Характеристика семейной гостиной с родителями в доу. Семейная гостиная "дружная семья"

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей .

Педагог-психолог,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

старший воспитатель Н. П Озерина,

МОУ детский сад № 000

Команда педагогов хотела бы представить опыт работы с родителями в форме семейной гостиной, где дети, родители, педагоги являются активными участниками встречи, создателями единого воспитывающего, эмоционально благополучного образовательного пространства для развития гармоничной личности ребенка.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?

В течение веков в России общество вырабатывало систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.


Именно поэтому педагоги в наше время ищут новые подходы и методы использования национальных ценностей народной педагогики

Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является возрождение семейно-родовых ценностей, традиций и культуры родного края. Мы ставим для себя задачу выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что сохранилось, считалось важным, что предавалось будущим поколениям вопреки реальным будням. Мы обращаемся к золотому фонду культуры, к кладезю мудрости, опыта, хранителю национального сознания.

В сложившейся системе работы ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это семейные календари, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, викторины, гимнастика с мамами, эстафеты. В последние годы популярными стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, творческая команда детского сада.

Семейная гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.

Цели и задачи семейной гостиной:

Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в лучших традициях русской культуры и современной психолого-педагогической практики.

· Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.

· Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.


· Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.

· Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.

· Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность.

Семейная гостиная дети-родители-педагоги решает 3 важные функции:

1.Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой

самого человека, упор делается на самообразование.

2. Коммуникативная функция - это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения .

3. Преобразовательная функция - это творческий подход в решении проблемы.

Мы разработали содержание 5-ти семейных гостиных, в которых мы основываемся на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современно и психологии:

1) «Играйте вместе с нами: семейный театр!»

2) «Как мы трудимся: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!»

3) «Наши самые родные: посвящение семье!»

4) «Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!»

5) «Мужчины моей семьи: русские богатыри!»

Структура встреча в семейной гостиной:

l Встреча-вступление

l Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).

l Совместная деятельность детей и взрослых.

l Ритуал расставания, совместная фотография

Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостиной для нас стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.

Команда детского сада находится в постоянном поиске форм работы с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с в рамках программы «Воспитание маленького волжанина», образовательной программы для родителей «Мудрая мама» и одной из самых привлекательных сторон этого сотрудничества - возможность принципиального изменения взаимоотношений детского сада и семьи. Мы понимаем, что путь этот труден и не все всегда получается, но радостно осознавать, что преодолеваем эти трудности мы вместе, с семьями наших воспитанников, и сейчас нам есть чем гордиться.

Мы не останавливаемся на достигнутом, мы стремимся и делаем многое для взаимного обогащения друг друга всем самым лучшим, ценным в воспитании и развитии наших детей. И в этом поиске мы не одни, с нами мамы, папы, бабушки, дедушки наших воспитанников, мы – семья.

Перспективный план работы с родителями

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

В дошкольном учреждении ребенок получает образование, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к самому себе, что определяет его самооценку. Суть взаимодействия образовательных учреждений и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Детей, родителей и педагогов объединяют общие проблемы и заботы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество образовательных учреждений и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы педагогов, который предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, еѐ особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

В работе с родителями используем следующие направления:

  • информационно-аналитические – изучение семьи, установление контакта с еѐ членами. Это направление помогает изучить индивидуальные особенности и потребности каждой семьи.
  • наглядно-информационные - родительские уголки, папки-передвижки.
  • познавательные – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
  • культурно-досуговые -неотъемлемая часть в деятельности общеобразовательных учреждений, которое способствует повышению эффективности воспитательно- образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Применяя данные направления в работе с семьей решаются следующие задачи:

  • установка партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединения усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания и общих интересов.

При общении с родителями используем доброжелательный стиль общения, т. к. позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с семьей. Используем в работе индивидуальный подход не только к детям, но и к родителям. Используем принцип сотрудничества, а не наставничества, т. к. создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуация будут гораздо эффективнее, чем наставления. Таким образом, можно отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными не были наши общеобразовательные учреждения, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Основные формы взаимодействия с родителями .

  • Групповые родительские собрания – 1 раз в квартал
  • Анкетирование родителей по различным темам
  • Консультирование специалистов (индивидуальные, групповые)
  • Дни открытых дверей
  • Совместные выставки рисунков, тематических плакатов, поделок - согласно годового плана
  • Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, конкурсов - согласно годового плана
  • Информационные центры для родителей (консультации, советы, рекомендации, памятки)
  • Участие родителей в реализации групповых проектов
  • Привлечение родителей к оснащению и оформлению предметно-развивающей среды.

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

« Капитошка »

на 2014-2015 учебный год

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребенка 6-7 лет».

2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

3. Выставка совместных работ детей и взрослых “Огородные чудеса”.

4. Папка-передвижка на тему» «Родителям о безопасности дорожного движения».

5. Консультация «Закаливание».

Октябрь

1. Консультация «Игры в жизни вашей семьи».

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

4.Выставка совместных работ детей и взрослых на тему «До чего же он хорош, край, в котором ты живешь».

5. Анкета для родителей “Какой тип темперамента у вашего родителя?”

Ноябрь

1. Консультация «Здоровье всему голова»

2. Фотовыставка “Запечатли природы чудеса”.

3. Выпуск стенгазеты на тему: «Я и моя семья».

4. Папка-передвижка на тему: «Понимаем ли мы друг друга».

5. Папка-передвижка на тему: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

6. Республиканский конкурс детского рисунка “Будущее планеты-наше будущее” посвященный Году окружающей среды.

Декабрь

1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Зима!»

2 Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов)

3. Подготовка подарков на Новый год

4. Папка – передвижка на тему: «Зимние приметы, стихи, пословицы, загадки».

5. Консультация “Первая помощь при обморожениях”.

6. Смотр – конкурс “Зимние фантазии ”- совместные работы (поделки) детей и взрослых.

Январь

1. Консультация « Готовность к школе: Что мы не понимаем?”

2. Семинар -практикум «Готовность детей к школе»

3. Индивидуальные беседы. Тема: « Оздоровительные упражнения ».

4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям».

Февраль

1. «Зимние забавы» (на лучший зимний участок).

4. Подготовка к празднику «Масленица»

Март

1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему.

2. Консультация для родителей на тему: «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен».

- Папка передвижка с заметками, стихами и поздравлениями.

4.Выставка детских работ на тему “Моя мама – лучше всех!”

5. Смотр-конкурс «Огород на окне» с участием родителей.

Апрель

1 Консультация для родителей на тему: « Первый класс, или как подготовить ребенка к школе”

2. Оформить статью: «Профилактика сколиоза у детей-шпаргалка для будущих школьников».

3.Папка – передвижка. «Детям про микробов».

4. Подготовка к Выпускному вечеру «До свидания, детский сад!»

Май

1. Родительское собрание: «Скоро в школу!»

2. Выставка рисунков на тему «Мир, труд, май».

3. Папка - передвижка для родителей ко Дню Победы.

4. Подготовка к Выпускному вечеру.

5. Благодарности родителям.

6.Выпускной вечер.

Перспективный план работы с родителями в средней группе « Колобок »

на 2015-2016 учебный год

Месяцы

Название мероприятия.

Сентябрь

1.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся».

2.Консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 3.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

4.Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации ребёнка «Ребёнок идёт в детский сад»

5. Здоровый ребёнок - Консультация «Как уберечь ребёнка от простуды». 6.Организация выставки детского творчества совместно с родителями «Осенний калейдоскоп»

Октябрь

2.Родительский уголок «Игры с малышом осенью»

3. Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет»

4. Консультации для родителей: «Как помочь ребенку стать самостоятельным»

5. Здоровый ребёнок - Консультация «Режим - залог нормального развития ребёнка - дошкольника».

Ноябрь

1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания и содержания работы с детьми 1 младшей группы»

2.Консультация «Подвижная игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности»

3. Индивидуальные беседы с родителями.

4. Беседа «Одежда детей в группе».

5. Выставка фото ко Дню Матери. «Мамочка моя!»

6. Фотовыставка «Мне хорошо, здесь мамочка»

7.Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой».

8. Консультация для родителей «Для чего нужны кормушки для птиц» 9.Здоровый ребёнок «Здоровое питание»

Декабрь

1.Оформление папки – передвижки «Зима!»

2.Родителям на заметку: «Как проводить с ребёнком досуг»

3.Папка – передвижка: «Дети любят сказки»

4.Здоровый ребёнок «Правила питания детей»

5. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Здравствуй гостья – Зима!»

7. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям».

Январь

1. Консультация «Какие игрушки необходимы детям»

2. Здоровый ребёнок «Острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Ангина»

3.Родительский уголок «Научите детей узнавать цвета»

5. Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Февраль

1. Фотовыставка: «Мой папа, дедушка».

2.Родительский уголок «Воспитание ребёнка: роль отца»

3. Консультация для родителей «Растим будущего мужчину»

4.Здоровый ребёнок «точечный массаж при ОРЗ», «Что нужно знать при ОРВИ»

5. Родительское собрание.

Март

1.Оформление папки – передвижки: «Весна»

2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Мамочка милая, мама моя!»

3.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Апрель

1.Родительский уголок «Мама, я сам!»

2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Светлая Пасха!»

3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!»

4. Здоровый ребёнок «Вредные привычки»

Май

1. Родительское собрание «Игры для детей трёхлетнего возраста»

2. Папка-передвижка для родителей ко Дню Победы.

3. Здоровый ребёнок «Не оставляйте малышей одних»

4. Советы родителям по соблюдению правил ПДД

5Консультации: «Поговорим о воспитании» «Приучаем к порядку».

Перспективный план работы с родителями в средней группе « Лучик »

на 2016-2017 учебный год

Месяцы

Название мероприятия.

Сентябрь

  • Оформление «Уголка для родителей»: советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня.
  • Оформление папки – передвижки «Осень!»
  • Беседа с родителями «Одежда детей в группе и на улице».
  • Консультация «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
  • Консультация «Режим дня в жизни ребенка».
  • Консультация «Приучение к режиму детей 3 лет».
  • Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад».
  • Папка – передвижка «Меры пожарной безопасности».
  • Ежедневные беседы о питании, сне, играх детей, о том, на что родителям следует обратить внимание, об успехах на занятиях.
  • Родительское собрание «Знакомство с целями и задачами на новый учебный год».
  • Консультация «На кухне вместе с мамой – растем и развиваемся!»
  • Консультация «Плохая погода и выходной день – всё, кроме телевизора».
  • Беседы с родителями на волнующие темы.
  • Здоровый ребёнок - Консультация «Как уберечь ребёнка от простуды».
  • Организация выставки детского творчества совместно с родителями «Осенняя красавица»

Октябрь

  • Беседа «О необходимости развития мелкой моторики».
  • Консультация «Как дошкольнику подружиться с математикой».
  • Консультация «Кризис ребенка 3-х лет».
  • Беседа с родителями «Гигиенические требования к детской одежде и обуви».
  • Консультация «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».
  • Консультация «Закаливание детей 3- 4 лет».
  • Консультация «Полезные привычки».
  • Консультация «Как воспитать у ребенка любовь к книге».
  • Беседа «О мероприятиях, проводимых в детском саду».
  • Беседа «О совместном с детьми наблюдении за осенней природой, погодой».
  • Консультация «Поговорим о «пазлах» для малышей».
  • Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
  • Консультация «Делать ли прививки ребенку (За и против)».
  • Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе».
  • Консультация «Что за прелесть эти сказки!».
  • Рекомендация «Нежелательное поведение и как с ним быть».
  • Рекомендации родителям младших дошкольников (ПДД)
  • Родительский уголок «Игры с малышом осенью»

Ноябрь

  • Рекомендации о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях.
  • Консультация «Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста».
  • Рекомендации о чтении сказок детям дома.
  • Консультация «Дошкольник и его игрушки».
  • Побеседовать с родителями на тему: «Развитие логического мышления у детей».
  • Рекомендации о питании детей в холодный период.
  • Консультация «Роль витаминов в детском питании».
  • Консультация. «Если ребенок отказывается от еды».
  • Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
  • Выставка детских рисунков ко Дню Матери.
  • Папка – передвижка. «Нашим дорогим мамам посвящается!».
  • Консультация «Можно ли обойтись без наказаний?».
  • Консультация «Подбор художественной литературы для дошкольников».
  • Беседа «Начинаем утро с зарядки».
  • Консультация «Играйте вместе с детьми».
  • Беседа «О пользе совместного с ребенком чтения».
  • Беседа «О важности посещения детьми детского сада».
  • Консультация «Гигиенические навыки и закаливание».
  • Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.
  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

Декабрь

  • Оформление папки – передвижки «Зима!»
  • Консультация «Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».
  • Консультация «Как провести с ребенком выходной день с пользой для здоровья».
  • Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира».
  • Беседа «Правильно одевайте детей».
  • Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
  • Советы родителям «Закаливание организма ребёнка».
  • Консультация «Какие игрушки нужны вашим детям!»
  • Беседа «О совместном с детьми наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе»
  • Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
  • Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения».
  • Беседа «Жизнь по правилам: с добрым утром».
  • Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!».
  • Привлечение родителей к постройкам из снега.
  • Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками
  • Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.
  • Конкурс поделок к Новому году.
  • Оформить Новогоднее поздравление для родителей.
  • Беседа на тему: «Как провести праздник дома».
  • Беседа «Правила поведения на празднике».
  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

Январь

  • Консультация «Учите детей любить природу».
  • Консультация «Особенности общения с детьми в семье».
  • Консультация «Игротерапия для детей».
  • Консультация «Что нужно знать о здоровье зубов ваших детей».
  • Консультация «Закаливание – первый шаг к здоровью».
  • Рекомендация «Игрушка надёжный помощник в воспитании малыша».
  • Беседа «О зимнем досуге с детьми».
  • Провести беседу на тему: «Уважение к старшим».
  • Предложить родителям оказать помощь: сделать кормушку для птиц.
  • Благоустройство участка для игр детей.
  • Памятка для родителей по правилам дорожного движения.
  • Ежедневные беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом.

Февраль

  • Беседа «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться».
  • Консультация «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний».
  • Консультация «Пожарная безопасность». Советы доброго доктора.
  • Беседа «Общение со сверстниками».
  • Выставка детских рисунков «Мой папа».
  • Оформить праздничное поздравление к празднику пап.
  • Подобрать стихи о папе, дедушке.
  • Изготовление поделок с папами из бросового материала «Наши руки, не для скуки».
  • Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников».
  • Рекомендации родителям о закреплении знаний детей о времени года «Зима».
  • Беседы «Читаем детям».
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  • Помощь родителей в расчистке снега на участках.
  • Физкультурное развлечение «Мой папа – самый лучший».
  • Индивидуальные беседы с родителями для выяснения условий воспитания.
  • Беседа на тему: «Детское хочу и родительское снисхождение».

Март

  • Оформление папки – передвижки: «Весна».
  • Оформить выставку работ «Портрет моей мамочки».
  • Оформить приглашение на праздник – 8 Марта.
  • Привлечение родителей к подготовке праздника к 8 марта.
  • Праздник, посвященный Женскому дню 8 Марта, с участием родителей.
  • Консультация «Причины плохого поведения ребенка».
  • Родительское собрание «Детские капризы».
  • Консультация на тему «Растим детей здоровыми».
  • Консультация «Знакомим детей со временем».
  • Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице».
  • Консультация «Детское плоскостопие и профилактика».
  • Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
  • Оформление родительского уголка на весеннюю тему.
  • Работа с родителями по потребностям.
  • Участие родителей в создании развивающей среды.
  • Беседа «Как организовать труд детей дома».
  • Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе».
  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

Апрель

  • Беседа на тему «Трудные дети».
  • Консультация «Причины плоскостопия и пути его профилактики».
  • Консультация «Гимнастика исправит плоскостопие»
  • Беседа с родителями об использовании нетрадиционных средств в изобразительной деятельности.
  • Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
  • Беседа – опрос «Самочувствие вашего ребенка».
  • Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!»
  • Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр на прогулке.
  • Памятка для родителей «Как предупредить авитаминоз весной».
  • Привлечь родителей к субботнику на участке группы.
  • Беседа «Как одеть ребенка весной».
  • Наглядная информация «Весенние стихи», «Приметы и пословицы о весне»
  • Беседа на тему: «Берегите нервную систему ребенка».
  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

Май

  • Родительское собрание «Наши успехи и достижения».
  • Беседа «Как уберечься от укусов насекомых».
  • Информация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».(Солнечные и воздушные ванны, профилактика теплового удара).
  • Беседа «Осторожно: тепловой и солнечный удар».
  • Консультирование родителей по вопросам профилактики кишечных инфекций.
  • Беседы с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.
  • Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни.
  • Рекомендации по совместной деятельности с детьми.
  • Привлечь родителей к благоустройству территории детского сада (посадка цветов на клумбе, работа на огороде и т.д.).
  • Беседа с родителями об активном отдыхе детей в летне - оздоровительный период.
  • Предложить родителям принять участие в сборе игрушек, не нужных дома, для игр на прогулке.
  • Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.

Перспективный план работы с родителями в средней группе « Капитошка »

на 2017-2018 учебный год

Сентябрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

«Режим дня», «Задачи на новый учебный год», «Нам 4 года!».

памятка, консультация.

Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление.

Родительское собрание

- «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год. Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет »

Объявление - приглашение

Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, Обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год.

Октябрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Понимаем ли мы друг друга

Консультация - папка

Консультация

Выставка поделок из природного материала «Осенний натюрморт»

Фотовыставка: «Осенняя мозаика»

фотовыставка

Познакомить с наилучшими фотографиями, помочь родителям в оформлении.

Ноябрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

  • Консультация: « Русская мудрость о воспитании»

консультация

Приглашение

Семейный конкурс «Наши чувства» - изготовление коллажа по мотивам русских народных сказок »

День открытых дверей, посвящённый Дню матери

Объявление - приглашение

Декабрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация, памятка

Январь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация, памятка

«Мой микрорайон» -

Выставка по ПДД

Февраль

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация, памятка

Родительское собрание:

Приглашение - объявление

Организация фотовыставки.

Март

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация, памятка

Приглашение - поздравление

Проект «Сказка для всех!»

Продолжать приобщать семьи к театру, разв.желание поучаствовать в совм. Театр. деят Восп. Активн. и любовь к театру

Апрель

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

консультация

Приглашение - объявление

Приглашение,

Май

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Итоговое общее родительское собрание:

«Здравствуй, лето». Подведение итогов учебного года

средней группы»

«День именинника!»

Консультация: «Показатели успешности обучения ребёнка средней группы»

консультация

Дать информацию о показателях успешности обучения детей среднего дошкольного возраста

Перспективный план работы с родителями в старшей группе « Капитошка »

на 2018-2019 учебный год

Сентябрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Совместная подготовка к учебному году.

«Режим дня», «Задачи на новый учебный год», «Нам 5 лет!».

Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.

Духовно-нравственное воспитание у детей дошкольного возраста

Памятка, консультация.

Помочь родителям раскрыть возрастные особенности!

Фотовыставка «Вот оно какое, наше лето!!!»

Выставка, оформление.

Родительское собрание

- «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год ».

Объявление - приглашение

Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к созданию мини- музея «Русская изба», участию во всех мероприятиях. Обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год.

Октябрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Понимаем ли мы друг друга

Консультация - папка

Помочь родителям раскрыть познавательные способности у детей

Консультация «Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи»

Консультация

Дать углублённые знания о закономерностях развития детской речи.

Выставка поделок из природного материала «Дары осени»

Объявление, выставка поделок

Привлечь родителей к оформлению выставки, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для участка.

фотовыставка

Привлечь родителей к совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Ноябрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации программы «Русская изба»».

консультация

Помочь родителям в воспитании детей.

Родительское собрание «Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье»

Приглашение

Приобщать детей к духовно-нравственному воспитанию

Семейный конкурс «Наши чувства» - изготовление коллажа по мотивам русских народных сказок»

Коллаж по мотивам русских народных сказок

Заинтересовать родителей в конкурсе, раскрыть значение сказок в нравственном воспитании малышей.

Развлечение и выставка посвящённый Дню матери

Объявление - приглашение

Порадовать в День матери мамочек поделками, сделанными своими руками

Декабрь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

«Почитай мне мама..» конкурс чтецов.

Разучивание стихотворений про зиму.

Привлечь родителей к активной совместной деятельности с ребенком дома.

Совместный праздник «Новогодняя сказка»

Приглашение – объявление, поздравление

Получить положительные эмоции от праздника, воспитывать сплочённость, коммуникабельность.

Конкурс новогодних поделок «Зимняя сказка»

Объявление, советы по изготовлению поделок.

Приобщить малоактивных родителей к совм. групповой деят. дать возм-ть всем семьям проявить тв-во, восп. желание порадовать всех на празднике, сплочённость.

Консультация: «Нравственно- патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»

Консультация, памятка

Раскрыть актуальность нравственно-патриотического воспитания у дошкольников.

Январь

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация «Воспитание сказкой»

Консультация, памятка

«Мой микрорайон» - конкурс- выставка рисунков по ПДД.

Выставка по ПДД

Приобщать родителей к совместному творчеству в семье

Февраль

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании »

Консультация, памятка

Помочь родителям воспитывать у ребят интерес к изобразительной деятельности и

Родительское собрание:

«Без напоминаний и с удовольствием»

Приглашение - объявление

Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания.

Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы»

Организация фотовыставки.

Привлечь мам и детей к оформлению выставки. Поздравления ко дню защитника Отечества

Март

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Консультация: «Мы любим рисовать» «Как правильно организовать рабочее место»

Консультация, памятка

Помочь родителям в правильном выборе изоматериала

Оформление фотовыставки: “Самые обаятельные и привлекательные!”.

Оформление семейных газет « Любимые женщины».

Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Приглашение - поздравление

Формировать у родителей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции

Театральный фестиваль «Сказка для всех!»

Приглашение на театрализованный вечер с участием детей и родителей, оформление проекта.

Продолжать приобщать семьи к театру, развивать.желание поучаствовать в совм. Театр. деят Восп. активн. и любовь к театру

Апрель

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

консультация

Семейный творческий конкурс: «День победы»

Приглашение - объявление

Способствовать патриотическому воспитанию дошкольников

День открытых дверей для родителей.

Приглашение,

Список мероприятий в День открытых дверей.

Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, на занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.

Май

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Родительское собрание «Прошел еще один год. Наши достижения». Подведение итогов учебного года

Статьи: “Что должен знать и уметь выпускник

средней группы»

“Как организовать летний отдых детей”, памятки

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.

Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

Фотографии, приглашение - объявление

Сплотить на совместном развлечении коллектив группы и поздравления всех именинников! Получить эмоции от встречи.

Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника в летний период», «Чем и как занять ребенка летом?».

консультация

Дать информацию о правилах безопасного поведения в летний период.


«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение о клубе «Семейная гостиная»

ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение временного пребывания

1. Общие положения.

1.1. Клуб «Семейная гостиная» является структурным подразделением комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг на встречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности социально-психолого-педагогической работы отделения временного пребывания, объединяющих родителей общими интересами, к общению друг с другом, к сотрудничеству с педагогами, специалистами по работе с семьей.

1.3. Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность за счет бюджетных средств учреждения на основании Устава ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

1.4. Клуб «Семейная гостиная» создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Администрации ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

2.2. Задачи:

3. Управление Клубом «Семейная гостиная».

3.1. Общее руководство Клубом «Семейная гостиная» осуществляется Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

3.2. Руководство деятельностью Клуба «Семейная гостиная» осуществляют руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

3.3. Органом коллективного управления Клубом «Семейная гостиная» является общее собрание Клуба.

3.4. Ответственность за содержание деятельности Клуба «Семейная гостиная» несет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

4. Материальная и финансовая база Клуба «Семейная гостиная».

4.1. Помещение, оборудование, мебель для работы Клуба «Семейная гостиная» предоставляет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

4.2. Руководители Клуба «Семейная гостиная» несут ответственность за сохранность предоставленных материальных ценностей, за соблюдение установленного Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» порядка и режима работы.

4.3. Финансовая поддержка Клуба «Семейная гостиная» обеспечивается Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и спонсорской помощью.

Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная»

Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

Задачи:

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Условия реализации Клуба

Место проведения – ГБУ КО СРЦН «Ровесник»

Сроки реализации – Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение реабилитации несовершеннолетних воспитанников отделения. Запланировано 6 тематических встреч, но по запросу родителей могут быть дополнительные заседания.

Время – Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Оборудование – комната психологической разгрузки, коврики, кресла, столики, доска.

Материалы и инструменты – магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Количество участников – 5-10 человек.

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:

  • позитивный настрой;
  • отсутствие назидательности и нравоучений;
  • «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются зав.отделением, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, мед.персонал, инструктор по физ-ре и ЛФК.

Работа Клуба «Семейная гостиная» реализуется в рамках комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг навстречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако возможности Клуба достаточно широки, предложенную структуру, методы и формы можно использовать как отдельное направление в работе с родителями.

Тема заседания №1 – «Наши дети» (Приложение 1)

Цель

Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.

Практическая часть

В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

2) ролевые игры;

Обратная связь

Возможные формы организации:

2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»

3) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №2 – «Мама, папа, я – вместе мы здоровая семья»

Цель

Активное включение родителей и детей в содружество «врач-педагог-семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха.

Практическая часть

В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «Весёлые эстафеты»

Обратная связь

Возможные формы организации:

1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»;

2) буклет «Сохраним главное…»;

4) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №3 – «Я родитель, а это значит»

Цель

Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Ознакомление с родительскими обязанностями и правами ребенка, с видами жестокого обращения и насилия несовершеннолетних детей, для обсуждения предлагаются тезисы, позволяющие родителям «проанализировать и протестировать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания.

Практическая часть

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации: интеллектуальные соревнования «Права и обязанности».

Обратная связь

Возможные формы организации:

– буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!»

– вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №4 – «Рецепт счастья – «Большая семья – большая радость»

Цель

Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «совместное рисование»;

– общий танец в круге, хороводы и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

Тема заседания №5 – «Мы вместе» (Приложение 2)

Цель

Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества больших семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнивания». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «шумовой оркестр»;

– общий танец в круге, хороводы;

– совместное пение под караоке и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– анкета о работе Клуба «Счастливая семья»

– пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Тема заседания №6 – «Семейные ценности» (Приложение 3)

Цель

Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.

Практическая часть

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– танцевальные и вокальные номера;

– совместное пение под караоке и торжественное чаепитие.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»

– пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Литература:

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
  4. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
  7. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
  9. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.

Проект в старшей группе, совместный с родителями, на тему «Воспитание сказкой»

«Сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых немыслимо
благородство души, сердечная чуткость
к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем»
(Сухомлинский В. А.)

Актуальность
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что у моих воспитанников - детей группы наблюдется низкий уровень интереса к русской народной сказке, так как в семье отдается предпочтение просмотрам зарубежных мультфильмов, а русская народная сказка, особенно в книжном варианте, остается забытой и практически не участвует в воспитании детей. Данный печальный факт подтвердило и анкетирование родителей, показавшее, что в семье чтению сказок и детских книг, уделяется недостаточно времени. Поэтому, актуальной становиться задача - объединение усилий педагогов и родителей по привитию и сохранению устойчивого интереса у детей с ЗПР к русской народной сказке и определение её средством воспитания, развития и обучения дошкольников. Как, воспитатель детского сада, на протяжении многих лет в своей работе активно использую древний педагогический метод – сказкотерапию, и считаю его особенно эффективным в работе с детьми, так как сказка является увлекательным, интересным, доступным, ненавязчивым средством, способным решить целый спектр задач духовно-нравственного содержания:
познание окружающего мира, расширение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
развитие психических процессов: память, речь, наглядно-действенное и образное мышление, зрительное воображение, слуховое восприятие, внимание;
формирование коммуникативных навыков, межличностных отношений;
развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
развитие речевого творчества с учетом индивидуальных способностей детей;
формирование нравственных качеств: дружба, доброта, уважение, честность, взаимопомощь, ответственность.
формирование умения оценивать поступки окружающих людей, на примере сказочных героев;
формирование семейных ценностей: уважение и любовь к родителям, к семейному очагу, родной природе, Родине; формирование начала гражданственности.
формирование представлений о многообразии литературных жанров: авторские сказки, народные сказки; русские народные сказки.
формирование умений сотрудничества в коллективном труде, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Одно из основных направлений современной педагогики нацелено на формирование у дошкольников духовно-нравственных качеств, в том числе и у детей с задержкой психического развития. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением культурных традиций, исторической преемственности поколений и воспитанием бережного отношения к историческому наследию России.
Одно из ценных наследий и сокровищ россиян – это русская народная сказка, которая одновременно является благодатным и не заменимым источником воспитания ребенка-дошкольника. Ведь дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а также это возраст, когда в нем закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. Если сказка правильно подобрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей и будет способствовать формированию духовной нравственности в сознании маленького человека. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о взаимоотношениях в семье, о трудолюбии и взаимопомощи; о связи человека с природой, с предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, дружба и предательство, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, то есть доступная пониманию ребенка. Русские народные сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными, а вызовет желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к познанию. В результате сопереживания, познания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких читателей.
На современном этапе ДОУ активно решает задачи по духовно- нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослому ребенок приобретает первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный.
Сказка, как древний метод педагогического воздействия ненавязчиво учит детей различать добро и зло, помогает усваивать нормы и правила поведения в обществе, формирует семейные ценности. С помощью народных сказок дети получают первичную информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Любая форма работы со сказкой изначально ориентирована на социально-педагогический эффект, то есть - обучает, воспитывает, развивает, побуждает к деятельности и даже лечит. Поэтому русская народная сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и остаться с ним на всю жизнь. Данному проекту определена важная роль и место в образовательном процессе, так как он направлен на признание родителями моих воспитанников, русской народной сказки - важным «помощником» в обучении и воспитании дошкольников; в понимании, что сказка – это не только развлечение, но и извлечение положительного урока.
Условия реализации проекта:
Активное участие всех детей, родителей и педагогов старшей группы в реализации проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проблемы: У детей старшей группы наблюдается низкий уровень интереса к русской народной сказке.
Объект исследования: осуществление практических мероприятий по приобщению детей к русской народной сказке.
Предмет исследования: процесс формирования у детей старшей группы З интереса к русской народной сказке.
Название итогового мероприятия, форма: спектакль совместный с родителями «Воспитание сказкой».
Цель проекта: Формирование устойчивого интереса и воспитание любви к русским народным сказкам, как средству духовно-нравственного развития дошкольников.
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие на НОД и в свободное от занятий время, а также дома совместно с родителями.

Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Учить детей внимательно слушать сказки (чтение книг, аудиозаписи) и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
2. Учить детей характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
3. Учить детей пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
4. Учить детей собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
5. Обучать с помощью сказок диалогической и монологической видам речи.
6. Обучить складыванию фигурок оригами – героев русских народных сказок.
7. Обучать навыкам владения различными видами театра: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, театр-оригами.
8. Закреплять умение определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
9. Закреплять счет в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
10.Учить детей рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику посредством настольных дидактических игр, складывания фигур оригами, различных видов театра.
2.Развивать способность подражать сказочным героям (звукоподражание, жесты, мимика).
3. Развивать творческие способности детей и родителей через различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др).
4. Развивать память, речь, слуховое восприятие, фантазию, воображение.
5. Развивать познавательные способности детей (экспериментировать, наблюдать, описывать, сравнивать).
Воспитательные:
1. Прививать детям любовь к чтению русских- народных сказок.
2. Формировать у детей интерес к драматизации русских народных сказок.
3. Воспитывать у детей чувство сострадания к положительным сказочным героям.
4.Формировать нравственные качества: доброту, сострадание, взаимопомощь, дружбу, коллективизм, честность.
5. Формировать у детей дружеские взаимоотношения в группе.
6. Воспитывать уважительное отношение к маме, родителям, к своей семье.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Для родителей:
1. Создать благоприятные условия для развития ребенка в семье – сбор детской библиотечки сказок.
2. Сформировать потребность в систематическом семейном чтении сказок.
3. Сформировать привычку обсуждать с ребенком прочитанное
художественное произведение.
4. Принять активное участие в творческих выставках по теме проекта.
5. Самостоятельно развивать дома совместное творчество с детьми.
6. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
7. Интересоваться жизнью группы своего ребенка, принимать в ней активное участие.
8. Принять участие в изготовление атрибутов к спектаклю «Старая сказка на новый лад».
Для педагогов:
1. Развивать творческий потенциал каждого ребенка;
2. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Направления работы по проекту
1. Методическая работа педагогов:
Анализ проблемы; подбор литературы по теме проекта, выбор методов работы над проектом; разработка плана работы по проекту, разработка анкет; обобщение опыта работы над проектом.
2.Формы работы с детьми в ДОУ:
Решение поставленных задач через практическую деятельность: НОД, беседы, чтение и слушание сказок, драматизация, игра, продуктивная деятельность в вечернее время.
3.Формы работы с родителями: привлечение родителей к участию в проекте с помощью бесед, информационно-наглядной агитации; организация практической деятельности.

Ход работы над проектом.

1 этап проекта - организационно-подготовительный Сотрудничество с родителями:
1. Анализ проблемы.
2. Подбор и обзор литературы по теме проекта.
3. Разработка плана работы по проекту.
4. Подбор методов работы над проектом.
5. Разработка анкет для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
6. Разработка консультаций для родителей на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских народных сказок», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»
7. Беседа с родителями о серьезной проблеме в воспитании детей и необходимости реализации проекта.
8. Анкетирование родителей. Подведение итогов анкетирования.
9. Заинтересовать родителей предстоящей работой над проектом.

2 этап проекта – практический
1. Формы работы с детьми:
1 . Чтение русских-народных сказок перед сном, в вечерние часы. Беседы по содержанию сказок.
2. Беседы с детьми на темы: «Какие сказки мне читали дома», «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой».
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка» и др).
4. Чтение сказок с использованием театров: настольного, пальчикового, бибабо.
5. Обучение детей рассказыванию сказок, с помощью мнемотаблиц.
6. Внесение новых дидактических игр по мотивам русских народных сказок. Обучение игре с учетом индивидуальных возможностей детей.
7. НОД - рисование, лепка, аппликация на темы: «Герои русских народных сказок»
8. Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок».
9. Раскраски по сюжетам русских народных сказок (в вечерние часы).
10. Распределение и разучивание ролей для спектакля «Старая сказка на новый лад».
11. Экспериментальная деятельность «Строительство избушки для Лисы из ледяных кубиков».
12. Лепка «Мебель для трех медведей», «Посуда для трех медведей»;
13. Конструирование. Обучение детей технике оригами-создание сказочных героев для театра «Оригами».
14. Драматизация сказки «Теремок» для родителей группы (театр Оригами).
15. Викторины по мотивам русских народных сказок.
16. Участие детей в интернет-конкурсах на тему «Сказки».
17. Этические беседы о дружбе, взаимопомощи на основе сказок, слайдпрезентаций, иллюстраций.
18. Участие детей в литературной викторине ДОУ «Путешествие по сказкам».
19. Экскурсия в библиотеку МАДОУ, детскую городскую библиотеку.
20. Строительные игры «Избушки для зайчика и лисы»; «Теремок для зверей», «Мебель для трех медведей».
21. Корригирующая гимнастика на оздоровительной дорожке «Сказка Теремок».

2. Формы работы с родителями:
1. Акция с участием родителей группы по сбору русских народных сказок для групповой библиотечки - «Подарите детям сказку».
2. Создание домашних библиотечек сказок.
3. Совместное творчество детей и родителей – участие в выставке «Мой любимый сказочный герой».
4. Обучение родителей технике оригами для создания домашних театров (Мастер-класс).
5. Совместное творчество детей и родителей – создание книжки-самоделки на тему: «Моя любимая русская народная сказка».
6. Изготовление оздоровительной дорожки по сказке «Теремок».
7. Изготовление атрибутов к спектаклю «Воспитание сказкой».
8. Участие родителей в спектакле (роль Волка).
3 этап проекта – заключительный
1. Итоговое мероприятие проекта – Спектакль с участием детей и родителей «Старая сказка на новый лад».
2.Обобщение опыта по реализации проекта.
3. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
4. Вынесение благодарности родителям, принявшим активное участие в проекте.
5. Опрос родителей о результате совместного проекта.

Продукт проекта:
1. Большинство родителей осознали значимую роль русской народной сказки в воспитании детей.
2. У детей возрос интерес к чтению русских народных сказок; дети
научились внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по их
содержанию.
3. Родители создали и пополнили домашние библиотечки русскими народными сказками.
4. Большинство детей научились характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
5. Часть детей научилась пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
6. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
7. Большинство детей научились исполнять диалоги и монологи самых известных сказок: («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
8. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились складывать фигурки оригами – героев русских народных сказок.
9. Дети стали бережнее относится к книге.
10. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
11. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились соотносить количество сказочных героев на картинке с соответствующей цифрой в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
12. У детей сформировался устойчивый интерес к игре с использованием различных видов театра, к драматизации сказок.
13. Часть детей научилась рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
14. У детей стали активнее проявляться нравственные качества по отношению друг другу: доброта, сострадание, взаимопомощь, дружба, коллективизм, честность.
15. В группе пополнилась предметно - развивающая среда: библиотечка, дидактические игры, мнемотаблицы, поделки, книжки-самоделки, игрушки-сказочные герои, театр оригами.
16. Дети и родители были вовлечены в совместную творческую деятельность.
17. Дети, задействованные в спектакле, выучили слова героев.
18. Большинство детей научились конструировать, рисовать, лепить по образцу воспитателя предметы и героев из русских народных сказок.
19. В группе укрепились взаимоотношения между детьми.
20. Дети и педагог получили дипломы победителей интернет-конкурсов на темы «Русские-народные сказки».





- Театр бибабо;
- Настольный театр;
- Пальчиковый театр;
- Театр оригами;



- Ширма;

- Уголок ряженья.


2. Методическая литература:
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1 / Под общей редакцией С.Г.Шевченко.
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
- «Ознакомление детей с художественной литературой»;
- « Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
- «Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
- «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г.

Итоговое мероприятие к проекту: Спектакль «Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят»
Автор (воспитатель 1): В мире много сказок, грустных и смешных И
прожить на свете нам нельзя без них. Впрочем, сказочки начало вышло
старомодное,
вот и песня зазвучала, ну почти народная:
Коза (воспиатель 2): Ой, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки
В поле я иду за капустою, может волк прийти, сердцем чувствую. Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.
Вы на семь замков запирайтеся, лишь на голос мой откликайтеся, ой, боюсь за вас я ребятушки, ох, не вышли бы обознатушки.
Козленок (Дима): Не волнуйся мамочка, будет все в порядке, знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий.
(Коза уходит)
Только мама за порог, не прошел и миг серый волк перед избою, тук как тут возник.
Волк (стучит в дверь): Отворите поскорей мамаше дверь, я устала, я голодная как зверь. Вас поила, я поила молоком, а теперь мой голос даже не знаком.
Козленок (Артем): Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь.
(Волк уходит)
Жил петух – вокала мастер и творил он чудеса, мог зверям дарить на счастье он любые голоса.
Волк (голосом козы): Открывайте маме дверь, я голодная как зверь.
Лишь пропел он эту фразу, волка в дом впустили сразу загорелся волчий взгляд.
(волк входит в дом под фонограмму «Песня волка»)
Волк: «Баста карапузики! Кончилися танцы».
Козленок (Надя): Дядя Волк ты нас послушай: «Нельзя слабых обижать, ну а если хочешь кушать - пирожки ты можешь взять.
Волк (заинтересовавшись): А с чем пирожки то у вас?
Козлята (Аня): Пирожки у нас с брусникой, и с капустой, с голубикой.
А еще мама – Коза их с любовью испекла,доброту, тепло вложила и про ласку не забыла. Проглотил злодей пирог 1,2,3 и волк не волк. Волк: Ой, что это со мной? я теперь совсем не злой!
Не буду больше слабых обижать! А буду вам козлятки помогать! Хотите научу вас петь, хоть наступил мне на ухо медведь.
(Волк уводит козлят на лесную полянку, козлята усаживаются на пенечки, волк наигрывает им мелодию)
Что с козлятами случилось, я оставлю «на потом» А коза, что отлучилась, наконец вернулась в дом.
Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? на кого ж меня вы покинули? Не послушались своей матушки, Получилися обознатушки.
(Коза плачет, прислушивается к звукам гитары и идет на этот звук) Автор: Пред козою на поляне дружно здравствует народ Пред козою на поляне Волк с козлятами поет.
Коза (удивленно): Да друзья сказать осмелюсь, не видала никогда,чтоб козлята с волком спелись ведь они его еда. В чем причина не пойму? От чего и почему?
Волк: Пирожки твои я съел вот и сразу подобрел! Добро, помощь и забота - вот теперь моя работа!
Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

Ресурсное обеспечение проекта.
1. Организация предметно-пространственной среды в группе.
- Уголок книги – библиотечка с подборкой русских-народных сказок;
- Сборник мультфильмов русских-народных сказок;
- Слайдпрезентации по сказкам;
- Разные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый), ширма;
- Иллюстрации по сюжетам русских-народных сказок;
- Уголок художественного творчества;
- Серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок;
- Маски, шапочки сказочных героев;
- Уголок ряженья.
- Раскраски по мотивам русских-народных сказок.
- Оздоровительная дорожка по сказке «Теремок».

2. Методическая литература:
1. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - под редакцией С.Г.Шевченко.
2.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
3. «Проектная деятельность в детском саду» под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
4.«Ознакомление детей с художественной литературой»;
5.« Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
6.«Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
7.«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
8. «Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т.С. 2015 г.
11
3. Атрибуты к спектаклю: костюмы героям, гитара, лавка, коврик, печь, стол, самовар, блюдо с пирожками, корзина с капустой, дерево, дверь, ширма, деревья.

.Материал предназначен воспитателям для работы с родителями. Желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия! Всем желаю здоровья и семейного счастья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39.

СЕМЕЙНАЯ ГОСТИННАЯ

«СЕМЬЯ – ЭТО СВЯТОЕ»

Воспитатель Бондаренко Т.А.

2017.

Семейная гостиная.

«Семья – это святое»

воспитатель: Бондаренко Т.А..

Задачи.

  • Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и родителями, основанные на доверии.
  • Развивать область правовых знаний детей и родителей.
  • Воспитывать любовь и уважение к семье.

Предварительная работа. Беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях; рисование родителями и детьми членов семьи; изготовление родителями цветов, на лепестках которых написаны ласковые обращения к ребенку; оформление зала плакатами с пословицами о семье; разучивание стихов, песен, танцевальных движений; музыкальное оформление.

Оборудование: дидактическое пособие «Дерево». Корзинка, карточки с изображением различных предметов, стеклянный фонарь, свеча, столы, сервированные для чаепития.

Ход встречи:

Воспитатель. Уважаемые родители! Мы рады встречи с вами в семейной гостиной. Постараемся ответить на вопросы, которые интересуют не только взрослых, но и детей: что такое семья? Счастье? Домашний очаг? (Ответы родителей).

Демонстрация домашнего задания «Цветок – ласковый лепесток» (выполняют родители).

Воспитатель. Посмотрите, как уютно и тепло стало в нашей гостиной! От улыбок, добрых слов улучшается настроение, распускаются цветы на деревьях. Наше дерево предлагаю украсить самыми красивыми цветами, которые вы сделали дома (родители украшают дерево). Посмотрите, какие замечательные дети – цветы растут в ваших семьях! Представьте, пожалуйста каждый свой цветок.

Родители свой цветок, в середине которого – фотография ребёнка, а на каждом лепестке написаны ласковые слова, которыми они называют своих детей например «солнышко». «рыбка», «зайчик», «любимый», «золотой» и т.п.

Воспитатель. Как приятно, когда к тебе ласково обращаются! Значит, тебя любят!

Блиц-опрос для детей.

Воспитатель. Дети - цветы жизни они обычно похожи на своих родителей. Обратимся к детям и узнаем, на кого они похожи.

Воспитатель обращается к каждому ребёнку. Затем кто либо из детей читает стихотворение.

Ребёнок.

Улыбаюсь я как мама, так же хмурюсь я упрямо!

Так же хмурюсь я упрямо

У меня такой же нос

И такой же цвет волос

Ростом ниже я,

Но всё же и глаза у нас похожи,

Даже папа мне сказал: «Просто мамины глаза!». О. Дриз

Воспитатель. Порой взрослые нуждаются в поддержки и одобрении со стороны своих детей. Я хочу пригласить в круг родителей. Предлагаю им похвастаться своими достижениями или умениями, а мы вместе с детьми поддержим их словами. Например: «мама говорит: «Я умею танцевать!», а мы все вместе отвечаем: «Это здорово!» (родители по очереди рассказывают о своих умениях и способностях). Наверное, для многих детей стало открытием, что их родители такие умелые, способные, рукодельные – одним словом, замечательные.

Игра-ассоциация «Лукошко» (проводиться с детьми).

Воспитатель. Продолжая разговор о семье и семейных отношениях, хочу предложить ещё одну игру. В этом лукошке я собрала карточки с изображением различных предметов. Сейчас каждый ребёнок выберет себе одну карточку и ответит на вопрос: как этот предмет связан с семьёй, домом, семейными отношениями? Например: «Мне достался стол. По вечерам вся семья собирается за столом» (дети рассказывают, родители им помогают).

Совместный танец детей и родителей (произвольный)

Воспитатель. Пришло время отдохнуть и повеселиться. Сейчас родители увидят, какие их дети красивые, веселые, любимые! А дети покажут танец и пригласят родителей к ним присоединиться. Чтобы перейти к следующему упражнению, сначала хочу побеседовать с детьми. Дети попробуйте нам взрослым дать ответы на такие вопросы: что такое семья? Назовите членов семьи; какие отношения должны быть в семье7 как родители должны относиться к детям? Как дети должны относиться к родителям? Какой у тебя папа? Какая мама? (высказывание детей) . Спасибо! Как много интересного и важного мы услышали от наших маленьких членов семьи! Уверена, дети могут научить нас чему то ценному, важному и даже дать полезный совет.

Психологическое упражнение «Имя качества» (проводится с родителями).

Воспитатель. Теперь попросим родителей рассказать о характере своих детей. Выполнять это упражнение нужно с одним условием – называть качество характера с той же буквы, что и имя вашего ребенка, например «Мой Саша – смелый», «Моя Настя – надежная».

Воспитатель. О семье о любви к детям, об уважении к членам семьи написано немало замечательных песен и стихов. Давайте послушаем, как их исполняют дети. (Дети читают стихи: «Если был бы я девчонкой» Э Успенский; «Если бабушка сказала» М.Танич; «Что такое семья» Е. Василий)

Дети исполняют песню «Моя семья» (муз. И сл. Е. Гомоновой).

Психологический этюд «Свеча». (проводится с детьми и родителями).

Все приглашаются в центр зала. Родители образуют внешний круг, дети встают во внутренний лицом к родителям. Ведущий зажигает свечу, ставит её в стеклянный фонарь. Звучит тихая инструментальная музыка.

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Я зажгла эту свечу как символ домашнего очага, домашнего тепла. Пусть она согреет каждого из вас! Настал тот момент, когда вы, дети и родители, можете обменяться своими желаниями или просто сказать друг другу что то хорошее, сокровенное. (Фонарь передаётся по кругу. Дети говорят свои пожелания родителям, а родители детям.)

Воспитатель. Желаю, чтобы дети никогда не огорчали своих родителей, а родители всегда понимали своих детей. Не оставляйте друг друга без внимания и участия! Всем желаю здоровья и семейного счастья.