Как дети должны относиться к родителям. Доброе отношение к родителям Статья об уважении к матери

Сейчас у нас век деградации, и одна из его характеристик в том, что материнство перестало быть почетным и уважаемым. К сожалению, сейчас роль матери не считается важной, особенной. Это не дает женщине никаких преимуществ и уважения. К сожалению. Даже наоборот - накладывает на нее много ответственности и чужих ожиданий, лишает свободы, истощает и так далее.

Сегодня каждая мать может столкнуться с оскорблениями на ровном месте, с бестактными вмешательствами посторонних людей, с насмешками в свой адрес (особенно если она не работает). Даже дома ей не будет покоя - и многие мужья пользуются беззащитностью своих беременных или едва родивших жен, совершая над ними психологическое и физическое насилие. Видя это, дети тоже перестают уважать своих матерей, и позволяют себе и грубые слова в их адрес, и рукоприкладство, и пренебрежение ими. Даже родители, которые, казалось бы, через все это прошли в той или иной мере и должны понимать, как это непросто, могут становиться для юной матери настоящим стрессом. Своими придирками, издёвками, насмешками, вмешательствами и пренебрежительными высказываниями.

А когда-то день матери начинался с того, что по утрам дети ей приносили свои поклоны (и это есть в Писаниях).

Когда-то любая женщина почиталась в обществе лишь потому, что она мать - уже сейчас или в будущем. Мать для человека была чем-то чистым, святым и неприкосновенным. Ее просьбы и приказы исполнялись незамедлительно. Даже если она обронила их, не подумав. Когда юноша покидал дом своего учителя (примерно в 25 лет), он получал наставления, первым из которых было: «Почитай мать свою как Бога». Похоже на библейские заповеди, верно? Это было совсем другое время и совсем другие отношения.

Сейчас мы живем в мире, где ценится только то, что можно продать. Поэтому суррогатные мамы иной раз в обществе уважаемы больше, чем все остальные - как минимум, они смогли на своей природе неплохо заработать. И материнство обесценили, а матерей - сняли с их почетного трона.

Но знаете, что в этом всем самое страшное и губительное? Мы сами в это поверили. Мы сами позволили себя убедить в том, что материнство - это ничего особенного. Мы сами не испытываем уважения к своему труду, и как следствие, мы позволяем другим так к нам относиться, иной раз даже считая, что они в чем-то правы. Мы сами испытываем иной раз чувство вины за то, что мы «всего лишь» матери, ничего больше (хотя может ли быть что-то больше и значительнее?).

Мы сами не уважаем в себе материнское начало, чураемся его, подавляем в угоду моде, задвигаем его в самые дальние уголки своей личности.

Мы с детских лет наблюдали, что за свой титанический труд от общества может получить мать (например, огромное современное пособие в 150 рублей в месяц на ребенка старше полутора лет), и мотали на ус. Формировали свою картинку, что будет со мной, когда я стану мамой, делали выводы.

Когда я была маленькой и слышала, как кто-то неуважительно общался с моей мамой, внутри меня все сжималось в комок. Я была всего лишь маленьким ребенком, но как мне больно было видеть мамину беспомощность и беззащитность! И как обидно было за нее, когда кто-то позволял себе ее оскорбить или ею пренебречь. Я не знаю, как с этим справлялась сама мама - наверняка многие такие вещи она просто научилась не замечать. Но маленькие детские глаза не могли не заметить. Ни мама, ни я ничего не могли с этим сделать. Приходилось просто проглатывать. В моей голове тогда прочно укоренилось, что матерей никто не уважает. Вроде как не за что сильно уважать, ничего особенного не сделано, родить может каждая.

Когда же я сама стала мамой, я поняла, какой на самом деле это труд. Как это непросто и насколько эта работа лишена любых поощрений со стороны. Никогда и никто не скажет тебе, что ты хорошая мама и делаешь что-то правильно. Даже от близких и родных сложно дождаться похвалы, одобрения и поддержки, что уж говорить о посторонних. Зато каждый посчитает своим долгом тут поправить, тут скорректировать, тут наброситься со своими обвинениями.

Если ты кормишь грудью, то услышишь, что и молоко у тебя не слишком жирное, если ребенок прибавляет понемногу, или что оно у тебя слишком жирное, вон какого откормила. Если кормишь после года - растишь маменькиного сынка. Если не кормишь - просто ужасно ленивая мать, которая лишает ребенка самого главного. В памперсах - не будет внуков. Высаживаешь - фанатичка. Одному кажется, что ребёнку холодно, а другому - что ему жарко. Закаливаешь - изверг. Не закаливаешь - не думаешь о его здоровье. Продолжать можно бесконечно. Мать в глазах общества никогда не бывает права.

Такова наша реальность. Множество требований, нависающих как дамоклов меч над головой, множество упреков и шквал критики со всех сторон, гул чужих голосов, в которых так сложно услышать свой.

И многие молодые мамы пишут на форумах о том, как бы им хотелось тишины рядом, чтобы никто не давил, чтобы было разрешено и позволено жить собственной жизнью и растить ребенка так, как ты этого хочешь. Даже здесь мы ждем какого-то позволения со стороны, словно у нас нет права такие решения принимать.

А потом почти в тридцать лет, и уже с двумя детьми я попала в святое место Индии - во Вриндаван. Этот городок особенный, ведь там сохранились традиции, насколько это возможно. Раньше так было везде, но сейчас уже даже в Индию проникла деградация, и отношение к женщинам стало меняться. Но давайте про Вриндаван, где еще есть культура и уважение к матерям.

Женщинам там работать запрещено, коровы свободно гуляют по улицам, как и маленькие дети. А еще каждую женщину независимо от возраста, там называют «матаджи», что по-русски будет «матушка». С почтением, иной раз даже благоговением. И неважно, что продавец, который к тебе обращается старше тебя вдвое. Все равно для него ты - «матушка». Он видит в тебе материнское начало, он его уважает и выражает таким образом свое почтение.

Здесь ни один мужчина (несмотря на то, что это Индия) не подойдет и не притронется к тебе, не станет флиртовать и не выскажет никаких грязных предложений. Максимум - проявит к тебе внимание, защитив от обезьян или оказав какую-то помощь (даже если ты не просишь).

Здесь на заднем стекле машины часто можно встретить надпись, которая переводится как «Защита женщин и уважение к женщинам - мой долг и моя честь». И там я в это верю. Потому что я нигде не чувствую себя в такой безопасности, даже если иду по улице ночью одна.

А если водитель тук-тука узнает о том, что ты беременна, он везет тебя как самую великую драгоценность этого мира, объезжая все кочки и теряя скорость, в ущерб собственному заработку (мне повезло прокатиться пару раз с беременными женщинами).

Говорят, что в Индии женщины бесправны и унижены, но я во Вриндаване поняла, насколько бесправны и унижены мы, ведь мы стали всего лишь инструментами достижения целей и чьими-то игрушками. А главное - растеряли самоуважение. Мы променяли нечто очень важное, что не купишь ни за какие деньги, что невозможно ничем заменить, на красивые обертки, в которых - пустота. Мы поверили в то, что материнство ничего не стоит. И что мать недостойна уважения лишь потому, что она - мать.

И здесь я ощутила в полной мере, как же это здорово и безопасно - быть матерью. Сколько в этом силы, энергии и перспективы.

Когда нет цели кому-то что-то доказать - например, что ты не клуша, не иждивенка и не лентяй. Здесь все это понимают, принимают и уважают. Более того, другая - а точнее, наша - жизнь для них - нонсенс.

Один аюрведический врач там сказал мне:

«Если бы моя жена работала, я бы не чувствовал себя мужчиной. Это было бы моим личным поражением, если бы отдал свою жену и мать своих детей на растерзание этому миру. Она слишком хороша для всего этого.»

Вот так во Вриндаване относятся к женщинам, к матерям. И они ходят с гордо поднятой головой, хотя их лицо при этом прикрывает свободный конец от сари. Как-то я ехала в тук-туке, который чуть не задавил — а точнее, слегка толкнул передним колесом, одну матаджи. Сбежалась куча мужчин, которые начали ругать незадачливого водителя, параллельно справляясь о ее самочувствии. Хотя она, кажется, не особо и заметила и даже не испугалась. Она чувствует себя защищенной.

Так относились к матерям не только в Индии, но и во всех традиционных культурах. Христиане из всех женщин более других почитают именно Богородицу, в Италии, где католичество наиболее сильно, до сих пор мама - это святое слово для каждого, мусульманские мужчины для своей матери могут свернуть горы, в еврейских семьях и вовсе именно по матери определяется чистота рода, она в некоем смысле является его главой. Но время идет, культура и традиции обмениваются на рыночную экономику, свободу во всем и равноправие. И мы имеем то, что имеем. Мы вынуждены сами о себе заботиться, беспокоиться о завтрашнем дне и постоянно участвовать в каких-то гонках на выживание. И не просто бежать, но и стараться прибежать первой, чтобы получить уважение. То самое, которое нам положено хотя бы потому что мы - матери. Настоящие или будущие. Все потому что мы сами не привыкли уважать самих себя.

Вспомните, что мир - это огромное зеркало, которое отражает наши же ощущения и установки.

Если вы сами начнете уважать то, что делаете каждый день (как бы ни казалось это глупо и эгоистично), то и вокруг многое изменится.

Если ваш муж гонит вас работать
Если от него нет благодарности за ваш труд, только сплошные упреки
Если подросшие дети постоянно обижают вас словом и делом
Если над вами подсмеиваются, считая вас наседкой
Если родственники называют вас лентяйкой и нахлебницей
Если в очередях вы слышите презрительные «нарожала!»
Значит, внутри вас живет именно такое ощущение к материнству в целом и своему - в частности. Загляните в свое сердце и свою голову, и вы найдете причину всего этого. Вы сами себя не уважаете и позволяете так относиться к себе и своей миссии.

С чего можно начать это менять? Ответ вам может не понравиться. Потому что вам придется сперва научиться уважать свою маму и маму своего супруга. Просто за то, что они дали жизнь вам и вашему любимому, воспитали как смогли. Снять все претензии к ним, недовольства и обиды. Увидеть то огромное количество усилий, которое они вложили в каждого из вас. Научиться быть за это благодарной настолько, чтобы при встрече с ними вам хотя бы мысленно захотелось им поклониться. И вместе с этим вы заметите, как произойдут изменения внутри вас.

Есть чудесная практика поклонов, помогающая развить в душе это чувство. Когда вы каждый день начинаете и заканчиваете с настоящего физического поклона перед фотографиями ваших мам. И поклон непростой, а длительный, осознанный и глубокий. И так в течение минимум 40 дней. За этот период вы обязательно почувствуете изменения внутри себя. И следующий шаг после такой проработки случится сам.

Вы начнете иначе относиться и к себе самой, потому что за это время у вас выработается привычка замечать материнский труд и почтительно к нему относиться.

Здесь можно много говорить, но лучше попробовать. Это изменит многое - и отношения в семье, и отношение к самой себе, и даже отношение ко всем остальным женщинам этого мира. Все мы так или иначе матери, эта энергия (в отличие от сексуальной) нас объединяет и делает сильнее.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. (Мат. 12, 46. Лук. 8, 19.)
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
Даже здесь мы видим конфликт матери и ребёнка. Мать не стала для Христа кем-то важным, кем-то уважаемым. Просто родительница, которую надо почитать, то есть чувствовать свой долг перед ней. Да и в самой Библии сказано о почитании родителей. И, заметьте, именно обоих родителей - отца и матери, т.е. не выделяют именно женщину, которая родила, а говорят о тех, кто воспитал. Ребёнок чувствует свой долг за воспитание, а не за рождение. Но это именно почитание - признание чьего-то доминирующего положения, принятие долга послушания и заботы. А уважение? Если принять постулат, что уважать мать следует за то, что она родила, как быть с отцом, который не рожал? Уважать за то, что зачал? И на этом основании уважать всех мужчин, особенно насильников и "гулящих"? Два варианта: либо принять, что почитание - это уважение, и на этом основании пойти против Библии, уважая только мать, либо почитать (то есть чувствовать свой долг) обоих родителей за то, что они воспитали и вырастили тебя (или не почитать, ибо почитания требует только свод еврейских законов, собранных в Ветхом Завете, к которому атеисты не имеют никакого отношения). Но во втором случае становится совершенно непонятно, с какой стати женщина требует уважения только на том основании, что она мать и родила? И если речь идёт именно о библейском почитании - где сказано, что надо почитать чужих родителей? Только своих. А если не опираться на Библию, то возвращаемся к картинке с кошкой. Нужно ли уважать того, кто следует своим инстинктам и выполняет заложенную в него биологическую программу?
К тому же, уважение - это такая категория человеческих отношений, которая не обладает общечеловечностью. Кто будет уважать богатого человека? Только тот, для кого последний является примером. Кто будет уважать учёного-бессеребренника? Только тот, кто ценит ум и сам является увлечённым человеком. Получаем, что мать будут уважать только женщины, которые сами являются матерями или стремятся ими стать. А те, кто не может и не хочет в силу физиологии или по другим мотивам? За что им уважать "достижения", абсолютно чуждые по духу? Да и почему женщина-мать хочет именно уважения? Почему ей недостаточно любви близких и почитания её собственных детей? Может, подсознательно она понимает, что любовь и почитание - это биологические функции, свойственные животным, а хочется получить признание именно своими человеческими качествами. Вот и напирают на то, что "ах вас родители не научили уважать мать!", пытаясь вызвать у собеседника чувство неполноценности за то, что он чему-то в детстве не был научен, а, следовательно, является каким-то ущербным членом общества. И многие покупаются на этот дамский приём, ибо никому не хочется быть ущербным в глазах окружающих.

МУФТИЙ РД АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ

Каждый родитель видит в своем ребенке не только радость глаз и продолжение потомства, но и заботу о себе в старческом возрасте. Однако для этого нужно воспитать в детях подобное отношение. От нашего воспитания напрямую зависит то, как дети, когда они станут самостоятельными, будут относиться к престарелым родителям.

Поэтому хотелось бы затронуть тему отношения детей к родителям – в рамках вопроса «Как дети должны почитать своих родителей?».

В первую очередь родители должны приложить усилия , чтобы привить детям богобоязненность и послушание Всевышнему, а потом любовь, уважение и послушание по отношению к себе. Ведь они будут нести ответственность в День суда за своих детей, за то, что не воспитали их должным образом, как это предписывает Ислам.

Почитание родителей является одним из важнейших вопросов, который Всевышний выделил в Коране после поклонения Ему. Также Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха. Повиновение родителям во всем, что не противоречит Шариату, – одна из обязанностей, которую возложил на детей Аллах.

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا

В Коране Всевышний говорит (смысл): "…Поклоняйтесь только Мне и относитесь хорошо к своим родителям " (сура «Ан-Ниса», аят 36).

Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к престарелым родителям, так как их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Всевышний также повелевает проявлять к родителям сочувствие и часто делать за них дуа: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким ».

Не почитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху I сотоварища и убийством человека. В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей – он даже не почувствует аромата Рая, не принимаются его хорошие деяния.

Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы . Так говорится во многих хадисах Пророка (ﷺ).

Однако некоторые дети, когда становятся самостоятельными, перестают уделять внимание родителям. Сколько же матерей отдают полностью себя тому, чтобы их дети встали на ноги, а впоследствии видят их лишь в праздничные дни. Бывает и так, что ребенок, слушающийся родителей, старающийся услужить им, стремящийся к их довольству, вызывает у нас удивление, настоль редким стало это явление в наше время. Сегодня родители чаще всего следуют за детьми и их желаниями.

Нередко можно увидеть, что дети командуют над старыми родителями, указывают им, что делать, где жить и чем довольствоваться. Это есть признак приближения Судного дня . В то же время эти же дети спешат угодить своему начальству, работодателю и т.д., стараются выполнить их сверх поручения, терпеливо, без возражения подчиняются им говоря, что они просто оказывают уважение. На самом же деле это больше похоже на подхалимаж.

Каким образом оказывает почтение человек, стремящийся только к мирскому? Где грань между подчинением, уважением и подхалимажем?

Разница между подчинением и подхалимством в том, что подчинение – это выполнение рабом (человеком) повелений Всевышнего Аллаха или приказаний людей, даже если это будет велено в желательной форме. А также отказ от запрещенного, даже если на это будет указано как на нежелательное действие.

Если же человек подчиняется и выполняет веления Всевышнего Аллаха, а также повеления кого-либо, и отказывается от всего, что они запретили, ради получения довольства Всевышнего Аллаха, это и есть уважение. Уважение - это отношение одного человека к другому, признавая достоинства его личности. Уважение - одно из важнейших требований этики.

Однако если раб (человек) оказывает какое-либо почтение другому человеку не ради довольства Всевышнего Аллаха, а лишь ради мирского и в свою угоду, то это будет подхалимством. В общем, угождать не ради довольства Аллаха имеющим авторитет и вес в обществе людям – есть подхалимаж.

Когда же дело касается подчинения родителям, то нередко дети проявляют по отношению к ним настоящую агрессию, ни сколько не учитывают их желания и интересы, не спешат помочь им, не терпят от них поучений и, более того, прерывают с ними отношения – в то время, когда Всевышний обязал повиноваться родителям и искать их довольства. Почитание родителей в Исламе – это одна из форм ибадата (подчинения Всевышнему).

وَوَصَّيْنَا الإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا

В Коране говорится: (смысл): «Мы заповедовали человеку, [т. е. повелели и обязали его] хорошо относиться к родителям, ведь мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его » (сура «аль-Ахкаф», аят 15)

Что же значит – повиноваться родителям? Каковы обязанности детей по отношению к ним? Как должны дети почитать родителей? Какие знаки уважения должны им оказывать?

1. Дети обязаны подчиняться своим родителям и всегда стараться угодить им во всем, что не противоречит повелениям Всевышнего . Детям надлежит всегда помнить о том, что "Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей" (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани).

Однажды Пророка (ﷺ) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего? » – «Вовремя совершённый намаз »,– был ответ. «А за ним какое? » – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро » (Аль-Бухари, Муслим).

2. Недостаточно просто хорошего отношения к родителям , нельзя совершать ничего, что показывало бы не уважение к ним. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Не следует смеяться громко, а также сидеть перед ними, когда они стоят, лежать в неприличном положении, оголять тело в их присутствии. Необходимо вставать, когда они встают или заходят в комнату, проявляя к ним уважение; стучаться, когда заходите к ним; не следует идти впереди них; повышать голос, находясь рядом с ними –– это все считается не почитанием родителей.

3. Ни в чем нельзя их упрекать; не следует смотреть на родителей искоса; смотреть им в лицо, нахмурившись. В хадисе говорится: «Кто смотрит на родителей сердито – не подчиняется им » (ад-Дарукутни).

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот решил его наказать (ударами таъзира). Кто смотрит в глаза родителям, тот неуважительно к ним относится. А кто обидел родителей, тот их ослушался ».

4. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном . Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, спокойным тоном.

إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً

Всевышний сказал (смысл): «…Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «уфф» и не кричи на них, а говори им слово благородное » (сура «Аль-Исра», аят 23).

5. Следует знать, что обеспечение родителей в старчестве ложится на плечи детей , поэтому они должны покупать для них одежду, обувь, продукты питания; если они не могут сами готовить или передвигаться, то необходимо или помогать им, или нанять человека, который будет присматривать за ними, готовить, стирать их одежду и т.д.

Старость – период жизни, когда родители больше всего нуждаются в оказании им помощи, добром отношении. Всевышний указал на этот период времени из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в старости, а также потому, что известно: человеку тяжело заниматься различными делами в этом возрасте.

АбуХурайра передает что Пророк (ﷺ), сказал: «Унижение и позор, тому, кто застал обоих своих родителей в старости, одного из них или обоих, и не вошёл в Рай » (Муслим). То есть услужение и внимание оказанное родителям в старческом возрасте может стать причиной для входа в рай.

6. Дети должны помогать родителям в их делах – как могут и чем могут . Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, несущим тяжёлую ношу. Дети не должны оставлять на мать всю работу по наведению порядка в доме, наоборот, им следует ухаживать за своей одеждой, обувью, мыть посуду, убирать за собой, заправлять свою постель, и так далее. Дочь должна помогать матери по мере сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за младшими братьями и сёстрами, заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, медресе.

Сообщается, что Джахима (да будет доволен им Аллах), придя к Пророку (ﷺ), сказал: «О Посланник Аллаха ( ), я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой ». Пророк (ﷺ) спросил: «Жива ли твоя мать? » Тот ответил: «Да ». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами » (имам Ахмад).

7. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей . Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.

Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей ». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей? » Он ответил: «Бывают; один человек ругает, порочит родителей другого, а тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого » (аль-Бухари, Муслим).

8. При необходимости выехать куда-нибудь детям, прежде всего, необходимо посоветоваться с родителями, и выехать в путь получив их согласие . Если родители позовут, следует отозваться сразу же, будь вы дома, рядом или в пути.

9. После их смерти необходимо выполнить их завещание, укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили . В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили » (Муслим).

10. Детям следует посещать могилы своих родителей , постоянно делать им дуа и просить за них у Аллаха прощения и милосердия к ним, раздавать милостыню за них.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знаний, которыми смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него » (Муслим).

Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, человек будет непрестанно возвышаться по степеням в Раю и скажет: «Откуда всё это?» Ему ответят: «Это по причине того, что твой сын просил за тебя прощения ». (Ибн-Маджа).

В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т.е. будет часто делать о них дуа, просить о прощении их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям » (Абу Дауд).

Если посмотреть на наше отношение к родителям, мы обнаружим, что очень часто пренебрегаем их мнением и проявляем по отношению к ним ослушание. Да помилует нас Аллах. Такое поведение – большой грех, и очень часто дети даже не подозревают, что те или иные их действия являются непослушанием родителям.

АбуХурайра сказал: «Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха, и спросил: «Кто в первую очередь среди людей заслуживает моей прекрасной заботы? » Он ответил: «Твоя мама ». Тот спросил: «Затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Затем твой отец ». (Муслим)

К непослушанию относится и такие действия:

Если сын или дочь могут принизить достоинство своих родителей , считая их мнение менее весомым, так как они – умнее, богаче, образованнее, выше по социальному статусу и т.д., что детей заставило возгордиться.

Если сын считает других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей и старается угодить им .

Если сын или дочь называют родителей по имени, тем самым принижая их достоинство или не уважая их .

Говорите благородное, будьте благодарными, великодушными, спокойно слушайте своих родителей, проявляйте к ним уважение.

Благодарность по отношению к родителям связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей » (сура «Лукман», аят 14).

وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

Всевышний повелевает нам (смысл): «Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они растили меня ребенком » (сура «Аль-Исра», аят 24).

Если вы обладаете разумом, то остерегайтесь проявлять ослушание своим родителям, т.к. последствия этого греха очень тяжелы. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей, оно смывает грехи, улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.

Однажды к Пророку Мухаммаду (ﷺ) явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха. Однако Пророк (ﷺ) не стал торопиться, и спросил его: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей? "Человек ответил: "Они оба живы ". Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "И ты хочешь получить награду Аллаха I? " Этот человек сказал: "Да ". Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо! » (Аль-Бухари, Муслим).

Рейтинг: / 16

По тому как человек заботится о своих родителях можно судить о нем самом. Вы знаете что, в Исламе на втором месте после вовремя сделанного намаза стоит почитание родителей? Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: - (Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» . (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Сам Всевышний сказал об этом в Коране так: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 23-24).

В своих комментариях Ибн Касир пояснил, что «не говори им: «Тьфу!» - значит: «не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов». Мусульманин живет по законам данным ему Всевышним, которые записаны в Коране . Не выполнение этих законов ведет непослушанию Аллаху, ибо почитание родителей – это путь к раю. В суре Лукман Всевышний дает нам указание: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (аят 13-14).

Но выполняем ли мы заветы Аллаха? Относимся с почтением и вниманием к своим родителям? В вышеприведенном аяте Всевышний указывает, что рождение ребенка для женщины – это тяжелое испытание. Помним ли о том, что родители не смыкали глаз в те дни, когда мы болели? Вспоминаем ли об этом, когда родители больны и нуждаются в нашей заботе? Помним ли о том, как мать стирала наши пеленки, вытирала сопли, собирала разбросанные по всему дому вещи? Помним ли мы об этом, когда ворчим на них за то, что они забывают положить на место вещи или находятся в крайне тяжелом состоянии и мы брезгуем кормить их и убирать за ними? Благодарим ли мы их за бессонные ночи, за переживания? Любой родитель пойдет на все, что бы защитить своего ребенка. А мы способны пожертвовать собой ради родителей? В суре Юсуф описаны страдания отца по сыну: «И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал.» (аят84). Способны ли прощать им обиды, как они прощают их нам? Даже отец Юсуфа просил у Господа прощения для своих сыновей: «Они сказали: «Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу моего Господа простить вас, ведь Он - Прощающий, Милосердный». (сура Юсуф аят 96).

Жизнь и деяния Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) являются примером для мусульман, а его слова – руководством к действию. Вот что говорил Пророк (мир ему и благословение) об отношениях к родителям: "Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям, тому откроются две двери в раю, а кто подчинится одному из родителей - тому одна дверь. А кто не покорится Аллаху и ослушается своих родителей, для того откроются две двери ада"

В самом начале приведен хадис из которого следует, что первое из любимых дел для Аллаха – вовремя сделанный намаз, на втором месте - проявление почтительности к родителям и на третьем – борьба на пути Аллаха. Так вот, Пророк (мир ему и благословение) запрещал сражаться тем, у кого были престарелые родители, ставя на первое место заботу о них. Во время сборов Пророка (мир ему и благословение) на джихад, к нему подошел один человек и попросил взять его с собой, тогда Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался, живы ли его родители. «Да», – ответил человек. «Это и есть твой джихад», – сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). (Аль-Бухари) Это значит, что нахождение с родителями их поддержка в старости и есть джихад мусульманина, который является важнее борьбы на пути Аллаха. В еще одной истории Пророк (мир ему и благословение) говорит: "Рай - под ногами матерей" . Приведем одну историю о человеке, который нёс на спине свою мать из Йемена до Каабы, совершая паломничество. Возле Каабы он встретил Умара (да будет доволен им Аллах) и спросил его: «Исполнил ли я свой долг перед матерью?» Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Не исполнил». Человек сказал: «Я нёс её на спине, я был для неё слугой, одевал её, помогал в омовении, следил за её чистотой». Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Всё, что ты делал, меньше одного её стона при твоём рождении. Однако то, что ты сделал - это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

Всевышний сказал в Коране: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я - один из мусульман». (сура Ахкаф, аят 14). А так же . «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 24).

Итак обязанностью мусульманина является почитание родителей и совершение молитвы-доа за них, прося у Всевышнего для них милости и прощения.

В заключении – отрывок из книги «Предостережение от смертных грехов» Ибн Хаджара, известного исламского ученого, жившего в 15 веке. Посмотрите, как актуально звучат эти слова сейчас.

«О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на непослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия! Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе 9 месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты болел, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она явно и скрыто молила Алла ha даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты её не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочёл свою семью, детей, забыл её помощь. Считаешь сложно то, что очень легко. Её жизнь тебе кажется длинной, на самом деле она коротка. Ты покинул её, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далёк от Господа Миров. Он призовёт тебя к ответу, ругая и порицая за то, что ты натворил. И воистину Он ни в чём не обижает своих рабов».

Но наша благодарность родителям не заканчивается после их смерти. В хадисе говорится об ансаре, который спросил Пророка (мир ему и благословение) : "Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?" Пророк ответил: "Да, четыре: дуа (молитва) за них; истигфар (просьба Аллаха об их прощении); исполнение взятых ими обязательств; уважение их друзей и поддержание отношений с родственниками, с которыми те общались. И это есть те благодеяния, которые ты должен выполнить после их смерти" . (Хадис передал Ахмад со слов Абу-Асил Малик Ибн-Рабиа Аль-Саиди, а также Абу-Даут и Ибн-Маджа).

О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.

О, Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.

О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.

В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с дедом относятся к своей взрослой дочери как к несмышленышу и «песочат» ее при ребенке, потакая его прихотям, маме трудно поддерживать свой авторитет. В наше время это довольно частая материнская жалоба в беседе с психологом. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу…

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то все равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает впечатления. А в современном мире властвует неуважительный дух. Всепроникающая ирония, насмешки, глумление, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот дурак или ханжа. Или и то и другое разом.

В такой недоброй обстановке в первую очередь страдают, естественно, слабые: дети, старики, женщины. Ведь сколько ни эмансипируйся и ни подражай мужчинам, все равно женщины - слабый пол. И даже в том, что алкоголизм и наркомания у них быстрее ведут к деградации личности, а женская преступность отличается большей жестокостью, тоже проявляется слабость. Такие грубые извращения женской природы оказываются слишком тяжелым грузом для психики, и женщины стремительно «слетают с катушек».

В современном мире, который чем дальше - тем больше отходит от христианства, вследствие этого отхода все откровеннее насаждается культ силы. Сильного и жестокого боятся, слабость презирают, чужими состраданием и великодушием безжалостно манипулируют. Женщины и тут гораздо чаще оказываются в проигрышной позиции.

Как воспитывать в столь неблагоприятных условиях уважение к матери? (О формировании образа отца я когда-то писала, поэтому сейчас на этой теме заострять внимание не буду.) Проще всего сказать: «А пусть она соответствует, тогда и уважение будет». Но ведь это смотря на чем акцентироваться. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если так рассуждать, то получается, что только идеальный человек достоин уважения. Но тогда почему апостол Павел призывал рабов оказывать уважение любому хозяину, не только доброму и милостивому? И Господня заповедь чтить отца и мать дана безо всяких отсылок к их поведению. Да и при общении с другими людьми не следует забывать, что каждый человек сотворен по образу Божию. (Хотя своими грехами он этот образ может сильно осквернить.)

Зачем нужно уважение?

Когда мы сталкиваемся с любой мало-мальски серьезной проблемой, ее, прежде всего, необходимо осмыслить и лишь потом искать пути решения. Сегодня, правда, многим хочется сразу, не напрягаясь, получить готовые рецепты, но таким образом далеко не уедешь. Жизнь чрезвычайно разнообразна, и без осмысления происходящего человек с высокой степенью вероятности рискует оказаться в положении дурня из популярной сказки. Помните? Бедняга не мог вовремя сориентироваться и прикладывал конкретные советы не к тем обстоятельствам, к каким следовало: на свадьбе начинал горько плакать, а на похоронах - радоваться и поздравлять родственников умершего. За что ему постоянно перепадали тумаки и оплеухи.

Итак, попробуем осмыслить. Прежде всего, зададим вопрос: а так ли уж оно нужно, это уважение? Вопрос отнюдь не праздный, ведь если бы необходимость уважительного отношения друг к другу была для всех очевидной, люди не перенимали бы с такой легкостью противоположные модели поведения. Конечно, тут очень важна игра на страстях: гордости, тщеславии, честолюбии, эгоизме. Захваченный этими страстями человек пытается возвыситься над окружающими, демонстрируя им свое «фе». Но страсти были всегда; это, так сказать, личное дело каждого. А вот идейное обоснование хамства и разрушения Богом установленной иерархии под маркой борьбы за равноправие - явление относительно новое и гораздо более массовое. Это уже работа с общественным сознанием. И она, как мы знаем из истории, может оказаться весьма успешной. Особенно если идеи будут облечены в привлекательную оболочку и созвучны тому, чего смутно, неосознанно желает общество. А оно в разные эпохи бывает подвержено разным умонастроениям. То, что когда-то не имело шансов на популярность, спустя энное число лет вполне может быть встречено на ура.

Возьмем хотя бы так называемые партнерские отношения родителей с детьми. Казалось бы, чушь несусветная. Ну, какой из ребенка «партнер»? Партнер - это равный, компаньон, товарищ. А ребенок даже в игре (еще одно значение слова «партнер» - «соучастник игры») часто не может быть адекватным партнером: плачет, проигрывая, хочет, чтобы ему поддались. Тем более - в жизни! Коли равные права, то извольте иметь и равные обязанности, иначе это не партнерство, а чистой воды надувательство. Но какие обязанности у ребенка, даже не очень маленького? Прибрать в комнате, помыть посуду и иногда сходить в магазин за хлебом и молоком? (Серьезные закупки детям обычно не доверяют.)

Но ведь идеология партнерства, несмотря на свою очевидную нелепость, пришлась по вкусу многим взрослым! (Через некоторое время они, правда, видят, что ситуация зашла в тупик: никаких равноправных, то есть предполагающих равную степень ответственности, отношений с детьми не получается, а получается игра в одни ворота, и ребенок растет нахальным и безответственным. Но неприятные последствия наступают потом, а сперва взрослые считают, что так вести себя с детьми умно и правильно. Дескать, мало ли что было раньше? Сейчас другая эпоха, все должно быть по-новому!) Попадаются же они на удочку партнерства потому, что, во-первых, оно дает иллюзию дружбы и душевной близости, которых так не хватает людям при нынешней атомизации общества. Во-вторых, когда ты на равных с ребенком, то ты и сам почти дитя. А значит, соответствуешь модным эталонам, ведь сохранение молодости до гробовой доски - прямо-таки идея фикс современного общества. Да и элемент игры, присутствующий в партнерских отношениях с ребенком, многим импонирует. «Цивилизованный» мир вообще все пытается превратить в игру. Даже человека уже предлагается именовать не «сапиенсом» (разумным), а «люденсом» - играющим. Якобы это чуть ли не основная его характеристика.

И все-таки: нужно или не нужно? Сторонники «неавторитарного» подхода, естественно, говорят, что нет. Что гораздо важнее не потерять доверие ребенка. А потому предлагают действовать исключительно методом убеждения. И то - лишь пока ребенок готов вас выслушивать. Если же ему надоест, он вправе повернуться спиной и потребовать, чтобы его «не грузили». В странах, где такие методы взаимодействия с детьми не просто пропагандируются отдельными энтузиастами, а уже законодательно вменяются в обязанность родителям и учителям, постепенно запрещаются все виды наказаний. В Голландии, например, как указывают местные источники информации, «педагогически допустимыми наказаниями» считаются «штрафной стул», календарь поощрений и подчеркивание позитивных качеств. То есть фактически наказания отменены, ибо «штрафной стул» для хулиганов школьного возраста - это просто смешно. Да и с отменой поощрений и похвалы (ведь только в таком контексте это можно записать в разряд наказаний) все не так однозначно. Ювенальная юстиция, стоящая на страже прав ребенка, вменяет в обязанность родителям снабжать детей карманными деньгами (так что ребенка нельзя в наказание их лишить), обеспечить чаду персональный компьютер и телевизор, гарантировать досуг и общение с друзьями. Так что и гулянки в наказание уже не запретишь. А уж о влиянии на выбор друзей нечего и заикаться!

Сама постановка вопроса, когда ребенок борется с родными за свои «права», а чужие дяди и тети его науськивают: дескать, тебя папаша с мамашей не обижают, деточка? а то ты только скажи! мы им покажем… - сама такая постановка вопроса свидетельствует о том, что ни о каком уважении к родителям речи уже не идет. Это жалкие, презренные людишки, которые должны к тому же терзаться чувством вины из-за того, что они, находясь в плену варварских, архаических предрассудков, смели считать детей своей собственностью и претендовать на - вот смех-то! - какое-то там уважение! В то время, как удел современных родителей - рабски угождать своим отпрыскам, которых они, не имея на то ни моральных, ни физических оснований, дерзнули произвести на свет.

В итоге, поскольку равенство в природе невозможно, достаточно быстро создается новая, извращенная иерархия, в которой дети властвуют над родителями. А детьми командуют чиновники, которые стараются как можно больше отдалить их от семьи и приблизить к восприятию антисемейных ценностей «нового прекрасного мира». Мира, в котором разврат считается уже не развратом, а очень даже эффективным способом самовыражения, наркотики «расширяют сознание», способствуют развитию творческих способностей и преодолению депрессии, аборты помогают справиться с нищетой и перенаселением планеты, эвтаназия прекращает страдания больных. А христианство с его моральными нормами и заповедями объявляется негуманным, нетолерантным, провоцирующим вражду и значит - для блага общества - подлежащим запрету. Совсем открыто это пока не декларируется, но де факто постепенно происходит, чему, особенно в последние годы, уже полно свидетельств.

В такой обстановке лишение родителей авторитета чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам себе голова, в эту незрелую голову очень легко проникают душевредные идеи. Вот что пишет по данному поводу психолог Арина Липкина, проживающая в США: «Когда подросток взрослеет, шансов выйти из-под контроля становится все больше. На пути встают опасные соблазны: ранний секс, наркотики, оружие, секты. В это время обеспеченные родители, как правило, переводят своих детей в частные школы. Подобные риски там сведены к минимуму. В любом случае, они стараются уделять подросткам больше внимания. Проводить вместе с ними больше времени. Это трудная пора. Родителям важно удержать ранее завоеванные позиции. Требуется немало моральных сил, любви и терпения. Стоит сорваться, как тут же возникает опасность потери контакта с ребенком. Или того хуже - его обращения за помощью в ”органы”».

Иными словами, сколько бы родители ни старались завоевать доверие ребенка (а для этого на многое закрывали глаза, не наказывали, не ругали, не запрещали, все всегда старались объяснить и смирялись с тем, если объяснения не действуют, отдавали ребенку все самое лучшее, жили его интересами и т.п.), никаких дружеских, доверительных отношений в ювенальной системе координат все равно не получается. Потому что на друзей в «компетентные органы» не доносят, как бы они тебя ни обидели. Дружба несовместима с предательством. И доверие тоже.

Так чего ради городить огород? Зачем лишать ребенка в детстве чувства защищенности, которое дает вера в то, что папа с мамой - самые главные люди? И той особой трепетной детской любви, детского обожания родителей, воспоминание о котором будет чем дальше - тем драгоценней и которое при партнерских отношениях невозможно, поскольку партнеров не обожают? В угоду чему подвергать плоть от плоти своей всем этим страшным рискам, сопряженным с приобщением к «культуре рока-секса-наркотиков»? И беспомощно наблюдать за тем, как сын или дочь, подававшие в раннем детстве столько надежд, на твоих глазах деградируют, потому что ты им не указ, а те, кого им охота слушать, всячески поощряют и оправдывают деградацию?

Без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это азы педагогики, и, наверное, каждый имел возможность убедиться в их истинности на собственном опыте. В любой школе бывают добрые, но чересчур снисходительные учительницы, которые не умеют себя поставить с детьми. И дети, не испытывая к ним никакой неприязни, совершенно этих женщин не слушаются. А часто даже издеваются, испытывая их терпение. Нетрудно догадаться, что и объяснения урока пропускаются мимо ушей. В классе стоит такой шум, что и те редкие дети, которые в подобной обстановке все-таки желают учиться, физически не могут осуществить свое желание.

Так что уважение к старшим совершенно необходимо. Детям - для нормального развития их личности. А родителям - для того, чтобы чувствовать себя нормальными людьми. Ведь жить, когда тебя постоянно унижают, невероятно тяжело. А уж сносить хамство и унижения от детей просто аморально. Конечно, смирение - величайшая добродетель, и христиане должны ее в себе взращивать. Но смирение родителей перед детьми вовсе не означает потакание греху. Наоборот, родители обязаны прививать детям высокую нравственность, всеми силами удерживать их от греха и наставлять на путь спасения. Они будут отвечать за это перед Богом. Смирение же родителей перед детьми выражается совсем в другом: в том, что с рождением ребенка человек кардинально меняет свою жизнь, многие свои привычки, бывает вынужден больше работать и меньше спать, терпеть детский плач и капризы, отказывается от многих прежде любимых занятий, заметно сокращает общение с друзьями. Короче, ни для кого другого большинство людей не совершает такого количества альтруистических поступков, как для своих чад. Поэтому школа смирения в семье весьма серьезная. И заповеданное Богом почитание родителей - необходимое условие для поддержания гармонии и справедливости. Без этого родительские обязанности становятся «бременами неудобоносимыми», и многие люди от них уклоняются, выбирая бездетность.

А мы других уважаем?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки», - сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный императив настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды, почти слово в слово: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31).

Но мы все равно забываем и нередко не делаем переноса, потому что нам, по нашему эгоизму, часто хочется к себе какого-то особого отношения. Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях уважение, если ты сам не уважаешь других, невозможно. Дети вовсе не такие хорошие психологи, как думают многие, но нарушение иерархии и флюиды хамства они улавливают прекрасно. Ребенок перенимает стиль поведения в семье еще до того, как научится говорить. Поэтому очень важно задуматься: а как мы сами относимся к своим родителям и к родителям жены или мужа, к бабушкам и дедушкам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у которых развивается склероз? Не говорим ли (в том числе при ребенке), что у них «поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам (пусть даже только мысленно) претензии: того недодали, недолюбили? Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребенок не слушается бабушку, грубит ей, а мы не вмешиваемся, не торопимся призвать его к порядку?

Какой вообще образ мира взрослых формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального, а не только высококультурного человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей все равно соблюдается некая грань. Нет самопревозношения и насмешки, нет злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда позорным. И даже если человек сильно сердился на мать с отцом, он не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы не поддержал. Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7: 10).

Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Сколько женщин (по моим наблюдениям, это больше свойственно слабому полу) никак не может выйти из порочного круга застарелых детских обид, на которые наслаиваются новые, вроде бы взрослые, а по сути - все равно детские!.. Претензии матерей к их собственным матерям как бы витают в воздухе и настраивают детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. А значит, именно с нее он «считывает» первичную информацию об отношении к людям. Поэтому от того, как она обращается с окружающими, будет во многом зависеть его отношение к ним и к ней самой. Так что совершенно необходимо критически оценить два момента: во-первых, какой пример подает ребенку мама и, во-вторых, какого отношения она сама-то хочет добиться с его стороны.

Если мать подает пример вежливого, заботливого, великодушного отношения к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет настраивать детей на соответствующий лад. Очень важно, чтобы о близких (да и о дальних тоже!) ребенок слышал как можно больше хорошего. А то мы, сами порой того не замечая, даже в бочку меда умудряемся подмешать ложку дегтя.

Например, можно сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, подчеркнуть, что иначе папа будет ругаться. И еще добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут - «такой бардак».

Вообще имеет смысл почаще смотреть на себя со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть восприняты детьми, какой урок они из них извлекут, какую память мы о себе оставим. Пройдут годы, дети многое поймут и переоценят. Что потом будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать относилась к близким?

Ребенку важно видеть и копировать почтительное обращение матери со старшими, особенно престарелыми людьми. К сожалению, сейчас это отнюдь не норма. Нередко сталкиваешься с тем, что дети не знают даже азов культурного поведения. Старушка уронит что-нибудь на пол и сама, кряхтя, поднимает. А стоящему рядом внуку в голову не приходит наклониться, чтобы ей помочь. Не потому, что лень, а просто он не видит дома примера и не знает, как себя ведут в такой ситуации.

В журнале «Виноград» (2009. Январь-февраль) было напечатано интервью с невесткой, пожелавшей остаться безымянной. По той мудрости, которая сквозит в ее словах (да и из самого текста), ясно, что за ее плечами уже довольно долгая жизнь. Но вот она вспоминает первые годы замужества и, признаваясь, что ей очень трудно было привыкать к жизни в доме свекрови, поясняет: «Понимаешь, чужой дом! Что, могу я в чужом доме спать, сколько в мою ленивую плоть влезет?! Да не могу! Свекровь уже встала, она умылась… Так я же моложе, я опередить должна и мужу и ей завтрак подать. Стыдно мне было бы молодой и здоровой женщине лежать, когда старая свекровь там за дверью ходит. Стыдно быть ленивой».

Многие ли современные молодые женщины рассуждают таким образом? А ведь именно такое традиционное отношение к старшим формирует у ребенка понятие об иерархии. И, в свою очередь, служит залогом того, что мать тоже имеет право рассчитывать на уважение со стороны младших по возрасту.

Какова наша цель?

Теперь, как говорят на заседаниях, «по второму вопросу»: о том, чего на самом деле добивается мать, ведя себя тем или иным образом. Порою человек или неверно определяет цель, или видит лишь одну сторону медали. Поэтому он бывает обескуражен и разочарован, столкнувшись с последствиями своих же собственных поступков.

Допустим, мама приучает ребенка называть ее по имени. Ей это кажется оригинальным. И действительно, подобное обращение даже при нынешней моде на эпатажность встретишь не часто. Услышав же, что таким образом она лишает себя уникальности в глазах ребенка, женщина будет немало изумлена и, быть может, даже возмущена. Что за глупость?! Она, наоборот, особенная! Все дети называют матерей стандартно - «мама», а она - Алена (Таня, Наташа)! Но это лишь на самый беглый, поверхностный взгляд. Если копнуть глубже, то окажется, что оригинальность такого подхода иллюзорна. Ведь мама для каждого человека единственная (хотя слово для всех одно). А вот Ален, Тань и Наташ в жизни ребенка будет сколь угодно много.

На это обратил внимание еще такой незаурядный мыслитель, как К.С. Льюис. Он, как пишет в посвященной Льюису статье «Счастье в доме» известный американский культуролог и публицист Джозеф Собран, «негодовал по поводу ненужного приложения чисто гражданского фиктивного равенства к приватной ситуации в семье». Родители, позволяющие своим детям называть их по имени, «хотят привить ребенку нелепый взгляд на собственную мать как просто на одного из многих своих сограждан, лишить ребенка знания того, что знает каждый человек, и чувств, испытываемых всеми людьми. Они пытаются втащить безликие стереотипы коллектива в более полнокровный и конкретный мир семьи… Равенство, как и политическая власть, никогда не должно быть прилагаемо praeter necesitatem (лат. ”без необходимости”. - Т.Ш. )».

Или возьмем уже упоминавшиеся «партнерские отношения» с ребенком. Маме не хочется стареть, а охота чуть ли не до пенсии оставаться девочкой. (Такие мамы на наших «театральных» занятиях, показывая себя, нередко даже выбирают куклу-девочку с хвостиками или с косичками.) Но к девочке можно относиться в лучшем случае покровительственно. Причем тут уважение к матери?

А иные подсознательно ищут в ребенке «твердую мужскую руку», которой им по тем или иным причинам не хватает в жизни. И позволяют сыну не только собой командовать, но и грубо заигрывать. Как ни удивительно, сейчас порой приходится объяснять, казалось бы, очевидные вещи: что абсолютно недопустимо, когда сынишка хлопает мать по заду, хватает за грудь. Далеко не все сейчас понимают, что это признаки сексуальной расторможенности, весьма опасной для психики ребенка, и вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, хихикают. А некоторые взрослые (в том числе отец ребенка или привыкшие еще и не то видеть по телевизору бабушка с дедушкой) могут даже подзадоривать мальца, считая, что в семье «растет настоящий мужик». Но ожидать уважения от таких «настоящих» просто смешно. Особенно если потакать их «галантным ухаживаниям».

(Окончание следует.)