некоторых случаях, как например, с парой шеллак+гуммиарабик, наносится несколько слоёв первого компонента, с промежуточной просушкой.

Обычно на бутылочках указано время сушки. Но не советуюруководствоваться этой информацией.На время сушки значительно влияет температура и влажность воздуха в помещении. Асостояние первого слоя на момент нанесения второго, является определяющим условием для получения хорошего кракелюра. Второй слой надо наносить, когдапервый слой остаётся ещё слегка липким, но от прикосновения к нему пальцем не остаётся следов.

Толщину трещин и размер кракелюрной сетки можно значительно регулировать, как толщинойнаносимых слоёв, так и температуройсушки.

Трещины иногда начинают образовываться буквально через 10-15 мин. Иногда для их образования нужно определённое время. Когда трещиныстанут такими, как вы хотели - их можно затирать. Как и чем затирать я расскажу ниже.

Для ряда кракелюрных составов, после затирки, второй шаг лучше смыть. Почему-то именноэто действие вызывает у начинающих декупажницстрах.Конечно, можно не смывать, а покрыть работу финишным не водным лаком. Но я рекомендую смыть второй шаг. Это совсем не сложно, а работа станет намного аккуратнее.

Смывать надо под несильной струёй проточной воды, комнатной температуры.Почему-то обычноне рекомендуют прикасаться руками к работе. Я же всегдасмываювторой шагслегкапомогая пальцами.Тереть,конечно, нельзя, но поглаживающие движения только помогут смытьвторой слой быстрее. Да ипроводя по работе пальцами,вы можете быть уверены, чтолак смылся полностью. Главное не бойтесь. Мне, например,ни разу не удалось испортитьработу, смывая второй слой. Затем работу можно промокнуть мягкой тканью или дать высохнуть естественным образом.Сухую работу покрываетелюбым акриловым лаком.

Чем затирать трещины.

Казалось бы простой вопрос.Но, тем не менее, именноиз-за неправильной затирки можно испортить работу.Полностью согласна с авторами, которые пишут, что затирать можно не масляной пастелью, битумом, масляной краской, различными металлизированными порошками. Но, дело в том, что для разных кракелюрных составов необходимо использовать разные затирки. Затирка должна не смыться,когда вы будете покрывать работу финишным лаком или смыватьвторой шаг. А также, не должна испортить вашу работу,повредив лаковый слой.

Таккак же определить какая затирка нужна в каждом конкретном случае?

Затирать трещинкинепосредственно пастельюили металлической пудройможно при использовании кракелюрных пар у которых первый шаг остаётся липким, на момент затирки. Пастель или пудраприлипнув к нему, и не смоются. Если первый шаг высыхает полностью затирать ими трещинки нельзя. В ся затирка смоется вместе со вторым слоем или при покрытии финишным лаком. Поэтому в этом случае уместнееиспользовать битум. Но только не битум на водной основе.Если вода легко смываетлаки, наносимые в качестве второго шага, тои битум на водной основене затрёт трещины, а просто размажет лак. А вот битумным лаком на смолах - затирайте спокойно.Нони в коем случае не стирайте излишки битумавлажной тряпкой. А если надозатереть трещины на тёмном фоне?Битум тёмный,а ни пастель, ни порошок не подходят.Я делаю следующим образом- еслидля затирки беру пастель, то предварительно затираю трещины льняным маслом, а затем пастелью.Если затирать собираюсь металлизированными порошками, то предварительно затираю битумом, а уже порошком поверх него.В таком сочетании и пастель и пудра хорошо фиксируются.

Если же для затиркибудете использовать масляные краски, то после затирки работе обязательно надо дать просохнуть не менее 12 часов.

Купив кракелюрный состав, которым вы ещё не пользовались, обязательно напробнике проверьте, какая затиркаиз перечисленных вышек немубольше подходит.

Хочу посоветовать - не пытайтесь запомнить кучу информации по работе с разными кракелюрными составами, а поймите общие

Обзор: Виды двухшаговых кракелюрных лаков и как эти лаки работают

Двухшаговый кракелюр , представляет собой образование трещинок на поверхности декорируемого изделия - трещинки выглядят, как сетка на самом изображении. Для создания двухшагового кракелюра используется двухшаговый (два компонента)(две баночки с лаками) кракелюрный лак .

Принцип работы таков: на подготовленную поверхность изделия наносим ШАГ 1, даем подсохнуть до "отлипа", затем наносим ШАГ 2 и высушиваем полностью. После полного высыхания образуются трещины, их нужно затереть наполнителем. В качестве наполнителя можно использовать: пигмент, масляную краску, битум, сухую пастель, тени для век, и т.п. Последний этап работы - это покрытие поверх трещинок слоем (или несколькими слоями) закрепляющего лака. Можно использовать, например, акриловый лак на водной основе. В некоторых парах второй шаг нужно смыть водой.

Самые распространенные двухшаговые лаки , которые используют в декупаже:

  • "Нитяные кракелюры" - фирма АКРИЛАНАС (Литва)
  • Creall-Cracle - фирма Havo (Голландия)
  • Лак шеллачный + лак кракелюрный ТАИР - фирма ТАИР (Россия)
  • Maimeri № 678 + № 688 - фирма Maimeri (Италия)
  • Maimeri IDEA Decoupage 753 + 754 - фирма Maimeri (Италия)
  • IDIGO - фирма IDIGO (Италия)
  • Stamperia CRACKLE Sottile - фирма Stamperia (Италия)
  • ARS Hobby (крупный) - фирма ARS Hobby (Россия)

Теперь подробнее рассмотрим, как эти лаки работают на поверхности.

Двухшаговый лак "Нитяные кракелюры" - фирма АКРИЛАНАС (Литва)

Двушаговый кракелюрный лак "Нитяной Кракелюр" от производителя АКРИЛАНАС предназначен для создания эффекта особо тонких трещин .
Нанесите на декорируемую поверхность ШАГ1 и дайте высохнуть при комнатной температуре около 3-4 часов. Затем нанесите ШАГ2. Для полного проявления трещин понадобится около 3-12 часов. Затем трещины необходимо затереть порошком металлик. Размер трещин зависит от толщины наносимых слоев.
Смойте верхний слой лака с помощью мягкой губки.
После высыхания покройте защитным лаком.

Из опыта дизайнера-декоратора Татьяны Гордеевой:
Я попробовала действовать строго по инструкции. На последнем этапе затерла порошком-пурпурином, далее начала смывать. В итоге из трещинок все стало вымываться. Вдобавок ко всему полностью все смыть не удалось, остались остатки в виде отслаивающегося кракелюра - с затертыми трещинками...
Начала все заново. По инструкции нанесла Ш1, затем через 3 часа Ш2 - достаточно густо. Оставила на ночь. Наутро затерла трещинки битумом . Излишки сняла эмульсией для снятия излишков битума. И поверх покрыла спиртовым лаком от Decomania (можно и другим не водным), после высыхания на всякий случай покрыла еще одним слоем спиртового лака. В итоге - красивые трещинки приятного размера - см. фото.


Цена - примерно 480 руб. за пару.

Двухшаговый лак Creall-Cracle - фирма Havo (Голландия)

Двухшаговый кракелюрный состав Creall Crackle от голландского производителя Havo. Оба компонента на водной основе. Этот состав отлично подходит для начинающих мастеров, так как не требует никаких навыков при использовании. Еще одним значительным плюсом служит то, что второй шаг не нужно смывать. После высыхания лак не липнет. После использования кисти промываются водой.

Нанести на подготовленную поверхность ШАГ1, дать высохнуть до отлипа (примерно 30 мин.), нанести ШАГ2. Полностью высушить (несколько часов). Втереть пигмент, сухую пастель, масляную краску, битум, сухие тени или серебрянку (золотянку). Быстро вытереть лишнее.

Размер трещин зависит от толщины второго слоя и от способа нанесения.

Объем - две емкости по 80 г.
Цена - примерно 400 руб. за пару.

Лак шеллачный + лак кракелюрный - фирма ТАИР (Россия)


Нанести на поверхность лак шеллачный с помощью губки. Подождать до полного высыхания (10-15 мин.). Нанести второй слой лака шеллачного и не дожидаясь полного высыхания нанести лак кракелюрный. Через 3-4 часа будут появляться трещины. Проявить трещины можно с помощью масленой краски - ее втереть в тещины, излишки сразу же убрать сухой тряпочкой.

Если лак шеллачный неочищенный (неосветленный), то он тонирует работу и придает ей цвет патины. Уточняйте у продавца осветленный или не осветленный шеллачный лак!
Аналог пары компании Esprimo. Придает старинный вид изделиям.


Цена - примерно 300 руб. за обе баночки.

Двухшаговый лак - Maimeri № 678 + № 688 - фирма Maimeri (Италия)


Трещинки образуются несовместимостью двух продуктов: первого (патинирующего лака №678) - на основе растворителя, второго (кракелюрного лака №688) - на водной основе.

Лак (№678) 1 шаг наносим, сушим до лёгкого отлипа, для более глубоких трещин можно нанести шаг 1 два раза.
Наносим 2 шаг (№688), даём высохнуть самостоятельно (примерно 3 часа) и в трещины втираем битум или масляную краску, затем смываем верхний слой лака душем (для эффекта старины можно не смывать). Готовые трещинки фиксируют отделочным лаком (не водным!) (например патинирующим лаком №678).

При работе с этой парой важно соблюдать ряд условий:
- 1 шаг нельзя высушивать полностью – он должен быть слегка липким.
- Для получения более крупных трещин второй шаг должен сохнуть при более низкой температуре и высокой влажности.
- Наносить шаги надо без потеков, равномерно!

Инструкция от пользователей.
Работать с этим лаком можно двумя способами. Всё зависит от того, какой результат вы хотите получить и как вы привыкли работать.

Вариант 1: Наносим первый слой равномерно, без потеков и не тонко. Даём подсохнуть. Проверяем на отлип. Когда почти не липнет к пальцам наносим второй слой. Даём ему высохнуть. Минимально 30 мин, максимально 3 часа. Затираем пастелью или тенями. При этом способе можно смыть, пастель останется, т.к. она прилипнет к первому слою. Для этого мы и пробуем на отлип. Одна из больших ошибок при работе с этим лаком - это дать полностью высохнуть первому слою, тогда пастели просто не за что будет зацепиться.

Вариант 2: Наносим первый слой равномерно, без потеков и не тонко. Даём полностью высохнуть. Можно дать часа 4 или даже больше. Потом наносим второй слой и оставляем сохнуть на ночь. Затирать в этом случае надо маслом или битумным лаком. Оставить сушит желательно на ночь. Тогда масляная краска высохнет. Потом можно смыть, аккуратно помогая пальцами, а можно и оставить. Если оставить будет присутствовать эффект желтизны. Иногда это даже украшает работу. Финишным слоем лака тоже не стоит покрывать сразу, нужно дать высохнуть масляной краске.

Нужно убедится, что во втором шаге лака нет прогалин и он лёг ровно, тогда можно идти и мыть. Нижний слой остаётся ещё липким и масляная краска держится на нём замечательно. Но если втирать масло по истечении определённого промежутка времени, то нижний слой лак высыхает и масляная краска не задерживается на нём, а благополучно смывается - растворяется вторым шагом лака (хотя по сути 2-ой шаг и не является лаком). Нужно выдержать краску до смывания хотя бы сутки, можно и дольше, до трёх суток. Самое интересное, что всё это время образуются новые трещинки. Только потом, после определённого времени, можно мыть и желательно ледяной водой, масляная краска не смывается и трещины остаются на месте.

Иногда при работе с этими лаками хороший кракле получается только в холоде. Час просушки между первым и вторым слоем, сутки просушки второго слоя. Затирать маслом и сушить ещё трое суток, только потом вносить в тёплое помещение для смывки. В этом случае трещины глубокие, крупные, хорошо очерченные, нет эффекта "грязи" и траншей.

Сколько надо держать под водой и как узнать, что 2-й лак смылся?
Пальцами чуть-чуть смыть верхний слой, он легко смывается. А нижний немного липкий, особенно когда мокрый. Так что как только чувствуете, что легкое смывание закончилось, прекращайте водные процедуры. Это как раз тот момент, когда понимаете, что липнуть начало. Это нижний на ощупь неприятный. Можно поставить на банку или просто положить на стол вверх дном. Обычно не больше часа надо, чтобы все подсохло.

Если 2-й шаг скатывается?
Возможные причины: - кисть плохо вымыта после 1-го шага, или вода с кисти попала - такое случается если второй шаг не просох достаточно хорошо.

Что делать, если кракле маймери 678-688 лег хорошо, трещины удачные, сверху покрыт акриловым лаком, а через три недели там, где было кракле, всё стало неприятного желтого цвета и пятнами.
Поверх этого кракелюра нельзя накладывать водный лак никогда ! Только алкидный (масляный)!

Что будет, если не смыть второй слой? Если трещинки сразу аккуратно затерлись? Можно ли оставить водный лак?
Если не смыть второй шаг, будет не просто желто, а как бы грязно, как будто все битумом замазано. Иногда (при темном фоне) можно и не смывать. Где цвета не искажаются, можно оставить, но в подавляющем большинстве случаев надо смывать.

Объем - две емкости по 75 г.
Цена - примерно 600 руб. за обе баночки.

Двухшаговый лак Maimeri IDEA Decoupage №753 + №754 - фирма Maimeri (Италия)


Двухшаговый кракелюр MAIMERI арт.753-754 состоит из двух составов: патинирующего лака - на водной основе и кракелюрного лака - на водной основе .

Перед работой данной кракелюрной парой необходимо хорошо прогрунтовать пористые поверхности акриловым лаком .

Патинирующий лак Maimeri (арт. M5920753 ) наносится мягкой веерной кистью равномерно по всей поверхности и оставляется на просушку в течение 45 минут (состав полностью не высыхает, остается липким).
Наносим 2 шаг Кракелюрный лак (M5920754 ). Обязательно необходимо проследить, чтобы второй шаг полностью покрыл первый шаг, иначе при затирке останутся пятна. Оставляем сушить до появления трещин.
Втираем в трещины сухую натертую пастель (не масляную!), тени для век или другую затирку, сушим - лучше оставить на несколько часов (на ночь). Затем аккуратно смываем под душем водой комнатной температуры верхний шаг лака, не дотрагиваясь до поверхности руками. Струя воды сразу начинает смывать верхний слой лака, обнажая нижний слой с сеткой красивых цветных трещинок-кракелюров.
Секрет в том, что пигмент проник сквозь трещинки верхнего слоя лака (кракелюрного) и приклеился к нижнему слою лака (патинирующему).
После просушки поверхности на воздухе (не полотенцем!) мы имеем липкий нижний слой лака, который срочно нужно зафиксировать, потому что, пока на декорируемой поверхности могут легко остаться следы от пальцев, ворсинки и прочее.

Для защиты поверхности можно нанести, например, несколько слоёв прозрачного отделочного лака на водной основе №668. Либо можно использовать любой акриловый лак .
Наносить лак нужно мягкой кисточкой, как и при нанесении шагов.

Патинирующий лак M59200753 прозрачный, поэтому на предметах не образуется эффекта желтизны.

Первый шаг лака лучше наносить слоем средней толщины, не тонко и не жирно. Второй аналогично. Если же второй шаг будет очень тонким, то трещинки будут очень маленькими. Второй шаг лучше нанести кистью, а затем пройтись по всему слою подушечкой пальца и разровнять бороздки от кисти.
Наносить оба шага надо быстро, иначе можно свезти слой.

Наносить оба шага лака нужно сухой кистью. После окончания работы кисти следует сразу же промыть.

Объем - две емкости по 125 г.
Цена - примерно 650 руб. за обе баночки.

Двухшаговый лак IDIGO - фирма IDIGO (Италия)


У этой пары не надо смывать второй шаг акриловым лаком .

Способ использования: На чистую сухую поверхность нанести лак для кракелюра 1 (Cracle varnish 1) и дать нанесенному слою высохнуть в течение 10-15 минут.
После этого нужно нанести лак для кракелюра 2 (Cracle varnish 2) и снова в течение некоторого времени оставить изделие для сушки.

Внимание! Чем тоньше будет слой лака для кракелюра 2 (Cracle varnish 2) и чем дольше сохнет этот слой, тем мельче, чаще и тоньше получатся трещинки на декорируемой поверхности. Если же в результате вы хотите получить крупные трещины, то слой нанесенного лака для кракелюра 2 должен быть густым и толстым.
Для ускорения времени сушки лака возможно использование фена. В этом случае вы также получите более мелкие и тонкие трещины.

Достоинства: быстро образует трещины, подойдет для начинающих, приятно пахнет, приятный в использовании, экономно расходуется.

Важные нюансы: Не дать пересохнуть первому шагу! Иначе трещины вообще не получатся. Не пропустить при нанесении 2-го шага ни миллиметра поверхности, иначе будут некрасивые пятна после затирки. Наносить шаги лучше всего веерной кистью или пальцем, так трещинки получаются красивее. Слои делать не толстые. Можно сушить 2 шаг феном.

Из отзыва:
Трещинки получаются ВСЕГДА. Их размер и количество зависят от толщины слоев лака, направлений нанесения и способа (кистью или губкой). Несколько раз трещинки получались совсем маленькими, почти неразличимыми, но в большинстве случаев - именно то, что нужно. Самый большой плюс этой кракелюрной пары - очень быстрое высыхание первого слоя (всего 10-15 минут). После чего сразу можно наносить второй шаг и буквально через полчаса (можно и быстрее, если сушить на батарее или феном) уже получить трещинки, затереть их и нанести лак.

Разумеется, поскольку оба этих лака прозрачные (бесцветные), трещинки обязательно нужно чем-то проявить (затереть). Я использовала для этого масляную краску, пастель, битумный лак, сухие тени для век и много чего еще. Но больше всего мне нравится затирать их акриловой краской. Делаю я это небольшим кусочком губки и потом ею же стираю излишек краски с лакированной поверхности.

Затирку можно делать любыми средствами. А можно битумным лаком ТАИР - намазать его кисточкой на всю поверхность, дать постоять 30 минут, затем смоченной в скипидаре тряпочкой протереть поверхность. Получится старинный винтажный вид поверхности.

Объем - две емкости по 100 г.
Цена - примерно 340 руб. за обе баночки.

Двухшаговый кракелюрный лак Stamperia CRACKLE Sottile - фирма Stamperia (Италия)

Характеристики и способ применения:
Лак двухшаговый кракелюрный для создания мелких трещин.

Step-1 - основа для создания трещин,
Step-2 - кракелюрный растрескивающий лак.

Способ применения:
1 - Полностью готовое, высушенное изделие покрываем первым компонентом (step1). Слой должен быть достаточно толстым. Лучше препарат вылить прямо на поверхность и растянуть широкой плоской кистью в боковые стороны в двух направлениях (влево - вправо) и равномерно, чтобы не было видно следов от кисти. Ждем около 30-60 минут, пока слой подсохнет, но окончательно не высохнет. Пересушивание первого слоя может привести к тому, что трещины получатся очень маленькими, либо не получатся вообще.

2 - С помощью чистой, плоской и сухой кисти покрываем вторым компонентом (step2). Слой должен быть снова довольно толстым и ровным - подтеков быть не должно. Количество лака не надо жалеть, т.к. от него зависит величина получаемых трещин. Обычно второй подсыхает за 1-1,5 часа, но полного высыхания следует ожидать не менее 2-суток. Лучше оставить изделие на 1-2 дня, прикрыв чем-то от попадания пыли.

В готовые трещины необходимо втереть пудру для выявления трещин Porporina, либо иные альтернативные варианты (порошковая краска, сухая пастель, масляная краска и прочее). Покрываем изделие финишным синтетическим лаком.

Цена - примерно 460 руб. за обе баночки.

Двухшаговый кракелюрный лак ARS Hobby (крупный) - фирма ARS Hobby (Россия)

Это мой САМЫЙ любимый лак на сегодняшний день! Никогда еще не было с ним проблем! Трещинки получаются маленькие или большие (в зависимости от толщины слоя шагов), но они получаются всегда.

У этой пары не надо смывать второй шаг . Покрывать сверху его можно водным акриловым лаком .

Двухшаговый прозрачный лак на водной основе для создания эффекта растрескивания.

Способ применения:
1. Поверхность предварительно покрыть слоем акрилового лака и высушить его.
2. Нанести на поверхность "Шаг 1" и дать высохнуть примерно 20-30 минут (на баночке написано 2-3 часа - в этом нет необходимости) при комнатной температуре. Проверить готовность "на отлип". После высыхания "Шаг 1" станет абсолютно прозрачным и блестящим, но останется липким.
3. Нанести "Шаг 2" и подождать 1-3 часа для полного проявления трещин. Можно ускорить феном.
4. Трещины затереть пигментом или другими средствами, какие есть в наличии. Наносим пигмент с помощью ватного диска круговыми движениями. Тщательно втираем пигмент в трещинки. Затем удаляем излишки слегка влажной тряпочкой.
5. Поверхность покрыть акриловым лаком.

Лак очень экономичный, хватает надолго.

Чем тоньше слои шагов, тем мельче будут трещинки. Наносить лаки можно веерной синтетической кисточкой, или пальцем - налить небольшую лужицу и сразу распределить подушечкой пальца лак по поверхности - так трещинки получаются красивее, не такие "квадратные", как можно сделать кистью.

Первый шаг очень липкий - после него надо сразу же хорошо промыть кисточку (теплой водой с мылом или уайт-спиритом), второй шаг смывается с кисточки очень легко.

Это прекрасная кракелюрная пара для начинающих декупажниц! Я рекомендую его!

Объем - две емкости по 120 г.
Цена - примерно 390 руб. за обе баночки.

Существуют и другие двухшаговые кракелюрные лаки. Я лишь постаралась собрать те, которые наиболее часто используются, и которые реальнее всего можно купить в магазинах.
Если вы пользовались какими-то другими лаками, которых нет в списке, напишите, пожалуйста, название лака и дайте ваш отзыв о работе с ним. Хочется собрать побольше полезной информации и опыта.