Конспект НОД "Воздух" по экологии в старшей группе. Конспект нод по экологии в старшей группе "давайте сохраним жизнь животных и птиц"

Конспект НОД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!»

Программные задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное дело, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: картинки со знаками «Правила поведения в природе», воздушные шары на каждого ребенка, резиновые перчатки и атрибуты для игры «Рассортируй мусор»Воспитатель: Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она - огромный шар.
О каком шаре говорится в этой загадке? Он настолько огромный, что на нем помещаются все люди!
Дети: Земля.
Воспитатель: Расскажите какого цвета наша планета Земля, если на нее смотреть из космоса?
Дети: Голубого и зеленого.
Слайд 1.
Воспитатель: Что обозначают эти цвета?
Дети: Зеленый цветом изображена суша со всеми растениями. А голубой цвет на планете-это все водоемы, реки, моря и океаны.
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода?
Дети: Пить, купаться, вода нужна животным.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает?
Дети: Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная.
Воспитатель: Где живет вода?
Дети: В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т.д.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. А ведь люди, чтобы быть здоровыми, должны пить только хорошую, очищенную воду. А знаете почему это происходит?
Слайд 2
Воспитатель: Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря. Если мы будем пить воду, которая загрязнена, как вы думаете, что с может произойти?
Дети: Мы заболеем!
Воспитатель: Правильно. Ребята послушайте еще одну загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет».
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Какой он, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому?
Дети: Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям.
Воспитатель: Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло?
Дети: Нечем дышать, не хватает воздуха.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (Дети надувают шарики: воспитатель объясняет, что шарик похож на наши легкие, надутый шар -это легкие на вдохе, спущенный на выдохе).

Воспитатель: Вот как работают наши легкие.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? Дети: Воздух на земле очень загрязненный.
Слайд 2.
Воспитатель: А происходит это потому, что заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами.
Слайд 3
Воспитатель : А еще люди вырубают огромные площади лесов, а ведь мы с вами знаем, что лес- это легкие Земли.
Слайд 4
Воспитатель: Но даже в тех лесах, что остались не вырубленными, люди ведут себя неправильно! Они губят природу! Ловят и уносят домой здоровых птиц, зверей, и их детенышей. В лесу не стараются ходить по тропинке, а вытаптывают траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
Оставляют после себя мусор, рубят ветви деревьев и кустарников, разжигают костры, от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Воспитатель: А ведь бросать мусор нельзя, почему ребята?
Ответы детей: Могут поранится животные.
Воспитатель: А можно сжигать мусор?
Ответы детей .
Воспитатель: Пластмассовые, полиэтиленовые и металлические предметы сжигать нельзя! Потому, что они не сгорают, не исчезают полностью, не разлагаются долгое время. А можно ли закопать в землю?
Ответы детей.
Воспитатель: Закопать можно только пищевые отходы, шкурки, очистки, огрызки, они даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества.
Что же делать с остальным мусором? Оставлять мусор после себя нельзя, если бросить мусор в лесу после пикника, он может пролежать на этом месте очень много лет. Представляешь бумага может пролежать 3года пока полностью не исчезнет, консервная банка будет разлагаться - 90 лет, полиэтиленовый пакет -200 лет, а пластиковая бутылка 500 лет.
Вот почему мусор нужно собрать и выбросить в специальные баки-контейнеры или специальные пункты приёма. Потом его отправят на вторичную переработку, то есть повторное использование.
Давайте поэкспериментируем.
Воспитатель: В одну коробку соберем весь металлолом. Что называется, металлоломом?
Дети: Все металлические вещи. Все, что сделано из металла.
Воспитатель : А во вторую коробку соберем всю макулатуру. А что называю макулатурой?
Дети: Это все бумажные отходы: картон, старые газеты.
Воспитатель : В третью коробку соберем всю стеклотару. Что называют стеклотарой?
Дети: Стеклянные банки, бутылки. Это упаковка для продуктов, только сделанная из стекла.
Воспитатель: В четвертую коробку соберем весь пластик, а в пятую все пищевые отходы.
Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные коробки:
бумага, картон – макулатура,
пластиковые бутылки – пластмасса,
баночки, жесть – металлолом,
яблоко, картофель – пищевые отходы,
бутылки, банки-стеклотара
Воспитатель спрашивает у детей: Что вы поняли, ребята?
Дети: Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор.

Слайд 5
Воспитатель: Люди истребляют животных, ведут на них охоту, многие виды животных исчезли, многие занесены в красную книгу.
А каких животные считаются вымирающими в нашем крае?
Ответы детей.
Слайд 6
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Воспитатель: Что бы быть здоровыми нам с вами нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и кушать экологически чистые продукты.
Но из-за действий людей наша планета заболевает, а если она погибнет, то с нею погибнет все живое. Но мы еще можем ее вылечить. И все мы должны стремиться, чтобы наша голубая планета не превращалась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.
Чем же мы с вами можем помочь нашей планете, как мы можем позаботится о ее природе?
Воспитатель: Я давала вам домашнее задание нарисовать экологические знаки, давайте посмотрим, как вы справились с ним.
Дети объясняют экологические знаки.


Воспитатель: Некоторые ребята выучили стихотворения, давайте мы их послушаем.
Дети читают стихи.

Презентация на тему: Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Красная шапочка»

Тема НОД: Путешествие в мир природы.

Батырева Наталья Геннадьевна,

пгт. Междуреченский, 2013

Путешествие в мир природы.

Методическая разработка НОД

Аннотация

Возраст участников: 5-6 лет, старшая группа

Актуальность и практическая значимость НОД:

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Важно сохранить нашу планету для дальнейшей жизни! Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Задача педагога – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры. В экологическом воспитании детей совершенно определенную и очень важную функцию выполняют НОД: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая деятельность как исследовательская. В настоящее время исследовательская деятельность одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы в детском саду. Теоретическая значимость данного НОД заключается в том, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным, животным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к окружающему миру. Практическая значимость состоит в возможности использования тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, тем выше ее уровень.

Тип НОД: познавательно-исследовательский

Форма НОД: путешествие

Планируемый результат: Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи, получат необходимый запас знаний норм и правил поведения в природе.

Область расширенного применения: Материал данного НОД может использоваться для разработки других мероприятий, методическая разработка НОД может использоваться другими воспитателями и дошкольными учреждениями.

Программное содержание НОД:

Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о природе.

Программные задачи:

Обучающая задача:

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Развивающая задача:

Развивать связную, четкую речь и зрительную память;

Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе посредством вопросов.

Воспитательная задача:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов;

Воспитывать сопереживание всему живому, восприятие красоты.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

Развивать связную, четкую речь;

«Физическая культура» - Развивать самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;

«Здоровье» - Продолжать работу по укреплению здоровья детей;

«Художественное творчество» (аппликация) – Формировать аккуратное и бережное отношение материалам;

«Познание» - Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций животных, насекомых, леса; чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры по данной теме.

Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.

Словарная работа: ельник, сосновый бор, муравейник, березовая роща, «подземные жители»

Методическая работа:

Словесный метод – беседа, рассказ

Наглядный метод – рассматривание картинок, мультимедийная презентация

Практический метод – опыт – эксперимент

Материал и оборудование: мультимедийная установка; запись «Звуки леса», «Звуки воды»; стаканчики с водой, трубочки для напитков; полоска серой, голубой ткани; бумажные фильтры; пустой стаканчик; клей; цветная бумага; салфетки, картон, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия я буду выполнять роль гида, а вы будете путешественниками. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет волшебный экран.

(прослушивание записи «Звуки леса»)

Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Предполагаемые ответы детей: Лес

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим березу, сосну, ель.

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни сосны?

Предполагаемые ответы детей: Сосновый бор.
Слайд №2

Воспитатель: А если растут одни березы?

Предполагаемые ответы детей: Березовая роща.

Воспитатель: А что вы видите возле березы?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим муравейник.

Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?

Предполагаемые ответы детей: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи, которые пасут тлю. Все заботятся о самом главном муравье – муравьиной королеве. Есть еще муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.

Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?

Предполагаемые ответы детей: Муравьи очень трудолюбивые и дружные, все время что-то делают.

Воспитатель: Посмотрите, что это появилось на нашем экране? Это какая – то картинка.

Предполагаемые ответы детей: Это экологический знак, который обозначает, что нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.

Воспитатель: А мы с вами тоже большая, дружная семья.

Игра

Перед нами луг широкий, (дети разводят руки в стороны)

А над нами лес высокий. (поднимают руки вверх)

А над нами сосны, ели (качают руками)

Головами зашумели. (покачивание головой)

Грянул гром, (присели, спрятались)

Побежали быстро в дом. (вернулись на рабочее место)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес может быть березовым и сосновым, но есть еще такой лес, в котором растут ели. А как называется такой лес, может вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Ельник.

Воспитатель: В таком лесу почти все деревья хвойные и это радует, т.к. хвойные леса выделяют много кислорода. А вы чувствуете, как легко нам дышать в таком лесу?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте рот и нос рукой. Вам легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: нет.

Воспитатель: Откройте рот и нос. А теперь?

Предполагаемые ответы детей: Легко дышать.

Воспитатель: Ребята, а почему стало легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: Потому что воздух стал проникать к нам в организм через нос и рот.

Воспитатель: Давайте проведем дыхательную гимнастику -

«Ежики» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Воспитатель: Скажите, а воздух окружает нас только в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Нет, воздух окружает нас повсюду – на улице, дома, в магазине и т.д.

Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?

Предполагаемые ответы детей: да, нет.

Воспитатель: Мнения разделились, а чтобы это проверить мы с вами проведем опыт.

Опыт:

На подносе стоят стаканы с водой и трубочки для напитков.

Воспитатель: Вы говорили, что воздух можно увидеть, как вы можете доказать?

Предполагаемые ответы детей: нужно подуть в трубочку.

Воспитатель: Давайте подуем в трубочку и посмотрим, что произойдет.(дети дуют, появляются пузырьки ). Ребята, посмотрите, что появилось на поверхности?

Предполагаемые ответы детей: пузырьки

Воспитатель: Это значит, что мы с вами можем увидеть движение воздуха. А на нашем волшебном экране появилась очередная подсказка куда мы отправимся дальше. Чтобы это узнать нужно отгадать загадку:

Чем больше в неё вложишь,

Тем больше она отдаст. (земля)

Предполагаемые ответы детей: земля.

Воспитатель: Да, ребята, есть на свете такая чудесная кладовая: положишь в нее мешок зерна, а осенью посмотришь, вместо одного в кладовой уже 20

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер

Слайд №10


Горсточка семян делается большой кучей огурцов, морковки, томатов.

Слайд №11

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А вы знаете, как еще называют эту чудесную кладовую?

Предполагаемые ответы детей: почва.

Воспитатель: А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» кто-нибудь слышал?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: А почему так о ней говорят?

Предполагаемые ответы детей: она нас кормит, дает урожай.

Воспитатель: А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.

Слайд №12


А еще в почве обитают много жильцов и я хочу проверить знаете ли вы их, слушайте внимательно:

Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться.

(полевка)

Слайд №13

Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у... (крота)

Слайд №14

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.

(дождевой червь)

Слайд №15

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете о «подземных жителях», а наш волшебный экран предлагает поиграть в игру «Один и много».

Слайд №16

Поле – поля – много полей

Слайд №17

Колосок – колоски – много колосков

Слайд №18

Василек – васильки – много васильков

Слайд №19

Мак – маки – много маков

Слайд №20

Сорняк – сорняки – много сорняков

Слайд №21

Кустарник – кустарники – много кустарников

Воспитатель: Молодцы, как много слов, связанных с природой вы знаете, а теперь настало время намного отдохнуть.

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.(Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.(Ходьба "змейкой”)

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.(Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.(Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Воспитатель: Посмотрите, что появилось на нашем волшебном экране.

Слайд №22

Предполагаемые ответы детей: река.

Воспитатель: И правда, мы с вами очутились на берегу реки. Посмотрите вокруг, что вы видите?

Предполагаемые ответы детей: всюду мусор, мутная вода, банки битые.

Воспитатель: Вы правы, всюду мусор, вода в реке мутная, растения увядают, лягушки ускакали. Что же делать?

Предполагаемые ответы детей: нужно собрать мусор в пакеты.

Воспитатель: Давайте мы с вами так и сделаем.

Слайд №23

Воспитатель: Берег мы очистили, но как помочь реке?

Предполагаемые ответы детей: тоже очистить.

Воспитатель: Посмотрите, на берегу реки есть лаборатория по очистке воды. Давайте пройдем туда и попробуем очистить воду.

Игра – эксперимент – с помощью фильтра дети «помогают» реке – очищают грязную воду. Воспитатель предлагает вылить воду в реку. Дети сливают чистую воду из своих стаканчиков в большую банку, а воспитатель меняет серую ткань на голубую.

Воспитатель: Берег стал чистым, вода в реке прозрачной. Послушайте, как весело нашей речке.

Слайд №24

(Прослушивание записи «Звуки воды»)

Воспитатель: Мы выполнили полезную работу – очистили водоем от мусора, а волшебный экран приготовил нам еще одно задание. Перед вами будут появляться разные знаки, а вы должны будете рассказать, что они обозначают.

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в природе, но наша наше путешествие завершается, но мы обязательно будем путешествовать снова и снова, чтобы узнавать новое и интересное. Ребята, что вам запомнилось сегодня?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вам хотелось бы еще раз побывать в таком путешествие?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили правила поведения в природе, узнали о многообразии окружающего мира и надеюсь, что в будущем вы будете соблюдать эти правила и узнавать новые. А сейчас предлагаю на память о нашем путешествии сделать памятные значки «Юный эколог» и подарить эти значки ребятам младшей группы, чтобы они знали, что нужно беречь и охранять природу.

( Изготовление значков)

Воспитатель: Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он,

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Спасибо за путешествие! До новых встреч!

Экологический памятный значок «Юный эколог»


Используемая литература:


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2010 г.

  2. «Игровые экологические занятия с детьми» под ред. Молодовой Л.П. 1996 г.

  3. Энциклопедия окружающего мира «Экология» под ред. Р. Спарджена (раздел «окружающая среда») 1997 г.

  4. Энциклопедия «Мир вокруг нас» перевод с ит. Е. Титуновой (раздел «воздух», «вода») 2000 г.

  5. Детская энциклопедия «Росмэн» под ред. Д.Эллиот, К.Кинг (раздел «забота о земле») 1996 г.

  6. Интернет - ресурсы

Проект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Давайте сохраним животных и птиц».

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область – познание

Вид НОД : экологическое воспитание

Тип НОД: интегрированное

Тема НОД: «Давайте сохраним животных и птиц»

Цель: формирование полного представления о причинении человеком вреда живому миру планеты Земля.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать детям полное представление о «Красной книге».

Выявить причины вымирания животных.

Формировать экологическую культуру у детей.

2. Развивающая:

Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

Принципы воспитания и обучения

1. Воспитание через взаимодействие

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности

4. Принцип систематичности и последовательности

5. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения:

Художественное слово

Поощрение и порицание

Игровые ситуации

Словесные

Наглядные

Практические

Формы организации: групповая.

Связь НОД с другими образовательными областями:

«Социально - коммуникативное», «Физическая культура».

Предполагаемый результат: любознательно-активный, физически развитый, обладает необходимыми умениями и навыками.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

3. Основная часть:

3.1 Обсуждение «Древний мир»

3.2 Рассказ «Морские коровы»

3.5 Дид. игра «Найди опасные предметы»

3.6 Опыт «Загрязнение воды»

3.8 Игра «Изобрази природу будущего»

4. Подведение итогов

Ход НОД

1. Организационный момент

Задача: собрать внимание детей.

Воспитатель говорит закличку:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.

Кто населяет нашу планету?

Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.

2. Мотивационно-целевой этап

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, создать эмоционально-положительный настрой.

В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.

Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?

Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети активно эмоционально настроены. Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

3. Основная часть

3.1 Обсуждение «Древний мир»

Просмотр слайдов с древними животными.

В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.

В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.

3.2 Чтение рассказа «Морские коровы».

(показ слайдов)

Задача: дать детям представление о морских коровах.

Читаю рассказ «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль.

Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,

похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.

Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода.

Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»

Задача: развивать активность, воображение.

В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.

Дети выполняют задание. Дети эмоционально-активны.

3.4 Рассказ-объяснение «Красная книга»

Задача: продолжать знакомить с Красной Книгой.

В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.

(Кручу глобус)

Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры. Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети активно демонстрируют свои знания

В. - Для нашей Свердловской области тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в области есть вымирающие виды животных и птиц.

В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)

В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

3.5 Дид. игра «Опасные предметы»

Задача: закреплять знания правил безопасности, представление об опасных предметах.

В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания.

Дети выполняют задание.

В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы, моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.

Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.

Да! Конечно это вода!

3.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.

3.7 Знакомство с природой будущего.

В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь на машину времени. (Просмотр слайдов)

3.8 Игра «Придумай свой мир»

Задача: развивать воображение, воспитывать умение действовать в команде, воспитывать любовь к природе.

В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.

Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.

На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.

4. Подведение итогов

Задача: выявить результаты от проведенной работы.

В. - Ребята, вам понравилось путешествие?

В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

(просмотр слайдов)

Куприянова Светлана Михайловна

МДОБУ ЦРР Детский сад №16 «Золотинка» Республика Саха (Якутия) г. Якутск

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать экологическую культуру.

Задачи: Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.

Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Материал к занятию

Ноутбук , дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко - руки вверх,

Здравствуй, ветерок - покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек- руки внизу покачивание рук

Здравствуй спелая трава- покасивание ладошек

Здравствуй, шумная листва - трут ладоши

Здравствуйте, мышата- хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата - прижки на месте

Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас- руки к груди и вперед - в стороны.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

Сколько месяцев длится весна? (Три) .

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Молодцы!

Воспитатель: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьез все уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

А как можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе, пешком…

Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой,

Кто в глуши твоей таится -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи: Ты же видишь, -мы свои!

Воспитатель: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

Какие цветы появляются первыми?

Дети: Подснежники.

Задание Д\И: «собери цветок»

Воспитатель: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

Дети: Нет

Воспитатель: Конечно же нет! Растения, деревья -это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

Ой смотрите какой зайчик поскакал!

А вы знаете что происходит с животными весной?

Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Воспитатель: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

Игра: «Найди детеныша»

Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

Послушай Мишка стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

Воспитатель: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.

Воспитатель: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(Нельзя брать никого из леса домой) .

Воспитатель: Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить.

Оставим и тут знак.

Физминутка.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

Воспитатель: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

Запомните еще одно правило:

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил.

Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

Воспитатель: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

До свидания медвежонок.

Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»

Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой

Ход занятия:

Воспитатель: Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою -

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)

Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).

Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).

Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.

макет лес

Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?

Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)

макет водоема

Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
  3. Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)

Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.

Физминутка Изобрази животного

Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.

собака(бегает),

заяц (прыгает),

ласточка(летают),

змея(ползает)и. т. д.

Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.

Воспитатель: Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).

Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)

Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.

Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.