Литотерапия в работе психолога. Занятие для детей дошкольного возраста с использованием игротерапии

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

    Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

    В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

    Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

    Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

    Игры с песком

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

    Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

    Вредных нет детей в стране -
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок - мирная страна.
    Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня?
    Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

    Желаем удачи!

  • Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    « Литотерапия в работе учителя-логопеда» МБДОУ – д /с № 7 «Солнышко» учитель-логопед: Саламатова А.И.

    Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

    На основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей, выделили следующий методический принцип развития речи: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления. Развитие речи нельзя отрывать от развития сенсорных и мыслительных процессов.

    Предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМНЕЙ: стимулируют речевое развитие путём тренировки пальцев рук; увеличивают на 100% активность, интерес детей на занятии; улучшают результат коррекции речи; вариативны и удобны в применении. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение.

    Использование речевых игр с элементами литотерапии является совершенно новой идеей в логопедии.

    Стеклянные камушки марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского « марблс » (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму. Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

    игры и игровые упражнения с камешками Цель: - закреплять звуки, слоги, слова, чистоговорки, потешки; -упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка; -упражнять в ориентировке на плоскости листа; -работать над дифференциацией; -упражнять в счете; -обогащать словарный запас; -развивать фразовую речь; -формировать и закреплять правильный образ буквы. Игры легко применить в индивидуальной логопедической работе со старшими дошкольниками

    Игра «Выложи по заданию» Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Оборудование: карточки с заданиями. Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок. Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

    Кто больше придумает слов с заданным звуком? Автоматизация звуков в словах с одновременным выкладыванием узора. Каждое слово – камешек. Игра развивает творчество, воображение, ориентировку на листе, мелкую моторику. Автоматизация звука в начале слова (средине, конце). В игре участвует от 2 до 5 детей. Игра «Чудесный узор»

    Игра «Лабиринт» Цель: * умение ориентироваться на плоскости; * развитие тактильных ощущений; * развитие движений пальцев рук.

    Мы все больше убеждаемся в мудрости и многовековом опыте наших предков, которые в отличие от нас имели тесную связь с природой и черпали в ней жизненную силу и здоровье. Кристаллы и камни – это дар нашей планеты, который мы можем использовать для РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В XXI ВЕКЕ. Комбинирование традиционных и нетрадиционных методов коррекционного воздействия с использованием игровых упражнений и различных комбинаций известных методов способствует оптимизации процесса коррекции речи.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литотерапия, это просто.

    Литотерапия, это просто.

    Согласно древней авестийской легенде в начале времён существовало первичное каменное небо – защита и охрана мира.Оно было расколото, когда на землю вторглось зло.Мелкие осколки просыпались самоц...

    Литотерапия, это просто.

    Согласно древней авестийской легенде в начале времён существовало первичное каменное небо – защита и охрана мира.Оно было расколото, когда на землю вторглось зло.Мелкие осколки просыпались самоц...

    мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

    Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....

    Занятие для детей дошкольного возраста с использованием игротерапии

    Автор : Болдарева Светлана Александровна, педагог-психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.

    Описание :
    Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений. Занятие содержит разнообразные методы и приемы работы для формирования у дошкольников любви к окружающей среде и чувства ответственности за свои поступки, развития познавательных навыков, психических процессов.

    Тема . «Давайте жить дружно»

    Цель :
    - продолжить формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации;
    - закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
    - снять эмоциональное и мышечное напряжения;
    - формировать позитивную я-концепцию, повысить самооценку детей;
    - воспитывать доброжелательность, сочувствие, уважение.

    Оборудование : клубок ниток, альбомы, краски, карандаши, магнитофон с записью разной по настроению музыки.

    Ход занятия

    Психолог . Доброе утро, дети! Я очень рада нашей встречи.
    Упражнение «Доброе утро»
    Давайте поздороваемся необычным способом: носиками, ушками, спинками… Какое у вас сегодня настроение?
    Дети выбирают эмоцию, которая соответствует их настроению.

    Упражнение “Передай улыбку по кругу”
    Психолог. Какое разное настроение. У меня сегодня хорошее радостное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку (дети стоят в кругу дарят своим соседям улыбку ).
    - Что вы почувствовали, приняв такой подарок? Приятно принимать подарки? А кто дарит нам подарки? (Ответы детей: родственники, друзья…)

    Психолог . У кого из вас есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим? Одна народная мудрость гласит: «Будь друг, да не вдруг».
    Как вы ее понимаете? Кто же такой «настоящий друг»? А как вы думаете, кто может стать вам лучшим другом? Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Они любят вас, всегда помогают в трудную минуту советом и делом. Относитесь к ним с любовью, добротой и уважением.
    - Сегодня я хочу вас познакомить с основными качествами настоящего друга. Сначала нам с вами познакомится поближе. Давайте каждый назовет свое имя и любимое увлечение. С помощью этой игры мы больше узнаем друг о друге.

    Упражнение «Клубочек»
    Дети становятся в круг и перебрасывают клубочек друг другу по желанию, называют своё имя и увлечение. После того как не останется ни одного играющего без нитки - клубочек сматывают, при этом называния имя и увлечение того, от кого пришла нить клубочка.
    Психолог . Вот мы и познакомились. Давайте проверим, как вы запомнили имена.


    Упражнение «Имена»
    Дети по команде собираются в группы по именам и хором проговаривают свое имя. А дети с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
    Психолог . Молодцы, все справились с заданием.

    Игра «Живая скульптура»
    Психолог . А теперь давайте немножко пофантазируем. Я предлагаю вам создать одну большую фигуру - скульптуру. Кто самый смелый? Выходи в центр. Выбери любую удобную позу. А теперь по желанию каждый из вас может выйти и присоединится, выбираю любую позу. Когда займет место третий ребенок – первый освобождает место, доя четвертого и так далее.
    - Давайте внимательно посмотрим, на что похожа наша скульптура?

    Игра «Пишем буквы»
    Психолог. А вы знаете, что вместе с другом можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься? Сейчас я вам это докажу. Я буду называть буквы, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур букв А, Б …

    Упражнение “Приласкай меня”
    Психолог . Дети, давайте вспомним, какие эмоции вы знаете?
    Дети по желанию выбирают картинки с различными эмоциями и рассказывают про выбранную эмоцию.
    - Дети, что нужно сделать, если человек сердитый, злой..?
    А у кого сегодня нет настроения, кто хочет, чтобы его приласкали?
    ребенок садится на стульчик в центре круга, а остальные дети гладят его по рукам, плечам…
    - Что ты почувствовал, когда тебя приласкали? А что вы чувствовали, когда ласкали другого человека? да самое приятное это творит добро и делится с другими. Давайте мы сейчас поучимся делится с другими добром.

    Когнитивное упражнение «Чаша доброты»
    Психолог . «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чашку своего соседа, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
    Откройте глаза.

    Рефлексия
    Психолог . Вот и наша встреча подошла к концу. Расскажите, что чувствовали, выполняя разные задания?
    До встречи!

    Литотерапия или лечение камнями сейчас пользуется большой популярностью среди многих родителей. Ведь в процессе занимательной игры в камушки можно также… исцелиться от многих недугов.

    Вековая мудрость

    Упоминания о целебных свойствах камней есть в трудах Платона, Геродота, Плиния Старшего, Авиценны, Парацельса, в источниках средневековой китайской и индийской медицины, на Руси - в «Изборнике Святослава». У каждого народа были свои талисманы и обереги, наблюдения за минералами и методы исцеления ими, которые передавались из поколения в поколение, а с развитием книгопечатания стали распространяться по всему свету.

    Порошок того или иного минерала включали в рецептуру лекарств. Толченые камни добавляли в мази и кремы, настаивали на них воду.

    Однако не менее эффективен непосредственный контакт кожи с тем или иным минералом, например акупрессурный массаж. Этот способ лечения с успехом применяли, к примеру, в Крыму. Для лечения детей с проблемами опорно-двигательного аппарата и некоторыми другими заболеваниями использовали один из целебных минералов - сердолик. Нагретые камни просто прикладывали к больным местам. Лечиться можно, загорая на пляже, изобилующем сердоликами.

    Как говорят врачи, лечебными свойствами обладают химический состав, энергетика минерала, а его цвет и красота оказывают психотерапевтическое воздействие на человека. То есть полезно даже просто носить украшения из камня-талисмана или оберега.

    Как еще лечат с помощью камней? Ими можно делать массаж. В магазинах продаются готовые массажные принадлежности из камня: шары, валики разного диаметра, пластины и шпильки для акупунктуры. Их изготавливают и на заказ. Однако помните: если шары и валики можно использовать в домашних условиях (только не воздействуйте на суставы и лимфоузлы, голову, область печени и почек, позвоночник, не давите с силой), то шпильки и иглы категорически противопоказаны для лечения малышей.

    Целебные игры

    Целебны даже обычные игры с камнями, которых великое множество. Разумеется, для игр с крохой подойдет далеко не любой камень. Он должен быть природной кристаллической формы или хорошо обработан. Наиболее сильной энергетикой обладают кристаллы, каменные шары и пирамиды, но их в основном используют для статичных игр (разглядывания камня, изучения его). Самым маленьким детишкам можно играть с не очень мелкими галтованными камнями (обработанными так, что они имеют объем, но гладкие, поэтому ими нельзя пораниться). Новорожденному можно положить такой плоский камешек под матрасик либо подвесить на ниточке или цепочке вне зоны его досягаемости, но недалеко от кроватки. Помните о мерах безопасности: избегайте осколков минералов и никогда не оставляйте детей играть с камнями одних!

    Если позволяют жилищные условия и финансовое положение семьи, то каменными плитками большого размера можно вместе с детьми выложить мозаичную плошадку или дорожку в саду. Как приятно теплым днем побегать босиком по разноцветным камешкам, закаляясь и получая сеанс литотерапии!

    Выбираем талисман

    Как же, не обладая специальными знаниями, подобрать камни, подходящие именно вашему малышу? Если вы не ярый приверженец астрологии, прислушиваться к гороскопам не стоит. Ведь в разных странах они разные, что связано со степенью распространенности в этой конкретной местности того или иного минерала.

    Талисман выбирают в зависимости от того, какие черты и свойства характера требуется усилить или ослабить в ребенке. А выбор амулета связан с тем, от чего он будет защищать (от испуга, сглаза, болезней, пожаров либо других бедствий).

    Можно воспользоваться биолокационной рамкой для проверки совместимости вашего энергоинформационного поля и поля ребенка с энергетической структурой камня.

    Однако наиболее универсальный способ определения, подходит вам либо малышу тот или иной камень, - ваши и ребенка собственные ощущения. Просто подведите кроху к столу либо витрине с разноцветными образцами минералов и позвольте ему выбрать тот, который нравится. Пусть ребенок подержит камешки в руках, и если его ощущения и эмоции останутся приятными, смело покупайте этот камень - вреда вашему малышу он не причинит.

    «Детские» камушки

    Существуют специфические детские камни-обереги. Так, серебряная цепочка с камешком кошачьего глаза предохраняет ребенка от дифтерии. Хризолит «лечит» детское заикание. Малахит считают универсальным детским оберегом. Надетый на шею ребенка, он защитит от испуга и неврозов. Такое же действие оказывает янтарь, который обладает еще и общеукрепляющими свойствами. Сердолик оказывает благотворное действие на опорно-двигательный аппарат и легкие, предохраняет от травм и простудных заболеваний. Горный хрусталь также защищает ребенка от заболеваний легких. Кораллы предупреждают и лечат коклюш, а подвешенные над кроватью малыша, оберегают его покой и нормализуют сон. Изумруд и кораллы, надетые на шею, защитят детей от кожных заболеваний и эпилепсии. Наденьте марказит на шею ребенка, и он перестанет плакать и кричать, не будет пугливым.

    Игры с пользой для здоровья

    Для детей самый простой способ взаимодействия с камнем - игра. Малыш даже не будет догадываться, что в это время принимает

    лекарство. Увлечь такой игрой можно любого ребенка. Не верите?

    Нарисуем картину

    Поинтересуйтесь у малыша, где в природе можно найти такие цвета. Вместе придумайте сказку, как обычные серые камни, которых полно на любом пляже, вдруг стали разноцветными, когда на них попали солнечные лучи, дождевые капли, краски с палитры художницы-природы. Прекрасно, если вы знаете легенды о происхождении того или иного самоцвета либо его названия. В них часто рассказывается и о том, почему камень такого цвета.

    Гулливеры и лилипуты

    Для этой игры понадобятся камни разного размера: большие - это великаны, маленькие - лилипуты. Придумайте вместе с ребенком увлекательные истории о приключениях сказочных человечков. Можете также использовать в игре кукол и аксессуары (машинки, мебель, домики, коробки) разного размера. На ночь расскажите малышу сказку по мотивам романа Д. Свифта. Возможно, в будущем ваш малыш с удовольствием прочтет этот роман, вспомнив детские забавы.

    Мозаика

    Для этой игры подойдут камни любых цветов и размеров, каменные бусинки, пуговицы. Из разноцветных камешков ребенок может выкладывать фантазийные панно или картинки по заданному образцу.

    Если камни закреплять на картоне либо на стекле с помощью особого клея, получится прекрасный подарок. Аналогично можно изготовить фоторамки, шкатулки, инкрустировать мебель, коробки для игрушек.

    «Дочки-матери», «Магазин»

    Сварить любимице-кукле супчик или угостить ее вкуснейшим салатом маленькой маме помогут некрупные разноцветные галтованные камешки, а самоцветы покрупнее могут заменить котлетки, булочки, фрукты и овощи. А где купить продукты?

    Разумеется, в «супермаркете» или на «рынке». Не забудьте предупредить детей, что это все-таки камни и брать их в рот, тем более глотать, нельзя, как бы аппетитно они ни выглядели. В лучшем случае каменными фрикадельками можно накормить куклу или плюшевого медведя.

    Занимательные фигуры

    Вам понадобятся каменные геометрические фигуры - объемные (пирамиды, шары, кристаллы, параллелепипеды, кубы) и плоские (полированные образцы в форме ромба, круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника). На их примере объясните ребенку основные геометрические понятия, сравните плоские и объемные фигуры.

    Спросите у малышей, где встречаются похожие фигуры (круг, шар - луна, арбуз, мяч; треугольник, пирамида - крыша дома; прямоугольник, параллелепипед - коробки, здания, кирпичи, шкафы).

    Вам понадобятся хорошо отполированные образцы некоторых камней либо каменные пирамидки. Лучше взять моховые агаты, пейзажную яшму, ониксы, малахит, пиролит или другие камни, на поверхности которых можно разглядеть какие-нибудь изображения.

    В кристаллах и пирамидках из горного хрусталя, флюорита, других полупрозрачных пород картинки могут быть объемными за счет природных трещин, поэтому лучше их рассматривать, подсвечивая с разных сторон и слегка вращая.

    Эта игра будит фантазию и отлично развивает художественное мышление. Она не требует физической активности ребенка и подходит для развлечения болеющего или выздоравливающего малыша, а созерцание завораживающего преломления лучей света и меняющихся картинок успокоит кроху перед сном.

    В поисках сокровищ

    В таз налейте воды. В мисочку насыпьте песка, смешанного с мелкими самоцветными камешками, наберите немного воды и взмутите песок. Слейте полученную взвесь и снова наберите воды. Постепенно песок будет вымываться, а на его поверхности покажутся красивые камешки, которые можно собрать в мешочек и использовать для игры, а можно засыпать на дно аквариума и показывать друзьям как добытый тяжким трудом клад.

    Объясните малышу, почему вода становится мутной при движении, почему песок вымывается из мисочки, а камни - нет. Расскажите о профессиях геолога и старателя, поведайте легенду о Золотом Эльдорадо. Объясните малышу: чтобы получить какие-то материальные блага, надо потрудиться.

    Родителям стоит лишь взглянуть на мир глазами ребенка и научиться видеть интересное в самых обычных вещах, даже в камнях, которые валяются на дороге. Обычный булыжник можно не только пнуть ногой или пустить «блинчиком» по воде, но и превратить в монету из каменного века либо в магический философский камень Гарри Поттера. Придумывайте вместе с малышом свои игры. А забавы, предложенные нами, подходят для детей разных возрастов, поэтому приобретенный однажды камень будет много-много лет служить вам верой и правдой, отдавая всю свою энергию и целебную силу на благо вашего здоровья и здоровья вашего любимого малыша.