Введение.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьника. Лето для них – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным ценностям, совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Рис. 1
Детский контингент в условиях лагеря – это дети 7–15 лет из семей разного статуса. И именно лагерь, включая разновозрастных детей в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы, как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, “расшатывание” традиционных позиционных ролей.
Рис. 2
Рис. 9
Цели и задачи.
Цель программы: создание условий для развития индивидуальных способностей, ценностной ориентации, коммуникативных навыков и физического оздоровления детей через организацию досуговой деятельности.
Задачи программы:
- Обеспечить общественно-значимый для детей досуг и отдых.
- Помочь каждому ребёнку найти своё место в коллективе и раскрыть свой потенциал.
- Воспитать уважение к нормам коллективной жизни.
- Формировать культуру общения.
- Организовать активное общение детей с природой и воспитать экологическую культуру.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
Форма реализации целей и задач.
Организация смены в виде сюжетно-ролевой игры по теме названия смены “Солнышко”, участниками которой становятся все желающие дети. Тема развивается в течение всей смены: каждый отряд собирает лучики для отрядного солнца. Чьё солнце в конце смены будет ярче сиять, тот отряд – “солнышко” всей смены.
Рис. 3
Рис. 4
Педагогическое обеспечение игровой модели:
- Многообразие предлагаемых форм деятельности.
- Возрастной подход в разработке дел, заданий, конкурсов.
- Систематическое информирование о результатах, достижениях.
- Добровольное участие во всех делах.
- Максимальное включение детей в различные формы деятельности.
Концептуальная основа программы.
Концептуальной основой программы является создание воспитательной системы, которая выполняет следующие функции:
- интегрирующая (объединяет в одно целое различные виды деятельности через сюжетно-ролевую игру);
- регулирующая (обеспечивает динамику развития ребёнка);
- компенсирующая (обеспечивает условия общения, которые не дают ему ни семья, ни школа);
- гармонирующая (создаёт единство истины, добра и красоты);
- социальной защиты и ориентации (создаёт условия психологического комфорта).
Организационный период.
Организационный период – это первые 3–5 дней смены, время адаптации детей и взрослых к новым условиям жизни, освоение территории и знакомство с окружением, осуществляется первоначальное сплочение временного детского коллектива. Это ввод в игру по тематике смены, определение ролей каждого ребёнка в этой игре.
Дети также знакомятся с традициями и законами лагеря, изучают режим дня.
Результатом организационного периода должно стать:
– определение интересов и способностей детей;
– формирование отношений внутри коллектива;
– работа с лидерами отрядов.
Основной период.
Он включает в себя проживание ребёнком определённого отрезка жизни по своему выбору: ребёнок может участвовать в спортивных, досуговых, интеллектуальных, трудовых или экологических мероприятиях. Это период личностной самореализации ребёнка. Каждый ребёнок может попробовать себя реализовать как лидер, участвуя в работе активов:
- “Трудовой десант”,
- “Веселинка”,
- “Ловкие, сильные, смелые”,
- “Защитники природы”,
- “Умники”.
Дети включаются в сюжетно-ролевую игру “Солнышко”. За каждое дело ребёнок может получить “лучик” по определённой системе поощрения.
Результатом основного периода должно стать:
– погружение детей в игровую модель смены,
– анализ наиболее действенных форм и методов работы,
– работа детского самоуправления,
– обеспечение значимого для детей досуга.
Итоговый период.
Итоговый период – это заключительный период смены (2–3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, что их порадовало.
В это период проводится итоговый праздник, вспоминаются наиболее значимые и интересные дела.
Результатом итогового периода должно стать:
– награждение самых активных ребят и самого лучшего воспитателя;
– исследование интересов ребят разного возраста;
– анализ новых форм и методов работы, их результативность
Основные направления деятельности.
Досуговое (развлекательные конкурсы, игровые программы, танцевальные часы, просмотр видео и т.д.)
Рис. 5
Спортивное (турниры, эстафеты, матчи, спортивные конкурсы и викторины, гимнастика, игры на свежем воздухе)
Рис. 6
Познавательное (интеллектуальные игры, конкурсы, викторины).
Рис. 7
Экологическое (наблюдение за природой, игра-путешествие).
Рис. 8
Трудовое (дежурство, трудовой десант).
Механизм реализации программы.
Основным механизмом реализации программы лагеря является сюжетно-ролевая игра. В ходе игры ребёнок сможет проявить себя, свои возможности. Дети разделены по следующим отрядам:
1-й отряд “Веснушки” (досуговый отряд).
2-й отряд “Подсолнушки” (досуговый отряд).
3-й отряд “Лучики” (досуговый отряд).
4-й отряд “Пчёлки” (эколого-трудовой отряд).
5-й отряд “Кузнечики” (спортивный отряд).
Кадровое обеспечение.
Всего сотрудников: 6.
Из них педагоги с высшим образованием: 5.
Со средне-специальным образованием: 1.
Имеющие высшую кв.категорию: 0.
Имеющие 1 кв.категорию: 6.
Методическая работа с педагогическим коллективом.
В течение смены начальником лагеря проводится ряд совещаний по организации и контролю работы воспитателей в лагере. (См. Приложение 1 . )
Система поощрения.
В каждой смене существует накопительная система поощрительных жетонов – “лучиков”, которые собирают ребята вокруг отрядного солнца. “Лучики” имеют свой цвет по направлениям (см. в табл.) В течение всего дня дети получают “лучики”, подписывают их и прикрепляют к отрядному солнцу. В конце смены подводятся итоги, выявляется самый активный отряд и самые активные ребята по разным направлениям.
Рис. 3
Символы и атрибуты.
Российская символика: герб, флаг, гимн.
Название смены: “Солнышко”.
Девиз смены: Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будем мы!
Песня: “Солнечный круг”.
Каждый отряд имеет также своё название, девиз и символику.
Традиции и законы.
Законы:
- Закон “Солнышко” – наш дом, мы все хозяева в нём” – от нас зависит, каким будет наш лагерь, будет ли в нём чисто, уютно, весело и интересно.
- Закон правой руки – если хочешь сказать что-то важное, подними правую руку.
- Закон “ноль-ноль” – всюду и всегда приходить вовремя.
- Закон “делу время, а потехе час” – не забывай и береги время каждый раз.
Традиции:
- Составление летописи.
- Итоговое мероприятие, посвященное закрытию смены.
Режим дня.
№ п/п | Время | Мероприятия |
1 | 8.00 – 8.30 | Приход в лагерь |
2 | 8.30 – 8.45 | Зарядка |
3 | 8.45 – 9.10 | Организационный момент. Инструктажи. |
4 | 9.10-9.40 | Завтрак |
5 | 9.40 – 12.30 | Организация досуга детей (праздники, походы, экскурсии, соревнования) |
6 | 12.30 – 13.20 | Обед |
7 | 13.20 – 13.50 | Беседы, чтение книг, настольные игры |
8 | 13.50 – 14.00 | Инструктаж |
Органы самоуправления.
План работы.
Воспитатели отрядов работают по совместно составленному плану работы в лагере. (См. Приложение 2 .)
Социальное партнерство.
В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как:
- ДДТ Тагилстроевского района.
- Музейно-выставочный центр ОАО “НТМК”.
- Музей– мемориал павшим металлургам.
- Библиотека № 3.
- Центр “Миллосердие”.
Предполагаемый результат.
В ходе каждой смены предполагается:
- Укрепление здоровья детей.
- Психологическая разгрузка детей.
- Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом.
- Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ПБ.
- Получение детьми опыта общения в коллективе.
- Развитие творческих способностей ребёнка.
Используемая литература:
- Закон РФ “Об образовании”.
- Загородный летний лагерь. 1–11 классы/Сост. С.И.Лобачёва, В.А.Великородная, К.В.Щиголь .– М.: ВАКО, 2006.
- Педагогика лета. Сборник методических рекомендаций и разработок./Сост. Н.В.Кравченко. Нижний Тагил, 2006.
- Организация общешкольных мероприятий./Сост. С.А.Цабыбин .– Волгоград: Учитель, 2007.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова .– Волгоград:Учитель, 2007.
- Дубровская Е.Н. Огонь– он и друг, он и враг. Екатеринбург, 2006.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д . Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
Всем большой привет! Меня зовут Евгения Климкович! Доброго времени суток желаю вам и предлагаю обсудить актуальную для этих весенних денечков тему. Давайте поговорим про летние пришкольные лагеря. Слышали про такие? Школьные летние площадки– это отличное решение для тех родителей, которые летом вынуждены работать, а детей без присмотра оставлять не хотят. Поэтому предлагаю рассмотреть их повнимательней со всех сторон, чтобы знать, с чем мы имеем дело и куда свою кровиночку отправляем.
Я о таком лагере впервые узнала весной 2013 года. Моя дочь заканчивала первый класс. И учительница на собрании сделала объявление, что, мол, можно детишек в летний лагерь при школе записать. А так как отпуск мне тем летом не грозил, то Александра моя была в лагерь записана. На один месяц – июнь.
Если честно, на тот момент я не сильно представляла, что такое пришкольный лагерь. Думала, что будет примерно так. Дети, выспавшиеся и довольные лениво приходят в школу. Ну идут в какой-нибудь класс. Там с ними педагог. Потом позавтракают и пойдут гулять. Потом чем-нибудь позанимаются. Пообедают, погуляют и домой. Как оказалось, все намного серьезней.
План урока:
Режим работы
Лагеря, открывающиеся в общеобразовательных учреждениях, работают в режиме дневного пребывания. Это значит, что дети приходят туда утром, и возвращаются домой только вечером. День длится примерно 9 часов (с 9.00 до 18.00) – это время, когда вы как раз находитесь на работе и не имеете возможности присмотреть за ребенком. Однако, стоит учесть, что не все лагеря работают полный день: многие из них закрываются после обеда, а дети, соответственно, остаются предоставленными сами себе и могут в полной мере ощутить вкус свободы. Этот момент желательно выяснить заранее.
В нашем школьном лагере каждое утро в 9 часов начиналась общая линейка, присутствие на которой было обязательным. На линейке дети хором пели гимн лагеря и выслушивали задания на день. Домой они возвращались примерно в 4 часа. Если лагерь работает часов до шести, то для самых маленьких его «жителей» в обязательном порядке должны устраивать тихий час. Для этого некоторые классы переоборудуют в спальни.
Да и еще к вопросу о режиме работы. Наш лагерь работал с понедельника по пятницу. Но есть и такие, где детей принимают 6 дней в неделю.
Смены
Смен, как сейчас помню, было всего две. Одна в июне, одна в июле. По полному месяцу. В августе лагерь не работал. Но от своих знакомых узнала, что смены могут быть и короче по две недели, а где-то по три, так что это еще один вопрос, который нужно заранее выяснить.
Как там все устроено?
Друзья желаю вам всего самого доброго. Детишкам успешно закончить учебный год. И конечно веселых летних каникул!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Лето... Как много ожиданий от этого слова:) Особенно у школьников, которые усердно трудились весь учебный год и теперь хотят заслуженно отдохнуть. Сейчас есть много вариантов организации летнего досуга для детей школьного возраста, и в этой статье мы тоже рассмотрим один из них – летний школьный лагерь!
Летний лагерь в школе – что это?
Как правило, школьные лагеря формируются в летний период на базе школы и подразумевают дневное пребывание детей. Как и в любом лагере, в школьном тоже разработан план развлекательных мероприятий и распорядок дня. Открыть школьный лагерь можно при наличии педагогов, инструкторов физической культуры, квалифицированных специалистов дополнительного образования, организации медицинской помощи, и питания детей. Чаще всего в качестве воспитателей и вожатых выступают учителя этих же школ, в которых открыт лагерь, но также можно встретить лагеря, где работают волонтёры – вожатые, инструкторы, организаторы культурно-досуговых мероприятий и медицинские работники.
Почему родители отдают предпочтение школьному лагерю?
Школьный лагерь – это отличный вариант проведения каникул для детей младшего школьного возраста и для тех, кто недостаточно самостоятелен. Часто можно встретить детей, которые не хотят ехать в загородный лагерь. Причины этого различные – одни боятся жить в незнакомых условиях и в силу застенчивости опасаются новых знакомств, других пугает самостоятельность, ведь в загородных лагерях дети сами ухаживают за собой, стирают и заправляют кровати.
Еще одно преимущество пришкольного лагеря заключается в том, что дети находятся в лагере днем. То есть твой ребёнок каждый день будет под присмотром, а вечером возвращаться домой. Это удобно как для родителей, которые очень обеспокоены времяпрепровождением своего ребёнка, пока они на работе, так и для детей, которые скучают по родителям, друзьям в течение лагерной смены. Так же для есть выделенные кабинеты под «тихий час», где они смогут поспать и набраться сил.
Немаловажной причиной выбора школьного лагеря является небольшая стоимость путевки. Она зависит от того, сколько дней твой ребенок будет пребывать в лагере. Дополнительно могут оплачиваться посещение мест развлечений, таких как парки аттракционов, театры, экскурсии, бассейн и т.д.
Альтернативой школьному лагерю могут также стать в своем городе.
Что делают дети в школьном лагере?
Летний пришкольный лагерь рассчитан на школьников в возрасте от 6 до 14 лет, поэтому все воспитанники делятся на отряды по возрастам, и на основании этого досуг детей различается.
Или на летней площадке дневного пребывания при школе может быть практически любой человек. Но чаще всего это все-таки студенты педагогических вузов, желающие подработать на каникулах и набраться опыта. Именно для них написана эта небольшая статья о том, чем занять Несмотря на то что там действуют общие программы, ребята часто остаются без дела, что чревато различными происшествиями. Организация свободного времени своих подопечных - одна из основных обязанностей вожатого.
Итак, приступим. в лагере?
1. Спорт. Поиграйте в волейбол, бадминтон или футбол. Эти спортивные игры знает каждый. Нежелающие принимать участие пусть будут болельщиками или судьями.
2. Творчество. Здесь все зависит от возраста и пола детей. Младшие школьники с удовольствием будут лепить, рисовать и делать аппликации. С детьми постарше все сложнее. Девочкам понравится разве что плести а парней можно заинтересовать сложным конструктором. Вот только где его взять в лагере?
3. Украсьте помещения своего отряда: нарисуйте плакаты, стенгазету, наклейте фото каждого ребенка, что-то написав про него.
4. Спрячьте клад, а по территории лагеря разложите записки. Каждая из них должна указывать местонахождение следующей, а последняя говорить о том, где лежит "сокровище". Это прекрасный вариант того, чем занять ребенка на каникулах в лагере!
5. Экскурсия или поход. Прежде чем занять детей в лагере этим интересным получите на это разрешение от воспитателя или директора. Они должны знать, когда, где и каким составом вы будете и как скоро вернетесь. Пойти можно встречать рассвет, в ближайший лес или на берег реки или моря. С детьми должно быть несколько взрослых. Придумайте цель похода - снять видео, собрать материал для поделок, повесить кормушки для птиц и т. п.
6. Снимите видеоролик о лагере или вашем отряде. Это можно сделать даже на мобильный телефон. Главное, потом смонтировать это на компьютере в один видеоряд. А может, вы сможете снять целый фильм, написав к нему сценарий?
7. Что отличает от дневной площадки летний лагерь для детей? Мероприятия, которые проходят каждый вечер! Приготовьте всем отрядом танец, сценку или веселую песню!
8. Чем занять детей в лагере еще? Играми! Это могут быть и настольные игры типа лото, шахмат и шашек, так и подвижные: Ниже мы приведем несколько примеров такой активности:
Участники встают в круг. Всем по часовой стрелке присваивается номер: от одного и до... После этого все начинают одновременно хлопать два раза в ладоши, два - по коленям, не останавливаясь. Первый игрок дважды называет свой номер, когда трогает колени, и число другого ребенка, когда хлопает в ладоши. Не теряя общий ритм хлопков, человек, номер которого был назван, называет число свое и другого участника. Главное в игре - не нарушить ритм и не остановиться.
Разделите отряд на команды по 3-4 человека и дайте список заданий. Установите, к какому сроку они должны быть сделаны. Команда, выполнившая все первой, получает приз или освобождается от каких-то обязанностей. Здесь главное - придумать смешные и интересные задания.
Прятки, вышибала, "Море волнуется раз...", "Испорченный телефон" - все эти игры также прекрасный вариант того, чем занять детей в лагере! Дерзайте!