Коррекция фонематической дислексии. Вариант для взрослых обучающихся

Коррекционная работа.

Устранение фонематических дислексий.

Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы:
Фонематического восприятия;
Фонематического анализа и синтеза слов;
Выделение звуков на слух в потоке речи и дифференциация звуков;
Определение количества звуков в слове, название их по порядку.

Упражнения по развитию фонематического восприятия и
слогозвукового - буквенного анализа.

1. Выделение гласного звука среди других гласных: (у) ау, эуа, аыо, иоу и т.д.
2. Назвать и показать первый гласный звук в сочетаниях гласных: уиа, аио, эоы, оиу…
3. Повторить за логопедом сочетания гласных звуков: уиу, уиуа, аиуо…
4. Выделение гласных звуков из слов (начало слова):
Ударная позиция:
Окунь, узел, аист, окна, угол, имя, ужин, эхо, отпуск.
Безударная позиция:
Аптека, изюм, арбуз, улитка …
Если дети уже знают буквы, то поднимать соответствующую букву.
Выделение гласного звука в любой позиции.
5. Выделение согласного звука на слух в потоке речи (начало слова, конец слова, в любой позиции). Можно поднимать соответствующую букву. (Игра «Пограничники». Выделить первые звуки, составить слово),
6. Определение места звука в слове.
7. Повторение за логопедом слоговых рядов.
Сочетание гласных (ранее);
Па-па-ап
Ло-лу-лы
Со-со-шо, шу-су-шу
СА-ша-ща
Сас-сос-сус
Пра-про-пру.
8. Упражнения для развития ритмической структуры слова:
Тататататата…
Тата – тататата …
Та-тататата, та-татата …

Та-та-та
То-то-то
Ту-ту-ту
9. Отобрать картинки или записать только те слова, где есть нужный звук.
10. Дифференциация звуков. Расставить картинки (или записать слова) в 2 столбика (Игра «Нагрузим грузовики»).
11. Назвать картинки, выделить звук, обозначить буквой.
12. Придумать слова с заданным звуком (или найти эти слова на сюжетной картине).
13. Разложить картинки (или слова, или записать слова) в 3 столбика.
14. Разложить картинки (или слова на карточках) в 2 столбика – двусложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге.
15. Придумать слова
Или выбрать из множества картинок и слов, или найти на сюжетной картинке слова.
Игра «В огороде», «В лесу» и т.д.
Пошли дети в огород, а там выросло много всяких овощей. Вот красный помидор … (Надо найти из множества схем ту, которая подходит к слову, помидор, а вот и горох …
16. Определить на слух, каким по счету в слове парта стоит звук (т)…
17. Ещё труднее, провести полный анализ слов, т.е. назвать на слух, сколько в слове слогов, звуков, гласных, согласных, твердых и мягких согласных, звонких и глухих.
18. Если дети знают буквы, то следующий этап анализа слов – это обозначить звуки буквами. Для этого лучше подбирать такие слова, где количество звуков не совпадает с количеством букв (соль), где звук не соответствует букве, чтобы сразу же развивать у детей орфографическую зоркость (дуб, корова).
19. Проводить игры по типу «Поля чудес».
20. Игра «Кто больше составит слов из данного слова: сверло – село, ров, вор, сев, вес…».
21. Составить слова из данных букв: т, с, о, м, и, з, а. «Что в корзине у Кирюши».
22. Игра «Кто больше придумает слов с буквами ол по середине»?

о л

23. Какие здесь могут быть слова?

о о о
24. Игра «Шифровальщик». Шифровальщик придумывает слово и зашифровывает его. Вариантами шифровки будут пропуски букв, перестановки букв в слове: жыил – лыжи, ански – санки, нолс – слон. Составляют и записывают слова. Из расшифрованных слов дети убирают лишнее.
25. Игра «Бюро находок». Зон – зонт, утг – утюг.
26. Игра «Буква заблудилась». (Чтобы дети понимали смысл читаемого).
Корова- корона
Мама с почками (бочками) пошла по дороге вдоль села.
Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

27. Игра «Составь слово». У детей карточки со слогами, у логопеда тоже. Логопед прочитывает свой слог, а дети у себя пишут такой слог, который вместе с названым составит слово (ко-сы, мы-ло), или соединяют написанные на доске слоги:
Во ва
Со сы
У са
Ро вок
О да

28. Игра «Варим щи»

Давай сегодня, варим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.

Ы, е, и, к, я, п, л, щ, ц – щипцы, ящик, клещи.

29. Преобразование слов.

а) Изменение одной буквы: мышка-мошка-мушка…,
ночка-дочка-почка-бочка…

б) наращение слов одной или несколькими буквами:
- превратите слово пол в полк, рот в крот, вол в ствол.
в) Перестановки букв и слов:
Лыжи-жилы.
Пила-липа,
Нос-сон

30. Работа со слоговой таблицей
А О У Ы И
Н НА НО НУ НЫ НИ
К КА КО КУ КЫ КИ
Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
С СА СО СУ СЫ СИ
Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ

А) Логопед показывает на буквы и слоги, дети читают слова.
Б) Ученики сами составляют слова: «Кто больше?» (из 3- букв, 4-х, 5-и…).

31. Логопед составляет слово из букв разрезной азбуки. Затем говорит: «Раз, два, три! Усни!» и делает перестановки букв или слогов в слове. «Раз, два…» дети читают новое слово и говорят, что изменилось. (Масло-смола).
32. Поставить буквы в названном порядке.

II. При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения в процессе чтения. В основе оптических дислексий лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушения зрительного восприятия и памяти; недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Поэтому при устранении данного нарушения проводится работа по следующему плану:
1. формирование зрительного восприятия;
2. развитие зрительной памяти;
3. формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Упражнения, игры.

1. Найти букву среди других букв в тексте.
2. К печатной букве поставить письменную и наоборот (можно в виде игры).
3. Определить буквы в неправильном положении (разного цвета), перевернуть, прочитать.
4. Обвести контуры букв (печатных и письменных). Заштриховать буквы. Вырезать из наждачной бумаги.
5. Добавить недостающие элементы букв.
6. Выделить буквы, наложенные друг на друга
7. Игра: «Что изменилось?» (на предметах, картинках, буквах, словах).
8. Логопед показывает на мгновенье картинки (буквы, слова). Затем называет их по порядку, или выкладывает из азбуки буквы или пишет их. (Самые трудные – графически сходные буквы).
9. Игра «Алфавит». Кто быстрее назовет все буквы алфавит? На таблице написаны все буквы вразброс. Дети должны назвать и показать их в алфавитном порядке. Победит тот, кто затратит на это меньше всего времени. Игры «Заветный мешочек».
10. Игра «Не ошибись!». Прочитать буквы и сочетания букв:
а) а,и,и,а – аи-аи
б) и,а,а,и – иа-иа
в) и,и,а,а – аи-иа-аи
г) а,а,а,и - иа-иа-аи

11. Чтение различных слоговых таблиц:
- таблица в книге «Читаем сами».
- прямые обратные слоги
- графически сходные буквы
- со стечением согласных
- с наращением
- на дифференциации.

12. Цветовое восприятие слога, как прием обучения чтению:
кабрь - декабрь
13. Чтение слов написанных наоборот: лобтуф – футбол
14. Прочитай так, чтобы получилось слово: с ка ка л ка, тю с л а.
15. Прочитай. Сколько слов ты прочитал?
Р а еб тя пошлизагрибами.
16. Прочитай. Найди и исправь ошибки.
Дым на улице стоит
Дом из труб его валит.
17. Чтение с разными заданиями (сначала в словах, затем в текстах):
- прочитать только с буквой «а» (у,и …).
- слова с одним слогом …
- читать слова с ударением на первом слоге…
18. Сравнение предложений, в которых содержаться 1-2 одинаковых слова: Паша ударил рыбу – дети ударили рыбу.
Дети читают первое предложение и находят у себя похожее предложение, но всё же чем-то отличающееся от первого. Читают оба предложения.
19. Чтение слов, отличающихся между собой приставками, суффиксами, окончаниями: купался – искупался.
20. Чтение предложений, где встречаются слова, различающиеся окончаниями, приставками, суффиксами:
Петя посадил березу
Петя посадил березку
Петя посадит березы.

Читают, сравнивают.

21. Чтение слогов с постоянным наращиванием до слова:
Ва-рва-рвами
Ли-сли-сливы
22. Чтение с постоянным открыванием слогов.
23. На мгновенье показать слово на карточке, дети должны восстановить его из букв разрезной азбуки. (Птичка) скворец.
24. Для расширения «поля зрения» полезно читать предложения, написанные так:
А) Лара
Сама
Мыла
Раму
Б) Лара сама
Мыла раму.
В) Лара сама мыла раму.

25. Чтение текстов, где предложения разбиты на синтагмы и записаны стихотворным набором:
Гнездо у белки,
Как у птицы, устроено:
Из веточек,
Из сучьев.

26. Еще об одном методе хочется рассказать. Многолетняя практика учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения. В основе его лежит артикуляционная память. Но при этом подключается ещё один вид памяти – слуховая.
Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память последователь подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его правильно.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений артикуляционного аппарата.
Дети легко осваивают 2 вида чтения: читай как пишем, читай как говорим.
Обучая двум видам чтения, преследуем 2 цели:
1.Передачу мыслей и чувств орфографическим чтением;
2. Отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

III. Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста.
Нарушения понимания прочитанного наблюдаются у детей с очень поздним развитием речи, с аграмматической речью, у которых выявляется недоразвитие как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи.
Приведу несколько упражнений по развитию лексической стороны речи (понимание значения слов).
1. Расширение и активизация словаря по темам понятийного словаря (овощи, фрукты…) и обобщающих слов. При работе над этим полезны игры «Четвертый лишний» (логические упражнения).
2. Логические упражнения. Разложи картинки или слова в 2 столбика:
Инструменты транспорт
Цвет предметов форма предметов
Имя фамилия

3. Объяснение значения слов паронимов:
белка-палка, нос-нёс, банка–банька.

4. Соединить слова с их объяснением:
Читатель тот, кто изобретает
Строитель тот, кто читает
Избиратель тот, кто строит

5. Дополни объяснения слов:
Вязальщик – тот, кто ……
Сварщик – тот, кто …….

6. По данному объяснению назови слово:
Очень сильный - …
Очень добрый - …
Очень здоровый - …
Очень хитрый …..
Слова для справок: здоровяк, хитрец, силач, добряк.

7. Объяснить значения родственных слов устно (или подобрать соответствующие картинки): часы, часовой, часовщик.
8. Игра «Правильно ли Незнайка объяснил образовании е слов?»
Горисный – горе,
Сырник – сырой,
Плавка – плавать.

9. Подбор синонимов:
А) Старый - …
Веселый - …
Прилежный - …
Слова для справок: оживленный, радостный, смешной, дряхлый, ветхий, древний, старательный.
Б) Игра «То же самое».
Дети читают слово, а на обороте карточки записывают синоним: глаза – очи, чумазый – грязный.

10. Игра «Все наоборот». (Устно по картинкам, по карточкам слов).
Например: с мячом, или дети читают слова и ставят их под соответствующими картинами (длинный - короткий).
11. Игра: «Что может быть тяжелым? Красным?»….
12. Назови предмет по описанию (или картинку)
- рыжая, хитрая, пушистая…
13. На одних карточках написаны загадки, на других отгадки в виде слов или картинок. Дети читают загадки, представляют отгадки.
14. Логическое ударение. Итак, устранение дислексий является дифференцированным. Методика устранения нарушений чтения строится с учетом проявлений его расстройств, характера нарушения, механизмов дислексий.

. Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнестическая дислексия и пути ее коррекции

(из опыта работы).

Учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакции . Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

Данный вид дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии из собственного опыта.

На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв, я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ). Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном, обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой. А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным, у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек. Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука. Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх с последующим вытягиванием руки в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении дети гораздо легче запоминают буквы..

Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.

Обязательным в работе я считаю развитие апперцепции, которая является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать пластмассовую букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное. Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и в других упражнениях.

На наших занятиях, помимо коррекции дислексии, дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся.

Дислексия считается одной из распространённых проблем обучения у малышей. Ребёнку, который страдает дислексией трудно научиться письму и чтению, даже несмотря на удовлетворительный уровень интеллекта, хороший слух и зрение. Ребёнок плохо воспринимает написанную информацию, у него нарушена координация, имеются проблемы с освоением орфографии. Развивается гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Исследования в области данного заболевания продемонстрировали, что в большинстве случаев большое влияние оказывает наследственная склонность. Главные причины дислексии – мозговая дисфункция, вызванная действием многих факторов. Так, в период внутриутробной жизни плода, к нарушению головного мозга могут привести долгие роды, анемия или порок сердца у мамы, раннее отсоединение плаценты, обвитие пуповины, что также приводит к ОНР и ЗПР.

Также причинами дислексии у ребёнка могут быть токсические поражения центральной нервной системы из-за алкогольной или медикаментозной интоксикации, желтухи у новорождённого и .

Причины могут быть и такие: перенесённые инфекционные заболевания матерью в период беременности. Есть вероятность нарушить работу мозга механически через долговременные роды, внутричерепные кровоизлияния и плодоизгоняющие манипуляции, которые приводят к ОНР и ЗПР.

Даже если во время ношения плода вышеуказанные факторы не замечались, то имеются признаки, которые приводят к медленному созреванию коры мозга. Такое может произойти из-за хронических болезней, инфекций, нейроинфекций. Как правило, дислексией могут сопровождаться ДЦП, афазия, ЗПР, и алалия, ОНР.

Имеют место и социальные факторы, влияющие на развитие дислексии и ЗПР у ребёнка. Среди них билингвизм, дефицит речевого общения, педагогическая запущенность.

Среди других причин может быть ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗПР (задержка психического развития). ОНР представляет собой несформированную звуковую и смысловую сторону речи, которая выражается в грубом либо остаточном недоразвитии таких процессов, как лексических, грамматических и фонетических. Дети с ОНР, имеющие речевую патологию, составляют 40% всех учащихся, а ОНР или ЗПР рано или поздно могут привести к дислексии.

Симптомы

Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

  • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
  • В 1-3 классах у ребёнка могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
  • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
  • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, трудно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
  • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

Диагностика

Дети с дислексией проходят обследование, в процессе которого проверяются навыки чтения, слуха, речи. Дополнительно проводится психологическое обследование, благодаря которому определяются функциональные особенности ребёнка и обучение, которое для них лучшего всего подходит.

Также проводится обследование, которое помогает установить степень понимания текста в ходе чтения и при слушаемой речи. Такое исследование способно определить, какое обучение будет более эффективным для ребёнка. Таким образом, осуществляется характеристика пассивной и активной речи, проходит обследование памяти и внимания, оценивают произношение и язык.

Метод психологической диагностики сможет помочь установить эмоциональные аспекты, из-за которых больным дислексией трудно читать. Для этого собирается анамнез семьи, включающий эмоциональные нарушения и психические расстройства.

Речевая карта

Логопеды используют для диагностики речевую карту. Речевая карта является универсальной и предназначена для проведения профессиональной, а также систематической проверки речевого развития детей. С помощью карты можно детально изучить речевое развитие каждого человека и в результате установить оптимальные способы коррекции речевой патологии.

  • Читайте также:

Лечение

Лечение дислексии, а также ОНР и ЗПР, подразумевает логопедические коррекционные работы. Данный метод является эффективным и направлен на исправление речевых патологий и неречевых процессов. Лечение дислексии также зависит от определённого вида заболевания.

  • При оптической форме болезни требуется работа над зрительно-пространственным представлением;
  • При тактильной необходимо работать над изучением и пониманием схем;
  • При мнестической форме нужно развивать речевую, слуховую и зрительную память.

Не пренебрегайте прочтением:

  • Лечение фонематического вида болезни требует корректировки произношения звуков, формирования представления о звуковом и буквенном составе слов.
  • При семантическом виде надо научить пациента грамматическим языковым нормам и развивать слоговой синтез.
  • Лечение аграмматического типа подразумевает проведение работы по созданию грамматических систем.

Для взрослых, болеющих дислексией, ОНР или ЗПР применяются иные методы корректировки, предполагаются расширенные занятия. Но по механизму они мало отличаются от занятия, которое проводится с детьми.

Упражнения

Лечение подразумевает проводить всевозможные упражнения, которые в будущем благополучно отражаются на психическом и умственном здоровье детей.

Зачеркнуть букву

Упражнение нужно проводить ежедневно. Дети должны в продолжение пяти минут зачёркивать определённые буквы. Например, гласную букву «А» зачеркнуть, а согласную букву «Б» обвести. Со временем можно дать задания с парными буквами. Через 2 месяца такие упражнения приведут к тому, что качество письма станет лучше, но это при условии, если делать их каждый день.

  • Интересно почитать:

Диктанты

Следующие упражнения предлагают ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не утомят детей, и при этом они будут делать меньше ошибок. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются на полях чёрной или синей ручкой, но только не красной. Затем необходимо дать тетрадь малышу, чтобы он нашёл собственные ошибки. Такие упражнения нацелены помочь избавиться от ошибок в словах и предложениях.

Тренировка артикуляции

Также стоит дать упражнения на медленное чтение с чёткой артикуляцией и переписыванием. Работая с ребёнком, вы обязаны дать почувствовать ему хоть малый успех, после огромного числа двоек на школьных занятиях. Не нужно требовать от него читать на скорость. Ребёнок и без этого испытывает огромный стресс при медленном чтении с акцентом и ошибками, а здесь ещё необходимо быстро читать на время. Как результат, может развиться невроз.

В целом, упражнения могут быть не объёмными, а качественными. Лучше написать и прочитать меньше, но сделав при этом минимум ошибок.

Обучение

Обучающие занятия с логопедом очень важны. Так лечение проходит быстрее и эффективнее. Специалист даёт задания в виде игры. Ребёнок должен найти конкретную букву в небольшом тексте или к большой печатной букве подставить маленькую письменную, может вырезать на бумаге буквы и прочитать некоторые сочетания букв. В процессе используется магнитная азбука для того чтобы складывать слова. Таким образом, можно научить малыша произносить конкретные звуки и слова.

  • Возьмите на заметку:

Тренировка проводится через многочисленное повторение слов, написанием диктанта, подборки словоформ.

Как научить читать

Ребёнок, приступающий к изучению чтения, воспринимает букву как сложную графическую деталь, которая не так проста по своему графическому содержанию. Буквы состоят из некоторых составляющих, по-разному находятся в пространстве. В ходе изучения оптического образа, проявляется способность запоминать и в дальнейшем воспроизводить слова. Но если ребёнок затрудняется в ходе чтения, стоит уделить ему больше внимания и разработать определённую схему лечения и корректировки чтения.

Самое главное начать проводить коррекцию речевого нарушения как можно раньше. В итоге можно рассчитывать на высокую эффективность касаемо ликвидации речевых патологий. В связи с этим, есть возможность предупредить появление нарушения чтения.

  • Советуем почитать:

И помните, чем раньше вы осуществите диагностику и проведёте коррекционную работу, тем легче будет адаптировать маленького человека к обществу и свести к минимуму неврозы и психологические проблемы.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами.

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

3. Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

Буксир-1”.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Буксир-2”

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки.

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Бросок – засечка”.

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Губы”.

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Основная цель следующей группы упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун.

3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

ФЫВАИВАНГОР _________

САШАИТЮБЬЛТ _____________

ОНМАКНГТАНЯ _________________

Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

ФЫВАПРЕНОТМ

ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА

КЕНРОМЫШИ

3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ

Характеристика навыка чтения.

Чтение является письменной формой речевой деятельности, при которой осуществляется понимание заложенной в тексте информации в результате перевода зрительных знаков в речеслуховые. Многие ученые указывают на огромную роль чтения в формировании человека как саморазвивающейся личности.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие. Выделяется две стороны процесса чтения: с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа, т.е. его техническая сторона, с другой стороны - понимание читаемого. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, выразительность, сознательность. Три первых качества составляют технику чтения. По мере развития технической стороны осознание читаемого становится главным качеством. Становление технической стороны идет поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем - словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный навык.

Процесс чтения можно представить графически при помощи метафоры «велосипедного колеса» (смотри рисунок). На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой, все нейропсихологическое обеспечение с помощью спиц, личный опыт отмечается осью, способность превращать содержание текста в свой личный, познавательный опыт в виде обода. Представив «колесо чтения» движущимся по поверхности условного текста, видно согласованную работу всех элементов структуры. По данной схеме также видно, невозможность правильного усвоения читаемого текста при нарушении одного из структурных элементов.

Нарушения чтения (дислексия) у учащихся с нарушением интеллекта.

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Это частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Дети не "перерастают" дислексию! Коррекция дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

При устранении нарушений чтения необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Поэтому логопедическое воздействие направляется на весь комплекс речевых нарушений, на устранение нарушений устной речи, чтения и письма. Дислексии различаются по своим механизмам и степени выраженности.

Выделяются следующие виды дислексий, в зависимости от нарушенных механизмов: фонематические, оптические, мнестические и семантические.

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. Выделяются две группы нарушений чтения:

Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слухопроизносительной дифференциации фонем, различение звуков;

Нарушения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза;

Затруднения вызывают буквы, обозначающие звуки сходные акустически и

артикуляторно: ц - с, ш - щ, ч - щ, ж - ш, з - с, б - п, д - т , твёрдые и мягкие, идёт замещение при чтении данных букв. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдается побуквенное чтение, вставки, пропуски, перестановки; трудности чтения обратных слогов.

Оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. В процессе овладения чтением отмечаются трудности в усвоении сходных графически букв, их смешения и замены.

Мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуком и буквой, не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Проявляются в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв.

Семантические нарушения чтения (механическое чтение) - это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Вызываются недоразвитием звуко-слогового синтеза; нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов внутри предложения.

Следует отметить, что нарушения чтения у детей с недостатками интеллекта встречаются преимущественно в комплексном, осложненном, а не в чистом виде.

При устранении нарушений чтения используется принцип поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений. Методика устранения строится с учетом особенностей его проявления, степени выраженности, механизмов дислексии. При работе использовать взаимодействие различных анализаторов, опираться на более сохранные психические функции. Следует учитывать и общедидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Пути коррекции различных видов дислексий.

Устранение фонематических дислексий .

В случаях, если дети смешивают буквы, проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Работа проводится по плану:

  • Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий;
  • Выделение звука на фоне слога;
  • Определение наличия звука в слове;
  • Определение места звука в слове

В дальнейшем проводится работа по сопоставлению смешиваемых звуков: изолированно, в слогах и словах, в предложениях. Соответственно проводится соотнесение звука и буквы.

Пример: дифференциация Ц - С.

Изолированно:

1.С помощью кинестетических ощущений уточняется расположение органов артикуляции.

2.Определение звуков по артикуляции.

В слогах:

1.Логопед произносит слоги: ца, су, со, цу, сы. Ученики поднимают нужную букву.

2.Повторение слогов за логопедом.

3.Чтение слогов

4.Придумывание слогов.

В словах:

1.Определить, какой звук в слове (ц или с): находится в начале слова, в конце, в середине.

2.Определить, в какой последовательности идут данные звуки в словах: скворец, лисица, синица нарцисс.

3.Подобрать слова со смешиваемыми звуками.

4.Назвать слова из прочитанного текста со смешиваемыми звуками.

5.Отобрать картинки, в названиях которых звук С, затем Ц.

6.Загадки, лото.

При побуквенном чтении, искажениях звукового и слогового состава слова проводится следующая работа:

1.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из двух гласных.

2.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного (первоначально обратный слог):

3.Составление слогов: прямых и обратных.

4.Работа по таблицам:

А У О О А У

5.Фонематический анализ слова.

6.Развитие слогового анализа и синтеза:

Изменить порядок звуков в слоге (прямой - обратный)

Добавить недостающий слог: -пог, по- -да, -бака (са, су, со)

Составить слово из слогов.

Устранение оптических дислексий .

Работа проводится в следующих направлениях:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Расширения объёма и уточнение зрительной памяти;
  • Формирование пространственного восприятия и представления;
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

Можно предложить следующие упражнения:

Назвать предметы, изображенные на картинке

Назвать контурное изображение предметов

Назвать перечеркнутые контурные изображения

Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга

Найти букву среди ряда других

Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом

Узнать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями

Определить буквы в неправильном положении

Выделить буквы, наложенные друг на друга

Упражнения на уточнение представлений детей о форме, величине, цвете

Упражнения на развитие зрительной памяти («Чего не стало?» и др.)

Упражнения, направленные на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза (право - лево, верх - низ с использованием предлогов, запомнить расположение предметов по отношению друг к другу, рисование по речевой инструкции и др.).

Устранение мнестических дислексий .

Одним из методов устранения мнестической дислексии, когда дети не могут запомнить, какая буква соответствует тому или иному звуку, является использование пальцевого показа изображения буквы. Ведь известно, что развитие мелкой моторики руки тесно связано с развитием речи ребенка. Например: буква О - круг, составленный из большого и указательного пальцев; А - эти же пальцы широко раздвинуты, Р - изображение головы лошади. Первоначально, при изучении буквы дети сопровождают называние буквы показом, затем по мере запоминания буквы, показ отходит. Практика показывает, что с использованием данного метода дети быстрее запоминают буквы, в дальнейшем улучшается скорость чтения, постепенно механическое чтение переходит в осознанное.

Устранение семантических дислексий .

Семантические нарушения чтения, возникающие в следствие недоразвития звуко-слогового синтеза, преодолевается частично при улучшении технической стороны чтения. Когда ребенок перестает обращать внимание на узнавание буквы, слияние букв в слоги; начинает читать целыми словами, тогда внимание и мышление ребенка освобождается для усвоения семантического значения слов и текста в целом. В данном случае используются различные тренировочные упражнения, направленные на развитие техники чтения. Другая сторона работы направлена на расширение активного и пассивного словаря, актуализации имеющегося опыта учащихся, их представлений, понятий.

Виды работы:

Подготовка к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, видеоматериалов

Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями

Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста.

Разнообразные виды упражнений для устранения дислексий.

Упражнения на выработку речевого дыхания .

  • футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельница Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • одуванчик Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • шторм в стакане Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать. Слова произносятся протяжно, на выдохе, четко произнося звук М:

Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

«В лифте»

Мы едем на лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос: едем с первого этажа на девятый, а затем спускаемся.

«Ручка в зубах»

Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»

Учащиеся, делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Н Б С М Н П Х Ч М К Б П Р В С

Ш Ж Н Б В Д З Т Г П Ц Г Х З Н

М Н Д Г М Л Р В С Ж З Ш Н К Ц

Д Л Р П В Ф Т Б Х З Ш Н Г К П

Т С Ч П Р Л Г Н Ш К В Б З Н Щ

Развитие фонематического восприятия

  • покажите букву и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)
  • поймай звук Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • дирижер Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
  • архитектор Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
  • звуковые песенки Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

По данной же схеме идет работа с другими звуками речи и буквами их обозначающими.

Развитие четкости произношения.

Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Работа со скороговорками. Проговаривать медленно с постепенным увеличением скорости. Читается хором и отдельными учениками.

Тренировка в произнесении гласных по порядку, сочетаний гласных, сочетаний гласных и согласных, сочетаний согласных.

Чтение блоков.

Цель: отработка навыка чтения целыми словами, тренировка глазных мышц и развитие произвольного внимания.

Запись блоков производится на доске в столбик или ряд во время урока, с требованием читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков.

Ба бы б-э-э-э во! Вы га да до ды же

Ка ку ли ля лю ми м-у-у мы мэ-э-э но

Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во! Га-га-га! Ба-ба

Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!

Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Вторая группа блоков.

Ага бай сам шар пол

Аут баз бык бэр вон

Выя дар дом уже зал

Ему бош кар зим лот

Ива лом сон мыс шаг

Лю люк лук лос лис мыс рис

Бэ бэр бор бур бук бим бус

Уж муж луж лыж пыж паж маж

Третья группа блоков.

Бокс борт борщ верх волк толк полк

Зонт зонд корт лифт лярд морж торт

Фонд форт порт цинк шарф шест шёлк

Четвертая группа блоков.

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Смысл спорт столб страж трест

Гвалт тракт Днепр Днестр Дрозд

Значения незнакомых слов объясняются логопедом.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух карточках. Сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе-реза, ли-са, моло-ко, пе-тух).

«Словесные горки»

из ры ста

изб рыб стар

изба рыба старый

избушка рыбка старик

старушка рыбак старичок

соседний

скворечник

«Полустертые слова»

1.Шалунья - резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить и прочитать слова. Стерты элементы букв.

2.В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.