Формы приобщения детей к здоровому образу жизни. Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения

Муравьева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №58
Населённый пункт: г.Апатиты Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: «Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»
Дата публикации: 27.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»

Подготовила:

Муравьева Елена Геннадьевна

воспитатель МБДОУ №58

«здоровье»

множество

определений.

популярным,

наиболее

признать

определение,

данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне

применить

здоровью

условиях

экономической

нестабильности

социального

напряжения.

современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М.

Громбахом

определение

здоровья

«степени

приближения»

здоровью,

позволяет

человеку

выполнять

социальные

Историк медицины, профессор Генри Сигерист говорит нам о том, что

отличается

гармоническим

развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной

Здоровье

означает

отсутствие

болезней:

положительное,

жизнерадостное

выполнение

обязанностей,

которые жизнь возлагает на человека».

Здоровый

отдельного

человека

профилактики болезней и укрепления здоровья. Академик

Юрий Петрович

Лисицын дает следующее определение здоровому образу жизни: "Здоровый

жизнедеятельности

человека,

направленный

сохранение и укрепление его здоровья".

концепция

жизнедеятельности

человека,

направленная

улучшение

сохранение

здоровья

соответствующего

физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. По

словам Б.Н.Чумакова, «купить здоровье нельзя, его можно только заработать

собственным постоянными усилиями». Но для того чтобы сохранить здоровье

ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с

создания

атмосферы,

наполненной

потребностями,

традициями и привычками здорового образа жизни.

валеологического

характера,

заложенные

детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной

мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Представители

философско-социологического

направления

Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров

рассматривают

здоровый

глобальный

социальный

аспект, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич,

Виленский,

Мартынюк,

Кобелянская

«здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии

человека,

мотивации.

(например,

биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на

решение одной задачи - укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый

является

предпосылкой

развития

сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и

полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением

характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной

жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического,

политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в

состоянии здоровья.

Здоровый

отдельного

человека

профилактики

болезней

укрепления

здоровья.

концепция

жизнедеятельности

человека,

направленная

улучшение

сохранение

здоровья

соответствующего

физической

подготовки,

морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни должен включать:

настрой на здоровый образ жизни;

достаточную двигательную активность;

умение регулировать свое психическое состояние;

правильное питание;

четкий режим жизни;

выполнение гигиенических требований;

умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя

при их возникновении.

Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения

законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве,

возрастом

становятся

выраженными

ограничению

возможностей

снижению

работоспособности

серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому

образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка.

Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является

первостепенной

государства.

Главнейшим

определяющим

фактором

здоровья

разумный,

осознанный

действий

формирования здоровья и здорового образа жизни.

Ранний и дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший

становления

человека

здоровья.

дошкольном

возрасте

закладываются

элементарной

культуры

здоровья,

происходит

становление

здоровьесберегающей

компетентности.

особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего

здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников

к здоровому образу жизни

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе

дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей

сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к

утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве

закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост

и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые

привычки,

приобретаются

физические

качества,

вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ

Формируются

компоненты

здорового

относятся

следующие:

двигательная

активность,

благоприятная

обстановка

профилактика

болезней,

закаливание,

отсутствие вредных привычек.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания

ребенка-дошкольника

реализованы

взаимодействия

социальных

институтов

детского

Исключительную

воспитания

подчеркивает

Конвенция

модернизации

российского

образования

подчеркивается,

образовательное

учреждение

остаются

важнейшими

социальными

институтами,

обеспечивающими

воспитание

развитие ребенка.

Отсюда вытекают цель и задачи работы по приобщению родителей и детей

к здоровому образу жизни: Формирование у детей и родителей привычки к

здоровому

привлечение

родителей

формированию

закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышение знаний о

культуре здоровья.

Задачи заключаются в следующем:

Формирование потребностей семьи в здоровом образе жизни.

получить

родителям

укрепления

здоровья их детей.

Дать представление о возможном влиянии детско– родительских

отношений на формирование необходимых для ребенка критериев

здорового образа жизни.

Совместная

деятельность

педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка,

формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической

культуры имеет не только педагогическое, но и глубоко социальное значение.

Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее безопасности.

исследования

современных

педиатров,

физиологов,

психологов показывают, что основы здоровья дошкольника закладываются в

является

жизнедеятельности

происходит

первичная

социализация,

складывается

привычный

жизни, отношение к духовным ценностям.

Современная семья испытывает целый ряд социальных, педагогических

проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка,

на его психологическое благополучие и физическое здоровье. Рост количества

детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой,

но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных

традиций и характера двигательного режима.

Основное

направление

родителей

педагогов

вернуться

истинной ценности – здоровому образу жизни, привить ребёнку с малых лет

правильное

отношение

здоровью,

полезные, соответствующие здоровью факторы и отказаться от вредных.

выше сказанное

п о к а з ат е л е й:

наследственность

окружающая

воспитание,

воспитание

является наиболее поддающимся изменению показателем.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к здоровому образу

предполагает

внимание

взрослых

проблеме

укрепления

физического, но и психологического и социального здоровья детей дошкольного

возраста.

Технология

образовательной

формированию

навыков здорового образа жизни построена на основе: диагностики освоения

культуры здоровья у дошкольников и членов их семей и учет этих результатов в

педагогическом процессе ОУ; изменение традиционной позиции воспитателей

и родителей на позицию партнера, участника, помощника; взаимодействия всех

субъектов педагогического процесса, в приобщении дошкольников к здоровому

образу жизни; создание здоровьесберегающей предметно – пространственной

развивающей среды в ДОУ; реализации идей здорового образа жизни в семьях

воспитанников.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по

приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, педагоги используют

разные формы взаимодействия: родительские собрания, совместные праздники,

досуги, Дни открытых дверей, встречи-консультации с родителями, совместные

игры с родителями и детьми. Для эмоционального сплочения родителей с

детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей

родителей

педагогов

проводятся

совместные

физкультурные

проведение

гимнастик

совместные

прогулки

воспитателя с родителями и детьми.

Работа воспитателей дошкольного учреждения по воспитанию культуры

здоровья дошкольников может проводиться на разном содержании. Например,

народного

оздоровления,

современные

технологии

оздоровления

дошкольников или театрализации как средство воспитания у детей культуры

здоровья. Важно, чтобы это содержание включало интересные для детей формы

организации, учитывало не только аспекты физического, но и психического

здоровья, строилось на основе сотрудничества с родителями.

Таким образом, каждый родитель хочет видеть своего ребенка сильным,

бодрым, энергичным чтобы он умел кататься на велосипеде, хорошо плавать,

головными

самочувствие,

являются

причинами

отставания

неуспеваемости,

настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело,

научится заботиться о нем, не вредить своему организму, а наоборот – помогать

ему. Хотелось бы отметить, что развитие ребенка

тесно связано с образом

жизни семьи, родители являются во всем примером для своего ребенка.

И именно родителям необходимо заботиться о правильном физическом

развитии

регулярно

заниматься

физкультурой,

приобщать

здоровому образу жизни. Педагоги должны оказывать родителям помощь в

приобретении необходимых теоретических и практических знаний, чтобы в

домашних условиях взрослые могли закрепить полученные ребенком знания и

навыки. Только совместные усилия воспитателей и родителей помогут нам

воспитать здоровых детей!

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать!

Эти строки из стихотворения говорят нам о том, что воспитателям детских

садов необходимо вести пропаганду здорового образа жизни среди родителей

воспитанников, консультировать по вопросам оздоровления, развивать контакт

родителями

воспитывать

ответственности,

сознательное и грамотное отношение к своему здоровью.

Список литературы

Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в

ДОУ. - М., 2004.

Коновалова

Организация

воспитательной

оздоровительной работы в ДОУ. - М.: Сфера, 2006.

Востриков

Физкультурно-образовательные

предпосылки

здоровьесбережения // Оздоровительные технологии XXI века. – Челябинск,

Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная

ситуация // Валеология. - 2006.

Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление

ДОУ. - 2006. - №7.

Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями //

Управление ДОУ. - 2004. - №3.

Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая

работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.

Формирование

личности

дошкольника

средствами

физической культуры / В.Н. Щебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3 –

Евдокимова

Педагогическая

поддержка

воспитании

дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

10. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.

Здоровый образ жизни это:
1. Рациональное правильное питание.
2. Рациональный режим дня.
3. Рациональная физическая нагрузка.
4. Закаливание.
5. Личная гигиена.
6. Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

Рациональное правильное питание.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.
Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы.
Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

Рациональный режим дня.
Физиологические и педагогические основы режима дня.
Оздоровительное и воспитательное значение режима.
Условия его эффективной реализации.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психологического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) Регулярное питание;
3) Полноценный сон;
4) Достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим- средство воспитания; правильный режим должен отличаться: определенностью, точностью и не допускать исключений.


Задачи воспитания и обучения:
1) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности
2) Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
3) Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.
4) Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.
5) Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.
6) Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
7) Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.
8) Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.
9) Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.
10) Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.
11) Добиваться активного движения киста руки при броске.
12) Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
13) Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
14) Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).
15) Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.
16) Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
17) Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
18) Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.
19) Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
20) Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.
21) Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

Закаливание.
Эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)
Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой -24-25С, затем теплой - 36С и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоровливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-28С и воды не менее 22С.

Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.
Повышенная агрессивность детей - одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:
-кризисом семейного воспитания;
-невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;
- увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
-пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

Агрессивное поведение - нормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.

Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Наш детский сад работал в системе эксперимента по данному направлению в течение трех лет. Все три года группа, где я работаю, являлась экспериментальной. В своей работе мы использовали такое понятие (слайд), как «культура здорового образа жизни». Под культурой здорового образа жизни ребёнка-дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Основной целью работы с детьми в ДОУ является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.

В своей работе мы выделили несколько компонентов здоровья: (слайд)

  • Психологическое здоровье,
  • Физическое здоровье,
  • Соматическое здоровье,
  • Нравственное здоровье,
  • Духовное здоровье.

В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличии тревожности, низкой самооценке и др.) и нарушениях в поведении (расторможенности, негативизме, конфликтности, агрессивности и т.д.).

В связи с этим мы с педагогом - психологом ДОУ выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе (слайд)

  • Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;
  • Обучение рефлексивным умениям;
  • Формирование потребности в саморазвитии.

Так, в группе для детей 4-го года жизни, в 2006 - 2007 учебном году, мной проводились игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: «Мимическая гимнастика», «Разноцветная вода», «Настроение». (слайд)

Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Через стекло» (слайд)

Игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: «Свободный танец», «Изображаем животное», «Походки», (слайд)

Игры, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности: «Слушаем себя», «Кто я», «Рисуем себя» (слайд)

Игры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению: «Бюро находок», «Слепой и поводырь», «Проигрывание ситуаций» (слайд)

Для сохранения психологического здоровья в группе для детей 5-го года жизни мной проводились игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности: «Спина к спине», «Мои друзья», «Ролевая гимнастика», «Закончи ситуацию», беседы: «Как поступить», «Как правильно дружить» (слайд)

Игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности: «Брыкание», «Медвежата», «Высвобождение гнева», «Прорви круг» (слайд)

Упражнения, способствующие преодолению застенчивости у детей: «Веселая зарядка», «Торжественная речь», «Окажи внимание другому» (слайд)

Игры и упражнения, направленные на преодоление замкнутости у детей: «Закончи предложение», «Назови свои сильные стороны», «Разыгрывание ситуаций» (слайд)

В старшем дошкольном возрасте основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются: (слайд)

  • Проведение специально разработанных, комплексных (совместно с психологом), занятий с детьми;
  • Работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы;
  • Психологические игры и упражнения на формирование у детей положительных эмоций, а также на коррекцию негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность;
  • Игры и упражнения на повышение самооценки;
  • Решение проблемно-практических ситуаций;
  • Игры-драматизации;
  • Подвижные игры;
  • Чтение и анализ сказок;
  • Беседы;
  • Творческие игры;
  • Сочинение сказок;
  • Коллективное рисование.

Также детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д. (слайд).

Часто мною используются минутки покоя:

  • посидим молча с закрытыми глазами;
  • посидим и полюбуемся на горящую свечу;
  • ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
  • помечтаем под эту прекрасную музыку.

Совместно с педагогом - психологом ДОУ разработаны варианты цветовых рефлексий «Здоровячок», «Мое настроение». (слайд)

Для полноценного развития физического здоровья детей нашей группы мы с физинструктором использовали различные комплексы гимнастики: (слайд) утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физминутки, динамические и активные паузы.

Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. (слайд) Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В нашей группе имеются картотека стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и т.д.)

Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.

В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. В группе (слайд) имеется физкультурный уголок, в котором сосредоточены дидактические пособия, схемы, график, модели, обеспечивающие детям возможность под руководством взрослого накапливать свои впечатления, знания, выделять те или иные объекты мира физической культуры и здоровья. Вместе с детьми и родителями мы изготовили нестандартное оборудование, тренажеры.

С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия:

Например, для укрепления зрения детей я использую: (слайд)

  • зрительные гимнастики, которые дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой;
  • тренировочные упражнения для глаз;
  • массаж глаз, который помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

(слайд) Ежедневно провожу закаливающие мероприятия, которые повышают не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствуют, мобилизуют резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: (слайд) потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую «Гимнастику маленьких волшебников». (слайд) Дети здесь не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, все это развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное от занятий время.

В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.

Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Я использую музыку на занятиях, во время приёма пищи, перед сном и во время сна.

В рамках формирования нравственного и духовного здоровья воспитанников педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на формирование культуры ЗОЖ.

В нашей группе проводятся занятия различной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные, занятия с включением творческого мышления в двигательной деятельности).

На занятиях решается ряд задач: (слайд)

Развивающая задача

  • развивать у детей познавательные психологические процессы;
  • помочь осмыслить систему мероприятий, способствующих оздоровлению человека;

Образовательная задача

  • дать детям знания о строении своего тела, внутренних органов и систем, их взаимосвязи с природными факторами.

Воспитательная задача

  • дать детям уверенности в себе;
  • создать бережное отношение к своему здоровью.

Так на занятиях «Для чего мы чистим зубы» и «Гигиена приема пищи» дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. На занятиях «Зеленая аптека» воспитанники знакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Ребята заново узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используются в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Я использую в режиме дня образовательные ситуации, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основы безопасности жизнедеятельности.

Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: (слайд) самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.

Для формирования знаньевого компонента культуры ЗОЖ в группе создан мини-музей «Волшебница вода». Одна из целей создания мини-музея: показать значение воды в жизни человека, научить детей правилам поведения во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду.

Также мною разработан перспективный план работы с родителями воспитанников по формированию у детей культуры ЗОЖ.

Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. (слайд) Эта работа ведется в тесном контакте с мед. персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

(слайд) Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, туристических походах, тематические семинары.

На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми» и т.д.

Члены семей воспитанников моей группы являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы проводим: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги «Мама, папа, я - спортивная семья».

Все это позволяет постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладают всеми качествами гармонически развитой личности.

Работа по данному направлению осуществлялась на основе результатов диагностики воспитанников по изучению особенностей мотивации ЗОЖ, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека.

Ведущим диагностическим методом являются индивидуальные беседы с детьми, которые подробно разработаны. Провожу наблюдение за поведением ребенк5а в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1-2 недель). В соответствии с итогами диагностики строится дальнейшая работа по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Наташа Кистень
Приобщение детей к здоровому образу жизни

ГБДОУ детский сад №49

Приморского района

Санкт-Петербурга

Воспитатель : Кистень Наталья Андреевна

«Здоровье - не все , но все без здоровья – ничего »

Приобщение детей к здоровому образу жизни

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие физических качеств

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Привитие стойкости культурно-гигиеническим навыкам

Развитие представлений о строении собственного тела

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания первой помощи

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма

Формирование представлений об окружающей среде

Формирование привычки ежедневных физических упражнений

2. Цели, задачи

3. Методы реализации задач (схема)

4. Приемы (это элементы метода)

5. Средства реализации задач

6. Результаты, достижения (анализ заболеваемости - схема; посещаемость, итоги диагностики физического развития,участие детей в спортивных секциях, соревнованиях)

7. Интеграция образовательных областей

Цели :

Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

Задачи :

Сохранение и укрепление физического психического здоровья детей

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Методы реализации задач

1. Словесные методы обучения :

Устное изложение (чтение, заучивание, пересказ)

Работа по образу

2. Наглядные методы :

Метод наблюдений (показ картин, фото, диафильмов, кинофильмов, рассматривание игрушек, показ приемов рисования, лепки, аппликаций)

3. Практические методы обучения :

Опытно-исследовательская деятельность

Речетворчество

Дид. Игра

Игра-драматизация

Игра-инсценировка

Игра-занятие

4. Приемы – это элементы метода

Словесные приемы

Речевой образ

Повторение

Объяснение

Указание

Словесное упражнение

Оценка детской речи

Вопрос (репродуктивный : Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? ; поисковый : Зачем? Почему? и др. ; прямой, наводящий)

Наглядные приемы

Показ картинки, игрушки, движения, действия

Игровые приемы

С мячом, игровым персонажем, элементы соревнования

5. Средства реализации

Занятия НОД

Задача по приобщению к здоровому образу жизни в рамках лексической темы

Дид. Игры (перечень)

Экскурсии

Рассматривание картин

Ситуация общения

Игровые ситуации

Утренняя гимнастика

Бодрящая гимнастика

Спортивные праздники

Плакаты об охране природы

Опытно-экспериментальная деятельность

Проблемные ситуации

Тесты, опросники

Практическая деятельность детей (создание альбома «Здоровый образ жизни » )

Чтение художественной литературы (список)

ИЗО деятельность

Беседы (совместной деятельности воспитании детей , вне НОД)

6. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими ребенок

Педагогические ориентиры

Сформирована потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни . Сформированы основные физические качества. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.

7. Примерные виды интеграции образовательных областей ФГОСДО

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы физического развития.

Познавательное развитие :формирование целостной картины мира,расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ . Социально-коммуникативное развитие : формирование первичных представлений о здоровье и ЗОЖ ,соблюдение правил поведения и норм в части ЗОЖ,безопасность. Художественно-эстетическое развитие :словесное, музыкальное, изобразительное . Речевое развитие :развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу и ЗОЖ человека.

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса здоровья

1. Художественное творчество :использование средства продуктивной деятельности для обогащения знаний детей .

2. Труд :накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде , освоение культуры здорового труда .

3. Чтение художественной литературы :использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний детей .

Публикации по теме:

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через возрождение подвижных дворовых игр» Цель:- Систематизировать представления педагогов.

В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни» (старший дошкольный возраст) Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Старший дошкольный возраст Время проведения: 4 квартал.

Последние годы поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом.

Лэпбук - интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков.

Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» МБОУ ЦО № 24 г. Тула, дошкольное отделение Повестка дня: 1. Выполнение решений предыдущего педсовета. 2. Обоснование постановки проблемы.

«КАК ПРИОБЩИТЬ РЕБЕНКА

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ?»

Уважаемые родители!

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». (Всемирная организация здравоохранения).

Отчего зависит здоровье? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Ведь все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. И путей к физическому совершенствованию много. Главный из них - воспитание в семье. От кого ещё можно брать пример, как не от родителей! По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье.

Основой успеха является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя. Трудно, конечно, всегда в присутствии ребенка контролировать каждый свой шаг, и нести в себе те идеалы, которые родители хотели бы ему привить. Усталость на работе, тяжелый трудовой день и т.д. Но нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Ведь ребенок учиться и этому. Главное - не общее, большое количество времени, которое необходимо провести с ребенком, а качество использования каждого часа. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности. В сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Началом формирования здорового образа жизни в семье является воспитание потребности в здоровье.

Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать - вот задачи здорового образа жизни. В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей, существенную роль играет двигательная активность.

Двигательная активность детей с возрастом резко снижается. Чем старше ребенок, тем дольше он сидит в детском саду, в школе, дома за приготовлением уроков, у телевизора. Проблема, связанная со здоровьем детей - это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Это ведет к увеличению массы тела, дети становятся вялыми, у них снижается потребность в двигательной активности. Обучение по новым программам увеличивает психическую нагрузку, заставляет мыслить интенсивнее, с большей затратой нервной энергии. Умственную нагрузку можно уравновесить лишь нагрузкой физической. Значит, родителям необходимо рационально строить режим его дня, чередовать занятия с активным отдыхом. Игры, лыжные прогулки, катание на коньках и санках, бег, езда на велосипеде - все это жизненно необходимо ребятам. От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье.

Режим дня ребёнка дошкольного возраста - одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму. Если взрослые проявят характер и начнут утро с гимнастики, которую сделают вместе с ребенком, - это будет первый шаг в большом и важном деле - укреплении здоровья. И этот шаг надо сделать как можно скорее.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Всё, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
  • Формирование понятия «не навреди себе сам».

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Успехов вам в воспитании ваших детей!!!

«